Что значит похоронить за плинтусом

Что означает выражение » Похороните меня за плинтусом «?

Что значит похоронить за плинтусом

Выражение «Похороните меня за плинтусом» используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.

Что значит похоронить за плинтусом

Есть такая повесть- «Похороните меня за плинтусом» — автобиографическая повесть Павла Санаева, написанная в 1994 году на основе его детских лет, когда он девять лет (с двух до одиннадцати лет) прожил в семье его деда, известного советского актёра Всеволода Санаева и его жены Лидии[1]. Повесть Санаев посвятил своему отчиму Ролану Быкову.

Была опубликована в 1996 году в журнале «Октябрь». Удостоена премии журнала «Октябрь» за 1996 год, номинировалась на Букеровскую премию.

Что значит похоронить за плинтусом

Потому что эти парни реально были первыми на деревне по всем показателям. Жил я в одной деревушке, так там был такой, аномальный. Не пил и не курил потому что. А ещё здоровенный, и впридачу работящий и с чувством юмора, и авторитетный среди остальных, ещё и заместитель главы администрации района. Служивший где-то под грифом секретности и неразглашения.

Но есть и такое, когда парней просто нет. Как поется: первый парень на деревне, а в деревне один я.

Что значит похоронить за плинтусом

Это означает или несколько ножей-бабочек (здоровенные такие китайские парные ножи) воткнутых в живот или ощущение щекотки под диафрагмой (как будто бабочки слегка касаются машущими крыльями), от ожидания чего-то волнующего. В общем, и то и то одинаково стрессовая ситуация.

Что значит похоронить за плинтусом

Что значит похоронить за плинтусом

Что значит похоронить за плинтусом

Это значит, что что-то делать с большим трудом и при этом допускать ошибки. Например, кто-то нарисовал рисунок. Кто-то другой посмотрел результат этой работы, и сказал: «Это с натяжкой можно назвать твою идею рисунка». То есть человек нарисовал не совсем то, что надо. То есть высказывание «Делать с натяжкой» означает некоторые ошибочные действия при выполнении работы. Отсюда как следствие этого выражения вытекает фраза: «Это с натяжкой можно назвать. «. Низкое качество работы в некоторых случаях может вызывать высказывание «Так сойдёт». Иначе исполнителя могут заставить переделать работу, особенно если он делал работу для кого-то за деньги. Понятие «С натяжкой» может означать частичное согласие человека со словами собеседника.

Что значит похоронить за плинтусом

Все люди разные по своей натуре и привычкам. Если нам начинает кто-то нравиться, мы стараемся привлечь внимание этого человека. А как? Конечно же постараться быть идеальной.

Ты можешь заинтересовать человека, но в процессе общения все равно всплывут истинные привычки и понятия. И если они не соответствуют желаниям другого человека, из этого общения ничего не выйдет.

Будьте самим собой. И именно такой вы должны понравиться своей половинке. Вот что обозначает данное выражение.

Источник

Смысл книги «Похороните меня за плинтусом»

Повесть, написанная Павлом Санаевым, впервые была напечатана в журнале «Октябрь» в 1996 году. Повесть является в определенной степени автобиографической, поскольку свое детство Павел провел в семье бабушки и дедушки – народного артиста СССР Всеволода Санаева.

Деспотичная и нездоровая психически бабушка всячески издевается над внуком, искренне считая при этом, что все это она делает для блага мальчика. Бабушка Нина Антоновна любит внука, но от подобной любви мальчик, которого зовут Саша Савельев, невыносимо страдает и сам становится неврастеником. Дедушка Семен Михайлович с трудом переносит выходки жены, лишь изредка взрываясь.

В повести периодически появляется мать Саши Ольга (в жизни Елена Санаева), которая когда-то отдала ребенка на воспитание родителям, за что они отлучили дочь от воспитания сына, считая ее непутевой. Ее муж — отчим Саши Толя старается соблюсти нейтралитет в отношении всех персонажей, хотя мальчик воспринимает его скорее позитивно, вовсе не считая, что по вине этого «карлика-кровопийцы» мать была изгнана из семьи. Прототипом Толи является Ролан Быков, который впоследствии воспитал Павла в атмосфере уважения и любви к литературе, искусству и кинематографу.

Нина Антоновна не дает дочери видеться с сыном, но однажды Ольге удается выкрасть Сашу. Ребенок живет с матерью и отчимом и однажды узнает, что бабушка умерла.

Гнетущий и вызывающий местами жалость, а местами отвращение, фон повести заставляет читателя испытывать противоречивые чувства. После прочтения подобных книг обычно говорят: «Хорошая книга, но осадок остался».

История, рассказанная ребенком, поражает своей непосредственностью. Саша Савельев слаб физически, а благодаря гиперопеке бабушки не становится сильнее и здоровее.

Основная эмоция мальчика – страх. Страх перед всем и перед всеми. Саша боится бабушку, деда тоже, хотя и не так сильно. Бабушка постоянно твердит мальчику, что любит его, что вся ее жизнь посвящена внуку. Но делает она это так, что лучше бы не делала. Ее любовь выражается в истериках, в криках и даже в физическом насилии.

Кроме страха перед людьми Сашу угнетает страх перед событиями. Он боится, что бабушка умрет, хотя временами даже желает этого, поскольку в такие моменты страх переходит в ненависть. Он боится, что мама не придет или что бабушка его к ней не пустит. Уставший от подобной жизни так, как даже взрослый человек не устает, Саша мечтает превратиться в ничто, в человека-невидимку, которого никто не замечает.

Тогда он станет таким маленьким, что его можно будет похоронить за плинтусом в доме матери и их уже никогда не разлучат.

Другой доминирующий мотив в повести – любовь. Любовь уродливая и непредсказуемая. Семен Михайлович любит жену, хотя она относится к нему то с презрением, то с ненавистью. Да и Нина Антоновна любит мужа, хотя вряд ли признается в этом даже себе самой. В основном она тиранит супруга, пытаясь доказать тому его ничтожество.

У рок-группы Kingdom Come есть композиция под названием «What Love Can Be» (Какой может быть любовь). Хотя сама песня вовсе не об этом, но название, как нельзя лучше, характеризует обстановку, описанную в повести.

Самое страшное, что есть в произведении, это любовь бабушки к внуку. Она то кричит на него: «Чтоб ты сдох», «Когда же ты сдохнешь?», то причитает над ним, называя сиротинушкой, то обнимает и целует лишь для того, чтобы в следующий момент дать ему оплеуху. От такой любви Саше хочется убежать, забиться в угол, стать глухим и немым.

В глубине души Нина Антоновна любит Ольгу, хотя никогда не признается в этом даже себе. Дочь, в свою очередь, пытается разбудить в себе любовь к матери, представляя ее более молодой и психически более здоровой. Лишь единственный адекватный герой повести «карлик-кровопийца» Толя действительно любит жену и пасынка, а к теще относится отстраненно, понимая всю степень запущенности ее болезни.

И вот жуткий, но закономерный финал. Саша живет с матерью и отчимом в атмосфере любви и относительного спокойствия. И в это момент Нина Антоновна умирает. Это происходит по естественным причинам, но это как бы вызов внуку и дочери, Саше, в первую очередь. «Посмотри, что ты наделал» — голос из могилы. «Я тебя так любила, так заботилась, так оберегала, а ты меня убил». И чувство вины на всю жизнь – это, пожалуй, то, что чего она хотела добиться от внука своей уродливой любовью. И избавиться от этого чувства Саше, возможно, никогда не удастся. Как маленький червячок оно будет грызть его, заставляя думать о том, что бабушка была не так уж и плоха. Как известно, плохое всегда забывается быстрее.

Еще одна точка зрения на повесть, которую поддержат далеко не все, что читателю предлагается черная комедия. Но чтобы так считать, нужно обладать определенным уровнем здорового цинизма. Вряд ли сам автор согласился бы с подобной трактовкой. Так что, не хороните себя за плинтусом в детстве, чтобы, став взрослым, не погрузиться в бездну, полную уродливых призраков и разъедающих душу химер.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.6 / 5. Количество оценок: 134

Источник

Смысл фильма Похороните меня за плинтусом

«Похороните меня за плинтусом» — отечественный фильм, снятый в 2009 году по одноименной автобиографичной книге Павла Санаева, написанной гораздо раньше, в 1994 году.

О чем фильм?

Сюжет повествует о семейной драме, развернувшейся вокруг восьмилетнего мальчика Саши. Он учится на дому; бабушка запрещает ему гулять с друзьями, праздновать собственный день рождения, а самое главное – видеться с мамой. Ребенок постоянно болеет, его возят по врачам и заставляют принимать множество таблеток каждый день. Помимо Саши в доме живут его дедушка, известный советский актер Семён Михайлович Савельев, и бабушка, Нина Антоновна.

Бабуля держит весь дом в страхе. Свою дочь она не уважает и считает неспособной вырастить ребенка. У Нины случаются постоянные истерики и припадки, во время которых она оскорбляет внука и всячески унижает его.

На протяжении всего фильма зрителю раскрывают подробности прошлого бабушки, их жизни с внуком в настоящем и борьбы матери за своего сына.

Смысл фильма

Рассмотрим для начала личность бабушки, чуть ли не самого центрального персонажа. В молодости она вышла замуж за актера Семена Михайловича, чтобы переехать с ним в Москву и стать актрисой. Ее надежды не оправдались, так как тот женился на спор, а не по любви, соответственно, возник несчастный брак. После началась война, во время которой женщина потеряла первого ребенка. Это сильно отразилось на ее психике, и муж запер ее в психбольнице на некоторое время, что женщина и по сей день припоминает, как гнусное предательство. После Нина беременеет вторым ребенком, отдает всю себя воспитанию дочери, но в итоге отвергает ее и забирает у той сына от первого брака, Сашу.

Бабушка любит Сашу, однако эта любовь разрушает и ее, и объект этой любви. Непрощенные обиды на жизнь, на мужа, на судьбу делают из женщины настоящего тирана, не довольного каждым шагом мужа и внука. Бабушка заботиться о Саше. Это видно по тому, сколько денег она тратит на врачей и лекарства, однако чрезмерная опека делает мальчику только хуже, лишая его возможности учиться и расти в коллективе. Вместо этого каждый день ему приходиться терпеть унижения и ругань за малейшую мелочь. Бабушка не только вымещает свою злость на ребенке, но еще и видит в нем способ самореализации, абсолютно не понимая, что таким отношением лишь рушит психику ребенка и делает его несчастным.

У Саши есть и мама, которая изо всех сил хочет вернуть ребенка себе, однако преградой этому служит бабушка. Ольга смогла вырваться из-под опеки матери и пойти учиться на актрису, как, в свое время, сделала и Нина Антоновна. Карьера ее не увенчалась успехом, однако второй брак оказался крепким и надежным. Ольга вышла замуж за художника Анатолия, периодически выпивавшего; однако он является добрым и верным человеком, который, несмотря на безумные трудности с деньгами и родителями своей жены, остается с той до конца. Дедушка и бабушка считают Ольгу и Анатолия алкоголиками и людьми весьма низких моральных ценностей, поэтому даже короткие встречи с ребенком им запрещены. На протяжении всего фильма мать пытается добиться от Нины встречи с сыном.

Саша, выслушивая постоянную брань в сторону родителей, возгласы о том, что он вскоре обязательно умрет, невольно начинает думать о своей смерти, и только мысли о маме не дают ему ослабеть духом.

Фигура дедушки в этой истории также требует анализа. Из его прошлого можно вынести, что он человек слабохарактерный. Он не любит перемен и остается в браке с Ниной Антоновной спустя годы деспотизма, потому что «притерпелся к ней сердцем». Жену свою он боится и не хочет лишний раз ей перечить, поэтому внука защитить от бабушки некому.

Смысл финала фильма

В итоге бабушка разрешает матери увидеться с сыном, но во время встречи срывается: она выкидывает принесенный матерью подарок в окно, отталкивает Сашу, кричит и покрывает бранью собственную дочь. В итоге мать и бабушка буквально разрывают мальчика на куски, крича друг на друга. Сердце бабушки не выдерживает, и та падает замертво. Конечная сцена – сцена похорон, на которых искренне плачут и муж, и дочь погибшей.

Саша теперь будет жить с любящей мамой и отчимом; он знает, где бабушка хранила деньги, поэтому материальные проблемы семьи также решены. Лучшего конца для мальчика нельзя было придумать, ведь он наконец-то избавился от психологического насилия и издевательств, которые ему приходилось терпеть долгие восемь лет.

Этот фильм наглядно показывает, как чрезмерная любовь и опека могут вылиться в фанатизм и тиранию. Бабушка Саши служит примером деструктивного родителя, который своими действиями причиняет ребенку лишь вред, пытаясь удержать его возле себя любой ценой. Причинами этого могут быть затаенные обиды, неудовлетворенность жизнью, отсутствие других целей, чреды неудач или серьезные психические заболевания. Последствия такого воспитания – психологические травмы и фобии.

«Похороните меня за плинтусом» — талантливо снятый, глубокий фильм с великолепными актерами, посмотрев который каждый родитель задумается, а не ведет ли он себя также со своим ребенком, и, возможно, изменится в лучшую сторону.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.1 / 5. Количество оценок: 17

Источник

Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Просмотр содержимого документа
«Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»»

Министерство образования и науки РБ

XVII Республиканская научно-практическая

конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам

Номинация:Литература XX века

Тема: Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева

«Похороните меня за плинтусом»

Автор:Лобсанова Александра, ученица 10 Акласса

МАОУ «СОШ № 25» г.Улан-Удэ

Домашний адрес: г. Улан-Удэ,ул.Солнечная 20-35

Руководитель:Шатохина Алена Ильинична,

§1. Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Повесть «Похороните меня за плинтусом» была написана Павлом Санаевым в 1994 году. Опубликовано произведение было лишь в 1996 году. По словам самого автора, эта повесть была основана на событиях, произошедших с ним в детстве, но не является при этом полностью автобиографичной, так как не лишена художественного вымысла. Это произведение произвело большой фурор в отечественной современной литературе, было номинировано на Букеровскую премию. В данной научной работе анализируется значение слова «плинтус» в повести Санаева. Повесть не исследована литературоведами, что подтверждается небольшим количеством статей о ней, которые скорее являются отзывами о повести, нежели чем научным трудом.

Цель данной научной работы: выяснение значения слова «плинтус» в художественном тексте Павла Санаева.

отобрать эпизоды, в которых упоминается это слово;

выяснить значение слова в толковых и этимологических словарях;

сопоставить литературный и языковой материал;

проанализировать значение слова «плинтус» в собранных фрагментах и эпизодах повести, где оно упоминается.

Гипотеза: в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает символическое значение.

имманентный анализ текста;

Работа состоит из нескольких глав. Во введении обозначена актуальность и новизна работы, определены цели и задачи исследования, указан объект и методы исследования. Первая глава посвящена анализу эпизодов повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», в которых упоминается слово «плинтус». В заключении сформулированы результаты исследования.

Объектами исследования является повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Предмет исследования – значение слова «плинтус».

Практическая значимость определяется возможностью использования текста исследовательской работы в форме реферата в качестве справочного и обучающего материала на уроках литературы в 10-11 классах.

§ 1. Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, — придумал я однажды. — Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище»[1].

Фраза «Похороните меня за плинтусом» первый раз была упомянута именно в этом отрывке повести. И именно она стала названием данного произведения. Так какой смысл, какое значение приобрело слово «плинтус» в тексте Павла Санаева? Авторы различных толковых и этимологических словарей поясняют слово «плинтус» по-разному. Однако нечто схожее в его истолковании все же имеется.

По словарю Ожегова:

1)планка, закрывающая щель между стеной и полом;

2) наружный выступ в нижней части какого-нибудь сооружения [2].

1) плинт м. греч.подножье, стояло;

2) нижняя полоса стены, печи, выступом;

3) панель, пришивная, по стенам по полу дощечка;

4) наружный уступ стены, против полу;

5) Плинф м. церк. Кирпич [3].

1) профилированная деревянная или пластиковая рейка, предназначенная для прикрытия щелей между полом и стеной;

2) элемент архитектурного оформления помещения [4].

По этимологическому словарю Фасмера:

«четырехугольное основание колонны, нижний обвод стены, печи». Из греч., вероятно, через лат. Plinthus [5].

По толковому словарю Ушакова:

1) узкая планка, закрывающая щель между деревянным полом и стеною;

2) наружный выступ на стене здания на высоте пола;

3) нижняя полоса печи, идущая выступом [6].

Итак, во всех словарях главная роль плинтуса – прикрытие щели между стеной и полом. Во-первых, действие имеет практическое значение, так как защищает дом от проникновения мышей и других вредителей, а во-вторых, носит эстетический характер. Какое же значение приобретает в произведении слово «плинтус»?

«”Никогда” было самым страшным в моем представлении о смерти. Я хорошо представлял, как придется лежать одному в земле на кладбище под крестом, никогда не вставать, видеть только темноту и слышать шуршание червей, которые ели бы меня, а я не мог бы их отогнать. Это было так страшно, что я все время думал, как этого избежать»[1].

В итоге после долгих размышлений главный герой и приходит к выводу о том, что похороны за плинтусом – идеальный для него исход. Таким образом, он сможет уйти от одиночества, от темноты, от безвозвратности. Слово «никогда» прекратит преследовать его и рядом будет самый дорогой для ребенка человек – мать. И стоит отметить, что Саша просит похоронить его не за любым плинтусом. Он хочет, чтобы плинтус, за которым он будет похоронен, принадлежал его матери. Чумочка (как ласково мальчик называл свою маму) была для Саши единственной радостью жизни. Он жил для нее, его целью жизни были встречи с ней, безумно редкие, но спасавшие его от гибели личности от тирании, дающие ему ощущение любви и тепла. Мама главного героя была для него «лучом света в темном царстве». Во время встреч с ней он как никогда остро осознавал губительность бабушкиной опеки, понимал, что жизнь может состоять не только в вечных походах по врачам и запретах, но и в окружении, способном дарить чувство защищенности, когда Саша мог говорить то, что думает, ничего не боясь, быть самим собой. Мама была для мальчика светлым идеалом, праздником меж серых будней. Его связь с ней не могла быть подавлена ни редкостью их встреч, ни всепоглощающей любовью бабушки, ни долгими разлуками. Эта связь, любовь матери и сына способны были отогнать ужасы смерти, ее присутствие (пусть мальчик и будет за плинтусом, но она будет рядом) будет дарить ему защиту, спокойствие.

В этом произведении плинтус становится не просто элементом декора. Плинтус для Саши в первую очередь – это граница между миром живых и тем инобытием, которого он боялся. Это не тяжелый крест, не могильный памятник, который задавит, не позволит выбраться и спастись от своих страхов, от боязни темноты и от бесконечности, проведенной в полном бездействии и одиночестве. Это небольшая планка. Планка, которая позволит мальчику подглядывать за этим миром, уйти «не навсегда». Этим значение слова «плинтус» в многочисленных толковых и этимологических словарях и отличается от значения этого слова в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Слово «плинтус», имеющее довольно узкое истолкование, приобретает метафоричное значение.

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, были собраны фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось слово «плинтус», выяснены значения этого слова в различных толковых и этимологических словарях, сопоставлен собранный литературный и языковой материал, проанализированы фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось данное слово.

Данная работа позволяет сделать вывод о том, что в контексте повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает более глубокий смысл и используется в переносном значении. Слово «плинтус» в этом произведении приобретает значение «граница между миром живых и миром мертвых».

СанаевПавел. Похороните меня за плинтусом. Издательство: МК–Периодика, 2007 г.–184 стр.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российский фонд культуры – М.: АзъLtd., 1992. – 960 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / М.: «Русский язык», 1978.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – 4-е изд. стереотип. / М.: Астрель: АСТ, 2003.

Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Ред. УшаковД.Н./ М.: Вече: Мир кн., 2001.

Источник

Фильм «Похороните меня за плинтусом» смотрим вместе с психологом

Бабушка, а для чего тебе такое больное сердце?

Что значит похоронить за плинтусомЧто значит похоронить за плинтусомЧто значит похоронить за плинтусомЧто значит похоронить за плинтусомЧто значит похоронить за плинтусом

Что значит похоронить за плинтусом

Трудно писать о фильме, который повествует о таких мерзких проявлениях человеческой природы, что сразу после просмотра невольно хочется откреститься, плюнуть через плечо и забыть про все увиденное, дабы не ходить потом с гадким ощущением вины за невольное соучастие.

Еще труднее в этой ситуации не выступить в роли адвоката или обвинителя, потому как имеем мы дело с ситуацией уникальной, которая исключает возможность применения категории вины — ситуацией всепоглощающей, животной, надрывной «любви на выживание».

Итак, жили-были персонажи повести Павла Санаева, а потом и одноименного фильма Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом»: мама Оля (Мария Шукшина), бабушка Нина (Светлана Крючкова), дедушка Савельев (Алексей Петренко), внук Саша (Саша Дробитько) и художник дядя Толик-алкоголик (Константин Воробьев), по совместительству теперешний муж мамы Оли. И разыгралась в этой отдельно взятой семье форменная шекспировская драма с бушеванием страстей и смертоубийством. Но странным образом по итогам разыгравшейся трагедии из всей этой «честной компании» никого не жаль, кроме пацана, потому что он совсем еще маленький.

ЛЮБОВЬ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Поскольку вся эта история снята в жанре фильма-воспоминания, существуют два больших соблазна. С одной стороны, ограничиться в объяснении происходящего психиатрическим диагнозом бабушки и алкогольной созависимостью дочери. А с другой — увидеть в этом повествовании очередную «чернуху» на советские времена и свести все к «объективным обстоятельствам» — мол, при Союзе все так жили.

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая ускорит исполнение!

В обоих случаях картинка получится, мягко говоря, неполной.

Так что договоримся сразу — антисемитизм стариков, психиатрию бабушки, дедушкино звание народного артиста СССР и диссидентские замашки Толика-алкоголика можно смело выносить за «скобки» происходящего.

Итак, начнем, конечно же, с бабушки.

Во-первых, как поется в известной песенке: «Отц-тоц-первертоц, бабушка здорова!» «Пограничненькая», конечно (то есть бабуля находится на грани нормы и патологии), но здоровая старушенция, масштабностью своего образа и роковыми последствиями деяний вполне достойная занять место в ряду знаменитых отечественных литературных персонажей: старой графини из пушкинской «Пиковой дамы», старухи-процентщицы Федора Достоевского и прочих обитателей этого виртуального дома престарелых, вплоть до «Старухи» Хармса. Вот только вместо песенного компота («Отц-тоц-первертоц, кушает компот!») наша героиня с аппетитом поглощает самых близких ей людей. Честно говоря, поражает убедительность этого образа — ничего лишнего, все логично, последовательно и страшно…

Можно бы было попытаться все списать на тяжелую жизнь и потерю первенца, если бы не несколько раз подчеркиваемое в сюжете «актерство» бабушки, которое она сознательно использует для манипуляции. Похоже, что бабушка в какой-то момент сочла свои страдания настолько невыносимыми, что приватизировала право не только страдать самой, но и вовлекать в это страдание окружающих.

Таким образом, бабушка адаптировалась, выжила, преодолела свою беспомощность ценой того, что она всех вокруг сделала беспомощными. При этом она продолжает жить в режиме выживания. Отсюда патологическая жадность, боязнь перемен, подозрительность и мизантропия. Если перефразировать Эриха Фромма, это не выживание «для», а выживание «от», ну или точнее — «за счет». Энергию бабушка черпает в том, что беспрерывно навязывает окружающим чувство вины, тем самым делая их зависимыми и беспомощными, а потом за эту самую беспомощность она их и «распинает».

В результате длительного применения такого оригинального способа адаптации у бабушки возникает несколько сквозных жизненных тем.

ЧЕСТНОСТЬ

Непозволительная, «предельная» честность во взаимоотношениях с окружающими, доступная только окончательно разложившейся личности. Ведь что происходит? Бабушка, спасая внука от многочисленных болезней (причиной которых во многом она сама), уже не имеет душевных сил на лицемерное отношение к «вечно болящему» и потому режет правду-матку, потчуя сознание ребенка замечательными определениями — «гнилье», «падаль», «сволочь» и так далее.

При этом патологичность ситуации проявляется еще и в том, что «в норме» именно сильно болеющие дети являются в семье главными манипуляторами, а в нашем случае эту роль безапелляционно монополизировала бабушка, которая и есть «самый больной ребенок». Недаром она закатывает ему граничащую с ночным кошмаром «детскую» истерику (валится на пол, орет, царапает себе лицо), вынуждая 7-летнего мальчика занять по отношению к себе утешающую позицию взрослого мужчины.

По большому счету бабушка в воспитании Саши совершает фактически единственную ошибку и единственное же преступление — проецируя на внука свои конфликтные взаимоотношения с дочерью, она требует от ребенка не просто проявления «союзнической» позиции, а осуществления выбора между нею и матерью. А дети такие вещи не прощают!

ВИНА КАК СТРАСТЬ

Собственно говоря, Саша — единственный из всех участников драмы, который в силу возрастных особенностей почти не подвластен главному «тайному оружию бабушки» — виртуозному навязыванию окружающим чувства вины. Внушая это замечательное чувство, можно с людьми творить чудеса. Оно дает непомерную власть, но власть хрупкую перед детской любовью.

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОКЛЯТИЕ

Вообще-то, первый «сбой» модель бабушкиного воспитания дала еще на маме Оле, которая вполне закономерно выросла человеком зависимым, но умудрилась при этом не только реализовать свою протестную природу, но и каким-то чудом дважды вырвалась из заботливых объятий бабушки замуж, оставив в заложниках сына Сашу. А бабушке осталось только злобствовать, совместно с дедушкой молчаливо наблюдая за «грехопадением» бестолковой «дочки-матери», и настраивать против «отступницы» ее сына. При этом престарелые супруги воспринимают жизнь дочери исключительно как укор за то, что «проморгали» красавицу, а теперь уже ее поздно воспитывать, но они честно пытаются. Кстати, бабушка так и не озвучивает, какие такие ее надежды не оправдала дочь.

И вот тут на сцене появляются мнимые «антиподы» стариков — парочка мама Оля и Толик-алкоголик, отставная актриса без определенных занятий и алкаш-художник. Замечательные они в том смысле, что являют собой яркий пример созависимых интеллигентских отношений, то есть мутную смесь инфантильности, беспомощности, неизбывной тяги к высокому и алкоголизма. При этом остатки демонстрируемой ими нравственной свободы четко отрегулированы бедностью существования, а способность «совершить поступок» проявляет себя только в логике затянувшегося подросткового кризиса. Потому как и покупка Саше железной дороги на вырученные от продажи чужого бинокля деньги, и демонстративное возвращение деду Савельеву купленной за его же деньги дубленки, несмотря на весь кажущийся пафос происходящего, вдребезги разбиваются об один маленький факт — Оля и Толя давно уже живут за дедушкины деньги. И на поверку являются такой же неотъемлемой частью созданной бабушкой созависимой системы семейных отношений, как и вечно виноватый перед супругой народный артист.

По большому счету вся эта история являет собой подробный экскурс по извращенным, неуклюжим способам проявления любви. Дед на словах ненавидит дочь, а на деле помогает ей деньгами. Бабка ненавидит всех и обожает внука, но больше всего любит себя. Мама Оля любит Сашу, но связана по рукам и ногам усвоенным с детства мифом о собственной никчемности, Толик любит Олю, но неспособен справиться со своим диагнозом. И только маленький Саша действительно способен на подвиг ради любимой мамы.

Приглашаем на живые онлайн-вебинары:

Кстати, замечателен и уход бабушки, которая в какой-то момент «заигралась» и не рассчитала степень своего морального падения, за что, продемонстрировав на прощанье своим потомкам оголенную задницу, честно поплатилась жизнью.

При этом своею смертью она фактически поставила большой вопросительный знак в дальнейшей судьбе всех выживших персонажей. Удастся ли им преодолеть себя? И насколько сильнее здравого смысла окажутся плоды бабушкиного воспитания?

Впрочем, ростки выздоровления посажены в душу Саши самой бабушкой: равнодушие — очень сильное лекарство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *