Что значит полупрофессиональный фотоаппарат
Колонка редактора. Чем отличается профессиональная камера от любительской?
Мне часто приходится слышать фразу, от которой натурально сводит челюсть. «Профессиональное качество». А слышу я ее повсюду: в рекламных текстах по радио, в устах знакомых, обращающихся за советом. Читаю в газетах, журналах и даже в этих наших интернетах. Я даже пробовал складывать в копилку по рублю, каждый раз когда встречаю упоминание «профессионального качества», но размер копилки оказался слишком скромным, чтобы эксперимент продлился дольше недели. Особенно часто «профессиональным» называют качество съемки очередной нелепой «мыльницы» или китайского смартфона с двумя сим-картами и телевизором. Давайте же разберемся, откуда вообще взялось это «профессиональное качество», что это должно значить и чем отличается профессиональное от любительского в области цифровой фотографии.
Групповое селфи профессиональных фотографов
Откуда ноги растут?
Предположительно разделение качества фотографии на «профессиональное» и «обычное» произошло в середине-конце девяностых. Цифровая техника только-только начиналась, стоила запредельных денег и по сути была недоступна жителям бывшего СССР. Все тогда снимали на пленку вроде Fujifilm Superia или Kodak Gold. Вариантов чем снимать было не много. Либо старым Зенитом, где был объектив «без зума» и полностью ручное управление, либо модным автофокусным Никоном, который стоил дороже подержанной иномарки, либо простой и доступной пленочной мыльницей: от тех же Kodak, Fuji, Konica или Polaroid.
Классический пример компактной пленочной камеры середины 90-х
Качество съемки в компактах, распространенных в России, которое называли «обычным», было непередаваемо низким. 90% фотографий было техническим браком. В большинстве своем популярные «мыльницы» 90-х не «понимали» какая пленка используется, не производили замер экспозиции, устанавливая одинаковую выдержку для любых условий и по умолчанию снимали со вспышкой.
Nikon F5 – пример профессиональной камеры середины 90-
Профессиональные же камеры могли считывать коды на катушках пленки, имели встроенный экспонометр, автофокус, но главное – давали полный контроль над параметрами съемки. Обращаться с такими камерами тогда могли немногие, и почти все они так или иначе работали фотографами, профессионалами. И снимали, конечно, же гораздо лучше, чем бытовые фотографы.
Таких фотографов заказывали на свадьбы и мероприятия, в школы и детские сады, поэтому самые качественные снимки в семейных архивах поколения 90-х так были сделаны профессионалами. Разница в качестве была заметна невооруженным взглядом. Отсюда и пошло расхожее выражение «профессиональное качество».
Как дело обстоит сейчас?
Разница между профессионалом и любителем объяснялась одним простым фактом. Оплатой труда. Например, профессиональный фотограф – тот, кто получает деньги за свои фотографии. Даже человека, снимающего фрукты на белом фоне и загружающего снимки на стоки, правильно будет называть профессионалом. Любитель – это фотограф, не получающий дохода от своего занятия. И если раньше между любительскими камерами и профессиональными был гигантский разрыв по качеству, то сейчас он исчезает.
Canon EOS 1Ds Mark II
Долгое время исключительно профессиональными оставались лишь полнокадровые камеры вроде Canon EOS 1Ds. Однако сейчас на рынке хватает и любительских полнокадровых камер. Да и вообще то, что сейчас считается любительским фотоаппаратом, в техническом плане значительно превосходит дорогущие профессиональные модели десятилетней давности. Как же так?
По сути единственным различием между профессиональной и любительской камерой остается эргономика, а особенно организация быстрого доступа к настройками, их наглядность, а также ресурс затвора. Например, у Nikon D4s гарантированный ресурс затвора составляет 400.000 срабатываний, в то время как средняя любительская камера может похвастаться лишь 100–150 тысячами. И даже если профессиональная камера стоит втрое дороже, чем любительская, она прослужит в три раза дольше. Уже только этот факт оправдывает выбор профессионала.
Основной и дополнительный экраны на тыльной стороне корпуса Nikon D4s
Вспомогательный экран на верхней панели Nikon D4s
Еще один верный признак – наличие дополнительного экрана. Или даже экранов. Скажем, у того же D4s есть два дополнительных дисплея – сверху, возле кнопки спуска, и снизу – под основным дисплеем. На них отображается служебная информация (ISO, баланс белого, формат записи изображения и так далее) и ее изменение в реальном времени. Для изменения настроек предусмотрены дополнительные кнопки и скроллеры.
Canon EOS 750D как пример классической любительской зеркалки
У условного Canon EOS 750D, который я сейчас рассматриваю как классическую любительскую зеркалку, есть только один основной экран. Кнопок и скроллеров гораздо меньше, а большинство настроек меняется через главное меню, что занимает больше времени и может стоить упущенного кадра.
Размер сенсора перестал быть критерием деления камер на любительские и профессиональные. Сейчас формат сенсора выбирается под разные нужды. Скажем, снимать макро несколько проще на камеры с маленькими матрицами (но без крайностей), например Micro Four Thirds.
Для упрощения производства и унификации производители ставят одни и те же сенсоры в камеры разных классов. Скажем, в Nikon D300 и D90 стояла одна и та же 12-мегапиксельная матрица. При этом первый позиционировался как профессиональная модель и стоил дороже. Для этого были основания – лучший видоискатель, более высокая скорость серийной съемки, более удобное управление, но с точки зрения качества картинки обе камеры были равны. А значит, что технических причин для сильного разрыва в техническом качестве между любителем и профессионалом не было.
Профессионал не обязательно снимает лучше, чем любитель. И хотя различные конкурсы фотографии проводятся в разных категориях (профессионалы отдельно, любители отдельно) при слепом выборе становится все труднее сказать, в какой категории участвует тот или иной снимок. Это в очередной раз приводит к мысли, что с точки зрения качества между профессионалом и любителем сегодня никакой разницы нет.
Что будет дальше?
Так что давайте дружно перестанем говорить «профессиональное качество» по отношению к фотографии. Современная любительская камера с технической точки зрения снимает не хуже. А оправдывать низкое качество классом техники – удел бесталанных неудачников.
Еще раз: камера – это инструмент. Если вам показалась удобной типичная любительская камера, но вы хотите использовать ее для работы – вперед! И пусть вас это не смущает. Если же вы в восторге от профессиональной камеры, но собираетесь снимать на нее только рыбок в аквариуме – на здоровье! Наслаждайтесь. Только ради всего святого, не называйте себя профессиональным фотографом. По крайне мере до тех пор, пока ваши фотографии рыбок не станут покупать для печати или публикации в сети.
Чем отличаются профессиональные фотоаппараты от полупрофессиональных?
В интернетах есть такое понятие, как «холивар». Оно обозначает бесконечный спор между двумя собеседниками, при котором каждый остается при своем мнении. Сам спор является априори бессмысленным и глупым.
К чему это я? А к тому, что полупрофессиональных фотоаппаратов банально не существует, и все возможные споры об этом (а их много) являются ни чем иным как холиварами. На самом деле существуют фотоаппараты с различными уровнями сложности, и предназначаются они для разных задач. Одни обладают функциями, которых нет в других, однако это не значит, что одни фотоаппараты – профессиональные, а другие – лишь «полу».
у него, возможно, профессиональный фотоаппарат
Понятие «полупрофессиональные фотоаппараты» было придуманы маркетологами. Так стало проще «впаривать» наивному покупателю девайсы, которые ранее плохо продавались. Кстати, где границы между «полупрофессиональными» и профессиональными фотоаппаратами? Если взять матрицу, то многие кропы были использованы в так называемых профессиональных камерах. Если же деление на «полу» и «профи» происходило по функционалу, то есть слабенькие мыльницы с большим количеством кнопок и, следовательно, огромным функционалом.
Зеркальные и беззеркальные фотоаппараты
Давайте рассуждать логически: мыльницы точно не тянут на профессиональные или хотя бы полупрофессиональные фотоаппараты. Зеркальные – они уже относятся к профессиональным. Впрочем, есть на данный момент на рынке зеркальные девайсы начального уровня. Даже если и припустить, что есть такая категория, как «полупрофессиональные» камеры, то, скорее всего, именно зеркалки начального уровня к ним и относятся.
Но есть и еще одна категория – это беззеркальные фотоаппараты. Ранее мы уже писали, в чем разница между зеркальными и беззеркальными фотоаппаратами. Скорее всего, маркетологи именно для них и придумали немного глупую категорию «полупрофессиональные». В чем именно заключается их «полупрофессионализм» особо никто не объяснял. Да и незачем, наивный покупатель не будет задавать такой вопрос, т.к. мало разбирается в камерах. А те люди, которые разбираются, и так все прекрасно понимают.
Беззеркальная камера Sony Alpha nex-3
Так вот… беззеркальные камеры немного лучше мыльниц, но немного хуже зеркальных фотоаппаратов. Технология получения снимка здесь такая же, как и в мыльнице (в зеркалках она другая), однако внутри используется не простая светочувствительная матрица, а сенсор. К тому же, беззеркальные фотоаппараты отличаются сменной оптикой. Чаще всего именно их и пытаются позиционировать как полупрофессиональные. Отличия есть, но часто они небольшие. К тому же, некоторые беззеркальные фотоаппараты стоят дороже многих зеркалок начального уровня. По качеству снимка порой невозможно определить, был ли он сделан на зеркальный или беззеркальный фотоаппарат.
Короче: не существует такой категории «полупрофессиональные фотоаппараты». Есть модели с лучшими/худшими матрицами, объективами, с наличием или отсутствием конкретных функций и т.д.
Как выбрать полупрофессиональный фотоаппарат
Кто чаще всего задается вопросом, как выбрать фотоаппарат полупрофессиональный? Прежде всего, те, кто решил заняться съемками серьезно. Существует еще небольшой сегмент откровенных перфекционистов, которые даже в формате “фотографий для семейного альбома” не желают терпеть малейших недостатков.
Интересен же, прежде всего, основной сектор покупателей. Это относительно бывшие “чайники”, которые уже достаточно знают о процессе, немного ориентируются в показателях, технических параметрах, брендах на рынке.
Как происходит выбор?
Запутаться в ответе на вопрос, какой фотоаппарат лучше купить, легко еще на стадии рассмотрения доступного ассортимента. Сразу возникает группа понятий по комплектации и исполнению:
Ответ на вопрос, как выбрать фотоаппарат по исполнению, заключается в намерениях владельца.
Компакты
Исполнение “компакт” – это, прежде всего, четко обозначенное ограничение. У фотоаппарата собственный несъемный объектив. Превысить возможности, которые заложены разработчиком устройства, не удастся. Однако никто не говорит, что зеркальный компакт плох. В умелых руках хорошая камера творит чудеса, ведь в итоге все зависит от мастерства фотографа. Компакты широко представлены на рынке, имеют отличные характеристики и зачастую занимают высокий рейтинг в личных предпочтениях покупателей. Хорошо и то, что их цена весьма доступна, в сравнении с другими вариантами камер.
Исполнение “body”
Фотокамера в исполнении “body” рекомендуется людям с опытом выше среднего. Данная комплектация означает, что покупается только корпус и электронная начинка. Объектив в поставку не входит. Исполнение “body”, как правило, выигрывает соревнование выбора, если четко известно, в каких условиях будут делаться снимки, определена марка подходящего объектива, учтены другие особенности процесса. Приобретая зеркальный фотоаппарат “body”, можно сразу укомплектовать систему и приступать к творчеству. Однако общая сумма затрат при этом стремится к максимуму.
