Что значит понятие система обществознание
Что значит понятие система обществознание
Подробное решение параграф § 2 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что означает понятие «система»?
Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом.
3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
5. Что такое социальный институт?
Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённой социальной потребности.
6. Охарактеризуйте главные социальные институты.
Главными социальными институтами являются: институт семьи и брака, политические институты, в первую очередь государство, экономические институты, институты образования, науки и культуры, институты религии.
7. Каковы основные черты социального института?
Основными чертами социального института являются:
— социальный институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;
— наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;
— любой из институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею;
— социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.
8. В чём значение институциализации?
Институционализация, с точки зрения социологии, это процесс становления социального института. Значение данного процесса очень велико в жизни общества и государства, ведь мы окружены различного рода институтами, которые помогают нам в процессе жизнедеятельности. И когда общество чувствует необходимость в создании какого-нибудь нового института (учреждения), наделенного определенными социально значимыми функциями, начинается процесс создания этого института, включения его в уже существующую систему институтов.
1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.
Российское общество начала XXI в. общество было разрознено многочисленными войнами и экономическими трудностями, из-за чего и произошла революция 1917 г.
2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Признаками института образования являются:
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
Из данного высказывания видно, что общество существует и функционирует в многообразных формах», то есть общество, оставаясь обществом (сохраняя свою сущность), может всё-таки и изменяться. Здесь чётко проглядываются признаки общества как системы.
Такие результаты социологического опроса можно объяснить тем, что российское общество начала XXI в. очень часто обращалось за помощью в различные общественные институты, но так и не получила определённую помощь, поэтому рассчитывают только на себя и большинство никому не доверяют.
ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 2
1. Что означает понятие «система»?
2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
Если рассматривать общество как целостную систему, то главным его качеством я бы назвала наличие социальных отношений. Члены общества не только живут вместе, они постоянно взаимодействуют. Каждый человек подстраивает свои действия и свое поведение под действия и поведение других людей.
Социальные общества не являются чем-то статичным, наоборот, они постоянно меняются. Все члены общества осознают наличие/присутствие других людей и так или иначе реагируют на них, подстраивая свое поведение.
Любое общество представляет собой бесконечную череду социальных процессов, таких как сотрудничество, конфликты и т.д. Эти процессы порождают целую сеть социальных отношений, которые и составляют основу любого общества.
4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
Систем в обществе очень много. От политических до социальных. Если же рассматривать общество как единую систему, то наибольшее влияние общество оказывает на природу и на социум( мировое общество в целом). Наименее заметно воздействие системы с технической средой. Люди пока всерьез не воспринимают возможные технические проблемы, которые могут просто привести к вымиранию человечества. Влияние на окружающую среду, последние годы стало очень заметно. Глобальное потепление, подъем мирового океана. Общество на эти вызовы пока только отвечает собраниями и заседаниями. Про социальную среду, просто нечего сказать. В мировом сообществе такой бардак, что маленькая КНДР, может уничтожить цивилизацию в целом
5. Что такое социальный институт?
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
6. Охарактеризуйте главные социальные институты.
Вообще можно выделить 4 основные группы институтов
2) политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
4) институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.
7. Каковы основные черты социального института?
наличие социальных норм, регулирующих поведение людей
наличие людей, занимающихся какой-либо деятельностью
наличие учреждений и средств для реализации этой деятельности
наличие организации (определенная иерархия)
8. В чём значение институциализации?
1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.
Российское общество за первые два десятилетия XXI века сильно изменилось. В начале века казалось, что экономическая ситуация в стране после отказа от плановой экономики СССР пойдёт на рост, что укрепится национальная валюта и в стране вырастет уровень жизни. Надежды большинства населения Российской Федерации не оправдались. Повальная нищета, рост инфляции, рост цен, падение рубля и жуткое социальное расслоение на беднейшие и богатейшие слои населения. В начале и середине нулевых наблюдался определённых рост, который затем пошёл на спад, а к 2017 году ушёл в пике.
2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.
Для начала определим черты социального института:
— совместная деятельность больших масс людей
— деятельность для удовлетворения потребностей
— устойчивые формы организации жизни общества
— регулируется обычаями и традициями
На примере института образования:
— устойчивые формы организации и поведения: «учиться хорошо», «проявлять любовь к знаниям, к новому»
— регулируется обычаями, школьными и университетскими традициями, собранные в Устав
— совместная учебная деятельность больших масс людей
— учеба удовлетворяет социальные и культурные потребности
— есть здания, учебные учреждения и символика
Социальная система: понятие, виды и примеры, признаки, структура
Что такое социальная система?
Социальная система – это сложное упорядоченное образование, состоящее из людей, различных связей и отношений между ними. Социальной системой можно считать как небольшую общность людей, так и всё человечество в целом. Также к социальным системам относятся социальные институты, мировоззрения и прочие материальные и нематериальные комплексные объекты.
Если рассматривать социальную систему как некоторую общность, то её центральным элементом являются люди, занимающие в ней определённые места и выполняющие некоторые функции. Благодаря этому она постоянно пребывает в движении. Поведение индивида в ней зависит от его социального статуса и индивидуальных качеств, а также от общепринятых норм и ценностей.
Социальную систему можно рассматривать с трёх разных позиций:
Таким образом, социальную систему можно рассматривать как единство трёх элементов: социальной общности, её внутренней организации и культуры. В социологии в качестве социальной системы может рассматривать любая социальная группа, общество или иная общность людей, так или иначе связанных между собой.
Виды и примеры социальных систем
Социологи используют несколько способов классификации, позволяющих группировать социальные системы по определённым признакам. Рассмотрим основные из этих классификаций, а так же примеры каждой из них.
1. По генетическому признаку
Данный признак позволяет разделить все социальные системы на две большие группы:
2. По форме
По этому признаку все социальные системы делятся на 4 типа:
3. По характеру взаимодействия
По данному признаку социальные системы условно делятся на две группы:
4. По характеру процессов
В любой социальной системе непрерывно протекают определённые процессы, подразумевающие различные формы взаимодействия между элементами. По типу этих процессов все системы можно разделить на две группы:
Признаки социальной системы
Для определения социальной системы используются следующие признаки:
Структура социальной системы
Все элементы социальной системы пребывают в определённых отношениях. Их взаимосвязи образуют устойчивую структуру, обеспечивающую целостность всей системы. Американский социолог Толкотт Парсонс выделил следующие требования к социальным системам:
Парсонс утверждает, что общество – это особый тип социальной системы, целостность которого поддерживается подсистемами. Каждая из подсистем при ближайшем рассмотрении оказывается самостоятельной социальной системой. По мнению Парсонса, есть четыре таких подсистемы, каждая из которых отвечает за одно из перечисленных выше требований. За адаптацию отвечает экономика, за целедостижение – политика, за поддержание образца – культура, а за интеграцию – социетальная система (система отношений и процессов на уровне общества).
Как функционирует социальная система?
Все функции социальной системы могут быть сведены к двум основным: сохранению системы и её совершенствованию (и все подфункции в конечном итоге направлены на осуществление этих двух функций). Иными словами, любая система стремится к равновесию и обладает внутренними механизмами, обеспечивающими её сохранение, воспроизводство и оптимизацию для стабильного существования с учетом внешних условий.
Одним из механизмов сохранения является социальный контроль – совокупность мер, направленных на противодействие отклонениям от общепринятых норм. Также важными механизмами являются социализация и интериоризация, обеспечивающие интеграцию новых индивидов в общество, а также принятие ими основных взглядов и ценностей. За социализацию и интериоризацию отвечает культура, в которой отражается и сохраняется характер отношений, принятых в обществе.
Заключение
Социальная система – это сложное понятие, которое можно рассматривать под тремя разными углами: как общность людей (например, социальная группа), как иерархию взаимоотношений (социальный институт) или как совокупность ценностей и норм (религия, мировоззрение). Ключевой особенностью социальной системы является целостность и наличие отчетливых границ, отделяющих её от других систем. Кроме того, она обладает механизмами, обеспечивающими её сохранение, воспроизводство и совершенствование.
ЕГЭ. Общество. Тема 3. Общество — динамическая система. Сферы общества
Общество является системой.
Что такое система? «Система» — это слово греческое, от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей, соединение.
Значит, если речь идёт об обществе как системе, то имеется в виду, что общество состоит из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни ( подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.
ПОЯСНЕНИЕ:
Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе, необходимо найти ответ, в котором содержатся элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы.
Общество – динамическая система
Вспомним значение слова « динамический». Оно является производным от слова « динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит.
Общество — динамическая система. Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. « Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит.
ПОЯСНЕНИЕ:
Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.
Сферы общественной жизни (подсистемы)
Признаки общества как динамической системы:
Пути развития общества:
Тенденции развития сфер общественной жизни:
ПОЯСНЕНИЕ
На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме.
1.Необходимо по признакам узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).
Пример: Государственная Дума приняла закон « О конкуренции».
В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы Государственная Дума) и экономической ( закон касается конкуренции).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Общество как система
Урок 22. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Общество как система»
Вспомним ещё раз основные определения, которые вы давали термину общество.
Вот как раз о том, что именно включает в себя общество, как часть материального мира, мы и поговорим. И выясним, почему общество является системой, и какие качества ему, как системе, присущи.
В общем, примеры можно приводить ещё очень долго. Что же означает это слово?
Приведём в качестве примера человеческий организм. Это сложная система. Она состоит из различных органов: сердце, мозг, желудок, печень, мышцы. Каждый из них выполняет собственные функции. Но ни один из органов не может сколь-нибудь длительное время существовать сам по себе, отдельно от системы.
Наша жизнедеятельность не определяется работой только мозга, или только мышц. Мы дышим, ходим, чувствуем, потому что различные органы нашего организма работают согласованно.
Что включает в себя общество как система?
Между индивидами и социальными общностями возникают многообразные общественные отношения. Для удобства изучения, анализа их принято делить на 4 большие подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из них включает в себя множество элементов.
Экономическая сфера связана с удовлетворением материальных потребностей людей. Производя различные жизненные блага, индивиды вступают в отношения собственности, распределения, обмена, потребления. Используют различные орудия и предметы труда. Привлекают финансовые ресурсы. Вырабатывают знания о наиболее эффективных способах организации производства и применяют их на практике.
Социальная сфера включает в себя отношения между различными общностями людей. Мы уже называли некоторые из них. У каждой общности есть собственные интересы. Они по-разному относятся к существующему социальному строю, установившимся общественным порядкам. Это различие определяется как их материальным положением, так и другими факторами. Именно в сфере социальных отношений происходит согласование интересов, сглаживание противоречий. Или не происходит. Тогда возникают социальные конфликты, которые могут очень серьёзно изменить эти самые установившиеся порядки.
Политическая сфера охватывает те структуры, которые связаны с осуществлением власти. Она удовлетворяет потребности людей в порядке и безопасности. Деятельность государства, способы и методы, которыми оно управляет обществом. Политические интересы и политические организации. Способы участия граждан в политической жизни.
К духовной сфере относят представления людей об окружающем мире. Обычаи, традиции, верования. Философские воззрения. Художественные предпочтения.
Все эти подсистемы тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга. Структурные изменения в экономике могут привести к росту безработицы в отдельных отраслях. Это вызовет снижение уровня жизни многих людей, социальные проблемы. Вполне вероятно, что государство для их разрешения должно будет предпринять какие-то меры. Причём, речь может идти не только о выплате пособий людям, потерявшим работу. Потребуется, например, организовать массовое переобучение, изменить подходы к содержанию школьного и профессионального образования.
Человек всегда был и остаётся главной производительной силой. Если произойдут качественные изменения в подготовке кадров, их профессиональный рост, это серьёзно повлияет на экономическое развитие страны.
Важнейшим элементом общественной системы являются социальные нормы и ценности. Они регулируют поведение отдельных индивидов и социальных общностей, придают определённую стабильность общественному развитию. Комплекс норм, правил, которые регулируют какую-то конкретную область жизнедеятельности людей обычно называют социальным институтом.
Но порой кардинальные перемены происходят буквально на глазах. Ваши родители, знакомые старшего возраста могут многое рассказать о тех политических и экономических изменениях в стране, свидетелями которых они были. Что же касается технического прогресса и тех изменениях, которые он вызывает в организации производства и быта, то тут и спрашивать никого не надо. Вы сами можете выступить в качестве рассказчиков.
Социальные изменения достаточно часто непредсказуемы.
На планете присутствуют в качестве наблюдателей сотрудники земного Института экспериментальной истории. Они глубоко убеждены в существовании объективных закономерностей исторического развития. Хотят выяснить, с какими особенностями они будут проходить в местном государстве Арканар. Но всё происходит совсем не так, как предполагалось. В результате переворота устанавливается тоталитарная теократическая диктатура. Осуществляется тот вариант развития, который практически был невероятен. Кстати, в повести очень много и других интересных линий. Может быть, вам стоит её прочитать? Или посмотреть один из двух вариантов экранизации?
Однако, несмотря на определённую непредсказуемость развития, на возможность серьёзных кризисов, перехода от порядка к хаосу, отката назад, общество достаточно устойчивая система. Оно может интегрировать (включить в себя, сделать своей частью) новые элементы. Перейти от хаоса на другую ступень самоорганизации и развиваться дальше.