Что значит поморфемная запись
Методические материалы на тему «Поморфемное письмо как метод обучения грамотному письму»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Логинова Наталия Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского округа город Шарья
РФ, Костромская область, г. Шарья
Поморфемное письмо как метод повышения грамотности учащихся.
Орфография… В её полезности для практической жизни тяжело усомниться. Именно благодаря орфографии мы имеем возможность адекватно воспринимать письменную речь других людей и быть понятыми сами, если беремся излагать мысли на бумаге. Поэтому знание орфографии необходимо каждому, кто стремится повысить свою грамотность и культуру речи.
Научить грамотно мыслить и грамотно писать одновременно – одна из самых сложных задач на уроках русского языка.
В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, сущность которого в следующем:
Методические эксперименты показывают, что целенаправленное и систематическое обучение приему поморфемной записи слов, поморфемного проговаривания и поморфемного комментирования (вместо распространенного послогового комментирования написания сложных с орфографической точки зрения слов) дает положительные результаты даже в классах с очень слабой языковой подготовкой, поскольку такая работа способствует речевому развитию ребенка на основе активного подключения морфемного канала восприятия слова и активизации природного языкового чутья.
Как научить детей поморфемному письму?
Впервые понятие «поморфемное письмо» вводится при изучении темы «Морфемика», которая следует после темы «Фонетика и орфоэфия». Учащиеся уже на вводном уроке составляют цепочку однокоренных слов, деля слово на части: морфем-а, морфем-ик-а, морфем-н-ый, по-морфем-н-ый, усваивая эти научные понятия. А потом самостоятельно делают вывод, что поморфемное письмо – это деление слова на морфемы по ходу его написания.
В результате поморфемного письма в слове выделяются не просто буквы или сочетания букв, а морфемы, обладающие языковыми значениями. Возьмем слово пере-вяж-ет (кофту). Проводим исследовательскую работу с учащимися (парная, групповая) и приходим к выводу, что пере – придает слову значение «заново», окончание ет – указывает на 3 лицо, ед. число, корень вяж – (вяжущий, вязаный, связанный) имеет общее значение «плести руками, крючком, спицами». Обычно учащиеся с удовольствием выполняют такую работу. При затруднении пользуются словариком значения морфем.
После выполнения такой работы со словом ребята еще с большим интересом подходят к теме «Морфемная модель слова», изучая которую они узнают, что за каждой моделью скрыто большое количество слов, что все они имеют сходство в значении к общим грамматическим признакам.
Снова проводим исследовательскую работу. Каждой группе соответствует определенная морфемная модель, например,
Учащиеся должны прочитать по модели зашифрованные слова, определить часть речи, записать поморфемно и определить грамматическую форму.
Первая модель рассказывает, что за ней скрываются имена прилагательные со значением «немного, чуть- чуть» (его придает суффикс) – кисл-оват-ую, горьк-оват-ую.
Все эти прилагательные употребляются в форме единственного числа, ж. рода, Вин. пад.
Можно предложить выполнить такое упражнение:
Используя прием поморфемного письма, спишите слова, распределяя их на группы:
1) ат-ый 2) оват-ый 3) чат-ый
Репчатый, носатый, волосатый, сероватый, зубчатый, туговатый, узорчатый, крылатый, слабоватый
Выполнив упражнения, надо сделать вывод.
К теме «Орфография» переходим после изучения «Морфемики».
При изучении правописания корней тоже можно использовать этот прием. Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение слова через однокоренное слово. Например, выполним упражнение:
У-плат-и-ть – отдать плат-у
о-гран-енн-ый – имеющий грань
объ-един-и-ть-ся – стать един-ым
о-богащ-а-ть-ся – сделаться богат-ым
Корни с чередованием тоже можно легче запомнить, если записывать слова поморфемно.
Пред-лаг-а-ть при-кас-а-ть-ся пред-лож-ени-е вы-бир-а-ем
Прием поморфемного письма эффективен и при изучении правописания безударных личных, и окончаний глаголов. Ребятам трудно порой запомнить, какую гласную нужно вставить в окончании глагола I или II спряжения. Можно дать задание не только вставить букву, но и отделить окончания, чтобы сосредоточить внимание именно на этой морфеме. Например,
Спишите, вставляя пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов. Действуйте по схеме: начальная форма глагола – спряжение – выбор безударного окончания – запись слова.
Школьники (шаг-а-ть – I спр.) шага-ют
зрители (у-вид-е-ть – II спр.) увид-ят
рассвет (при-ближ-а-ть-ся – I спр.) приближа-ет-ся
(смотр-е-ть – II спр.) смотр-ишь вперед
они (бор-о-ть-ся – I спр.) бор-ют-ся
По поморфемной записи хорошо заметна разница в структуре глаголов 2 лица мн.числа и глаголов повелительного наклонения.
При изучении тся и ться в глаголах поморфемная запись может быть использована для того, чтобы научить учащимся отличать глаголы в инфинитие от глаголов 3 лица.
Любишь (что делать?) кат-а-ть-ся, люби и саночки возить. Кто горд-ит-ся, тот никуда не год-ит-ся.
В результате такой работы ребята приходят к выводу, что в инфинитиве окончание ть а в глаголах 3 лица ет, ит, ут, ат, ят.
При изучении приставок и суффиксов и их написания тоже можно использовать этот прием, потому что, отделяя приставку или суффикс ребята вспоминают правило правильного написания и запоминают что такая приставка и суффикс в русском языке существуют.
Можно приставку отделять, можно всё слово записать поморфемно. Выполним упражнение
Подберите к данным словам однокоренные с приставками на з и с. Пары слов запишите поморфемно. Образец:
лун-н-ый – без-лун-ный (без-лунный)
шум-н-ый – бес – шум-н-ый (бес-шумный)
лунный, шумный, перспективный, болезненный, пахать, крикнуть, висеть, бунтовать, соединить, держаться, сушить, гнать, ломать, писать, графить, топтать.
Приемом поморфемного письма запишите существительные, объясняя выбор суффикса:
Словарик, огуречик, погрузчик, ключик, нефтяник, подбородочек, цветочек, ельничек, ветерочек, рукавчик, дружочек, лимончик
Спишите прилагательные, вставляя суффикс
к или ек, распределяя по столбикам.
Запишите поморфемно.
Турецкий, пиратский, киргизский, рязанский, низкий, шведский, ткацкий, скользкий, пермяцкий, сельский, богатырский, мерзкий, рыбацкий, канадский
По программе Львовой С.И. причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, чтобы найти их в тексте, необходимо запомнить суффиксы при помощи, которых они образуются. Нужно обратить внимание учащихся, что у деепричастия может быть не один суффикс. При помощи поморфемной записи ребятам легче запомнить, что у деепричастия нет окончания, что это неизменяемое слово. Предлагается выполнить следующее упражнение:
Приемом поморфемного письма запишите слова, распределяя их по группам:
1) глаголы
2) деепричастия с суффиксами а, я
3) деепричастия с суффиксами в, вши, иш
Пересказать, пересказав, заметить, причесался, закричав, пробудившись, берут, улыбаясь, волновался, волнуясь, набрав, признавшись, прикоснувшись, сбегая, засохнув.
Данное упражнение помогает учащимся научиться отличать деепричастие от глагола и быстро запомнить суффиксы при помощи которых образовано деепричастие, потому что, выделяя суффиксы на письме, ребята обращают на них особое внимание.
А вот уже работа с текстом. Нужно списать его вставляя пропущенные буквы, а деепричастие записать поморфемно.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, а деепричастия запишите поморфемно.
Выполняя данное упражнение, учащиеся учатся находить деепричастие в тексте, заодно повторяя их морфемный состав. При образовании деепричастия несовершенного и совершенного вида поморфемное письмо также поможет быстрее усвоить тему. Суффиксы причастий тоже легче запомнить, используя этот прием. Запишите причатие приемом поморфемного письма распределяя их на группы
Озаряемый, рассыпавшийся, невидимый, встретившийся, усиливающийся, трепещущий, мчащийся, освещенные, посеянная, проверяемый, возвращаемая, переделанный, растаявший, лечащий, перекрытый, услышанный, скачущий, убранный, борющийся, рассматриваемый
При образовании действительных и страдательных причастий тоже всегда использую этот прием, так как он дает возможность отработать навык определения необходимого суффикса.
При повторении темы «Деепричастия и причастия» работаем с текстом, уже находя в нем причастия и деепричастия, записывая их поморфемно. Можно выписывать причастия и деепричастия в таблицу, но обязательно записывая поморфемно.
Не обойтись без поморфемного письма, изучая тему «Словообразование самостоятельных частей речи».
Составление словообразовательных цепочек – это занятие не только увлекательное, но и очень полезное, так как выяснение последовательности образования слова помогает лучше понять его лексическое значение и морфемное строение.
Расположите однокоренные слова в том порядке, в каком они образованы друг от друга: образец: туп-ой – туп-и-ть – за-туп-и-ть – за-туп-и-ть-ся.
Земляника – земляничка – земля – земляной.
Вредительство – вред – вредитель.
На протяжении всей темы составляя словообразующие пары, цепочки, гнезда, устанавливая последовательность или восстанавливая цепочку, однокоренные слова записываем поморфемно. Например:
Игр-а-ть – про-игр-а-ть – про-игр-ыш
Задание: привести примеры слов, которые соответствуют данным морфемным
моделям и записать их в тетрадь. Побеждает тот, кто назовёт слово последним.
Исправить ошибки в поморфемной записи : Поп-рыг-а-ть, за-сме-ять-ся, говор-ун, пере-улок, с-беж-ал-а
Упражнение «Четвёртый лишний»
Задание: укажите лишнее слово в каждом ряду, дайте этому объяснение.
1) сварщик, баянист, барабанщик, регулировщик;
2) побежать, подлететь, посеять, подумать;
3) счастливый, удачливый, драчливый, под сливой.
Задание: распределить слова в соответствии с морфемной моделью:
Заливистый. голубоватая, гонщик, чистый, игристый, барабанщик, беловатая.
Несомненно, изучение орфографии не может происходить в отрыве от овладения другими разделами лингвистики: фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса. Понимание ведущих принципов орфографии, умение быстро ориентироваться в составе слова, знание морфологических особенностей разных частей речи – важные предпосылки к безошибочному применению на практике многих орфографических правил.
Методическая статья «Прием поморфемного письма как часть морфемно-орфографической работы на уроках русского языка»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПРИЕМ ПОМОРФЕМНОГО ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье проанализированы причины снижения уровня орфографической грамотности обучающихся и предложены пути их решения, одним из которых является морфемно-орфографическая работа на уроках русского языка. Подробно описаны этапы данной работы, рассмотрен приём поморфемного письма как один из них. Разработаны задания, позволяющие понять, как указанный приём можно использовать на уроке, а также представлены отзывы обучающихся, которым приём поморфемного письма и морфемно-орфографическая работа помогли повысить уровень орфографической грамотности.
Ключевые слова: орфографическая грамотность, преподавание русского языка, морфемно-орфографическая работа, поморфемное письмо.
Падение орфографической грамотности обучающихся в частности и взрослого населения, не обучающегося в школе, в целом, заметно даже для тех, кто не связан с преподаванием языка напрямую: интернет пестрит безграмотными постами, в объявлениях также встречаются ошибки и даже в слоганах крупных фирм, которые должны дорожить своей репутацией, встречаются досадные «ляпы». Поэтому одной из важных задач преподавания русского языка в современной школе должно стать формирование орфографической грамотности обучающихся.
Для того чтобы понять технологию решения столь важной задачи, необходимо проанализировать причины, по которым человека можно охарактеризовать с помощью прилагательного «безграмотный». Одной из таких причин, на мой взгляд, является неумение применять изученное правило. Почему это происходит? Наблюдение за учащимися, слабо успевающими по предмету «русский язык», дает основание полагать, что это происходит потому, что ребенок просто не понимает, о какой конкретной орфограмме в слове идет речь. А не понимает потому, что воспринимает слово как набор букв-слогов, но не как сочетание минимально значимых частей – морфем. Значит, эффективным приемом в работе с орфографически безграмотными детьми является постоянная морфемная работа со словом, поскольку большинство правил русского языка имеет морфемный характер, т.е. опирается на структуру слова: «Правописание безударной чередующейся в корне слова», «Правописание приставок на З-С», «Правописание суффиксов имён прилагательных», «Правописание Е-И в окончаниях глаголов» и т.д.
Морфемно-орфографическая работа со словом включает в себя несколько основных этапов:
1. анализ лексического значения слова, потому что зачастую на нем основывается разбор слова по составу (стачать сапоги, удариться оземь, тиснение на коже). Кроме этого, анализ лексического значения слова является одним из самых эффективных способов обогащения словарного запаса;
2. разбор слова по составу с учетом его лексического значение (важно в выделении корневой морфемы, заключающей вещественное значение) и морфологической принадлежности (окончание и формообразующие морфемы), а также словообразовательной модели (это дает возможность выделить словообразовательные аффиксы);
3. анализ орфограмм в каждой из морфем. Здесь необходимо ответить на вопросы:
— в написании какой морфемы я могу ошибиться?
— как называется данная орфограмма?
-какое правило я должен применить?
4. орфографическое чтение слова
Подробнее следует остановиться на пункте 2. Как только промежуточный результат достигнут: обучающийся имеет возможность вставить пропущенные буквы в слово, разобрав его по составу и применив соответствующее правило написания морфемы, необходимо постепенно ускорять темп морфемного анализа слова, что возможно сделать, используя приём поморфемного письма. Суть данного методического приема заключается в том, чтобы учащийся под диктовку учителя записывал слово, одновременно деля его на минимальные значимые части. Это дает возможность воспринимать слово как состоящее из частей, к которым применимо одно из известных обучающемуся правил. Темп морфемного письма со временем тоже необходимо увеличивать, что позволит не только правильно вставлять буквы в деформированные упражнения, но и верно записывать слова в потоке речи, например, на диктанте, который представляет один из самых сложных видов работы для большинства обучающихся. Также необходимо тщательно отбирать материала для проведения поморфемного письма: рационально на первых этапах работы использовать слова только одной части речи, а уже потом составлять комбинированные упражнения, включающие разные части речи и их грамматические формы.
Мною был проведен мониторинг усвоения обучающимися разных классов некоторых орфографических тем русского языка, что отражено в качестве их письменных работ (входной и промежуточный диктант, анализ динамики письменной речи). Также ребята поделились своими мыслями относительно взаимосвязи морфемного анализа слова и сложности его написания. Обращусь к отдельным из них:
1. Разбор слова по составу и поморфемное письмо позволяют мне не допускать ошибок в написании слова, так как любая орфограмма напрямую зависит от морфемы, в которой она находится: одна и та же буква, находящаяся в корне и суффиксе, например, требует разной проверки, т.к. в разных частях слова работают разные правила. Я убежден, что морфемный разбор слова крайне полезен и необходим при орфографическом анализе слова, т.к. поможет не допустить различных неточностей и ошибок. (Георгий Шамардин, Гимназия №4, Курск 8 класс)
2. Раньше я не мог проанализировать ошибки в слове, подчёркнутые учителем. Наверное, это происходило потому, что я не знал, какое здесь работает правило. Разбор слова по составу помог мне увидеть, в какой морфеме ошибка допущена, вспомнить название орфограммы в этом случае тоже не составляет труда. Когда понимаешь, с какой орфограммой ты работаешь, применять правила, которые я всегда учу, очень легко. (Руденко Николай, Школа 1245, Москва 5 класс)
Пример заданий, позволяющих использовать прием поморфемного письма (начальный этап) при изучении темы «Правописание гласных Е-И в окончаниях глагола»
Задание 1. Выпишите из упражнения имена существительные (можно предложить поработать с любой частью речи), разберите слова по составу, мотивируя свои действия лексическим значением или грамматической формой.
Пшеница наливается, очертания виднеются, увидишь лес, не знать, листок серебрится от росы, бьётся до последнего, мосты выдержат нагрузку, стал сыпаться, мама всё замечает.
Задание 2. Выделите морфему, в которой находится орфограмма. Вспомните, как называется данная орфограмма. Вставьте пропущенную букву, применив соответствующее правило (изучаемая орфограмма или орфограмма повторения).
Гроза освежа…т воздух, плющ обвива…ет столб, луч освеща…т комнату, начерт…м квадрат, осины лепеч…т песню, не припека…т на солнце, всходы зелене…т, река разлива…тся, слыш…шь пение.
Задание 3. Запишите под диктовку глаголы, отделяя черточкой окончание. Прокомментируйте орфограмму.
(ОН) щурится, смотрит, дышит, дует, колет, хлещет, едет, клеишь, пишет, спешите, плещут.
Задание 4. Запишите под диктовку глаголы, используя прием поморфемного письма.
Приписывает, завяжет, прорубим, просеете, повесим, прокатимся, забежишь.
Предвосхищая результаты использования поморфемного письма при морфемно-орфографической работе, мы должны понимать, что применение данного методического приема должно быть систематическим на уроках русского языка.
Работа со словообразовательными моделями на уроках русского языка в начальной школе
Цели: способствовать внедрению в практику преподавания русского языка приемов, отрабатывающих умение опираться на морфемную структуру слова при решении разных языковых задач, а именно при определении правильного написания слова
От качества работы над составом слова напрямую зависит результативность обучения орфографии в школе. Именно поэтому я сочла необходимым рассказать о некоторых эффективных приемах обучения правописанию с опорой на структурный анализ слова. Все эти приемы направлены на то, чтобы уже в начальных классах дети осознали самое главное свойство русского письма: отражение единообразного графического облика морфем в процессе написания слова. Однако в процессе обучения в школе далеко не все учащиеся поднимаются на этот морфемный уровень осознания русской орфографии. Многие дети и в средней школе остаются на начальных этапах усвоения грамотного письма.
Установлено, что, оперируя морфемами, школьники часто и не подозревают о смысловом их наполнении и не учитывают это свойство значимых частей при написании слова, разборе по составу, выяснении грамматических признаков. Так появляются ошибки, которые искажают не только морфемный состав слова, но и семантическую его суть:
я-щик, под-ру-га, а-ист, п-ушк-а, о-гнев-ой, по-по-дал-ся (попадался), мя-чик, пла-щик, со-дим-ся (садимся), р-ечк-а, под-дорож-ник (подорожник), пере-пел-к-а, пере-дн-ий и т.п. (на доске)
Основная цель работы в области состава слова и словообразования состоит не только в том, чтобы сформировать умение морфемного разбора слова, но и в развитии способности более высокого уровня: умения ориентироваться в структуре слова, мгновенно распознавая те морфемы, которые определяют ход и результат языкового анализа, направленного на решение конкретной орфографической задачи. Другими словами, нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова. Причем эту способность нужно закладывать на уроках именно в начальной школе.
Очень важно найти эффективные приемы, с помощью которых в школьные годы можно активизировать морфемный канал восприятия слова, то есть поднять морфемную структуру слова на уровень актуального осознания. Это предполагает в первую очередь наличие развитой способности различать в словоформе разные типы языковых значений, выражаемых морфемами.
Исключительно эффективным приемом, с помощью которого открывается морфемный канал, формируется умение «выхватывать» в словоформе наиболее яркие структурные особенности, является работа со словообразовательными моделями слов.
Своеобразным эпиграфом к работе со словообразовательными моделями может стать стихотворение А.Шибаева «Спрятанные слова»:
Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет:
— Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?
Словообразовательную модель школьники воспринимают в виде графической схемы морфемного состава словоформы без указания корня. Заполнение корневого пространства подходящей морфемой окончательно формирует лексическое значение словоформы, но при этом грамматико-словообразовательные признаки остаются общими для всех слов анализируемой словообразовательной модели
В отличие от привычных схем, которые принято использовать в процессе обучения русскому языку, словообразовательная модель является источником многогранной информации о слове.
Разумеется, ученикам начальных классов для анализа предлагаются доступные их восприятию словообразовательные модели. Приступая же к такому анализу, нужно помнить, что способность к многоаспектному анализу словоформы формируется в результате целенаправленной и кропотливой работы на уроках русского языка.
Большую пользу в работе со словообразовательными моделями оказывает графический диктант, цель которого обозначить морфемную структуру слова в виде словообразовательной модели. Чтобы облегчить эту работу на первых порах, предлагаю последовательно использовать разные виды этого диктанта, чередование которых зависит от того, насколько успешно ученики овладевают тремя операциями:1) записать слово; 2) разобрать его по составу; 3) обозначить модель, которой оно соответствует.
Графический диктант помогает в практике преподавания преодолеть один недостаток, который, по мнению психологов, мешает формированию навыков осознанного членения слова по составу. Ученые отмечают, что разбирать по составу написанное слово дети привыкли. Но учащиеся не умеют анализировать слово звучащее. Графический же диктант способствует формированию именно этого сложного и важного умения.
Хочу подчеркнуть, что работа со словообразовательными моделями рассматривается не как отдельный тип упражнения, построенный на использовании необычной графической записи слова и время от времени предлагаемый ученикам, а как особое направление в обучении, способствующее формированию умения ориентироваться в структуре слова, вычленять в слове разные типы языковых значений, проводить структурный анализ на уровне словообразовательных обобщений.
В качестве примера приведу несколько типов заданий, ориентирующих на смысловой, грамматический, орфографический, морфемно-словообразовательный анализ слов через осмысление словообразовательной модели. Для работы на уроках русского языка в начальных классах выбираются словообразовательные модели, доступные восприятию школьника.
Приведу примеры заданий по каждому из названных направлений в работе со словообразовательными моделями на уроках русского языка в начальной школе.
1. Зрительное восприятие структуры слова по модели-рисунку.
Именно с заданий этого типа лучше всего начать работу со словообразовательными моделями в начальных классах. Особенностью этих заданий является необычная графическая подача словообразовательной модели: корневые пустоты заполняются рисунком, который дает информацию о значении этой морфемы в слове. При этом учащиеся зрительно воспринимают морфемную структуру слова в целом.
Такая работа в большей степени имеет пропедевтическое значение, поскольку на самых ранних этапах работы со структурой слова в начальных классах дети еще имеют довольно смутное представление об аффиксах, затрудняются в их выделении, опознавании, а основное внимание в такой работе уделяется корню.
Вместе с тем в процессе анализа модели-рисунка идет накопление информации о возможном строении слов в русском языке, запечатлевается графический образ многих суффиксов, приставок и окончаний, а также постепенно перед учениками раскрывается одно из самых важных свойств морфем: это не простое сочетание букв (или звуков), это смыслы, значения, которые передают важную информацию о слове.
2. Накопление групп одноструктурных слов
Это очень важное направление в работе со словообразовательными моделями. Заключается оно в том, что постепенно учащиеся накапливают определенное количество словообразовательных моделей и соотносящихся с ними перечней корней.
Начинается такая работа с анализа, например, записи, которую учитель делает на доске.
Со временем перечень слов, соответствующих одной словообразовательной модели, ученики могут под руководством учителя дополнять другими примерами.
3. Образование слов, соответствующих одной словообразовательной модели
На основе этого вида заданий у учащихся формируется способность к проведению элементарного словообразовательного анализа, когда по заданной модели нужно образовать целый ряд слов.
Формулировка заданий к таким упражнениям может звучать, например, так:
— напишите слова, которые образуются по данной модели; разберите эти слова по составу.
Для примера приведу несколько моделей и слова, от которых можно образовать по данным моделям новые.
ник (орех, осина, береза);
няк (береза, ива, дуб, известь);
Выполнение подобного анализа способствует обогащению словарного запаса учащихся начальных классов, так как при образовании слов по моделям дети не только узнают новые для них слова, но и уточняют значение (а значит, и написание, строение) слов известных.
4. Поиск загаданного слова но модели-отгадке
Загадка как специфический вид дидактического материала довольно часто используется на уроках русского языка в начальных классах
В качестве подсказки может служить и словообразовательная модель. При этом привычная работа с загадками и разнообразными словесными играми приобретает особый обучающий смысл, так как нацеливает не только на поиски загаданного слова, но и дает при этом смысловые ориентиры, то есть грамматические и словообразовательные значения, выражаемые аффиксами. Работа может сопровождаться дополнительными заданиями типа:
рассмотрите словообразовательную модель. Как вы думаете, какой частью речи будет загаданное слово. Можно ли что-нибудь сказать о значении этого слова?
используя словообразовательную модель, расскажите, существительным какого рода и какого склонения должно быть загаданное слово.
— назовите два слова той же модели, что и слово-отгадка. Что общего во всех этих словах? Покажите, какой значимой частью слова они отличаются (корнем).
5. Графическое изображение гнезд однокоренных слов с помощью словообразовательных моделей
6. Поиск слов одной словообразовательной модели в тексте
Упражнения этого типа являются более сложными для выполнения, так как опознание одноструктурных слов происходит на уровне текста, что осложняет работу учащихся, поскольку требует чтения и смысловой обработки текста. Для подобного анализа можно предлагать детям такие, например, тексты.
Формирование умения проводить морфемно-орфографический анализ слова.
Коротко охарактеризуем каждое из названных направлений в орфографической работе на уроках русского языка в начальной школе.
1. Поморфемное проговаривание и поморфемное письмо
В отличие от слогового проговаривания, поморфемное требует четкого произнесения каждой морфемы в слове. Этот способ орфографического чтения является значительно более сложным для ребенка 2-3 классов, так как предполагает наличие способности вычленять морфемы в процессе записи слова и до записи его.
Практика показывает, что прием поморфемного письма дает положительные результаты при условии его систематического использования на уроках. Это, конечно, не означает, что поморфемной записью нужно оформлять каждую письменную работу школьников. Однако за правило можно взять, например, требование обязательно обращаться к этому приему один раз в неделю, предлагая ученикам для записи отдельные словоформы, словосочетания. При этом не нужно увлекаться количеством слов, предназначенных для поморфемного письма. Пусть за неделю школьники напишут всего 3-4 слова таким образом, но подобная работа, повторяем, должна выполняться учеником систематически (то есть регулярно каждую неделю по 3-4 слова) и осмысленно.
Способом поморфемной записи (с соответствующим поморфемным комментированием, проговариванием) можно оформлять не только отдельные слова, словосочетания, но и тексты, которые предлагаются детям в процессе зрительного восприятия (списывание) или восприятия на слух (различные виды диктовок). Второй вариант значительно сложнее для выполнения, так как предполагает умение выделять морфемы в еще не написанном слове, то есть в слове, которое не воспринимается учеником зрительно. Однако именно этим сложным умением должен овладеть ученик, чтобы справиться с таким, например, распространенным видом учебной деятельности, как написание диктанта, когда от ученика требуется в процессе записи слова опираться на его морфемный состав.
Таким образом, в ходе поморфемного письма и по-морфемного проговаривания отрабатывается важное умение совмещать в процессе записи слова морфемный и орфографический анализ. При такой работе лучше запоминается графический образ многих морфем, они быстрее «узнаются» в слове. Именно на выработку этой способности и направлены данные приемы обучения.
2. Работа с корнями-омофонами
Данный аспект в преподавании, как мы знаем, является чрезвычайно важным, поскольку ученики, как правило, не осознают, что «роль значения можно свести к роли «стоп-сигнала», запрещающего относить некоторые слова к данному корню». Работа с такими словами направлена на то, чтобы привлечь внимание ребенка к семантике морфем, добиться того, чтобы они ощутили, «увидели» этот «стоп-сигнал» и научились им пользоваться в процессе письма.
Итак, я постаралась познакомить вас с приемами, которые я использую для формирования орфографических навыков и умений на основе структурного анализа слова, которые каждый учитель вправе использовать по своему усмотрению с учетом подготовленности учащихся конкретного класса и задач обучения.