Что значит понятийный аппарат
Как устроен понятийный аппарат?
Чтобы не вводить читателя в заблуждение, в самом начале этого произведения сделаю оговорку по поводу того, что на сегодняшний день никто не знает достаточно хорошо, как устроен механизм, формирующий сознание и понятие. Много существует умозрительных предположений и исследований самых разных научных направлений, но обобщающей теории нет. Умозрение – умение видеть умом – доступно не каждому человеку, поскольку уже предполагает способность к глубокому мышлению. Мышление же – ассоциативный процесс, где сцепленные между собой понятия овладевают вниманием не единовременно – все сразу, а последовательно, следуя одно за другим.
Я хочу поделиться с читателем простой умозрительной схемой возникновения понятийного аппарата в мозге человека, которая кое-что объясняет, но далеко не всё. Классиками марксизма-ленинизма давно обозначен путь познания. Оно осуществляется отражением действительности в сознании, обобщением этого отражения и переходом к практической деятельности. С такой научной логикой не поспоришь. Однако же в жизни конкретного человека все эти движения происходят одновременно. Только что родившийся малыш осваивает окружающий его мир сразу и действием, и формированием ассоциативных связей (понятий), и непосредственным восприятием (ощущением) его.
Понятно, что сознание и мышление, образуются на материальной основе – безусловных и условных рефлексах. Об этом говорил академик И.П. Павлов. Следовательно, и сознание, и мышление – материальные феномены. Но не надо передёргивать, полагая, что сама мысль материальна. Будучи материальным феноменом, сознание нематериально. Мозг не выделяет мысль как поджелудочная железа пищеварительные ферменты. С таким архаичным представлением о мышлении человечество разделалось раз и навсегда, хотя некоторые чудаковатые люди продолжают в это верить.
Мною предлагается простая умозрительная (но не спекулятивная) схема механизма образования понятий. С момента начала новой жизни, благодаря очень сильному эмоциональному, иному контакту матери и её ребёнка, сразу формируется абстрактный (отвлечённый) уровень восприятия (понимания) окружающего мира. Это по аналогии можно сравнить с форматированием жёсткого диска компьютера и выстраиванием файловой системы, где каждое понятие подвергается первичному кодированию, то есть обозначению. Можно представить себе и другую аналогию на примере строительства сот пчёлами для предстоящего мёдосбора. Пусть читатель сохранит в себе некоторый уровень критичности по отношению к тому, о чём я говорю. Всякая аналогия хороша тем, что проста и понятна, но и опасна, поскольку рискованна.
Так вот, каждая первичная ячейка, сформированная в раннем периоде жизни, далее, в течение всей жизни человека, продолжает наполняться конкретным содержанием (мёдом или пергой). Понятия не даются человеку раз и навсегда, они развиваются, как живые сущности. Происходит «восхождение абстрактного в конкретное». Понятия уточняются, усложняются и упрощаются одновременно. С развитием каждого понятия отшлифовывается одна из граней драгоценного камня – алмаза, с последующим превращением его в бриллиант. Это трудоёмкая и длительная работа самосовершенствования в течение всей нашей жизни. Формирование понятийного аппарата – это анализ и синтез сложных понятий, то есть диалектический метод мышления. Понять, значит, уметь выразить в понятиях (проф. Попов М.В.).
Понятийный аппарат научно-исследовательской работы
Каждая научно-исследовательская работа предполагает обзор современной и «живой» темы, притом траекторию изучения автор строит самостоятельно, но она не обходится без ключевых моментов и стандартов. Одним из важнейших компонентов НИР выступает понятийный аппарат.
Каждая научно-исследовательская работа предполагает обзор современной и «живой» темы, притом траекторию изучения автор строит самостоятельно, но она не обходится без ключевых моментов и стандартов. Одним из важнейших компонентов НИР выступает понятийный аппарат.
Что это такое?
Научная работа посвящается конкретной теме и проблеме, в которую автор погружается с головой, стараясь всесторонне ее изучить, а затем решить инновационным методом, показав его эффективность и реалистичность. Облегчает данную миссию понятийный аппарат, представляющий собой систему общих терминов, отражающих взаимосвязи в проекте и получаемые результаты.