Комплектация “kit”
Kit с английского переводится как “набор”, и это говорит все о комплектации фотоаппаратов. Внутри коробки найдется камера с объективом, который идеально подходит к параметрам механической и электронной части. Такая покупка имеет наивысший рейтинг у начинающих. Зеркальный фотоаппарат комплектации Kit сразу способен делать качественные снимки, возможности настроек широки, но главное – не возникает никаких неожиданностей. Все работает именно так, как указано в документации или справочных материалах для фотографов. Нет никаких тонкостей, которые зачастую возникают при совмещении матриц и объективов с разными показателями.
Мифы и некоторые условные деления
Техническая оснащенность современных камер настолько велика, что зачастую невозможно провести
грань и отделить понятие “мыльница”, “начального уровня”, “полупрофессиональный”, “профессиональный”. На специализированных форумах кипят баталии, участники с высокой репутацией высказывают жутко умные тяжеловесные мнения, посыпая зачастую при этом всех пылью и нафталином. Но четкого ответа дать не может никто. На самом деле, провести ощутимую границу можно.
Мнение (согласно высказываниям пользователей), чем отличается профессиональный фотоаппарат от полупрофессионального, – наличие автоматизированных систем сопряжения с дополнительным оборудованием. Легко зайти на форум, встрять в дискуссию о конкретных брендах и предпочтениях.
По мнению части участников, лучшие полупрофессиональные фотоаппараты могут буквально хватать звезды с неба и дергать владельца за руку, распознав удачный кадр. И одновременно хорошая камера, показатели которой впечатляют, но не максимальны, считается профессиональной, если имеет функционал дистанционного управления, принудительного запуска и синхронизации подключенных вспышек по беспроводным протоколам. Как видим, деления относительно надуманы.
Что есть на рынке
Если рассматривать рынок и искать лучший полупрофессиональный фотоаппарат, можно условно разделить его на три ключевых сегмента. Рейтинг производителей определить четко и однозначно весьма трудно, но легко определить ключевые характеристики:
Покупать зеркальный фотоаппарат полупрофессионального класса по оценке “чем новее, тем лучше” – однозначно не стоит, и неважно, о каком бренде идет речь. По оценкам пользователей, камеры с годом выпуска 2014, 2015 зачастую не только выглядят лучше по соотношению стоимости и возможностей, но и обходят новинки по качеству снимков. Поэтому перед походом в магазин все же следует полистать специализированные форумы в поисках рекомендаций.
Что стоит покупать
Приведем краткий список фотоаппаратов, которые пользуются популярностью и почти гарантировано понравятся владельцу. Учитывая бренды, приведенные выше, укажем несколько моделей именно с привязкой к упомянутым именам.
Canon
Огромной популярностью пользуется модель EOS 6D. По соотношению цены и качества она – несомненный лидер. Среди характеристик:
Есть дистанционное управление, возможность беспроводного подключения, системы оценки (замер баланса белого, например), фокусировка производится по 11 точкам. Если есть деньги, можно купить модель Canon EOS 5D Mark III, у которой ниже возможности автофокуса, но он качественнее и быстрее, проходит по 61 точке, у камеры 22.3 миллиона активных пикселей, более широкие диапазоны изменения параметров. Но и цена в полтора-два раза выше своего популярного собрата.
Nikon
Заметной звездой бренда выступает D7000. Камера завоевала звание лучшего продукта и возглавила известный рейтинг EISA “Advanced SLR camera”. Характеристики устройства следующие:
Перечислять все параметры и особенности не имеет смысла. Камера очень достойная, но уступает Canon EOS 6D по большинству параметров, стоит всего лишь на 20-25% ниже. Это уже упомянутая особенность позиционирования продукции Nikon на рынке и результат продуманной маркетинговой политики.
Среди продуктов Sony по соотношению цены и качества лидирует модель Sony A77 II. У нее:
Характеристики камеры впечатляют. Она всегда входит в рейтинг при выборе конкретной покупки, напрямую конкурируя с Canon EOS 6D в разрезе ценника. Проигрывает модель своему конкуренту матрицей. У Canon за те же деньги она полноразмерная, Sony же предлагает кроп формата APS-C.
Оценка полупрофессиональных камер включает в себя и размер финансов, которые потенциальный владелец готов потратить. Цена моделей может отличаться в разы, даже если речь идет о простом повышении класса автофокуса или относительно малом росте числа эффективных мегапикселей. Поэтому еще раз напомним: перед походом в магазин стоит внимательно изучить рекомендации опытных фотографов.
В качестве заключения
Ответ на вопрос, как правильно выбрать фотоаппарат полупрофессионального класса, обязательно включает оценку возможностей, которые пригодятся владельцу. Среди них может быть:
Выбрать идеальный фотоаппарат все равно не получится. Во всяком случае, ориентируйтесь на максимально желаемые оценки и размер кошелька. Любой хороший фотоаппарат полупрофессионального класса станет любимым и постоянным помощником, если учесть главные особенности съемки, в которых он будет применяться.
Чем профессиональный фотоаппарат отличается от любительского?
Существует два распространенных суждения о профессиональной фототехнике. Первое гласит, что настоящий мастер и ведром с дырочкой снимет. Второе утверждение настаивает на обязательном наличии оборудования топ-класса, в противном случае «ничего не выйдет». Оба они одинаково ошибочных (как минимум – частично).
Мнение, что настоящий мастер и ведром с дырочкой снимет, кажется, родилось во времена пластиночной фотографии, и намекает на пинхол – камеру с объективом совсем без линз, в виде очень маленькой дырочки, сквозь которую свет попадает на светочувствительную поверхность, эдакую камеру-обскуру с регистратором.
Чтобы избежать обсуждения дефиниции «профессиональный», допустим, что под этим термином мы будем понимать удовлетворяющую как минимум одному из двух условий фотографию: за которую клиент готов заплатить адекватную сумму и воспринимаемую большим абстрактным сообществом фотографов как качественную и не позорящую цех.
Истина, как обычно, «где-то посередине». Снять камерофоном или цифромыльницей настоящий шедевр, конечно, можно. Но далеко не всегда. Поэтому давайте разберемся, какие именно показатели цифрового фотоаппарата влияют на его принадлежность к категории профессионального фотооборудования и насколько они важны для рядового покупателя.
Объективные количественные показатели
Любая современная цифровая камера с точки зрения размеров изображения является вполне профессиональным инструментом |
Размер изображения в пикселах. Все зависит от задачи. Для «глянцевой» полиграфии нужен формат до А3, две привычные страницы, именуемые разворотом. Нехитрый расчет показывает, что это примерно 12х17 дюймов, следовательно, 3600х5100 пикселов. Выходит чуть больше 18 мегапикселов. Все что больше это, конечно, здорово, есть возможность кадрирования, но каждый дополнительный мегапиксел обходится весьма дорого, поскольку его нужно хранить (цена дискового пространства), обрабатывать (цена оборудования соответствующего класса), а еще иногда передавать по каналам связи или просто дожидаться окончания копирования/открытия/сохранения файла.
Да, есть коммерческие отпечатки размером 30х40 дюймов, т.е. примерно 70х100 см, это интерьерные работы, соответственно, они не предназначаются для просмотра с расстояния вытянутой руки и могут печататься с меньшим, например, 150 точек на дюйм, разрешением. Даже при этих условиях получается где-то 27-30 мегапикселов.
Бывают весьма редкие случаи, когда для оформления действительно дорогих магазинов используются большие отпечатки с разрешением 300 точек на дюйм, но это, скорее, исключение, из мира рекламы косметики или драгоценностей.
Вывод прост: любая современная цифровая камера с точки зрения размеров изображения является вполне профессиональным инструментом общего назначения.
Если вы счастливый обладатель 4К-телевизора, или собираетесь его купить, то наверняка знаете, что картинка там примерно 8 мегапикселов, соответственно есть техническая возможность выкадровки даже из кадра, снятого в вертикальной ориентации аппаратом от 18 мегапикселов.
Если камера демонстрирует приемлемые результаты при ISO 3200, её следует назвать хорошей. ISO 6400 – отличной |
Диапазон чувствительности ISO. Чувствительность повышают если света мало. Студия позволяет создать почти любую световую картинку достаточной яркости, пусть не всегда постоянными источниками, но импульсными уж точно. Соответственно, для студии хорошая работа на высоких значениях ISO не играет заметной роли.
Зато этот показатель важен при съемках на природе и в обычном помещении. Однако от репортажных и жанровых кадров некто не ожидает «студийного» качества, напротив, определенный шарм придают изъяны в виде контролируемых фотографом размытости, шума и т.п. Картинка воспринимается живой, а не постановочной.
Безусловно, бывают авторские задумки или ситуации, когда требуется сделать, например, портрет при свечах или снять быстро передвигающихся животных с телеобъективом. Но это тоже исключения.
Если аппарат дает приемлемые результаты при ISO 3200, его следует назвать хорошим. ISO 6400 – отличным. Современные профессиональные камеры топ-класса позволяют устанавливать ISO 12800 и даже 25600, не опасаясь получить малопригодное изображение.
Количество кадров от одного заряда аккумулятора. В силу технических причин беззеркальные камеры пока уступают зеркальным по количеству кадров, которые можно отснять на одном заряде аккумулятора, причем разница в разы.
При разумном использовании современные беззеркальные аппараты готовы сделать как минимум две сотни кадров, иногда – четыре. Много это или мало? Даже в насыщенных туристических поездках – достаточно, если перед нажатием на кнопку “Спуск” думать. Профессионалы решают такие проблемы просто: приобретают нужное количество запасных аккумуляторов. Любители иногда поступают также, но чаще все же заряжают батареи в часы отдыха, благо даже для переносных солнечных батарей можно найти подходящий инвертор.
Для большинства ситуаций хватает 1/4000, а это умеют практически все современные аппараты |
Минимальная выдержка. Считается, что для профессионалов нужна выдержка 1/8000. Действительно, иногда она используется, например, при съемке портретов при открытой диафрагме при ярком освещении или при фотографировании быстротекущих событий. Для большинства ситуаций хватает 1/4000, а это умеют практически все современные аппараты.
В беззеркальных аппаратах кроме механического стал внедряться электронный затвор. Он обеспечивает феноменально короткие, не доступные в зеркальных камерах выдержки, например, 1/32000 в Х-серии Fujifilm. Платой за несовершенство технологии является геометрическое искажение движущихся объектов, тем более сильное (и, к сожалению, неисправимое в графических редакторах), быстрее перемещаются они в поле кадра и чем короче выдержка.
Ресурс затвора и механическая прочность корпуса. Когда производитель выпускает аппарат для коммерческого использования, одним из ключевых параметров является его ресурс. В цифровой технике это механизм затвора, отмеряющего выдержку. 100 тысяч срабатываний, таков сегодня порог вхождения в высшую профессиональную лигу. Он важен прежде всего для репортажных задач, когда за один съемочный день фотограф может сделать 1000-1500 кадров. Не удивляйтесь четырехзначным цифрам, благодаря скорострельности и сериям по 10-15 кадров это сто сюжетов.
Ресурс затвора – показатель теоретический, зачастую реальный «пробег» достигает 200 тыс. срабатываний. В отличие от пленочной, цифровая техника имеет свойство морально устаревать быстрее, чем ломаться механически.
Профессиональный фотограф отличается от любителя тем, что на любой съемке имеет в кофре запасную камеру, ведь от поломки не застрахован ни один, пусть и самый лучший, аппарат. Для профессионалов, пользующихся техникой Canon и Nikon, существуют специальные программы сервисного обслуживания, включающие приоритетную очередь при ремонте, гарантированные и короткие сроки поставки запасных частей, выдачу оборудования из подменного фонда на время ремонта и т.д.
Объективно/субъективные показатели
Динамический диапазон. Это один из самых трудных для оценки параметров, поскольку сухие цифры не способны описать нюансы. Вместе с объективом, динамический диапазон напрямую определяет, насколько плавно и естественно передаются тональные переходы. А ведь в портрете, особенно женском, пластика и точность контраста – едва ли не главные составляющие.
Размеры матрицы. Считается, что чем больше матрица, тем лучше качество картинки. Отчасти это правда, поскольку большая площадь светоприемника улавливает больше фотонов, соответственно, точность преобразования возрастает, а паразитные сигналы не нужно слишком усиливать для достижения требуемой яркости. Отчасти – нет, поскольку многое зависит от реализации и других компонентов аппарата.
Однако большая матрица не всегда однозначный плюс. Во-первых, ей требуются большие по размерам (и массе) объективы, а значит они дороже как минимум из-за расхода материалов. Во-вторых, глубина резкости на большой матрице меньше, чем на маленькой, а значит при фотографировании сцены, задуманной автором как резкая, приходится сильнее закрывать диафрагму, что требует увеличения чувствительности или выдержки. Наконец, для большой матрицы проще создавать широкоугольную оптику, а вот телеобъективы получаются весьма громоздкими и тяжелыми.
Сейчас на массовом рынке доминируют три размера матриц для камер со сменной оптикой: так называемая полнокадровая (примерно 24х36 мм), APS-C (примерно 17х24 мм) и Micro 4/3 (примерно 13х17 мм). Исторически сложилось, что профессионалы предпочитают полный кадр и APS-C, однако Micro 4/3 имеет хорошие перспективы у путешествующих фотографов, поскольку и аппараты, и объективы меньше и легче.
Оптический видоискатель отобразит мир в реальном времени, а электронный — покажет, каким будет кадр при выбранных настройках |
Тип и характеристики видоискателя. Сегодня на фоторынке присутствуют три типа видоискателей – оптический, электронный и гибридный. Оптический ассоциируется с зеркальными аппаратами, электронный – с беззеркальными, а гибридный это изобретение Fujifilm, встречающееся в их «дальномерных» беззеркальных камерах с несменным объективом.
Считается, что оптический видоискатель лучше, поскольку только он способен отобразить мир в реальном масштабе времени. Это правда. Для тех, кто снимет спорт, некоторые виды репортажа и дикой природы пока альтернативы нет. Но принцип работы видоискателя не определяет качество его материальной реализации. В результате получается, что в недорогих зеркальных камерах фотограф видит 95% площади будущего кадра, причем картинка темновата, а навестись вручную на резкость бывает сложно: экран рассчитан на поиск композиции, а не на фокусировку. Другими словами, недостатки существенно омрачают радость обладания достоинствами.
Электронный видоискатель имеет один существенный изъян: чтобы отобразить на нем картинку, ее нужно сначала оцифровать матрицей, а затем обработать. Лучшие экземпляры практически избавились от задержки при хорошем освещении благодаря технологии параллельного считывания/отображения, т.е. фотограф видит картинку по мере ее обработки, а не после окончания полного цикла считывания. При слабом освещении заметны задержки в отображении быстро движущихся объектов, но и снимать их при таких условиях вряд ли целесообразно.
Зато у электронного видоискателя много достоинств. Он может показать, как будет выглядеть кадр при выбранных настройках (и по яркости/контрастности, и по цвету и по резкости). Он способен усилить яркость сцены при съемках в условиях недостаточной освещенности при длинной выдержке – это помогает проверить точность фокусировки или навестись на резкость там, где фазовые датчики пасуют. Он активно помогает фотографу при ручной наводке на резкость, например, подсвечивает контрастные края объектов. Ничего подобного (за исключением резкости, но без покупки фокусировочного экрана с микропризмами или клиньями не обойтись) оптический видоискатель не умеет.
Получается, что за неким исключением оптический видоискатель, особенно в своей бюджетной ипостаси, отнюдь не является атрибутом настоящей профессиональной камеры. Любительский аппарат, в котором использована панель с миллионом и более элементов изображения в электронном видоискателе будет как минимум не хуже в распространенных съемочных ситуациях.
Вместо покупки очень дорогой камеры с бюджетным объективом лучше приобрести аппарат средней ценовой категории, а сэкономленные деньги вложить в оптику |
Скорость и точность работы автофокуса. К сожалению, формальные оценки, в том числе и производителей, заявляющих «0,06 доли секунды» мало помогают, поскольку слишком много факторов влияет на скорость. И никто не может гарантировать, что в схожей, но чуть-чуть отличающейся ситуации будет достигнут аналогичный результат.
Профессиональные репортажные камеры (их отличает относительно небольшое число мегапикселов, зато скорости серийной съемки высокие) научились удерживать в фокусе достаточно быстро передвигающиеся по полю кадра объекты, например, гонщика-велосипедиста, едущего на фотографа. Другими словами, они способны перефокусироваться между кадрами в серии, и это один из важнейших (для снимающих подобные сюжеты) показателей.
Аппараты для любителей весьма близко подошли к профессиональным по скорости и точности фокусировки в «обычных» съемочных ситуациях, однако пока проигрывают им когда дело доходит до спорта и прочих «быстрых» сюжетов.
Объектив
Все вышеперечисленное относилось к важному, но не доминирующему компоненту – собственно аппарату, а теперь настало время уделить внимание оптике, которая создает ту самую картинку, оцифровкой которой занимается электроника.
При сегодняшнем уровне развития инженерной мысли, элементарной базы и алгоритмов обработки данных во многих случаях именно от возможностей объектива и качества их реализации зависит технический уровень кадра. Учтите также, что цифровые фотоаппараты морально устаревают за пару-тройку лет, а вот объективы можно передавать по наследству.
Да, это означает, что вместо покупки очень дорогой камеры с бюджетным объективом лучше приобрести аппарат средней ценовой категории, а сэкономленные деньги вложить в оптику.
Скорее всего, она будет светосильнее бюджетной, что позволит лучше изолировать объект съемки, отделяя его от фона контрастом резко-нерезко, либо устанавливать меньшую чувствительность, снижая шум и расширяя динамический диапазон, либо укорачивать выдержку, «замораживая» движение в кадре.
Во многих случаях скорость автоматической наводки на резкость повысится, и не только из-за лучших моторов. Дополнительный свет дает больше информации и фазовым датчикам и системе оценки контрастности.
Но самое главное – многие профессиональные объективы характеризуются рисунком, алхимической смесью резкости, контрастности, плавности переходов, пластикой изображения.
Никакая самая продвинутая аппаратура не заменит мастерство фотографа. Электроника способна точно измерить экспозицию, однако она не представляет, что из подлежащего оцифровке важно, а что – нет. Именно фотограф строит кадр, подбирая выразительные средства для реализации своего замысла. Обучение и постоянная практика позволяют мастеру понять ограничения аппарата и либо обойти их, либо умело использовать. Впрочем, любой фотограф рано или поздно сталкивается с задачей, которую невозможно решить имеющейся у него техникой. И тогда он покупает недостающее.