Что значит полное и неполное доминирование при моногибридном скрещивании
Законы Менделя
С него часто начинаются генетические задачи (в качестве первого скрещивания). Этот закон гласит о том, что при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся одной или несколькими парами альтернативных признаков, все гибриды первого поколения будут единообразны по данным признакам.
Анализирующее скрещивание
Анализируя полученное потомство, можно сделать вывод о генотипе гибридной особи.
Неполное доминирование
«При скрещивании гетерозиготных гибридов (Aa) первого поколения F1 во втором поколении F2 наблюдается расщепление по данному признаку: по генотипу 1 : 2 : 1, по фенотипу 3 : 1″
В нем речь идет о дигибридном скрещивании, то есть мы исследуем не один, а два признака у особей (к примеру, цвет семян и форма семян). Каждый ген имеет два аллеля, поэтому пусть вас не удивляют генотипы AaBb 🙂 Важно заметить, что речь в данном законе идет о генах, которые расположены в разных хромосомах.
Запомните III закон Менделя так: «При скрещивании особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга, комбинируясь друг с другом во всех возможных сочетаниях.
Очевидно, что расщепление по фенотипу среди гибридов второго поколения составляет: 9:3:3:1.
Пример решения генетической задачи №1
Доминантный ген отвечает за развитие у человека нормальных глазных яблок. Рецессивный ген приводит к почти полному отсутствию глазных яблок (анофтальмия). Гетерозиготы имеют глазное яблоко малых размеров (микрофтальмия). Какое строение глазных яблок будет характерно для потомства, если оба родителя страдают микрофтальмией?
Пример решения генетической задачи №2
Полидактилия и отсутствие малых коренных зубов передаются как аутосомно-доминантные признаки. Гены, отвечающие за развитие этих признаков, расположены в разных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготны по этим парам генов.
В данном случае мы построим решетку Пеннета, которая сделает генотипы потомства более наглядными. Вы видите, что на потомстве буквально нет ни одного живого места: почти все 16 возможных потомков больны либо одним, либо другим заболеванием, кроме одного, aabb. Вероятность рождения такого ребенка очень небольшая 1/16 = 6.25%.
Пример решения генетической задачи №3
У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый мальчик с нормальным зрением. Ген близорукости (A) доминантен по отношению к гену нормального зрения (a), а ген кареглазости (D) доминирует над геном голубоглазости (d). Какова вероятность рождения в этой семье нормального кареглазого ребенка?
Первый этап решения задачи очень важен. Мы учли описания генотипов родителей и, тем не менее, белые пятна остались. Мы не знаем гетерозиготна (Aa) или гомозиготная (aa) женщина по гену близорукости. Такая же ситуация и с мужчиной, мы не можем точно сказать, гомозиготен (DD) он или гетерозиготен (Dd) по гену кареглазости.
Аутосомно-доминантный тип наследования
Я не забыл о том, что по ходу изучения генетики вас надо научить видеть различные варианты наследования на генеалогическом древе (родословной) =) Из предыдущей статьи мы узнали о том, как выглядит и чем характеризуется аутосомно-рецессивный тип наследования, сейчас поговорим об аутосомно-доминантном, с которым мы столкнулись в задачах выше.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
При этом результаты процесса будут зависеть от очередности поколения, давая чистую доминанту для первого из них и расщепление для второго, и более подробное ознакомление с его основными законами и понятиями поможет найти ответы на важные вопросы.
Основные термины и понятия
В основе любой схемы моногибридного скрещивания лежит генетика — наука, изучающая все ключевые закономерности наследственности и изменчивости организмов вследствие селекции. И главный вопрос, который изучается при исследовании моногибридного скрещивания, — моногенное наследование. Под ним подразумевается наследование, проявление которого обусловлено одним конкретным геном с его различными формами-аллелями.
Их краткая характеристика такова:
Помимо моногибридного, существует еще несколько типов скрещивания, обладающих особыми свойствами и закономерностями.
Что касается рассматриваемого типа, осуществляемого только по одной паре признаков, то его можно условно классифицировать по двум схемам моногибридного скрещивания. Одна из них подразумевает полное доминирование, в результате которого может проявляться только преобладающий признак.
Если же доминирование является неполным, то признак принимает среднее или, как его еще принято называть, промежуточное значение между доминантой и рецессивным геном.
Научные опыты и примеры
Первым ученым, которому удалось выявить и доказать существование определенных закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании, стал австрийский монах-августинец Грегор Иоганн Мендель, изучавший биологию и ботанику. Произошло это важное для науки открытие в XIX веке в результате проведения опыта, в процессе которого ученый провел скрещивание гороха, имеющего пару отличительных признаков.
