Что значит политика открытых дверей
«ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» ДОКТРИНА
В конце XIX века развернулась ожесточённая борьба держав за захват территорий в Китае и раздел его на сферы влияния. США, опоздавшие к разделу, стремясь также утвердиться в Китае, выдвинули лозунг «равных возможностей» для всех и замены принципа индивидуального контроля держав над своими сферами влияния принципом международного контроля над всем Китаем. Ставя задачу проникновения в Китай, правительство и промышленно-финансовые круги США в конечном счёте рассчитывали добиться монопольного господства на его территории. В американских нотах формально признавался раздел Китая на сферы влияния, но в то же время подчёркивалось, что «коммерческие организации» США заинтересованы в том, чтобы двери в Китай оставались открытыми для всех и чтобы державы предоставили американским предпринимателям в своих сферах влияния такие же льготы и тарифы, какими пользуются их национальные «коммерческие организации». Ответные ноты держав, которым было адресовано обращение правительства США, носили уклончивый характер. Не возражая прямо против «Открытых дверей»доктрины, державы, особенно Великобритания, Россия и Франция, сделали различные оговорки в отношении возможности её применения. Франция, в частности, заявила о готовности применять «Открытых дверей»доктрину лишь в пределах «арендованной» ею территории в Китае и вовсе не упоминала о своей сфере влияния. Тем не менее в марте 1900 года Государственный департамент США объявил, что запрошенные им государства присоединились к «Открытых дверей»доктрине и что США считают их согласие «окончательным и определённым». Это заявление не было ни подтверждено, ни опровергнуто державами.
Что значит политика открытых дверей
Политика «открытых дверей» в Китае – внешнеполитическая линия, проводимая США в Китае, основывшаяся на доктрине «открытых дверей». Эта доктрина была выдвинута в 1899 году госсекретарём США Джоном Хэем (John Hay) и предусматривала свободную торговлю и беспрепятственное проникновение иностранных капиталов в любую часть китайской территории.
Проникновение западных держав в Китай началось в 16 веке, когда португальцы, а затем голландцы и англичане силой пытались утвердиться в Китае. В 1557 году португальцы закрепились в городе Аомынь (Макао), на условиях, что они будут выплачивать ежегодную арендную плату китайскому правительству. В 1624 году голландцы захватили Тайвань, но уже в 1661 году вынуждены были оттуда уйти. В 1637 году английские купцы предприняли попытку установить торговлю с Китаем через Макао, но не были туда допущены португальцами. Однако, на данном этапе экспансия европейцев носила, скорее, инертный характер и не повлекла за собой потерю Китаем своего суверенитета, однако она сильно подпортила международные позиции Китая в странах Юго-Восточной Азии и привела к сокращению объёма торговли Китая с этими странами.
Однако, с первой половины 19 века, европейские державы начинают активную экспансию в Китай. По итогам трёх «опиумных» войн Китай отдавал в аренду Британии на 99 лет полуостров Коулун (вместе с Гонконгом), предоставлял льготы английским купцам, право экстерриториальности британским подданным на своей территории, лишался права устанавливать пошлины на экспорт и на импорт, разрешал купцам всех иностранных держав свободно перемещаться по своей территории, и, отчаянно сопротивляясь, но всё же согласился разрешить торговлю опиумом на своей территории. Ещё во время второй «опиумной» войны в войну против Китая ввязались Франция и США, которые тоже хотели принять участие в дележе «китайского пирога». Также, ослаблением Китая воспользовалась и Россия, которая к 1860 году полностью подчинила своему контролю Приамурье. В ходе данных войн выявилась беспомощность Китая оказать сопротивление иноземным захватчикам, что только подстегнуло их стремление превратить Китай в полуколонию.
Таким образом, к началу 20 века Китай превратился в зависимое от великих держав государство и был поделён ими на сферы влияния. Британия контролировала Тибет и центральный Китай, Франция включила в свою сферу влияния южные провинции Китая, прилегающие к французской колонии Индокитай, Германия – полуостров Шаньдун, Россия – Синьцзян (северо-западная китайская провинция), Внешнюю Монголию и Манчжурию (после Портсмутского мира – только северную Манчжурию), Япония с 1905 года взяла под свой контроль Южную Манчжурию.
Провозглашение концепции «открытых дверей»
Однако Соединённые Штаты Америки такая ситуация явно не устраивала, так как к этому времени экономика США вошла в число самых крупных экономик на планете. Опираясь на свою экономическую мощь, США также заявили о своём праве на доступ к китайскому внутреннему рынку: в 1899 году госсекретарь США Джон Хэй провозгласил доктрину «открытых дверей».
Из ноты посла США, врученной 22 сентября 1899 г. лорду Солсбери, премьер-министру и министру иностранных дел Великобритании:
«Мое правительство искренне желает, чтобы интересы его граждан не нарушались исключительными правами любых из контролирующих держав «сферах интересов» в Китае, и надеется на сохранение там открытого рынка для всей мировой торговли, на устранение всех опасных источников международного раздражения и тем самым на ускорение совместных действий этих держав в Пекине с целью проведения административных реформ, столь необходимых для укрепления Императорского Правительства и сохранения целостности Китая, в чем, как оно убеждено, так же заинтересован весь западный мир.»[1]
Подобные ноты также были высланы в Берлин правительствам Германии, Франции, России, Италии и Японии. В этих нотах США предлагали великим державам в своих сферах влияния или на «арендованной» территории не препятствовать интересам других держав и применять китайский договорный таможенный тариф на все товары, независимо от того, где они были сделаны. Предлагалось также взимать одинаковые сборы за транспортные перевозки. Этими мерами обеспечивались благоприятные условия для проникновения на китайский рынок американских монополий, а режим благоприятствования в торговле европейскому капиталу сводился к минимуму.[2] США предпочитали военной экспансии в Китай торговую, так как не хотели, да и не могли вести боевые действия с более сильными европейскими державами.
Внятной реакции от европейских держав на эту ноту не последовала – ясное согласие с этой нотой выразила только Италия, которая не имела никаких интересов в Китае. Тогда 20 марта 1900 года, Джон Хэй объявил, что все страны, имеющие интересы в Китае, согласились с его предложением. Ни одна страна не опротестовала данное заявление и политика «открытых дверей» начала осуществляться Соединёнными Штатами Америки.
Реализация политики «открытых дверей» США до 1949 года
США активно использовали «доктрину открытых дверей» для проникновения в Китай. Установив дружественные отношения с Японией, американцы планировали укрепиться в Манчжурии, где у них были обширные экономические интересы. В частности американцы хотели контролировать КВЖД, а также богатые природные ископаемые Манчжурии. [3] Поэтому президент Теодор Рузвельт занял активно прояпонскую позицию на переговорах России и Японии в Портсмуте, где настаивал на том, чтобы Россия выполнила японские требования. За посредничество в подписании мира между Россией и Японией этот американский президент впоследствии получил Нобелевскую премию мира.
29 июля 1905 года между США и Японией был подписан секретный договор Тафта-Кацуры, по которому Япония признавала американскую власть на Филиппинах, а Америка – установление японской власти в Корее. Данное соглашение откровенно противоречило американо-корейскому соглашению 1882 года об оказании помощи этой стране со стороны США, в случае агрессии какой-либо страны против Кореи. Тем не менее, американо-японские отношения стали ухудшаться и Япония закрыла «двери» Южной Манчжурии (её сферы влияния в Китае) для представителей иностранного капитала.
В 1909 году американским госдепартаментом было опротестовано решение англо-франко-германского консорциума предоставить кредит китайским властям на строительство Хугуанских железных дорог. США потребовали для американского капитала равной доли участия в этом проекте. Консорциуму пришлось удовлетворить требования США.
«Нет причин сомневаться в том, что он [Вильсон – прим. ред.] думал, что действует, руководствуясь моральным правом спасти Китай от коварных замыслов европейского и американского капитализма»[7] – отмечал Артур Линк, известный американский историк, изучавший личность президента Вудро Вильсона.[8]
Америка признала Китайскую республику и её президента Юань Шикая, а вскоре, отправила туда своего посла Пола Рейнша, бывшего профессором в университете в штате Висконсин. Пол Рейнш полностью разделял взгляды Вильсона на политику США в Китае и стремился помочь Китаю стать сильным и независимым государством.
Однако в 1915 году Япония навязывает Китаю «21 требование», выполнение которых, поставило бы Китай в зависимое положение от Японии. В этих условиях США, формально отказавшиеся признать данные соглашения, вскоре, пошли на компромисс с Японией: 4 ноября 1917 года госсекретарь Роберт Лэнсинг подписал с чрезвычайным уполномоченным Японии в США Кукудзиро Исии ноту «Лэнсинга – Исии», в которой говорилось, что США признают особые интересы Японии в Китае. Япония в обмен на это подтвердила, что она по-прежнему придерживается принципа «открытых дверей». Подобным образом поступили и остальные державы. Кроме того, 30 апреля Вильсон подписал Шаньдунское соглашение, предусматривающее передачу германских колоний под управление Японии. Это противоречило всей предыдущей политике Вильсона в Китае. Ошеломлённый таким резким поворотом внешней политики США, Пол Рейнш добровольно покинул пост посла США в Китае.
Фактически, США оставили слабый Китай один на один с набиравшей силу и аппетиты милитаристской Японией и предопределило её агрессию в отношении к Китаю. Вильсон верил, что Япония могла бы контролировать отдельные экономические зоны в Китае, не нарушая при этом китайский суверенитет. Он был убеждён, что Япония, как член Лиги наций никогда не нападёт на Китай.
Усилиями американской дипломатии, США удалось закрепить принципы «политики открытых дверей» на Вашингтонской мирной конференции в 1921-1922 годов. Однако Япония, недовольная таким поворотом событий начала готовиться к вооруженному захвату Китая. В 1931 году она, вразрез с решениями Вашингтонской конференцией, создала в Маньчжурии марионеточное государство Маньчжоу Го, тем самым нарушив территориальную целостность Китая. В результате, Япония была исключена из Лиги Наций, но никаких более решительных санкций против неё применено не было. В 1934 году Япония официально отказываться соблюдать принцип «открытых дверей», а в июле 1937 году японская императорская армия вторгается на территорию остального Китая. Западные державы не приняли никаких решительных санкций, чтобы помешать Японии ввести свои войска в Китай, в результате чего японскими захватчиками были истреблены десятки миллионов китайцев. Политика «открытых дверей» потерпела окончательный крах.
Впоследствии США пытались играть на противоречиях между Гоминданом и КПК во время гражданской войны в Китае, чтобы включить Китай в сферу своего влияния, в условиях набирающей обороты «холодной войны», однако провозглашение 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики и эвакуация остатков армии Гоминдана на остров Тайвань помешали этому устремлению американцев.
Список использованной литературы:
[4] Кривые зеркала. США и их отношения с Россией и Китаем в 21 веке. Дональд Дэвис, Юджин Трани – М.: Вагриус, 2009, страница 335
[5] Кривые зеркала. США и их отношения с Россией и Китаем в 21 веке. Дональд Дэвис, Юджин Трани – М.: Вагриус, 2009 страница 336
[7] Кривые зеркала. США и их отношения с Россией и Китаем в 21 веке. Дональд Дэвис, Юджин Трани – М.: Вагриус, 2009, страница 337
Политика Открытых ушей
1. Закостенелые
В первом квадрате располагаются заурядные организации с устоявшейся и закостенелой системой управления. Обратная связь для руководства практически не нужна, т к при любом раскладе не приведет к действиям и изменениям. Это один из самых «простых» подходов к управлению, распространённый в условиях непрофессионального менеджмента.
2. Занятые
Во втором присутствуют компании, где принято отлавливать занятое руководство в курилках, на корпоративных парковках после рабочего дня и в других интересных местах. Не самый плохой вариант. В итоге проблемы могут быть при должной инициативе и проактивности работников вскрыты, решения приняты и изменения внедрены. Однако, из-за зарытых дверей скорость реакции всей системы управления невысокая, многие инициативы и возможности упускаются.
3. Участливые
В третьем квадрате располагаются достаточно интересные компании. Руководство принимает в работу подход с элементами участливости и одновременного неприятия. Заходы работников могут быть только отдушиной для них самих, не влияющей на совершенствование и улучшение компании или процессов. И как правило со временем инициативы изменений «снизу вверх» сходят на нет.
4. Эффективные
В последнем квадрате находится идеальные компании получающие максимум обратной связи от работников и использующие ее максимально эффективно. Вопросы и проблемы обсуждаются для выработки совместного решения. Взаимное доверие и открытость наносят непоправимую пользу.
Разумеется, разделение представляет собой скорее абстрактную модель, и в реальные организациях дела обстоят сложнее. Структура компаний неоднородна. Что приемлемо в одних кабинетах, может оказаться неуместным в других. Принципы организации тоже меняются со временем, т к редко где они закреплены в корпоративной культуре, особенно если речь заходит об стартапах.
Вместе с тем поиграться с моделью, думаю, будет не только интересно, но и полезно. Те, кто имел опыт работы в нескольких организациях с разными стилями руководства могут раскидать эти компании по квадрантам.
Я веду канал про интересные инструменты, технологии и направления в разработке высокотехнологичных продуктов и менеджменте @aheadofthepack
СОДЕРЖАНИЕ
История
Формирование политики
Во время Первой китайско-японской войны в 1895 году Китай столкнулся с неминуемой угрозой раздела и колонизации империалистическими державами, такими как Великобритания, Франция, Россия, Япония, Германия и Италия. После победы в испано-американской войне 1898 года с недавно приобретенной территорией Филиппинских островов Соединенные Штаты увеличили свое присутствие в Азии и рассчитывали продвигать свои коммерческие и политические интересы в Китае. Он чувствовал угрозу со стороны гораздо более широких сфер влияния других держав в Китае и опасался, что он может потерять доступ к китайскому рынку, если он будет разделен. В ответ Уильям Вудвилл Рокхилл сформулировал политику открытых дверей для защиты возможностей американского бизнеса и других интересов в Китае. 6 сентября 1899 года госсекретарь США Джон Хэй направил ноты крупным державам (Франции, Германии, Великобритании, Италии, Японии и России) с просьбой официально заявить, что они будут поддерживать территориальную и административную целостность Китая и что они будут не препятствовать свободному использованию договорных портов в своих сферах влияния в Китае. Политика открытых дверей гласит, что все страны, включая Соединенные Штаты, могут иметь равный доступ на китайский рынок.
В ответ каждая страна пыталась уклониться от просьбы Хэя, занимая позицию, согласно которой она не может брать на себя обязательства, пока другие страны не подчинятся. Однако к июлю 1900 года Хэй объявил, что каждая из держав в принципе дала согласие. Хотя в договорах после 1900 года говорилось о политике открытых дверей, конкуренция между различными державами продолжала ослабевать за особые уступки внутри Китая в отношении прав на железную дорогу, прав на добычу полезных ископаемых, займов, портов внешней торговли и так далее.
