Что значит понять себя сочинение
Итоговое сочинение: Почему человеку сложно понять себя?
Уважаемые выпускники! Предлагаем вам познакомиться с итоговыми сочинениями на тему «Почему человеку сложно понять себя?», которые помогут вам определить собственную позицию по проблеме.
Вариант 1
Понять причины поступков человека бывает очень сложно, даже если это касается себя самого. Причина непонимания кроется в сложности человеческого сознания. На действия людей влияют обстоятельства, мотивы, особенности характера, окружение. Мозг не в состоянии уловить мельчайшие детали, которые влияют на их мысли, поступки. Мировоззрение человека также складывается под воздействием окружения, книг, среды. Все это затрудняет понимание себя самого. Человека терзают сомнения, он пытается понять причины своих поступков. Все это составляет его внутреннюю жизнь. Этим процессам, происходящим в сознании, посвящены многие художественные произведения. Некоторые из них я приведу в качестве примеров.
Герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин умен, молод, полон сил. К сожалению, он не может найти приложения своим необъятным силам. Это является одной из его проблем. Характер его достаточно противоречив. Он может проявлять сострадание, любовь, ему не чужды благородство и душевные порывы. Эти черты замечает в нем Максим Максимович. Печорин склонен анализировать свои поступки и черты характера, как показывает его дневник. Записи, которые он ведет в нем, открывают некоторые отрицательные стороны его натуры. Он говорит о том, что ему нравится подчинять людей своей воле, властвовать над ними. Длительные отношения, будь то дружба или любовь, претят ему. Все быстро надоедает. Непомерная гордыня и ощущение своего превосходства над другими людьми делают его одиноким и трагическим персонажем. Никто не может его понять, да и сам он себя до конца не понимает. Герой не пытается оправдать себя и старается быть максимально честным даже в разговоре с самим собой. Он ищет объяснения своим поступкам, но его попытки безуспешны. Принеся несчастье многим людям, он заканчивает свою жизнь трагически.
Таким образом, гордыня является основной причиной, мешающей героям этих произведений понять себя. Они явно переоценивают свои качества и слишком возносятся над людьми. У других личностей находятся свои особенности характера, встающие на пути самопознания. У каждого человека этот процесс проходит индивидуально в зависимости от существующих условий. Не существует каких-то правил, законов, помогающих понять себя. Каждый идет своим путем проб и ошибок. Отсутствие четких ориентиров, инструкций является общим для всех людей препятствием для самопознания.
Вариант 2
Людям, которые критически смотрят на мир, на свое окружение, всегда хочется понять суть явлений. Они сами для себя являются объектом познания. Разобраться в себе, своих чувствах, мыслях бывает очень не просто. На формирование человека оказывают влияние множество факторов. Разные обстоятельства влияют и на поведение человека. Не всегда можно правильно оценить характер, обстоятельства его жизни. Это затрудняет понимание человеком своего внутреннего мира и своих поступков. Все обстоятельства внутренней жизни человека являются предметом исследования писателей и становятся материалом для их произведений. Творения Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского я взяла в качестве примеров, доказывающих мои убеждения.
Трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» является исследованием внутреннего мира главного героя Николеньки Иртеньева. Он пытается понять себя настоящего, вернувшись в прошлое и отыскав в нем причины многих явлений. Герой хочет обрести смысл существования, построить правильные отношения с миром. Наблюдения за процессом обретения душевной гармонии автор начинает с детских лет. Толстой особое внимание уделяет движениям души мальчика, нежели внешним событиям. Он высказывает мысль, что любой эпизод в детстве может повлиять на поведение взрослого человека. Подростковый период приносит герою новые проблемы. Он замыкается в себе, становится нерешительным, неуверенным в себе. Большое внимание в этот период на него оказал Нехлюдов. Герой учится ответственности, а ведь именно она определяет степень взрослости. Завершает процесс формирования взрослого человека юность. На всех периодах своего развития герой стремится к совершенству. Для него очень важно понять и познать себя, чтобы идти по пути самосовершенствования. Он анализирует свои поступки, продвигаясь по пути духовного развития. Совесть становится его главным советчиком. Она указывает ему на допускаемые ошибки. Шаг за шагом герой узнает других людей и самого себя. Герой неопытен и одинок на пути самопознания. Это можно сказать и о многих других людях.
Желание понять себя, других и саму жизнь движет главным героем романа Ф. М. Достоевского «Подросток». Аркадий Долгорукий – незаконнорожденный сын помещика Версилова. Он воспитывался в частном пансионе и сполна испил чашу насмешек и унижений. Герой осознал себя лакеем, и у него появилась мечта, в которой он видел себя Ротшильдом. Осуществление мечты связывается в его сознании с Петербургом, куда он приезжает после окончания гимназического курса. Он пытается осмысливать свои поступки, винит себя в том, что уклоняется от осуществления мечты. Его влекут блеск, могущество и власть, хотя в глубине души он понимает неверность своего пути. Под влиянием Макара Долгорукого, своего юридического отца, подросток становится на путь очищения. Он отказывается от совершения подлого поступка, шантажа Ахмаковой. Герой находится на переходном этапе жизни от детства к взрослости. Он проходит путь поиска своего пути, самопознания. Он совершает проступки, затем спасает свою душу от окончательного падения. Душа героя находится в постоянном движении. То ему кажется, что он добрый и честный, то он видит себя подобным Версилову, не гнушающимся любых средств на пути к цели. Его метания от добра ко злу создают препятствия на пути самопознания.
Таким образом, процесс познания себя, своего внутреннего «я» затрудняется многими причинами. Часто влияние на это оказывают окружение и обстоятельства жизни. Сбивают человека носящиеся в воздухе идеи. Понять себя бывает сложно. Примеряя на себя разные маски, человек видит себя в разнообразных ипостасях. Этот непростой процесс занимает у него порой всю жизнь.
Дополнительные аргументы
Познакомившись с дополнительными аргументами по направлению «Разговор с собой», размещенными в разделе «Банк аргументов» вы сможете написать собственные оригинальные сочинения.
Сочинение: Как научиться понимать самого себя?
Команда Литероведа предлагает два варианта сочинения на тему «Как научиться понимать самого себя?» по направлению «Разговор с собой» с примерами из художественной литературы для аргументации собственного мнения и более глубокого раскрытия темы сочинения.
Вариант 1.
Все ли из нас могут похвастаться тем, что всегда понимают сами себя? Думаю, таких людей найдется немного, так как в жизни любого человека бывают моменты, когда объяснить свое состояние, поступки и чувства он не может. Как же научиться понимать себя? Для ответа на этот вопрос обратимся к произведениям русских писателей и поэтов.
Любимые герои Л.Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир» не живут спокойно. Они ищут смысл жизни, пробуют, ошибаются, разочаровываются, получают наглядные жизненные уроки и снова пробуют. Таков и Андрей Болконский. С первого знакомства с ним мы понимаем, насколько ему наскучило светское общество, его пустые разговоры, неискренность и лицемерие. Он мечтает о чем-то великом, что смутно терзает его сердце и что он понять не в силах. Увлеченный Наполеоном, он едет на войну, хотя на вопрос Пьера Безухова, зачем ему эта война, он честно отвечает, что не знает. Сомнения, вопросы, на которые князь не находит ответов, продолжают мучить его и перед Аустерлицким сражением, и во время боя. Но неожиданно его ранят, и он, лежа на поле боя, видит над собой бесконечное синее небо, на фоне которого появляется его кумир, маленький и никчемный. И вдруг для Болконского все сразу становится просто и понятно, будто кто-то невидимый дал ответы на все вопросы, мучившие героя. Он отчетливо понял, что все вокруг суета, вечно и истинно только бесконечное небо, а человеку следует учиться у облаков, которые ползут по небу не так, как бегают и суетятся внизу люди. И он был счастлив от этого понимания. Природа еще не раз становится учителем, который помогает глубже заглянуть в себя и наконец понять свои сомнения, свою душу. После смерти жены князь Андрей жил почти безвыездно в деревне, душевные терзания вновь не оставляли его, вопросы роились в его голове. Это было непростое время в его жизни. Он винил себя в смерти Лизы, не находил себе оправдания. Весной 1809 года Болконский поехал в рязанские имения маленького сына, опекуном которого он был. Недалеко от перевоза он видит могучий дуб, который не хотел сдаваться чарам весны, стоял старый, с обломанной корой, заросший болячками. Князь невольно сравнил себя с дубом и решил, что его жизнь кончена и нужно уступить дорогу молодым. Во время этой поездки он посетил имение графа Ростова, ночью он стал невольным слушателем разговора Наташи с Соней, восхищения девушки звездным небом, прелестью летней ночи. Этот разговор разбудил в его душе «путаницу молодых мыслей и надежд». А на обратном пути домой князь Андрей вновь увидел знакомый дуб, который за короткий срок изменился. Не было ни обломанных сучьев, ни болячек, только сочная густая зелень. И невозможно было сразу поверить, что молодые клейкие листочки, которые чуть колыхались в лучах вечернего солнца, появились на том самом дубе-старике. Преобразившийся великан навеял на Андрея чувство обновления, беспричинной радости и понимание, что жизнь не закончена в тридцать один год. Как и тогда, на Аустерлицком поле, он отчетливо понял, как ему жить дальше, чтобы мучительные сомнения и терзания не омрачали душу.
Природа – наш лекарь и учитель. Она заставляет человека увидеть гармонию, царящую вокруг, заглянуть в свою душу, чтобы создать в ней такую же гармонию. Природа лечит нашу душу и преподает прекрасные уроки, благодаря которым мы лучше понимаем себя.
Вариант 2.
Не раз в жизни любого человека случаются моменты, когда он перестает понимать себя. От этого непонимания он мучается, страдает, пытается разобраться в себе, но чаще получает еще больше вопросов, которые остаются без ответов. Так как же человеку научиться пониманию своего внутреннего мира? Для ответа обратимся к бессмертным произведениям классиков русской литературы.
С самых первых страниц повесть «Слепой музыкант» В.Г. Короленко заставляет читателя переживать и волноваться за судьбу главного героя — Петруся. Мальчик родился слепым, но пройдя через множество испытаний, он смог стать великим музыкантом. В семье не сразу поняли, что он не видит, но когда это понимание пришло, по совету дяди мальчика, опытного человека, покалеченного на войне, родители не слишком опекали сына. Петрусь стал самостоятельным, умел ориентироваться в доме и в имении. Впервые услышав пение Иохима на дудочке, он полюбил музыку и стал учиться играть на пианино, развивать свой талант. Вскоре к нему приходит первая любовь и горькие мысли о своей никчемности. Его неотступно терзают вопросы, зачем ему жить и зачем жить именно слепому человеку. На душе у него неуютно и сумрачно. Он считал себя причиной несчастий и разочарований других людей. С такими невеселыми мыслями он с дядей Максимом поехал в Киев, чтобы совершенствовать умение играть на пианино, но встреча со слепцами, которые шли к Почаевской иконе Божьей матери, изменили планы Петруся. Он присоединился к этим нищим, чтобы вымолить у Богоматери исцеление. Это был нелегкий путь, полный испытаний и трудностей, но он закалил молодого человека, он научился понимать мир, который его окружает, каждой клеточкой своего тела и вернулся осенью совершенно другим человеком, умеющим понять себя и порывы души. Автор считает, что сильнейшие потрясения, испытания трудностями заставляют человека лучше узнать себя, разобраться в своих страхах и сомнениях.
Нередко человек восстанавливает гармонию в своей душе и учится понимать себя благодаря книгам. К такой мысли нас приводит роман «Мать» Максима Горького. Главный герой произведения – Павел Власов, молодой рабочий фабрики. Его отец тоже был рабочим, часто после смены пил, а выпив, бил жену и издевался над сыном, но Ниловна терпела выходки мужа, так как все женщины в рабочей слободке жили также. После смерти отца Павел присоединился к развлечениям молодежи: стал пить, курить, участвовать в драках и часто пропадать на ночь. Но чем больше он старался развлечь себя, тем больше внутри него сосала какая-то непонятная тревога и неудовлетворенность. Он чувствовал, что живет не так, как хочет, выбрал неправильный путь. Но молодой человек не хотел искать спасения в алкоголе и табаке, как его сверстники. Неожиданно для Ниловны ее сын стал по праздникам уходить в город, а возвращаясь оттуда, приносил книги, которые с большим интересом читал, потому что в них он находил ответы на терзавшие его вопросы. Он из этих книг узнавал о жизни рабочих, о своей жизни, о том, как выйти из беспросветной нищеты и пьянства, изменить свою жизнь. Книги помогли ему разобраться в себе, найти свой путь, на который он стал уверенно и твердо.
Итак, многие писатели и поэты утверждают, что научиться понимать себя человеку часто помогают испытанные потрясения и книги. Благодаря им можно найти душевное спокойствие, а также получить ответы на самые больные вопросы.
Дополнительные материалы
Для поиска дополнительных материалов к итоговому сочинению по предложенному направлению мы предлагаем вам заглянуть в раздел «Банк аргументов» сайта.
Итоговое сочинение на тему «Как научиться понимать самого себя»
Человеку свойственно думать, что он знает о себе совершенно все, начиная от вкусовых предпочтений и заканчивая склонностью к каким-то необдуманным действиям. Однако большинство людей не могут даже выбрать профессию, так как не представляют, чего хотят. Как же научиться понимать самого себя?
Преимущественная часть писателей склонна считать, что человек узнает себя только после сильнейшего потрясения. Например, в работе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Наташа Ростова изначально кажется читателю достаточно наивной девушкой, которая даже не представляет. Чего хочет. Когда она влюбляется в Андрея Болконского на балу, то думает, что именно в нем заключен весь смысл ее бытия. Тем не менее, через некоторое время она сбегает с совершенно другим молодым человеком, чем вызывает негодование общества и расторжение помолвки. Понимает же себя Наташа, только увидев смертельно раненого Болконского.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Она раскаивается, осознавая, что он был ее единственной настоящей любовью. Девушка находится рядом с графом до его смерти. На фоне произошедшего она становится более рассудительной и взрослой женщиной, понимающей не только себя, но и окружающих.
В реальной жизни можно научиться принимать и понимать себя и без подобных трагичных ситуаций. Многие психологи склонны считать, что лучшим инструментом для понимания выступает дневник. Именно личные записи помогают человеку разобраться в себе, сделать определенные выводы. По сути, это небольшие заметки о том, как прошел день, или каких-то запоминающихся и ярких событиях. Иногда читая подобные дневники, можно определить и собственное эмоциональное состояние: пессимизм или оптимизм. Леди Диане Спенсер подобный подход помог не только понять себя, но и прижиться в монаршей семье Англии.
Человек может понять себя только в том случае, если действительно этого хочет. Собственная мотивация — это залог успеха счастливой жизни без внезапных кризисов и катастроф. Все, что, в сущности, требуется, это только уделить немного времени собственной личности, прислушаться к сердцу и понять состояние души. Как итог, это позволит выбрать профессию, правильный путь в жизни, верный подход к достижению желаемого.
Итоговое сочинение: Как научиться понимать самого себя?
Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения на тему «Как научиться понимать самого себя?». Персонажи русской классической литературы помогают понять эту проблему.
Вариант 1
Впервые вопрос о самопознании возникает, когда человек начинает себя осознавать как личность. Он понимает, что отличается от других людей, начинает замечать, что не всегда ему хочется поступать так же, как делают другие. Тогда появляются вопросы, почему я не хочу играть на скрипке так же, как мой брат. Почему мне хочется любоваться природой, слушать пение птиц? Почему скучно на физике и очень интересно на биологии? Все эти вопросы можно объединить в один: кто я, что я из себя представляю? Чтобы понять себя, существуют разные способы. Иногда в жизни человека складываются сложные, исключительные обстоятельства и заставляют человека разобраться в себе и своих желаниях. Иногда в этом помогают книги, люди. Я попытаюсь подтвердить эти мысли примерами из художественной литературы.
Главный герой повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Петр Попельский с рождения отличался от других людей тем, что был слеп. Его восприятие мира отличалось от восприятия зрячих людей. С этим связано его увлечение музыкой, которая стал его глазами. Родным людям сложно было понимать чувства мальчика. В его воспитании активное участие принимает его дядя Максим Яценко, брат матери. Он считал, что мальчик должен стать сильным, самостоятельным. Он воспитывал в нем характер бойца, чтобы Петрусь не сломался из-за своего недуга. Дядя помог племяннику в юношеском возрасте, когда Петром овладело отчаяние, злость. Это произошло после поездки в монастырь, где герой встретился с братьями по несчастью. Петр мучился сам, изводил родных. Эти переживания привели его к нервной болезни. Выздоровев, юноша вместе с дядей уезжает в Киев. Дядя предлагает ему отправиться путешествовать со слепыми странниками. Это помогло Петру понять себя, он вернулся другим человеком. До этого познание мира было ограничено усадьбой, круг общения родственниками и соседями. В путешествии перед ним открылся большой, неведомый мир. Он встретился со многими людьми, узнал о горе. Оказалось, что его беда не самое большое. Его сердце сжималось от боли и новых ощущений. Личное горе отступило, открыв душу для людей. Домашние в его музыке услышали что-то новое. Петр понял себя, свое предназначение. С помощью музыки он открывал людям настоящие жизненные ценности. Герою повезло, что рядом с ним оказался мудрый дядя, который помог ему понять себя.
Герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов на протяжении всего произведения пытается понять себя, найти смысл жизни. Писатель пытается проследить, как формировался характер будущего декабриста. Внебрачный сын графа Безухова, он живет и воспитывается за границей до совершеннолетия. Его кумиром является Наполеон. В российском обществе он не сразу разобрался. Князь Курагин с первых дней взял его под свою опеку. От столичного светского общества его отличает искренность, наивность. Неумение разбираться в людях приводит его в плохую компанию. Пьер проводит время с Анатолем Курагиным, который известен своими похождениями. Затем князь Василий женит его на своей дочери Элен, которая оказывается распутной и расчетливой особой. После развода Пьер оказывается в подавленном состоянии, он недоволен собой, пытается понять, что плохо, что хорошо. Герой ищет применения своим силам. Судьба сводит его с масонами. Он пытается облегчить участь крепостных крестьян в своем имении, хочет жить для других и видит в этом смысл жизни. Вскоре вновь наступает разочарование, Пьера охватывает состояние безысходности, отчаяния. В дни войны 1812 года Безухов стремится выразить любовь к Родине, он не может оставаться в стороне. Герой участвует в Бородинской битве, на собственные средства снаряжает полк. В конце концов, попадает в плен, где встречает философа из народа Платона Каратаева. Тот делится с Пьером своей жизненной мудростью. Беседы с Каратаевым заставили душу Пьера возродиться, он по-новому посмотрел на мир. Он понял, что счастье в нем самом. Особые жизненные обстоятельства, встреча с необычным человеком помогли Безухову понять себя.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек имеет свой путь к себе. Если он не оставляет стремлений познать самого себя, то непременно найдет для этого способ.
Вариант 2
На первый взгляд может показаться, что понимать себя очень просто. Мы находимся с собой каждый день по двадцать четыре часа в сутки. Мы знаем все свои тайные мысли, желания и ежедневно ведем с собой беседы о своих сомнениях. Только простота эта кажущаяся. Часто человеку очень сложно разобраться в себе. Чтобы научиться понимать себя, требуется только одно – желание. Человек мыслящий, анализирующий свои слова, чувства, поступки, желающий понять себя, в конце концов, сможет постичь глубину своего внутреннего мира. Я попытаюсь доказать эти мысли примерами из художественной литературы.
Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин обладает аналитическим мышлением. Он пытается постичь суть вещей, понять жизнь и самого себя. Печорин выбрал хороший способ самопознания. Он ведет дневник, честно описывая свои мысли, чувства, поступки. Герой не старается казаться лучше, чем он есть. Он не лукавит перед собой, его честность помогает ему правильно оценивать себя. Герой не старается приукрасить действительность и объяснить причины своих поступков какими-то благородными целями. В разговоре с собой он признается, что его любовь никому не принесла счастья, потому что он ничем не жертвовал ради любви. Он предполагает, что при рождении у него было высокое предназначение, но он растратил себя на мелкие страсти. Свое предназначение он так и не смог понять. Печорин все знает о себе, но делает ли это легче его жизнь? Великие знания порождают великую скорбь. Герой страдает от осознания своих недостатков. Герой страдает от своего бессилия перед судьбой, но не знает, как изменить ситуацию. Понимание себя не принесло герою пользы, он остался одиноким, «лишним» человеком.
Иногда просто не нужно мешать своей природе, и понимание придет само собой. Я считаю, что так произошло с героем романа И. А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич много думал, лежа на своем любимом диване. Это было его основным занятием. В сознании героя рождались разные мечты, образы, проекты. В них проявлялась внутренняя сущность героя. Он очень хорошо понимал себя. Обломов мог объяснить, почему он не ходит на службу, почему не выходит в свет. Он находил все эти занятия однообразными, бессмысленными. Когда Штольц пенял ему на то, что он все время лежит и спит, Илья Ильич парировал: не то ли делают все остальные. Они спят за карточными столами, на балах. Светская суета заслоняет жизнь человека. Люди, по его мнению, мыкаются то в театр, то в гости. Лежание Обломова имеет смысл. Мечта героя, цель жизни была им достигнута. То идиллическое существование, которое он создал в своих мечтах, он нашел в союзе с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. В его голове возникла мысль, что некуда больше стремиться, нечего больше искать. При всех своих недостатках Обломов смог понять себя, определить свою цель. Он пришел к своему идеалу, что редко случается с людьми. Причем эта цель мало отличалась от стремлений активного Штольца. Сделав предложение Ольге, тот также решил, что некуда больше идти.
Таким образом, каждый человек находит свой путь к самопознанию. Кто-то ведет дневник, анализирует свои чувства, мысли, поступки, кто-то мечтает, лежа на диване. Неважно, какой способ использует человек, главное, что он приходит к пониманию своих целей, идеалов. Это осознание делает его счастливым.
Дополнительные аргументы
Дорогие читатели! Дополнительные аргументы по направлению «Разговор с собой» вы можете найти в рубрике «Банк аргументов». Они помогут написать собственные сочинения по данному направлению.
Итоговое сочинение: Как понять самого себя? (3 варианта)
Многомудрый Литрекон всегда находится в процессе понимания себя. Каждое существо должно разобраться в себе, не правда ли? Об этом он рассказывает в итоговом сочинении на тему: Как понять самого себя? Аргументы он взял из книг «Евгений Онегин», «Обломов», «Гранатовый браслет», «Тихий Дон», «Портрет Дориана Грея», «Мартин Иден».
Вариант 1
(469 слов) Многих людей интересует ответ на вечный вопрос: «Как понять самого себя?». Его стоит искать в новых впечатлениях, обогащении личного опыта, пробах и ошибках. Если сидеть на одном месте, ничего не делать и не испытывать, то открыть свои возможности, склонности и пороки невозможно. Об этом писали многие отечественные авторы.
Например, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» испытал своего героя разочарованием, сменой обстановки, дружбой, опасностью, изгнанием и, наконец, любовью. В самом начале Евгений представлял собой легкомысленного столичного повесу, который во всем соответствовал окружению и не имел индивидуальности. Поэтому он не мог найти призвания, счастья, любви. Задуматься об этих вещах в ритме городской суеты просто некогда. Найдя в себе силы прервать порочный круг обедов, ужинов и танцев, герой переехал в деревню и изменил окружение. Но испытание дружбой Евгений не прошел: оно выявило эгоизм, инфантильность и холодность натуры Онегина. Убив Ленского из-за своей неспособности признать вину, он вынужден уехать из деревни и скитаться за границей. Новые впечатления обогатили опыт Евгения, и он вернулся на родину другим человеком. Он все же смог расставить приоритеты в своей жизни и заглянуть в глубину души. И там он разглядел любовь к Татьяне Лариной, уже замужней даме. Онегин впервые ясно осознал, чего хочет. Он впервые пошел ради своей цели до конца. Лишь пройдя через многочисленные испытания, приключения, размышления, герой понял себя, пусть и слишком поздно.
Герой романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» тоже испытывал потребность разобраться в себе и найти правду. Григорий Мелехов в самом начале книги был обычным деревенским парнем — таким, как и все соседние юноши. Он влюблялся в красавиц, удил рыбу, ходил на охоту, общался с друзьями и помогал семье по хозяйству. Размеренная и давно отлаженная жизнь не заставляла его задуматься о себе и своем месте в мире. Но испытание запретной страстью и осуждением общества впервые вывело его из зоны комфорта. Григорий полюбил замужнюю женщину, и все его окружение было против этой связи. Сначала он уступил, но потом понял себя, отбросив навязанные предрассудки. Ему нужна была именно Аксинья. С нею он ушел из родного дома. Но недолго он наслаждался любовью. Война вытолкнула его из объятий избранницы и свела с непохожими на него людьми. Оказавшись в Москве и познакомившись коммунистом Гаранжой, Григорий впервые задумался о социальной несправедливости и осознал, что воевать он больше не хочет. Война во имя чужих интересов принудила Григория убивать и мучаться от осознания собственной греховности. Каждый день насилия и агрессии погружал его в пучину неведомых ранее противоречий и сомнений. В финале Григорий нашел правду в мире, труде и семье. Но для этого ему пришлось пройти через многочисленные испытания, чтобы понять себя.
Таким образом, человек может разобраться в себе только в том случае, если он имеет активную жизненную позицию и пробует себя в разных ролях и ипостасях. Чем больше опыта мы получаем, тем глубже заглядываем в себя. Не стоит бояться испытаний, ведь они помогают нам лучше понять свою природу.
Вариант 2
(511 слов) «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя» — так говорил знаменитый писатель Герман Гессе. Действительно, каждый из нас должен понять самого себя, чтобы наиболее полно реализовать свои возможности. Но как это сделать? О том, как разобраться в себе, писали многие авторы.
Рассмотрим точку зрения И.А. Гончарова, выраженную в романе «Обломов». Главный герой книги был по природе своей очень ленивым и пассивным человеком. Он не служил, не появлялся в обществе и вообще очень редко выходил из дома. Доход, хоть и скромный, ему приносило доставшееся в наследство имение, а все бытовые вопросы решал слуга Захар. Илья Ильич все свое время посвящал сну, грезам и приемам пищи. Книг он не читал, в театры не ходил, гостей принимал не очень охотно. Возможно, он так и провел бы всю жизнь в одиночестве и праздности. Однако активный и настойчивый друг Ильи Ильича буквально вытащил его в свет, где Обломов познакомился с Ольгой Ильинской. Он влюбился в эту девушку и изменил свой образ жизни. Теперь апатичный барин расстался со своим поношенным халатом и регулярно покидал диван. Сватовство требовало от него больших усилий. Он должен был привести в порядок свои дела и взять ответственность за юную барышню. Но бремя этого чувства было слишком тяжело для героя. Испытание, которому оно его подвергло, позволило Обломову заглянуть внутрь себя и понять свою истинную природу. Все это время он лишь претворялся тем, кем его хотели видеть окружающие. И он отказался от дальнейшего обмана и свадьбы. Настоящее счастье он нашел в союзе с Агафьей Пшеницыной. Этот пример позволяет сделать вывод, что любовь и связанные с нею перемены в жизни помогают человеку разобраться в себе.
Любовь открывает нам глаза на свою жизнь. Эту закономерность подтверждает и повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Главная героиня жила спокойной и размеренной жизнью, где все было давно расставлено на своих местах. Мужа она любила, он отвечал взаимностью, но на смену огню первых лет пришло гармоничное затишье долголетнего супружества. Вера была холодной и немного высокомерной женщиной, которая была вполне удовлетворена своей судьбой. Однако ее покой изредка омрачали странные письма, которые она получала много лет подряд. Анонимный поклонник клялся в любви, но ни о чем не просил, а довольствовался ролью тайного обожателя. В семье Шеиных эти послания стали поводом для шуток, но брата Веры задела эта дерзость неизвестного, а в особенности его подарок Вере на именины — ювелирное украшение. Николай убедил Василия, мужа сестры, найти отправителя и запретить ему позорить честную женщину. Они отыскали его, но он честно признался, что любить Веру не перестанет и, если им всем так легче, покончит с собой. Сама его избранница в раздражении ответила по телефону, что очень устала от этой истории. Желтков принял решение и ушел из жизни. Узнав об этом, Вера винила себя и была расстроена. Она впервые заглянула в глубину своей души и нашла там сожаление о любви — той, которая бывает на земле раз в тысячу лет. Понять себя и свои чувства героине помогла возвышенная страсть Желткова.
Таким образом, сильные эмоции, которые мы находим именно в любви, всегда были лакмусовой бумажкой для души. Понять себя мы можем с помощью чувства, расширяющего горизонты познания и обогащающего наш жизненный опыт и внутренний мир.
Вариант 3
(517 слов) Говоря о понимании самого себя, нельзя не затронуть тему взросления людей, их личный, далеко не всегда легкий жизненный путь. С моей точки зрения, невозможно понять самого себя, не пережив каких-то испытаний, не оказавшись за пределами своей, так называемой, зоны комфорта. Ведь порой люди считают себя совсем не теми, кем являются на самом деле, а выясняют всю правду о себе, только оказавшись в абсолютно непривычной для себя ситуации.
В связи с этим в памяти сразу всплывает история Дориана Грея из одноименного романа Оскара Уайлда. В самом начале книги он был тем молодым человеком, о котором говорилось только хорошее и которого любили люди. Однако безнаказанность, вседозволенность и дурное влияние сделали из него монстра, которым он являлся и раньше, но до этого не имел возможности оставаться безнаказанным и проявить свое истинное «Я». Дориан обладал редкой красотой и стал натурщиком для талантливого художника. Как по волшебству, картина впитала в себя желание Дориана навсегда остаться молодым и сохранить свое очарование. С тех пор старел и болел лишь портрет, а сам Грей оставался незапятнанным, хоть и вел безнравственный образ жизни: употреблял запрещенные вещества, ходил в притоны, развращал женщин и предавался другим порокам. Увы, этот аморальный и несдержанный человек и был настоящим Дорианом — тем, которого милый юноша скрывал от самого себя и сдерживал. Эта книга ярко иллюстрирует то, как люди умеют носить маски, демонстрируя обществу только то, что считают нужным, и сами верят в придуманный образ. Дориан был уверен, что знает себя, а в итоге его финал оказался следствием этого самого ложного понимания себя. Он смог по-настоящему разораться в себе, только набравшись негативного жизненного опыта и дав волю темной стороне своей души.
Но поиск себя — не только испытания. Не одними сложностями жизни можно показать человеку путь к самому себе, но и саморазвитием. Это объясняется очень просто: чем больше узнает человек, чем больше знает, тем сильнее меняется его сознание и восприятие не только мира вокруг и других людей, но и себя. Говоря об этом, невольно вспоминаешь героя романа Джека Лондона «Мартин Иден». Молодой моряк из бедной семьи верил в себя и свои силы, мечтая написать роман и стать знаменитым, жениться на девушке, которую любил, и жить счастливо. Его избранница была из высшего общества, и Мартин хотел стать для нее достойной партией. Но как только герой стал идти к своей цели, обучаться и развиваться, прежний мир сначала поблек, а потом и вовсе разлетелся на маленькие осколки, открывая неприглядную правду. Оказалось, что Рут была не умной, а посредственной, что ее мир был лживым и алчным, что публика глупа, а слава приходит случайно. Но, тем не менее, Мартин узнал настоящего себя — того, каким был всегда, но не мог этого понять, будучи недостаточно образованным. Да, его жизнь в итоге пришла к финалу слишком рано, но он погиб, оставаясь при этом самим собой и полностью разобравшись в себе.
Порой мы все задумываемся над тем, кем являемся на самом деле. И это абсолютно нормально — искать себя и пытаться понять, что ты сам из себя представляешь, ведь без понимания самого себя невозможно понимание жизни, как в целом, так и в частности. Разобраться в себе можно путем самообразования и накопления жизненного опыта. Только так можно заглянуть под покровы тайны своей души.