Что значит полное государственное обеспечение ребенка
Что понимается под полным государственным обеспечением детей-сирот и др.?
Под полным государственным обеспечением понимается предоставление прежде всего детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, бесплатного питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, а также освобождение от платы за жилье.
Полное государственное обеспечение предоставляется (абз. 5, 9, 10 ст. 1, п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; п. 16 ст. 2, ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Письмо Минобрнауки России от 13.01.2017 № ВК-58/07 «О зачислении на полное государственное обеспечение»):
4) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, которые проживают в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
5) несовершеннолетним в период нахождения в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Полное государственное обеспечение включает предоставление перечисленным категориям граждан бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивается на время их пребывания в семье опекуна, попечителя, приемных родителей проживание в жилом помещении без взимания платы. В период обучения они, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением в общежитии (абз. 9, 10 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ; ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Принят Государственной Думой 4 декабря 1996 года
Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года
(В редакции федеральных законов от 08.02.1998 № 17-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 08.04.2002 № 34-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 17.12.2009 № 315-ФЗ, от 16.11.2011 № 318-ФЗ, от 21.11.2011 № 326-ФЗ, от 29.02.2012 № 15-ФЗ, от 02.07.2013 № 167-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 04.11.2014 № 333-ФЗ, от 22.12.2014 № 442-ФЗ, от 31.12.2014 № 500-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ, от 03.07.2016 № 359-ФЗ, от 28.12.2016 № 465-ФЗ, от 01.05.2017 № 89-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 29.07.2018 № 267-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 17.02.2021 № 10-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 359-ФЗ)
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 359-ФЗ)
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 5. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также право на зачисление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в пределах установленной квоты в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (В редакции Федерального закона от 17.02.2021 № 10-ФЗ)
2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.
4. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются государственная социальная стипендия в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
Пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей выплачивается детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением указанных лиц, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в размере трехмесячной государственной социальной стипендии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также иных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливаются федеральным органом государственной власти, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.
Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5. Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в эти организации или в иные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в организации, осуществляющие образовательную деятельность, по решению органов управления указанных организаций могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.
6. Нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением обучающихся и воспитывающихся в специальных учебно-воспитательных
Пособие на детей 8-17 лет, которые воспитываются одиноким родителем, — как и кому назначается, кому отказывают, когда выплачивается
С наступлением 1 июля Пенсионный фонд начал принимать заявления на новые пособия. В этот же день правительство опубликовало постановление, которое закрепляет правила назначения выплат. Сейчас можно однозначно дать ответ на вопрос, кто получает соцподдержку, а кто — нет.
Кто имеет право на пособие?
Пособие назначается при соблюдении нескольких условий:
Кроме этого, право на пособие возникает, если у ребёнка умерли оба родителя или они лишены родительских прав. Заявление подаёт законный представитель ребёнка.
Заявление подаёт законный представитель ребёнка. Фото: hobbyteka.ru
Отдельно вынесем несколько моментов, которые вызывали вопросы:
Приведём несколько примеров.
Одним словом, все условия получения пособия должны быть соблюдены одновременно.
Размер пособия
Например, если заявление подано в Москве, то пособие составит 15 582/2=7 791 рубль. Если заявление подано в Иванове, то пособие составит 10 877/2=5 443 рубля.
Посчитаем, сколько мне дадут денег. Фото: siriusfuture.ru
Пособие назначается со дня, когда ребёнку исполнилось 8 лет при условии, что заявление подано не позднее 6 месяцев со дня достижения им этого возраста. В остальных случаях пособие назначается со дня подачи заявления.
Пособие на детей 8-17 лет не назначается задним числом, как это было с пособием на детей 3-7 лет. Подали заявление в июле 2021 года — выплаты назначаются ежемесячными платежами начиная с июля. За период январь—июнь 2021 года не заплатят.
Причины отказа в назначении пособия
Естественно, Пенсионный фонд может отказать в пособии на ребёнка 8-17 лет. В постановлении правительства приведён перечень причин.
Превышение дохода над прожиточным минимумом
Как мы уже писали выше, у всех без исключения получателей пособия ПФР будет проверять размер дохода в расчётном периоде.
Кто зарабатывает много денег, тот пособие не получает. Фото: zen. yandex.ru
Например, если вы подаёте заявление в июле 2021 года, то расчётный период будет с марта 2020 по февраль 2021 года. Учитывайте этот факт, подавая заявление. Например, если в апреле 2020 были большие поступления, которые делают среднедушевой доход выше прожиточного минимума, то есть смысл подождать пару месяцев и подавать заявление позже, чтобы в расчётный период попали месяцы с минимальным доходом.
В состав семьи для расчёта среднедушевого дохода включаются:
Например, женщина находится в разводе, бывший муж ей платит алименты на совместного ребёнка. Если она второй раз выйдет замуж, то право на выплату не потеряет, если среднедушевой доход останется ниже прожиточного минимума. Ребёнок от второго брака будет учитываться как член семьи, но пособие на него выплачиваться не будет до тех пор, пока женщина не разведётся и со вторым мужем тоже.
В состав семьи для расчёта среднедушевого дохода не включаются:
Для расчёта нуждаемости учитываются не все доходы.
Доходы учитываются до вычета налога. Доходы в иностранной валюте конвертируются в рубли по курсу ЦБ на дату получения дохода.
Превышен имущественный ценз
При назначении всех последних пособий применяется комплексная оценка нуждаемости. То есть учитывается не только доход, но и имущественная обеспеченность — количество квартир, машин, размер вкладов и т. д.
Какое имущество можно иметь во владении, чтобы не потерять право на пособие?
Вид имущества | Разрешённое количество имущества | Исключения |
Квартира | Одна квартира или несколько квартир, если на каждого члена семьи приходится менее 24 кв. м. | В расчёте нуждаемости не участвует жильё, признанное непригодным для проживания, недвижимость, полученная в качестве соцподдержки и доли, которые составляют менее 1/3 площади квартиры |
Дом | Один дом или несколько домов, если площадь на каждого члена семьи приходится менее 40 кв. м. | Не учитывается жильё, признанное непригодным для проживания и доли, которые составляют менее 1/3 от площади дома |
Дача | Одна дача | |
Гараж | Один гараж или машино-место | Допускается два гаража или машино-места, если семья многодетная |
Земельный участок | Допустимая площадь всех земельных участков менее 0,25 га, если они расположены в городе и не более 1 га в сельской местности | Дальневосточный гектар и земля для многодетных не учитываются в определении нуждаемости |
Нежилое помещение | Одно нежилое помещение | |
Автомобиль | Один автомобиль. Если речь идёт о новом автомобиле (до пяти лет), то мощность не должна превышать 250 л. с. | Можно иметь два автомобиля, если один из них получен в качестве мер социальной поддержки или им владеет многодетная семья. Ограничение по мощности не действует для микроавтобусов, где более 5-и посадочных мест, если он находится во владении семьи, где более 4-х детей |
Мотоцикл | Один мотоцикл | Можно иметь два мотоцикла, если один из них получен в качестве меры социальной поддержки, семья является многодетной или у одного из членов семьи есть инвалидность |
Самоходная техника (трактор, комбайн и другая сельскохозяйственная техника) | Одна единица техники | Транспорт старше пяти лет в расчёте нуждаемости не учитывается |
Маломерные суда | Одна моторная лодка или катер младше пяти лет | Маломерные суда старше пяти лет в расчёте нуждаемости не учитываются |
Вклад | Размер дохода от вклада не должен превышать одного прожиточного минимума (на счёте должно лежать не более 250 000 рублей) |
Если родители в разводе, то в расчёте нуждаемости участвует только имущество родителя, который подаёт заявление. Например, квартира по документам принадлежит мужу, но в ней фактически живёт жена с ребёнком, раздел не оформлен. Если заявителем выступает жена, то эта квартира не будет учитываться при определении имущественного ценза.
Не соблюдено правило «нулевого дохода»
Ещё одно нововведение — правило «нулевого дохода». По нему все члены семьи должны иметь постоянный доход или уважительную причину не работать.
Учитываются такие доходы:
Другие пособия и рента от сдачи квартиры внаём (без оформления предпринимательства) в перечень доходов не входят.
Не работать можно по уважительной причине:
У разных членов семьи могут разные причины не работать. Например, старший ребёнок 19 лет очно учится в институте, а мама находится в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет, а её муж состоит на учёте в Центре занятости населения. Каждый из членов семьи имеет уважительную причину не работать.
Глава Минтруда Антон Котяков на это ответил, что действие властей неправомерно. Два месяца из двенадцати можно не работать без уважительной причины. Например, в расчётном периоде женщина 4 месяца находилась в отпуске по уходу за ребёнком, 7 месяцев работала и 1 искала работу (без уважительной причины находилась без дохода). Право на пособие не пропадёт. При этом если период поиска работы затянется более, чем на 2 месяца, то можно потерять право на пособие. Чтобы этого не произошло, надо вставать на учёт в ЦЗН.
Непредоставление документов в срок
Подавая заявление, никакие документы прикреплять не надо — ПФР должен проверять информацию, используя межведомственное взаимодействие. Однако в некоторых случаях ведомство может запросить документы. Заявитель должен их предоставить в течение 10 дней. Если он не уложился в срок, то в выплате откажут.
Собрала документы на пособие. Фото: twitter.com
ПФР может запросить документы о доходах некоторых категорий граждан, например, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, документы, подтверждающие длительное лечение сроком более 3-х месяцев, сведения о доходах самозанятого или ИП, сведения о земле, выданной многодетной семье, и т. д.
Другие причины отказа в назначении пособия
Как подать заявление?
Граждане РФ могут подать заявление через Госуслуги, если есть подтверждённая учётная запись.
Граждане других государств и граждане РФ, которым не подходит вариант с подачей заявления через Госуслуги, могут обратиться в региональное отделение ПФР.
Сведения о судебном решении относительно назначения алиментов и задолженность по уплате ПФР проверяет самостоятельно через систему межведомственного взаимодействия, поэтому никаких справок получать не надо до тех пор, пока ведомство их не попросит (бывает, что ответ по межведомственному взаимодействию не приходит).
Как выплачивается пособие?
Пособие перечисляется региональным отделением ПФР только на банковский счёт. Получить деньги наличными, например, через почту нельзя.
Пособие всегда перечисляется за полный месяц. Например, подали заявление 30 июля — получили деньги за полный месяц, а не два дня.
Для зачисления денег в заявлении надо указать счёт, привязанный к карте «Мир» или счёт, который вообще не привязан к какой-либо карте. Счёт карты Visa или MasterCard для зачисления социальных пособий не подойдёт.
Кроме этого, счёт должен принадлежать заявителю. Зачислить деньги на карту бабушки не получится.
Выплаты перечисляются с 1 по 25 число месяца, следующего за месяцем назначения пособия. То есть пособие за январь придёт в феврале. Точную дату перечисления устанавливает региональное отделение ПФР.