Последующее развитие
Эта политика получила широкие одобрения в американском общественном мнении, что вызвало у населения симпатию к Китаю. Однако фактические результаты Open Door не оправдали надежд американцев. Мечты об огромном «китайском рынке» не сбылись. Сотни миллионов были слишком бедными и слишком труднодоступными. Американские инвестиции, хотя и были значительными, не достигли больших размеров; Соединенные Штаты не могли помешать другим державам, особенно Японии, расширяться в Китае. Китайские лидеры, хотя и были готовы искать помощи у Америки, не желали играть пассивную роль, которую подразумевала «Открытая дверь».
Поскольку эта политика фактически препятствовала китайскому суверенитету, правительство Китайской Республики предприняло попытку пересмотреть соответствующие договоры с иностранными державами в 1920-х и 1930-х годах. Однако только после завершения Второй мировой войны Китаю удалось полностью восстановить свой суверенитет.
В современном Китае
В современной экономической истории Китая политика открытых дверей относится к новой политике, объявленной Дэн Сяопином в декабре 1978 года, чтобы открыть двери для иностранных предприятий, которые хотели основать свои предприятия в Китае. Особые экономические зоны (ОЭЗ) были созданы в 1980 году, поскольку он считал, что для модернизации промышленности Китая и развития экономики ему необходимо приветствовать прямые иностранные инвестиции. Затем китайская экономическая политика перешла на поощрение и поддержку внешней торговли и инвестиций. Это был поворотный момент в экономическом благополучии Китая, который начал свой путь к тому, чтобы стать «мировой фабрикой».
В 1978 году Китай занимал 32-е место в мире по объему экспорта, но к 1989 году он удвоил свою мировую торговлю и стал 13-м экспортером. В период с 1978 по 1990 год среднегодовые темпы роста торговли превышали 15 процентов, и высокие темпы роста сохранялись в течение следующего десятилетия. В 1978 году ее экспорт на мировом рынке был незначительным, а в 1998 году он все еще составлял менее 2%, но к 2010 году, по данным Всемирной торговой организации (ВТО), его доля на мировом рынке составляла 10,4% с товарным экспортом. объем продаж превышает 1,5 триллиона долларов, что является самым высоким показателем в мире. В 2013 году Китай обогнал Соединенные Штаты и стал крупнейшей в мире страной, торгующей товарами, с общим объемом импорта и экспорта на сумму 4,16 триллиона долларов США за год.
21 июля 2020 года генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин выступил с речью перед группой лидеров государственного и частного бизнеса на форуме предпринимателей в Пекине. Си подчеркнул, что «мы должны постепенно формировать новую модель развития с внутренним внутренним обращением в качестве основного тела и внутренним и международным двойным обращением, взаимно продвигающим друг друга». С тех пор «внутреннее обращение» стало горячим словом в Китае. Некоторые китайцы обеспокоены тем, что упор на «внутреннюю циркуляцию» сигнализирует о возвращении к изоляции 1960-х годов и прекращении политики открытых дверей.
Приложения в 20-м и 21-м веках
Такие ученые, как Кристофер Лэйн из школы неореализма, обобщили использование этого термина для приложений «политической» политики открытых дверей и «экономической» политики открытых дверей наций в целом, которые взаимодействуют на глобальной или международной основе.
Смотрите также
Цитаты
Ссылки и дополнительная литература
es. «Открытая дверь: идея в действии, 1906-1913 гг.» Pacific Historical Review 24 # 1 (1955), стр. 49-62 онлайн
Как справиться со стрессом?
Table of Contents:
Хотите обойти уровни управления, вселить страх в сердца руководителей и подорвать авторитет вашей цепи командования? Принять политику открытых дверей, которая гласит, что любой сотрудник может поговорить с менеджером любого уровня по любому вопросу в любое время. Разве это не вопрос политики открытых дверей, спросите вы? Ответ на ваш вопрос? Ну да и нет.
Теоретически, любой сотрудник должен иметь возможность разговаривать с любым уровнем менеджера или любого другого сотрудника по любому вопросу в любое время и в любом месте. С философской точки зрения, организации, действующие по принципу, что все сотрудники равны; у них просто разные работы, они, скорее всего, придерживаются письменной или негласной политики открытых дверей
Проблемы с политикой открытых дверей
Но политики открытых дверей, которые обычно интерпретируются организациями, не позволяют организации решать проблемы, близкие к месту возникновения проблемы. Они поощряют сотрудников обходить своего непосредственного руководителя всякий раз, когда у них есть жалоба или проблема, которую нужно решить.
Политика открытых дверей не поощряет развитие навыков решения проблем отдельными менеджерами. Они позволяют более старшим менеджерам хорошо выглядеть и чувствовать себя хорошо за счет менеджеров среднего звена. Это не оптимально для наращивания силы в вашей организации или для планирования существенной преемственности.
Еще одним недостатком политики открытых дверей является то, что они обучают сотрудников обходить своих руководителей и менеджеров. Вы развиваете культуру, в которой сотрудники считают, что для достижения своих целей им необходимо обойти своих непосредственных руководителей и выслушать мнение старших руководителей.
Это дисфункционально и подрывает функционирование и цепочку командования успешной организации. Это особенно верно в организациях с менеджерами, которые не понимают влияния своих действий и решений на других менеджеров и отделы.
Успешная политика открытых дверей
Успешная и эффективная политика открытых дверей оставляет дверь открытой для более старших менеджеров, но предоставляет руководящие принципы, которые позволяют решать проблемы на всех уровнях организации. Эффективная политика открытых дверей предполагает, что сотрудники сначала решат проблемы со своим руководителем.
Это простое решение. Старшие менеджеры могут разрешить и разрешить доступ для всех сотрудников в рамках политики открытых дверей. Однако после того, как они определили причину посещения сотрудника, у них есть выбор, который они должны сделать.
Сотрудники обращаются за помощью к старшим менеджерам по различным вопросам. Но общая проблема заключается в том, что у работника возникают проблемы с непосредственным руководителем или менеджером.
Старший менеджер, который стремится решить эту проблему, не предоставляя возможности менеджеру или руководителю в первую очередь решить проблему, создает неблагополучную организацию.
Когда сотрудник хочет поговорить о множестве вопросов, таких как компания, рынки, потребности и желания сотрудника, старший менеджер должен выслушать. Это обеспечивает сущность, серьезность и надежность политики открытых дверей.
Старший менеджер должен продвигать эффективную политику открытых дверей
Но, если работник жалуется на своего руководителя, менеджер должен сначала спросить, рассматривал ли сотрудник проблему со своим руководителем.
Если ответ «нет», менеджер должен перенаправить сотрудника, чтобы сначала решить проблему со своим непосредственным руководителем. Многие факторы влияют на эту рекомендацию. Может быть, с руководителем трудно разговаривать, он не уважает точку зрения сотрудника или не согласен с предложением сотрудника.
Целью последующей встречи является обсуждение следующих шагов и подведение итогов после встречи сотрудника с его непосредственным руководителем или руководителем.
Что произойдет, если работник никогда не разговаривает со своим менеджером?
Как и в случае любого другого вида конфликта, конфликт, оставленный без внимания, будет разжигать и наносить ущерб отношениям и организации.
Что происходит, когда поддерживается политика открытых дверей?
Когда политика открытых дверей эффективно поддерживается, хорошие вещи случаются для ваших сотрудников и вашей организации.
Политика размещения лактации на рабочем месте
Вам нужен пример политики кормления грудью, которая позволит вам разместить кормящих мам на вашем рабочем месте? Вот справочная информация и пример политики.
Что означает наличие политики открытых дверей на работе?
Сотрудники неправильно понимают концепцию политики открытых дверей и считают, что это возможность подать жалобу высшему руководству. Это может быть намного больше.
Пример политики открытых дверей на рабочем месте
Вам нужен образец политики открытых дверей, который вы можете использовать в качестве руководства при разработке собственной политики? Вот простой пример политики, которую можно добавить в руководство для сотрудников.