Что значит поклясться человеком

Почему нельзя клясться детьми

Мы часто даем обещание не только себе, но и другим людям совершить что-либо или поступить каким-либо, конкретно определенным образом. Любое обещание подразумевает, что надо держать слово и выполнить его. Чем более значимым является предмет обещания или чем меньше доверия между людьми, тем чаще используется клятва. Предполагается, что она дает значительно большую гарантию, особенно, если мы клянемся чем-то ценным для нас. Однако православие негативно относится к этому, аргументируя, почему нельзя клясться детьми.

Клятва и ее роль в отношениях

Давая клятву, мы торжественно излагаем обещание, что совершим или не совершим что-либо исходя из складывающейся ситуации. Одновременно это и попытка продемонстрировать заверение относительно подлинного характера наших намерений или определенного факта.

Именно поэтому имеется ввиду, прежде всего, уверение, не имеющее поддержки авторитетных источников. Но поскольку клянутся в основном чем-то особенно дорогим, то принимается риск в качестве подтверждения серьезности высказывания. В залог берется самое ценное, отсюда и фразы:

Фактически, человек поручается в клятве тем, чем он не обладает. Вот почему нельзя клясться детьми.

Психологические проблемы клятвы

Мы не говорим о возможности не исполнять обязательства. Однако давая клятву, не стоит подтверждать свои намерения здоровьем или жизнью своих близких людей.

Что говорит религия

В христианстве существует прямой запрет на клятву. Это указано в Писании. В частности, это можно увидеть в словах Иисуса Христа, указанных в Евангелие (Мт 5:33-37).

Обратившись к любому священнику, вы сможете получить ответ на вопрос, почему нельзя клясться детьми. Нельзя давать в залог то, чем вы не можете распоряжаться. Господь запрещает это делать.

Источник

Какая опасность подстерегает православного человека, когда он клянется

Почему нельзя клясться

Человек часто использует клятву, чтобы уверить кого-то в своих словах. Но к сказанному нужно относиться осторожнее и серьезнее. Следить за своей речью, и думать о высказываниях. Слово имеет вес, и оно может влиять на судьбу человека.

Смысл клятвы можно найти в Священном Писании, которое объясняет почему она вредна для православного человека. Когда человек вспоминает небеса, то он клянется престолом Божьим, на которое не имеет прав. Землей – это опора под ногами Бога, а если Иерусалимом, то местом, где прожил свою жизнь Христос. Нельзя клясться даже своей головой, потому что человек не может влиять на цвет волос только одним желанием.

Лучше просто говорить «Да» или «Нет», потому что остальные слова идут от лукавого.

Древним людям было сказано Иисусом Христом: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».

Нельзя клясться дорогими для сердца людьми, алтарем, Богом, потому что они не находятся под властью человека, который ее дает. Он ими не владеет, и не может распоряжаться. Об этом и говорит Господь, когда просит не произносить клятву.

Клятва

Кля́тва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения.

Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими, — заповедует Бог израильтянам через Моисея (Исх.22:11). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись (Быт.21:23-31). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню (Пс.118:106).

Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в (Мф.5:33-37) и (Мф.23:16-22), то же и у апостола Иакова (Иак.5:12). Третья заповедь Ветхого Завета запрещает опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Израильтяне легко прибегали к клятве, чтобы придать своим утверждениям дополнительный вес, но клятва порабощает человека, поэтому Спаситель запретил Своим ученикам клясться. Истинный смысл этой заповеди – призыв к абсолютной честности в любых словах.

Чем угрожает клятва православному человеку

Говорить, а тем более клясться, нужно осмысленно, потому что она несет опасность. Клятва для православного человека – это грех, если он не может ее выполнить. В Священном Писании сказано, что если дал клятву, то постарайся ее быстро исполнить, потому что Господь ее спросит с дающего человека. В обратном случае он получает наказание за несдержанное слово, причиняя себе вред.

Суть сводится к тому, что человеку не придется отвечать за свои слова, и брать грех на душу, если вовремя будет исполнять обещанное. Но можно и не клясться, ведь если человек говорит правду, то никакие подтверждения или убеждения ему не нужны. Главное – оставаться честным человеком перед собой, Господом, и людьми.

Что делать при нарушении клятвы?

