Что значит пограничные страны
Подскажите 16 пограничных государств России.
Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, [1] которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Более 10 тысяч военнослужащих погранвойск расположены на границе Таджикистана и Афганистана, оперативные группы Федеральной пограничной службы России охраняют границу Киргизии и Китая, Армении, Ирана и Турции. К 2006 году предполагается сократить численность ФПС на15тысяч человек.
Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена в прошлом году.
Россия граничит с 16-ю государствами. Длина границы с Норвегией составляет 219,1 километра, с Финляндией — 1325,8 километра, с Эстонией — 466,8километра, с Латвией — 270,5 километра, с Литвой (граница с Калининградской областью) — 288,4километра, с Польшей (граница с Калининградской областью) — 236,3 километра, с Белоруссией — 1239километров, с Украиной — 2245,8километра, с Грузией — 897,9 километра, с Азербайджаном — 350 километров, с Казахстаном — 7 598,6 километра, с Монголией — 3 485 километров, с Китаем — 4 209,3 километра, с КНДР — 39,4километра, с Японией — 194,3 километра, с США — 49 километров.
Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, [1] которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Более 10 тысяч военнослужащих погранвойск расположены на границе Таджикистана и Афганистана, оперативные группы Федеральной пограничной службы России охраняют границу Киргизии и Китая, Армении, Ирана и Турции. К 2006 году предполагается сократить численность ФПС на15тысяч человек.
Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена в прошлом году.
Россия граничит с 16-ю государствами. Длина границы с Норвегией составляет 219,1 километра, с Финляндией — 1325,8 километра, с Эстонией — 466,8километра, с Латвией — 270,5 километра, с Литвой (граница с Калининградской областью) — 288,4километра, с Польшей (граница с Калининградской областью) — 236,3 километра, с Белоруссией — 1239километров, с Украиной — 2245,8километра, с Грузией — 897,9 километра, с Азербайджаном — 350 километров, с Казахстаном — 7 598,6 километра, с Монголией — 3 485 километров, с Китаем — 4 209,3 километра, с КНДР — 39,4километра, с Японией — 194,3 километра, с США — 49 километров.
Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, [1] которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Более 10 тысяч военнослужащих погранвойск расположены на границе Таджикистана и Афганистана, оперативные группы Федеральной пограничной службы России охраняют границу Киргизии и Китая, Армении, Ирана и Турции. К 2006 году предполагается сократить численность ФПС на15тысяч человек.
Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена в прошлом году.
Россия граничит с 16-ю государствами. Длина границы с Норвегией состав
С какими странами граничит Россия?
Добрый день читателям моего блога INFOZET.RU! Сегодня самый простой, но важный вопрос:
С какими странами граничит Россия?
Россия разделяет свои границы с 16 суверенными нациями.
Россия граничит с большим количеством стран, чем любая другая страна в мире, в общей сложности 16 стран разделяют ее протяженную сухопутную границу. Страны, с которыми Россия делит свою сухопутную границу, включают Северную Корею, Китай, Норвегию, Финляндию, Украину, Казахстан, Польшу, Грузию, Монголию, Латвию, Эстонию, Азербайджан, Беларусь и Литву. Еще две страны, суверенитет которых частично признан, также имеют сухопутную границу с Россией: Абхазия и Южная Осетия. Длина российской земли составляет около 12 577 миль, что является вторым по длине в мире и превышает длину только сухопутной границы Китая.
Три самые длинные международные границы России
Казахстан
Казахстан расположен к югу от России. Казахская-российская международная граница является самой длинной сухопутной границей, разделяемой Россией, общей протяженностью 4254 мили. Граница также является второй по длине международной границей в мире, только ее длина превзошла граница между Канадой и Соединенными Штатами. Граница была впервые обозначена в 1930 году и с тех пор остается неизменной. Однако только после распада Советского Союза в 1991 году граница была официально признана международной границей. Транссибирская магистраль пересекает границу на пограничных переходах близ города Петропавловск.
Китай
Граница является второй по длине международной границей России, протяженностью 2615 миль. Граница состоит из двух участков: более длинного восточного участка длиной около 2485 миль и западного участка длиной около 60 миль. Самая ранняя демаркация границы была сделана в 17 веке по Нерчинскому договору 1689 года между Империей Цин и Российской империей. Другие последующие договоры были подписаны между двумя империями в 19 веке. В двух странах возникли многочисленные территориальные споры относительно определения границы, но они использовали дипломатию для решения всех из них. Все 26 пограничных переходов китайско-российской границы расположены в восточной части границы. Три из этих пограничных переходов являются железнодорожными. Западная секция охватывает отдаленные регионы обеих стран, с низким населением и, следовательно, не имеет пограничных переходов. Однако две страны планируют построить газопровод, который пересечет этот участок границы. Лица, задержанные за незаконное пересечение границы, должны быть направлены властям своих стран в течение семи дней.
Монголия
Монголия имеет длинную сухопутную границу с Россией, протяженность которой составляет 2165 миль. Граница является третьей по длине международной границей в России. Самые восточные и самые западные края границы отмечены точками, соединяющими Китай, Россию и Монголию. Две три точки были установлены в результате международного соглашения, подписанного тремя странами в 1994 году. Граница была впервые установлена в 18 веке в результате Кяхтинского договора 1727 года между Империей Цин и Российской Империей. Монголия была в то время частью империи Цин. После упадка империи Цин в начале 20-го века Монголия была установлена в качестве российского протектората. Граница была сохранена после распада Советского Союза в 1991 году.
С какими странами граничит Россия?
№ | Государство | Длина границы с Россией (км) |
---|---|---|
1 | Казахстан | 7,512.80 |
2 | Китай | 4,209.30 |
3 | Монголия | 3485 |
4 | Украина | 1,925.80 |
5 | Финляндия | 1,271.80 |
6 | Беларусь | 1239 |
7 | Грузия | 875,5 |
8 | Азербайджан | 372,6 |
9 | Эстония | 294 |
10 | Латвия | 270,5 |
11 | Литва | 266 |
12 | Абхазия | 255,4 |
13 | Польша | 204,1 |
14 | Норвегия | 195,7 |
15 | Южная осетия | 70 |
16 | Северная Корея | 17 |
Государственная граница
Государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.
Содержание
Виды границ
Линии, отделяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства, являются государственной границей на суше.
Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря, то есть линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами, являются морскими государственными границами.
Воображаемая плоскость, проходящая по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности, служит границей воздушного пространства соответствующего государства.
Установление границ
Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом.
Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы.
В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.
Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек.
Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты).
Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллелью или меридианом). Географические границы, проведённые по параллелям и меридианам, встречаются в Африке и Америке, где они устанавливались государствами-метрополиями для колоний.
Согласно действующему Закону о государственной границе РФ, прохождение государственной границы РФ обычно устанавливается:
Пограничная зона
Пограничная зона — полоса вдоль границы государства или территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как правило, устанавливается на границах с враждебными или недружественными территориями с целью облегчения поиска нарушителей границы, а также для исключения диверсий, но может сохраняться также и долгое время после нормализации отношений. Пограничную зону не следует путать с охраняемыми природными территориями (заповедниками и национальными парками), куда ограничен или закрыт доступ публики, а также автономными образованиями, куда может требоваться специальное разрешение.
Практика введения пограничных зон существует в некоторых развитых странах и странах третьего мира.
В настоящее время многие европейские государства, а также США [источник не указан 641 день] и Канада отменили практику ограничения доступа как собственных граждан, так и иностранцев, к государственной границе, что впрямую связано с существованием многолетнего безвизового режима между этими странами. Очень узкая пограничная зона сохраняется на Кипре, вдоль демаркационной линии, разделяющей греческую и турецкую общины острова. Существует пограничная зона в Финляндии на границе с Россией, которая по финским законам может простираться до 4 км от линии границы по воде (в Финском заливе это соответствует реальности) и до 3 км по земле (на практике размер погранзоны по земле варьируется от 0,4 до 2,5 км).
Содержание
Погранзона в СССР
В СССР существовала с 1934 года.
В 1970-е годы в пограничную зону СССР входили огромные территории: Дальний Восток (Приморский край, Сахалинская область, Камчатка, Магаданская область, Чукотка), все северное побережье (включая такие далекие от собственно берега города, как Норильск), большие полосы на западе (включая, например, Кронштадт, Севастополь, острова Хийумаа и Сааремаа), в Средней Азии (вся Горно-Бадахшанская автономная область, большая часть территории Киргизии) и на южной границе Сибири (например, большая часть Тувы).
Для доступа на эти территории гражданам СССР необходимо было получать пропуск. Пропуск можно было получить в отделении милиции по месту жительства, при предъявлении следующих документов: командировочное удостоверение — для деловых поездок, приглашение — для посещения родственников и знакомых, постоянно живущих в пограничной зоне, маршрутные документы — для зарегистрированных туристических групп (незарегистрированные группы в пограничную зону не допускались). Лицам, постоянно проживающим в пограничной зоне (имевшим в паспорте соответствующий штамп о прописке) не требовался пропуск на их место жительства, но требовался пропуск в другие пограничные зоны. Этот пропуск они получали на общих основаниях. Без пропуска в пограничную зону, как правило, невозможно было купить билет на самолет, поезд или автобус до остановки, находящейся в пограничной зоне. На въезде в пограничную зону на рейсовом общественном транспорте производилась тотальная проверка документов.
В связи с тем, что согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17 февраля 1983 г. «О мерах по обеспечению выполнения Закона СССР „О государственной границе СССР“» в пограничную зону вошла значительная часть территории страны (более 3640 тыс. кв. км, или примерно 16,4 % территории) и установленные в этой зоне режимные меры сдерживали экономическое, хозяйственное развитие приграничных районов, ограничивали права советских граждан, затрудняли общение между людьми, назрела необходимость снятия режимных ограничений. КГБ СССР в соответствии с поручением от 24 января 1989 г. по выполнению обязательств, вытекающих для СССР из Венских договоренностей, поручением Совета Министров СССР от 12 июня 1989 г. N П-13752, по согласованию с советами министров всех союзных республик, МВД СССР, МИД СССР, Минобороны СССР, Минюстом СССР и Прокуратурой СССР были подготовлены предложения о сокращении пограничной зоны. Советом Министров СССР 27 ноября 1990 г. было принято Постановление «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров СССР от 17 февраля 1983 г. «О мерах по обеспечению выполнения Закона СССР „О государственной границе СССР“»», которым упразднялась пограничная зона на границе со странами социалистического лагеря.
История пограничной зоны в России
В мае-июне 1991 года были открыты для свободного посещения некоторые пограничные зоны в самой России, например, Владивосток и Приморский край, Кронштадт, Камчатка, Сахалинская область. Вместе с тем, погранзоны с другими странами (Финляндия) не только не были упразднены, но их размеры и режим пребывания нисколько не были смягчены.
Закон 1993 года содержал большую опасность, оставляя погранзоны в совместном ведении федеральных пограничных структур и местных властей, утверждая разделенную ответственность. Самым вопиющим стало решение Президента Якутии, установившего погранзону 2200 км.
На начало 2009 года можно говорить о восстановлении погранзон на границах России—Евросоюз в советском варианте и сохранением таковых на террористически или иммиграционно опасных направлениях (Кавказ, Китай).
Пограничная зона в России, города закрытого доступа
Пограничная зона в настоящий момент установлена в сорока шести субъектах Российской федерации. Практика выполнения приказа о пограничном режиме различается: в ряде мест документы не проверяют совсем, в некоторых местах проверяют, но пропускают по предъявлении российского паспорта, в большинстве требуют пропуск.
Фактическая отмена пограничной зоны в Белоруссии
Как сообщает официальный сайт Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, с 05 февраля 2009 года в этой стране вступило в силу новое законодательство. Теперь для посещения погранзоны гражданином Республики Беларусь или резидентом этой страны необходимо лишь устное уведомление по телефону и уплата госпошлины в 0.2 базовой величины (около 2EUR). Сайт Госпогранкомитета подчеркивает, что вступившее в силу законодательство о погранзоне гораздо либеральнее, чем «у наших ближайших соседей».
Фактическая отмена пограничной зоны на Украине
Пограничная зона на Украине фактически отсутствует, однако, стоят знаки на дорогах о погранзоне в Крыму.
Пограничные зоны в других странах
На территории Норвегии и Эстонии пограничных зон не существует. Поэтому в интернете можно довольно часто видеть фотографии путешественников на фоне норвежских и эстонских пограничных знаков, и, соответственно, в 10-15 метрах от российских пограничных знаков.
На территории Финляндии существует пограничная зона шириной до 4 км по воде и до 3 км по суше. На практике по воде погранзона достигает указанных 4 км, а по суше — значительно уже — от 400 м до 2 км, в отделенных районах Лапландии — до предельных 3 км. Если вблизи границы расположен поселок, хутор или какой-либо объект, хоть как-то интересный туристам, он будет обязательно вне погранзоны. Исключением является, пожалуй, лишь крайняя восточная точка Финляндии на озере Вирмаярви, доступ куда возможен только по пермитам. Выдача пермитов в финскую погранзону является разрешительным мероприятием.
Порядок доступа в пограничную зону. Практика
Режим погранзоны очень сильно меняется от региона к региону. В некоторых местностях существуют тыловые посты ФПС, усиленные пробросками из колючей проволоки на несколько сотен метров по обе стороны поста, препятствующими проникновению в неё нелегалов. В других регионах тыловые посты ФПС работают в выборочном режиме, например пустуют ночами или в будние дни. А в значительном количестве местностей погранзона существует лишь теоретически, давая право штрафовать находящихся в ней людей, не ограничивая физическую возможность въезда или прохода в неё.
При въезде в погранзону в рейсовом общественном транспорте в некоторых случаях регламентируется продажа билетов, в некоторых кассир лишь предупреждает путешественников о проверке, а в некоторых нет ни ограничений на продажу проездных документов, ни проверок.
Ситуация может меняться от вида транспорта — скажем проезд на автобусе быть свободным, а проезд на электричке — проверяемым, при том, что шоссе и железная дорога идут параллельно друг другу.
Почти всегда посты и наряды ФПС на европейских границах России проверяют лиц, движущихся к границе, но не проводят проверок направляющихся вглубь России.
Если на границе в интересующем туриста регионе существует пункт пропуска через границу, то появляется физическая возможность посещать погранзону, утверждая при проверке, что направляешься к ПП с целью перехода границы. Для этого необходимо иметь документы, дающие права такого пересечения, но зачастую оформление их гораздо проще, чем оформления пропуска в погранзону. Закон запрещает подобные посещения погранзоны, но чиновники ФПС всегда закрывают глаза на столь незначительные отступления. Например, в Санкт-Петербурге с 2000 года выдается упрощенная годовая многократная виза Финляндии. С 2001 года (вступление Финляндии в Шенген) виза стала шенгенской. За 2007 год выдано около 600 000 таких виз. Очень часто петербуржцы выезжают на пикники в погранзону, предъявляя на постах ФПС именно финскую визу, а не пропуск ФПС. С 21 декабря 2007 года упрощенная финская виза дает физическую возможность также посещения погранзоны с Эстонией и Латвией, поскольку эти страны теперь также являются шенгенскими.
Между Россией и Украиной (а также между Россией и Казахстаном) существует безвизовый режим, поэтому лишь предъявление паспорта и устного заявления, что направляешься в пункт перехода (при наличии такого перехода, на некоторых переход разрешён только жителям смежных областей!) достаточно для посещения погранзоны.
Полный список документов, позволяющих перейти границу, довольно объёмен и даже не всегда известен на тыловых постах ФПС. Буква российского закона, вообще говоря, запрещает сотрудникам ФПС проверять визу сопредельного государства, и, теоретически, для выезда из России достаточно лишь действительного загранпаспорта, а в некоторые страны СНГ — даже внутреннего паспорта россиянина. На практике во многих случаях виза сопредельного государства незаконно проверяется.
Пример списка документов для пересечения границы RUS-EST:
Если основания для пересечения границы не имеется, для посещения погранзоны требуется либо регистрация в населенном пункте, находящемся в погранзоне, в данном субъекте РФ, либо пропуск ФПС.
Наказания за посещение погранзоны без документов
Российское законодательство относится не слишком строго к нарушителям режима погранзоны: штрафы за такое правонарушение приблизительно равны штрафам за непристёгнутый ремень при езде в автомобиле.
Уголовный Кодекс РФ содержит лишь статью 322. «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации», о погранзоне там ни слова.
Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит довольно обширную главу 18: «Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации». О погранзоне гласит статья 18.2, пункт 1: «Нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.»
Нельзя забывать, что ст. 4.5 упомянутого кодекса гласит:
То есть пограничники должны успеть провести суд в течение двух месяцев, с момента поимки путешественника в погранзоне.
Сотрудники ФПС могут сразу оформить Протокол об административном правонарушении, а могут произвести Доставление (ст. 27.2 КоАПП), которое обязательно оформляется Протоколом о доставлении, либо записью о доставлении в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
По окончании Доставления в место, удобное с точки зрения пограничников для оформления протокола, они могут выбрать такую меру как Административное задержание (ст. 27.3 КоАПП), на срок до 3-х часов (если при путешественнике есть внутренний паспорт). Эти 3 часа начинают отчитываться с момента окончания Доставления. О Административном задержании обязательно составляется протокол, копию которого по просьбе путешественника ему обязательно выдается.
Путешественник сам решает добровольно ли платить штраф, либо подать в суд. В случае проигрыша в суде — максимальные потери составят 500 руб.
Кроме того, при сохранении протокола путешественник юридически может посещать погранзону по нему, а в случае повторной поимки утверждать, что погранзону не покидал, и продолжает совершать длящееся административное правонарушение, за которое уже оштрафован. Повторный штраф в этом случае не применяется (см. КоАП, не следует забывать про то, что максимальный срок нахождения без регистрации — 90 дней). К сожалению, такое действие не проходит, если местом Доставления был офис погранслужбы вне погранзоны. В этом случае, за повторное посещение погранзоны — придется снова платить штраф с применением всех вышеперечисленных процедур ещё раз.
Общественный резонанс
В президентство Б.Ельцина пограничная зона РФ была значительно уменьшена, но в 2000-е годы она, по сути, возродилась в советском варианте. Введение многокилометровых пограничных зон ограничивает права граждан на свободу передвижения и противоречат европейской практике (так расстояние от Берлина до польской границы — 60 км — величина новой погранзоны России).
Конкретные меры по исполнению приказов начались 1 августа 2006 года в Приморском крае, к этому моменту большинство опубликованных приказов ушли в платный архив Российской газеты, хотя отыскать их в Интернет не было никакого труда. Центральные СМИ не проявили большого интереса к проблеме, обсуждение развивалось в Интернете и в СМИ тех регионов, которые были задействованы в нововведениях.
Власти многих субъектов РФ, чей бюджет в значительной степени зависит от туризма, восприняли нововведения крайне неодобрительно.
Границы России
Российская граница
Протяженность границ
Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, [1] которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Более 10 тысяч военнослужащих погранвойск расположены на границе Таджикистана и Афганистана, оперативные группы Федеральной пограничной службы России охраняют границу Киргизии и Китая, Армении, Ирана и Турции.
Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена давно.
Россия граничит с 16-ю государствами
Сухопутные границы России
На суше Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых — бывшие союзные республики.
Длина сухопутной границы России
Калининградская область представляет собой полуанклав: территорию государства, со всех сторон окруженную сухопутными границами других государств и имеющую выход к морю.
Западные сухопутные границы не привязаны к каким-либо природным рубежам. На участке от Балтийского до Азовского моря они проходят по заселенным и освоенным равнинным территориям. Здесь границу пересекают железные дороги: Санкт-Петербург-Таллин, Москва-Рига, Москва-Минск-Варшава, Москва-Киев, Москва-Харьков.
Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа от Черного до Каспийского моря. Железные дороги проложены по кромке берегов, через центральную часть хребта проходят две автодороги, которые зимой часто закрываются из-за снежных заносов.
Самая протяженная сухопутная граница — с Казахстаном — проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири. Граница пересекается множеством железных дорог, связывающих Россию не только с Казахстаном, но и со странами Средней Азии: Астрахань-Гурьев (далее в Туркмению), Саратов-Уральск, Оренбург-Ташкент, Барнаул-Алма-Ата, небольшой участок Транссибирской магистрали Челябинск-Омск, Среднесибирская и Южносибирская магистрали.
Вторая по протяженности — граница с Китаем — проходит по протоку реки Амур, его притоку реке Уссури, реке Аргунь. Она пересекается Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной еще в 1903 году, и магистралью Чита-Владивосток, проложенной по китайской территории, чтобы кратчайшим путем связать Дальний Восток и Сибирь.
Граница с Монголией проходит по горным районам Южной Сибири. Монгольскую границу пересекает ответвление Транссибирской магистрали — Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин.
Через границу с КНДР проходит железная дорога на Пхеньян.
Морские границы России
По морю Россия граничит с 12-ю государствами.
Длина морской границы России
Только морскую границу Россия имеет с США и Японией. Это узкие проливы, которыми отделяются Южные Курилы от острова Хоккайдо и остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией — 194,3 километра, с США — 49 километров.
Самая протяженная морская граница (19 724,1 километра) проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Круглогодичное судоходство без ледоколов возможно только у северных берегов Кольского полуострова. Все северные порты кроме Мурманска работают только во время короткой северной навигации: 2–3 месяца. Поэтому северная морская граница не имеет большого значения для связей с другими странами.
Вторая по протяженности морская граница (16 997 километров) проходит вдоль побережья морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Юго-восточное побережье Камчатки выходит непосредственно к океану. Главные незамерзающие порты — Владивосток и Находка.
Железные дороги выходят к побережью лишь на юге Приморского края в районе портов и в Татарском проливе (Советская гавань и Ванино). Приморские территории тихоокеанского побережья слабо освоены и заселены.
Протяженность морского побережья Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов невелика (126,1 километра и389,5 километра соответственно), но используется с большей интенсивностью, чем побережья северных и восточных рубежей.
В СССР большие порты в основном строились в прибалтийском регионе. Сейчас Россия может использовать их мощности только за плату. Самый крупный морской торговый флот страны — Санкт-Петербург, в Финском заливе ведется строительство новых портов и нефтеналивных терминалов.
В Азовском море морская граница проходит от Таганрогского залива до Керченского пролива, а затем вдоль Черноморского побережья Кавказа. Главные порты Черноморского побережья — Новороссийск (самый большой порт России) и Туапсе. Азовские порты — Ейск, Таганрог, Азов мелководны и недоступны для крупных судов. К тому же Азовское побережье ненадолго замерзает и судоходство здесь поддерживается ледоколами.
Морская граница Каспийского моря точно не определена и оценивается российскими пограничниками в 580 километров.
Приграничное население и сотрудничество
В приграничных регионах России и сопредельных государствах проживают представители почти 50 национальностей. Из 89-ти субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы страны. Они занимают 76,6 процента всей территории страны. В них проживает 31,6 процента населения России. Население приграничных районов — 100 тысяч человек (по состоянию на 1993 год).
Под приграничным сотрудничеством обычно понимается государственно-общественная структура, включающая в себя Федеральные ведомства, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, деятельность населения, общественные инициативы.
В развитии приграничного сотрудничества заинтересованы как старые приграничные регионы, так и новые. В последних периодически возникают проблемы, связанные с внезапным разрывом налаженных связей соседних регионов. В ряде случаев граница «разрывает» ресурсные (водные, энергетические, информационные и др.) коммуникации экономических объектов (например, энергозависимость Омской области от Казахстана). С другой стороны, в новых приграничных регионах постоянно увеличивается поток грузов, который может принести немало выгод, при условии больших вложений в соответствующую инфраструктуру.
Таким образом, приграничные регионы государств нуждаются в совместном социально-экономическом развитии, совместном использовании источников ресурсов, налаживании информационной инфраструктуры и восстановлении коммуникаций между населением.
Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание регионов участвовать в развитии сотрудничества
Проблемы сотрудничества в граничных районах
Несмотря на несовершенство федерального законодательства России в отношении приграничного сотрудничества ее регионов, на уровне муниципального и местного самоуправления, оно, так или иначе, осуществляется во всех 45 приграничных регионах.
Не налаженные добрососедские отношения со странами Балтии не дают возможности для широкого развития приграничного сотрудничества на региональном уровне, хотя его необходимость остро ощущается населением приграничных районов.
Сегодня на границе с Эстонией для приграничного населения применяется упрощенный порядок пересечения границы. Но с 1 января 2004 года Эстония перешла на жесткий визовый режим, установленный Шенгенским соглашением. Латвия отказалась от упрощенного порядка еще в марте 2001 года.
Что касается регионального сотрудничества, то еще в июле 1996 года в Пылве (Эстония) был создан Совет по сотрудничеству приграничных регионов, вкоторый вошли представители Выруского и Пылвского уездов Эстонии, Алуксненского и Балвского районов Латвии, а также Палкинского, Печерского и Псковского районов Псковской области. Основными задачами Совета являются разработка совместной стратегии приграничного сотрудничества и реализация проектов в вопросах совершенствования инфраструктуры и охраны окружающей среды. На территории Псковской области действует более двухсот предприятий с участием эстонского и латвийского капитала.
Литва ввела визы для граждан России, следующих транзитом через ее территорию. Это решение затрагивает интересы жителей российского полуанклава, Калининградской области. Экономические проблемы у области могут возникнуть также из-за введения визового режима со стороны Польши. Большие надежды на решение визовых вопросов власти Калининградского региона связывают с только что ратифицированной Россией Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.
На договорной основе Калининградская область взаимодействует с семью воеводствами Польши, четырьмя уездами Литвы и округом Борнхольм (Дания).
В 1998 году область присоединилась к многостороннему приграничному сотрудничеству в рамках еврорегиона «Балтика», а три ее муниципальных образования — к работе по созданию еврорегиона «Сауле» (с участием Литвы и Латвии). Во второй половине 90-х годов подписан ряд соглашений по линии межрегионального сотрудничества Калининградской области и Клайпедского, Паневежисского, Каунасского, Мариямпольского уездов Литвы.
Довольно напряженные отношения установились в кавказском регионе России и Грузии. В 2000 году были введены ограничения по перемещению между Грузией и Россией, что ощутимо ударило по жителям обеих республик Осетии. Сегодня на региональном уровне районы Северной Осетии установили приграничные связи с Казбекским районом Грузии, с августа 2001 года их жители могут пересекать границу без оформления виз.
Ситуация на дагестанском участке границы обстоит лучше: в 1998 году усилиями правительства Дагестана были сняты ограничения по пересечению государственной границы России с Азербайджаном, что способствовало снижению напряженности и активизации хозяйственных связей. Во исполнение межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Дагестаном и Азербайджаном подготовлено отраслевое соглашение — о сотрудничестве в агропромышленном комплексе.
Расширение сотрудничества соседних регионов Казахстана и России связывается с вопросами окончания процессов делимитации и демаркации границ. Например Алтайский край активно сотрудничает с Китаем, Монголией и среднеазиатскими республиками СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан). Основные партнеры в приграничном сотрудничестве Алтайского края — Восточно-Казахстанская и Павлодарская области Республики Казахстан. Объем внешнеторгового оборота Алтая с Казахстаном составляет около трети всего внешнеторгового оборота края. В качестве необходимой правовой базы для развития такого рода приграничного сотрудничества Россией рассматриваются двусторонние Соглашения о сотрудничестве между администрацией края и регионами Казахстана.
Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты. Перспективное направление в приграничном сотрудничестве России с Монголией — освоение месторождений рудных ископаемых, разведанных на западе страны. В случае реализации проектов прямого транспортного сообщения, возможного строительства газопровода между Россией и Китаем через Монголию создадутся необходимые энергетические и инфраструктурные условия для участия сибирских регионов в освоении сырьевых ресурсов Монголии. Этапом в развитии отношений стало открытие в феврале 2002 года Генерального консульства Монголии в Кызыле.
На приграничное сотрудничество регионов России и Японии влияет интерес японской стороны к островам Южной Курильской гряды. В 2000 году на государственном уровне была подписана «Программа японо-российского сотрудничества в области развития совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».
Бывшие жители островов и члены их семей — японские граждане могут посещать острова по упрощенному визовому режиму. Уже много лет существуют безвизовые обмены между сторонами. МИДом Японии организуются курсы японского языка.
Объективные сложности связаны с тем, что японцы не признают острова российскими. Помощь японской стороны в строительстве электростанций иполиклиник можно рассматривать как акт доброй воли, а не как сотрудничество равноправных сторон.
Наиболее активными в развитии сотрудничества являются северо-западное и юго-восточное направления — «старые» приграничные регионы.
Сотрудничество в российско-финляндском пограничном регионе
Мурманская и Ленинградская области, Республика Карелия — участники приграничного сотрудничества с регионами финской стороны. Существует несколько программ сотрудничества: программа Совета министров Северных стран, программа Интеррег и Северное Измерение. Основополагающими документами являются Договоры об установлении дружественных связей между регионами и двусторонние планы сотрудничества.
В 1998 году на международном семинаре «Внешние границы ЕС — мягкие границы» в Йоэнсуу (Финляндия) правительство Республики Карелия предложило создать еврорегион «Карелия». Идея была поддержана лидерами приграничных региональных союзов и одобрена на высшем уровне обоих государств в том же году.
Цель проекта — создание новой модели трансграничного сотрудничества между региональными союзами Финляндии и Республикой Карелией. Задача — снятие барьеров, существующих в сотрудничестве между территориями, в первую очередь, развитие общения между жителями сопредельных регионов.
В структуре экономики еврорегиона «Карелия» основной отраслью является сфера услуг, как на территории финляндских региональных союзов, так и в Республике Карелия (по меньшей мере две трети работающего населения заняты в этой сфере). Вторыми по величине отраслями идут промышленность и строительство, затем сельское и лесное хозяйство.
Слабыми сторонами российской части региона, которые могут негативно повлиять на сотрудничество и должны непременно учитываться при тесном взаимодействии с финской стороной, являются сырьевая направленность промышленности, слабое развитие коммуникаций, локальные экологические проблемы и низкий уровень жизни.
В октябре 2000 года Карелия приняла «Программу приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001–2006 годы».
Правительство Финляндии одобрило и направило в ЕС Программу «Интеррег-III A-Карелия» на территории Финляндии. Тогда же, в2000году, была одобрена общая Программа действий на 2001–2006 годы и план работы на следующий год, в соответствии с которым для реализации намечено 9 приоритетных проектов. В их числе строительство Международного автомобильного пропускного пункта, развитие научного сотрудничества, развитие пограничных территорий Беломорской Карелии.
В январе 2001 года деятельность еврорегиона получила поддержку по линии программы ЕС Тасис — Еврокомиссия выделила 160 тысяч евро на проект еврорегион «Карелия».
На российско-финской границе существует упрощенный визовый режим.
Сотрудничество в российско-китайском пограничном регионе
Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю.
Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное10 ноября 1997 года Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. Развитию приграничной торговли способствуют значительные льготы, предоставляемые Китаем ее участникам (снижение импортного тарифа на 50 процентов).
В 1992 году Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска.
В 1992 году был введен упрощенный порядок пересечения китайско-российской границы.
В конце ноября 1996 года открылись китайские торговые комплексы на границе, куда по спецпропускам доставляются российские граждане (списки составляются местной администрацией).
Для облегчения индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в феврале1998 года путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов.
1 января 1999 года вступило в силу Положение о новых правилах регулирования приграничной торговли, в частности, жителям приграничных районов разрешается беспошлинно ввозить в Китай товары на три тысячи юаней (ранее — на одну тысячу).
Среди перспективных проектов — развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса, строительства инфраструктурных объектов, строительства трубопроводных сетей по межгосударственным проектам и т. д.
Сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Наиболее известным является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна реки Туманная (Tumen River Area Development Program) с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Основные направления сотрудничества — развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
В прошлом году два крупнейших банка сторон Внешторгбанк России и Промышленно-торговый банк Китая заключили соглашение о расчетах по приграничной торговле двух стран. Соглашение предполагает возможность проведения двусторонних расчетов по приграничной торговле в течение одного дня на базе взаимно установленных кредитных линий.
На государственном уровне проводится политика культурного сближения стран-соседей: в Хабаровске открыто Генеральное консульство КНР, в средних и высших учебных заведениях преподается китайский язык, проводятся фестивали, научные конференции, двусторонние встречи региональных властей и экономических партнеров.
Основной проблемой региона является опасение российской стороны демографического давления со стороны китайского населения. Плотность заселения приграничных районов с российской стороны крайне низка в абсолютных и относительных значениях по сравнению с плотностью заселения китайской стороны.
Из истории взаимоотношений приграничного населения
Российско-китайский и российско-корейский участки границы.
Хозяйственно-экономическая деятельность и торговля на границе Китая и Российской империи регулировалась следующими основными документами:
К концу XIX века приграничная сухопутная торговля являлась основной формой экономических отношений русского населения Дальнего Востока и Маньчжурии. Она, особенно в начальный период освоения края, играла исключительно важную роль. Первые поселенцы нуждались в самых насущных предметах личного и хозяйственного обихода. Казаки получали из Маньчжурии табак, чай, просо, хлеб, сбывая, в свою очередь, сукно, ткани. Китайцы охотно приобретали меха, посуду, серебро в монетах и изделиях.
Торговый оборот русского Дальнего Востока с Маньчжурией в 1893–1895 годах составлял 3 миллиона рублей и распределялся соответственно по областям: Амурская — один миллион рублей, Приморская — 1,5–2 миллиона рублей, Забайкальская — не более 0,1 миллиона рублей.
В 1913 году Российское правительство продлило Петербургский договор (1881) на 10 лет, исключив статью, предусматривающую беспошлинную торговлю в пределах 50-верстной приграничной полосы.
Помимо приграничной торговли казаки сдавали в аренду китайцам и корейцам земельные паи. Происходило взаимовлияние земледельческих культур китайцев, корейцев и русских. Казаки научились выращивать сою, бахчевые культуры, кукурузу. Китайцы использовали казачьи мельницы для помола зерна. Еще одна форма сотрудничества — наем в казачьи хозяйства китайских и корейских сельскохозяйственных работников, особенно в сезонные периоды с/х работ. Отношения между хозяевами и работниками были хорошие, бедные китайцы охотно использовали возможности для заработков в казачьих хозяйствах. Это тоже формировало добрососедские отношения по обе стороны границы.
Казаки, проживавшие на границе, имели крепкие, экономически развитые войсковые, станичные и поселковые хозяйства, хорошо налаженные хозяйственные, торговые и культурные связи с населением сопредельной территории, что позитивно сказывалось и на общей обстановке в русско-китайском приграничье, и на самой границе. Многие уссурийские и амурские казаки хорошо говорили на китайском языке.
Добрососедские отношения проявлялись в совместном праздновании русских, православных и китайских праздников. Китайцы приходили в гости к своим знакомым казакам, казаки ходили праздновать китайский Новый год. Особых проблем с посещением знакомых на сопредельной стороне не было, граница в этом плане была больше условной, все посещения были под контролем казачьего населения и местного начальства.
Конечно, на местном уровне возникали и конфликты. Известны случаи воровства скота, сена, использования сенокосных угодий другой стороной. Отмечались случаи контрабандного провоза спирта казаками на сопредельную территорию и сбыта его через своих знакомых. Нередко возникали споры по рыбной ловле на реке Уссури, озере Ханка. Конфликты разбирались атаманами и станичными правлениями или через пограничного комиссара Южно-Уссурийского края.
[1] Все данные о протяженности государственной границы по информации Федеральной пограничной службы РФ.