Первый закон Менделя
Для того чтобы определить наличие закономерности при скрещивании разных живых организмов и выполнить составление на основе полученных результатов таблицы вероятности формирования наследственных признаков, Менделю пришлось анализировать 22 сорта гороха, имеющих отличительные характеристики по ключевым показателям.
Речь шла о следующих различиях, задействованных в опыте родительских бобовых культур:
Главное различие между первым и вторым законом Менделя заключается в характеристиках, свойственных I и II поколениям, полученным в результате селекции родителей с противоположными генами.
Так, согласно наблюдениям ученого при скрещивании двух разных особей, первое гибридное поколение получается одинаковым, походя только на одного из родителей (I закон Менделя), тогда как уже в его потомстве будет наблюдаться расщепление по фенотипу в соотношении 3 к 1.
При более подробном рассмотрении опытов выясняется, что перед процедурой скрещивания Мендель использовал только чистые родительские линии культур, получая интересующее его поколение посредством проведения их опыления. Еще одним ключевым моментом, который выделял ученый, заключался в том, при проведении опыта с растениями, обладающими альтернативными генами, один из них в итоге не будет передан потомку в первом поколении.
По теории Менделя, именно те признаки, которые передаются следующему поколению, будут называться доминантными, тогда как другие гены, так и не получившие своего проявления, — рецессивными, то есть подавляемыми. Примечательно, что эти результаты впоследствии были объяснены таким биологическим процессом, как мейоз, но ученый не мог этого знать, поскольку это открытие еще не было сделано.
Если же рассматривать это понятие сейчас, то объясняется оно особым взаимоотношением генов, ведь в природе нет равнозначных аллелей, и все они доминируют или рецессируют по сравнению друг с другом в условиях анализа конкретных признаков. В итоге получается, что в случае проникновения вместе с гаметой в зиготу двух разных аллелей (гетерозигота), проявится та из них, которая будет преобладать.
Что же касается гена рецессии, то он может проявиться только тогда, когда конкурирующая с ним аллель также окажется подавляемой (гомозигота), причем с равной степенью вероятности. Стоит отметить, что в первой закономерности, выведенной австрийским ученым, применялись исключительно идентичные по генотипу и фенотипу растительные организмы, оттого ей и было присвоено название закона единообразия I поколения.
Вторая закономерность
Выведя первую закономерность, ученый решил не останавливаться на достигнутом, решив вырастить полученное в результате селекции гибридное семя и задействовать его в проведении дальнейших опытов. Каково же было его удивление, когда при последующем скрещивании выращенных гибридов с чистопородными видами, стало возникать расщепление между поколениями второго порядка, причем по строго определенной схеме.
То есть при скрещивании выведенного доминанта первого поколения с рецессивным геном в их потомстве присутствовали представители и первого, и второго гена в соотношении ¾ (из четырех три горошины доминирующие желтые и одна подавляемая зеленая), что было невозможно при первом опыте с чистопородными особями. Естественно, речь идет о статистической погрешности, высчитанной Менделем от общего количества исследуемых горошин второго поколения.
Проще говоря, необязательно родить четверых детей, чтобы самый младший из них унаследовал рецессивный голубой цвет глаз отца или бабушки, а первые три — доминирующий карий по материнской линии. Так, результат расщепления может возникать сразу, проявляясь у первого ребенка, другое дело, что вероятность такого проявления будет составлять ¼ против ¾, свойственной доминанте.
Задачи и их решение
Изучив первый и второй закон моногибридного скрещивания Менделя, стоит закрепить полученные знания на практике. И существует множество простых задач по моногибридному скрещиванию с решением, ознакомление с которыми поможет не только не совершать распространенных ошибок, но и научиться неплохо разбираться в рассматриваемом вопросе в целом.
Цвет глаз
Одна из популярных тем — цвет глаз, который может унаследовать ребенок от своих родителей. К примеру, в семье Никитиных дочь родилась с карими глазами, а сын с голубыми, тогда как их мать голубоглазая, а ее родители кареглазые. Вопрос заключается в том, по какому принципу идет унаследование этого признака и каким генотипом обладают члены семьи.
Чтобы ответить на него, необходимо в первую очередь проанализировать генотип голубоглазой матери и ее кареглазых родителей, ведь так как коричневый цвет преобладает над голубым, то такая наследственность становится возможной только в случае гетерозиготности дедушки и бабушки (Аа).
Что же касается детей, то кареглазая дочь также является гетерозиготной, тогда как ее брат, получивший по наследству голубые глаза, как и сама мать, напротив, относятся к гомозиготным с сочетанием aa по рецессивному признаку (карие глаза подавляют голубые).
Гребень птицы
Знание основных понятий моногибридного скрещивания зачастую применяется на практике и в народном хозяйстве, позволяя фермерам выводить определенную породу птицы, скота и другой живности. Хорошим тому примером может стать задача о петухе и двух курицах с гребнем розовидного типа, при скрещивании которых удалось вывести 14 цыплят с аналогичным признаком от одной несушки и 9 от другой, притом что 7 из них унаследовали родительский ген, а оставшиеся 2 — нет, получив листовидную пластинку на головке.
Вопрос к заданию, как и в предыдущем случае, заключается в определении генотипов всех трех участников скрещивания с учетом того фактора, что сам признак относится к аутосомным моногенным генам. Уже из одного только условия становится очевидно, что первая курица была гомозиготной, дав чистопородный выводок. Однако этого нельзя сказать о второй несушке, которая дала небольшой процент цыплят с отличающимся признаком, являясь гетерозиготной.
А так как количество цыплят с другим геном оказалось гораздо меньшим по сравнению с основным, становится очевидно, что он является рецессивным, уступая доминанте, коей и является аллель розовидного гребня.
Анализ по двум признакам
Естественно, биологические задачи не ограничиваются проведением анализа по одному только гену. К примеру, может потребоваться вычислить наследственность по цвету и по превосходству одной руки над другой. При этом условие задачи может иметь следующее содержание:
Из представленных 16 вариантов только 9 подходят под заданные условия. Это означает, что вероятность появления в семье младенца, который будет иметь идентичные родительским признаки, соответствует 9/16.
Моно- и дигибридное скрещивание. Законы Менделя
теория по биологии 🌿 основы генетики
Гибридологический метод
Создателем современной генетики считается австрийский биолог, ботаник и монах Грегор Мендель. Свои исследования Г. Мендель проводил на горохе. Ученый использовал гибридологический метод. Вы, наверное, сталкивались с понятием «гибрид», его часто указывают на упаковках семян. Гибрид – потомство, полученное в результате скрещивания особей, отличных по одному или нескольким признакам. На рынке можно встретить инжирный персик, а в животноводстве – мула (гибрид лошади и осла). Самцы мула стерильны и потомства не приносят.
Вернемся к Грегору Менделю и гороху. Как говорилось ранее, он использовал в своих опытах горох, но не любой, а только чистые линии – группы организмов, имеющих некоторые признаки, которые полностью передаются потомству в силу генетической однородности всех особей. В качестве такого признака был выбран цвет горошин: одна линия была только зеленая во всех поколениях, а друга – желтая.
Таким образом Мендель скрещивал разные родительские особи гороха и далее подсчитывал результаты по некоторым признакам: количество гороха с желтой/зеленой кожурой, гладкие горошины и морщинистые, карликовое растение/нормальное/высокое и так далее. Ученый использовал 22 чистых линии и около 10.000 растений бобового.
Моногибридное скрещивание
Такое скрещивание было выбрано первым для опытов. Моногибридное скрещивание – скрещивание особей, отличающихся друг от друга лишь одним признаком. Ген, в котором заключена информация об этом одном из признаков называется аллельным геном или аллелью.
В зависимости от комбинации генов в паре, организм может быть гомозиготным или гетерозиготным. В первом случае оба гена несут одну разновидность признака, во втором – две разные. Гомозиготами будут являться горох, оба аллели которого несут окраску только желтого или только зеленого цвета. Гетерозиготами – те, у которых один ген несет желтый цвет, а другой – зеленый.
Есть доминантные и рецессивные гены. Первые преобладают, вторые – подавляются. Посмотрим на схему моногибридного скрещивания выше и разберемся в некоторых правилах записи.
Здесь мы видим 2 признака: цвет и текстуру кожуры. Разные типы признаков обозначаются разными буквами. Например, желтый – А, зеленый – В. Доминантные признаки записываются заглавными буквами, а рецессивные – строчными. Один ген аллели – одна буква.
Исходя из этого, монозиготы могут быть либо аа (рецессивная гомозигота), либо АА (доминантная монозигота).
Запись начинается с родителей, в задачах пишется «Р:» и перечисляются предки. Между ними ставится знак скрещивания «х».
Следующей строкой идут гаметы, обозначаются «G:» и перечисляются гаметы каждого из родителей.
Затем пишется потомство. Если это первое поколение, то «F1», если дальше, то цифра соответствует очередности. Здесь должны быть все версии потомков. Так как при скрещивании монозигот у нас были только гаметы А и а, то вариант всего один: Аа. Это гетерозигота. Так как по условию желтый цвет доминирует над зеленым, то горошины будут желтыми.
Законы Менделя
В результате такого скрещивания Мендель открыл закон единообразия гибридов первого поколения. Он гласит: при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга только по одному признаку, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по этому признаку будет единообразно.
Далее Мендель продолжил изучать потомство гороха, теперь он скрестил то самое единообразное поколение.
Так Мендель вывел закон расщепления. Из него следует, что при скрещивании потомков первого поколения, во втором снова появляются особи с рецессивным признаком, эти особи составляют 1: 4 часть от всего числа потомков второго поколения.
Фенотип – внешнее проявление признака.
Исходя из этого же скрещивания, Мендель вывел еще один закон. Закон чистоты гамет: при образовании гамет в каждую пару попадает только один из двух «элементов наследственности», отвечающих за данный признак. На эту мысль его натолкнуло именно появление одной части зеленых горошин. Мендель сделал выводы о том, что гены из пары не пропадают бесследно, а передаются в следующее поколение.
Ранее мы говорили о том, что доминирующий признак подавляет рецессивный. Если у гороха генотип Аа, где доминирующий цвет желтый, то горошины будут этого цвета. Однако, все не всегда так однозначно.
Если скрестить пурпурные и белые цветы ночной красавицы, то гетерозиготное потомство приобретет отличный от родителей цвет: розовый. По закону неполного доминирования при скрещивании доминантной и рецессивной гомозигот, все особи в потомстве проявят либо признаки родителей, либо промежуточный признак.
Если скрещиваются организмы, отличающиеся друг от друга не по одному признаку (моногибридное), а по двум, то скрещивание называется дигибридным.
Для своих опытов в этом направлении Мендель взял горох двух цветов и двух фактур.
Независимое наследование признаков
Родители были доминантной и рецессивной гомозиготами. В первом поколении горошины желтые и гладкие, гетерозиготы. Так как при скрещивании двух гетерозигот по обоим признакам от каждого родителя по 4 варианта гамет, то удобно воспользоваться решеткой Пеннета. Для этого гаметы одного родителя записывают по горизонтали, а второго – по вертикали. Затем на пересечениях заполняются ячейки решетки.
Если пересчитать количество потомков каждого фенотипа, то получится следующее:
9 шт. – желтый гладкий
3 шт. – желтый морщинистый
3 шт. – зеленый гладкий
1 шт. – зеленый морщинистый
Так Мендель пришел к закону независимого наследования признаков, из которого следует, что при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые отвечают эти гены, наследуются независимо друг от друга.
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
pазбирался: Надежда | обсудить разбор | оценить
АаВв – Высокий, гладкий эндосперм.
G2: АВ, Ав, аВ, ав ; ав
F2: АаВв, Аавв, ааВв, аавв
АаВв — Высокий, гладкий эндосперм.
Аавв — Высокий, шероховатый эндосперм.
ааВв — Низкий, гладкий эндосперм.
аавв — Низкий, шероховатый эндосперм.
Томас Морган установил, что при неполном сцеплении гетерозигота дает 4 типа гамет (см. схему второго скрещивания), но с разной вероятностью:
Аавв — Высокий, шероховатый эндосперм.
ааВв — Низкий, гладкий эндосперм.
аавв — Низкий, шероховатый эндосперм.
АаВв — Высокий, гладкий эндосперм.
Аавв — Высокий, шероховатый эндосперм – 123 или 124.
ааВв — Низкий, гладкий эндосперм – 123 или 124.
аавв — Низкий, шероховатый эндосперм – 26 или 27.
АаВв — Высокий, гладкий эндосперм – 26 или 27.
При анализирующем скрещивании образуется 4 типа генотипов и фенотипов в результате кроссинговера.
Ответ: пункты 4 и 6 (или схема из п. 8), пункты 9 и 10.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Анализирующее скрещивание – скрещивание с особью с рецессивными аллелями генов.
Независимое наследование – значит, доминирование абсолютное, промежуточного признака нет. То есть, проявляется доминантный признак и при доминантной гомозиготе, и при гетерозиготе.
F: АаВв, Аавв, ааВв, аавв
АаВв – проявляются оба доминантных признака.
