Что значит политическое убежище
Как и где получить политическое убежище
Намерение принять в качестве новой Родины другую страну может возникнуть по многим причинам. В любом случае решение это непростое и требует серьезной подготовки: изучения информации, сбора средств и документов. Иногда приходится решать, что в приоритете — сильная социальная поддержка беженцев от государства, но небольшой шанс получить политическое убежище и, впоследствии, гражданство, или уверенность в получении приюта без каких-либо социальных гарантий.
Что такое политическое убежище
Право на политическое убежище имеют граждане любой страны и лица без гражданства. Понятие политического убежища определяется как право человека – не гражданина находиться в течение длительного срока в границах государства и пользоваться его законодательно-правовой защитой. Причины такой ситуации допускаются следующие:
Чтобы попросить убежище в другой стране, преследуемому лицу необходимо сначала в нее попасть. Собираясь заняться оппозиционной или другой рискованной деятельностью, нужно оформить загранпаспорт и иметь в резерве средства для быстрого бегства за границу.
Эмиграция по политическим мотивам удается не всегда. Необходимо выбрать страну, наиболее лояльно относящуюся к въезжающим в нее иммигрантам. Так, для белорусов наиболее благоприятной страной является Чехия. Россиянам не особо рады в Польше, а Норвегия вообще предпочитает жить, не разбавляя свой народ иностранцами. Их доля здесь — всего 10 %.
Кто предоставляет политическое убежище
С просьбой о предоставлении политического убежища нужно обращаться в межведомственное учреждение страны, выбранной для места будущего жительства.
Вопросами беженцев занимаются:
Обратите внимание! Перелет в страну, предоставляющую убежище, должен предоставлять собой прямой рейс из государства, гражданином которого является беженец.
По правилам Дублинского соглашения:
Чтобы увеличить шансы на получение убежища, необходимо как можно скорее подать соответствующее прошение. Правильным будет сделать это в первый контакт с пограничной службой страны в день прилета. Продолжительное нахождение в границах государства с последующим запросом на получение статуса беженца будет выглядеть странным в глазах миграционных офицеров и снизит вероятность положительного решения.
Как получить политическое убежище
Нужно понимать, что статус беженца гарантирует только временное убежище и изменившиеся обстоятельства могут спровоцировать высылку беженца с семьей в свою страну.
Для того, чтобы убедить ответственные лица в необходимости получить политическое убежище, человеку нужно доказать, что на своей Родине он подвергался реальной опасности. Для этого подойдут документы на различных носителях: электронные, аудио и видео записи, информация в текстовом формате.
Документы – доказательства существования угрозы
Документы нужно заблаговременно перевести на язык страны, в которой беженец собирается просить убежища.
Дорожное интервью
Важный момент в жизни иммигранта — собеседование с иммиграционным офицером. Общей инструкции о том, как общаться с должностными лицами и какие аргументы приводить, нет.
Для повышения вероятности приобретения статуса беженца можно заручиться поддержкой адвоката, который будет присутствовать на интервью. Услуги профессионала стоят недешево, но в переломный момент лучше переплатить, чем рисковать, делая ошибки из-за волнения и собственного негибкого мышления.
Чтобы произвести благоприятное впечатление, на все вопросы миграционного офицера отвечать нужно кратко и по существу. История для получения статуса беженца должна быть правдива. На интервью нужно сообщить причины своего бегства из страны, приводя только подтвержденные факты. Все личные измышления справедливо будут подвергнуты сомнению и будут заданы соответствующие уточняющие вопросы.
Например, если человек утверждает, что его телефон и квартира прослушивается, потому что он слышал щелчки в телефонной трубке и видел странные провода за окном, то этот довод во внимание приниматься не будет. Доказательством прослушивания могут быть распечатки разговоров и аудио записи, прикрепленные к репрессионному делу, но никак не предположения гражданина.
