Что значит покляпая береза
«Славна богатырями земля Русская»
Презентация к уроку
Цель: повторить полученные сведения о былинах, об устном народном творчестве.
Образовательный аспект – обобщить материал о былинном творчестве, расширить знания о богатырях и их обычаях.
Развивающий аспект – способствовать развитию интереса к русскому устному народному творчеству, прививать чувство гордости за свою страну.
Воспитательный аспект – разбудить желание учащихся соревноваться, воспитывать дух соперничества, состязательности.
Оборудование занятия: презентация, музыкальное сопровождение (гусли), набор карточек с заданиями.
Ход занятия
Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память. И если мы будем знать фольклор, будет жива память народная, вечно будет славиться Русь богатырская (слайд 1).
Сегодня мы сможем увидеть, как команды готовы постоять за звание былинных богатырей. Ведь наше литературное состязание – своеобразный богатырский поединок, только с друзьями – соперниками, а не с врагами. Не забывайте, с каким достоинством всегда встречали богатыри жизненные невзгоды! Удачи вам!
(Играют три команды по три мальчика – богатыря и одна девочка).
– Древнерусский город, окруженный крепостной стеной. Раннее утро. Из ворот внезапно выезжает могучий всадник на таком же могучем коне. Богатырь в полном воинском убранстве. На нем… Как же снаряжался русский богатырь, отправляясь в путь – дорогу? (слайд 2)
(Командам предлагаются карточки с перечнем предметов, из которых они должны выбрать богатырские доспехи; ответ нужно обосновать, объяснив значение слов).
Рогатина – разновидность копья с более широким, тяжелым, обоюдоострым железным наконечником, палица – тяжелая дубина с утолщенным концом, булава – палица булатная, стальная, глуздырь – птенец, не умеющий летать.
Пока команды готовят ответ, ведущий предлагает вопросы зрителям.
– Всем вам хорошо знакомо слово меч – обоюдоострый клинок. В одной из былин об Илье Муромце читаем: “А тут мечом Илюша подпоясался” Как понимать эти слова? Можно ли подпоясаться мечом? (ответ – подпоясаться мечом, конечно, нельзя. Меч можно лишь подпоясать, то есть привязать к ремню).
– Один из предметов воинского вооружения – щит – средство обороны, которое известно с глубокой древности. Какой воинский обычай связан со щитом? (ответ – укрепление щита в стане неприятеля является символом победы над врагом).
– Щит в древности (X – XIII) имел вид эллипса и изготавливался из дерева, чтобы легче было держать в руках. Дерево обтягивалось кожей, поверх которой крест – накрест проходили металлические полосы )обычно железные). Из чего были сделаны щиты русских богатырей? (ответ – щиты русских богатырей были не деревянные, а из слоновой кости.
– Верный помощник богатыря – его конь (слайд 6). Командам предложены карточки со следующими вопросами:
1. Как богатырь относится к своему коню?
2. Как богатырь седлает коня?
3. Что такое попоны? Для чего во всех четырех углах попоны было по “самоцветному яхонту”?
– В русском языке есть фразеологизм, связанный с одним из уже названных предметов богатырского одеяния. Какой это фразеологизм? Что он означает? (ответ – “ошеломить”: на шлеме остроконечное навершие (шишак) не позволяло нанести прямой удар; можно было ударить только сбоку, и сила удара уменьшалась; человек получал контузию, что называлось “ошеломить” – нанести неожиданный удар).
Использование постоянных эпитетов – одна из особенностей былин как произведения устного народного творчества. Командам предлагается ряд слов, к которым нужно подобрать постоянные эпитеты, используемые в былинах (слайд 10):
Дополнительные вопросы командам:
– Как вы понимаете выражение – звериная рогатина? (охотничья).
– Что означает ретивое сердце? (горячее, страстное).
– Объясните выражение “покляпая береза”? (нагнутая).
Илья Муромец – самый любимый народный былинный образ (слайд 11). В большинстве былин об Илье Муромце и Святогоре рассказывается о том, как, умирая, Святогор передал Илье свой заветный меч – кладенец и умножил его силы. Но есть варианты, где Илья Муромец отказывается от этого дара. Почему? На обдумывание ответа – 1 минута. Ответ: Илье Муромцу и своей силы достаточно, а от излишней силы его, как и Святогора, перестала бы держать мать – сыра земля.
Известно, что подвиги, которые совершает Илья Муромец, не по силам обычным людям. Может быть, он волшебник? (1 минута – ответ: Илья Муромец не волшебник, в былине используется прием гиперболы (преувеличение) (слайд 12).
– В какой былине Илья Муромец совершает свой первый богатырский подвиг? Ответ – в былине “Илья Муромец и Соловей – разбойник” богатырь побеждает “силушку великую” под Черниговом
– В устной народной поэзии каждая деталь имеет особое значение. Где Илья Муромец побеждает своего врага Соловья – разбойника?
Вопрос зрителям: Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, – не конкретное географическое название. Это эпическая река – река зловещая. Что означает её название? Ответ: Смородина значит Смрадная.
Перед вами (слайд 13) изображение предмета (макет камня), перед которым останавливается Илья Муромец в былине “Три поездки Ильи Муромца”. Как называется этот предмет? Что вы о нем знаете? Ответ: Это горюч камень или бел – горюч камень. В былинах он имеет зловещее значение. Обычно возле этого камня с богатырем случается несчастье. Это намогильный камень. В древности существовало представление о возможности воскрешения умерших людей. Для того чтобы эти люди не могли ожить и причинить зло живущим, могилы умерших закладывать камнями. Горючим намогильный камень назывался потому, что близкие умершего приходили на его могилу проливать горючие (горячие, жгучие) слезы. Намогильные камни чаще всего были из известняка – материала, распространенного на Руси, сравнительно легкого и твердого, легко обрабатываемого, потому камень имеет эпитет белый.
Вывод: Русский богатырь никогда не выбирал легких дорог. Но не был легким и ваш путь к победе в литературном состязании, но вы с достоинством преодолели его. Теперь все вправе называться богатырями. И пусть кто-то из вас оказался чуть-чуть позади, проигравших в нашей игре нет (слайд 14).
(Занятие заканчивается подведением итогов, награждением победителей, можно провести подвижные народные игры – перетягивание каната, толкание гирь и т. д.).
Где сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын?
Вопросы на засыпку
Для начала вспомним былину об Илье Муромце и Соловье Разбойнике, тот классический вариант, который изучался в общеобразовательной школе.
На пути русского богатыря к стольному Киеву-граду возле Чернигова
«нагнано-то силушки черным-черно,
ай черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не проскакиват».
Много интересной информации содержится в приведенном отрывке. Но прежде взглянем на географическую карту, еще лучше на глобус Земли. От Мурома до Киева лучше, удобнее и ближе, ехать через Орел или Курск, а Чернигов не по пути. Если Илья Муромец спешил, а его конь мог скакать через реки и леса, то зачем же он сделал такой крюк?
Допустим, что Илья поехал через Чернигов, чтобы расправиться с черною силою. Мужик-то хитрый оказался. Совершив подвиг, он получил приглашение стать в Чернигове воеводою, но он за оказанную услугу спросил у черниговцев про прямоезжую дорогу. И хотя фактически от Чернигова до Киева менее ста двадцати километров, черниговцы, видимо, по простоте душевной, назвали ему аж пятьсот верст. Зачем же черниговцы обманули своего избавителя?
Не значит ли это, что у сказителей неверные представления о расстояниях? Похоже, что сказители не имеют представлений о том, какие расстояния между этими городами: почт еще нет, курьеры не ездят и не бегают, скороходов, похоже, еще не набирали. А может, автор хотел зачем-то обмануть читателя или на что-то намекнуть?
Кроме того, Чернигов внутренний русский город. Степняки могут угрожать с юга, татаро-монголы, кажется, еще не подошли, время их не наступило, но в былине сообщается, что под Черниговом стоят вражеские войска. Откуда? Почему? На ум приходит только один вывод, видимо, былина сообщает о географии того времени, когда царство Романовых сузилось до «овчинки» вокруг Москвы. Вот тогда и могли стоять вокруг Московии враги. А если это было более древнее Киевское государство, то откуда здесь, то есть под Черниговом, взяться огромной силе?
Если эта сила шла с Запада, то зачем ей пересекать Днепр и идти лишние сотни верст в обход, если можно пойти прямо на Киев? Немцы во время Второй мировой войны так и сделали. Они шли прямо на Киев, не делая никаких крюков и не забегая по пути в Чернигов. Удивительно: Илья Муромец делает гигантский крюк, враги с Запада, если, конечно, они оттуда, тоже не любят ходить напрямую, обязательно делают крюки. Помнится, что педагог Шаталов в свое время рисовал на классной доске крюк, который сделал Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Значит, это традиция такая!
Если темная сила, допустим, шла с юга или востока, то ей тоже незачем идти на Чернигов, проще было пойти прямо на Киев. Не надо быть математиком, чтобы выбрать короткий путь. А здесь враги Киева выбрали самые неудобные подходы к стольному городу. Да и опытный воин Илья Муромец, конь которого мог скакать через реки и озера, выбрал какой-то извилистый путь. Неужели наши предки были такими тупыми, что не имели никаких представлений о преимуществе прямого пути?
А теперь о самом главном. Я уверен, что сказитель знал о том, что тьма – это очень конкретное число, но он заменил слово синонимами, указывающими на беспросветную черноту. Скорее, это указание на ту угрозу, которая нависла над страною в целом в связи с оккупацией России Романовыми.
Чернигов, видимо, в силу своего названия, указывающего на черное, темное, оказался почему-то тем центром, из которого управляли Тьмутараканью. Если Тмутаракань это нынешняя Астрахань или нынешний Таманский полуостров, то какие расстояния отделяют их от Чернигова? Как же управлялись князья с руководством такими отдаленными территориями? Или там находились летние резиденции черниговских князей? И не потому ли автор-сказитель использовал другие корни, чтобы сказать о нависшей угрозе.
Давайте разбираться вместе. Угроза Киеву шла с севера. И действительно, при Екатерине Великой, этой просвещенной императрице, состоявшей в переписке с именитыми европейскими философами, в Малороссии было установлено крепостное право. Вообще, самые дикие формы закрепощения в России связаны с династией Романовых. Закрепощение Малороссии – это апофеоз. В те же годы, когда Северные Соединенные Штаты не без участия российской императрицы получили независимость, народ России – ужесточение крепостной зависимости.
Еще интересный эпизод в связи с этой былиной. Между Черниговом и Киевом на прямоезжей дороге указаны такие пункты, которые свидетельствуют совсем о другом. Что это за пункты, памятные топонимы прошлого?
Это гора у Черной Грязи.
Это береза покляпая, то есть согнутая.
Это речка Смородина.
Это Крест Леванидов.
Вот там-то и сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
Через пятьсот верст прямоезжею дорогою от Киева к северу будет примерно стоять Москва. Все зависит от того, какую шкалу принять. Напомню, что при Петре Первом верста стала 500 саженей, это около 2 км, а до него была 700 саженей, а еще раньше – 1000. Не указывает ли былина, что Соловей-то Разбойник сидит не где-то, а непосредственно в Москве, только цензоры и комментаторы этого не заметили. Или не захотели заметить?
В комментарии читаем:
«Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст». Представление о пути следования Ильи у поздних сказителей весьма туманное: от Чернигова до Киева расстояние по прямоезжей дороге оказывается в пятьсот верст, на самом же деле оно менее ста двадцати верст. Илья должен ехать в Киев мимо какой-то Грязи Черной и Креста Леванидова. Древние былины помнят путь Ильи из Мурома через леса Брынские (то есть Брянские, дебрянские, дремучие) и черные Грязи Смоленские. О Москве, поскольку она возвысилась позднее, былина не вспоминает».
Вот такой комментарий. Обращаю внимание, что Смоленск с его Черными Грязями вообще не по пути, это крюк в лишнюю сотню верст, да не одну. Похоже, что автор намекает проницательному читателю (Помните о таком из курса русской литературы ХIХ века?), что царская династия, ставшая по сути для России Соловьем Разбойником, вышла как раз из тех мест и зацепилась на речке Смородине.
Речка Смородина (Смородинка) довольно часто встречается и в сказках, и в былинах. Именно так до начала строительства столицы империи Москвы называли Москву-реку. Встречаются упоминания, что Неглинка впадала в Смородину. Кстати, смородина – очень вкусная ягода, без кустов которой не обходится ни один садовый участок в России, как ни один дом не обходится без смородинного варенья или наливки. В словаре Даля смородина дана в гнезде слова смородъ – смрад, вонь, сильный запах, гарь, угар, чад, дано уточнение, что черная ягода стала смородиной от резкого, удушливого запаха куста и ягод. Но удивительно не это, а то, что в немецком такую ягоду называют Johannisbeere, буквально ягода Иоханна, Йоханна. Почему? Не потому ли, что ханы-цари Иваны строили Москву на речке, прославленной смородиной?
А Крест Леванидов – это, похоже, символ Западной Европы, католический крест. Леванидов – принадлежащий Ливонии, той самой, с которой собирался воевать Иван Грозный, но из-за смуты в Москве отказался от замысла. Сегодня с Ливонией соотносят Литву, однако так называемые ливонские писатели и просветители проживали не в Прибалтике, а в Голландии.
Крест Леванидов упомянут, видимо, потому, чтобы указать, что Романовы победили в борьбе с регулярной армией-ордой и возвысились над Россией в результате помощи стран Западной Европы. На мой взгляд, на это указывает герб города Владимира, утвержденный Екатериной Второй в 1781 году: лев, встающий на дыбы, держит в правой лапе серебряный католический крест. Свирепая пасть льва на старых гербах заменена почти человеческим лицом, на голове льва железная корона. Карикатурный лев указывает на Леванидов крест.
А фраза сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын тоже указывает на прозападную ориентацию Романовых.
Одихмантьев, где о – это приставка-корень со значением вокруг, около, со всех сторон; дих – это дикий, от чего одышка, отчего трудно дышится, что стесняет дыхание; мант – это немецкий корень Mann, мужчина, человек, а это символ Западной Европы. Сравните: вариант этого слова басурман, сборщик налогов и податей. Однако авторы могли указать и на мантию – один из атрибутов царской власти, тогда мантия – пальто из дорогих мехов, от которых нет возможности дышать.
Вот она, зверская сущность самодержавной власти, и проявляется во всей полноте.
Удивительно, что в былине не признали острую сатиру на самодержавие в России. Кажется, я знаю почему. Публикация былин относится к 70-м годам ХIХ века. К этому моменту появилось немало явной критики самодержавия, особенно в Европе, потому на этот жанр, да еще на скрытую форму, просто не обращали внимания, а вопросом на засыпку, где сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын, видимо, никто тогда не задавался.
«А наверху – покляпая береза»
Программа Екатерины Степановой
«Русский Север»
Информационное обозрение. Выпуск 95
Эфир 5 декабря 2018 г., 10.45
Шестая выставка проекта компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», которая называется «Предчувствие Севера. Пермский путь», во всех смыслах оправдывает свое название. Экспозиция построена таким образом, что мы движемся из зала в зал по проложенному пути, и, в то же время, каждый зал олицетворяет собой один из путей, которыми север осваивался: будь-то древние торговые пути, водно-волоковые, которыми шли новгородцы, а позднее московские люди, или пути развития сначала производства солеваренного, а потом и литейного.
Прежде чем начать рассказ непосредственно об экспонатах, нам необходимо в целом представлять, что это были за земли такие. Почему так много путей вело через Прикамье, через пермские земли, и почему эти земли становились истоком для дальнейшего продвижения на восток, на север и на юг.