Аавв – проявляется доминантный признак, обозначенный буквой «А» и рецессивный признак, обозначенный буквой «В».
ааВв — проявляется доминантный признак, обозначенный буквой «В» и рецессивный признак, обозначенный буквой «А».
аавв — проявляются оба рецессивных признака.
Следовательно, все 4 варианта фенотипов потомков различаются.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Начнем с очевидного: признак с полом не сцеплен, так как мы видим на схеме и черные квадраты, и черные круги (то есть и мужчин с проявлением этого признака, и женщин с проявлением этого признака)
Признак проявляется в каждом поколении, значит, он доминантный.
Раз признак доминантный, то генотип женщины (1) аа, ведь признак у нее не проявляется.
Теперь мужчина (2): раз у детей пары (1) и (2) есть те, у кого признак не проявляется, то мужчина (2) – гетерозигота. В противном случае, так как у него признак проявляется, он должен был быть доминантной гомозиготой. Тогда все его дети были бы с этим признаком.
Женщина (3) имеет проявление признака, ее муж – не имеет, но не у всех детей признак проявляется. Значит, муж –рецессивная гомозигота, а жена – гетерозигота
Женщина (4) и мужчина (5) – рецессивные гомозиготы, так как признаки у них не проявляются.
Женщина (6) и ее муж –гетерозиготы, так как у обоих признак проявляется, но у их ребенка признак не проявляется.
Мужчина (7) — рецессивная гомозигота, так как признак у него не проявляется.
Какова вероятность рождения ребёнка с признаком, выделенным на рисунке чёрным цветом, у мужчины 5, если будущая жена будет иметь данный признак?
Жена может иметь данный признак в двух случаях.
Первый: генотип жены Аа.
Аа – проявление признака.
Аа — нет проявления признака.
Второй случай: генотип жены АА.
Аа – проявление признака.
1) Признак доминантный (окрашенный символ), с полом не сцеплен (т.к встречается у большего числа особей, независимо от их пола)
2) генотипы: 1 – аа, 2 – Аа, 3 – Аа, 4 – аа, 5 – аа, 6 – Аа, 7 – аа
3) Если генотип жены будет АА, то вероятность рождения ребенка с этим признаком составит 100%, а если генотип будет Аа, то 50%
Ответ: см. «конечный ответ»
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Дальтонизм – разновидность нарушения восприятия цветов, обусловленная генетическим отклонением. Ген дальтонизма является рецессивным и сцепленным с полом, он находится в Х-хромосоме. Так как мужской пол имеет набор половые хромосом ХУ, то в случае, если Х-хромосома несет рецессивный аллель по признаку дальтонизма, то человек будет иметь это нарушение. Так как у женщин набор ХХ, то вероятность иметь оба рецессивных аллеля ниже, чем один у мужчин, поэтому женщины имеют дальтонизм существенно реже, чем мужчины. Однако, они могут быть носителями этого гена.
Являются «выпадающими» варианты 1 и 5.
Ген дальтонизма находится не в аутосоме, а в половой клетке.
Передаются от матери к сыну:
Допустим, мать здорова, но носитель, отец здоров
Нас интересуют только сыновья: Х H У, Х h У. Они получат Х-хромосому от матери, а У-хромосому от отца. Ген дальтонизма находится в Х-хромосоме, поэтому 5) вариант ошибочный.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Разбираемся в условии.
«Моногибридное скрещивание» — один признак. «Гетерозиготы» имеют набор Аа. «Полное доминирование» — значит, нет среднего фенотипического проявления признака.
АА – проявится доминантный признак.
2 Аа – проявится доминантный признак.
аа – проявится рецессивный признак.
Значит, в 3 из 4 случаев проявится доминантный признак, это ¾ = 75%.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Раз первое поколение драконов серого цвета, а родители черный и белый драконы, то произошло неполное доминирование.
Гомозигота — особь, дающая один сорт гамет.
Запишем первую часть решения:
Аа – серый цвет дракона.
Теперь скрещивание серого дракона с черным.
АА – черный цвет дракона.
Аа – серый цвет дракона.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Дигетерозиготный – 2 признака, притом есть и доминантный и рецессивный аллели, то есть АаВв
Гомозиготный по рецессивным признакам – только рецессивные аллели, то есть аавв
Запишем решение в виде задачи.
Определяем генотипы потомства:
F1: АаВв; Аавв; ааВв; аавв
Определим фенотипы потомства:
АаВв – проявятся оба доминантных признака.
Аавв – проявится первый доминантный признак и второй рецессивный признак.
ааВв — проявится первый рецессивный признак и второй доминантный признак.
аавв — проявятся оба рецессивных признака.
Следовательно, 4 фенотипа
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
При скрещивании самки дрозофилы с нормальными крыльями, красными глазами и самца с растопыренными крыльями, белыми глазами всё гибридное потомство было единообразным по форме крыльев и окраске глаз.
При скрещивании самки дрозофилы с растопыренными крыльями, белыми глазами и самца с нормальными крыльями, красными глазами в потомстве получились самки с нормальными крыльями, красными глазами и самцы с нормальными крыльями, белыми глазами.
Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Форма крыльев – аутосомный признак.
Цвет глаз – сцепленный с полом признак.
Самец и самка, про которых идет речь в первом абзаце, имеют разный цвет глаз. Самец гетерогаметен. Исходя из пункта 2) нашего решения, мы знаем, что скрещиваются гомозиготы, доминантная и рецессивная.
Если у самки будут рецессивные признаки, а у самца доминантный:
Потомство не единообразно по признаку цвета глаз. А это противоречит условию. Значит, самка имеет доминантный признак.
«При скрещивании самки дрозофилы с нормальными крыльями, красными глазами и самца с растопыренными крыльями, белыми глазами…»
P1: ♀ ВВХ А Х А * ♂ bbХ а У
F1: ♀ BbХ А Х а ; ♂ ВВХ А У
Определим фенотипы потомства:
♀ BbХ А Х а – нормальные крылья, красные глаза.
♂ ВВХ А У — нормальные крылья, красные глаза.
Потомство единообразно, соответствует условию.
«При скрещивании самки дрозофилы с растопыренными крыльями, белыми глазами и самца с нормальными крыльями, красными глазами…»
P2: ♀ bbХ а Х а * ♂ ВВХ А У
F2: ♀ BbХ А Х а ; ♂ ВbХ а У
Определим фенотипы потомства:
♀ BbХ А Х а — нормальные крылья, красные глаза.
♂ ВbХ а У — нормальные крылья, белые глаза.
Сравниваем с условием: «… в потомстве получились самки с нормальными крыльями, красными глазами и самцы с нормальными крыльями, белыми глазами.». Все совпало.
Ответ: Между первым и вторым признаками независимое наследование; по признаку окраски глаз сцеплен с Х-хромосомой.
Ответ: В бланк выписываем таблицу «ген-признак», схемы скрещиваний из пунктов 5) и 6) и ответ на теоретический вопрос из пункта 7).
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
А) Разберем условие задачи.
Запишем все в виде задачи, использую первый вариант генотипа отца:
Б) Р: ♀ i 0 i 0 Rr х ♂ I B I B Rr
G: i 0 R i 0 r ; I B R I B r
F1: I B i 0 RR; I B i 0 Rr; I B i 0 Rr; I B i 0 rr
I B i 0 RR – третья группа крови, резус-фактор положительный.
I B i 0 Rr — третья группа крови, резус-фактор положительный.
I B i 0 Rr — третья группа крови, резус-фактор положительный.
I B i 0 rr — третья группа крови, резус-фактор отрицательный.
Вероятность рождения ребенка с отрицательным резус-фактором ¼, 25%.
Запишем все в виде задачи, использую второй вариант генотипа отца:
В) Р: ♀ i 0 i 0 Rr х ♂ I B i 0 Rr
G: i 0 R i 0 r ; I B R I B r i 0 R i 0 r
F1: I B i 0 RR; I B i 0 Rr; I B i 0 Rr; I B i 0 rr; i 0 i 0 RR; i 0 i 0 Rr; 0 i 0 Rr; 0 i 0 rr
I B i 0 RR — третья группа крови, резус-фактор положительный.
2 I B i 0 Rr — третья группа крови, резус-фактор положительный.
I B i 0 rr — третья группа крови, резус-фактор отрицательный.
i 0 i 0 RR — первая группа крови, резус-фактор положительный.
2 i 0 i 0 Rr — первая группа крови, резус-фактор положительный.
i 0 i 0 rr — первая группа крови, резус-фактор отрицательный.
Вероятность рождения ребенка с отрицательным резус-фактором 2/8, 25%.
Ответ: пункты Б) и В)
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Запишем в виде задачи:
Мы получили 3 вида генотипов, рассмотрим фенотипы.
АА – проявится доминантный признак.
Аа – проявится доминантный признак.
аа – проявится рецессивный признак.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Распишем это как задачу:
Выписываем особей, которые скрещиваются.
Мы выписали генотипы потомков, но вопрос про фенотипы. В условии сказано, что доминирование неполное. Это значит, что доминантный признак в гетерозиготе (Аа) не будет проявляться строго как доминантный, это будет среднее между доминантным (А) и рецессивным (а).
Проанализируем полученных потомков:
Аа — генотип, который мы получили дважды. Это гетерозигота, проявится признак отличающийся и от доминантного, и от рецессивного.
аа — рецессивная гомозигота, проявится только рецессивный признак.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Для начала вспомним о том, что дальтониками могут быть только мужчины, однако женщины могут быть носителями гена дальтонизма. Притом он рецессивный.
Теперь Анна. Так у нее есть потомки-дальтоники, то она – носитель. Так как она здорова, то ее генотип – гетерозигота — Х А Х а
Р1: ♀ Х А Х а х ♂ Х А Y
♀ Х А Х А – вторая дочь Анны и Павла, так как ее пять сыновей здоровы.
Генотип ее сыновей — Х А Y
♀ Х А Х а — первая дочь Анны и Павла, так как у нее есть дети-дальтоники.
Генотип ее сыновей – Х а Y
Генотип первого сына-дальтоника Анны и Павла — ♂Х а Y
Генотип его здоровых сыновей — Х А Y
Генотип его дочерей – либо Х А Х а
Генотип второго сына Анны и Павла — Х А Y
Генотип его сыновей — Х А Y
PS: использовать букву А или D – не принципиально.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Так как в первом поколении все томаты шаровидные и красные, то эти признаки являются доминантными
Ген | Признак |
А | Шаровидная форма |
а | Грушевидная форма |
В | Красные |
в | Желтые |
Определим генотипы скрещиваемых сортов:
Желтые грушевидные – аавв
Красные шаровидные – либо АаВв, либо ААВВ
Так как первое поколение – красные и шаровидные, то скрещиваемый сорт не может быть гетерозиготой, его генотип — ААВВ
Найдем генотип первого поколения:
Красные шаровидные. С условием сходится.
Произведем скрещивание полученных томатов:
G2: АВ Ав ав аВ; АВ Ав ав аВ
Найдем генотип второго поколения. Для этого составим решетку Пеннета:
АВ | Ав | ав | аВ | |
АВ | ААВВ К,Ш | ААВв К,Ш | АаВв К,Ш | АаВВ К,Ш |
Ав | ААВв К,Ш | ААвв К,Г | Аавв К,Г | АаВв К,Ш |
ав | АаВв К,Ш | Аавв К,Г | аавв Ж,Г | ааВв Ж,Ш |
аВ | АаВВ К,Ш | АаВв К,Ш | ааВв Ж,Ш | ааВВ Ж,Ш |
Посчитаем соотношение фенотипов:
Красный шаровидный – 9 шт
Красный грушевидный – 3 шт
Желтый шаровидный – 3 шт
Желтый грушевидный – 1 шт
9 — красные шаровидные,
3 — красные грушевидные,
3 — желтые шаровидные,
1 — желтые грушевидные.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Ген | Признак |
А | Карие глаза |
а | Голубые глаза |
В | Правша |
в | Левша |
Определим генотип мужа: аавв
Определим генотип жены: либо ААВВ, либо АаВв
Определим генотип ребенка: аавв
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Составим для удобства табличку:
Ген | Признак |
i 0 i 0 | Первая группа |
I A i 0 или I A I A | Вторая группа |
I B i 0 или I B I B | Третья группа |
I A I B | Четвертая группа |
Определим генотипы родителей:
Р: I A i 0 х I B I B
Теперь найдем варианты потомства:
F1: I A I B ; I B i 0
I A I B – IV группа
I B i 0 — III группа
Детей со второй группой крови быть не может, значит, вероятность 0%
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Для начала составляем табличку ген /признак, просто для удобства:
Черепаховой окраске соответствует генотип Х А Х В
Ген | Признак |
Х А | Черная окраска |
Х В | Рыжая окраска |
Х А Х В | Черепаховая окраска |
Определим генотипы родителей:
Р: ♀ Х А Х В х ♂ Х В Y
Теперь найдем варианты потомства:
F1: Х А Х В ; Х А Y; Х В Х В ; Х В Y
Здесь же можно под генотипами подписывать окраски, чтобы ничего не потерять.
Выберем котят с рыжей окраской: ♀ Х В Х В ; ♂ Х В Y
Наследование, сцепленное с полом, что и является кодоминированием.
Теперь чистовой вариант:
По условию: Х А — черная; Х В — рыжая, тогда Х А Х В — черепаховая
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Для начала определим характер наследования признака. Так как признак проявляется через поколение, а не в каждом, то делаем вывод, что признак рецессивный.
Признак проявляется только у мужчин. Значит, признак сцеплен с полом, а именно, с Y-хромосомой. Он сцеплен с Х а — хромосомой.
Теперь разберемся с генотипом людей первого поколения. Мы уже установили, что признак рецессивный. Для проявления такого признака в следующем поколении женщин необходимо, чтобы у женщины в первом поколении была рецессивная хромосома. У нас во втором поколении нет людей, с проявляющимся признаком. Следовательно, так как генотип мужчины в первом поколении Х а Y (так как у него признак проявился), то у женщины генотип –Х А Х А
Найдем генотип женщины №6:
Выпишем генотипы родителей
Р: ♀ Х А Х а х ♂ Х А Y
Найдем первое поколение, выберем женщин и мужчину, который является носителем признака.
F1: ♀Х А Х А ; Х А Y; ♀Х А Х а ; ♂Х а Y
Генотип мужчины №7: Х а Y
Теперь определим возможное потомство:
Генотип отца Х А Y, так как в условии указано, что в его семье данного признака не наблюдалось
Р: ♀ Х А Х А х ♂ Х А Y
0% потомства с данным признаком
Р: ♀ Х А Х а х ♂ Х А Y
F1: Х А Х А ; Х А Y; Х А Х а ; ♂Х а Y
25% потомства с проявлением данного признака
Что должно быть в чистовике:
Её муж Х А Y, т.к. по условию в семье её супруга этот признак никогда не наблюдался.
то вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком 25% Х а Y мальчики
Схема решения задачи:
F1Х А Х А ;Х А Х a ;Х А Y;Х a Y
Схема решения задачи:
(Допускается иная генетическая символика)
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Для начала определим характер наследования признака. Так как признак проявляется через поколение, а не в каждом, то делаем вывод, что признак рецессивный.
Признак проявляется только у мужчин. Значит, признак сцеплен с полом, а именно, с Y-хромосомой. Он сцеплен с Х а — хромосомой.
Получаем:
Что писать в чистовик:
Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:
3 — женщина-носитель — Х А Х а
4 — мужчина без признака — Х А Y
8 — мужчина с признаком — Х а Y
11 — женщина-носитель — Х А Х а
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Если признак сцеплен с Y-хромосомой, значит, на Х-хромосоме он никак не отражается.
Женский пол гомозиготен: ХХ, а мужской гетерозиготен: ХY.
Решение задач с половыми хромосомами практически не отличается от решения задач с аутосомами.
Составим табличку ген и признак, которую также следует составлять и для задач про аутосомные хромосомы, если указаны признаки и это важно.
ген | признак |
Х | Здорова |
Y a | Болен |
Буква над Y обозначает, что с этой хромосомой сцеплен ген. Признаки бывают доминантными и рецессивными, они обозначаются заглавными и маленькими буквами, могут относиться как к Х-хромосоме, так и к Y-хромосоме, зависит от задачи.
F1: ХХ — девочка, здорова
ХY a — мальчик, болен
Мальчики, родившиеся у этой пары, будут 100% больны, значит 0% здоровы.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Анализирующее дигибридное скрещивание, значит, у второй особи рецессивная дигомозигота: aabb.
Здесь можно обойтись без решетки Пеннета.
Поколения обозначаются буквой F.
F1: AaBb; Aabb; aaBb; aabb
Все четыре варианта фенотипов разные, так что относятся они друг к другу как 1:1:1:1.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Составим решетку Пеннета. Для это выпишем гаметы одной особи в столбик, гаметы другой — в строку, получим таблицу:
Найдем дигетерозиготы в таблице:
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Раз растения дигетерозиготны, то это значит, что по обоим признакам у них одна аллель доминантная, а вторая-рецессивная.
Получаем генотипы AaBb и AaBb.
Гаметы в задачах обозначаются буквой G, притом без запятых, в кружочках, указываются вначале гаметы одной особи, потом ставится точка с запятой (;), пишутся гаметы другой особи, тоже в кружочках.
Скрещивание обозначается значком «х».
Выпишем гаметы, для этого переберем все сочетания:
Гаметы у первой и второй особи получились одинаковыми, так генотип их был тоже одинаков. Значит, у нас получилось 4 разных типа гамет:
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
У нас есть две пары аллельных хромосом:
Это все гомозиготы. Можно составить лишь одну комбинацию: ab.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить