Что значит попразднство рождества пресвятой богородицы
Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы
Схиархимандрит Кирилл (Павлов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, в настоящие дни святая Церковь Христова, а вместе с нею и мы, светло празднует всерадостные, святые дни попразднства Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь вещает нам: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш (Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы). Жена, по слову Христа Спасителя, когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин.16:21), то есть рождение всякого человека в мир доставляет радость и утешение родителям новорожденного и всем родным и близким. И не только рождение, но и самая память о рождении известного члена семейства, его день почти всегда бывает для семейства днем особенной радости и особого, нарочитого празднования. А что касается людей великих, прославивших себя благотворной деятельностью во славу своего отечества, то дни их рождения неизменно радостно празднуются в установленное время даже и после их смерти.
Понятна причина этой радости. Рождение человека всегда есть важное событие — как торжество бытия и жизни над небытием. Но если люди радуются рождению даже обыкновенных людей, почему-либо для них близких, и тем более рождению великих людей в их стране, то сколь велика должна быть радость общая! Ныне же мы вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы, от Которой родился не простой и даже не просто великий человек, но родился Христос Бог наш, Солнце Правды, избавивший нас от греха и рабства владыке греха — диаволу — и даровавший нам вечное спасение, вечную жизнь. Представьте себе путника. Ночь темная, непроглядная застигает его на пути; он сбивается с дороги, не знает куда идти, поднимается буря, идет дождь, холод пронизывает его насквозь, он изнемогает и в отчаянии падает на землю, в страхе и трепете взывая о помощи к Всевышнему Богу, ожидая уже себе смерти. И с каким же неописуемым чувством радости встретит он появление утреннего рассвета, предвозвещающего восход солнца!
Рождество Пресвятой Богородицы в 2021 году: история праздника и что нельзя делать
Москва, 13.12.2021, 16:54:51, редакция FTimes.ru, автор Ксения Кирпик.
Один из великих христианских праздников Попразднство рождества Пресвятой Богородицы посвящен евангельскому приданию о появлении на свет матери Иисуса Христа. Праздник принято отмечать 21 сентября, и в 2021 году оно приходится на вторник.
На Руси культ Богоматери, которая считалось заступницей всех женщин, был очень важен. В давние времена этот день считали бабьими именинами. С празднованием было связано много традиций и запретов, сохранившихся и до наших дней.
Что собой представляет Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы
Христианский праздник, посвященный рождению Девы Марии, имеет один день предпразднства, который выпадает на 7 сентября, и четыре дня попразднства. Так, 21 сентября отмечают Рождество Пресвятой Богородицы.
С давних времен считалось, что рождение ребенка – это всегда Божье благословение. Люди верили: чем больше детей, тем праведнее семья. Однако семья Акима и Анны долгое время не могла стать родителями, несмотря на то, что они всегда помогали нищим и людям с недугами. Они даже успели состариться, а детей Бог им так и не посылал.
Как-то раз Аким отправился в пустыню, чтобы провести это время наедине со своими мыслями и молитвами о рождении ребенка. В это время Анна и ее супруг одновременно увидели Архангела Гавриила, подарившего им благую весть о рождении дочери, которая дарует миру спасение. По возвращению домой Аким узнал, что вскоре станет отцом.
Через 9 месяцев, по новому календарю это 21 сентября, в семье родилась дочь, которую назвали Марией. До трех лет она находилась дома, а затем Аким и Анна, как обещали архангелу, привели ее на служение в храм.
С самого детства Мария помогала нуждающимся людям, и замаливали их грехи. Достигнув 18-летия, девушка вышла замуж за Иосифа, который был уже в возрасте. и мечтать не мог о детях. Однако миссия Марии была предопределена задолго до ее рождения – она стала матерью Иисуса Христа.
Главные традиции и приметы Рождества Пресвятой Богородицы
С самого утра 21 сентября люди отправляются в храм на праздничное богослужение. Многие обращаются в молитвах к Деве Марии и просят ее благословить на рождение ребенка. Также принято просить о здоровье и благополучие в семье.
Люди надевали свою самую лучшую одежду и шли в церковь. Так, необходимо было написать записку с просьбой, и привязать ее к свече, если она сгорала, то Дева Мария все услышала и поможет воплотить просьбу в реальность.
Особое внимание на Руси обращали на приметы, которые помогали определить погоду:
Что нельзя делать на Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
В этот день принято было накрывать столы, которые ломились от угощений, поэтому лучше отказаться от строгой диеты. Остатки еды ни в коем случае нельзя выкидывать, их собирали и отдавали нищим.
Помимо этого, существовали на Рождество Пресвятой Богородицы и другие запреты:
Рождество Пресвятой Богородицы
Событие праздника и его эортологическая динамика
С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах (чудесное произрастание; рождение Эммануила (Богочеловека) от Девы; врата, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты и проч. См.: Ис. 7: 14; Иез. 44: 1–3 и др.).
В Новом Завете содержатся крайне скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. Сведения о событии праздника можно найти в апокрифе II века – Протоевангелии Иакова. Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы в Назарете – Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. А бесплодие считалось знаком гнева Божия (см., напр.: Ос. 9: 14; Иер. 29: 32). Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства. И Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.
Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия»[1]. Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала.
И тогда явился в саду ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой»[2]. Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, 8 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».
Начиная анализ установления рассматриваемого празднования, необходимо вспомнить о том, что Богородичные праздники появляются позднее Господских.
Первые упоминания о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы встречаются на Востоке в V веке – в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439–446), а на Западе – в сакраментарии папы Геласия (492–496). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности. Подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки указанного требника появляются поздно – не ранее VIII века.
В сирийском месяцеслове 412 года не зафиксирован не только праздник Рождества Богородицы, но и ни один из Богородичных праздников (из Господских перечислены только Рождество Христово и Крещение). Под датой 8 сентября здесь стоит следующая память: «Пресвитер Фавст и Аммоний и 20 других мучеников».
Праздник Рождества Богородицы возник, по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви.
Знаменательно, что празднество совершается и иаковитами, и несторианами, которые называют его Рождеством Владычицы Марии. Происходит это, как правило, 8 сентября, хотя в некоторых древних коптских месяцесловах он датируется 26 апреля. Подобный эортологический параллелизм служит признаком того, что праздник появился в Восточной Церкви до отделения от нее многих еретических течений, то есть в V столетии.
Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».
Помечен праздник в Иерусалимском канонаре VII века, по грузинской версии – с явными отличиями от других дней. Праздник поименован в праздничном Евангелии, которое подарено Синайскому монастырю императором Феодосием III (715–717).
В западных месяцесловах праздник впервые упоминается в римском псевдо-Иеронимовом мартирологе VII столетия.
На Западе, должно быть, примерно в это же время выдвинута версия, связанная с датировкой рассматриваемого праздника – 8 сентября. Один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь накануне слышал с неба праздничное пение ангелов. На вопрос о причине ему было открыто, что ангелы веселятся, так как в эту ночь родилась Дева Мария. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы, по примеру небожителей, и на земле праздновалось рождение Святой Девы[3].
Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII столетия, праздник не был там распространен и долгое время вплоть до XII–XIII веков не имел торжественной службы. Лишь на Лионском Соборе 1245 года папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей Западной Церкви, а папа Григорий XI (1370–1378) установил для праздника бдение с постом и особую службу литургии.
Праздник в православном богослужении
Синайский канонарь важен для исторической литургики тем, что в нем для указанного празднования даны паремии, тропарь, апостол, Евангелие и причастен, идентичные современным.
Анализируя отдельные редакции Студийского типикона (Евергетидского, Гроттофератского монастырей и некоторых других), который применялся в обителях и, возможно, в приходских храмах Византии в IX–XII столетий и был воспринят на Руси X–XIV веков, можно обнаружить следующие особенности, отличающие их от нынешнего устава: на «Господи, воззвах» кодифицированы три современные стихиры на шесть; лития на вечерне отсутствует; стихиры на стиховне: первая – синхронная, вторая – стоит на месте современной третьей, а третья – на месте четвертой; «Слава и ныне», глас 2 подобен «Доме Евфрафов». На утрене после Евангелия, как и в другие праздники, положен прокимен «В нощех воздежите руки вашя». Каноны пелись так: в первом каноне в первой, третьей, четвертой и шестой песнях ирмосы по единожды, стихи – по дважды; в пятой, седьмой, восьмой и девятой песнях – и ирмос, и стихи по дважды, поскольку в первых песнях было по три стиха, а в последних – по два. Во втором каноне ирмос и стихи предписаны по единожды. На Хвалитех следовали нынешние три стихиры по дважды. На утрене полагались всегда и стиховные стихиры: в этот праздник стиховны утрени (глас 2) подобен «Доме Евфрафов»[4].
При подобном же сопоставлении синхронного положения с древнейшими списками Иерусалимского устава, на который в XII–XIII веках перешла Греческая, в XIV веке – южнославянские, в конце XIV – начале XV столетий – Русская Православная Церкви, можно найти следующие диахронические изменения: на «Господи, воззвах» повторяются две первые стихиры; из канонов второй одни рукописи указывают петь на шесть и только тропари (без ирмоса), другие, главным образом славянские, предписывают петь его ирмос и тропари по единожды; ексапостиларий праздника – дважды; на литургии на Блаженных полагаются песни только из первого канона.
В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, которое до сих пор отмечается Церковью 8 сентября, имеет один день предпразнства (7 сентября) и четыре дня попразднства, а также отдание (12 сентября).
Святоотеческая экзегеза праздника
Событие праздника Рождества Пресвятой Богородицы заставляло святых отцов задавать вопрос: почему Богоматерь, Корень жизни, родилась от неплодной?
Ответ, который приводится в многочисленных праздничных гомилиях, поражающих, с одной стороны, строгостью богословской мысли, а с другой – вдохновляющих своими красочными описаниями, совершенно ясен: «Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари, в Немже вся состоятся» (преподобный Иоанн Дамаскин)[5].
И, конечно, святые отцы неустанно прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию: «Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово; и слово, не в воздухе носящееся, но – Небесное; не обреченное на исчезновение, но – внемлющих Ему похищающее от гибели; не от движения человеческого языка, но – от Бога Отца превечно рождающееся. Сегодня видима бывает Одушевленная и Нерукотворенная Божия Скиния и Словесный и Духовный Кивот воистину нам “посланнаго с небес Хлеба жизни” (см.: Ин. 6: 32–33)… Сегодня произрос предсказанный в пророчестве (см.: Ис. 11: 2) “Жезл из Корене Иессеова”, от Которого “Цвет изыдет”; Цвет, не подверженный завяданию, но и наше естество – увядшее и посему лишившееся неувядающего места наслаждения – снова призывающий и возводящий к цветению, и дарующий ему вечное цветение, и возводящий на небо, и вводящий в рай; Жезл же – при помощи Которого Великий Пастырь управил словесную паству на вечные пастбища; Жезл – опершись на Который наше естество, сложив с себя древнейшую дряхлость и немощь, легко шествует на небо, оставляя землю внизу для тех, которые склонились долу, как лишенные опоры» (святитель Григорий Палама).
В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» преподобный Андрей Критский также говорит: «Служа пределом закону и прообразованиям, он (праздник Рождества Богородицы. – Г.Б.) вместе служит дверью к благодати и истине. Возвещая славу девства, настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари общую радость. Дерзайте, говорит он, се праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Материю Царя всех – Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти».
Именно поэтому весь человеческий род должен благолепно и многоголосо, всей душой, сердцем и помышлением прославлять Рождество Богородицы: «Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод… Обозрите чудесные дела всемогущего Божественного Промысла, как мудро он извлекает лекарство из того самого, из чего рождаются болезни. Какая радость видеть сегодня рождение Девы – изменение несчастного нашего состояния! Видеть, что отверзаются перед нами врата, которые заключило преслушание! Что нам даруется благодать для достижения того блаженства, которого лишало нас коварство диавола! Какая слава для нас возвыситься до того, чтобы войти в близость с Самой Пресущественной Троицей, дав Отцу Дщерь, Сыну – Матерь и Святому Духу – Невесту! Поистине я дерзаю сказать, мы вынудили Бога быть милостивым и имеем теперь в лице Марии прекрасное ограждение, чтобы далеко отражать от нас стрелы угрожающего гнева» (святитель Илия Минятий).
Праздник в дохалкидонской и западной традициях
Католическое Рождество Пресвятой Богородицы при этом имеет, как все великие праздники, восьмидневное попразднство (octava).
Нужно сказать, что вообще по составу и композиции богослужение Римо-Католической Церкви значительно отличается от православного. Преобладающее место в нем занимают псалмы, а затем чтения библейские и святоотеческие (стоит оговориться, что праздник Рождества Пресвятой Богородицы специальных гимнов не имеет, извлекая их из общей Богородичной службы)[6].
Те и другие предваряются и заключаются отдельными стихами, частью из псалмов и вообще из Библии, применимыми к празднуемому событию. Среди них встречаются стихи и не из Библии, а составленные разными церковными писателями. Данные гимнографические произведения, сопровождающие и псалмы, и чтения, похожие на прокимны православной службы и называемые антифонами («около псалмов») и респонсориями («около чтений») и составляют главный праздничный певческий материал богослужения.
На каждой из главнейших служб – вечерне и утрене (которая делится на ночную службу – nocturnum и утреню в собственном смысле, называемую ad laudes – хвалитны) – празднику также посвящены один-два гимна, соответствующие стихирам.
Кроме того, о праздновании говорят имеющиеся в каждой службе (большей частью по одной) краткие молитвы.
Конечно, имеются и приспособленные к празднику чтения (lectiones). Это сравнительно большие, положенные на утрене (в количестве девяти) и на литургии (из Апостола и Евангелия) отрывки, которые сопровождены стихами, аналогичными прокимну и аллилуарию (graduale и sequentia), а также фрагменты из гомилий святых отцов. На Рождество Богоматери предписаны на утрене первое, второе и третье чтения из первой главы Песни песней; четвертое, пятое, шестое – из слова блаженного Августина; седьмое и восьмое – из комментария блаженного Иеронима на Мф. 1: 1–16, читаемое за литургией; девятое – о мученике Адриане.
На литургии, где «Рождество Марии похваляется из перспективы Ее Богоматеринства и тем самым Рождества Христова»[7], вместо Апостола устанавливаются Притч. 8: 22–35 и уже указанный евангельский фрагмент.
Кроме того, имеются еще – по одному – краткие чтения (capitula) из одного-двух библейских стихов. В рассматриваемом случае они таковы: на вечерне, в конце утрени и на третьем часе – Сир. 24: 10; на шестом часе – Сир. 24: 11–13 («Прежде века от начала Он произвел Меня, и Я не скончаюсь во веки», «Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе, Он дал Мне также покой в возлюбленном городе и в Иерусалиме – власть Моя. И укоренилась Я в прославленном народе, в наследственном уделе Господа»).
Иконография праздника
Образность не является при этом только передачей богословско-литургического содержания праздника, но содержит чрезвычайно субъективные детали, в том числе и бытовые.
Исследователи отмечают, что артефакты доиконоборческого периода (VIII в.) не сохранились, и наиболее древние иконы и фрески относят к X–XI столетиям.
Однако устойчивая имеющая широко распространение изобразительная тематика и композиция косвенно свидетельствуют о том, что иконография Рождества Пресвятой Богородицы существует с ранних времен.
Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304), Киевского Софийского собора (первая половина XI в.), росписи Преображенского собора псковского Мирожского монастыря (XII в.).
На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип рождества без страданий), ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней находится повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко присутствует и Дева Мария в колыбели.
На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.
Большой интерес для эортологической истории представляют клейма, фабула и архитектоника которых характеризуются самостоятельностью. Основные сюжетные линии исчерпывают событийные вехи: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у бесчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима и Анны; благовестие Иоакиму и Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).
21 сентября 2009 г.
[1] Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев, 2004. С. 14.
[4] См. подробнее: Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. С. 44–47; Бернацкий М.М. История праздника Рождества Пресвятой Богородицы // http://www.patriarchia.ru/db/text/40778.html
[5] Здесь и далее цит. по: Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. С. 149–151.
[7] Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2001. Кн. 3. С. 224.
Когда Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы И Всенощное Бдение
Православные люди каждый год 21 сентября отмечают Рождество Пресвятой Богородицы, большой праздник, особый. Предпразднство проводится 20 сентября, накануне, а после Рождества Пресвятой Богородицы есть еще 4 дня попразднства — 22 — 24 сентября.
В праздничный день Церковь велит соблюдать определенные правила. Обязательно нужно посетить службу, во время которой будет упомянута история Рождения Девы Марии.
Всенощное бдение и предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы
Согласно церковным текстам о предпразднстве Рождества Пресвятой Богородицы:
— Плотское рождение Пресвятой Девы «радость возвести всей вселенней», так как в день этот «от корене Иессеова и от чресл Давидовых Богоотроковица Мариам рождается» (тропарь). Рождается преднареченная стать Божественной дверью, через которую и воссияет «Солнце Правды Христос Бог наш», грядущий в мир разрушить клятву Адамову и даровать человечеству вечную жизнь. Вся последующая жизнь Божией Матери сначала была приготовлением к раскрытию на земле этой великой и страшной тайны, а затем Ее служением ей, служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Оно не прекратилось и с концом земной жизни Пресвятой Девы, по успении не оставившей грешного мира и продолжающей оставаться непрестанной молитвенницей за человеческий род и в «предстательствах непреложным упованием» (тропарь предпразднству).
Дата предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы — 20 сентября.
Всенощное бдение совершается под Рождество Пресвятой Богородицы. О чем оно говорит:
История Рождества Пресвятой Богородицы
В Священном Писании описана история Рождества Пресвятой Богородицы. Родителями Девы Марии были Иоаким и Анна, до старости не имевшие об бездетности детей. Для иудейского народа быть бесплодным — позор, кара за грехи. Праведные Анна с Иоакимом оказались бездетными, из-за чего Иоакиму даже не разрешили сделать пожертвование в церкви. Отказ первосвященника прозвучал примерно так:
Огорченный Иоаким решил уйти в пустыню, где держал пост и пребывал в молитвах, просил о чуде. Дома же молилась и постилась Анна. Прошло 40 дней, и им двоим явился Архангел, сообщив благую весть: вскоре они станут родителями, «богоотцами». Иоаким поспешил к Анне, а через 9 месяце та родила дочь, назвав Марией, будущую мать-человека Сына Божьего, Спасителя Иисуса Христа.
В Рождество Пресвятой Богородицы православные молятся перед иконой Божией Матери, просят о:
Молитва к Богородице
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.
О, Пресвятая Богородице! Призри с благосердием на моления нас, грешных и смиренных рабов Твоих, и умоли Бога Сына Твоего, да низпослет нам и всем, притекающим к Тебе, здравие душевное и телесное и вся, яже к вечней и временней жизни потребная, да простит нам всякое согрешение вольное и невольное; да избавит нас от всяких скорбей и болезней, и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша Преблагая, Надеждо наша несокрушимая и Заступнице необоримая! Не отврати лица Твоего от нас, за множество прегрешений наших; но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего, и сотвори с нами знамение во благо. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом; от всякаго же начинания греховнаго и промышления лукаваго отврати нас, да выну славим Пречестное имя Твое и покланяемся честному образу Твоему; и величаем Бога Отца, и Единороднаго Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа, со всеми святыми, во веки веков. Аминь.
В праздник можно есть рыбу с рыбными блюдами, борщ с мясом, голубцы с варениками, пироги.
В предпразднство нужно прятать пчелиные улья на зиму, убирать лук, умываться водой из родника пока не взошло солнце.
Тропарь предпразднству Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4:
От ко́рене Иессе́ева и от чресл Дави́довых / Богоотрокови́ца Мариа́м ражда́ется днесь нам, / ра́достию бо ра́дуются вся́ческая и обновля́ются. / Сра́дуйтеся ку́пно, Не́бо и земля́! / Восхвали́те Ю́, оте́чествия язы́ков! / Иоаки́м весели́тся, и А́нна торжеству́ет, зову́щи: // непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу Жи́зни на́шея.
Кондак предпразднству Рождества Пресвятой Богородицы, глас 3:
Де́ва днесь и Богоро́дица Мари́я, / черто́г безконе́чный Небе́снаго Жениха́, ражда́ется / от непло́дове, Бо́жиим Сове́том, / колесни́ца Сло́ва благоукраша́ется: / на сие́ бо преднарече́ся Боже́ственная Дверь // и Ма́ти су́щия Жи́зни.
Что можно и что нужно делать в Рождество Пресвятой Богородицы
В Рождество Пресвятой Богородицы недопустимы:
В Рождество Пресвятой Богородицы необходимо:
Обязательно в Рождество Пресвятой Богородицы идут в церковь на праздничную службу.