Об этом рассказывает один из научных консультантов выставки, старший научный сотрудник Отдела археологии, истории и этнографии Пермского федерального исследовательского Центра Уральского отделения РАН Павел Анатольевич Корчагин:
— Слова «путь» и «дорога» – это два по смыслу очень разных слова. Путь или путик – это тропинка в лесу. Путь – это направление. Дорога от слова дергать. Дорога – это специально подготовленное пространство для движения, а путь может быть как сухопутный, так и водный, водно-волоковой. Это не дорога, это узенькая тропинка. Но даже если и дорогу возьмем. Одна из самых знаменитых наших трансуральских дорог, Бабиновская дорога, или Государева дорога в Сибирь, она вначале представляла собой буквально просеку 260 км протяженностью от Соликамска до Верхотурья и шириной около трех метров. Представляете, любая лесина подсохла и падает и всю дорогу перегораживает. И в этом смысле землепроходческий, географический подвиг русских землепроходцев и Колумба. Перед ним был огромный океан, просторы, по которым можно было двигаться в определенном направлении. У русских ситуация совсем другая. Они должны были протискиваться, пробиваться. Но если мы сравним сроки и успешность колонизации Южной и Северной Америки и нашей Сибири, то русские-то за полвека всю Сибирь прошли. За полвека всего. Они уже к 60-м годам XVII века вышли к берегам Тихого океана. И это продираясь по узким путям или двигаясь по рекам. Они очень умело использовали свои географические знания о местности.
Что же касается слова «пермь», то в точном переводе это «задняя земля». Не дальняя, не крайняя, как иногда переводят, а задняя. Студенты иногда смеются «о, где мы, оказывается, живем». И я им отвечаю «ребята, когда вы узнаете правду, вы будете только гордиться». Представьте себе – тайга. Особенно Русский север, эти безбрежные леса, территорию Архангельской, Вологодской губерний, современной Коми республики. Это же пространство, выглаженное ледником, который отступил двадцать тысяч лет тому назад. Это местность, ровная как стол. И если вы идете где-то по лесу, вы как будто под землей движетесь, вы совершенно теряете ориентиры. Поэтому ориентирами основными были как раз реки. И по ним двигались всегда.
Когда мы говорим «речная сеть», мы немножко привираем. У рек не сетчатая структура, а древовидная. На реках нет перекрестков, есть только слияния. Но мы говорим «сеть». И только потому, что наши предки нашли в верховьях рек краткие сухопутные отрезки, где можно было минимальными усилиями переволочь суда – волока. И эти волока стали узлами, благодаря которым речная система превратилась в речную сеть.
Вы знаете, как определяется берег левый и берег правый? Стать лицом по течению, и по правую руку будет правый берег, а по левую – левый. И что получается? Устье у нас впереди, а верховье? Сзади! А «пермь» как переводится? Задняя земля! Т.е. «задняя земля» это в верховьях рек, там, где бассейны рек максимально сходятся. И в Перми их много.
— Но ведь имеется в виду не современный город Пермь, а Пермь Великая, которая севернее гораздо?
— Да, конечно. Так вот и в летописях о путешествиях брата великого князя московского пишется, что он из Устюга пошел на Каму «задними водами». Я почему подчеркивал, что у северян плоскостное восприятие местности. Это мы сейчас, ориентируясь по реке, в своем сознании ставим ее на попа, как на карте – верховье и низовье. У наших предков было горизонтальная ориентировка. Река – это первый Богом данный путь, который и летом удобно использовать, плывя на лодке или на плоту, а зимой, когда река замерзает, то ровнее шоссе уже не придумаешь. Поэтому все населенные пункты тяготели к рекам. И вот первые пути, они были именно такими – водными и водно-волоковыми. И в названии нашего края, нашего города, исторической области Пермь Великая, ее положение на волоках – транспортно-транзитной развязке – оно и отражено.
Да, но мы говорили о плоскостном мышлении. Волжско-Камский речной путь был плоский. Но я откопал как раз на наших чердынских северах святилища XI-XIII века. И для меня это стало своего рода открытием – я начал понимать пространственное видение наших предков. Все эти святилища стоят не абы как в пространстве. Их размещение всегда соответствует одним и тем же критериям. Они всегда на высокой горе. Причем эта гора должна быть не круглая, а вытянутая и очень точно должна быть ориентирована либо по линии север-юг, либо восток-запад. Обязательно высокая гора, внизу должен быть либо родник, мощный родник из-под земли пробивающий, либо хотя бы озерцо, либо место слияния двух рек, или расщелина какая-то, или могильник. Т.е. то, что наши предки принимали за входы в подземно-подводный мир. А наверху всех этих святилищ стояла «покляпая береза» так называемая, или «мировое древо». Трудно с русского на русский переводить… Покляпая – необычная, может быть кривая, два-три ствола из одного пня, т.е. она должна быть необычной какой-то. Вот такую же идолопоклонную березу Стефан Пермский срубил в Усть-Выме, на территории Коми республики, а у нас были свои березы, свои рубщики.
И ведь что интересно. Место слияния двух рек – это ведь тоже перекресток по сути дела. И обязательно со всех этих гор либо между собой видны эти святилища, либо как ориентир-посредник – какой-то памятник природы. Т.е. это были узловые точки, реперы для ориентации в плоском пространстве. И между ними появились первые сухопутные дороги, пути. Получалось, что эта дорожно-речная сеть в пространстве была закреплена этими святилищами, где возможно было путешествовать не только в горизонтальном пространстве, но и вертикальном – в поздемно-подводный мир и в верхний горний мир. Когда я понял это, то для меня это было – нет, не удивительно, в принципе, так и должно быть, но когда это все такое прикладное, конкретное, можешь увидеть своими глазами, пощупать.
Очень важно понимать принцип возникновения различных путей и их сложение в путевую сеть. И мы увидим, как это повлияло на дальнейшее освоение земель, на последующее продвижение на Север. Но поговорим об этом уже в следующих выпусках. И в частности, чем так особенен пермский звериный стиль, как он повлиял на формирование путей.
Береза
БЕРЕЗА (Betula). Есть несколько вариантов происхождения латинского названия. От кельтского betu — берёза, или от видоизменённого лат. batula — бить, сечь. В прошлом ленивых школяров и студентов секли розгами, чаще всего березовыми. Отсюда выражение «отведать березовой каши».
Русское слово «береза» восходит к древнему корню «bhe» – «белизна» «белый». Лингвисты связывают ее название с глаголом беречь: славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
Народные названия – береза глухая, березина, белотелая, навье дерево. Есть «мужские» и «женские» деревья – береза и березун. У березы листья распускаются в стороны, у березуна – вверх.
Наряду с дубом береза – одно из самых почитаемых деревьев у славян. Является символом света, чистоты, женственности, олицетворением русской природы, символом России.
Рвала мать на себе волосы, да поздно. Похоронила она их подальше друг от друга: сына перед церковью, а невестку позади церкви. В ту же ночь вырос из могилы мужа тополь, а из могилы жены – березка, и сплелись они ветвями, да так, что не разрубить, не разорвать. Хотела мать срубить деревья, да люди не дали. А береза да тополь в том селе и по сию пору растут.
В легенде хантов о небесной девушке говорится, что когда-то в давние времена забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на землю. Черные мысли людей Землю душат, умирает она.
Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Алтайская легенда рассказывает об отважной девушке, не покорившейся врагам. Давно это было. Тогда алтайские народы жили отдельными племенами. У одного из вождей такого племени была дочь. Была она не смуглая, как все, а светлокожая, и потому называли ее «Бледнолицая». Однажды неизвестно откуда напали враги. Они знали, что все мужчины племени ушли в очередной поход защищать родные земли, остались в стойбище только девушки и потому надеялись на легкую победу.
Но девушки решили защищать свою жизнь и честь. Отважно дрались они с врагами, многих уложили. Рассвирепели враги и стали метать в девушек стрелы. Щадили они только бледнолицую. Наконец, все ее подруги погибли. И только она продолжала истреблять ненавистных врагов. Пуще прежнего разозлились враги и пустили в нее сразу сотню стрел. Бледнолицая, сраженная ими, упала. В том месте, где она упала, выросло красивое белоствольное дерево. И только там, куда попадали стрелы врагов, зияли черные отметины.
Кстати, о черных пятнах на коре берез. Научное название их «чечевички». В отличие от белого слоя коры – бересты, очень плотной, не пропускающей ни воду, ни воздух, они рыхлые, пористые. Это своеобразные «форточки». В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева, а зимой – закрываются более плотными клетками и помогают ему не замерзнуть. В легендах же, как водится, все объясняется по-своему.
В еврейской так объясняется происхождение белого цвета березового ствола. Давным-давно береза росла в саду Иова. Был он не только богатым, но и хорошим, честным человеком. Бог очень гордился им. Но однажды дьявол сказал Богу: «Быть богатым и при этом хорошим и честным несложно. Лишь в бедности человек проявляет свои хорошие качества по-настоящему». И Бог разрешил дьяволу испытать Иова. Тогда Иов обеднел и заболел. Стал некрасив, убог, но все-таки оставался честным и хорошим человеком.
Люди исстари обращали внимание на необычные деревья: очень старые, причудливой формы, или с нехарактерными для данной породы признаками. Тогда рождались удивительные легенды и предания. Интересен в этом плане рассказ Александра Лазарева «Легенда о Чуди».
…Жили испокон веков на Урале старые люди — их чудью звали. Рылись под землей, железо варили. В темноте ютились, солнечного света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели. Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек. А березы на черный лес все наступают и наступают… «Уходить надо», — говорили молодые чуди. «Умрем, где умирали наши отцы и деды», — возражали старые и пожилые. И вот запрятались чуди в свои жилища, норы подземные; сваи, державшие земляные потолки, подрубили и заживо захоронили себя. Не стало их на Урале. А на месте жилищ курганы образовались. И растут на них старые-старые березы.
Но, пожалуй, самые удивительные легенды связаны с черной березой, которая встречается и у нас, и в других странах. А в Белоруссии растет самая крупная в мире роща берез с корой черного с красноватым оттенком цвета. И, конечно же, об этом необычном природном чуде сложено множество мифов и легенд.
В одном белорусском селе жила женщина, у которой было две дочери: светленькая и чернявая. Когда сестры подросли, то одновременно полюбили одного парня из соседней деревни. Каждой из них он отвечал взаимностью, но никак не мог решить, какая же из девушек нравится ему больше. Однажды он назначил свидание сразу двум сестрам в одном и том же месте, но в разное время. Но так сложилось, что они пришли на свидание в условленное место одновременно. Когда обман раскрылся, то от горя девушки превратились в березы: одна – в белую, а другая – в черную.
В Ульяновской области в селе Троицкий Сунгур растет береза с бархатно-черным стволом. В одном из местных преданий говорится о том, что в давние времена жили на этой земле лесные люди, которые никогда не видели белоствольных деревьев. Жили трудно и голодно: ни хлеба не знали, ни картошки. Пришел к ним из дальних мест добрый человек, посадил он в землю пшеничное зернышко. Как только заколосился первый хлебный стебелек, сразу посветлела кора на одной из черных берез. На другой год колосков стало сразу двадцать, и забелела берестой целая роща. Так и повелось с тех пор: как только в селе радость – урожай хороший уродится или свадьба – сразу черная кора на березах белой становится. За многие годы в Сунгуре столько радости было, что только одно дерево черным осталось. Говорят, березы сами попросили свою темную подругу оставаться такой, чтобы берегли люди свое счастье.
Есть и другая легенда. Собрались десять девушек в деревне замуж выходить, да напал на землю русскую враг, ушли добры молодцы свой край защищать и не все вернулись. На веселых свадьбах гулял народ в девяти домах, у одной же невесты жених погиб, сражаясь в бою. Девушка дала обет всю жизнь оплакивать своего любимого и никогда не примерять свадебного наряда. Облачилась она в черные одежды и уж не снимала их. А когда умерла, душа девушки переселилась в березу, которая приняла ее страдания и печальный образ.
По сложившейся традиции к удивительной березе часто приезжают молодожены. Считается, что пара, поклонившаяся этому дереву, никогда не будет знать разлуки. Среди ученых нет единого мнения о природе черных берез. Одни считают их предками современных берез, стволы которых прибрели белую кору гораздо позже. Другие полагают, что это – или мутация, или природная аномалия.
В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой, некоторые из которых живы и по сей день. Наши предки почитали ее за то, что она, по поверьям, могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко девушки приносили березе угощения, обращались к ней с просьбой исполнить заветную мечту. Они украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, плели венки из березы, шли к речке и, встав спиной к воде, сбрасывали их с головы. Если венок шел ко дну, то по поверью это значило, что либо девушка умрет в этом году, либо то, о чем она мечтала, не сбудется. А если венок приставал к другому берегу, это означало, что любовь девичья «пристанет» к сердцу парня.
Беременные женщины просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым. А когда он рождался, сажали у дома молодую березку. По поверьям, это сделает его счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградит от напастей. Из березового дерева (практически во всех странах Европы) делали колыбели для новорожденных.
Ей посвящался праздник Зелёные Святки (конец мая, начало июня), календарный рубеж весны и пролетья, праздник молодой листвы, первых цветов. Наступившее лето олицетворяла береза, которая, как верили наши предки, приносит счастье и радость в любой дом. На Троицын день пастухи на пастбище плели из березы венки, один набрасывали корове на рога, в нем она ходила весь день. Второй венок пастух вечером отдавал хозяйке. Первый венок она скармливала корове, чтобы та больше молока давала, а второй берегла на случай, если та заболеет. Тогда в корм добавляли ветки из него.
У всех славян считалось, что оставленные на чердаке березовые ветки защищают дом от молнии, грома и града, а воткнутые в поле, отгоняют от посевов грызунов и птиц и обеспечивают хороший урожай.
Является священным деревом береза и для хакасов. Они верили, что если повязать на нее «чаламу» – лоскутную ленточку – и загадать желание, например, здоровья, благополучия и т.п., то оно обязательно сбудется. Традиционно ленточки должны быть следующих цветов: белый – цвет чистоты, синий – неба и мира, красный – огня и солнца, зеленый – цвет леса.
Вместе с тем, известны и другие народные поверья, где берёза упоминалась как проклятое Богом дерево, как атрибут нечистой силы: в ветках ее жили русалки и черти, а сама береза олицетворяла собой души умерших родственников. В русском фольклоре существует такое понятие, как «стать березой», т.е. умереть, отправиться в небытие.
Ходили легенды о том, что ведьма могла надоить молока из веток берёзы, что она летала по ночам не только на метле, но и на берёзовой палке. На Русском Севере, место, где когда-то росли березы, не использовали для постройки дома. Верили, что кривые березы, это белые кони, подаренные человеку чертом, а поданный чертом хлеб превращается в березовую кору. Согласно карпатским поверьям, если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет, а в Полесье верили в то, что берёза, посаженная близко к жилому дому, вызывает женские болезни. Нельзя прикасаться к дереву с наростами, считалось, что наросты на березе — результат злого колдовства. Наши предки старались избегать одиноко растущих берез, так как под такой березой покоится душа невинно убитого человека. Березовый сок из ствола такой березы старались не пить – вместо него, согласно поверью, струится кровь покойника.
Как видим, одни считали, что береза – символ печали и смерти, другие – символ начала жизни и оберег. Такое двоякое отношение довольно типично для народного сознания. Так же трактуются, к примеру, и верба, и яблоня, и рябина и другие деревья.