Что значит погодная запись
Формы летописного повествования. Еремин
· Документы из княжеских архивов (литературного значения не имеют)
Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание. (Предания об основании Киева, призвании князей, мести Ольги древлянам).
Все летописные сказания устно-поэтического происхождения, но не все – народного. Наряду с историческими преданиями, отражающими народное понимание событий (рассказ о юноше-кожемяке), летописец пользовался и преданиями княжеско-дружинного происхождения и содержания (биография Олега). В народных преданиях герой – простой человек, своей инициативой освобождающий Русскую землю от врагов.
Летописный рассказ – прямое отражение действительности, он документален. Но рассказчик описывает событие так, как сам его воспринял и понял. Летописный рассказ, как и погодная запись, всегда строго фактографичен, конкретен, производит впечатление делового отчета, военного донесения (рассказ о походе Изяслава Мстиславича на Путивль в 1146 году). Некоторые мелкие детали попадают в поле зрения летописца и отмечаются им наряду с остальными фактами. Эти детали дают представление о быте той эпохи.
Одна из характерных особенностей летописного рассказа – речи действующих лиц. Иногда обмен речами и монологи составляют все содержание.
Литературное своеобразие летописного рассказа – в появлении личности автора. В отличие от погодной записи он здесь ощущается – есть его оценки событий, попытки их комментировать, прямые характеристики действующих лиц, индивидуальная манера излагать рассказ. Автор рассказа об ослеплении Василька Теребовльского стремится точно отразить мельчайшие подробности фактов.
Древнерусский автор воспроизводил единичные факты во всей конкретности. Предметом его внимания было не общее, а частное. Он никогда не возвышался до обобщений, до изображения жизненных фактов в их типическом проявлении, только констатировал единичные факты в их поверхностной взаимосвязи.
Летописная повесть (термин условнее) – повествование о смерти князя, «некролог». От рассказа отличается тем, что выдержана в рамках определенного стиля – агиографического. События в ней приобретают новые очертания, далекие от документальности.
Повести выросли из погодных записей о смерти (когда умер, где похоронен, иногда упоминался плач). К погодному известию стала присоединяться «от автора» характеристика покойного князя как человека и как примерного христианина, и оно преобразовалось в рассказ особого типа – некролог. Процесс формирования повести как жанра закончился, когда к некрологу стал присоединяться рассказ о событиях, предшествовавших смерти и об обстоятельствах смерти. Умирают все герои, как того требовал агиографический канон. Повесть, как и житие, стремилась устранить все черты индивидуального характера.
Отдельные формы летописного повествования далеко не всегда строго следуют своему методу. Разнобой имеет место даже в пределах одного повествовательного ряда. Смешение различных литературных манер можно проследить на примере рассказа о крещении Ольги, в котором наблюдается два ее образа – народно-поэтический мудрой девы сказок и агиографический равноапостольной святой.
Формы летописного повествования
Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание.
Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание. (Предания об основании Киева, призвании князей, мести Ольги древлянам).
Все летописные сказания устно-поэтического происхождения, но не все – народного. Наряду с историческими преданиями, отражающими народное понимание событий (рассказ о юноше-кожемяке), летописец пользовался и преданиями княжеско-дружинного происхождения и содержания (биография Олега). В народных преданиях герой – простой человек, своей инициативой освобождающий Русскую землю от врагов.
Летописный рассказ – прямое отражение действительности, он документален. Но рассказчик описывает событие так, как сам его воспринял и понял. Летописный рассказ, как и погодная запись, всегда строго фактографичен, конкретен, производит впечатление делового отчета, военного донесения (рассказ о походе Изяслава Мстиславича на Путивль в 1146 году). Некоторые мелкие детали попадают в поле зрения летописца и отмечаются им наряду с остальными фактами. Эти детали дают представление о быте той эпохи.
Одна из характерных особенностей летописного рассказа – речи действующих лиц. Иногда обмен речами и монологи составляют все содержание.
Литературное своеобразие летописного рассказа – в появлении личности автора. В отличие от погодной записи он здесь ощущается – есть его оценки событий, попытки их комментировать, прямые характеристики действующих лиц, индивидуальная манера излагать рассказ. Автор рассказа об ослеплении Василька Теребовльского стремится точно отразить мельчайшие подробности фактов.
Древнерусский автор воспроизводил единичные факты во всей конкретности. Предметом его внимания было не общее, а частное. Он никогда не возвышался до обобщений, до изображения жизненных фактов в их типическом проявлении, только констатировал единичные факты в их поверхностной взаимосвязи.
Летописная повесть (термин условнее) – повествование о смерти князя, «некролог». От рассказа отличается тем, что выдержана в рамках определенного стиля – агиографического. События в ней приобретают новые очертания, далекие от документальности.
Повести выросли из погодных записей о смерти (когда умер, где похоронен, иногда упоминался плач). К погодному известию стала присоединяться «от автора» характеристика покойного князя как человека и как примерного христианина, и оно преобразовалось в рассказ особого типа – некролог. Процесс формирования повести как жанра закончился, когда к некрологу стал присоединяться рассказ о событиях, предшествовавших смерти и об обстоятельствах смерти. Умирают все герои, как того требовал агиографический канон. Повесть, как и житие, стремилась устранить все черты индивидуального характера.
Отдельные формы летописного повествования далеко не всегда строго следуют своему методу. Разнобой имеет место даже в пределах одного повествовательного ряда. Смешение различных литературных манер можно проследить на примере рассказа о крещении Ольги, в котором наблюдается два ее образа – народно-поэтический мудрой девы сказок и агиографический равноапостольной святой.
26.09.2016, 3818 просмотров.
Формы летописного повествования. Явление «литературного этикета» в летописи.
Краткость. Определенная дата – событие. Иногда одно предревнерусской литературыожение, иногда чуть большею большинство таких записей о военных событиях (1041 г. – пошел Ярослав на мазовшан в ладьях). Т.е. краткая, документированная запись (стремление летописца подчеркнуть достоверность записи).
Чтобы не нарушать хронологической последовательности, если нет источника, ставили пустое место.
2) Летописное сказание – отсылка к устному (фольклорному преданию (источнику). Например, сказание о мести Ольги древлянам (под 945 г).
1. Закопать живьем в ладьях
2. Велела сжечь в бане
3. 5 тыс человек порублены на куски по время тризны – поминального пира у могилы Игоря.
Каждая месть соответствует одному из элементов языческого погребального обряда. Этот рассказ о трех местях Ольги читался в начальном своде. В ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ была внесена 4 месть: Ольга не могла захватить Искоростень – по три воробья и три голубя с дома (маленькая дань) – зажженный трут в лапкам – сожгла город.
Свадебный обряд : Древляне – сваты (сватов звали «гостями») – функция жениха. Ольга – потенциальная невеста.
Покойников омывали в бане. Древнерусской литературыя данной эпохи характерно трупосжигание.
4ая месть с ними не связана. Все это форма летописного сказания. Ольга выступает как мудрая дева – фольклорный жанр.
Под 992 г. – летописное сказание о юноше Кожемяке :
— князь печенежский предревнерусской литературыагает поединок
— старый муж говорит о пятом, меньшом сыне, тот просит испытать его (разодрал быка).
— печенежский муж был велик и страшен – фольклорный элемент.
Фольклорная модель : поединок, сильный младший сын, большой противник
Эпическая модель : Владимир не как креститель, а как эпический (культурный) герой.
3) Летописный рассказ :
Еремин считает, что из погодной записи вырос летописный рассказ – описание событий. Содержание связано с военными походами.
Лихачев выделяет рассказы о княжеских преступлениях : 1097 г. рассказ об ослеплении Василька Теребовольского:
1) Сначала тема единства земли
1) 2 князя Давыд и Святополк. Дьявол был огорчен их любовью. Якобы Владимир объединился с Васильком.
3) Далее динамическое развитие: приезжает на княжеский двор, его вводят в избу, Василька Святополк уговаривает погостить, а Давыд сидит окаменев – он сам Оклеветал и сам страшится злоумышления. Когда Святополк выходит, Василько заговаривает с Давыдом, но тот будто не слышит (редкое явление, когда автор передает душевное состояние героя). Давыд выходит, врываются слуги. – описание борьбы – доска, на нее садятся – у Василька трещит грудь.
4) 5 ноября Василька запирают и «оковали его». Подчеркивается реакция Василька.
5) Игумены узнают о казни – братья сваливают вину друг на друга.
6) Ослепленного Василька везут на телеге. Он в беспамятстве. Сопровождающие снимает с него окровавленную сорочку, отдают ее постирать. Попадья, постирав ее, оплакивает его. Но он услышал и говорит : Зачем ее снимали с меня? Лучше б в кровавой предстал я пред Богом. Этот эпизод – воспоминание о страшной участи оклеветанного князя. Вызывает сочувствие к нему, а желание представть в окровавленной рубашке – напоминает о неизбежном возмездии.
Явление «литературного этикета».
Литература этого времени отличалась церемониальностью. Лихачев называет это явление литературным этикетом. ЛЭ определяет задачи литературы, ее темы, принципы построения сюжетов, сами изобразительные средства, выделяя круг наиболее предпочтительных речевых оборотов, образов, метафор.
В основе этого понятия лежит представление человека о незыблемом и упорядоченном мире. Предметом литературы по преимуществу должно стать изображение нормативных ситуаций: если пишется летопись, то в центре внимания описания восшествия князя на престол, битв, смерти и погребении князя.
При этом каждая из ситуаций должна была изображаться в сходных традиционных речевых оборотах : 1) о родителях святого обязательно говорилось, что они благочестивы, о ребенке – будущем святом, что он чуждался игр со сверстниками и тд. 2) о битве повествовалось в традиционных формулах типа : «и бысть сеча зла», «иных посекоша, а других поимаша».
Один и тот же летописец не только применяет различные формулы, но и по нескольку раз меняет стиль повествования : ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ – если автор писал о военном походе или княжеском преступлении, то выделяется летописный рассказ – 1097 – об ослеплении Василька, 941 – поход Игоря на греков. А если автор писал о смерти какого – либо князя, то это была уже летописная повесть : 1086 – о смерти Ярополка – князь канонизируется – он «кроток, смирен и братолюбив».
И в каждом из этих жанров автор меняет свой стиль изложения.
Ситуации, создаются именно такими, какие необходимы по этикетным требованиям: князь молится перед битвой, его дружина малочисленна, а войско противника громадно и тд. – ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ – 996 – перед битвой с печенегами Владимир молится в церкви. У Владимира небольшая дружина. «избегнув опасности, Владимир построил церковь (во имя святого Преображения)».
Если описываются поступки князя – летописец подчиняет их княжеским идеалам поведения : ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ – 988 – при описании Владимира используются глаголы – повелел, послушались.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Формы летописного повествования. Явление «литературного этикета» в летописи.
Формы летописного повествования. Явление «литературного этикета» в летописи.
Формы летописного повествования. Явление «литературного этикета» в летописи.