Что значит полное и глубокое знание языка
Система языковых уровней от A1 до С2: подробное руководство
Во время изучения нового языка не каждый может ответить на вопросы о том, какой прогресс произошел с тех пор, как началось обучение, и как долго еще «учиться», чтобы дойти до установленной цели. И вот здесь очень пригодится градация языковых уровней, которую используют в Европейском Союзе.
Данная система применяется на международном уровне для изучения, преподавания и оценки экзаменационных результатов в отношении любого языка и определяет степень владения им в разговоре, понимании, чтении текстов и письме.
Система языковых уровней
Система CEFR разделена на 3 основных этапа по 2 уровня каждый:
Для чего нужно определять языковой уровень?
Каждый языковой уровень характеризуется конкретным набором навыков и знаний. Давайте разберемся, что включает в себя каждый этап и определим свой.
Начальный уровень (A1)
C этого этапа начинается процесс изучения языка. Но даже для того, чтобы достичь этого уровня, необходимо немного поработать. Получив уровень A1, ученик может поддержать легкий разговор (поприветствовать собеседника, узнать и ответить как дела, рассказать простые факты о своей биографии, высказать просьбу, выразить благодарность, извиниться, ответить на базовые вопросы, закончить беседу). Ученик также начинает понимать медленную и четкую иностранную речь в простых предложениях.
Элементарный уровень (A2)
На этом этапе учащийся довольно уверенно владеет языковой базой. И если ранее человек оперировал односложными фразами, то теперь говорит и более подробно отвечает на вопросы по таким темам, как: жизнь, родственники, любимые занятия, работа и учеба, бытовые дела. С этим уровнем можно решить простые задачи за границей: сделать покупки в магазине, сориентироваться на местности, попросить поменять белье в номере, обменять деньги, в общем, достаточно комфортно общаться в коротком путешествии за рубеж, пользуясь теми знаниями, что уже есть.
Предсредний уровень (B1)
Если вы принимаете решение продолжать изучение языка, не ограничиваясь базовыми знаниями и навыками, вы постепенно переходите на следующий уровень. Здесь важно продемонстрировать способность высказывать собственное мнение по вопросам, с которыми вы сталкиваетесь на работе, учебе, дома.
Ученик на уровне B1 с легкостью делится планами, рассказывает о прошедших и будущих событиях, умеет описать обстановку, а также понимает основную суть текста или аудио сообщения по перечисленным выше и интересным лично ему темам, опираясь на контекст.
На этом этапе вы можете общаться и решать практически все вопросы, с которыми можно столкнуться за границей.
Средний уровень (B2)
На этом уровне продолжается развитие беглости в речи и более четкое понимание на слух. Учащийся может похвастаться пониманием текста и аудио на абсолютно разнообразные темы, включая узкие тематики.
Речь становится уверенной, появляется способность поддерживать спонтанную беседу. Ученик уже не чувствует проблем, когда общается на иностранном языке, и умеет четко и аргументированно пояснять свою точку зрения, выражать любые идеи и мысли, пользуясь тем словарным запасом, что у него уже имеется.
На этом же этапе активнее можно продвигаться в сторону своей цели, изучая лексику и материалы по нужной теме (бизнес, путешествия, иммиграция. ), слушая специализированные видео и аудио.
Продвинутый уровень (C1)
Вот тут начинается самое интересное, ведь иностранный язык становится практически родным. Человек понимает даже скрытый смысл в объемных сообщениях, текстах, видео и аудио материалах, иностранный юмор, сарказм, игру слов.
Речь спонтанная и быстрая, в ней звучат слова-связки и сленговые выражения, которые можно услышать в речи носителей языка. Можно пользоваться языком в профессии и даже научной деятельности.
Профессиональный уровень (C2)
Здесь вы очень близки к уровню носителя языка. Предполагается, что вы можете пользоваться иностранным языком в любой ситуации: от путешествия до съема квартиры в новой стране, от командировки по работе до выступления с лекцией на заграничном мероприятии, от прохождения собеседования до написания деловых писем.
Вы сможете правильно общаться как в официальной, так и в неформальной обстановке. При этом к месту будут использоваться идиомы, разговорные фразы, слова-связки, шутки. Но, безусловно, возможность высказаться на разные темы зависит здесь не только от знания языка, но и от общего кругозора.
На продвинутом уровне вы легко можете выбирать, где и как применять язык на практике, а также использовать свои знания и навыки для достижения своих жизненных целей. Можно развивать свое дело на иностранном рынке, ездить по миру, учиться и развиваться, смотреть кино в оригинале, читать книги, да много ли еще чего интересного!
Как узнать свой уровень языка
В Интернете вы наверняка встречали множество тестов на определение языкового уровня, которые на деле были направлены лишь на грамматику. Скорее всего вы их не раз проходили. Но при проверке языкового уровня очень важно оценивать все навыки вместе, как это происходит на тех же международных экзаменах.
Но наиболее исчерпывающую информацию о вашем уровне иностранного языка даст профессиональный преподаватель (я всегда нахожу на italki), который проверит не только знание грамматики, но и то, как вы говорите, понимаете и вообще пользуетесь новым языком.
Как осваивать язык на каждом уровне
На любом этапе изучения языка вам нужен четкий маршрут, который бы учитывал ваши цели, давал мотивацию и показывал, на каком шаге вы сейчас находитесь.
На марафоне «Иностранный язык нон-стоп» я собрала самую важную информацию за годы работы в сфере преподавания языков.
В итоге получился план действий по изучению любого иностранного языка. С его помощью вы организуете свой эффективный и очень увлекательный процесс обучения, а в процессе получите привычку регулярных занятий и практики.
Что входит в 30-дневную программу?
Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!
Что значит полное и глубокое знание языка. Что значит родной язык для человека? Роль родного языка для человека
Русский язык 11 класс
Глубокое безмолвие глубокое безразличие глубокое благоговение глубокое влечение глубокое влияние глубокое внимание глубокое воздействие глубокое возмущение глубокое волнение глубокое восхищение глубокое впечатление … … Словарь русской идиоматики
Книги
Постоянное проживание в одной и той же среде не дает возможности в полной мере понять, что значит родной язык для человека. Когда нет трудностей в преодолении языкового барьера, мало кто задумывается о роли общения для психологического, морального состояния каждого индивида. Поколебать уверенность и покой иногда может только приезд иностранцев. Даже малейшая разница в языках с жителями стран дает понять, насколько трудно приходится человеку без понимания речи собеседника.
Значимость разговорного навыка в жизни человека
Как воспитать в к родному языку?
Очень важно помогать детям учить язык. И это касается не только школьной программы. В учебных заведениях педагоги отшлифовывают уже полученный малышом базис, расширяя словарный запас, исправляют некоторые ошибки, которые присутствуют в речи ребенка и его окружения. Но нельзя все надежды возлагать только на школьную программу, которая ограничена рамками, временем и методиками. Педагоги не всегда могут донести до своих учеников роль родного языка в жизни человека. Обсуждения, чтение, просмотр фильмов, прослушивание песен в домашней непринужденной обстановке станут залогом не только совместного времяпрепровождения, но и сохранности родного языка.
В гостях хорошо, но дома лучше
Тем легче осознать, что значит родной язык для человека, чем дальше он находится от родного дома. Очень остро эту проблему ощущают эмигранты, которые в силу разных обстоятельств вынуждены были покинуть свою родину. Необходимость в общении, которую невозможно удовлетворить в полной мере при помощи разговора на чужом наречии, подталкивает людей на создание групп по интересам, общин, диаспор. Очень часто такие сообщества хранят вековые традиции куда более трепетно и надежно, чем их соотечественники, не испытывающие трудностей подобного характера.
Очень важно иметь возможность ежедневно слышать, говорить, осознавать родной язык. В он является некой тропинкой, связывающей его с домом и близкими людьми. Не зря многие, не выдержав разлуки с родным краем, страдая от ностальгии, так и не могут прижиться на чужбине. Часто причиной этого становится не только экономический аспект, разная ментальность и привычки. Невозможность свободного общения на том языке, на котором думаешь, становится непреодолимым препятствием на пути к постоянному проживанию за границей.
Ведь отсутствие разговорной практики, письма, чтения могут привести к забыванию, искажению даже родного языка, которым человек пользуется с самого рождения. Конечно, некие бытовые фразы, впитанные с молоком матери, не исчезнут навсегда, но словарный запас, возможность свободно и без акцента разговаривать могут быть утеряны. Тем важнее стараться сохранить частичку своей родины, лелеять и воспевать ее посредством слова.
Нужно ли учить ребенка родному языку, проживая за границей?
Родителям очень важно уделять много внимания именно родной речи, ведь школа, общение со сверстниками помогут ребенку грамотно и четко изъясняться на нужном для жизни языке. Но полное отсутствие или недостаток практики приведут к тому, что родной язык полностью сотрется из памяти, забудется и оборвется незримая нить, соединяющая человека и его родину.
Как преодолеть языковой барьер
Часто проблемы в общении возникают из-за неспособности человека решить эту задачу. Обширный словарный запас, понимание основ грамматики, способов построения предложений все равно не дают возможности свободного общения. Такие трудности происходят из-за непонимания именно разговорного языка. Приобретение нужных навыков происходит только во время живого общения, посредством чтения художественной литературы, периодики, просмотра кино. При этом важно не забывать совершенствовать произношение отдельных слов и фраз. Что значит родной язык для человека, поможет выяснить владение несколькими наречиями. И только ощущая разницу, можно действительно понять, насколько сильно любишь свою страну и ее язык.
От текста – к слову. От слова – к тексту
Материалы для уроков обобщающего повторения, для подготовки к зачетам, экзаменам и для проведения итоговой аттестации
1) Напоминаем, что знаки около слов обозначают:
1 – произвести фонетический разбор слова;
2 – произвести морфемный разбор слова;
3 – произвести морфологический разбор слова;
4 – произвести синтаксический разбор предложения;
5 – произвести пунктуационный разбор предложения;
6 – лексический;
7 – стилистический.
2) Упражнения повышенной сложности отмечены «*».
I. Прочитайте текст, подготовьтесь к изложению (подробному или сжатому).
Ахматову и Мандельштама, в меньшей степени Гумилева, объединяет 2 протест против инфляции священных 5 слов. У акмеистов святость сакрального слова восстанавливается через подчеркивание его запретности: его 1 произнесение грозит непредсказуемыми последствиями. «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. »
О, есть неповторимые слова;
Кто их сказал – истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.
Но особое место в разработке мотива принадлежит странному мандельштамовскому стихотворению 1912 года:
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» – сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади.
Перед нами не «религиозное» стихотворение – ни по традиционной мерке, ни по расширительным критериям символической 2 поры. У него есть сюжет, и сюжет этот очень прост. 4 Обстановка – одинокая прогулка (годом раньше: «Легкий крест одиноких прогулок»). Зачин описывает негативно характеризуемое психологическое состояние, какие так часто служат у раннего Мандельштама исходной точкой: неназванный образ мучает своим отсутствием, своей неосязаемостью, он забыт, утрачен. «Образ твой» – такие слова могли бы составлять обычное до банальности, как в романсе, начало стихотворения о любви; но нас ждет совсем иное. Вполне возможно, что образ женский. Но по решающему признаку – по признаку недоступности для воображения – он сопоставим с образом Бога; это как бы образ Бога. Одна неназванность – зеркало другой неназванности; и соответствие тому и другому – «туман», симметрично упоминаемый во 2-й строке от начала и во 2-й строке от конца: характерная тусклость мандельштамовского ландшафта. Но вот происходит катастрофа: в напряжении поиском утраченного образа «по ошибке» человек восклицает: «Господи». В русском разговорном обиходе это слово – не больше чем междометие. Имя Божие оказывается реальным, живым, как птица, именно в своей вещественности, в соединении с дыханием говорящего. Но это причина не для умиления, а для страха: неизреченного не надо было изрекать. Бездумным, случайным выговариванием Имени человек наносит себе урон и убыль. Этот вывод подсказан и скреплен последней строкой, тяжкая плотность которой возникает из характерного для техники Мандельштама наложения двух семантических характеристик на одно слово: метафорическая «клетка», из которой вылетает «птица», и «клетка» из словосочетания «грудная клетка».
1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Какие особенности научного стиля мы видим в этом тексте?
3. Докажите, что это текст. Какова роль первого предложения?
4. Объясните значение слов банальность, инфляция, семантический, метафорический.
5. Подберите синонимы к словам зыбкий, сакральный.
6. Какова роль цитирования в тексте? Выучите поэтические строки наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.
7. Составьте схему одного из сложных предложений.
8. Объясните орфограммы и пунктограммы.
II. * Прочитайте начало статьи В.Астафьева «Имя Толстого свято» (1978 г.). Объясните смысл названия.
Одно из самых ярких воспоминаний моего детства по какому-то капризу судьбы или закономерности ее связано со Львом Николаевичем Толстым. В деревенской школе, куда я пришел учиться в первый класс осенью тысяча девятьсот тридцать второго года, приезжий учитель прочел нам, сельским детям, еще не умеющим 6 читать, рассказ о Жилине и Костылине. Это было такое потрясение, что я долго не мог ничего 3 более слушать и воспринимать, с криком вскакивал по ночам и все время пытался пересказать жуткую историю о двух русских солдатах, бежавших 2 из плена, всем, кто желал ее слушать. 4 Бабушка, слушая меня, не раз плакала и повторяла: «Господи, Господи! Вот она какая, жизнь-то человеческая, чего только в ней не натерпелись и не натерпишься. ». И к случаю наказывала: «Учись хорошенько, старших 3 слушайся – старшие худому не научат. ».
С тех пор я не перечитывал рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» и перечитывать не буду, ибо живет во мне каким-то давним, отдаленным от всего остального прочитанного и услышанного, ярким озарением, и мне все 1 еще хочется пересказывать бесхитростную и, 7 может быть, самую романтическую историю в нашей русской литературе. Возможно, и тяга к творчеству началась с того желания, в детстве искоркой занившегося, – поведать услышанное, что-то, конечно же, добавляя и от себя.
1. Определите тему, основные мысли текста. Предложите свои варианты названия отрывка.
2. Докажите, что это текст публицистического стиля. Укажите языковые средства выражения отношения, оценки.
3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
4. В каких значениях употребляются в тексте (II абзац) слова озарение, история, романтический?
5. Подберите синонимы к словам поведать, бесхитростный.
6. Выпишите из текста причастия. Как они образованы?
7. Укажите вводные слова, объясните их значение и роль в тексте.
8. Охарактеризуйте особенности синтаксического строя текста. Что достигается благодаря использованию сложных предложений, прямой речи?
9. Составьте схему одного из сложных предложений.
10. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
11. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу текста.
• Произведите разбор словосочетаний: яркое озарение, тяга к творчеству, два солдата, долго не мог.
• Укажите слово, стилистически окрашенное:
• В каком ряду слов есть деепричастие?
а) Прочитанный, услышанный, бежавший;
б) перечитывал, добавлял, слушая;
в) конечно, возможно, может быть.
III. Прочитайте отрывок из воспоминаний поэта М.Исаковского. Определите тему, основные мысли текста. Подготовьтесь пересказать текст и написать о том, что значит, по вашему мнению, «полное и глубокое знание языка».
Те знания 1 по языку, которые я получил сначала в сельской школе, а затем в гимназии, где мне удалось проучиться всего два года, были далеко не полными и, 7 конечно, не давали мне права сказать, что я отлично знаю родной язык. Полное и глубокое знание языка предполагает 6 нечто гораздо большее, чем умение писать без орфографических ошибок, правильно строить фразы, на свои места ставить знаки препинания.
И вот это большее я и стремился приобрести уже после того, как ушел из школы. Школа дала мне те основы знания языка, без которых 3 я не мог бы двигаться дальше, и я всей душой благодарен ей за это. Но очень многое мне предстояло сделать самому.
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Школа дала мне основы знания языка.
б) Эти знания были далеко не полными.
в) Чтобы хорошо знать родной язык, много надо сделать самому, надо после окончания школы «двигаться дальше».
г) Полное и глубокое знание языка – это умение ставить знаки препинания и писать без орфографических ошибок.
2. Подберите синонимы к вводному слову конечно.
3. В каком слове звуков больше, чем букв?
4. Составьте схему первого предложения.
5. Произведите синтаксический разбор предложения, соответствующего схеме:
IV. Прочитайте отрывок из воспоминаний русского художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). Озаглавьте текст.
Фантазия моя была в детстве неистощима. Воплотить что-либо, оживить и поверить во все для меня было легче легкого.
1. Укажите ключевые слова.
2. Какой синоним к слову лошадь используется в тексте? Чем различаются слова-синонимы?
3. Разберите словосочетания: неистощимая фантазия, воплотить что-либо, легко поверить.
4. Запишите ряд однокоренных слов к существительному фантазия.
5. Укажите односоставные предложения. Какова их роль в тексте?
6. Подготовьтесь к выразительному чтению. Какое настроение надо передать?
7. Напишите текст (по выбору) о своем детстве, используя данное начало: «Помнить себя я начал (начала) лет. »;
«Мои первые игрушки»;
«Памятны мне и зимние вечера»;
«Фантазия моя была неистощима»;
V. Запишите отрывок из рассказа В.Белова, подчеркните грамматические основы односоставных предложений.
1. Докажите, что это художественный текст.
2. Объясните значение слов мазурка, гармоничный.
3. Произведите разбор словосочетаний: прекрасная музыка, созерцание мира, радость жизни, снова делать.
4. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правила постановки знаков препинания в предложениях: а) с однородными членами, б) с вводным словом?
5. Произведите разбор предложений, соответствующих схемам (по выбору):
VI. Запишите заключительную часть статьи В.Астафьева «Чувство звука и слова», подчеркните грамматические основы предложений.
Поэзия всегда стремится открыть в мире прекрасное, и своими муками доказали поэты, как долог и тяжек путь к красоте и постижению смысла жизни.
Поклонимся же низко за эту благородную работу стихотворцу и пожелаем ему того, чего желали странники Востока друг другу: «Торопись обрадовать добрым словом встречного: может быть, в жизни не придется больше повстречаться».
1. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова.
2. Укажите микротемы. Объясните членение текста на абзацы.
3. Как осуществляется связь между абзацами?
4. Выпишите из текста глаголы, определите спряжение. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать, какова синтаксическая роль инфинитива?
5. Запишите словосочетания: благородная работа, обрадовать словом, стремится открыть, поклонимся низко. Обозначьте главные слова, укажите вид подчинительной связи.
6. Какова роль цитирования в тексте? Как вы понимаете смысл афоризма? В какой ситуации вы можете его использовать в качестве пожелания?
7. Объясните орфограммы и пунктограммы.
8. Подготовьтесь к выразительному чтению и письму по памяти.
• В каком словосочетании есть ошибка?
в) постижение жизни;
г) знания о творчестве.
а) стремится, доказывает, торопитесь, встречается;
б) поэзия, постижение, встречный, стихотворец, слово.
• Напишите текст на одну из тем:
«Путь к постижению смысла жизни»,
VII. * Прочитайте отрывок из стихотворения Беллы Ахмадулиной «Прегрешения вольныя и невольныя», которое было написано 18–19 января 1999 года. Объясните значение устаревшего слова потылица и его роль в поэтическом тексте (обратитесь к словарям).
Уж сколько раз воспет мной час четвертый
после полуночи, но почему
потылицы проворною уверткой
от сна – пером я белый лист черню?
Я – скареда словарных одиночеств.
Затылку не прикажешь: оглянись, –
и сам он зряч. Лоб – изыскатель новшеств,
в потылице – хранится архаизм.
Я справочника не внемлю соблазнам:
от простодушной старины устав,
все, что в родстве с добром или со благом,
он устранил отставкою: «устар.».
Душа спешит озябшею бегуньей
отринуть вздоры, вырваться из них,
в юродивой догадке слабоумной:
какой чужбины ей дерзит язык.
1. Какой синоним к слову потылица используется в тексте? В чем противопоставлены эти синонимы? Какой контекстуальный антоним к слову потылица употребляет автор? В чем смысл противопоставления этих слов?
2. О какой стилистической помете в словарях идет речь в третьей строфе? Приведите примеры слов с корнями -добр- и -благ-. Какие из этих слов в словаре имеют пометы «устар.»? Почему душа поэта не хочет согласиться с «отставкою» этих слов?
3. Какие еще слова, имеющие стилистические пометы, встречаются в тексте?
Бла’говест (устар.). Колокольный звон перед началом церковной службы.
Благоволе’ние (устар.). Доброжелательность, благосклонность.
Благовоспи’танный (устар.). Умеющий хорошо держать себя в обществе.
Благонаме’ренный (устар.). Придерживающийся официального образа мыслей.
Благоле’пие (устар.). Величественная красота.
Доброде’тель (книжн.). Положительное нравственное качество, высокая нравственность.
Доброхо’т (устар.). 1. Добродетель. 2. Доброхотный участник чего-н.
Доброхо’тный (устар.). Добровольный, совершаемый по собственному желанию.
(Из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова,
1978 г.)
VIII. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения В.Бокова «Святое ремесло». Объясните смысл названия.
Святое ремесло сохи
Я променял однажды на стихи,
На рифмы многозвучное вращенье,
Родители мои, прошу прощенья!
Уже растет зеленая трава,
Уже седеет чья-то голова,
Ты в зеркало взгляни, братенник,
Покоя ждешь и жаждешь обретенья.
Слова мои, вы – рыцари добра,
Я вас плодил не ради серебра,
Не ради сердолика с аметистом,
Вы снопики мои на поле чистом.
Слова мои, вы – храм из доброты,
Не зря к вам льнут царевны красоты,
А красота не с жабами в болоте,
Вы это без меня теперь поймете!
Слова мои, все ваши словари –
Приснившиеся всполохи зари,
Широкое распаханное поле,
Мое именье родовое.
1. Объясните значение слов обретенье, всполохи, сердолик, аметист.
2. Какие слова употребляются в переносном значении?
3. Понаблюдайте за рифмующимися словами. Обратите внимание на те случаи, когда рифмуются слова разных частей речи. Выпишите эти слова парами, укажите части речи.
4. Укажите предложения с обращениями. Какова роль в тексте риторических обращений?
5. Произведите разбор словосочетаний: рыцари добра, поле чистое, храм из доброты, променял однажды, распаханное поле, жаждешь обретенья.
6. Запишите третью строфу, подчеркните грамматические основы предложений.
7. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
8. Объясните знаки препинания.
9. Выполните разные виды разбора.
• Укажите слово, имеющее стилистическую окраску:
• В каком словосочетании используется постоянный эпитет?
б) распаханное поле;
в) многозвучное вращенье;
IX. Прочитайте отрывок из книги филолога В.В. Колесова «История русского языка в рассказах». Подготовьтесь к пересказу текста.
. Язык отражает не только мысли, но и чувства, а это важно в момент общения.
Вот почему так непросто заменить русское слово.
1. Определите тему, основные мысли текста. Укажите ключевые слова.
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
X. Прочитайте отрывок из очерка В.Астафьева, посвященного Л.Н. Толстому, озаглавьте текст.
Великий писатель и мыслитель видел и понимал человека во всей его объемности, со всеми его сложностями и противоречиями.
Вот в этом, на мой взгляд, и заключается традиция Толстого, воспитанного, кстати сказать, на традициях той зрелой русской литературы, которая уже существовала до него и величие которой он приумножил и поднял на такую высоту, до которой 3 надо всем нам тянуться и тянуться, чтобы заглянуть в ее беспредельные глубины. 4
Отдельно любимого толстовского героя у меня нет, я люблю их всех, от мальчика Филиппка до пугающе недоступного, прекрасного князя Андрея Болконского и его сестры Марии.
1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
3. Укажите языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется смысловая связь между предложениями, между абзацами.
4. Какие микротемы мы видим в тексте? Объясните членение текста на абзацы. Составьте план текста.
5. Объясните значение слов традиция, величие.
6. Какова стилистическая окраска союза ибо? Подберите к нему синонимы.
7. Укажите средства связи придаточных предложений с главными.
8. Составьте схему одного из сложных предложений.
9. Объясните знаки препинания во втором предложении.
10. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
11. Выполните разные виды разбора.
12. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
• В каком слове на конце пишется -е?
• Произведите разбор словосочетаний: беспредельные глубины, ранее не увиденные, понимал человека, приумножил величие, яркое впечатление.
XI. Прочитайте отрывок из статьи В.Астафьева «Имя Толстого свято» (1978 г.). Подготовьтесь к свободному диктанту.
Лет десять назад я – наконец-то! – решился съездить в святое 5 место – Ясную Поляну.
Это был нелегкий день в моей жизни, ибо трудно судить себя взглядом и совестью Великого художника. 4
В сумерках уже я пришел к могиле Толстого, постоял над нею, потом дотронулся до холодной, очерствело-осенней травы ладонью и вышел на дорогу.
В Тулу я шел пешком, еще и еще переживал ощущения того строгого покоя, коим наполнены были леса, перелески и рощи усадьбы, той задумчивой тишины, какая осенями была здесь при Льве Николаевиче и вот продолжилась во времени, коснулась 6 моей души. И мне тоже сделалось спокойно. Суета как бы отхлынула от меня и, 7 казалось, уже не закрутит, не завертит более. И думалось мне, что я способен и буду делать добро, только добро.
1. Докажите, что это текст публицистического стиля.
2. Какая часть текста является описанием?
3. Составьте план текста.
4. Какие слова употребляются в переносном значении?
5. Укажите антонимы, которые употребляются во втором абзаце.
6. Выпишите из текста глаголы в две колонки: сов. в. и несов. в.
7. Найдите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
8. Составьте схему одного из сложных предложений.
9. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
10. Объясните знаки препинания. В каких случаях используется авторская пунктуация?
• Подготовьтесь к выразительному чтению.
• В каком ряду слов есть деепричастия?
б) съездить, судить, коснуться;
в) постоял, пронзая, высвечивая;
г) переживал, думалось, наполнены.
• Произведите разбор словосочетаний: святое место, делать добро, шел пешком, золотая пора, задумчивая тишина.
• В каком слове звуков больше, чем букв?
XII. Подготовьтесь к выразительному чтению. Согласны ли вы с главной мыслью поэтического текста? Напишите об этом. (Как бы вы ответили на вопрос «В будущем книг не будет?».)
Германия известна Лютером.
Двадцатые годы – Татлиным.
Штаты сильны компьютером.
Россия – читателем.
Он разум и совесть будит.
Кассеты наладили.
В будущем 3 книг не будет?
Но будут читатели.
1. Подготовьте культуроведческий комментарий (обратитесь к справочникам, словарям). Запишите предложения:
2. Какова роль в тексте неполных предложений?
3. Сравните рифмующиеся слова: будит – будет.
4. В каком слове букв больше, чем звуков?
5. Сравните: будущее время – светлое будущее. Каков способ образования существительного будущее?
XIII. Внимательно прочитайте текст. Подготовьтесь к изложению (подробному или сжатому). Напишите о том, как вы понимаете слова Д.С. Лихачева «Филология – наука глубоко личная и глубоко национальная».
1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Укажите ключевые слова. Озаглавьте текст.
3. Какие признаки научного стиля можно проиллюстрировать примерами из этого текста? Укажите слова-термины, объясните их значение.
4. Докажите, что это текст. Как соотносятся, «перекликаются» начало и конец текста?
5. Объясните значение слов аспект, реалии.
6. Найдите синонимы и антонимы в третьем абзаце. Какова их роль в тексте?
7. Понаблюдайте за употреблением в тексте местоимений. Какова их текстообразующая роль?
8. Составьте схему последнего предложения.
9. Объясните орфограммы и пунктограммы.
10. Выполните разные виды разбора.
11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (одного абзаца).
• Произведите разбор словосочетаний: национальная культура, любовь к слову, глубоко личная.
• Найдите лишнее: сближает, воскрешает, опирается, оправдывает.
XIV. Внимательно прочитайте текст. Подготовьтесь к пересказу (к изложению). Напишите сочинение, используя такое начало: «Вечна загадка поэта, и вечно наше желание отгадать ее».
Привыкли говорить: сначала было слово. Однако слово-то происходит из звуков; стало быть, сперва был звук, и звук тот растворен в природе, и никому не подвластно 2 услышать его, перенять у природы и передать людям, кроме поэта и музыканта. А может быть, прежде звука было чувство? Может быть, всем, что есть вокруг нас и в нас, и прежде всего мыслью, движет чувство. Оно-то и есть первородство звука и самого слова и, стало быть, вытекающего из них вечно 3 святого 5 и светлого истока поэзии, который, набирая мощи, полнозвучия, вот уже много веков мчится, не иссякая, будоража человеческое сердце, наполняя его восторгом и печалью, подымая бури страстей и услаждая тихой музыкой.
Вечна загадка поэта, и вечно наше желание отгадать ее, пробиться сквозь какую-то невидимую преграду или пелену и постичь то, что за строкой, то есть душу поэта. 4
1. Прочитайте начало статьи В.Астафьева «Чувство звука и слова». Объясните смысл названия. В чем проявляется взаимодействие названия и текста (в данном случае зачина – начала текста)?
2. Определите тему, основные мысли текста.
3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
4. Докажите, что это текст публицистического стиля.
5. Укажите слова, употребленные в переносном значении.
6. Выпишите из текста деепричастия. Объясните, как они образованы.
7. Объясните значение вводных слов может быть, стало быть. Какова их роль в тексте? Объясните знаки препинания в предложениях с этими словами.
8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
9. Составьте схему последнего предложения.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению.
• Произведите разбор словосочетаний:
в) невидимая преграда;
• Какое сочетание слов является грамматической основой предложения?
б) вечно желание отгадать;
XV. Прочитайте внимательно отрывки (начало и конец текста) из воспоминаний об А.Вампилове. Подготовьтесь к изложению и дополнительному творческому заданию: ответьте на вопрос «Согласны ли вы с утверждениями “У всякого художника есть своя тайна”, “Тайна Вампилова осталась неразгаданной”?».
(1) Некто Смит, персонаж из рассказа Рея Брэдбери «Превращение», обрел способность летать, «устремляясь в космические дали».
(2) Внешне он был обычным человеком.
(3) Даже анализы крови не показывали никаких отклонений от нормы.
(4) Врач Рокуэл был разочарован: он верил, что со Смитом должно произойти нечто особенное, и ждал этого.
(5) О том, что пациент умеет летать, Рокуэл не подозревал.
(6) Многие, близко знавшие Александра Вампилова, тоже хотели видеть внешне броские особенности поведения, привычек и пристрастий не просто человека, а драматурга, получившего мировое признание.
(7) Таких примет открыть не удалось: курил он те же сигареты, какие курят многие, одевался неброско, скорей скромно, обедал в столовых и ресторанах, куда дорога никому не заказана.
(8) А вот главного – полетов творческого воображения – не демонстрировал на людях.
(9) Они совершались в тишине и одиночестве – за письменным столом.
(10) Как у всякого художника, у Вампилова была своя тайна, в которую он не мог никого посвятить, если бы и захотел, потому что ее прежде всего было нужно разгадать ему самому.
(11) Тайна осталась неразгаданной.
(12) Я был его другом, и я любил его.
(13) Естественно, моя оценка его творчества и его личности не может быть беспристрастной.
(14) Да я и не хочу быть беспристрастным.
(15) Снова смотрю на фотографии, на которых узнаю его улыбку, прищур его глаз, поворот головы.
(16) Да, ему не нужно было позировать – он жил по-детски открыто, не рисуясь, не изображая из себя выдуманного героя.
(17) Единственное, что он скрывал даже от самых близких ему людей, – это свои страдания, свою душевную боль.
(18) Но сколько бы ни было фотографий и каким бы узнаваемым ни был он на них, подлинное представление о его личности может дать только книга, оставленная им в наследство всем людям.
1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
1) Внешних примет таланта А.Вампилова никто не замечал.
2) У Вампилова, как у всякого художника, была своя тайна.
3) В эту тайну он посвящал только близких друзей.
4) Подлинное представление о личности писателя может дать только его книга.