Если человек поклялся совершить что-нибудь или, наоборот, не делать чего-то, а потом нарушил эту клятву, то он совершил клятвопреступление и обязан искупить его. Искупительные действия (каффара), которые совершаются в таких случаях, подробно расписаны в Коране: «Аллах не взыщет с вас за праздные клятвы, но взыщет, если вы скрепили клятвы [намерением]. В искупление за [нарушение такой клятвы] нужно накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите ваши семьи, или одеть их, или освободить раба. А тот, кто не может сделать этого, должен поститься три дня» (сура 5 «Трапеза», аят 89)

Для искупления клятвы можно выбрать любой из трёх упомянутых способов: накормить десять бедняков средним из того, чем люди кормят свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Если же он не в состоянии сделать ничего из этого, то нужно поститься три дня. А теперь рассмотрим каждый из этих способов искупления по отдельности.

Если искупающий клятву может накормить десятерых бедняков, то каждого из них он должен накормить средним из того, что люди в его городе едят в обед или на ужин. Малик и аш-Шафи‘и считали, что каждому бедняку полагается один мудд пшеничного зерна (примерно 510 г.), причем Малик считал, что одного мудда достаточно в Медине, потому что жители города были достаточно бедными, а в других областях и городах нужно накормить бедняков средним из того, что едят люди. Абу Ханифа считал, что каждому бедняку нужно дать два мудда пшеничного зерна или четыре мудда ячменя или фиников, а можно просто накормить его в обед и ужин [Бидая аль-муджтахид 2/179-180].

Многие имамы прошлого считали, что просто накормить человека один раз недостаточно, а нужно накормить его и днем, и вечером, чтобы он съел не меньше мудда еды. Например, имам Малик сказал, что достаточно накормит десять бедняков в обед и в ужин. Имам аш-Шафи‘и считал, что недостаточно просто накормить их один раз, потому что одни едят много, а другие мало, а каждому бедняку нужно дать один мудд [Тафсир аль-Куртуби 6/277].

Другие законоведы считали, что накормить одного бедняка в обед или в ужин засчитывается за одно кормление, потому что ни в Коране, ни в Сунне не указывается точное количество еды, а, наоборот, говорится «средним из того, чем вы кормите ваши семьи», то есть количество пищи в данном случае не имеет значения. Этому мнению отдал предпочтение шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин [Аш-Шарх аль-мумти‘6/185].

Причём законоведы единодушны в том, что бедняк не обязательно должен быть взрослым, это может быть и ребенок, хотя совершенно ясно, что ребёнок ест меньше, чем взрослый человек. Вместе с тем между учёными были разногласия по поводу того, засчитывается ли кормление младенца, которого мать кормит молоком. Из слов имама Малика следует, что кормить с целью искупления можно того, кого оторвали от груди. Но большинство ученых трех других мазхабов считали, что и кормление младенца засчитывается, и об этом сообщил Ибн Кудама [Мугни 9/539].

Если искупающий клятву желает дать одежду десяти беднякам, то каждому из них полагается дать одежду, покрывающую те части тела, которые обязательно покрывать в молитве. При этом следует учитывать обычаи той страны, в которой живут эти люди, и если там принято носить изар и риду, то достаточно дать каждому бедняку по два таких покрывала, а если там принято носить брюки и рубашку, то следует раздать им брюки и рубашку. Если же речь идет о женщине, то ей достаточно дать платье, которое покрывает всё тело, и головной платок.

Если искупающий клятву желает освободить раба, то это должен быть верующий раб, который полностью принадлежит своему хозяину, неважно, мужчина или женщина, ребёнок или пожилой человек. Этого мнения придерживалось большинство законоведов. Ибн Джарир считал, что освобождение из рабства ребенка засчитывается в качестве искупления, если оба его родителя мусульмане. Но Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, ан-Наха‘и и аль-Хасан аль-Басри считали, что если ребенок, находящийся в рабстве, тянется к вере, то его можно освободить в качестве искупления [Тафсир Ибн Касир 2/330].

В прежние времена, когда рабство было широко распространено, законоведы подробно разъясняли условия, при которых рабов можно освобождать в качестве искупления. В частности, Абу ‘Абдаллах аз-Зуркани в комментариях к «Муватте» имама Малика пишет, что за искупление не засчитывается освобождение, например, раба, который договорился со своим хозяином о сумме выкупа (мукатаб), или раба, которому хозяин обещал свободу в случае его смерти (мудаббар), или рабыни, которая родила ребенка своему хозяину (умм аль-валяд), а также рабов, имеющих серьезные физические недостатки, например, страдающих слепотой [Шарх аз-Зуркани 4/149].

Поскольку в наше время в большинстве стран рабство официально отменено, мы не будем вдаваться в подробности этого вопроса, и коснулись мы его только для того, чтобы иметь представление о том, какое место вопрос искупления отдельных грехов играл в жизни мусульманских обществ.

Если человек, нарушивший клятву, не имеет возможности сделать ничего из того, что мы упомянули выше, то он должен поститься три дня подряд. Это мнение ханафитских и ханбалитских законоведов, и оно опирается на кираат Убая ибн Ка‘ба и ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, в котором говорится ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ مُتَتَابِعَاتٍ «три дня подряд». Это чтение не является муаватир, потому что слова «подряд» нет в мусхафе, и не все законоведы были согласны с тем, что на такие кирааты можно опираться для конкретизации общего смысла аятов. Поэтому Малик и аш-Шафи‘и разрешали поститься три дня по отдельности, хотя и считали желательным поститься три дня подряд [Бидая аль-муджтахид 2/180].

Разные мнения есть и относительно того, засчитывается ли искупительное действие, если человек совершил его до того, как он нарушил клятву. Имам Малик считал, что засчитываются, и это мнение четырнадцати сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Абу Ханифа и его последователи, наоборот, считали, что в таком случае оно не засчитывается. Одни опирались на то, что искупление клятвы равноценно её выполнению, а другие говорили, что искупление становится обязательным только после того, как клятва нарушена, а совершать обряды поклонения раньше времени неправильно. Имам аш-Шафи‘и придерживался среднего мнения в данном вопросе, полагая, что искупление засчитывается, если речь идет о кормлении бедняка, дарении ему одежды или освобождении раба, и не засчитывается, если человек постился в искупление клятвы, которую он еще не нарушил [Тафсир аль-Куртуби 6/275].

Для того чтобы уйти от этих разногласий, лучше совершить искупительное действия уже после нарушения клятвы и сделать это сразу, не откладывая на потом. А Аллах знает лучше.

Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему?

Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми.

Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» (Быт.21:22-24).

В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли (Быт.24:2-3).

Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов (Быт.47:29-30).

Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).

Несколько иначе выразил отношение к клятвам Спаситель. Напоминая Своим ученикам о древнем запрете на нарушение клятвенных обязательств, Он со всею решительностью заявил: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, …ни землею, …ни Иерусалимом, …ни головою твоею» (Мф.5:34-36). При этом добавил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37).

Это наставление обусловлено рядом причин.

Во-первых, всё находится под владычеством Божьим. Когда христианин клянется Богом или святыней, или даже собственной головой, по строгому счёту он клянётся тем, что принадлежит не ему, даже он сам (христиане почитают себя за рабов Божьих и по чувству смирения, и зная, что «куплены дорогою ценою» (1Кор.7:23), то есть искуплены).

Во-вторых, давая ту или иную клятву, человек далеко не всегда предвидит все возможные условия и обстоятельства, необходимые для её исполнения; следовательно, он подвергает себя риску стать вольным или невольным клятвопреступником (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, собственной головой или здоровьем своих близких, его ответственность перед Судом Божьей Правды может возрасти).

В-третьих, даже во времена Ветхого Завета лжесвидетельство оценивалось как грех (Мк.10:19). Для христианина ложь ещё более чужда (в данном случае мы не касаемся вопроса об исключительных случаях «облагороженной» лжи). Стало быть, христианин, давая обещание, должен стремиться выполнить его уже просто потому, что обещал.

Особым образом следует относиться к торжественным клятвам, предусмотренным государственным законодательством либо особыми общественными, профессиональными или иными традициями, как например, Военная Присяга, Клятва Гиппократа и пр.

Источник

Почему нельзя клясться: одна фраза Христа, отменившая традицию

Клятва — непреложный обет, обещание, заверение в чем-либо. Человек, поклявшийся сделать что-то, обязан выполнить это действие. Слово «клянусь» укрепляет веру в то, что произнесший это говорит правду, не лукавит и уверен в своих словах. Нарушение клятвы считается тяжким преступлением. Клянутся обычно тем, что больше всего дорого: близкими, дорогим имуществом, здоровьем. Однако можно ли, это делать? Почему нельзя клясться детьми или родителями категорически?

Что значит поклясться человеком

Клятва в исламе

В мусульманской религии традиционно существует несколько разновидностей клятвы: непроизвольные, связанные с событиями в прошлом, и о том, что случится в будущем.

Что значит поклясться человеком

Если непреднамеренные клятвы не предполагают искупления, так как были сделаны неосознанно, то с двумя другими ситуация иная. Если человек, произнесший такую клятву, нарушит ее, согласно приказу Аллаха, он должен или накормить, или одеть десять нищих. Если же у него нет материальной возможности сделать это, то за каждую нарушенную клятву, он обязан соблюдать трехдневный пост.

Отношение к клятве в христианстве

Если обратиться к Ветхому Завету, то там можно увидеть наставление клясться именем Бога:

Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись.

Обычай этот был закреплен законом Моисея. В Ветхом Завете можно найти немало примеров различных клятв. Если же обратиться к тексту Нового Завета, можно заметить, как сильно изменилось отношение к клятвам. В Нагорной Проповеди Иисус отменяет обряд клясться именем Бога.

Что значит поклясться человеком

С этого момента, главным свидетелем человеческих деяний становилась совесть, а совесть — это голос Бога в человеке. Иисус Христос, налагая запрет на клятвы, произносит следующие слова:

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Так почему нельзя клясться в православии? Иисус говорит о том, что во время клятвы человек говорит о чем-то ценном: небе, Родине, собственной жизни. Однако ничему из этого он не является хозяином, ничем из этого он не владеет. Владеет и управляет всем сам Бог. Следовательно, права распоряжаться тем, чем человек не владеет, он не имеет. Вот почему нельзя клясться Богом, жизнью или чем-либо еще.

Ветхозаветный обычай позволял иудеям клясться, так делал Иосиф

Клятва — это торжественное обещание сделать или не делать чего-либо в зависимости от ситуации. Также клятва — это заверение в подлинности того или иного факта.

Клятва подразумевает, что если слова человека разойдутся с делом, его постигнет некая кара. Обычно — это лишение того, чем клялись, поэтому клянутся чем-то дорогим, чтобы, опираясь на взятый на себя риск, подтвердить серьёзность своего высказывания.

В Ветхом Завете есть масса примеров того, когда люди клялись:

«И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте».

Клятва имела больший вес, чем обещание. Фактически, взятие клятвы с Иосифа было самым надёжным вариантом, доступным умирающему Израилю. А его желание быть похороненным на родной земле — это старая традиция, известная с доисторических времён.

Случалось, путешественники даже перевозили с собой родную землю, либо кости предков. Захоронение рядом с родителями и дедами было для древних народов важнейшей кульминацией жизни.

Что значит поклясться человеком
Престарелый Иаков взял со своего сына Иосифа клятву похоронить его на родной земле. На картине Рембрандта Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема незадолго до смерти

Поэтому Израиль и походит столь жёстко, требуя от Иосифа клятвы, чтобы умереть спокойным за свою посмертную участь.

Но в то же время симптоматично, что Израиль не удовлетворился простым обещанием, а посчитал нужным поставить сына в жёсткие условия клятвы. Впрочем, он сам, как мы помним, был не сильно искренним с отцом, когда обманом получил его благословение, и с таким же отношением столкнулся от детей.

Суеверия, связанные с клятвами

Как уже было отмечено выше, у слов «клятва» и «проклятие» одинаковый корень. Некоторые люди верят, что произнеся клятву, человек может нанести самому себе и своим близким огромный вред. Экстрасенсы считают, что в тот момент, когда клятва была произнесена, в кармическом теле человека сбивается ход событий. Клятва накладывает запрет на те вещи, которыми человек поклялся, блокирует их. Поклявшийся может перекрыть финансовые потоки, удачу, хорошее самочувствие, нарушить работу репродуктивной системы. Это объясняет почему нельзя клясться здоровьем или деньгами.

Если человек клянется другими людьми, например, родителями или ребенком, несчастья и болезни обрушиваются на тех, кем поклялись. А наблюдая за их страданиями, страдать будет и тот, кто поклялся. Вот почему нельзя клясться мамой или детьми. Кстати, клятва ребенком — одна из сильнейших и одна из самых страшных.

Считается, что даже если человек поклялся в эмоциональном порыве, потусторонние силы все равно учтут эту клятву. Если, например, человек поклялся чего-то никогда не совершать, он будет оказываться в таких жизненных обстоятельствах, в которых невозможно будет следовать данной клятве, и рано или поздно все-таки нарушит ее. Например, неверный супруг, изменив своей жене, поклялся собственным здоровьем больше никогда такого не совершать. В дальнейшем он обязательно столкнется с соблазном на работе или на вечеринке. Нарушив клятву, и изменив повторно, он потеряет как здоровье (которым клялся), так и семью.

Клясться не запрещено, просто эта традиция устарела, она бессмысленна

На вопрос, почему клясться нельзя, ответить невозможно. Нет такого представления, что клятва — это грех. Это обряд, причём не языческий, а входящий в библейскую традицию. Но ему на смену пришёл новый подход — призвание Бога в свидетели.

Рассказывает священник Афанасий Гумеров:

архимандрит, философ и религиозный деятель

«Теперь свидетелем верности в исполнении сказанного является совесть (слав. со-весть, со-вестник) — голос Божий в человеке. По слову апостола: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим.9.1). Приведем и другие места из Посланий св. ап. Павла: «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» (Рим.1.9), «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» (2Кор.1:23), «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу» (2Кор.11:31), «Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» (Фил.1:8), «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!» (1Фес.2:5). «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр.10:5–6). Иисус Христос словами «не клянитесь» отменил конкретный ветхозаветный обряд, ибо свидетелем верности слова или дела становится уже совесть».

Призыв Бога в качестве беспристрастного свидетеля во многом параллелен иудейскому обычаю клясться лишь Его именем во имя правды. Но смысловая нагрузка здесь похожая. То есть мы имеем перед собой трансформацию обычая в новую форму.

Главное отличие здесь — подчёркивание того, что Бог присутствует здесь и сейчас, в каждом из нас. Продолжая клясться просто именем Бога, мы как бы пренебрегаем богословским наследием христианства и снова дистанцируемся от Бога.

Да, это не грех. Но и практической пользы в этом нет. Как верно замечают даже самые поверхностные комментарии на эту тему: или клянись тем, что имеешь, или не клянись вовсе.

Клятва Богом, матерью, жизнью и т.д. — это дело пустое, потому что ни что из этого в реальности не принадлежит человеку.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Клятвы, данные покойникам

Такие клятвы обладают особенной силой. Чаще всего это обещание умершем супругу никогда ни с кем больше не иметь отношений. Дают клятву разными способами: пишут покойникам письма, произносят устно, кладут свою фотографию в могилу. Мотивация человека давшего клятву понятна: он испытывает боль потери и исключает даже мысль о счастье с другим. Однако если со временем отношения все-таки начнутся, человеку станет являться покойный супруг. Люди, столкнувшиеся с такой ситуацией, обращаются к экстрасенсам, магам, церкви и психологам, чтобы только избавиться от таких видений.

Что значит поклясться человеком

Иисус Навин выполнил клятву, которую давал Моисей

В двенадцатой главе книги Иисуса Навина к нему приходит потомок Иуды, Халев. Он сообщает, что Моисей некогда дал клятву:

«Земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим навек, ибо ты в точности последовал Господу, Богу моему».

Но Моисей мёртв, так что можно понять опасения Халева. Пророк скончался, так и не сдержав клятвы. Вся надежда Халева — на порядочность Иисуса Навина.

При этом мы можем увидеть, что слова Моисея приравнены к словам Бога. Иисус Навин выполняет обещание, которое дал Моисей и выделяет Халеву требуемую землю.

Наиболее известные клятвы

Что значит поклясться человеком

Эти клятвы конечно носят особый характер. Тем, для кого они существуют (врачи, военные, спортсмены), давать их не только можно, но и необходимо. И особенно необходимо их выполнять.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *