Что значит похвальное слово знакам препинания
Урок русского языка в 7-м классе по теме «Похвальное слово знакам препинания»
1. Организационный момент.
3. Подведение итогов.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки со схемами предложений.
Цели и задачи урока:
I. Организационный момент.
Приглашаю Вас совершить путешествие по стране Лингвинии. Перед нами карта, которая поможет нам совершить это путешествие. (Презентация. Слайд № 2)
II. Повторение пройденного.
1. Устная работа по карте.
— Внимательно посмотрите на неё и скажите, из каких областей языкознания состоит эта страна? (Морфемика, Лексика, Фонетика, Морфология, Синтаксис…)
— А как вы думаете, какое название должен носить этот (ничем не обозначенный) материк? Ведь, если присмотреться, то мы увидим, что он является неотъемлемой частью Синтаксиса. (Его название – Пунктуация) (Слайд №3).
— Попробуйте обосновать свой ответ (Синтаксис изучает предложения, а в предложении присутствуют знаки препинания)
Наша задача с вами посетить именно эту область языкознания.
— Можете предположить, о чём пойдёт речь на уроке?
(Мы будем говорить о важности знаков препинания в русском языке, о правилах их постановки и о функции, которую они выполняют)
Тема урока: Похвальное слово знакам препинания. (Слайд №4)
— Как вы думаете, что сложнее, чтение с препятствиями или без них? Верный ответ можно найти после прочтения текста.
2. Устная работа с текстом. (Слайд №5)
С каждым часом ночь холодеет к рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом полотнища палатки чуть-чуть провисают и трава седеет от первого утренника пора вставать на востоке уже наливается тихим светом заря уже виднеются огромные очертания ив меркнут звёзды.
— Ну, как, трудновато читать? А ведь именно так писали (только на древнерусском языке) до конца XV века.
— Что же нам необходимо сделать для прояснения смысла предложений и текста в целом? (Отделить предложения друг от друга, расставив знаки препинания.
— Давайте попробуем это сделать. Прочитайте ещё раз текст, показывая паузами конец предложений.
3. Аналитическая работа с текстом стихотворения.
— Проверьте, правильно ли вы это сделали? (Слайд №6)
— А просто ли понять прочитанное стихотворение? Проверим на примере отрывка из стихотворения А.С.Пушкина “Узник”. Прочитайте его выразительно в соответствии с поставленными знаками препинания. (Слайд №7)
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном…
— Как вы думаете, какую роль выполняет точка, поставленная в конце первого предложения? (Точка отделяет первое предложение от второго, помогая понять содержание первого четверостишия: узник находится в темнице, орёл клюёт пищу под окном)
— Что изменилось, если бы на месте точки стояла запятая? (Можно было бы подумать, что рассказ ведётся от лица узника, который сравнивает себя с орлом или это сам узник-орёл)
— Можно ли теперь сделать вывод о функции знаков препинания в конце предложения? (Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, обеспечивая читающему и пишущему однозначное понимание предложения и текста)
— А какие ещё знаки препинания, кроме точки и запятой, используются в русской пунктуации? Для ответа на этот вопрос приглашаю вас на…
4. Парад-алле знаков препинания. (Слайд №8)
Вот перед вами одно и то же слово, записанное несколько раз. Сначала произнесите в уме эти слова так, чтобы они не прозвучали для вас одинаково.
5. Чтение диалога парами. (Слайд №10)
А теперь постарайтесь прочитать парами шуточный диалог, в котором собрались все “Да”.
— Ты его видел собственными глазами?
— А там были живые существа?
— Да; они были высокими и светловолосыми.
— Да? А они пытались с тобой заговорить?
— Да, только я ничего не понял. Да у меня и самого язык как будто отнялся.
— Они быстро улетели?
— Что помогло прочитать диалог с правильной интонацией, и что повлияло на речь читающего? (Поставленные знаки препинания помогли прочитать диалог и способствовали тому, чтобы речь была эмоциональной, выразительной). Таким образом, мы определили ещё одну функцию знаков препинания
6. Работа по учебнику.
— Продолжаем путешествовать? Посетим урок географии. (Учебник С.105, упр.265.)
— Прочитайте задание № 1.
— Опираясь на данный рисунок, сформулируйте географические термины. (Слайд №11)
— Какие знаки препинания вы поставили в этих предложениях? Расскажите о правилах их постановки. (Тире поставили после терминов, так как между подлежащим и сказуемым, выраженными именами сущ. ставится тирe). (Слайд №12)
7. Работа в тетрадях.
Запишите оно из этих предложений, обозначая его грамматическую основу. Начертите схему предложения.
— Какой словарь нам помог это сделать? (Этимологический словарь)
При объяснении этимологии иноязычных слов мы с вами снова незаметно возвратились в страну Лингвинию.
8. Работа по группам.
— Что вы можете рассказать о знаках препинания, которые ставятся в середине предложения? Проведём эту работу по рядам.
1-я гр. – подготовит устное сообщение о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и при обобщающих словах (примеры).
2-я гр. – готовит сообщение о знаках препинания при причастных оборотах (примеры).
3-я гр. – расскажет о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах (примеры).
9. Цифровой диктант. (Слайд №13)
Разделите тетрадный лист на два столбика (высотой на 2-3 строки). Выпишите в 1 столбик номера предложений, содержащих причастный оборот, во 2 столбик номера предложений, с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
1. Продолжая двигаться огромная туча опускаясь всё ниже к земле смешалась с туманом.
2. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка пытавшиеся расположиться по ветру.
3. Облачка походили на корабли выстроившиеся для морского сражения.
4. Вскоре по синей туче расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды исчезли последние солнечные лучи.
5. Тёмно-серый свет просачивался сквозь длинное облако едва освещая землю.
6. Затрепетав прошумела листва на деревьях хотя даже слабый ветерок не колебал её.
7. Всё вокруг потемнело как это бывает после захода солнца.
— Назовите номера предложений, которые содержат причастный оборот. (2, 3, 4)
— Назовите предложения, которые содержат одиночное деепричастие и деепричастный оборот. (1, 5, 6)
— Какую функцию выполняли знаки препинания в этих предложениях? (Запятые выделяли смысловые отрезки, которые осложняют предложение)
— Почему не выписали 7-е предложение? (Оно не имеет оборотов)
9.Лингвистический анализ текста.
— Какая картина возникла перед вами при прочтении текста? (Картина пасмурного неба)
На этом наше путешествие подошло к концу. Осталось подвести его итоги.
III. Подведение итогов.
Таким образом, мы увидели, что знаки препинания в русском языке играют важную роль. Именно по этому сегодня на уроке, путешествуя по стране Лингвинии, мы произносим им похвальное слово.
IV. Домашнее задание.
Домашнее задание: составьте свои примеры со словом “НЕТ” аналогично шуточному диалогу со словом “ДА”.
Проект»Похвальное слово знакам препинания»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнил: ученик 4 л класса МОУ СОШ №28 г. Люберцы Кузнецов Ярослав Проект по русскому языку «Похвальное слово знакам препинания»
Цель проекта: узнать какую роль играют знаки препинания на письме и как с помощью них можно выражать свои мысли и чувства. Задачи проекта: 1. Найти в Интернете и других источниках информацию о знаках препинания. 2. Сформировать уважительное отношение к знакам препинания. 3.Сформировать понимание особой роли знаков препинания в нашей речи и в литературе.
О пользе знаков препинания можно говорить долго. Если мы потеряем запятую, то будем говорить только простыми предложениями. В большом, сложном предложении мы запутаемся.
Если не будет восклицательного знака, наша речь потеряет эмоциональность. Как же мы с вами будем кричать: «Ура!» Мы не сможем выразить возмущение или радость. Если будет отсутствовать вопросительный знак, мы не сможем задать вопрос. Например, «Ты пойдешь гулять?» Двоеточие в предложении что-то объясняет. Как же без него? Нет, что ни говорите, а знаки препинания очень важны.
До конца XV века тексты на русском языке писались без промежутков между словами. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.
А вот восклицательный знак сначала назывался «удивительным». Он и сегодня всему удивляется. «Прибежал Чудак — Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: — Ура! Долой! Караул! Разбой!»
Повествовательное или побудительное предложение Вопросительные предложение Побудительные предложения
Многото́чие (…) — знак препинания в виде трёх поставленных рядом точек. Служит для обозначения прерванности речи, незаконченности высказывания или пропуска в тексте.
То́чка с запято́й (;) — это знак препинания, который используется для разделения противоположных слов и независимых частей сложносочинённых предложений.
Кавы́чки — парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, отсылок, названий предприятий, литературных произведений,
Точка-знак препинания! Без нее нам не сделать задание, Без нее нет конца обращению, Без нее не собрать предложение. Стихотворение Кузнецова Ярослава
Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку, несут на себе огромную смысловую нагрузку. Вот как определил смысл каждого знака препинания в своём весёлом стихотворении “Точка, точка, запятая…” А. Шибаев: Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют прочтения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1434595
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект «Похвальное слово знакам препинания»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное образовательное учреждение
« Похвальное слово знакам препинания »
1.История возникновения знаков препинания
2.Можно ли на письме обойтись без знаков препинания?
Какова смысловая роль знаков препинания?
3.Загадки о знаках препинания.
Викторина на тему « Возникновение знаков препинания»
Актуальность выбранной темы
В нашей жизни мы часто пользуемся знаками препинания, порой не задумываясь об их роли в предложении. Писатели и поэты прошлого очень щедро пользовались знаками препинания в своих произведениях. Оказывается, эти знаки играют большую роль в текстах. Мы проведём своё исследование, проанализируем исторические факты и узнаем, почему даже одна запятая может изменить смысл написанного текста.
Я предположила, что знаки препинания несут в себе смысловую нагрузку и нужны в русском языке.
Узнать, когда появились и для чего нужны знаки препинания.
Задачи, поставленные для реализации проекта:
— проанализировать историю возникновения пунктуации;
— собрать исторический материал о значении знаков препинания в жизни людей;
-составить презентацию по теме проекта;
-провести анкетирование одноклассников о знаках препинания;
5. Методы проекта: теоретический анализ литературы, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Практический результат : презентация «Похвальное слово знакам препинания», викторина на тему « Возникновение знаков препинания»
Практическое значение исследования: о результатах проекта расскажу одноклассникам на уроке русского языка.
6.Этапы проекта и ожидаемые результаты:
1 этап Планирование работы, определение конечного результата.
II этап Теоретический
Изучение истории возникновения знаков препинания.
III этап Практический
Составление и оформление презентации о знаках препинания.
IV этап – Изучение знаний о знаках препинания
Анкетирование одноклассников о знаках препинания
V этап – заключительный
В ывод по проделанной работе.
История возникновения знаков препинания.
Я решила изучить историю возникновения знаков препинания и узнала, что в письменном русском тексте 10 знаков препинания:
Знаки препинания появились позднее, чем алфавитное письмо. Их появление связывают с именами итальянских типографов братьев Мануциев, которые в середине XV века изобрели пунктуацию для европейской письменности. Она была принята в основных чертах большинством народов Европы и существует до настоящего времени.
Древнейшим знаком является точка.
Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса.
Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.
Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.
В самой малой строчке.
Точку надо уважать.
Точку слышать надо.
И хотя она твердыня
В книге и в тетради,
Можно с ней поладить,
Если только мысли нить
Если точку не забыть
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Она используется для разделения (между частями сложного предложения, при одно-
родных членах), для выделения (обращения)
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чём?
Вот какой я мастак –
Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим:
Ставя восклицательный знак, пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым начал применять русский писатель Н. Карамзин. Правда, называл он его «черта», а языковед А. Барсов, ученик М. Ломоносова, — «молчанкой». Другие знаки препинания тоже не сразу получили привычные для нас имена: точка с запятой называлась «полуточием», восклицательный знак — «удивительным» знаком, кавычки — «пресекательным» или «отменительным» знаком, знак переноса — «единительным» знаком (или «единитным»), скобки — «вместительным» знаком (который «слово или целый разум в речь вмещает»).
Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую».
Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак. (?)
От одной запятой может зависеть жизнь человека! Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен.
К знакам препинания относится также абзац или красная строка.
История появления абзаца очень интересна.
Появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в недалёком прошлом текст обычно набирался без всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место.
Вероятно, однажды вписать забыли, но получившийся текст с отступами читался не хуже, и с тех пор абзацы прочно вошли в типографскую практику.
3.Загадки о знаках препинания
Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!
Вечно думал он над смыслом, изогнулся коромыслом.
Всегда подслушать норовят то, что другие говорят.
На крохотное ушко похожа завитушка. Велит нам постоять чуть-чуть и отправляться дальше в путь.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!»
Словам раскрывает объятья: ждём в гости вас, милые братья.
Стоят три кумушки рядком, Ведут беседу, но тайком, Какими-то далёкими, Туманными намёками.
Я минус в математике, но знак другой в грамматике. Знаком я детворе. Меня зовут?
4.Мне захотелось узнать, что мои одноклассники знают о знаках препинания. Для этого я провела анкетирование.
На вопрос: знаете ли вы, кто придумал знаки препинания, – все ответили, что не знают.
В ходе работы над проектом я узнала, что знаки препинания очень важны и нужны в нашей жизни. С помощью их мы можем выражать на письме разнообразные эмоции и передавать информацию окружающим. Иногда от одной запятой может зависеть жизнь и счастье человека, поэтому нам необходимо обязательно изучать русский язык, чтобы быть грамотными и современными людьми.
Викторина на тему «В озникновение знаков препинания.»
Вопрос – ответ 1. Всегда ли существовали знаки препинания? Всем хорошо известно, что в Древней Руси обходились без знаков препинания.
2. Какой знак препинания является древнейшим? Древнейшим знаком является точка.
4. Какой знак препинания считается самым распространённым? Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.
5. Имеет ли запятая смысл? Александр Блок говорил: «Изымите всё произведение, если в нём вам не нравится запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл».
Презентация по русскому языку на тему «Похвальное слово знакам препинания!» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Похвальное слово знакам препинания! Цахоева Зарема Силивановна, учитель начальных классов Наши проекты: (Русский язык, 4 класс)
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [» «].
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако, раньше точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: „ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.
Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).
Куда поставить запятую? Казнить, нельзя помиловать!
Куда поставить запятую? Казнить нельзя, помиловать!
Источники: http://www.miloliza.com/marshak/znaki-prepinaniya Маршак. Знаки препинания. Стихи для детей http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/skazka-o-zapyatoi сказка о запятой http://bbsimg.ngfiles.com/5/14528000/ngbbs4733754d08459.gif восклицательный знак http://assmatlacompagniedesturbulettes.midiblogs.com/media/02/02/1504456133.gif вопросительный знак http://www.stihi.ru/pics/2012/07/13/3325.jpg точка с запятой http://www.nn.ru/data/forum/images/2011-09/39573923-11111111111.jpg http://skylarta.beon.ru/39838-308-znaki-prepinanija-istorija-funkcii-znachenija-ch-1.zhtml Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=89700415-47-72&n=21 доска http://sovetskiymultik.at.ua/_ph/191/2/43259204.jpg Вовка 1 http://sovetskiymultik.at.ua/_ph/191/2/460364948.jpg Вовка 3
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-856688
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.