ТОП-10 стран, предоставляющих политическое убежище
Не все страны, предоставляющие политическое убежище, готовы обеспечить беженцам социальные гарантии безопасной и безбедной жизни. Наиболее высокие пособия получают в Финляндии, в Дании и в Швеции. Политика государств, которые поступили наоборот, уже признана нецелесообразной и даже опасной. Люди, которые становятся беженцами, не всегда готовы жить по законам принявшей их страны. Потоки мигрантов из неблагополучных стран заставляют местные власти пересматривать законодательство, делая свою страну менее привлекательной для жизни в ней иностранцев. По этим причинам пособие в Европе беженцам снижается, и сужается круг возможных претендентов на него.
Даже в ужесточившихся условиях количество желающих жить в цивилизованных странах не убавляется, при этом оформить убежище в России спешат немногие.
Политическое убежище в Соединенных Штатах
Одно из самых желанных, но и наиболее трудных в получении статуса беженца государств. Причина №1 – перелет в страну стоит приличных денег. Причина №2 – визу в эту страну получить непросто, особенно в последние годы, особенно для россиян.
Прошение о защите можно подать как в самой стране, так и в диппредставительствах, расположенных в крупных городах всего мира. Подача заявления в посольстве предполагает приобретение статуса беженца, а запрос убежища на территории США — политического беженца. Разница в видах убежища состоит в необходимости предоставления доказательств преследования по политическим мотивам аппликанта, находящегося на территории своей страны.
Положительный результат от миграционных служб зависит также от кейса на политическое убежище в США. Пример правильного составления и типичных ошибок можно найти в интернете.
Просить политическое убежище в США нужно следующим образом:
Положительное решение будет сигналом для начала серьезной проверки аппликанта по линии ФБР и бесплатной медицинской диагностики. Статус лица, получившего политическое убежище, дает право на государственную поддержку.
Социальные гарантии для беженцев в США:
Через год после получения статуса беженца можно приступать к оформлению вида на жительство.
Предоставление политического убежища в РФ
Ходатайство для получения статуса беженца принимается в территориальных органах МВД, заменяющих бывший ФМС России.
Охотнее всего беженцами в РФ признаются лица, пострадавшие в ходе военных действий. В связи с событиями на Украине, были изданы специальные документы, регулирующие прием и ускоренное оформление украинцев, прибывших из мест, где проводятся боевые действия.
Каждые 1,5 года беженец должен проходить переучет.
Основания для предоставления политического убежища в России — общепризнанные нормы права, гарантирующие защиту гражданам, претерпевающим гонения за политические, религиозные убеждения, по расовому или национальному признаку.
Свидетельство о признании беженцем в России дает некоторые социальные гарантии:
По перечню предоставляемых гарантий можно понять, что беженец не будет голодать и жить на улице, но для обеспечения своих потребностей ему придется работать. В этом отношении многие страны Европы более гуманные и предоставляют ежемесячное пособие, которое позволяет жить безбедно, не работая.
Политическое убежище в Германии
Институт политического убежища в ФРГ очень развит, но именно это стало причиной кризиса в стране. Лавина беженцев из неблагополучных стран, обрушившаяся на страны Евросоюза, ухудшила некогда роскошные социальные условия для политических беженцев. Сейчас граждане, ожидающие решения по присвоению им статуса и не имеющие собственных средств, размещаются в актовых и спортивных залах. Минимальная площадь, приходящаяся там на одного человека — 6 кв.м. Ежемесячно Германия выплачивает аппликантам по 385 евро. Права граждан без статуса ограничены по признаку перемещения. Они не могут выехать за пределы административной единицы, в которой были размещены по предварительному решению миграционных органов.
Чтобы попросить убежище в Германии, требуется личное присутствие при подаче ходатайства, за исключением случаев нахождения аппликанта в местах лишения свободы, наличия у него проблем со здоровьем, несовершеннолетним и имеющим ВНЖ сроком более полугода. Граждане из этого списка могут направить ходатайство по почте.
Чтобы оформить статус беженца, нужно пройти несколько этапов:
Положительное решение обеспечивает иммигранта государственным социальным пособием по 385 евро на каждого члена семьи, выплачиваемого до момента трудоустройства беженца.
Политическое убежище в Канаде
Подать запрос на получение статуса беженца можно сразу в аэропорту, где дежурят миграционные офицеры.
Отказать в предоставлении жилья и обеспечении минимального пособия власти не вправе. Жить на государственном содержании беженец может в течение 60 дней до получения результата по своему делу. В этот период социальная поддержка обходится Канаде в следующие суммы из расчета на одного человека:
Активное обучение на курсах профессиональной переквалификации, языковых курсах увеличивает шансы на положительное решение. При принятии такового, беженец может запросить 5000 долларов на свое профессиональное обучение. Деньги не выдаются на руки, а переводятся учебному заведению.
Получить статус беженца в Канаде можно гражданам других стран, которые на своей Родине подвергались преследованиям по политическим, расовым, национальным, социальным и половым признакам.
Россияне могут подавать ходатайство о признании беженцем через представительство ООН.
Большое влияние на принятие решения отказывает уровень демократии в стране, гражданином которой является беженец. Для этого составлен специальный рейтинг, в котором Россия находится ниже Замбии и Гондураса.
Политическое убежище в Финляндии
Обратившись в посольство или дипломатической представительство Финляндии за защитой, вы ее не получите. Подавать заявление о предоставлении политического убежища можно только пограничнику при въезде в страну или в полицейский участок на территории страны. Текст может быть оформлен на родном языке заявителя.
Убежище в Финляндии предоставляют гражданам неблагополучных стран. Россия к ним не относится, но частные случаи преследования по политическим убеждениям и ориентационным признакам принимаются во внимание, и прошение может быть удовлетворено.
После подачи прошения заявителя приглашают на собеседование, а затем его ждут следующие шаги:
Также социальные льготы включают бесплатные курсы финского языка, предоставляется бесплатное питание, а для семейных — отдельное жилье на территории лагеря для беженцев.
Политическое убежище в Испании
Испания не встречает политических беженцев с распростертыми объятиями. Если при оформлении визы умолчать о своем намерении получить политическое убежище в Испании, это может быть расценено как обман, просителя заключат в полицейский участок на 72 часа до выяснения обстоятельств.
Исключение составляют граждане, терпящие гонения за религиозные убеждения, которые оформляют визу через содействующие им центры. Таким переселенцам официальный статус предоставляется охотнее всего.
Политические мотивы часто бывают недостаточным аргументом для предоставления защиты государства. Испания принимает всего 4 беженцев из 10 претендентов, оберегая этим свою безопасность и национальную цельность.
Правила для аппликантов достаточно строги, но вполне выполнимы:
Претендовать на получение испанского гражданства можно по прошествии 5 лет проживания в стране в статусе беженца, а начать работать — через полгода после получения статуса.
Политическое убежище в Украине
Практически полное отсутствие социальных гарантий от государства делает эту страну непривлекательной для беженцев. Тем не менее существует определенный контингент, стремящийся переехать именно в эту страну.
Чтобы получить статус беженца, им необходимо:
Несмотря на кажущуюся простоту процедуры принятия статуса беженца, получить его очень непросто.
Политическое убежище в Израиле
Плюсы признания политическим беженцем в Израиле: возможность находиться и работать в стране, предоставление жилья и социального пособия, не обязательно знать иврит, процедура оформления статуса достаточно быстрая.
Приемом заявлений и дальнейшим рассмотрением дел занимается Департамент по делам беженцев. После получения прошения выдается виза без права на работу. В течение 1-3 месяцев идет проверка данных претендента.
Принятое положительное решение позволяет получить временную визу А5 сроком на 1 год., которая продлевается на два, затем на три года.
В последнее время статус беженца гражданам России, Украины и Грузии дают крайне неохотно. Причина в том, что настоящими мотивами иммиграции в 90% случаев являются экономические претензии. Существуют мошеннические схемы, когда фирмы, предлагая помощь в получении политического убежища, фактически просто отправляют людей на нелегальные заработки.
Политическое убежище в Великобритании
Аппликанты, приехавшие в Великобританию, лишены права выбора города, в котором желают жить. До получения официального статуса беженца обеспечивают жильем и пособием в 170 евро. Устраиваться на работу соискателям запрещено.
Для семей с малолетними детьми и беременных предусмотрено дополнительное денежное обеспечение.
