Что значит поканальное подключение

Настройка поканалки

Что значит поканальное подключение

Как настроить поканалку? Поканалка, для тех кто не в курсе, это та система в которой каждому динамику выделен персональный канал усилка.

Что значит поканальное подключение

Развеим несколько мифов.

1. Поканалка НИКАК не может сделать звук вашей системы ни громче ни качественнее. Ибо не с чего. Усилки те же, аппаратура та же.

2. Хорошая заводская акустика с пассивными кроссами НИЧЕМ не уступит поканальному усилению этой же акустики в том же инсталле.

3. Избавление в поканалке от пассивных кроссов никак не снизит искажения потому как замена пассивных кроссоверов на активные (не важно в усилителе, в ГУ или внешние) сомнительный путь к качеству. Активные элементы поганят сигнал гораздо сильнее чем толковые пасскроссы.

4. Поканалка «эта ваще для соревнований» и «ваще она требует кучу бабла». Это все туфта которую порят лентяи вкрячивающие колхозный автозвук на соплях в свою машину. Порят с целью оправдать собственную криворукость.

Процессорную магнитолу вполне реально найти б/у за 4500-5000р. и ею можно организовать поканалку даже без усилителей а имея лишь компонентный фронт мистери за 1200р и желание грамотно его установить. Процевые гу выставляют задержки и на свои встроеные усилители и их же могут резать. По этому поканалку можно организовать даже в самой начальной системе и смысл в этом будет. Эффект тоже.

Теперь давайте определим пару простых но очень важных фактов.

Суть установки поканалки в организации звуковой сцены с целью прослушивание живой инструментальной музыки в качестве СД аудио. И ТОЛЬКО в этом.

Организация поканалки требует достаточного уровня знаний и навыков, а также дотошный подход в аккуратности и надежности.

Все динамики включая пищалки подключаются напрямую к усилителям и любая наводка или щелчок от отвалившегося провода в рукозадом инсталле может послужить причиной моментальной гибели части акустики.

Работа поканалки требует определенного положения динамиков. Ставить их придется не как получилось и не как удобнее а так как нужно именно им и там где нужно им. Если вы к этому не готовы то никакого смысла организовывать поканалку нет. Толку не будет.

Поканальная процессорная система это звук для эгоистов. Место прослушивания в машине создается только одно: водительское. Все остальные будут слушать звуковую кашу.

Работоспособность и безаварийная работа такой системы полностью зависит от вашей грамотности и осознанности того что вы делаете и для чего.

«Покрутить крутилки наугад поспрашивав у таких же «спецов» как вы в интернете» тут уже не прокатит. Если вы слабо представляете что такое частота среза кроссовера и его крутизна, что такое эффективная диапазон работы динамика, что такое фаза сигнала, что такое частота разделения полос, что такое полосовой фильтр и т. д. то лучше не мудрите с поканалкой. В лучшем случае вы гарантировано получите говнозвук. В худшем попалите железо.

Если ваша цель делать максимально орущую и долбящую систему а в вашем багажнике живет огромный саб с накручеными в пол басс бустами то опять же затеваться с поканалкой нет никакого смысла, эффект от нее есть практически на любом жанре но на малой и средней громкости ну и конечно при правильном балансе громкостей каждой полосы. В любом другом случае звук снова превратится в кашу.

В общем объяснять в деталях что куда тыкать в мафоне и что куда подключать для поканалки я не буду.В инете есть все что надо. Да и те кто вдумчиво подошел к этому вопросу и так прекрасно понимают как ее организовать а те кому лишь бы сляпать толку от разъяснений никаких не будет. Они все равно читать это не будут.

Я решил остановиться поподробнее на вопросе настройки звуковой сцены с помощью задержек. Когда я собрал поканалку для меня это стало чуть ли не самой большой проблемой. Та методика что предлагает инструкция к гу не шибко эффективна. А методы спецов или очень запутаны и непонятны или вовсе начинаются со слов «для данного простого метода нам понадобится калиброваный студийный микрофон, ноут, программа спектролаб и вот такая небольшая схема микрофонного усилителя…» Нифигасебе простой способ да?

Короче пришлось выдумывать велосипед в виде кустарного способа настройки сцены. Сразу оговорюсь что годится он только тем кто только начал знакомиться с поканалкой и просто не знает с какой стороны к ней подойти.

Метод достаточно грубый и приблизительный и на достоверность особо не тянет. Хотя и вполне сможет дать понять что собственно такое звуковая сцена.

Начнем с небольшой теории. Что собственно делает проц в мафоне?

Суть и проблема автозвука в том что мы всегда сидим ближе к какому либо каналу (в зависимости от того где руль. Для примера возьмем левый). Так вот звук имеет свою скорость и соответственно от левого канала звук долетает гораздо быстрее чем из правого. Кроме того скажем в левом канале от пищалки звук долетит быстрее чем от мида в этом же канале потому как он дальше и т. д. У человека (для тех кто не в курсе) 2 уха и мозг определяет где находится источник звука просчитывая запоздание сигнала принимаемого ушами ( Кстати именно по этому по сути сами по себе уши не могут определить высоту расположения источника. Это делает мозг опираясь на свой опыт. Уши лишь могут определить по горизонтали где находится источник звука).

Так вот если направить все динамики в сторону ушей, то весь звук у нас будет находиться слева в районе левой стойки или чуть левее руля (если динамики направлены хаотично, то мы слышим кашу из переотражений и не можем определить где именно находится источник звука. Для беспроцевой системы это пойдет, но нам это не нужно. Направляем все на себя). Теперь процессором начинаем обманывать уши, определяя самый дальний динамик в системе мы на остальные выставляем задержку чтобы в них сигнал начинал запаздывать относительно самого дальнего дина. В итоге уши начинают считать что все динамики находятся от нас на одинаковом расстоянии и звук от них долетает до ушей одновременно. Звук уже не сбивается в угол, а располагается прямо перед вами на уровне глаз. При этом вполне можно отличить что играет прямо перед вами, а что за первым рядом музыкантов.

Можно отличить где именно поет каждый исполнитель.При этом становится практически не слышно что звук идет из динамиков. Звук весь перед вами, а не в стойках, в картах дверей и т. д. Если послушать закрыв глаза, то открыв их достаточно сложно себя убедить что звук издают на самом деле динамики.

Кажется что они молчат а играет лобовое стекло. Эффекты возникают не только на инструментала но и на любой другой музыке приемлемого качества.

Даже на неграх порой ширина, глубина и детальность звуковой сцены уже во многом зависит от качества используемых компонентов. Тут у многих и начинается погоня за железом с бесконечными отслушками)

Самые распространенные конфигурации поканалок это:

Перед тем как приступить к делу нужно глянуть в магнитоле в каких единицах выставляется задержка. в сантиметрах или милисекундах. Если в милисекундах, то в инструкции к гу есть формула как измеренные сантиметры перевести в милисекунды. Заострять на этом внимание не буду и сами разберетесь.

Перед настройкой качаем вот этот архивчик с треком скачать.

Трек постарался выбрать с достаточно широкой полосой. Это обычный трек просто перевел его в режим моно.

Для начала проверяем правильную полярность подключения всех динамиков. Если где-то лохонетесь то запаритесь настраивать.

Тыкаем папку фазировка и слушаем. Когда голос озвучивает фазу звук должен собираться посередине примерно перед вами. А при слове противофаза рассыпаться по стойкам, а бас существенно ослабевать (иногда на вч не слышно разницы и это не страшно, но в поканалку такие вч не очень хорошо использовать. Они будут портить сцену).

Рассмотрим пример моей кустарной настройки задержек двухполосной поканалки + саб.

Ищем на фронте самый дальний динамик. Как правило это правый мидбас.

Меряем расстояние от головы до него и от головы до пищалки правой. Вычитаем расстояния и полученное значение выставляем для правой пищалки. Таким образом мы задержали пищалку относительно мида. На этом замеры и расчеты все фтопку. Откидываем линейки с каналов мидбаса и саба чтоб они нам не мешали. Тыкаем трек моно. Сев в то положение какое вы занимаете при езде медленно увеличиваем задержку левой пищалки и слушаем. Вскоре звук пищалки оторвется от левой стойки и начнет перемещаться по стеклу слева направо по мере увеличения задержки. Крутите пока звук не окажется посередине лобового стекла под зеркалом заднего вида.

Сохраняем настройку, вырубаем систему. Подключаем тюльпаны мидов и отключаем пищалки.

Включаем, запускаем трек снова. Крутим задержку левого мидбаса пока звук не окажется там же под зеркалом. Для примерного ориентира могу сказать что задержка выставленная на слух примерно будет равняться реальной разнице расстояний от правого и левого мидов до вас.

Теперь снова сохраняем и снова вырубаем. Подключаем миды и вч без саба. Запускаем трек, слушаем не смещены ли пищалки относительно мидбаса. К примеру, миды играют по центру, а вч перед вами. В этом случае опять же настройками задержек левых динамиков загоняем все в центр лобового стекла. Учитываем что увеличение задержки двигает звук слева направо, а уменьшение справа налево. Сделали. Сохраняем вырубаем.

Отключаем пищалки. Берем Y коннектор (разветвитель тюльпанов), пихаем его в гнезда сабового уся и подключаем левый канал сабового выхода (и смотрим чтоб правый во время процесса не коротнул на + а то на этом вы и закончите настройку с дымком) ).

Включаем трек и слушаем мидбас с сабом. Крутим задержку левого сабового канала до тех пор пока саб не начнет звучать не в затылок а перед вами (чем ниже настройка саба тем сложнее уловить движение звука. Это нужно учитывать что придется возможно повозиться). Сделали. Выставляем такую же задержку для правого канала саба и подключаем тюльпаны саба без всяких коннекторов как было.

Подключаем пищалки, включаем трек снова и слушаем при необходимости корректируя задержки. В полную полосу как правило звук чуть расползается из-за наложения звука между полосами в фазе и противофазе. Приходится корректировать. Теперь тыкаем папку 5 позиций для определения параметров получившихся звуковой сцены. Там в треках звучат инструменты разных диапазонов и тонов. Каждый трек озвучивает определенную точку на стекле. В правильно настроенной системе 1 набор звуков прозвучит ближе к левой кромке лобового, второй прямо перед вашими глазами, третий по центру стекла, четвертый перед пассажиром относительно вас и пятый около кромки правой стекла. Хорошей сценой считается если звуки все звучат на одном уровне по высоте и промежутки откуда звучит каждый набор примерно равны.

Да и еще звучать они должны на расстоянии лобового стекла от вас или за ним. Если вы достаточно четко закрыв глаза все это слышите значит ваше ухо обмануто хорошей системой). В завершение настройки ткните папку проверка) Там неплохая локализация звуков на мой взгляд. При этом желательно покрутить каждую задержку на два пункта больше и меньше и послушать. На музыкальном сигнале изменение задержки влияет не только на положение сцены но и на тональный баланс системы. Что-то в звуке накладывается и усиливается, а что-то ослабевает. Кроме того бывает такое, что при регулировке задержки звук прыгает по стеклу то выше то ниже. Вот опытным путем можно в итоге подобрать оптимальное положение. Ну вот собственно и все. В итоге возможно придется чуть перенастроить срезы динамиков для оптимального баланса громкостей и диапазонов.

Аналогичным образом проводится настройка и 2,5 и 3 полос с той лишь разницей, что в трехполоске серединку нужно поочередно отслушать и с мидом и с вч.

Отдельным абзацем упомяну СПЛ системы с поканальным звучанием. В таких системах поканалку организовывать дело вынужденое и необходимое. В таких системах фронт настолько мощный, что парой каналов усилка его просто не усилить. Приходится устанавливать отдельные усилители для вч, для сч, для мидов, а то и по нескольку. Соответственно процессорной магнитолой настроить весь этот сложный механизм гораздо проще в плане кроссоверов.

Но в принципе в спл системе вполне можно обойтись и безпроцевой магнитолой + активные кроссы. Просто зачем все усложнять когда есть вариант все в одном. Никакой речи о звуковой сцене в прямом смысле этого понятия в спл системе быть не может.

Остается только сказать, что звуковая сцена это никакая не «высшая материя которую услышат только профи». Сложно не услышать когда звук идет не из динамиков, а весь находится перед вами. Ради эксперимента сажал в машину кучу людей разного возраста и музыкальных предпочтений. Включал сначала музыку которую они предпочитали без проца и потом включал проц. Еще ни один не вылез без удивленного выражения лица))).

Источник

Что значит поканальное подключение

Что значит поканальное подключение

Классический вариант аудиосистемы похож на домашний – каждый канал усилителя работает на акустическую систему, включающую в себя несколько динамиков, включенных через пассивный кроссовер. Усилитель подаёт на кроссовер широкополосный сигнал, и тот «распределяет» его по динамикам в соответствии с их предназначениями – верхние частоты на твитер, нижние – на НЧ динамик, средние – на СЧ динамик и т. д. Преимущество такой системы – в простейшем случае нам понадобится всего лишь двухканальный усилитель, работающий на фронтальную акустику.

