Что значит понимать язык родной земли
Что значит понимать язык родной земли?
Что значит понимать язык родной земли.
Наверное, быть патриотом своей родины и любить всё то что окружает тебя).
Как вы понимаете эти словаЕсли живет язык значит живет и нация на нем говорящая?
Как вы понимаете эти слова
Если живет язык значит живет и нация на нем говорящая.
Подчеркните безударные гласные в корне?
Подчеркните безударные гласные в корне?
А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли.
Редко рождаются такие люди!
Как вы понимаете фразу «так неужто добро свое, рухлядишьку пожалеем, а землю родную нет?
Как вы понимаете фразу «так неужто добро свое, рухлядишьку пожалеем, а землю родную нет?
Что значит : Понимать язык родной земли?
Что значит : Понимать язык родной земли?
Много языков на Земле?
Много языков на Земле.
Русский язык родной язык русского народа.
Русский язык понимают все народы, живущие в России.
Подчеркни главное предложение о русском языке.
Найди словарные слова.
Поставь в них знаки ударения, подчеркни буквы гласных.
Фанетичиский разбор слов языков?
Фанетичиский разбор слов языков.
Прочитай и вставить пропущенные буквы?
Прочитай и вставить пропущенные буквы.
Много языков на земле.
Русский язык понимают все народы живущие в России.
Задание : подчеркни главное предложения о русском языке.
Найди словарные слова.
Поставь в них знаки ударения, подчеркни буквы гласных.
Много языков на Земле и каждый язык доя кого то родной Русский язык родной язык русского народа Русский язык понимают все народы живущие в России?
Много языков на Земле и каждый язык доя кого то родной Русский язык родной язык русского народа Русский язык понимают все народы живущие в России.
Есть на свете люди которые знают много разных языков и умеют на них говорить таких людей не так уж и мало это очень здорово понимать из разных людей И иметь с ними разговаривать а вот маленький Аркаша?
Есть на свете люди которые знают много разных языков и умеют на них говорить таких людей не так уж и мало это очень здорово понимать из разных людей И иметь с ними разговаривать а вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли редко рождаются такие люди.
Подчеркни главное предложение о русском языке?
Подчеркни главное предложение о русском языке.
Найди словарные слова поставь в них знаки ударения, подчеркни буквы гласных.
Много языков на Земле.
Русский язык понимают все народы, живущие в России.
Что значит : Понимать язык родной земли?
Что значит : Понимать язык родной земли?
Понимать язык на той земле где ты родился(ась).
Что значит понимать язык родной земли?
Что значит понимать язык родной земли.
Как вы понимаете эти словаЕсли живет язык значит живет и нация на нем говорящая?
Как вы понимаете эти слова
Если живет язык значит живет и нация на нем говорящая.
Подчеркните безударные гласные в корне?
Подчеркните безударные гласные в корне?
А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли.
Редко рождаются такие люди!
Как вы понимаете фразу «так неужто добро свое, рухлядишьку пожалеем, а землю родную нет?
Как вы понимаете фразу «так неужто добро свое, рухлядишьку пожалеем, а землю родную нет?
Много языков на Земле?
Много языков на Земле.
Русский язык родной язык русского народа.
Русский язык понимают все народы, живущие в России.
Подчеркни главное предложение о русском языке.
Найди словарные слова.
Поставь в них знаки ударения, подчеркни буквы гласных.
Фанетичиский разбор слов языков?
Фанетичиский разбор слов языков.
Прочитай и вставить пропущенные буквы?
Прочитай и вставить пропущенные буквы.
Много языков на земле.
Русский язык понимают все народы живущие в России.
Задание : подчеркни главное предложения о русском языке.
Найди словарные слова.
Поставь в них знаки ударения, подчеркни буквы гласных.
Много языков на Земле и каждый язык доя кого то родной Русский язык родной язык русского народа Русский язык понимают все народы живущие в России?
Много языков на Земле и каждый язык доя кого то родной Русский язык родной язык русского народа Русский язык понимают все народы живущие в России.
Есть на свете люди которые знают много разных языков и умеют на них говорить таких людей не так уж и мало это очень здорово понимать из разных людей И иметь с ними разговаривать а вот маленький Аркаша?
Есть на свете люди которые знают много разных языков и умеют на них говорить таких людей не так уж и мало это очень здорово понимать из разных людей И иметь с ними разговаривать а вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли редко рождаются такие люди.
Подчеркни главное предложение о русском языке?
Подчеркни главное предложение о русском языке.
Найди словарные слова поставь в них знаки ударения, подчеркни буквы гласных.
Много языков на Земле.
Русский язык понимают все народы, живущие в России.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 24, с. 15
24. Прочитайте. В каких словах заключена основная мысль текста? Спишите, выделив два абзаца. Подчеркните безударные гласные в корне.
С продолжением текста можно познакомиться в упр. 261. Есть ли в учебнике репродукция картины художника, которому посвящены упр. 24 и 261?
Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!
Делим текст на 2 абзаца:
Есть на свете люди, которые знают много разных я зыков. И умеют на них г о в о рить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здор о во — п о нимать разных людей и уметь с ними разг о варивать.
А вот маленький Аркаша Пластов п о нимал я зык р о дной з е мли. Редко р о ждаются такие люди!
Основная мысль заключена в словах: Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать.
В конце 1-й части учебника помещена репродукция картины А. А. Пластова «Летом».
Упражнение 261.
С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.
Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Кому это ты, Аркашка? — спрашивают мальчишки.
— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.
Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.
Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» — думает Аркаша.
Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.
Язык родной земли
МОУ Клеванцовская средняя общеобразовательная школа
Конкурс «Без истока – нет реки»
Направление исследования «Летопись родных мест»
Тема работы: «Язык родной земли»
· Обоснование выбранной темы; 3
· Актуальность темы; 3-4
· Проблема, цели и задачи исследовательской работы; 4
· Методика проведения исследовательской части работы. 5-6
II. Содержание исследовательской работы «Язык родной земли». 6-9
1. Что сельцо, то и словцо. 6
2. История названий сёл Островского района. 6-8
3. Топонимика моей деревни. 9
4. Поэтичные названия рек. 9
III. Заключение. «Помни, мира не узнаешь, не зная края своего!» 10
V. Использованная литература. 11
VI. Приложения. 12-23
Обоснование выбранной темы.
Свои имена имеют и очень мелкие объекты: леса, луга, поля, болота, изгибы и затоны рек, овраги, холмы и ямы, балки, части сёл и деревень. Такие названия, как правило, не зафиксированы в географических справочниках и редко встречаются в письменных документах, их хорошо знают лишь местные жители. В каждом селе можно записать обычно десятки таких названий.
Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Отсюда вывод напрашивается сам собой: объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название.
Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной речки, села, города. Но что удивительно, благодаря названиям в наши дни звучат вышедшие из употребления, давно забытые слова родного языка, слова чужих и даже исчезнувших, «мёртвых» языков. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды, а иногда и курьёзы. Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Уходят века, люди, события, но память о них остается. Топонимы – наша память о языке, об истории и географии.
Умирает российская глубинка. Уходят в небытие большие и малые деревни, а вместе с ними их удивительные названия, за которыми скрывается история нашего края, нашей родины. Современное общество постепенно утрачивает связь с историческим прошлым своей страны.
Духовно богатым можно считать только такого человека, который с уважением относится к своей национальной культуре, к своему языку, к истории. Поэтому проблема возрождения культурного и исторического наследия своего народа – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Исчезают с лица земли деревни, стираются с памяти людской их названия. Можем ли мы чем-то помочь своей малой родине? Если мы не можем спасти ее, мы можем помочь сохранить память о ней для будущих поколений. Если не сохранить этого сейчас, восстановить будет невозможно.
Проблемный вопрос: Как отражена история моего родного Островского края в его топонимике?
1. Назвать наиболее вероятные версии происхождения названий сел и рек Островского района.
2.Выяснить, как названия сел связаны с историческим прошлым родного края.
3.Сравнить современные названия сел с их историческими названиями.
4.Глубже познать родной край, его культуру.
Объектом моего исследования является топонимика Островского района, предметом моей исследовательской работы стали исторические названия моего родного края.
1.Провела анкетирование учащихся. (Приложение 1)
2.Проанализировала возможные источники информации, литературу по данной тематике.
3.Провела мониторинг местных СМИ по данной тематике.
4.Беседовала со старожилами, записала их рассказы.
5.Оформила результаты в виде исследовательской работы.
Методика проведения исследовательской части работы.
1.Провела анкетирование учащихся 5-11 классов, чтобы выяснить, интересуется ли молодое поколение историей своего края, его прошлым, происхождением названий. Анализ ситуации показал, что большинство учащихся не знают происхождение многих географических объектов нашего района, не знают, что обозначает название родного села, речек, лесов, лугов. Более половины ребят никогда не интересовались легендами, преданиями, связанными с нашим краем. Если и употребляют в речи старые названия лесов, лугов, то не могут объяснить их происхождение. Таким образом, теряется связь между настоящим и прошлым нашего края. Мы можем превратиться в иванов, не помнящих родства. Этого нельзя допустить.
2.Знакомство с книгой «Имя дома твоего». Книга профессора и писателя Льва Васильевича Успенского «Имя дома твоего» состоит из очерков по топонимике для детей. Очень интересная и увлекательная, показывает важность и нужность сбора материалов местного значения для серьезной науки. Содержит очень много интересных сведений и историй, связанных с топонимикой.
3.Знакомство с книгой «Занимательная топонимика». В книге в популярной форме рассказывается о топонимах – географических названиях, вошедших в русский язык. Они описываются с точки зрения их образования, основы и происхождения, а также в связи с фактами русской истории и географии. В книге имеется небольшой словарик топонимов.
4. Изучение статей по топонимике в местных журналах, где можно найти ответы на интересующие вопросы. Я проанализировала костромской журнал «Губернский дом» №3 1999г.,№5 1994г., №г. Здесь приводятся воспоминания историков, краеведов об исторической и культурной жизни губернии и области, о народных обычаях и традициях, даются архивные документы, свидетельства очевидцев. Один из номеров(№3 1999г.) посвящен 70-летнему юбилею Островского района.
5.Работа с книгой Николая Кучина «На перекрестках трактов». Книга местного краеведа – это заметный вклад в историю Островского района, в историю земель в бассейне реки Мера. Он начинает повествование с древности, из глубины веков и заканчивает современной жизнью района. Очень интересна его статья «Что сельцо, то и словцо». Всем, кто не равнодушен к истории Островского района, кто хочет окунуться в загадочный мир тайн слов, будет интересна книга Н. Кучина.
6.Изучение материалов из книги Н. Воробьёва, В. Говоркова «Сказание о земле Кинешемской». Авторы поставили задачу – по крупицам собрать материал, восстановить объективную истину о кинешемской земле. В этой книге много интересных сведений об Островском крае, о наших сёлах и деревнях.
6. Работа с местными географическими именами.
Расспросы старожилов об истории и времени возникновения или исчезновения географических названий. Записи этих историй и легенд.
Их рассказ всегда интересен своей нестандартностью, помогает представить колорит эпохи.
Островский край – земля, богатая историей. Места здесь удивительно красивые. На территории Островского района много крупных населенных пунктов: Островское, Красная поляна, Игодово, Адищево, Ивашево, Александровская фабрика, Дымница, Ломки, Щелыково.( Приложение 2)
На начало 21 века в районе оставалось сто двадцать селений. Что они из себя представляют в смысле топонимики?
Половина селений носит название от имён, фамилий и прозвищ. Горки, Пески, Борок, Займище названы по рельефу местности. Некоторые селения носят названия по производственному признаку: Угольское, Дымница, Ломки. От величины, конфигурации деревни получили названия Долгово, Полоски, Задняя. В лесном краю, конечно, есть Заборье, Дубяны, Малоберёзово. Шесть селений названы по церквям и другим религиозным объектам: Воскресенское, Покровское, Иванковица. В честь женщин названы Акулово, Селиваниха, Колобиха, Гармониха. Есть селения, названные по принадлежности князьям, дворянам, помещикам.
Преданья старины далёкой свидетельствуют о том, что когда-то на месте, где сегодня посёлок Островское, был скит, который основал монах Симеон Столпник. Основание скита относится к 14 веку. Известно, что в 14 веке Московским княжеством правил великий князь Симеон Гордый. Хотя территория и входила в состав Московского великого княжества, но трудно увязать название Семёновское с князем. Скорее всего, название осталось от монаха Симеона. По иронии судьбы имена их одинаковы.
Село стояло на оживлённом торговом тракте Галич – Кинешма. Купцы останавливались на ночлег в Семёновском и выкладывали свои товары для продажи. Чтобы придать торговле образ средних торговых городов России, в Семёновском были поставлены в ряд лавки подобно торговым рядам. Оживлённо велась торговля на базарах и торжках. По пятницам перед Троицей продавали изделия из кожи и шерсти, предметы домашнего обихода, берестяные туески, льняные расшитые рубашки. Более всего заезжего гостя удивляло изобилие лыковых лаптей, потому и получило село «довесок» к историческому имени – Лапотное. Спрос на лапти был велик. В шутку их называли «беретки в 44 клетки».
Поблизости от Адищева располагалось село Покровское. Здесь имелась каменная церковь Божьей Матери Покрова, выстроенная в 1773 году.(Приложение5) По преданиям, в селе была усадьба «кинешемской Салтычихи» Молчановой. Дворовые жестоко отомстили ей за издевательства – в полночь подожгли усадьбу, в огне погибла сама барыня, её младшая дочь и горничная.
Село Спас-Заборье. История его уходит к началу 17 века. Предание гласит, что на этом месте некогда находилась небольшая деревянная церковь с несколькими лепившимися вокруг бревенчатыми избами. Сей приход сначала именовали Спасом. В смутное время шляхтичи, проникнув в лесное Заволжье, направились к Костроме и по торговому тракту к Галичу, грабя по пути встречавшиеся веси. Озлобленные крестьяне дали врагу достойный отпор, сражались с ним до сумерек. Лишь наступившая мгла положила конец кровопролитию. Убитых похоронили, раненых увезли на подводах по тайным тропам к Спасу за бор. Так и образовалось село из двух названий. Деревянная церковь в селе стала мала, и в 1814 году началось строительство каменной Спасской церкви. (Приложение 6)
Основу топонима Игодово составляет слово «иго». Да, русская земля повидала немало чужеземного владычества и порабощения. Более 250 лет трепали русские земли татаро-монгольские завоеватели. И немудрено, что в топонимике остались следы истории.
Старинное торговое село стояло на тракте Галич-Кинешма. Село было оживленное, особенно в дни ярмарок и базаров в Семеновском, Галиче, Кинешме. Село Игодово было центром Игодовской волости.
Вдали от больших дорог, среди лесов, на берегу мелководной речушки Иванюшка приютилось село Иванковицы. В 1796 году на средства прихожан строится храм Святого пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна. Каменный белый храм разливал колокольную мелодию над просторами полей и лесов.(Приложение 8)Уже в начале 20 века в Иванковицах проживало более тысячи прихожан. Основное занятие – сельское хозяйство и подсобные промыслы. В день памяти 7 июля в Иванковицах проводились шумные, многолюдные ярмарки.
Недалеко от Иванковицы есть деревня Якуниха. По одной версии, она названа в честь женщины, это жена мужчины по прозвищу Якуня. Другие считают, что в деревне проживали охотники или любители походить с ружьём по лесу. Отсюда и название (якунить – охотиться).
Одна из деревень Островского края названа Студенец. По словам старожилов, здесь был вырыт колодец глубиной в 50 сажен, вода в котором была очень холодная, студёная.
На территории нашего района есть деревня Козловка. Меня заинтересовало, почему такое название. Оказывается, прежде деревня называлась Новодмитриевское. Ею длительное время владел род Плаутиных. Один из них, Михаил Гаврилович, будучи штурманом корабля в отряде Дмитрия Лаптева, участвовал в освоении Северного Ледовитого океана. Позднее усадьба перешла во владение к Бардакову, участнику Отечественной войны 1812года. После смерти Бардакова Новодмитриевское приобрёл оборотистый промышленник Подсосов, основав там древесно-порошковый и химический заводы. Кроме того, в деревне пилили лес и распускали его на доски. Для укрепления брёвен требовались большие козлы, они были устроены и длительное время находились в деревне, из-за этих-то козел Новодмитриевское получило второе название, укрепившееся за ней.
Я живу в деревне Клеванцово. (Приложение 9) Откуда такое название? Ни в одной книге точного объяснения нет. Можно только предполагать. До 1917 года Клеванцово было центром волости. По этой волости и проходил старинный вятский тракт. Он соединял Кострому с Вяткой. На население возлагалась обязанность содержать тракт: расчищать дороги, ремонтировать речные переправы, мосты.
, местный краевед, писал:
«Большой почтовый тракт Кострома-Макарьев был прорублен по повелению Екатерины II и назывался «Новый Сибирский путь». На всём двухсоткилометровом протяжении дорога обсажена березами. Часть аллей сохранилась до сих пор. Через Макарьев в 1879 году проезжал в ссылку ».
Шел обмен товарами, которые везли из одного города в другой. Везли по этому тракту и ссыльных. Декабристы, народники были невольными гостями этой станции.
Неподалёку от Клеванцова на высоком берегу реки Медозы находилась усадьба Высоково. Пригорок был заросшим соснами и берёзами. Липовые аллеи спускались к реке, где выстроена тесовая купальня. В парке росли дубы, вязы. В этой усадьбе жили старушки Грек, воспитавшие Юлию Прошинскую, жену известного художника Бориса Кустодиева. Сегодня усадьбы Высоково нет. Есть только памятный знак, который изготовили учащиеся нашей школы под руководством учителя технологии, да красивый липовый парк. (Приложение 10)
Какие бы названия ни носили селения, они всегда будут милы землякам. Где бы ни жили люди, их всегда тянет на свою малую родину.
Ещё мне хотелось бы рассказать о красивых, поэтичных названиях наших речушек.
Самая большая река нашего района – Мера. Это левый приток реки Волги. Река названа по имени народа племён мери. Мера – тихая, спокойная река, богатая красивыми полноводными излучинами. (Приложение 11)
Самый крупный приток Меры – Медоза.(Приложение 11) Переводится как «медовая река», эти места славятся медосбором.
Речки как бы манят нас своими названиями и говорят: «Смотрите, какая я!»
Топонимика позволяет создавать рисунок прошлого.
Безусловно, путешествие и открытие чего-либо нового – это тот волнующий опыт, которым хочется поделиться. Быть искателем, исследователем истории родного края, его первозданных красивейших уголков природы – это значит познавать и открывать каждый раз себя. Открывать в себе способности видеть, слышать, восхищаться, превозмогая усталость. Исследовательский интерес пробуждает в каждом из нас патриота. Не потребителя, а жителя, гражданина нашей маленькой страны, название которой Островский край. Мне хотелось бы согласиться с В. Шукшиным: ”Помни, мира не узнаешь, не зная края своего!“
Собранный в процессе работы материал может быть использован на уроках истории, географии, русского языка, истоков и во внеклассной работе.
На основании исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
2. Происхождение некоторых топонимов прозрачно. Но далеко не всегда можно сразу сказать: откуда взялось имя и почему его дали этому месту? История возникновения некоторых топонимов хранит тайну.
3. Чтобы сохранить топонимы, надо сначала их исследовать, что я и попыталась сделать в этой работе.
Список использованной литературы
1.Успенский классиков: «Имя дома твоего». Очерки по топонимике. – Москва,2002.
2.Смолицкая топонимика: Кн. Для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1990.
3. На перекрестке трактов. – Кострома, 2002.
4.Н. Воробьев, В. Говорков. Сказание о земле Кинешемской. – Иваново, «Ивановская газета», 2002.
5.«Губернский дом». Историко-краеведческий, культурно-просветительский, научно-популярный журнал. – Кострома, №5 1994, №, №3 1999.
6. Газета «Родной край». 1991. № 85, 86, 88, 89. «Северная правда». 1993, 10 апреля
Анкетирование учащихся 5-11 классов.
1. Что ты знаешь о происхождении своего села?
2. Почему наша деревня называется Клеванцово?
3. Интересовался ли ты названиями речек, лесов, лугов своего края?
4. Рассказывали ли тебе твои родители (бабушки, дедушки) легенды, предания, связанные с названиями мест?
5. Какие названия сёл Островского района ты знаешь? Почему они так называются?
Село Семёновское-Лапотное. Фото 1910 года
Село Адищево. Врачебный участок. Фото 1912 года.
Сельскохозяйственный склад в Адищеве.1912 год.
Село Покровское. 1985 год
Спасская церковь села Спас-Заборье. Фото 1890 года.
Село Игодово. Воскресенская церковь. 1990 год.
Деревня Клеванцово. Фото 2008 года.
Здесь находилось Высоково. Липовая аллея. Фото 2008 года.