Для всех соискателей на время ожидания решения по их делу предоставляется доступ к бесплатной медицине и образованию.
Политическое убежище во Франции
Беженцы во Франции размещаются в специальных общежитиях, где обеспечивают минимум бытовых социальных услуг, бесплатное питание из продуктового банка и социальное пособие.
Глава семьи может рассчитывать на 204 евро в месяц плюс доплата по 102 евро за человека.
После получения разрешения на нахождение в стране беженец может рассчитывать только на себя. Ему нужно будет найти работу, арендовать жилье.
Такая ситуация возникла из-за неспособности государства регулировать наплыв переселенцев из неблагополучных стран.
Как стать беженцем из России
Страны, принимающие беженцев из России с минимальным количеством отказов:
Знаменитая нетерпимость русских к нетрадиционной ориентации вызывает сочувствие в Европе. Лучший вариант — давить на линию ЛБГТ. Запастись доказательствами репрессий от представителей власти, применении насилия от нетолерантного населения.
Хороший вариант – Бельгия. Политика местного ведомства справедлива, здесь мало отказов и можно быстро получить статус.
Получить рекомендации для конкретной страны можно также по линии ООН.
Примеры и отзывы людей, получивших политубежище
Российский оппозиционер, принадлежащий партии «Яблоко», писал в соцсетях антиправительственные посты. Власти РФ завели на него уголовное дело. Егоров решил бежать, но Украина, приняв его заявление на политическое убежище, отказала по немотивированным причинам. Сотрудники СБУ сняли его с рабочего места, без объяснения причин отвезли в съемную квартиру и приказали собирать вещи.
Пара активистов ЛБГТ мужского пола решила пойти путем абсурда. Они подали заявление в ЗАГС на регистрацию брака и пытались усыновить ребенка. Отказы ведомств они просили прислать по почте. Таким образом получилось собрать доказательства о притеснении прав нетрадиционных меньшинств. На руку сыграло и то, что этот случай описали в местной газете. Вооружившись отказами, публикацией и отличной историей о непонятой любви, ребята направились в Швецию, где их приняли и обеспечили политическим убежищем. Только на месте пара не торопилась оформлять отношения и заводить приемных детей. Что это было — продуманный ход или игра случая, мы теперь не узнаем.
Польская резервация для иностранцев
Мы понимали, что в Европе кризис мигрантов, но почему-то ожидали, что к нам, белокожим будет иное отношение. Как же мы ошибались! В ожидании статуса нас поселили в лагерь, разделив по разным помещениям, хотя мы официально женаты. Везде грязь, антисанитария. Но это можно терпеть. А вот отношение поляков. Не знаю, какие слова подобрать, но, получив статус, мы поняли, что жить здесь не хотим. Как поступить дальше, пока не решили. Одно знаем точно — нас здесь никогда не полюбят.
В ФРГ нам отказали. История на интервью была про наше участия в демонстрациях против произвола властей, административного преследования за них, переквалифицированного в ст. 212 УК РФ. Это как раз их случай — уголовное преследование за политическое инакомыслие. Мы, конечно, полны негодования, но формулировка отказа до смешного противоречива: отказ в связи с уголовным преследованием за участие в массовых беспорядках. Смысл — у нас своих таких хватает.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Основные понятия права в области предоставления убежища
В случае, если лицо соответствует указанным критериям, то ему предоставляется статус беженца или убежище. Если человек обратился с ходатайством о предоставлении статуса беженца, но решение по его делу ещё не принято, то его следует называть лицом, ищущим убежища (а не беженцем).
В России СМИ зачастую употребляют термин «политическое убежище». В современном российском законодательстве такое понятие существует и может предоставляться Президентом лицам, подвергающимся преследованиям за свою общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. Однако на практике эта форма международной защиты в России практически не применяется, а в большинстве иностранных государств этого понятия не существует. Поэтому корректно говорить не о запросе «политического убежища», а о ходатайстве о статусе беженца.
Международной организацией, ответственной за помощь беженцам и лицам, ищущим убежище, является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).
Наконец, особняком стоят также не относящиеся к категории беженцев внутренне перемещённые лица (ВПЛ). Они определяются как лица или группы лиц, вынужденные покинуть место постоянного проживания из-за последствий или стремления избежать последствий вооружённых действий, общего насилия, нарушений прав человека или природных или технологических катастроф, и которые не пересекали международно признанных государственных границ. Очень часто ВПЛ (например, на Северном Кавказе) ошибочно называют беженцами. Это неверно с терминологической точки зрения. В отличие от ситуации с беженцами, защита внутренне перемещённых лиц относится к обязанности государства, гражданами которого они являются, а международные организации могут играть только вспомогательную роль.
Признание беженцем и предоставление временного убежища в РФ
Государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации
Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:
В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О беженцах», с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Предоставление МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 11 июня 2019 г. № 376.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов
Лицом, заявившим о желании быть признанным беженцем (получить временное убежище) на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, лично либо через уполномоченного на то представителя, в случае если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично, подается ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания.
С ходатайством о признании беженцем или заявлением о предоставлении временного убежища представляются:
лицом без гражданства – документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
две личные фотографии, идентичные и соответствующие возрасту заявителя на момент подачи ходатайства (заявления), в черно-белом или цветном исполнении, размером 35 x 45 мм, с четким изображением лица строго в анфас без головного убора на матовой бумаге.
Для лиц, чьи религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов, допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица.
Если лицо по состоянию здоровья подает ходатайство (заявление) через уполномоченного представителя – представляется соответствующий медицинский документ в отношении заявителя и документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя.
Родственные отношения заявителя и прибывших с ним членов семьи подтверждаются соответствующими документами, например: свидетельством о рождении, свидетельством о регистрации брака и иными документами.
Документы, составленные на иностранном языке, должны иметь перевод на русский язык.
При подаче ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) заполняются: анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации) и опросный лист лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации).
При получении удостоверения беженца либо свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации заявителем представляется медицинский сертификат по результатам прохождения обязательного медицинского освидетельствования.
Документы, представленные заявителем в обоснование ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища, приобщаются к его ходатайству или заявлению в подлиннике. Оригиналы документов могут быть возвращены заявителю после снятия с них копий.
Для исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах заявителем лично представляются в подразделение по вопросам миграции следующие документы:
Заявление в произвольной форме об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
Документ, в котором, по мнению заявителя, допущена опечатка и (или) ошибка.
Основной документ, удостоверяющий личность заявителя, – в случае, если он не сдан на хранение в подразделение по вопросам миграции в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».
Две личные фотографии в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 25 Административного регламента.
Круг заявителей
Заявителями являются иностранные граждане и лица без гражданства:
заявившие о желании быть признанными беженцами на территории Российской Федерации;
имеющие основания для признания беженцем, но ограничившиеся заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Срок предоставления государственной услуги
Рассмотрение ходатайства о признании беженцем осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в следующие сроки:
Предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем – в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства о признании беженцем в территориальный орган МВД России.
Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу – в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу.
Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен территориальным органом МВД России на региональном уровне с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.
Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу, поданного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации заявителем, находящимся вне пределов территории Российской Федерации, осуществляется ГУВМ МВД России в течение 2 месяцев со дня принятия дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу.
Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен ГУВМ МВД России с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.
Рассмотрение заявления о предоставлении временного убежища осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в срок, не превышающий 3 месяцев со дня подачи заявления о предоставлении временного убежища.
Результаты предоставления государственной услуги, порядок получения документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги
Результатом предоставления государственной услуги являются:
По рассмотрению ходатайств о признании беженцем – принятие решения:
об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и направление уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
о признании беженцем и выдача удостоверения беженца;
об отказе в признании беженцем и направление уведомления об отказе в признании беженцем.
По рассмотрению заявлений о предоставлении временного убежища – принятие решения:
об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и направление уведомления об отказе в предоставлении временного убежища;
о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и выдача свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
Отсутствие членов семьи, прибывших с заявителем, в день его обращения.
Отсутствие документов, удостоверяющих личность.
Отказ иностранного гражданина от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации или отказ законного представителя иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста или достигшего восемнадцатилетнего возраста и признанного недееспособным либо ограниченного в дееспособности, от прохождения данным иностранным гражданином обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
В случае наличия у иностранного гражданина, подлежащего обязательной государственной дактилоскопической регистрации, на пальцах (ладонях) рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, запрос и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не принимаются, дата и время их приема согласовываются с заявителем.
Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.
Рассмотрение ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища прекращается, если заявитель обратился в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне с письменным заявлением
о прекращении рассмотрения ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища.
В рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу отказывается, если:
1. В отношении заявителя возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации.
2. Заявителю ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах» при условии, что обстановка в стране его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась.
3. Заявитель получил обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации.
4. Заявитель имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться, или право на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
5. Заявитель прибыл из иностранного государства, на территории которого имел возможность быть признанным беженцем.
6. Заявитель покинул государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) в силу не вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) из опасений понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение.
7. Заявитель был вынужден незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем, однако со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации не обратился с таким ходатайством в течение суток или в иной срок, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О беженцах».
8. Заявитель отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации.
Заявителю отказывается в признании беженцем на территории Российской Федерации, если:.
1. Заявитель не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах».
2. В отношении заявителя имеются серьезные основания полагать, что он совершил преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений.
3. Заявитель совершил тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как он был допущен на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем.
4. Заявитель виновен в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.
5. За заявителем компетентные власти государства, в котором он проживал, признают права и обязанности, связанные с гражданством этого государства.
6. Заявитель в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
Основанием для отказа в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации является отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах».
О праве заявителя на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги
Заявитель может обратиться с жалобой на решения и (или) действия (бездействия) должностных лиц органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии со статьей 11 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Срок подачи жалобы не должен превышать:
Один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме.
Три месяца со дня, когда лицу стало известно об отказе в признании беженцем.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах».
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 11 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников».
Приказ МВД России от 11 сентября 2019 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».
Порядок и способы подачи запроса
Государственная услуга по экстерриториальному принципу и в электронной форме не предоставляется.
Заявитель обращается лично либо через уполномоченного на то представителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища).
Должностное лицо, ответственное за прием ходатайства
о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), принимает документы, удостоверяющие личность заявителя, делает их копии, проверяет тождественность лица, изображенного на фотографии в документе, личности заявителя, а также осматривает пальцы (ладони) рук в целях выявления открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
В случае отсутствия в день обращения заявителя членов семьи, прибывших с ним, либо наличия у заявителя, членов его семьи на пальцах (ладонях) рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, либо отсутствия у заявителя документов, удостоверяющих личность, дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) согласовываются с заявителем, в том числе по телефону, и выдается справка об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Справка об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, должна содержать причины отказа.
При необходимости установления личности заявителя, находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, по инициативе территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина или лица без гражданства об установлении личности в соответствии со статьей 10 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» осуществляется процедура установления личности.
По завершении процедуры установления личности заявителя с ним согласовываются дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища).
При приеме ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) от уполномоченного представителя, в случае если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично, должностное лицо, ответственное за прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), осуществляет выход (выезд) по месту пребывания или фактического проживания заявителя.
Дата и время выхода (выезда) должностного лица согласовываются с уполномоченным представителем либо с заявителем по телефону.
Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) принимается от каждого члена семьи заявителя, достигшего возраста восемнадцати лет.
Прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) осуществляется в присутствии всех членов семьи заявителя, сведения о которых заносятся в ходатайство (заявление) заявителя.
Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) заполняется на русском языке. Если заявитель не может самостоятельно заполнить ходатайство (заявление) на русском языке, то ходатайство (заявление) заполняется с участием переводчика уполномоченным должностным лицом.
Услуги переводчика предоставляются заявителю бесплатно за счет средств, выделяемых ежегодно из федерального бюджета МВД России.
В случае отсутствия переводчика в день обращения заявителя дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) согласовываются с заявителем, в том числе по телефону.
Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика).
В день поступления в территориальный орган МВД России ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) при личном посещении заявителем и членами его семьи территориального органа МВД России либо выходе (выезде) по месту пребывания или фактического проживания заявителя в отношении его и членов его семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации проводятся процедуры идентификации личности, фотографирования и обязательной государственной дактилоскопической регистрации, осуществляемые уполномоченным должностным лицом.
Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация заявителя, признанного недееспособным, а также несовершеннолетних детей, достигших возраста шести лет, проводится в присутствии их законных представителей.
Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация заявителя, ограниченного в дееспособности вследствие психического расстройства, проводится в присутствии его попечителя.
Если у заявителя отсутствует рука или какие-либо пальцы, в соответствующих им свободных местах дактилоскопической карты делается отметка с указанием года потери руки или пальца.
В случае, если для проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в отношении одного лица имеются одновременно два и более основания, обязательная государственная дактилоскопическая регистрация проводится один раз с обязательным указанием перечня всех оснований.
В случае идентификации личности заявителя или членов его семьи по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени обязательная государственная дактилоскопическая регистрация указанных лиц не проводится.
При подаче ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) уполномоченным должностным лицом проводится опрос заявителя с заполнением анкеты.
Анкеты и опросные листы оформляются со слов заявителя уполномоченным должностным лицом, проводящим опрос заявителя, разборчиво от руки либо с использованием компьютерной или машинописной техники, на русском языке.
В анкете и опросном листе не допускается пропуск обязательных для заполнения реквизитов.
На первую страницу анкеты наклеивается фотография заявителя размером 35 x 45 мм.
Если заявитель не владеет русским языком, то ему предоставляются услуги переводчика.
Каждая страница анкеты подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика).
В анкете указываются биографические данные заявителя и излагаются обстоятельства, свидетельствующие о мотивах его обращения с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища) на территории Российской Федерации.
После опроса заявителя с заполнением анкеты с заявителем проводится индивидуальное собеседование с заполнением опросного листа.
Уточняющие вопросы, касающиеся мотивов обращения заявителя с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища), и ответы на них фиксируются на дополнительных листах, которые приобщаются к опросному листу. Страницы нумеруются.
После окончания индивидуального собеседования уполномоченным должностным лицом или переводчиком (в случае участия переводчика) заявителю зачитываются опросные листы, уточняются возможные противоречия и неточности.
Каждая страница опросного листа подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика).
Время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), проведения опроса с заполнением анкеты и индивидуального собеседования с заполнением опросного листа не должно превышать 4 часов с перерывами после каждого часа по 15 минут.
Порядок и способы получения разъяснений по вопросам предоставления государственной услуги
По телефону, при личном либо письменном обращении должностные лица обязаны сообщить исчерпывающую информацию по вопросам предоставления государственной услуги.
Информирование осуществляется по вопросам, касающимся:
способов подачи запроса;
документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
порядка и сроков предоставления государственной услуги;
порядка досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц, и принимаемых ими решений при предоставлении государственной услуги;
хода предоставления государственной услуги.
Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании подразделения по вопросам миграции, в которое позвонил гражданин, фамилии и должности должностного лица, принявшего телефонный звонок.
При ответах на телефонные звонки должностное лицо, ответственное за информирование по предоставлению государственной услуги, подробно и в вежливой форме сообщает гражданину сведения по указанным вопросам. Во время разговора должностное лицо, ответственное за информирование по предоставлению государственной услуги, произносит слова четко, избегает «параллельных разговоров» с окружающими людьми и не прерывает разговор по причине поступления звонка на другой аппарат.
При невозможности должностного лица, принявшего телефонный звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, запрос переадресовывается (переводится) другому должностному лицу или же гражданину сообщается телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
Продолжительность информирования по телефону по вопросам предоставления государственной услуги, сведениям о ходе предоставления государственной услуги не должна превышать 10 минут.
Информирование по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется в часы приема.
По письменному обращению должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, подробно в письменной форме разъясняет гражданину порядок предоставления услуги и в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения направляет ответ гражданину.
Предоставление политического убежища
На основании статьи 63 Конституции Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.