Что такое понятийный аппарат?
Понятийный аппарат позволяет конкретизировать «миссию» НИР:
Фактически понятийный аппарат научной работы позволяет исследователю понять ее предназначение и построить эффективный и точный план действий, установить последовательность событий и фактов, логику НИР. Качество научной работы на 90% зависит от правильного понимания понятийного аппарата.
Состав понятийного аппарата научно-исследовательского проекта
Понятийный аппарат студенческой или научной работы стандартен. Он включает в себя основные категории, описывающие ключевые моменты изыскания:
Каждый из элементов понятийного аппарата НИР выполняет конкретную миссию, о чем мы расскажем подробнее ниже.
Порядок оформления понятийного аппарата в НИР: от А до Я
Понятийный аппарат раскрывается на протяжении всего научного изыскания, но в общем виде (кратко и емко) он предстает во введении.
Все мы помним структуру введения студенческого или научного проекта. Именно его основные элементы фактически лежат в основе понятийного аппарата. Здесь они предстают в максимально сжатом виде: каждый из критериев оформляется в виде нескольких предложений, подчеркивающих суть каждого постулата.
Актуальность темы исследования
Что такое актуальность? Данный термин подчеркивает существование проблемы в настоящее время и необходимость ее решения. Это значит, что вопрос (тема) остается открытым и требует вмешательств, подчеркивая тем самым слабые места, несовершенство существующих правил и методов.
Что такое актуальность исследования?
Согласитесь, изучать неактуальные вопросы бессмысленно и неинтересно, ведь все уже описано, «разжевано» и решено за Вас. В этом случае получится не НИР, а банальный реферат – пересказ чужих мыслей. В чем же заслуга автора? Поэтому актуальность темы и НИР подчеркивает инициативу и храбрость исследователя, его желание привнести нечто новое и полезное в науку/отрасль, роль проекта и предложений.
Пример отображения актуальности исследования
Данная единица понятийного аппарата кратко отражается во введении НИР (отмечают именно в чем она проявляется, какая часть вопросы или проблема не решена), а затем детальнее расписывается на протяжении всей основной части, основываясь на фактах, результатах анализа, теоретических и практических данных и пр.
Цель и задачи НИР
Чтобы раскрыть тему и решить проблему, автору важно правильно и точно наметить ориентир, к чему стремиться – цель, а затем определить «ступени» (задачи), этапы исследования, которые приведут его к ней. Решать сложные проблемы мелкими шагами, поэтапно, легче, чем «сворачивать горы» с огромными затратами времени, сил, финансов и пр.
Цель и задачи формулируются также емко и кратко, призывая аудиторию и автора к действиям: решить, определить, установить, исследовать, изучить, проанализировать и пр. Каждый из этих постулатов отражается точно: что решить, что изучить. Притом важно понять, в какой последовательности это делать и правильно расставить задачи изыскания.
Объект и предмет
Эти компоненты понятийного аппарата научно-исследовательской работы призваны установить ограничения, масштабы практической или аналитической части:
Формулировка данных категорий подчеркивает сущность проблемы и должна быть конкретизирована. Объект – группа лиц с описанием основных характеристик (возраст, пол и пр.), компания, отрасль, регион и пр. Предмет – определенная научная область с описанием захваченных единиц.
Проблема и гипотеза.
Это, пожалуй, самая важная часть НИР, которая подлежит тотальному обоснованию и проверке. На основе выделенной проблемы автор должен «предположить» решение и выдвинуть его в виде гипотезы (то есть это и будет потенциальное решение, требующее проверки).
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Гипотеза подчеркивает инновации, мышление автора, а также призвана решить именно ту «узкую часть» проблемы, которая ранее не была затронута исследователями, не решена полностью существующими концепциями и правилами и пр.
Проблема порождает гипотезу, а гипотеза призвана решить проблему. Притом последний элемент должен сочетаться с темой, целью и задачами.
Методология НИР
Методы любого исследования должны учитывать целый ряд факторов: от узости темы до возможностей автора (его подготовки и навыков), от доступа к источникам информации до организаторских способностей (планирование и проведение эксперимента), от гипотезы и цели проекта.
Методы исследования при написании НИР
Каждый автор должен не просто выбирать легкие для него пути изучения темы и проблемы. Важно определить максимально эффективные, интересные приемы, которые помогут рассмотреть проблему в нового ракурса, с новой позиции, определить механизм ее действия и воздействия и увидеть инновационный путь к решению.
Чаще всего в основе студенческих и научных работ лежат общенаучные приемы (очерчивающие моменты в общей позиции, на общих началах). В практической части проявляются «индивидуальные нотки» изысканий: комбинирование разных приемов и инструментов, методов исследования, подбор алгоритма, который приведет к результату с наименьшими затратами и пр.
Универсальные методы позволяют очертить очевидное, а узкоспециализированные – конкретизировать глубину проблемы, детализировать гипотезу, проверить ее на «прочность» и эффективность, посильность и обоснованность. Методика НИР зависит от принадлежности к конкретной научной среде (отрасли) и посильности для автора, его предпочтений и знаний.
Научная новизна
Данный элемент отражает именно те новшества, которые предлагает автор НИР и которые отличают проект от себе подобных. Помните игру «найдите 10 отличий»? По сути, это ключ к ней.
Казалось бы, тема популярна, известна, но имеет «недоработки», изъяны. Научная новизна в этом случае будет проявляться именно в проработке этих замечаний и изъянов, решении проблемы «новыми путями», нестандартными вариациями и траекториями.
Подчеркнуть научную новизну придется как во введении, так и в заключении, а доказательная база будет представлена в полном объеме в основной части научной работы. Определение критерия должно быть четким и понятным, отражать проявление новшеств – что было разработано автором и для чего. Для этого достаточно уточнить разработку и конкретизировать для решения какой проблемы.
Значимость исследования
Значимость может быть теоретической и практической, притом она отражается преимущественно в заключении проекта. В любом случае в конце любого вида НИР следует подчеркнуть практическую ценность изыскания: привести конкретные примеры и цифры, факты, отмечающие роль предлагаемых мероприятий, их воздействие на объект, проблему, определение тенденций и изменений и пр.
Теоретическая и практическая значимость исследования
В начале исследования подчеркивается теоретическая значимость НИР. Это делается путем анализа ситуации, определении и сравнении существующих методов решения проблемы и оценки их эффективности, выявлении пробелов и изъянов. Практическая значимость НИР проявляется путем проверки предложения автора на основе апробации результатов или прогноза данных. Фактически исследователь «оценивает эффективность» предложенного механизма в рамках конкретного объекта.
Таким образом, понятийный аппарат исследования позволяет грамотно спланировать и структурировать научное изыскание, определить перспективы развития в рамках выбранной темы с учетом возможностей автора, грамотно оформить полученные результаты и обосновать их эффективность.
На основе понятийного аппарата НИР автор может построить защитную речь, построить сопутствующие документы (презентация, раздаточный материал и пр.) проекта и добиться успеха в финальном рубеже.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Понятийный аппарат научных исследований.
Понятийный аппарат научного исследования образуют актуальность исследования, его цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика, новизна, практическая значимость. Актуальность темы исследования- это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для кандидатской диссертации достаточно в пределах одной-двух страниц, для дипломной работы — одной, для курсовой работы— полстраницы машинописного текста показать главное. Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования? Можно назвать два основных направления ее характеристики. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования. Цель- это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.Проблема.Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема — это вопрос. Но не каждый вопрос — это проблема. Проблема- это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему- значит выйти на эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема — это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Объект исследования- это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.Гипотеза- это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы. Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования: а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены; б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают. Задачи исследования- это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное исследование – изучение различными научными методами того или иного явления или процесса.
Цель научного исследования – получение еще неизвестных знаний о явлении или процессе и дальнейшее полезное использование этих знаний в практической деятельности.
Цель исследования, поставленная в работе, это то, к чему стремится соискатель в своих научных исследованиях, то есть конечный результат работы. Цель работы обычно созвучна названию темы диссертационного исследования. Целью работы может быть описание нового явления, изучение его характеристик, выявления закономерностей и т.д. Формулировка цели исследований обычно начинается с преамбулы: «разработать..», «установить…», «обосновать…», «выявить…» и т.д.
Научное исследование имеет две составляющие:
– объект научного исследования;
– предмет научного исследования.
В соответствии с поставленной целью определяется круг задач. Задачи должны как бы логически расчленять цель на первичные составные элементы. Основополагающим требованием при этом является выделение логического основания, по которому будет произведена классификация задач. Чаще всего в качестве основания классификации задач выдвигают этапы исследовательской работы:
Возможны и другие варианты, однако главным требованием, повторяем, является логичность их членения. Следует отметить, что каждой из поставленных задач в основном разделе работы должен быть посвящен хотя бы один параграф или раздел.
44. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИХ СООТНОШЕНИЕ.
Цель и задачи исследования определяют направления, по которым соискатель раскрывает тему диссертации.
Цель исследования, поставленная в работе, это то, к чему стремится соискатель в своих научных исследованиях, то есть конечный результат работы. Цель работы обычно созвучна названию темы диссертационного исследования. Целью работы может быть описание нового явления, изучение его характеристик, выявления закономерностей и т.д. Формулировка цели исследований обычно начинается с преамбулы: «разработать..», «установить…», «обосновать…», «выявить…» и т.д.
После формулирования цели формируются задачи исследования (задачи диссертации). Задачи исследования определяют основные этапы исследования для достижения поставленной цели. При формулировании задач исследования необходимо учитывать, что описание решения этих задач составит содержание глав и параграфов диссертации, названия которых созвучно поставленным задачам. При определении задач необходимо разбить научные исследования на основные этапы и в соответствии с их содержанием сформулировать задачи исследования. Каждому этапу обычно посвящается отдельная задача. В перечне решаемых задач необходимо выделять наиболее крупные без их дробления на более мелкие задачи. Формулировка задач обычно начинается со слов: «Исследовать сущность», «уточнить определение», «систематизировать», «проанализировать», «уточнить и дополнить», «обосновать» и т.д.
Лекция 1.1.
Что значит понятийный аппарат
Этот сайт для тех студентов, учащихся, кто решил создать стоящую студенческую работу своими руками. Ведь ни для кого не секрет, что не вся информация с бесплатных источников достоверна и подходит конкретно для Вашей темы. Подводных камней при скачивании такой информации достаточно много и стоит ли тратить свой трафик, время и деньги на то, что Вы с легкостью сможете сделать своими руками и еще очень долго будете гордиться своим детищем!
Оформление, правила выполнения рефератов, курсовых, дипломных работ
2 часть работы. Что такое понятийный аппарат? И для чего он нужен?
Итак, мы подошли к самому сердцу студенческой работы – понятийному аппарату. Для того, чтобы перейти к этой части работы, необходимо задать себе самый главный вопрос: Что Вы хотите сказать курсовой, дипломной и другой работой? О чем должна быть ваша работа, какие важные акценты у Вашей темы по сравнению с похожими тематиками сокурсников, в чем должно быть отличие, в чем схожесть, чем ценна тема проекта, а в чем актуальность это очень ВАЖНО. Подумав немного определитесь с чего начать,
Если Вы наметили хоть какой-нибудь примерный план, схему предстоящих умственных трудов, тогда начинаем! Если есть трудности подсмотрите план схему в «Костяке работы», а именно где приведен образец построения «оглавления».
Итак с чего же нам надо начать? Конечно с формирования цели студенческой работы. Здесь надо так – снова задать себе вопрос – в чем цель моей работы, или что мы выявляем исследуя нашу тему? Вообще сразу скажу, что дипломная, курсовая, реферат – это исследовательские работы, где Вы с помощью ограниченного набора средств и методов Вы выявляете сущность и исключительность непосредственно вашей темы.
Таким образом, сразу определимся с целью. Запомните! Цель призвана выявить значимость явления в общедисциплинарной среде.
Например, если у Вас дисциплина или предмет – социология, а социология – наука об обществе, значит и среда будет общественная, ну и так далее.
А далее у нас по общепринятому образцу Вашей кафедры обычно идет актуальность. Вот здесь придется попотеть. Вывить актуальность – значит уловить саму суть проводимого исследования.
Обычно – это проведение проблемных мест темы через призму способов решения и добавления способов решения также через сферу дисциплины.
Актуальность исследования заключается в большой степени значимости данного явления, в потребности решения проблемы, внесения уточнений в полную реализацию явления темы.
Например: актуальность исследования заключается в большой степени значимости такого природного явления, как пресная вода, и в расширении призмы общественного отношения к данному явлению, как к необходимому элементу жизнеобеспечения.
Под примерную формулировку можно отнести все что угодно, лишь бы подчеркнуть уникальность явления или предмета изучения.
Дальше формулируем объект исследования. Что такое объект? Это такая штука на которую направлено ваше пытливое внимание, то есть если это водный баланс и вам надо исследовать общественное отношение, к примеру в стране ЮАР, то Вы так пишите, объектом исследования являются общественные отношения в ЮАР по отношению опресненного водного баланса страны, ну так далее.
Итак объектом исследования должна стать конкретная сущность исследуемого явления. Он скорее всего носит характер отношений по поводу вашего явления!
Далее предмет, но не обязательно, каждое образовательное заведение скорее всего предложит Вам требуемые характеристики, параметры работы, вот там и посмотрите, нужен ли Вам тот или иной пункт в понятийном аппарате.
Предмет всегда выражает функциональную взаимосвязь схожих явлений, или вернее сказать зависимость от тех или иных обстоятельств.
Для наглядности приведу пример: Предметом исследования данной курсовой работы является проявление такого правового явления, как преступность в контексте общей судебно-правовой практики.
Далее задачи. Здесь все просто: Вы просто переписываете все названия глав с одной особенностью, вернее с двумя.
1. Всегда и при всех обстоятельствах первой задачей ставьте изучение источников, литературы, материала по теме в общем блоке дисциплины.
1. Изучение и рассмотрение литературы в контексте общеправовых дисциплин.
Далее вторая особенность: всегда при написании очередной задачи первое слово должно быть в двух формах то есть: выявление, изучение, рассмотрение, либо выявить, изучить, рассмотреть и так далее. Да и еще задач должно быть не менее 3 и не более 6.
Следующим элементом понятийного аппарата выступает гипотеза:
Не пугайтесь, она не так уж и сложна, хотя и занимает много времени и заставляет порой напрячься умственно.
Так что же такое гипотеза? Все очень просто.
Гипотеза – это предположение результата исследования. То есть, когда мы говорим об объекте исследования, мы всегда представляем, чем завершится его исследования при воздействии на него той или иной среды.
Например: Если мы говорим о воде, то при определенных условиях она превратится либо в пар, либо в лед.
Так и с гипотезой научной – все также просто и закономерно.
Например: Гипотеза: предполагается, что в настоящее время, социально-культурные отношения сотрудников на предприятии приобретут позитивный характер под воздействием программы снижения конфликтности в организации, так как под ее воздействием заметно улучшается микроклимат на предприятиях.
Вот в принципе так, только можно еще привести по больше доводов, доказательств.
Запомним, гипотеза – это предположение проявления явления при наличии таких и таких фактов, ситуаций, обстоятельств и так далее.
Так что еще: да остается новизна темы, практическая пригодность, методы.
С новизной проще – в принципе ее можно сформулировать также как и актуальность, но перефразировать и сделать короче.
Практическая пригодность – это тоже просто, это всего лишь перечисление мест применения вашего проекта после его завершения, например в качестве метод. материала, практического пособия и так далее, и еще можно сюда записать, что ее применение может заключаться в вспомогательном материале при разрешении данной проблематики, например: системно-функциональное выявление особенностей исследования, сравнительно- правовая детализация материала по теме, изучение нормативно-правового материала, исследование научной литературы, и иные специальные методы научного исследования.
Ух, ух, да неужели мы смогли, мы сумели правильно составить весь понятийный аппарат Вашей работы. Устройте себе небольшой отдых и за работу.