Но в автомобильных условиях больше преимуществ имеют поканальные схемы, в которых на каждый динамик отводится свой канал усиления. В этом случае пассивный кроссовер уже ненужен, а всё частотное деление производится до усилителя – активными фильтрами или процессором. Очевидно, что в этом случае парой каналов на фронтальную акустику уже не обойтись, для двухполосного фронта понадобится четыре канала, а для трёхполосного – уже шесть. Разберём достоинства систем с поканальным усилением.

Самой большой энергетикой обладают низкочастотные составляющие музыкального сигнала, и именно могучий бас «нагружает» усилитель сильнее всего. Твитерам же большая мощность не нужна. Но в обычной схеме к усилителю через кроссовер подключены и те, и другие, так что через его выходные транзисторы в любом случае текут весьма приличные токи.

В поканальной же схеме каналы, работающие на твитеры, оказываются «разгруженными», через их выходные транзисторы большие токи уже не текут. Появляется возможность выбрать оптимальный усилитель для каждого диапазона – мощный и с хорошим контролем на НЧ (а ведь далеко не каждый мощный усилитель способен деликатно звучать на ВЧ), и усилитель с небольшой мощностью, но хорошей работой на малых уровнях сигнала – для СЧ и ВЧ диапазонов.

Второе достоинство поканалки – устранение взаимного влияния НЧ и СЧ/ВЧ звеньев в самой акустической системе. Надеюсь, вы помните, что звуковая катушка при своем движении в магнитном поле сама становится генератором и вырабатывает противодействующее напряжение «навстречу» усилителю. Если два динамика подключены через кроссовер к одному каналу усилителя, то они, вырабатывая эти самые паразитные сигналы, начинают через кроссовер воздействовать и друг на друга тоже. Если же каждый из них будет подключен к своему каналу, то этого взаимного влияния уже не будет.

Третье преимущество – гибкость настроек. В отличие от обычных схем с пассивными кроссоверами, вы можете точно согласовывать полосы между собой. Большинство звуковых процессоров позволяют настраивать не только частоты фильтров, но и их порядки, а в некоторых моделях и добротности. Плюс возможность вводить в каналы задержки и тем самым виртуально «двигать» их относительно друг друга. Вы можете «выставить на свои места» не просто группы каналов (левые и правые, передние и задние), а каждый из динамиков раздельно.

Что такое «полупоканальная» схема?

Если в трёхполосной системе твитеры и среднечастотники расположены близко друг к другу, появляется возможность немного сэкономить на количестве каналов. В большинстве подобных случаев уже нет большой необходимости «двигать» их задержками относительно друг друга, а это значит, что им можно организовать пассивное деление, подключив лишь к одной паре каналов, и «двигать» их вместе. Другая же пара каналов будет работать на НЧ звено.

В итоге сохраним все ключевые достоинства полной поканалки и в то же время «сэкономим» два канала усилителя.

Источник

Что значит поканальное подключение

Что значит поканальное подключение

Почти все знают, что поканальное подключение акустических систем в автомобиле имеет множество преимуществ перед традиционным подключением динамиков через кроссоверы. Однако не каждый ответит на вопрос о том, в чем именно заключаются эти преимущества. Представляем вам четыре наиболее важных достоинства поканальных систем.

1. Вы можете гибко настраивать «раздел» частотного диапазона между мидбасовыми динамиками и твитерами. В автомобиле эта гибкость особенно важна, поскольку в разных автомобилях взаимное расположение твитеров и мидбасов тоже разное.

2. Самой большой энергетикой обладают низкочастотные составляющие музыкального сигнала, могучий бас «нагружает» усилитель сильнее всего. В поканальной схеме каналы усилителя, работающие на твитеры, оказываются «разгруженными», через них не текут большие токи, звучание на верхних частотах становится более лёгким, ясным и детальным.

3. Многие кроссоверы акустических систем предусматривают подключение мидбасового динамика через фильтры, содержащие катушки индуктивности. Будучи подключенными последовательно с мидбасом, они ухудшают демпфирование динамика, поскольку обладают паразитным сопротивлением. В поканальной системе демпфирование мидбасовых динамиков лучше, звучание баса становится более чётким и разборчивым.

4. При поканальном включении нет взаимного влияния низкочастотного и высокочастотного звеньев в самой акустической системе. Суть этого явления такова — звуковая катушка при своем движении в магнитном поле сама вырабатывает ток, и если два динамика (мидбас и твитер) подключены через кроссовер к одному каналу усилителя, то они начинают через кроссовер воздействовать друг на друга. Если же каждый из них будет подключен к своему каналу, то этого взаимного влияния уже не будет.

Источник

ТехноТеория. Что к чему подключать?

Что значит поканальное подключениеЧасто при описании автомобильной аудиосистемы в качестве признака ее крутости приводят количество установленных динамиков и усилителей. Но всегда ли количество говорит о качестве? Конечно же, нет. Как показывает практика, даже несложные системы могут звучать очень неплохо, если к ним подойти с умом. В этот раз давайте рассмотрим различные варианты построения аудиосистем, собственно, что и к чему должно подключаться.

Справедливости ради отметим,что различных сочетаний построения аудиосистемы на самом деле великое множество, поэтому остановимся только на основных и самых характерных вариантах включения, и особо отметим достоинства и недостатки каждого. А уже в процессе определим требования к самим головным устройствам и усилителям, какими функциональными и коммутационными возможностями они должны обладать для той или иной схемы.
Начнем, пожалуй, с рассмотрения самых простых схем начального уровня, для которых необходимый минимум компонентов — это головное устройство и комплект акустических систем.

ПРОЩЕ НЕКУДА

Практически все головные устройства имеют встроенные усилители, к которым подключаются динамики (отдельные high-end аппараты без усилителей в расчет пока не берем). Частенько выходы этих усилителей в просторечье так и называют — „колоночные» (хотя на самом деле это не слишком грамотно). Выходов четыре, из них одна пара традиционно обозначается как фронтальная, другая — как тыловая. Впрочем, наличие четырех выходов еще не значит, что аудиосистема будет квадрофонической, на самом деле это обычное стерео, тыловая пара просто дублирует фронтальную. Встроенные усилители, несмотря на гордо заявленные „4×45 Вт» или „4×55 Вт», обычно не очень мощные (подробности о циферках, обозначающих мощность, мы разжевали в апрельском номере ТА). К тому же и их качество (будем справедливы!) далеко не аудиофильское, хотя порой и относительно неплохое.

Что значит поканальное подключение

Что значит поканальное подключение

ДОБАВЛЯЕМ САБВУФЕР
Чтобы решить басовый вопрос, в такую систему часто добавляют сабвуфер. Однако подключить его напрямую к головному устройству не получится, потому как встроенные в ГУ усилители для него слишком маломощны и просто не растолкают тяжелый диффузор. К тому же и частотный диапазон для сабвуфера должен быть ограничен сверху частотой 60-80 Гц, а головные устройства обычно не умеют этого делать на своих „колоночных» выходах.
Что значит поканальное подключениеИсключение составляют только небольшое число головных устройств (например, некоторые модели Pioneer), которые позволяют подключать к ним сабвуфер вместо задних динамиков, что обычно особо отмечается в описании. Для таких исключений основной критерий выбора сабвуфера — высокая чувствительность. Так каким же образом можно добавить в систему сабвуфер, если у вас самое обычное головное устройство? Для этого уже придется приобрести внешний усилитель.
Это может быть как специализированный басовый одноканальный усилитель (моноблок), так и, к примеру, двухканальный усилитель. Во втором случае нужно обращать внимание на возможность включения нагрузки мостом, на минимальное сопротивление нагрузки, с которой может работать усилитель в мостовом режиме, и на его оснащение (если в головном устройстве не предусмотрен фильтр нижних частот, ФНЧ, то им обязательно должен быть оснащен усилитель). Самым, пожалуй, простым решением для быстрого басового апгрейда системы может стать выбор активного сабвуфера, то есть, в который усилитель уже встроен.

КСТАТИ
Качество звучания — это основное, ради чего стоит задуматься о внешнем более мощном усилителе. Более высокая громкость, как это ни странно, в большинстве случаев — дело второстепенное. И причина тут вот в чем. Звук — это колебательный процесс, чередование сжатий и разрежений воздуха, которые распространяются с определенной скоростью (скоростью звука). Эти сжатия и разрежения могут следовать с различной частотой и интенсивностью. Мы в основном воспринимаем звук не по некой усредненной интенсивности этих колебаний, а по ее амплитудным значениям, пикам звукового давления. Поэтому особенно важно, чтобы аудиосистема воспроизводила эти пики, не искажая их. А для музыки в зависимости от жанра максимальные уровни сигнала могут отличаться от его усредненных значений в 20 и более раз! Это отношение, кстати, называют пик-фактором музыкального сигнала.
Мощный внешний усилитель гораздо легче воспроизведет эти пики, чем усилитель, встроенный в головное устройство, и субъективно при той же самой громкости звучание будет более открытым, легким, четким. Поэтому разница оказывается весьма впечатляющей даже для человека, далекого от темы автомобильного аудио. Кстати, качество звучания системы с внешним усилителем в любом случае будет более высоким, даже если он будет подключен не по линейным входам (то есть, в обход встроенного в ГУ усилителя), а по высокоуровневым входам (то есть, к так называемым колоночным выходам магнитолы). Причина — через выходные каскады встроенного усилителя в этом случае текут малые токи, так что он работает в этом случае несколько иначе, нежели при подключении к ним динамиков.

ЛОЖКА ДЕГТЯ
Схема с простым добавлением саба, безусловно, позволяет решить проблему количества баса. Но проблем, связанных с его качеством, она в большинстве случаев не снимает, а иногда, как это ни странно, только добавляет. Дело в том, что основные динамики будут работать точно так же, как и в системе без саба, и все так же стараться воспроизвести бас, только теперь к ним добавится еще и сабвуфер. То есть в достаточно большом диапазоне частот акустика и сабвуфер будут работать совместно. Если по-простому, то основные динамики будут тужиться басом, и это же самое, но немного лучше, будет делать саб. И еще далеко не факт, что они будут делать это синхронно. В итоге — кто в лес, кто по дрова, вместо четкого красивого баса до наших ушей будет доходить невнятное буханье, гудение и бубнение на низких частотах. Чтобы этого не произошло, желательно отфильтровать низкие частоты из сигнала для основных динамиков. Для этого как раз и предназначаются ФВЧ (фильтры верхних частот, High Pass), которыми оснащены многие головные устройства. Правда, найдя в инструкции упоминание о них, нужно быть внимательным, поскольку во многих моделях их включение может распространяться только на сигнал с линейного выхода, и не влиять на сигнал встроенного усилителя.
Если ваше выбранное ГУ не умеет подрезать сигнал по частоте, освобождая его от слишком низких частот, то хотя бы постарайтесь при настройке системы обойтись без задирания басов регулятором тембра (или эквалайзером), это в какой-то степени тоже избавит мидбасовые динамики от чрезмерного баса, и срастить мидбасы с сабом будет немного легче. А для того чтобы все же получить необходимое количество низких частот, постарайтесь оперировать только с настройками на усилителе сабвуфера.

Что значит поканальное подключение

Стандартно подключение усилителя к головному устройству требует наличия у него линейных выходов. В этом случае линейный выход магнитолы соединяется межблочным кабелем с линейным входом усилителя (RCA-разъемы). Но если у головного устройства нет линейных выходов, то придется подобрать модель усилителя, в котором есть высокоуровневые входы. К ним подключаются „колоночные» выходы головного устройства (можно даже параллельно задним динамикам или вместо них).

[!] Подключайте усилитель только по одному из этих способов — либо по линейным входам, либо по высокоуровневым, а не по обоим сразу

УСИЛИВАЕМ
Более качественного звучания можно добиться с применением внешнего усилителя для акустических систем. Самый простой вариант — применение 2-канального усилителя для фронтальных АС. Кстати, по такой схеме могут строиться не только бюджетные системы, но и системы более высокого уровня, вплоть до серьезного high-end. В этом случае тыловых динамиков или не будет вовсе, или же их можно подключить к усилителю самого ГУ. Для обеспечения подзвучки и создания ощущения окружающего звука этого вполне достаточно.
У варианта с внешним усилителем есть несколько существенных достоинств. Во-первых, думаю, не нужно объяснять, что с ним звучание будет более легким, открытым, детальным, в конечном итоге просто более приятным. Во-вторых, если выбрать усилитель, в котором есть ФВЧ, т.е. фильтр верхних частот (он есть в большинстве усилителей), то его включение избавит основные динамики от необходимости напрягаться воспроизведением низкого баса. Как следствие, среднечастотный и высокочастотный диапазоны зазвучат намного свободнее и „вкуснее». Действительно, не нужно нагружать мидбасовые динамики частотами, которые под силу только сабвуферу, глубокого баса от них все равно не добиться, а испортить звуковую картинку эти тщетные потуги вполне способны.
Прекрасным вариантом может стать применение четырехканального усилителя, в котором пара каналов усилителя работает на фронт, а другая пара работает мостом на сабвуфер. За свое хорошее сочетание цена/качество эта схема стала чуть ли не классической для автомобильных аудиосистем.
На что нужно обращать внимание при выборе усилителя для такой системы? Во-первых, это возможность мостового включения (саб подключается к своей паре каналов именно так). Во-вторых, это фильтры. Желательно иметь ФВЧ для фронтальных каналов и ФНЧ для саба. Если в головном устройстве только одна пара линейных выходов, то усилитель должен иметь селектор входов — переключатель выбора режима работы усилителя (обе пары каналов работают от одной пары
входов или каждая пара каналов работает от своей пары входов).
Если же предполагается построить систему с полноценными тыловыми АС, то в этом случае можно взять как два двухканальных усилителя (один на фронт, другой на тыл), так и один четырехканальный. Саб в этом случае можно подключить через отдельный моноблок. А можно в этом случае и вообще выбрать пятиканальный усилитель. Одним словом, тут количество вариантов достаточно велико, но все основные требования к функциональному оснащению усилителей, в общем, сохраняются.

Что значит поканальное подключение

КАЖДОМУ ДИНАМИКУ-СВОЙ КАНАЛ
С одной стороны, схема с минимумом компонентов обеспечивает и минимальное вмешательство в звуковой тракт (любые устройства обработки сигнала, будь то простые фильтры или сложные процессоры — это все-таки лишние источники искажений). Но, будем справедливы, в автомобиле с его, мягко говоря, неидеальными акустическими свойствами и уж совсем неоптимальным расположением динамиков, добиться хорошего результата чрезвычайно сложно.
Так, идя от относительно простых к более развитым системам, мы постепенно добрались до схем с поканальным усилением. Суть таких систем — в них каждому динамику отводится свой канал усилителя. Это означает, что, например, для двухполосного фронта потребуется 4-канальный усилитель: два канала будут работать на мидбасы, и два — на пищалки. Для трехполосного, соответственно, еще два канала придется отвести на среднечастотники.
Зачем это нужно? Все очень просто. Самой большой энергетикой обладают низкочастотные сигналы, а в поканальных схемах для них отводится своя пара каналов. Соответственно, каналы, которые работают на твитеры (или на среднечастотники и твитеры, не суть важно), в этом случае как бы разгружаются, то есть через выходные каскады этих каналов не текут большие низкочастотные токи, которые в некотором смысле забивают более нежные среднечастотные и высокочастотные составляющие. И, как следствие, звучание средних и верхних частот становится в этом случае намного чище и правильнее, что слышно даже „невооруженным» ухом.

ДЕЛИМ ЧАСТОТКУ
Что значит поканальное подключениеПоканальные схемы можно строить по двум принципам — с пассивным делением и с активным частотным делением (делить все же нужно, ибо на твитер должна идти только высокочастотная составляющая сигнала, а на мидбас — средне- и низкочастотная). Давайте посмотрим, чем отличаются эти два варианта.
В первом случае, используются те же самые кроссоверы, что и для обычного подключения, многие модели акустических систем имеют кроссы с возможностью организации поканалки. Распознать их очень просто. В обычных, как правило, один вход, которым кросс подключается к усилителю, и несколько выходов — на твитер и на мидбас (ну или если акустика трехполосная, то, понятное дело, еще и на среднечастотник). Если же кросс допускает поканальное включение, то, и это основное отличие, входов тоже будет несколько.
По сравнению с обычным включением, поканальное включение с пассивным делением дает еще одно преимущество — исключение взаимного влияния цепей, например, ВЧ- и НЧ-фильтра в двухполосном кроссовере, что обычно тоже очень хорошо сказывается на качестве звучания.

АКТИВНЕЕ! ЕЩЕ АКТИВНЕЕ!
Что значит поканальное подключениеНо гораздо большей гибкостью в настройке обладают схемы с активным делением. Пожалуй, только они полностью используют и раскрывают в полной мере все преимущества поканальных схем. В этом случае пассивные кроссоверы не нужны вовсе, и каждый из динамиков подключается к своему каналу усилителя напрямую. А все частотное деление производится не пассивными фильтрами, коими являются кроссоверы акустических систем, а активными. То есть, фильтруется не уже усиленный сигнал перед динамиком, а линейный сигнал перед тем, как усилитель его усилит. Получается, что кроссоверы акустических систем в этом случае не нужны вовсе.
Делается активная фильтрация несколькими способами. Во-первых, можно использовать фильтры на входе усилителя — ФНЧ для каналов, к которым подключаются мидбасы, ФВЧ для каналов твитеров. Для среднечастотников потребуется организовать полосовой фильтр — совместное включение ФВЧ и ФНЧ. Однако далеко не все усилители обладают такими возможностями.
Вернее сказать, таких усилителей совсем мало. В этом случае можно применить, например, внешний активный кроссовер. При его выборе нужно смотреть на возможности регулировок —фильтры должны иметь достаточные пределы настройки.
Но самыми большими возможностями настройки обладают, пожалуй, системы, построенные на основе цифровых звуковых процессоров. Процессор может быть выполнен как отдельный блок или встроен в само головное устройство, быть универсальным или работать только со своими ГУ, это не суть важно. Основная фишка подобных устройств — сих помощью можно не только рулить фильтрами в разных каналах, но и выставлять временные задержки в каждом из каналов. Совсем немного, на доли секунды, но это кардинально меняет характер звукового поля. Давайте рассмотрим подробнее, что это дает.

Что значит поканальное подключение

В качестве примера усилителя для поканальной схемы с активным делением фильтрами самого же усилителя, можно привести DLS CA450. Диапазоны перестройки его ФВЧ и ФНЧ простираются до 7 кГц, чего за глаза хватает для деления мидбаса с пищалкой у любой акустики.

ЗВУКИ, РОЖДЕННЫЕ В ЦИФРЕ
Получить приемлемый звук в автомобиле можно только путем компромиссов. Как ни крути, а расстояния от слушателя до динамиков в любом случае получается разным. Поясним на примере. Представьте, что вы сидите на водительском месте. При этом расстояние от ваших ушей до правого динамика, естественно, будет больше, чем до левого (понятно, если у вас обычный автомобиль с левым рулем), и звуковая волна от левого будет приходить раньше, чем от правого.
Казалось бы, ерунда? А вот и нет. Особенность нашего слуха такова, что в самом информативном для нас среднечастотном диапазоне наш мозг определяет направление на источник звука именно по этой разнице фаз. И она как раз приведет к тому, что вместо ровной и приятной стереопанорамы, создающей ощущение присутствия, например, на настоящем концерте, мы будем слышать основную часть звука из ближайших динамиков, а какие-то отдельные отзвуки будут летать по всему салону. Слушать, конечно, можно, но о какой-нибудь естественности и натуральности говорить даже не приходится. Если бы это было неважно, думаю, вы бы не читали эту статью.
Теперь смотрите, что произойдет, если мы немного задержим сигнал ближнего динамика: звуковая волна от него будет доходить до наших ушей одновременно со звуковой волной от правого, т.е. виртуально расстояния до динамиков окажутся равными! Так в процессорной системе введением всего лишь небольшой задержки в малые доли секунды можно обманывать наш слух и выстраивать исполнителей на виртуальной звуковой сцене так, как это было задумано при записи.
Но и в этой большущей бочке меда не обошлось без известного количества дегтя. Казалось бы, вот оно, решение — включай процессор, выравнивай виртуальные расстояния до динамиков и получай правильную звуковую сцену! Но посудите сами, „двигать» динамики можно только относительно одной точки. Чаще всего такой точкой становится водительское место. А вот сделать так, чтобы угодить еще и пассажиру, увы, не удастся. Более того, получается, что для него мы вообще как бы отодвигаем те динамики, которые и так не самые ближние к нему, тем самым еще больше портя пассажиру звуковую сцену. Поэтому процессорное решение проблемы по своей сути однобоко, или, вернее, эгоистично (поскольку настроить задержки можно только под одного слушателя), за что многие его категорически и не приемлют.

Что значит поканальное подключение

В общем, весомость каждого достоинства или недостатка той или иной схемы все равно приходится определять в каждом случае индивидуально, и какой из них для вас окажется важнее, решать только вам. Ну а если появятся вопросы, мы с удовольствием постараемся на них ответить.

Текст АНТОН НИКОЛАЕВ, фото из разных источников
Источник: журнал «Тюнинг автомобилей» (при участии Car&Music), июль 2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *