Что значит поместная церковь

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ

Понятие

Будучи единой по существу, Церковь подразделяется на ряд поместных Православных Церквей. Природное единство Церкви и множественность её по местному делению выражены в Библии. Например, Сам Господь Иисус Христос говорит о Себе как о единой Лозе на которой его ученики являются ветвями (Ин. 15, 5); апостол Павел указывает на единство Тела Христова и множественность его членов (1 Кор. 12, 27). Святитель Киприан Карфагенский излагает то же более развёрнуто:

Одним из яснейших проявлений церковного единства во множестве служит соотношение между Иисусом Христом как главой Церкви и каждым епископом как главой определенной церковной области. Согласно святому Игнатию Антиохийскому «Где бы ни появился епископ, там да будет множество (народа), (подобно тому) как там, где бы ни был Иисус Христос, там Кафолическая Церковь.» Толкуя эти слова, архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) заключает что:

История устроения поместных Церквей

В последущие века развитие церковного устройства и численный рост Церкви постепенно закрепляли порядок разграничения церковных областей. Канонический корпус оформившийся в эпоху Семи Вселенских Соборов выразил принцип внутреннего самоуправления «каждой области» (Антиох. 9) или «всякого народа» (Апост. 34) и осудил преступления «пределов» канонической территории каждой отдельно взятой церковной общности. Так-как средоточием распространения Церкви стала Римская империя, её административное устройство оказало значительное влияние на определение границ и установление взаимосвязей церковных областей в ту эпоху.

Со временем церковные области пользующиеся наибольшей степенью самоуправления стали именоваться автокефальными Церквами. Обособленные церковные области со значительной, но меньшей, независимостью известны как автономные. История Церкви видела многочисленные появления и исчезновения автокефальных и автономных Церквей. Правильный порядок этих процессов до начала XXI века оставался одним из ключевых спорных вопросов в отношениях между поместными Церквами.

Источник

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ. В православии Церковь, обладающая самостоятельностью во внутреннем управлении, имеющая юрисдикцию на собственной территории, называемой канонической, в пределах одного или нескольких государств.

Вне ка­но­нических гра­ниц всех поместных церквей (например, в современной Западной Ев­ро­пе) тер­ри­то­ри­аль­ный прин­цип не мо­жет стро­го со­блю­дать­ся: раз­ные поместные церкви име­ют па­рал­лель­ную юрис­дик­цию на од­ной и той же тер­ри­то­рии.

Ав­то­ном­ные церк­ви об­ла­да­ют весь­ма ши­ро­кой, но не пол­ной са­мо­стоя­тель­но­стью. Главное раз­ли­чие ме­ж­ду ав­то­ке­фаль­ны­ми и ав­то­ном­ны­ми церк­ва­ми за­клю­ча­ет­ся в том, что пер­вые име­ют са­мо­сто­ятельную цепь апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва: епи­ско­пы ав­то­ке­фаль­ной Церк­ви, вклю­чая пер­во­го сре­ди них, по­став­ля­ют­ся епи­ско­па­ми са­мой этой Церк­ви, а по­став­ле­ние пер­во­го епи­ско­па ав­то­ном­ной Церк­ви санк­цио­ни­ру­ет­ся свя­щен­но­на­ча­ли­ем Церк­ви, пре­дос­та­вив­шей ав­то­но­мию (цер­ко­вью-ма­те­рью, ки­ри­ар­халь­ной Цер­ко­вью). Из это­го вы­те­ка­ют и другие ог­ра­ни­че­ния са­мо­стоя­тель­но­сти ав­то­ном­ной Церк­ви: её ста­тус, ус­тав ут­вер­жда­ют­ся выс­шей вла­стью ки­ри­ар­халь­ной Церк­ви; её пер­вый епи­скоп под­су­ден выс­шей су­деб­ной вла­сти ки­ри­ар­халь­ной Церк­ви; от­но­ше­ния с другими церк­ва­ми ав­то­ном­ная Цер­ковь осу­ще­ст­в­ля­ет че­рез по­сред­ст­во ки­ри­ар­халь­ной Церк­ви (ав­то­ном­ные церк­ви мо­гут уча­ст­во­вать в меж­цер­ков­ных кон­так­тах, в том числе и на все­пра­во­слав­ном уров­не, да­же са­мо­стоя­тель­но, но при без­ус­лов­ном со­гла­со­ва­нии сво­ей по­зи­ции с ки­ри­ар­халь­ной Цер­ко­вью). Ос­но­ва­ни­ем для про­воз­гла­ше­ния ав­то­но­мии мо­гут слу­жить раз­ные фак­то­ры: ча­ще все­го на­хо­ж­де­ние Церк­ви в пре­де­лах ино­го го­су­дар­ства, не­же­ли ки­ри­ар­халь­ная Цер­ковь, а так­же гео­гра­фическая уда­лён­ность и эт­ническое свое­об­ра­зие тер­ри­то­рии. Ис­то­ри­че­ски про­воз­гла­ше­ние ав­то­но­мии час­то сле­до­ва­ло за при­об­ре­те­ни­ем го­су­дар­ст­вом, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го на­хо­дит­ся Цер­ковь, по­ли­тической са­мо­стоя­тель­но­сти. Ут­ра­та же государственной са­мо­стоя­тель­но­сти тер­ри­то­рии обыч­но ве­дёт и к уп­разд­не­нию цер­ков­ной ав­то­но­мии.

Тер­мин «ав­то­ном­ная Цер­ковь» но­вый, но яв­ле­ние это бы­ло из­вест­но и в древ­но­сти, и в Сред­не­ве­ко­вье. В сущ­но­сти, при­ме­ром цер­ков­ной ав­то­но­мии мо­жет слу­жить Русская цер­ковь до на­ча­ла её ав­то­ке­фа­лии (1448), ко­гда она, тер­ри­то­ри­аль­но, эт­ни­че­ски и по­ли­ти­че­ски обо­соб­лен­ная от ки­ри­ар­халь­ной Церк­ви (Кон­стан­ти­но­поль­ская пра­во­слав­ная цер­ковь), име­ла лишь ог­ра­ни­чен­ную за­ви­си­мость от неё, чем ре­ши­тель­но от­ли­ча­лась от других ми­тро­по­лий Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви.

На начало XXI века су­ще­ст­ву­ют 4 ав­то­ном­ные церк­ви: Си­най­ская ар­хи­епи­ско­пия в юрис­дик­ции Ие­ру­са­лим­ской церк­ви, Фин­лянд­ская ав­то­ном­ная пра­во­слав­ная цер­ковь в юрис­дик­ции Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви, Япон­ская ав­то­ном­ная пра­во­слав­ная цер­ковь и Ки­тай­ская ав­то­ном­ная пра­во­слав­ная цер­ковь в юрис­дик­ции РПЦ.

В ка­то­ли­циз­ме его уни­вер­са­ли­ст­ский цен­тра­лизм ис­клю­ча­ет ту сте­пень са­мо­стоя­тель­но­сти ме­ст­ных церк­вей, ка­кая име­ет ме­сто в пра­во­сла­вии. По­это­му в ка­то­ли­циз­ме не су­ще­ст­ву­ет по­ме­ст­ных ав­то­ке­фаль­ных церк­вей. Од­на­ко в современной Рим­ско-ка­то­лической церк­ви до­пус­ка­ет­ся оп­ре­де­лён­ная по­ме­ст­ная ав­то­но­мия (пра­во ми­тро­по­ли­тов на ка­но­нический над­зор за под­ве­дом­ст­вен­ны­ми епар­хия­ми, оп­ре­де­лён­ные пра­ва про­вин­ци­аль­ных епи­скоп­ских со­бо­ров и кон­фе­рен­ций, осо­бый ста­тус восточных ка­то­лических церк­вей).

Источник

Что такое поместная Церковь

Введение. В протестантской «христианской» среде очень распространено мнение, обосновываемое ими цитатами из Нового завета, что их проповедническая деятельность обязательно должна проявляться в этом мире созданием собраний, на которых люди, находящиеся в одном ключе верований и мышления должны собираться вместе для общения. Однако эти горе проповедники почему-то упускают из виду самый главный принцип совершения подобных действий апостолами, который записан в Ев. от Луки 24:49. «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше».

К чему же это приводит и вообще, что является причиной подобных действий? А причиной всего этого является человеческое невежество в вопросе, что такое его я ложное живущее по своим, идущим вразрез с Божьими, законам существования и его Я истинное живущее жизнью Бога Отца влитой в Него Иисусом Христом посредством Святого Духа. Рассмотрим хотя бы вкратце, чем же отличаются действия «я» (человеческой души) от действий Я (человеческого духа слитого с Духом Святым).

1. Во-первых, отличительной чертой «я» является почти полное отсутствие внутри него (внутри значит не в душе, а в духе человека, связь с которым у «я» отсутствует) реальной уверенности в том, что все, что оно делает угодно Богу. Оно постоянно в этом сомневается, подкрепляя свою уверенность частым чтением Писания для насыщения своего ума (являющегося основной частью «я») и общением с людьми говорящими одни и те же слова (стереотипные и часто повторяющиеся). Именно это и является для людей, живущих по собственному усмотрению основной причиной для создания таких собраний (а по сути своих сект), потому что там они могут более реально погрузиться в иллюзию победы над собственными полу осознаваемыми сомнениями. Их часто гложет необъяснимое томление или ожидание чего-то нехорошего или наоборот хорошего часто ведущего их к излишней экзальтации, которое они склонны объяснять для себя действием Духа Святого якобы предупреждающего их об опасности. На самом деле это исходит из их подсознания, в которое они постоянно вытесняют из своего сознания всякие желания и мысли, считая их греховными и неугодными Богу, чем дают им возможность обретать там силу и оказывать на них сильное воздействие, которое они никогда за собой не замечают.

2.Во-вторых, такие люди отличаются исключительной набожностью и постоянными долгими молитвами, постами, ночными бдениями, участием в других ритуалах, постоянным уместным или неуместным поминанием имени Иисуса Христа придавая этим словам при этом какое-то почти магическое значение. Когда они так и не испытывают никаких реальных изменений в своей жизни из-за тщательного соблюдения этих ритуалов они начинают подсознательно верить в то что на самом деле эти действия нужно просто делать и всё, без всякой цели и без всякого осмысления их ими. Или же они сами себе выдумывают эти реальные изменения, но со временем они настолько им приедаются, теряют свою актуальность, становятся даже скучными, что они начинают считать, что Бог заносит им их в заслуги, благодаря которым Он обязательно поместит их после смерти в рай.

3.В-третьих, они отличаются усиленным поиском врагов постоянно старающихся по их «священному» и не подлежащему никакому обсуждению мнению навредить их «истинной» вере, им ведь и невдомёк начать искать этих врагов внутри себя, а не вовне, ведь они так и остаются обладателями чисто объективного восприятия окружающей реальности нисколько не меняющегося в результате их мнимого рождения свыше. Они не осознают что всё это продиктовано их внутренним страхом, инициируемым их ложным «я» и потому считают боязнь Бога нормальным и даже обязательным явлением в жизни «христианина» превращая этим Бога в некоего садиста сидящего где-то на небесах и только ждущего от людей беспрекословного подчинения Себе.

4.На начальных этапах это конечно весьма способствует освобождению ума человека от лишнего мыслительного «мусора» и обретению им контроля над своим мышлением. Однако это возможно только до тех пор, пока человек контролирует эти свои увлечения борьбой со своими внутренними сомнениями и имеет возможность остановиться. После того как человек теряет эту способность он подпадает под абсолютную власть своего «я» считая его самим собою и даже не пытаясь подвергать сомнению его мысли подкрепляемыми чувствами и даже психическими явлениями очень похожими на явления исходящие из духа и принимающиеся им ниспосланными Богом. Постепенно мотивируя свои действия словами Писания: «истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо, где двое, или трое собраны во имя моё, там Я посреди них» (Мтф. 18:19-20), эти люди приходят к выработке своих иллюзорных представлений о том, что такое присутствие Божье, распространяя его и на других членов собрания общающихся с ними. Таким образом, в этой узкой психической среде создаётся довольно сильное узкосектантское массовое сознание способное подчинять себе сознания отдельных индивидуумов невежественных в духовном отношении.

5.Мы все, приходя к живому общению с Богом при покаянии (греч. метанойя – новый или запредельный разум) начинаем испытывать внутренние ощущения связанные с этим, совершенно отличающиеся от всех ощущений испытанных нами ранее. Изначально это самые яркие и необыкновенные, самые глубинные ощущения, становящиеся для нас неким якорем, крепко связывающим нас с реальностью, в которой есть подлинное Божье присутствие. Это наше глубинное ощущение или чувствование, называемое в Писании чувствованием Христовым, есть наше осознание себя неотъемлемыми частями Божественного Сверхсознания, из которого мы дальше черпаем силу Божьей жизни для распространения Её в мире вокруг себя. Если человек до покаяния живший на довольно поверхностном психическом уровне самосознания (или просто осознания – термин введённый мною для обозначения духовных или энергетических восприятий себя, в отличие от восприятий чисто телесных, вещественных) и после покаяния не получает подлинно духовных глубинных ощущений своего естества, то для него потом оказывается уже невозможным обретение и подлинного рождения свыше.

7.Теперь рассмотрим ситуацию, когда в одном населённом пункте существует несколько подобных собраний относящих себя к различным учениям православной, протестантской или ещё какой-нибудь другой направленности. Какое из этих собраний наполненных духовно невежественными и не возрожденными людьми будет являться при этом поместной Церковью, являющей в этой местности Собою Божественную реальность? Да никакая. Принадлежность к поместной Церкви, как и принадлежность к истинной мистической Церкви Христовой являющейся Его Телом и проявляющей Его реальность в нашем мире определяется только Богом, а не людьми. И только если Бог захочет чтобы некоторые из людей знали это, то Он может дать этим людям мистическое подтверждение этого внутри них при помощи «уверенности в невидимом» или энергии Своей жизни приходящей к человеку из надсознания, то есть не полностью осознаваемой этим человеком своим чисто человеческим узким сознанием, но осознаваемой им при помощи своего нового постоянно расширяющегося сознания (которое называется в Писании умом Христовым).

8.Люди складывают свои представления о Церкви, (о собрании избранных) из слов, написанных о Ней в Новом завете изучая его при помощи своего чисто человеческого ума. И путей достижения этой Церкви в соответствии с Божьим водительством они естественно тоже не знают. Апостолы, приходя в некий населённый пункт, осуществляли проповедь, вникая в каких людях она «дала свои всходы» после чего осуществив перенос их сознаний в бытие в Божественной реальности, оставляли эту местность. Никаких назначений руководителей этих собраний в обычном понимании этого слова они не делали, потому что передаваемая ими этим людям Божественная реальность Сама осуществляла все иерархические установления в их среде. Эта Реальность по силе своего воздействия на сознание людей выявляла в их среде самых укоренённых в ней и наполняла других людей менее испытывавших на себе влияние Божьих откровений стремлением получить их больше через людей более просветлённых в этом плане. Также и людей больше наполненных ощущением Божьей реальности Она побуждала быть бдительными и чуткими к Её проявлениям в среде людей казавшихся менее продвинутыми в этом отношении. Не зря апостол Павел увещевает своих сподвижников в Эфесе воспринявших от него очень интенсивно бытие в Божественной реальности внимать себе и всему стаду (Деян 20:28), а апостол Пётр не господствовать над наследием Божьим подавая пример стаду (1 Пет. 5:1-3). Система погружения в Божественную реальность была саморегулирующейся и саморазвивающейся и потому не требовала какого-то дополнительного внешнего контроля со стороны апостолов. Только в редких случаях, когда некоторые люди составлявшие собрания попадали под власть своего ложного эго и оказывались неспособными самостоятельно выбраться из этого состояния, погружаясь в иллюзорную реальность, апостолы вынуждены были заниматься несколько насильственными с психологической точки зрения назначениями или отлучениями, однако происходило это опять же при совместном осознании этих моментов всем собранием.

9.Первоначальное чувство реального соединения, с Христом обретаемое при рождении свыше вело и управляло жизнью людей составлявших собрание и кроме этого проявлялось в них так, что у всех вокруг не было никакого сомнения в том, что эти люди святые и являются неотъемлемой частью Тела Христова. Поэтому, то массовое духовное состояние, которое мы имеем сейчас во время создания собраний людей ищущих Бога при отсутствии определённого учения о том, что такое покаяние и что такое плод достойный его вообще лишает нас какой-либо возможности решать, кто из нас составляет подлинно поместную Церковь. Ведь эти собрания строятся совершенно на другом принципе управления и организации людей, на принципе, возможно только создающим условия необходимые этим людям для обретения настоящего рождения свыше.

10.Однако что мы видим в реальности? Довольно большие массы проповедников трудящихся ради чисто земной награды создают самые разнообразные собрания из людей неутверждённых и легко попадающихся под психологическое воздействие и при этом похоже на апостольский труд? Или это имеет какое-то отношение к духовности, к глубоко интимным взаимоотношениям Бога с человеком? Попытки поставить проповедническую деятельность на поток ради обретения большого количества прихожан в ущерб духовному качеству этого труда ведёт к ещё большему погружению нашей нации в бездну бездуховности. И это беда не только наша это беда присущая всему человечеству это признак всё того же последнего времени и ничего общего с подлинным духовным пробуждением он не имеет.

11.Именно по причине наполнения собраний духовно невежественными людьми, охотящимися за устроением только нынешнего земного существования (построением психологического земного рая) мы и имеем сейчас ту массовую духовную деградацию, которая наблюдается сейчас. Люди стали ленивы и больше заботящимися о собственном благополучии совершенно не понимая того что полным их благополучие не станет до тех пор пока рядом с ними будут люди неблагополучные. Психологическое поле нации устроено таким образом, что если какие-то люди устраивают себе «райскую жизнь» то другая часть людей обязательно получает «жизнь адскую» компенсируя собой мнимое равновесие, существующее в обществе. По настоящему полным и нескончаемым снабжением всей нации большим притоком положительной духовной энергии тесно связанной с энергией психической можно только из реального Божественного источника. И осуществить создание канала для поступления такого количества жизненной энергии могут только люди, имеющие реальные взаимоотношения с Богом.

12.Именно такие люди и выстраивали в начальные времена жизни Церкви Христовой, на земле собрания, являвшиеся поместными Церквями составлявшими Тело Христово. И именно поэтому никакие преследования со стороны официальных властей не могли сломить дух этих людей, ведь дух их был Духом совершенно новым Духом Иисуса Христа или Духом Богочеловеческим способным отделять реально сознание каждого человека входившего с Ним в соприкосновение от бытия в посюсторонней двойственной (греховной) реальности. Именно поэтому они могли осознанно идти навстречу насильственной смерти, используя её для окончательного преображения своего бытия в бытие новое. И вместе с ними изменялся и окружающий мир, замиравший от удивления и восхищения мужеством этих людей. Хотя на самом деле для них это увлекательнейшим духовным путешествием, связанным с потрясающим преображением из нашего двойственного бытия в бытие многомерное наполненное Божьим присутствием так как «воды наполняют море».

«Сын Человеческий пришед найдёт ли веру?»
4.11.13г.

Источник

Поместные Православные Церкви

Еди­ная по суще­ству Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь состо­ит из 15 Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. Каж­дая из Помест­ных Церк­вей име­ет адми­ни­стра­тив­ную неза­ви­си­мость (авто­ке­фа­лию) от дру­гих и воз­глав­ля­ет­ся соб­ствен­ным Пред­сто­я­те­лем – пат­ри­ар­хом, архи­епи­ско­пом или мит­ро­по­ли­том. Гла­вой всей Все­лен­ской Церк­ви явля­ет­ся Гос­подь Иисус Христос.

Назва­ние церквиОсно­ва­ниеПред­сто­я­тельГлав­ный городКален­дарьЯзы­ки богослужения
1. Кон­стан­ти­но­поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь381 год; пат­ри­ар­хат с 451 годапат­ри­арх ВарфоломейСтам­булново­юли­ан­ский 1)гре­че­ский, наци­о­наль­ные языки
2. Алек­сан­дрий­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьI в. (ап. Марк); пат­ри­ар­хат с 451 г.пат­ри­арх Фео­дор II.Алек­сан­дрияново­юли­ан­скийгре­че­ский, араб­ский, наци­о­наль­ные язы­ки Афри­ки, англий­ский и африкаанс
3. Антио­хий­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьI в. (апп. Петр и Павел); пат­ри­ар­хат с 451 г.пат­ри­арх Иоанн ХДамаскново­юли­ан­скийараб­ский
4. Иеру­са­лим­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьI век; пат­ри­ар­хат с 451 годапат­ри­арх Фео­фил IIIИеру­са­лимюли­ан­скийгре­че­ский и арабский
5. Рус­ская Пра­во­слав­ная Церковь988 г. – Киев­ская мит­ро­по­лия в соста­ве Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви; авто­ке­фа­лия с 1448 г.пат­ри­арх КириллМоскваюли­ан­скийцер­ков­но­сла­вян­ский, наци­о­наль­ные языки
6. Гру­зин­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьI в. (апп. Андрей и Симон); 457 г. – авто­ке­фа­лия от Антио­хий­ской Церквипат­ри­арх Илия IIТби­ли­сиюли­ан­скийста­ро­гру­зин­ский
7. Серб­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьIV в.; 1219г. – авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквипат­ри­арх ИринейБел­градюли­ан­скийцер­ков­но­сла­вян­ский и сербский
8. Румын­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьIV в.; 1885г.— авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквипат­ри­арх ДаниилБуха­рестново­юли­ан­скийрумын­ский
9. Бол­гар­ская Пра­во­слав­ная Церковь865 г.; 919 г. – авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквипат­ри­арх НеофитСофияново­юли­ан­скийцер­ков­но­сла­вян­ский и болгарский
10. Кипр­ская Пра­во­слав­ная Церковь47 г. (ап. Варнава)архи­епи­скоп Хри­зо­стом IIНико­сияново­юли­ан­скийгре­че­ский
11. Эллад­ская (Гре­че­ская) Пра­во­слав­ная ЦерковьI в. (ап. Павел); 1850 г. – авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквиархи­епи­скоп Иеро­ним IIАфи­ныново­юли­ан­скийгре­че­ский
12. Албан­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьX в.; 1937 г. – авто­ке­фа­лия от Кон­стан­ти­но­поль­ской Церквиархи­епи­скоп АнастасийТира­наново­юли­ан­скийалбан­ский, гре­че­ский и ару­мын­ский (влах­ский)
13. Поль­ская Пра­во­слав­ная ЦерковьX в.; 1948 г. – авто­ке­фа­лия от Рус­ской Церквимит­ро­по­лит СавваВар­ша­ваюли­ан­скийполь­ский, цер­ков­но­сла­вян­ский, укра­ин­ский, в Бра­зи­лии – португальский
14. Пра­во­слав­ная Цер­ковь Чеш­ских земель и СловакииIX в. (свв. Кирилл и Мефо­дий); 1951 г. – авто­ке­фа­лия от Рус­ской Церквимит­ро­по­лит РостиславПре­шовюли­ан­ский, григорианскийцер­ков­но­сла­вян­ский, чеш­ский, словацкий
15. Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Америке1970 г. – авто­ке­фа­лия от Рус­ской Церквимит­ро­по­лит ТихонВашинг­тонново­юли­ан­скийанглий­ский

[1] Ново­юли­ан­ский кален­дарь – моди­фи­ка­ция юли­ан­ско­го кален­да­ря, раз­ра­бо­тан­ная серб­ским аст­ро­но­мом и мате­ма­ти­ком Милу­ти­ном Милан­ко­ви­чем. До 2800 года будет пол­но­стью сов­па­дать с гри­го­ри­ан­ским кален­да­рем. – Ред.

Источник

Членство в поместной церкви

Что значит поместная церковь

Алексей Прокопенко

Что значит поместная церковь

Иногда можно услышать, как некоторые люди говорят: «Я член Вселенской церкви. Мне не обязательно быть членом поместной общины». Правильное ли это отношение к церкви? Соответствует ли оно Писанию? Доволен ли Бог таким отношением?

Ответ – «нет». И чтобы подтвердить это, мы рассмотрим три вопроса: какие бывают отношения людей с поместной церковью; есть ли библейские основания для ведения членских списков в поместных церквях и каковы преимущества членства в поместной церкви.

Варианты отношений человека с поместной церковью

Членство в поместной церкви подобно заключению брака. Любить можно и на расстоянии, но лишь законный брак позволяет пользоваться всеми радостями и преимуществами семейной жизни. Точно так же и в отношениях с поместной общиной верующих: любить церковь можно и на расстоянии, но лишь официальное членство позволяет пользоваться всеми преимуществами духовной жизни общины.

Продолжая эту аналогию, можно выделить четыре варианта взаимоотношений человека с поместной церковью (мы их описываем с юмором, но в них есть немалая доля правды).

Первый вариант: беспорядочные церковные связи – человек ходит по разным общинам в поисках той, которая понравится ему больше-пребольше всех на свете. В одно воскресенье он может быть на одном краю города, в другое – на другом. Иногда в таких случаях говорят: «пошла/пошел по церквам». В оправдание можно услышать: «Я еще слишком молод, чтобы связывать себя с какой-то одной церковью». «А вдруг найдется какая-нибудь церковь, которая мне понравится больше?» «Бери от жизни всё (от церковной жизни), ведь главное – угождать себе!» «Я не хочу ограничивать свои духовные потребности рамками одной общины».

Второй вариант: случайные церковные связи – человек не ищет общества церкви целенаправленно, но, когда приспичит, может зайти в какую-нибудь церковь. Обычные доводы: «Я здесь отдыхаю душой». «Я тоже человек, у моей души тоже есть потребности». «А мне большего и не нужно, мне хватает».

Третий вариант: гражданский брак с церковью (сожительство) – человек примкнул к поместной общине, но не зарегистрировал свое членство в ней, а просто посещает собрания. При таком отношении люди провозглашают: «Я еще не готов к столь ответственному шагу». «Мы (я и церковь) не хотим связывать себя никакими обязательствами». «Поживем (походим в церковь), а там видно будет». «А вдруг нам (мне и церкви) не понравится?» «Мои родители против».

Но все вышеописанные варианты отношений с поместной церковью – это не то, что задумал Бог. Его воле угоден следующий, четвертый вариант:

Законный брак с церковью – это когда человек примкнул к поместной общине и зарегистрировал членство в церкви через крещение и/или другие установленные процедуры.

Библейские основания для ведения членских списков

Во-первых, церковь в Писании сравнивается со стадом овец, над которым Господь поставил пастухов – пастырей, или пресвитеров. Однако важно понимать, что пастухи регулярно пересчитывали овец. Как правило, они делали это каждый день, когда запускали овец в загон, чтобы убедиться в том, что ни одна овца не отбилась от стада.

Овец пересчитывали, пропуская их под жезлом: «И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Лев. 27:32).

Именно пересчет овец позволил пастуху из притчи узнать, что в его стаде не 100 овец, а 99, а значит, одна овца потерялась: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?» (Лук. 15:4).

Во-вторых, Бог повелел Моисею составить список по коленам, племенам и семействам (Чис. 1:2). Неемии Бог положил на сердце сделать перепись (Неем. 7:5). В Ветхом Завете производился подсчет народа и были списки людей по племенам. Подобная практика может служить примером и для новозаветных верующих.

В-третьих, указано точное число собравшихся для молитвы (сто двадцать) в Деяниях 1:16 – следовательно, апостолы подсчитывали, сколько человек приходило на собрания. Число обратившихся (три тысячи) в Деяниях 2:41 и пять тысяч (в Деяниях 4:4) подразумевает, что верующих пересчитывали и знали, кто входит в их число, а кто нет.

В-четвёртых, повеление апостола: «Приветствуй друзей поименно» (3 Иоан. 1:14) показывает, что поместная община точно знала, кто именно – поименно – относился к «друзьям», то есть членам общины, а кто – нет.

В-пятых, слова апостола Павла: «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1 Кор. 5:12-13) невозможно применить, если нет четкого определения членства, если нет понятного разделения на внешних и внутренних. Люди не будут знать, кого они должны судить, а кого – нет, если нет членских списков.

В-шестых, повеление: «Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13), «…если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18:17) может быть выполнено только в условиях церковного членства. От человека не следует ожидать подчинения церковному взысканию, если он не знает о собственной принадлежности к церкви. Сама идея церковного взыскания и отлучения возможна только тогда, когда есть четкое представление о членстве.

Вместе с тем нужно заметить, что пастыри ответственны за конфиденциальность информации. Без личного согласия члена церкви никакая информация о нем (и даже о его членстве в общине) не распространяется.

Преимущества членства в поместной церкви

Напоследок рассмотрим, каковы преимущества членства в поместной церкви. Во-первых, это соответствует библейскому образцу. «Недостаточно просто сказать, что мы члены Вселенской, или невидимой, Церкви… Мы должны посвятить себя поместному, или видимому, собранию Божьего народа… Новый Завет ни разу не упоминает о людях, которые были бы по-настоящему спасены, но не захотели бы стать членами поместной церкви» (Mack W.).

Даже Христос посвятил Себя не просто абстрактной идее церкви, а конкретным ученикам – двенадцати и более широкому кругу семидесяти.

Во-вторых, членство в поместной церкви дает больше возможностей применять свои духовные дары. В момент обращения Бог дает их каждому верующему. Эти духовные дары даются не просто для индивидуального пользования, а для блага всей церкви: «Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:24-25). «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова…» (Еф. 4:11-12). Служа другим, вы будете испытывать больше радости в собственной жизни, ибо Христос учил, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).

Применять свои духовные дары на пользу другим верующим довольно проблематично, если вы не находитесь в постоянном общении с ними. Более того, во многих церквях есть определенная дисциплина, как это и должно быть. Поэтому во многих видах служения там не дадут участвовать тем, кто не является членом церкви.

В-третьих, это демонстрирует готовность взять на себя обязательства. Если человек не хочет быть членом церкви, то это показывает, что он не готов к серьезным отношениям. Он хочет пользоваться благами от церкви, не давая никаких обещаний со своей стороны. Напротив, становясь членом церкви, человек демонстрирует свою посвященность данной общине. Он готов разделять с ней не только радости, но и скорби, не только преимущества, но и тяготы.

Как мы поем в известном гимне:

Я рад иметь всегда

Общенье духа с ней,

Нести все тяжести труда

И крест ее скорбей.

В-четвёртых, это дает возможность достичь сбалансированной христианской жизни. По природе мы все склонны к крайностям. Однако церковь создает идеальную атмосферу для сбалансированного духовного роста христианина. В церкви мы получаем духовное питание, поддержку братьев и сестер, обличение и защиту от лжеучений. В церкви мы можем пользоваться мудростью многих советников, которые имеют познания в Библии и хороший опыт духовной жизни. «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Прит. 11:14). В церкви мы приобретаем духовный надзор и заботу о нашей душе со стороны верных пастырей Божьего стада: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет…» (Евр. 13:17).

Членство в церкви облагораживает наш характер, поскольку в церкви есть разные люди: и сильные, и слабые. Бог мог бы забрать из церкви людей со слабыми характерами, но тогда мы бы не могли по-настоящему учиться любить; не развивалось бы душепопечение и терпение. Вне церкви характер верующего не будет преображаться столь же эффективно.

В-пятых, это дает право пользоваться духовными привилегиями, которые предназначены для членов церкви. Например, Вечеря Господня – торжественное воспоминание и провозглашение искупительной жертвы Христа, когда мы причащаемся от одного хлеба – служит символом единства всего Тела Христова: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17). Поэтому в хлебопреломлении участвуют только члены церкви.

Также членство в церкви открывает больше возможностей для благовестия. Если мы не относимся к конкретной общине, куда мы будем приглашать неверующих? Это как в лесу сказать заблудившемуся, что есть выход, но не показать его.

Заключение

Итак, если вы стали членом Тела Христова через покаяние в грехах и веру в Иисуса Христа, эти отношения вам надо сделать видимыми через членство в поместной церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *