Что значит поместная церковь
ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ
Понятие
Будучи единой по существу, Церковь подразделяется на ряд поместных Православных Церквей. Природное единство Церкви и множественность её по местному делению выражены в Библии. Например, Сам Господь Иисус Христос говорит о Себе как о единой Лозе на которой его ученики являются ветвями (Ин. 15, 5); апостол Павел указывает на единство Тела Христова и множественность его членов (1 Кор. 12, 27). Святитель Киприан Карфагенский излагает то же более развёрнуто:
Одним из яснейших проявлений церковного единства во множестве служит соотношение между Иисусом Христом как главой Церкви и каждым епископом как главой определенной церковной области. Согласно святому Игнатию Антиохийскому «Где бы ни появился епископ, там да будет множество (народа), (подобно тому) как там, где бы ни был Иисус Христос, там Кафолическая Церковь.» Толкуя эти слова, архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) заключает что:
История устроения поместных Церквей
В последущие века развитие церковного устройства и численный рост Церкви постепенно закрепляли порядок разграничения церковных областей. Канонический корпус оформившийся в эпоху Семи Вселенских Соборов выразил принцип внутреннего самоуправления «каждой области» (Антиох. 9) или «всякого народа» (Апост. 34) и осудил преступления «пределов» канонической территории каждой отдельно взятой церковной общности. Так-как средоточием распространения Церкви стала Римская империя, её административное устройство оказало значительное влияние на определение границ и установление взаимосвязей церковных областей в ту эпоху.
Со временем церковные области пользующиеся наибольшей степенью самоуправления стали именоваться автокефальными Церквами. Обособленные церковные области со значительной, но меньшей, независимостью известны как автономные. История Церкви видела многочисленные появления и исчезновения автокефальных и автономных Церквей. Правильный порядок этих процессов до начала XXI века оставался одним из ключевых спорных вопросов в отношениях между поместными Церквами.
ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ
ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ. В православии Церковь, обладающая самостоятельностью во внутреннем управлении, имеющая юрисдикцию на собственной территории, называемой канонической, в пределах одного или нескольких государств.
Вне канонических границ всех поместных церквей (например, в современной Западной Европе) территориальный принцип не может строго соблюдаться: разные поместные церкви имеют параллельную юрисдикцию на одной и той же территории.
Автономные церкви обладают весьма широкой, но не полной самостоятельностью. Главное различие между автокефальными и автономными церквами заключается в том, что первые имеют самостоятельную цепь апостольского преемства: епископы автокефальной Церкви, включая первого среди них, поставляются епископами самой этой Церкви, а поставление первого епископа автономной Церкви санкционируется священноначалием Церкви, предоставившей автономию (церковью-матерью, кириархальной Церковью). Из этого вытекают и другие ограничения самостоятельности автономной Церкви: её статус, устав утверждаются высшей властью кириархальной Церкви; её первый епископ подсуден высшей судебной власти кириархальной Церкви; отношения с другими церквами автономная Церковь осуществляет через посредство кириархальной Церкви (автономные церкви могут участвовать в межцерковных контактах, в том числе и на всеправославном уровне, даже самостоятельно, но при безусловном согласовании своей позиции с кириархальной Церковью). Основанием для провозглашения автономии могут служить разные факторы: чаще всего нахождение Церкви в пределах иного государства, нежели кириархальная Церковь, а также географическая удалённость и этническое своеобразие территории. Исторически провозглашение автономии часто следовало за приобретением государством, на территории которого находится Церковь, политической самостоятельности. Утрата же государственной самостоятельности территории обычно ведёт и к упразднению церковной автономии.
Термин «автономная Церковь» новый, но явление это было известно и в древности, и в Средневековье. В сущности, примером церковной автономии может служить Русская церковь до начала её автокефалии (1448), когда она, территориально, этнически и политически обособленная от кириархальной Церкви (Константинопольская православная церковь), имела лишь ограниченную зависимость от неё, чем решительно отличалась от других митрополий Константинопольской церкви.
На начало XXI века существуют 4 автономные церкви: Синайская архиепископия в юрисдикции Иерусалимской церкви, Финляндская автономная православная церковь в юрисдикции Константинопольской церкви, Японская автономная православная церковь и Китайская автономная православная церковь в юрисдикции РПЦ.
В католицизме его универсалистский централизм исключает ту степень самостоятельности местных церквей, какая имеет место в православии. Поэтому в католицизме не существует поместных автокефальных церквей. Однако в современной Римско-католической церкви допускается определённая поместная автономия (право митрополитов на канонический надзор за подведомственными епархиями, определённые права провинциальных епископских соборов и конференций, особый статус восточных католических церквей).
Что такое поместная Церковь
Введение. В протестантской «христианской» среде очень распространено мнение, обосновываемое ими цитатами из Нового завета, что их проповедническая деятельность обязательно должна проявляться в этом мире созданием собраний, на которых люди, находящиеся в одном ключе верований и мышления должны собираться вместе для общения. Однако эти горе проповедники почему-то упускают из виду самый главный принцип совершения подобных действий апостолами, который записан в Ев. от Луки 24:49. «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше».
К чему же это приводит и вообще, что является причиной подобных действий? А причиной всего этого является человеческое невежество в вопросе, что такое его я ложное живущее по своим, идущим вразрез с Божьими, законам существования и его Я истинное живущее жизнью Бога Отца влитой в Него Иисусом Христом посредством Святого Духа. Рассмотрим хотя бы вкратце, чем же отличаются действия «я» (человеческой души) от действий Я (человеческого духа слитого с Духом Святым).
1. Во-первых, отличительной чертой «я» является почти полное отсутствие внутри него (внутри значит не в душе, а в духе человека, связь с которым у «я» отсутствует) реальной уверенности в том, что все, что оно делает угодно Богу. Оно постоянно в этом сомневается, подкрепляя свою уверенность частым чтением Писания для насыщения своего ума (являющегося основной частью «я») и общением с людьми говорящими одни и те же слова (стереотипные и часто повторяющиеся). Именно это и является для людей, живущих по собственному усмотрению основной причиной для создания таких собраний (а по сути своих сект), потому что там они могут более реально погрузиться в иллюзию победы над собственными полу осознаваемыми сомнениями. Их часто гложет необъяснимое томление или ожидание чего-то нехорошего или наоборот хорошего часто ведущего их к излишней экзальтации, которое они склонны объяснять для себя действием Духа Святого якобы предупреждающего их об опасности. На самом деле это исходит из их подсознания, в которое они постоянно вытесняют из своего сознания всякие желания и мысли, считая их греховными и неугодными Богу, чем дают им возможность обретать там силу и оказывать на них сильное воздействие, которое они никогда за собой не замечают.
2.Во-вторых, такие люди отличаются исключительной набожностью и постоянными долгими молитвами, постами, ночными бдениями, участием в других ритуалах, постоянным уместным или неуместным поминанием имени Иисуса Христа придавая этим словам при этом какое-то почти магическое значение. Когда они так и не испытывают никаких реальных изменений в своей жизни из-за тщательного соблюдения этих ритуалов они начинают подсознательно верить в то что на самом деле эти действия нужно просто делать и всё, без всякой цели и без всякого осмысления их ими. Или же они сами себе выдумывают эти реальные изменения, но со временем они настолько им приедаются, теряют свою актуальность, становятся даже скучными, что они начинают считать, что Бог заносит им их в заслуги, благодаря которым Он обязательно поместит их после смерти в рай.
3.В-третьих, они отличаются усиленным поиском врагов постоянно старающихся по их «священному» и не подлежащему никакому обсуждению мнению навредить их «истинной» вере, им ведь и невдомёк начать искать этих врагов внутри себя, а не вовне, ведь они так и остаются обладателями чисто объективного восприятия окружающей реальности нисколько не меняющегося в результате их мнимого рождения свыше. Они не осознают что всё это продиктовано их внутренним страхом, инициируемым их ложным «я» и потому считают боязнь Бога нормальным и даже обязательным явлением в жизни «христианина» превращая этим Бога в некоего садиста сидящего где-то на небесах и только ждущего от людей беспрекословного подчинения Себе.
4.На начальных этапах это конечно весьма способствует освобождению ума человека от лишнего мыслительного «мусора» и обретению им контроля над своим мышлением. Однако это возможно только до тех пор, пока человек контролирует эти свои увлечения борьбой со своими внутренними сомнениями и имеет возможность остановиться. После того как человек теряет эту способность он подпадает под абсолютную власть своего «я» считая его самим собою и даже не пытаясь подвергать сомнению его мысли подкрепляемыми чувствами и даже психическими явлениями очень похожими на явления исходящие из духа и принимающиеся им ниспосланными Богом. Постепенно мотивируя свои действия словами Писания: «истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо, где двое, или трое собраны во имя моё, там Я посреди них» (Мтф. 18:19-20), эти люди приходят к выработке своих иллюзорных представлений о том, что такое присутствие Божье, распространяя его и на других членов собрания общающихся с ними. Таким образом, в этой узкой психической среде создаётся довольно сильное узкосектантское массовое сознание способное подчинять себе сознания отдельных индивидуумов невежественных в духовном отношении.
5.Мы все, приходя к живому общению с Богом при покаянии (греч. метанойя – новый или запредельный разум) начинаем испытывать внутренние ощущения связанные с этим, совершенно отличающиеся от всех ощущений испытанных нами ранее. Изначально это самые яркие и необыкновенные, самые глубинные ощущения, становящиеся для нас неким якорем, крепко связывающим нас с реальностью, в которой есть подлинное Божье присутствие. Это наше глубинное ощущение или чувствование, называемое в Писании чувствованием Христовым, есть наше осознание себя неотъемлемыми частями Божественного Сверхсознания, из которого мы дальше черпаем силу Божьей жизни для распространения Её в мире вокруг себя. Если человек до покаяния живший на довольно поверхностном психическом уровне самосознания (или просто осознания – термин введённый мною для обозначения духовных или энергетических восприятий себя, в отличие от восприятий чисто телесных, вещественных) и после покаяния не получает подлинно духовных глубинных ощущений своего естества, то для него потом оказывается уже невозможным обретение и подлинного рождения свыше.
7.Теперь рассмотрим ситуацию, когда в одном населённом пункте существует несколько подобных собраний относящих себя к различным учениям православной, протестантской или ещё какой-нибудь другой направленности. Какое из этих собраний наполненных духовно невежественными и не возрожденными людьми будет являться при этом поместной Церковью, являющей в этой местности Собою Божественную реальность? Да никакая. Принадлежность к поместной Церкви, как и принадлежность к истинной мистической Церкви Христовой являющейся Его Телом и проявляющей Его реальность в нашем мире определяется только Богом, а не людьми. И только если Бог захочет чтобы некоторые из людей знали это, то Он может дать этим людям мистическое подтверждение этого внутри них при помощи «уверенности в невидимом» или энергии Своей жизни приходящей к человеку из надсознания, то есть не полностью осознаваемой этим человеком своим чисто человеческим узким сознанием, но осознаваемой им при помощи своего нового постоянно расширяющегося сознания (которое называется в Писании умом Христовым).
8.Люди складывают свои представления о Церкви, (о собрании избранных) из слов, написанных о Ней в Новом завете изучая его при помощи своего чисто человеческого ума. И путей достижения этой Церкви в соответствии с Божьим водительством они естественно тоже не знают. Апостолы, приходя в некий населённый пункт, осуществляли проповедь, вникая в каких людях она «дала свои всходы» после чего осуществив перенос их сознаний в бытие в Божественной реальности, оставляли эту местность. Никаких назначений руководителей этих собраний в обычном понимании этого слова они не делали, потому что передаваемая ими этим людям Божественная реальность Сама осуществляла все иерархические установления в их среде. Эта Реальность по силе своего воздействия на сознание людей выявляла в их среде самых укоренённых в ней и наполняла других людей менее испытывавших на себе влияние Божьих откровений стремлением получить их больше через людей более просветлённых в этом плане. Также и людей больше наполненных ощущением Божьей реальности Она побуждала быть бдительными и чуткими к Её проявлениям в среде людей казавшихся менее продвинутыми в этом отношении. Не зря апостол Павел увещевает своих сподвижников в Эфесе воспринявших от него очень интенсивно бытие в Божественной реальности внимать себе и всему стаду (Деян 20:28), а апостол Пётр не господствовать над наследием Божьим подавая пример стаду (1 Пет. 5:1-3). Система погружения в Божественную реальность была саморегулирующейся и саморазвивающейся и потому не требовала какого-то дополнительного внешнего контроля со стороны апостолов. Только в редких случаях, когда некоторые люди составлявшие собрания попадали под власть своего ложного эго и оказывались неспособными самостоятельно выбраться из этого состояния, погружаясь в иллюзорную реальность, апостолы вынуждены были заниматься несколько насильственными с психологической точки зрения назначениями или отлучениями, однако происходило это опять же при совместном осознании этих моментов всем собранием.
9.Первоначальное чувство реального соединения, с Христом обретаемое при рождении свыше вело и управляло жизнью людей составлявших собрание и кроме этого проявлялось в них так, что у всех вокруг не было никакого сомнения в том, что эти люди святые и являются неотъемлемой частью Тела Христова. Поэтому, то массовое духовное состояние, которое мы имеем сейчас во время создания собраний людей ищущих Бога при отсутствии определённого учения о том, что такое покаяние и что такое плод достойный его вообще лишает нас какой-либо возможности решать, кто из нас составляет подлинно поместную Церковь. Ведь эти собрания строятся совершенно на другом принципе управления и организации людей, на принципе, возможно только создающим условия необходимые этим людям для обретения настоящего рождения свыше.
10.Однако что мы видим в реальности? Довольно большие массы проповедников трудящихся ради чисто земной награды создают самые разнообразные собрания из людей неутверждённых и легко попадающихся под психологическое воздействие и при этом похоже на апостольский труд? Или это имеет какое-то отношение к духовности, к глубоко интимным взаимоотношениям Бога с человеком? Попытки поставить проповедническую деятельность на поток ради обретения большого количества прихожан в ущерб духовному качеству этого труда ведёт к ещё большему погружению нашей нации в бездну бездуховности. И это беда не только наша это беда присущая всему человечеству это признак всё того же последнего времени и ничего общего с подлинным духовным пробуждением он не имеет.
11.Именно по причине наполнения собраний духовно невежественными людьми, охотящимися за устроением только нынешнего земного существования (построением психологического земного рая) мы и имеем сейчас ту массовую духовную деградацию, которая наблюдается сейчас. Люди стали ленивы и больше заботящимися о собственном благополучии совершенно не понимая того что полным их благополучие не станет до тех пор пока рядом с ними будут люди неблагополучные. Психологическое поле нации устроено таким образом, что если какие-то люди устраивают себе «райскую жизнь» то другая часть людей обязательно получает «жизнь адскую» компенсируя собой мнимое равновесие, существующее в обществе. По настоящему полным и нескончаемым снабжением всей нации большим притоком положительной духовной энергии тесно связанной с энергией психической можно только из реального Божественного источника. И осуществить создание канала для поступления такого количества жизненной энергии могут только люди, имеющие реальные взаимоотношения с Богом.
12.Именно такие люди и выстраивали в начальные времена жизни Церкви Христовой, на земле собрания, являвшиеся поместными Церквями составлявшими Тело Христово. И именно поэтому никакие преследования со стороны официальных властей не могли сломить дух этих людей, ведь дух их был Духом совершенно новым Духом Иисуса Христа или Духом Богочеловеческим способным отделять реально сознание каждого человека входившего с Ним в соприкосновение от бытия в посюсторонней двойственной (греховной) реальности. Именно поэтому они могли осознанно идти навстречу насильственной смерти, используя её для окончательного преображения своего бытия в бытие новое. И вместе с ними изменялся и окружающий мир, замиравший от удивления и восхищения мужеством этих людей. Хотя на самом деле для них это увлекательнейшим духовным путешествием, связанным с потрясающим преображением из нашего двойственного бытия в бытие многомерное наполненное Божьим присутствием так как «воды наполняют море».
«Сын Человеческий пришед найдёт ли веру?»
4.11.13г.
Поместные Православные Церкви
Единая по существу Вселенская Православная Церковь состоит из 15 Поместных Православных Церквей. Каждая из Поместных Церквей имеет административную независимость (автокефалию) от других и возглавляется собственным Предстоятелем – патриархом, архиепископом или митрополитом. Главой всей Вселенской Церкви является Господь Иисус Христос.
Название церкви | Основание | Предстоятель | Главный город | Календарь | Языки богослужения |
---|---|---|---|---|---|
1. Константинопольская Православная Церковь | 381 год; патриархат с 451 года | патриарх Варфоломей | Стамбул | новоюлианский 1) | греческий, национальные языки |
2. Александрийская Православная Церковь | I в. (ап. Марк); патриархат с 451 г. | патриарх Феодор II. | Александрия | новоюлианский | греческий, арабский, национальные языки Африки, английский и африкаанс |
3. Антиохийская Православная Церковь | I в. (апп. Петр и Павел); патриархат с 451 г. | патриарх Иоанн Х | Дамаск | новоюлианский | арабский |
4. Иерусалимская Православная Церковь | I век; патриархат с 451 года | патриарх Феофил III | Иерусалим | юлианский | греческий и арабский |
5. Русская Православная Церковь | 988 г. – Киевская митрополия в составе Константинопольской Церкви; автокефалия с 1448 г. | патриарх Кирилл | Москва | юлианский | церковнославянский, национальные языки |
6. Грузинская Православная Церковь | I в. (апп. Андрей и Симон); 457 г. – автокефалия от Антиохийской Церкви | патриарх Илия II | Тбилиси | юлианский | старогрузинский |
7. Сербская Православная Церковь | IV в.; 1219г. – автокефалия от Константинопольской Церкви | патриарх Ириней | Белград | юлианский | церковнославянский и сербский |
8. Румынская Православная Церковь | IV в.; 1885г.— автокефалия от Константинопольской Церкви | патриарх Даниил | Бухарест | новоюлианский | румынский |
9. Болгарская Православная Церковь | 865 г.; 919 г. – автокефалия от Константинопольской Церкви | патриарх Неофит | София | новоюлианский | церковнославянский и болгарский |
10. Кипрская Православная Церковь | 47 г. (ап. Варнава) | архиепископ Хризостом II | Никосия | новоюлианский | греческий |
11. Элладская (Греческая) Православная Церковь | I в. (ап. Павел); 1850 г. – автокефалия от Константинопольской Церкви | архиепископ Иероним II | Афины | новоюлианский | греческий |
12. Албанская Православная Церковь | X в.; 1937 г. – автокефалия от Константинопольской Церкви | архиепископ Анастасий | Тирана | новоюлианский | албанский, греческий и арумынский (влахский) |
13. Польская Православная Церковь | X в.; 1948 г. – автокефалия от Русской Церкви | митрополит Савва | Варшава | юлианский | польский, церковнославянский, украинский, в Бразилии – португальский |
14. Православная Церковь Чешских земель и Словакии | IX в. (свв. Кирилл и Мефодий); 1951 г. – автокефалия от Русской Церкви | митрополит Ростислав | Прешов | юлианский, григорианский | церковнославянский, чешский, словацкий |
15. Православная Церковь в Америке | 1970 г. – автокефалия от Русской Церкви | митрополит Тихон | Вашингтон | новоюлианский | английский |
[1] Новоюлианский календарь – модификация юлианского календаря, разработанная сербским астрономом и математиком Милутином Миланковичем. До 2800 года будет полностью совпадать с григорианским календарем. – Ред.
Членство в поместной церкви
Алексей Прокопенко
Иногда можно услышать, как некоторые люди говорят: «Я член Вселенской церкви. Мне не обязательно быть членом поместной общины». Правильное ли это отношение к церкви? Соответствует ли оно Писанию? Доволен ли Бог таким отношением?
Ответ – «нет». И чтобы подтвердить это, мы рассмотрим три вопроса: какие бывают отношения людей с поместной церковью; есть ли библейские основания для ведения членских списков в поместных церквях и каковы преимущества членства в поместной церкви.
Варианты отношений человека с поместной церковью
Членство в поместной церкви подобно заключению брака. Любить можно и на расстоянии, но лишь законный брак позволяет пользоваться всеми радостями и преимуществами семейной жизни. Точно так же и в отношениях с поместной общиной верующих: любить церковь можно и на расстоянии, но лишь официальное членство позволяет пользоваться всеми преимуществами духовной жизни общины.
Продолжая эту аналогию, можно выделить четыре варианта взаимоотношений человека с поместной церковью (мы их описываем с юмором, но в них есть немалая доля правды).
Первый вариант: беспорядочные церковные связи – человек ходит по разным общинам в поисках той, которая понравится ему больше-пребольше всех на свете. В одно воскресенье он может быть на одном краю города, в другое – на другом. Иногда в таких случаях говорят: «пошла/пошел по церквам». В оправдание можно услышать: «Я еще слишком молод, чтобы связывать себя с какой-то одной церковью». «А вдруг найдется какая-нибудь церковь, которая мне понравится больше?» «Бери от жизни всё (от церковной жизни), ведь главное – угождать себе!» «Я не хочу ограничивать свои духовные потребности рамками одной общины».
Второй вариант: случайные церковные связи – человек не ищет общества церкви целенаправленно, но, когда приспичит, может зайти в какую-нибудь церковь. Обычные доводы: «Я здесь отдыхаю душой». «Я тоже человек, у моей души тоже есть потребности». «А мне большего и не нужно, мне хватает».
Третий вариант: гражданский брак с церковью (сожительство) – человек примкнул к поместной общине, но не зарегистрировал свое членство в ней, а просто посещает собрания. При таком отношении люди провозглашают: «Я еще не готов к столь ответственному шагу». «Мы (я и церковь) не хотим связывать себя никакими обязательствами». «Поживем (походим в церковь), а там видно будет». «А вдруг нам (мне и церкви) не понравится?» «Мои родители против».
Но все вышеописанные варианты отношений с поместной церковью – это не то, что задумал Бог. Его воле угоден следующий, четвертый вариант:
Законный брак с церковью – это когда человек примкнул к поместной общине и зарегистрировал членство в церкви через крещение и/или другие установленные процедуры.
Библейские основания для ведения членских списков
Во-первых, церковь в Писании сравнивается со стадом овец, над которым Господь поставил пастухов – пастырей, или пресвитеров. Однако важно понимать, что пастухи регулярно пересчитывали овец. Как правило, они делали это каждый день, когда запускали овец в загон, чтобы убедиться в том, что ни одна овца не отбилась от стада.
Овец пересчитывали, пропуская их под жезлом: «И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Лев. 27:32).
Именно пересчет овец позволил пастуху из притчи узнать, что в его стаде не 100 овец, а 99, а значит, одна овца потерялась: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?» (Лук. 15:4).
Во-вторых, Бог повелел Моисею составить список по коленам, племенам и семействам (Чис. 1:2). Неемии Бог положил на сердце сделать перепись (Неем. 7:5). В Ветхом Завете производился подсчет народа и были списки людей по племенам. Подобная практика может служить примером и для новозаветных верующих.
В-третьих, указано точное число собравшихся для молитвы (сто двадцать) в Деяниях 1:16 – следовательно, апостолы подсчитывали, сколько человек приходило на собрания. Число обратившихся (три тысячи) в Деяниях 2:41 и пять тысяч (в Деяниях 4:4) подразумевает, что верующих пересчитывали и знали, кто входит в их число, а кто нет.
В-четвёртых, повеление апостола: «Приветствуй друзей поименно» (3 Иоан. 1:14) показывает, что поместная община точно знала, кто именно – поименно – относился к «друзьям», то есть членам общины, а кто – нет.
В-пятых, слова апостола Павла: «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1 Кор. 5:12-13) невозможно применить, если нет четкого определения членства, если нет понятного разделения на внешних и внутренних. Люди не будут знать, кого они должны судить, а кого – нет, если нет членских списков.
В-шестых, повеление: «Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13), «…если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18:17) может быть выполнено только в условиях церковного членства. От человека не следует ожидать подчинения церковному взысканию, если он не знает о собственной принадлежности к церкви. Сама идея церковного взыскания и отлучения возможна только тогда, когда есть четкое представление о членстве.
Вместе с тем нужно заметить, что пастыри ответственны за конфиденциальность информации. Без личного согласия члена церкви никакая информация о нем (и даже о его членстве в общине) не распространяется.
Преимущества членства в поместной церкви
Напоследок рассмотрим, каковы преимущества членства в поместной церкви. Во-первых, это соответствует библейскому образцу. «Недостаточно просто сказать, что мы члены Вселенской, или невидимой, Церкви… Мы должны посвятить себя поместному, или видимому, собранию Божьего народа… Новый Завет ни разу не упоминает о людях, которые были бы по-настоящему спасены, но не захотели бы стать членами поместной церкви» (Mack W.).
Даже Христос посвятил Себя не просто абстрактной идее церкви, а конкретным ученикам – двенадцати и более широкому кругу семидесяти.
Во-вторых, членство в поместной церкви дает больше возможностей применять свои духовные дары. В момент обращения Бог дает их каждому верующему. Эти духовные дары даются не просто для индивидуального пользования, а для блага всей церкви: «Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:24-25). «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова…» (Еф. 4:11-12). Служа другим, вы будете испытывать больше радости в собственной жизни, ибо Христос учил, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).
Применять свои духовные дары на пользу другим верующим довольно проблематично, если вы не находитесь в постоянном общении с ними. Более того, во многих церквях есть определенная дисциплина, как это и должно быть. Поэтому во многих видах служения там не дадут участвовать тем, кто не является членом церкви.
В-третьих, это демонстрирует готовность взять на себя обязательства. Если человек не хочет быть членом церкви, то это показывает, что он не готов к серьезным отношениям. Он хочет пользоваться благами от церкви, не давая никаких обещаний со своей стороны. Напротив, становясь членом церкви, человек демонстрирует свою посвященность данной общине. Он готов разделять с ней не только радости, но и скорби, не только преимущества, но и тяготы.
Как мы поем в известном гимне:
Я рад иметь всегда
Общенье духа с ней,
Нести все тяжести труда
И крест ее скорбей.
В-четвёртых, это дает возможность достичь сбалансированной христианской жизни. По природе мы все склонны к крайностям. Однако церковь создает идеальную атмосферу для сбалансированного духовного роста христианина. В церкви мы получаем духовное питание, поддержку братьев и сестер, обличение и защиту от лжеучений. В церкви мы можем пользоваться мудростью многих советников, которые имеют познания в Библии и хороший опыт духовной жизни. «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Прит. 11:14). В церкви мы приобретаем духовный надзор и заботу о нашей душе со стороны верных пастырей Божьего стада: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет…» (Евр. 13:17).
Членство в церкви облагораживает наш характер, поскольку в церкви есть разные люди: и сильные, и слабые. Бог мог бы забрать из церкви людей со слабыми характерами, но тогда мы бы не могли по-настоящему учиться любить; не развивалось бы душепопечение и терпение. Вне церкви характер верующего не будет преображаться столь же эффективно.
В-пятых, это дает право пользоваться духовными привилегиями, которые предназначены для членов церкви. Например, Вечеря Господня – торжественное воспоминание и провозглашение искупительной жертвы Христа, когда мы причащаемся от одного хлеба – служит символом единства всего Тела Христова: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17). Поэтому в хлебопреломлении участвуют только члены церкви.
Также членство в церкви открывает больше возможностей для благовестия. Если мы не относимся к конкретной общине, куда мы будем приглашать неверующих? Это как в лесу сказать заблудившемуся, что есть выход, но не показать его.
Заключение
Итак, если вы стали членом Тела Христова через покаяние в грехах и веру в Иисуса Христа, эти отношения вам надо сделать видимыми через членство в поместной церкви.