Что значит поганый кобяк

Кобяк

А поганаго Кобяка изъ луку моря отъ желѣзныхъ великыхъ плъковъ Половецкыхъ, яко вихръ выторже: и падеся Кобякъ въ градѣ Кіевѣ, въ гридницѣ Святъславли. 21—22.

1174: Игорь Святославичь совокупивъ полны свои и ѣха в поле за Воръсколъ, и стрѣте половьцѣ, иже ту ловять языка, изьма ѣ, и повѣда ему колодникъ, оже Кобякъ и Кончакъ шлѣ кь Переяславлю. Ипат. лет., 568 (XV в.). 1180: Игорь же има с собою половцѣ, Коньчака и Кобяка, и дождася Святослава противу Вышегороду. Там же, 621. 1183: В тыи же дьнь возвеличи богъ князя Святослава и Рюрика за вѣру ею, и ту яша Кобяка Карлыевича со двѣима сынома, Билюковича Изая, и Товлыя сыномъ, и брата его Бокмиша, Осалука Барака, Тарха, Данила, и Съдвака Кулобичкого яша жь. Там же, 632.

Полезное

Смотреть что такое «Кобяк» в других словарях:

Кобяк — Карлыевич половецкий хан, неоднократно производивший набеги на Русскую землю в 1170 1180 годах, также участвовал в междоусобных войнах русских князей. В 1171 году вместе с половецким ханом Кончаком проиграл важное сражение русскому князю… … Википедия

Кобяк — половецкий хан, производивший набеги на Русскую землю в 1170 1180 годах. В 1180 году вместе с ханом Кончаком помог Святославу Всеволодовичу овладеть Киевом. В 1183 году был разбит и взят в плен русскими князьями … Биографический словарь

КОБЯК — Иван Кобяк, московский посол в Казань. 1511. Лет. VIII, 251. Кобяк Клементьев сын Линев, поручитель по боярам, св. 1571. Гр. и дог. I, 567. Илья Кобяк, подчашный полоцкий. 1649. Ю. З. А. III, 93 … Биографический словарь

Кобяк, Г. И. — автор кн. «Электролитная вода» (Пермь, 1909). <Венгеров>… Большая биографическая энциклопедия

Кобяк-хан — Кобяк Карлыевич половецкий хан, неоднократно производивший набеги на Русскую землю в 1170 1180 годах, также участовал в междоусобных войнах русских князей. В 1171 году вместе с половецким ханом Кончаком проиграл важное сражение русскому князю… … Википедия

Кобяк хан — Кобяк Карлыевич половецкий хан, неоднократно производивший набеги на Русскую землю в 1170 1180 годах, также участовал в междоусобных войнах русских князей. В 1171 году вместе с половецким ханом Кончаком проиграл важное сражение русскому князю… … Википедия

Кобяк, Иван — дворянин. В августе 1506 г. великий князь Василий Иоаннович, получив известие о смерти своего зятя, в. кн. литовского Александра, отправил в Вильну Кобяка, «сестры своей навещать Елены». В 1510 г., в ответ на посещение Москвы женой… … Большая биографическая энциклопедия

Кобяк Карлыевич и Кончак — (он же Боняк) половецкие ханы, часто беспокоившие Русь своими набегами. В 1171 г. они разбиты были у реки Ворсклы князем северским Игорем Святославичем (см.). Иногда они помогали и русским князьям (например, в 1172 г. князю Давиду Ростиславичу,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КОБЯК Олег Витальевич — (р. 1973) белорусский социолог, специалист в области экономической социологии и социологии труда. Окончил философско экономический факультет Белорусского государственного университета (1995), очную аспирантуру Института социологии НАН Беларуси… … Социология: Энциклопедия

Ж — буква всех алфавитов, основанных на кириллице. В церковнослав. и болг. алфавитах 7 я по счету, в русском, белорусском, сербском и македонском 8 я, в украинском 9 я. Рус. совр. название буквы («жэ») употребляется как существительное среднего рода… … Православная энциклопедия

Источник

А поганаго Кобяка изъ луку моря, отъ железныхъ вел

Слово о полку Игореве Христа.

А кто такой Кобяк?
Это не просто.
Но, наконец-то, я догадался.

Это обидное сравнение военного похода Игоря и Всеволода с боевыми победами их отца Святослава Великого Грозного.
Который был всего один в нашей истории и никакого Святослава Игорьевича не было.

«уже лжу убудиста»-это лужа в которой утонули Игорь и Всеволод.
То есть малюсенькая часть половцев с которой они не справились.
Это часть «реки Каялы» в виде лужицы.

А их отец Святослав, причем родной отец, а не двоюродный брат, как у очумелых ученых-всегда с успехом громил половцев-

притопта хлъми и яругы;
взмути ръки и озеры,
иссуши потокы и болота.

Потоки и болота-этой проклятой реки половецкой.

У ученых Кобяк это половецкий хан, потому что так они прочли о нем в летописях.

1174: Игорь Святославичь совокупивъ полны свои и еха в поле за Воръсколъ, и стрете половьцы, иже ту ловять языка, изьма е, и поведа ему колодникъ, оже Кобякъ и Кончакъ шли кь Переяславлю. Ипат. лет., 568 (XV в.). 1180: Игорь же има с собою половце, Коньчака и Кобяка, и дождася Святослава противу Вышегороду. Там же, 621.

Кобяк в летописи стоит рядом с Кончаком, тоже половецким ханом и это замечательно.
Потому что Кончак тоже есть в Слове и это просто мужской конец половецкой национальности.
Ханы половецкие Кончак и Гзак вошли во все летописи, чем их и отменили.
Это очень смешная история, когда в историю Руси вошли задница и конец, и всё это благодаря Христу, которым своим задорным смехом защищает нас от лживой истории нашего Великого Народа, изложенной в летописях 18-19 веков, нацарапанных нашими врагами.

У Христа сказано про Кобяка- выторже.
Это что, половцы своими ханами торговали?

Как тут изворачивается Лихачев?

А поганого Кобяка от лукоморья,
из железных великих полков половецких,
как вихрь исторг:
и пал Кобяк в граде Киеве,
в гриднице Святославовой.

Это что, по-русски?
Как Святослав может исторгнуть Кобяка?
Исторгнуть это от себя во вне.
А здесь ровно наоборот.
Это чуму Русского Языка- Лихачева, надо исторгнуть из Литературы за такие переводы.

Здесь есть одна важная вещь.
Главный враг у Христа- Всеслав Полоцкий.
И о нем сказано очень много.

Вопрос.
Христос припечатает своего главного врага каким-нибудь прозвищем, так как именовать такую сволочь по имени в поэтическом произведении, где столько метафор-это не по Христу и будет выглядеть слабостью произведения?

И Христос это сделал назвав Всеслава- Кобяком.

А вот все гадости приписываемые Святополку вполне могут правдой, если это Всеслав.
И Всеслав это внук Владимира Великого, а не сын.

На картинке- Исаак 2 Ангел.
Византийский император.
Это и есть Кобяк Всеслав Полоцкий. Враг Христа. Распявший Христа и занявший его трон.
Это я его крестиком перечеркнул. Смотреть на него ужасно.
А что у него в левой руке?
Может поэтому и Кобяк?

Христос вернет себе трон через 3,5 года.
В Слове же, пока Он призывает детей и внуков Всеслава и детей и внуков его братца Ярослава одуматься.

Еще вернусь к рассказу о самом Главном Дне для всего Человечества.

А что сделал Святослав с Кобяком?

Он КУПИЛ предателя у половцев.
И посадил его в тюрьму в Киеве.

И есть история, что Всеслав Полоцкий просидел в Киевской тюрьме 14 месяцев.
Да только он колдун и дьявольски силен и коварен.
Поэтому он сбежит из тюрьмы.
И сбежит не куда-нибудь, а в Тьмуторокань-столицу Христа, где сможет захватить Христа врасплох.

Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
Великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.

И скорее всего там был использован шантаж.
Потому что с Самим Христом Всеславу не справиться.
А вот если захватить Его Детей или кого-то из семьи, то конечно, Христос предложит всех обменять на Себя, что и надо было Всеславу.

Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю,
и Двина болотомъ течетъ
онымъ грознымъ полочаномъ
подъ кликомъ поганыхъ.

Двина протекает через Полоцк. Столицу Всеслава.
Грозный полочанин-это и есть Всеслав.
В Москве-москвичи.
В Полоцке-полочане.
Болото-предательство.
За это и сидел в тюрьме Киевской.

Ну, ничего.
В Слове Христос предрек:

«Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда Божиа не минути».

А в Своем Откровении рассказал как именно и когда уничтожит всю эту заразу.

Яндекс Дзен «Богатейте» Байгильдин Валентин.

Источник

А поганаго Кобяка изъ луку моря, отъ железныхъ великих полко

Что значит поганый кобяк

Слово о полку Игореве Христа.

А кто такой Кобяк?
Это не просто.
Но, наконец-то, я догадался.

Это обидное сравнение военного похода Игоря и Всеволода с боевыми победами их отца Святослава Великого Грозного.
Который был всего один в нашей истории и никакого Святослава Игорьевича не было.

«уже лжу убудиста»-это лужа в которой утонули Игорь и Всеволод.
То есть малюсенькая часть половцев с которой они не справились.
Это часть «реки Каялы» в виде лужицы.

А их отец Святослав, причем родной отец, а не двоюродный брат, как у очумелых ученых-всегда с успехом громил половцев-

притопта хлъми и яругы;
взмути ръки и озеры,
иссуши потокы и болота.

Потоки и болота-этой проклятой реки половецкой.

У ученых Кобяк это половецкий хан, потому что так они прочли о нем в летописях.

1174: Игорь Святославичь совокупивъ полны свои и еха в поле за Воръсколъ, и стрете половьцы, иже ту ловять языка, изьма е, и поведа ему колодникъ, оже Кобякъ и Кончакъ шли кь Переяславлю. Ипат. лет., 568 (XV в.). 1180: Игорь же има с собою половце, Коньчака и Кобяка, и дождася Святослава противу Вышегороду. Там же, 621.

Кобяк в летописи стоит рядом с Кончаком, тоже половецким ханом и это замечательно.
Потому что Кончак тоже есть в Слове и это просто мужской конец половецкой национальности.
Ханы половецкие Кончак и Гзак вошли во все летописи, чем их и отменили.
Это очень смешная история, когда в историю Руси вошли задница и конец, и всё это благодаря Христу, которым своим задорным смехом защищает нас от лживой истории нашего Великого Народа, изложенной в летописях 18-19 веков, нацарапанных нашими врагами.

У Христа сказано про Кобяка- выторже.
Это что, половцы своими ханами торговали?

Как тут изворачивается Лихачев?

А поганого Кобяка от лукоморья,
из железных великих полков половецких,
как вихрь исторг:
и пал Кобяк в граде Киеве,
в гриднице Святославовой.

Это что, по-русски?
Как Святослав может исторгнуть Кобяка?
Исторгнуть это от себя во вне.
А здесь ровно наоборот.
Это чуму Русского Языка- Лихачева, надо исторгнуть из Литературы за такие переводы.

Здесь есть одна важная вещь.
Главный враг у Христа Всеслав Полоцкий.
И о нем сказано очень много.

Вопрос.
Христос припечатает своего главного врага каким-нибудь прозвищем, так как именовать такую сволочь по имени в поэтическом произведении, где столько метафор-это не по Христу и будет выглядеть слабостью произведения?

И Христос это сделал назвав Всеслава- Кобяком.

А вот все гадости приписываемые Святополку вполне могут правдой, если это Всеслав.
И Всеслав это внук Владимира Великого, а не сын.

На картинке- Исаак 2 Ангел.
Византийский император.
Это и есть Кобяк Всеслав Полоцкий. Враг Христа. Распявший Христа и занявший его трон.
Это я его крестиком перечеркнул. Смотреть на него ужасно.
А что у него в левой руке?
Может поэтому и Кобяк?

Христос вернет себе трон через 3,5 года.
В Слове же, пока Он призывает детей и внуков Всеслава и детей и внуков его братца Ярослава одуматься.

Ярославли вси внуце и Всеславли!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи!

Еще вернусь к рассказу о самом Главном Дне для всего Человечества.

А что сделал Святослав с Кобяком?

Он КУПИЛ предателя у половцев.
И посадил его в тюрьму в Киеве.

И есть история, что Всеслав Полоцкий просидел в Киевской тюрьме 14 месяцев.
Да только он колдун и дьявольски силен и коварен.
Поэтому он сбежит из тюрьмы.
И сбежит не куда-нибудь, а в Тьмуторокань-столицу Христа, где сможет захватить Христа врасплох.

Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
Великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.

И скорее всего там был использован шантаж.
Потому что с Самим Христом Всеславу не справиться.
А вот если захватить Его Детей или кого-то из семьи, то конечно, Христос предложит всех обменять на Себя, что и надо было Всеславу.

Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю,
и Двина болотомъ течетъ
онымъ грознымъ полочаномъ
подъ кликомъ поганыхъ.

Двина протекает через Полоцк. Столицу Всеслава.
Грозный полочанин-это и есть Всеслав.
В Москве-москвичи.
В Полоцке-полочане.
Болото-предательство.
За это и сидел в тюрьме Киевской.

Ну, ничего.
В Слове Христос предрек:

«Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда Божиа не минути».

А в Своем Откровении рассказал как именно и когда уничтожит всю эту заразу.

Источник

Объяснительный комментарий к «Слову о полку Игореве»

Что значит поганый кобяк

к «Слову о полку Игореве»

Что значит поганый кобяк

«Слово о полку Игореве» написано его автором для современников, у которых события похода Игоря Святославича были ещё в памяти, до нас дошли только копии, отдаленные от оригинала более чем на 800 лет, к тому же, в «Слове о полку Игореве» много намеков, которые были понятны современникам, но к5оторые требуют сейчас многочисленных пояснений. Вот почему обычный перевод «Слова о полку Игореве» оставляет много неясностей.

Предлагаемый объяснительный комментарий должен облегчить Вам понимание содержание «Слова о полку Игореве» (перевод Н. Заболоцкого), его идейной стороны и композиции; понять скрытый подтекст, намеки и иносказания, встречающиеся в тексте произведения.

Автор «Слова о полку Игореве» отказывается начать своё повествование в старых выражениях и хочет вести его ближе к действительным событиям своего времени; он характеризует старую поэтическую манеру Бояна.

Слово – в древнерусской письменности «словами» назывались произведения разного жанра, как церковно–учительные, так и повествовательные.

Боян – сказатель, певец, исполнитель былин.

Растекался мыслию по древу – рассказывал подробно.

И на стадо лебедей – струны.

Выпускал он соколов десяток – пальцы.

Лебедь – песнь Бояна.

Редедя – касожский князь.

Косожскою дружиной – племя, населявшее область Северного Кавказа.

Слава Ярославу – Ярослав Мудрый.

Роман Красный – Роман Святославич.

Ратным духом – воинским духом.

Внук Траянов – внук язычников.

Внук Велесов – славянский бог язычников, бог поэзии, покровитель певцов, поэтов.

За Сулою кони ржут – вражеские кони ржут за пограничной рекою.

Путивль – город, где жил Олег, сын Игоря. Входил в состав Невы – Северского княжества.

Троянова тропа – заграница.

Ярослав – Ярослав Владимирович Мудрый, родился в 978 году, умер в 1054 году. В 1015 году умер великий князь киевский Владимир Святославич («Владимир красное солнышко» русских былин). За киевское княжение началась борьба между наследниками. Одолев Святополка, захватившего киевский престол, Ярослав вокняжился в Киеве 1019 году. В борьбу с ним вступил его брат Мстислав Тмутороканский. После битвы при Листвене в 1024 году, в которой победу одержал Мстислав, братья по договору 1026 году поделили Киевскую Русь: к Мстиславу отошли земли по левому берегу Днепра (он становиться князем черниговским), а Ярославу правый берег. После смерти Мстислава в 1036 году Ярослав становиться единовластным правителем Киевской державы. При нём Киевская Русь обретает политическое единство и достигает наивысшего расцвета. Укрепляются её границы, ведется успешная борьба с внешними врагами – печенегами, в 1037 году создаётся киевская митрополия, а в 1051 году митрополичий стол занимает первый митрополит из русских – Илларион, упорядочивается судебно – правовая деятельность, ведётся большое строительство как в Киеве, так и в других древнерусских городах, усиливаются международные связи, интенсивно развивается культура – при Ярославе зарождается летописание, высокого мастерства достигает ораторское искусство, много внимания уделяется книжному делу. Поэтому эпитет «старый» дан автором «Слова…»Ярославу не только потому. Что тот дожил до 76 лет и время его жизни от времени создания «Слова…» было отдалено полуторавековой давностью, но и как обозначение мудрости, величия Ярослава.

Роман красный – сын Святослава Ярославича, князя Тмутороканского, внук Ярослава Мудрого, старший брат Олега Гориславича Черниговского – деда Игоря Святославича. Роман был убит половцами в 1079 году (год рождения неизвестен).

Владимир – Владимир I Святославич, умер 1015 году, при нём в 980-х гг. официальной религией страны было признано христианство.

Игорь – Игорь Святославич, князь Новгород-Северский, родился в 1151 году. Он был сыном черниговского князя Святослава Ольговича (Гориславича) Черниговского. Князем Новгород-Северским, небольшого города на восточной окраине Черниговской земли, Игорь стал в 1179 году, после смерти старшего брата Олега. В 1198 году, после смерти Ярослава Всеволодовича Черниговского, Игорь стал князем в Чернигове. В 1202 году Игорь умер.

Всеволод одобряет намерение своего брата Игоря выступить в поход.

Всеволод – родной брат Игоря.

Святослав – племянник Игоря.

Буй-тур – отважный, сильный (тур – дикий бык).

Куряне славные – опытные воины.

Всеволод – родился около 1155 года, родной брат Игоря Святославича, князь трубчевский и курский (умер 1196 году), был сыном Святослава Ольговича (1164), князя черниговского. Среди ольговичей Всеволод отличался особой храбростью и мужеством. Рассказывая о его смерти, летописец написал: «…во Олговичех всих удалее рожаем и воспитаемь и возрастом и всею добротою и мужьственою доблестью» (Ипатьевская летопись). Игорь ожидал Всеволода два дня на реке Осколе, так как «тот бяше шел инемь путём ис Курьска» (Ипатьевская летопись).

Печальное и тревожное начало похода Игоря.

Средь бела – дня ночная тень – солнечное затмение.

Поганых – (с латинского) язычники.

Копие хочу я преломить – сам вступить в единоборство.

Либо дону зачерпнуть шеломом – победить половцев на Дону.

Сулит – обещает, предрекает.

Выступление Игоря в поход и грозные предзнаменования.

Игорь князь во злат – стремень вступает – выступил в поход. Кличет Див над ним с вершины древа – божество восточных народов (половчан), предупреждает своих о походе русских.

Сурож, Поморье, Корсунь – все враждебные Руси юго-восточные страны.

Поморье – побережье Азовского и Черного морей.

Сурож – ныне Судак в Крыму, важный торговый центр.

Корсунь – греческая колония Херсонес в Крыму (недалеко от нынешнего Севастополя).

Болван – истукан, статуя, идол (идол какого – то языческого бога, стоявшего близ Тмуторокани).

Яруги – не проложенные дороги.

Щит червленый – щиты русских воинов (в XII в. они были миндалевидной или овальной формы) окрашивались черленью – яркой розово – красной краской, которая приготовлялась из особого насекомого – червеца.

Птицы, поднимаясь над дубами, реют с криком жалобным своим – ждут добычи на поле битвы.

Войско Игоря рассеивает передовые отряды половцев. Богатая добыча досталась войску Игоря; сам же Игорь берет боевые знаки врагов.

Червленый стяг – красный стяг (боевой знак).

Аксамиты – (вернее гексамиты, что по-гречески означает «шестинитчатый»). Эта ткань, представлявшая собой род бархата красного и фиолетового тонов; была богато украшена орнаментом – обычно фантастическими стилизованными изображениями зверей и птиц в круглых медальонах.

Япанчам – накидка, плащ.

Снова ночует в поле славный выводок ольговичей. Лирическое размышление автора о судьбе князей. Движение главных сил половцев к Дону, навстречу Игорю.

Гзак, Кончак – половецкие князья, ханы. Гзак (Кза) Бурнович и Кончак Отрокович. Особенно энергичным противником русских постоянно выступал хан Кончак, неоднократно ходивший на Русь походами. Вместе с тем Кончак неоднократно выступал союзником того или другого русского князя во время их междоусобиц. Был одно время в союзнических отношениях с Игорем. Летописец называет Кончака «окаянным, богостудным, безбожным, треклятым».

Войска половцев надвигаются. Сетования автора.

Туча надвигается от моря – со стороны Азовского моря, где располагались зимние кочевья некоторых половецких племён и откуда они двигались навстречу войску Игоря.

Кровавые зори, черные тучи – символ беды.

Четыре солнца – четыре князя: Игорь, Всеволод, Владимир (1170 – 1208), Святослав. Как мы знаем из летописи, в походе Игоря, кроме Игоря и его брата Всеволода, участвовали Святослав Ольгович Рыльский (племянник Игоря и Всеволода) и Владимир (сын Игоря).

Вот где копьям русским преломиться – в рукопашной схватке в начале битвы.

Постепенное развёртывание битвы, слитое с изображением надвигающейся грозы.

Стрибог – бог ветров.

Подвиги в битве Буй-тура Всеволода. В пылу битвы Всеволод не только не чувствует на себе ран – он забыл и феодальную честь, княжеские обязанности, любовь к жене.

О желанной Глебовне своей – Ольга Глебовна, жена Буй-тура Всеволода.

Глебовна – Ольга Глебовна, жена Буй-тура Всеволода Святославича, дочь Глеба Юрьевича Переяславского, внучка Юрия Долгорукого и сестра Владимира Глебовича Переяславского.

Лирическое отступление автора. Автор вспоминает прошлое Руси и родоначальника нынешних князей ольговичей – Олега Святославича. Олег своими походами положил начало междоусобиям в Русской земле. Страшные последствия междоусобий Олега Святославича для мирного трудового населения Руси.

Времена Трояна – века языческие.

Ковал крамолу – ссорился (ссора, предательство).

Злат-стремень – выступая в междоусобный поход.

Владимир – Владимир Мономах.

Зелен-саван – зелёная трава.

За обиду храброго Олега – за поруганную честь Олега Святославича.

Вьюк – венгерские иноходцы. Иноходцем называется лошадь, выдрессированная бежать особым аллюром, при котором одновременно выносятся сначала обе ноги правые, а затем обе левые. При таком аллюре езда на верховой лошади гораздо спокойнее. Иноходцев использовали при перевозке на носилках раненых и мертвых. Носилки прикреплялись длинными шестами к двум иноходцам, бегущим гуськом – друг за другом. Качка носилок при этом была незначительной.

Прозван Гориславичем в народе – то есть при Олеге Святославиче родоначальнике князей ольговичей, принёсшим много горя Русской земле своими воинами против Владимира Мономаха и постоянным наведением на Русскую землю своих союзников – половцев. Это – то принесённое русскому народу Олегом горе и вызвало его прозвание – Гориславич. Олег Святославич был дедом Игоря Святославича Новгород – Северского и Всеволода Буй-тура. Олег вспоминается здесь не случайно. Политику Игоря автор рассматривает как политику «родовую», ведущую своё начало от Олега. Так, ниже, говоря о половецких князьях, автор «Слова…» вспоминает их родоначальника – Всеслава. Олег Святославич – обобщающий образ всех князей ольговичей (князей крамольников), умер 1115 году.

Внук Даждь-бога – под внуком Даждьбога имеются в виду русские.

Сравнение тех ратей Олега Святославича с ратью нынешней – его потомков. Ожесточенность битвы Игорева войска.

Копья харалужные – копья булатные.

Поражение войск Игоря. Природа сочувствует несчастью русских.

Беглецов вернуть обратно к бою – Игорь возвращает бегущих ковуев.

Славный пир дружины завершили – конец битвы.

Напоили сватов до пьяна – половцев, половецких князей, которые постоянно вступали в браки с русскими княжнами. Здесь битва сравнивается со свадебным пиром. Сила этого сравнения в «Слове…» увеличивается оттого, что половецкие князья – противники Игоря – и в самом деле могли быть названы сватами: дочь Кончака, как предполагают, была просватана за сына Игоря, Владимира, еще до похода 1185 года. После поражения, в плену, Владимир женился на Кончаковне и вернулся из плена с женой. В названии врагов сватами в этом месте «Слова…» чувствуется осуждение русских князей, часто женившихся на половчанках и тем завязывавших родственные отношения с врагами родины.

Печальные размышления автора по поводу тяжёлого положения

И настала тяжкая година – тяжелые времена.

Край Троянов – край предков Игоря.

Оплакивание погибших в бою ратников Игоря. Начинается великий плач по покойным.

Карна – (от древнегреческого слова «кара», «карание», «карьба») олицетворение кары, скорби, муки. Заплакать погребальным плачем, причитать покойному.

Желя – (погребальные боги) жалость, плач, скорбь, печаль.

Потрясая искромётным рогом – размыкивая огонь в пламенном погребальном роге.

Последствия поражения Игоря. Половцы грабят. Междоусобица продолжается.

Объяснение причин, по которым поражение Игоря оказалось столь тяжелым для всей Русской земли: Игорь своим неудачным походом уничтожил плоды предшествующего победоносного похода на половцев Святослава Киевского.

Святослав – отец Игоря.

Кобяк – знатный половец, хан.

Вихрем вырвал – захватил в плен.

Кещеево седло – рабское седло.

Степь – половецкая земля.

До лукоморья – до Азовского моря.

Автор переносит повествование в Киев, к Святославу киевскому: Святослав видит тяжелый для него по-своему значению сон.

Смутный сон – непонятный, неясный.

Черная пелена – черное погребальное покрывало.

Плесенск – какая-то местность под Киевом.

Сыпали жемчуг на полотно – в народных поверьях видеть во сне жемчуг, считалось предвестием слез.

Златоверхий терем мой стоял без конька, и, предвещая горе – по древнерусским поверьям, видеть во сне дом без князька служило предвестием большого несчастья. Это была дурная примета.

Бояре Святослава объясняют ему значение его сна, рассказывая о поражении Игоря.

Два любимых чада – Игорь и Всеволод.

Опутаны в путины – заковали в кандалы.

Либо Дону зачерпнуть шеломом? – одержать победу на Дону.

С новой силой возникает тема поражения Игоря. Мысленно перенесясь в центр Руси – к Святославу в Киев, автор «Слова…» оценивает поражение Игоря на этот раз с точки зрения внешнего, международного положения Руси.

И погасли в небе два столба – Игорь и Всеволод.

Молодой Олег – Олег Игоревич (в 1185г. было 10-11 лет), сын Игоря, родившийся в 1175 году (о его участии говорится в Лаврентьевской летописи).

Святослав – Святослав Рыльский племянник Игоря (19 лет по летописи).

Хвалу хула— позор поражения заслонил собою былую славу.

Шаруканья – дед хана Кончака, разбитый Владимиром Мономахом. В 1106 году, его сына загнал на Кавказ, за Железные Ворота. Внук Шарукана и сын Отрока – хан Кончак впервые смог отомстить после поражения Игоря за бесславие своего деда и отца.

Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит своё «Золотое слово», в котором упрекает Игоря и Всеволода в нарушении феодального послушания, сетует на «непособие» ему русских князей и указывает на первое последствие поражения Игоря – нападение половцев на Переяславль – Русский.

Грозный Ярослав – Ярослав Всеволодович Черниговский (1140-1198), родной брат Святослава Всеволодовича Киевского.

Татраны, топчаны, ольберы, ревуги – отдельные племена тех степных кочевых народов тюрского происхождения, которые издавна осели в пределах Черниговского княжества, подпав под культурное влияние русских. Из этих осевших кочевников в Черниговском княжестве собирались полки, носившие название «ковуев». Черниговские ковуи были и в войске Игоря Святославича. Их прислал Ярослав Всеволодович Черниговский, и они действовали под началом боярина Ольстина Олексича.

Ярослав – принимал активное участие во многих походах Святослава, но в 80-е гг. XII в. его действия противоречат политике Святослава по отношению к половцам: в 1183 году он отговаривает Святослава и Рюрика от похода в Половецкую степь и отказывается от участия в походе на половцев 1184 году. В 1187 году по его вине сорвалось намеченное выступление против половцев.

Владимир – Владимир Глебович Переяславский (1157-1187). При осаде Переяславля на вылазке был ранен, схватившийся сразу со многими половцами. Окруженный он был ранен тремя копьями, но дружина отбила его у врагов.

На этом заканчивается «Золотое слово» Святослава, и сам автор начинает призывать князей на защиту Руси. Автор обращается к Всеволоду Юрьевичу Владимирскому с призывом выступить за Русскую землю.

Всеволод – Всеволод Юрьевич Владимиро–Суздальский.

Порадеть – порадеть киевский престол, на котором когда-то сидел отец Святослава – Юрий Долгорукий.

Сыновьями Глеба – сыновья Глеба Ростиславича, рязанские князья, Роман, Игорь, Владимир, Всеволод, Святослав, принимавшие участие в походе Всеволода на волжских болгар в 1183 году. Рязанское княжество в 80-х гг. XII в. политически зависело от Всеволода Георгиевича Суздальского.

Продавали б девок – продавать половецкую невольницу (рабыня).

Ногата, резана – название мелких монет (в гривне 20 ногат или 50 резан).

Всеволод Юрьевич Владимиро–Суздальский (1154-1212), сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха; по позднейшему прозвищу – Большое Гнездо. Выдающийся политический деятель своего времени. Один из самых сильных князей Руси XI-XIII веков, княжил 36 лет (с 1176-1212гг.). По словам летописца, Всеволод «много мужествовав и дерзость, имев на брянев показав»; «сего имени токмо трепетаху вся страны и по всей земли изыде слух его» (Лаврентьевская летопись под 1212 годом). Всеволод вел неустанную борьбу с боярством за укрепление княжеской власти. Его боялись и слушались прочие русские князья: князья-соседи и князья далёкой южной Руси. Он первый из владимирских князей принял титул великого князя и стремился утвердить за Владимиром – Залесским значения центра Руси. Он обстроил Владимир замечательными зданиями, «не искав, мастеров от немец». При нём был построен во Владимире княжеский дворец с придворным Дмитровским собором, знаменитым своими скульптурными украшениями, и расширен Успенский собор.

Автор обращается к Рюрику и Давыду Ростиславичам с призывом выступить за Русскую землю.

А не ваши ль плавили в крови золотом покрытые шеломы? – не вам ли отомстить за своих воинов.

Злат–стремень – выступить в поход.

Рюрик – Рюрик Ростиславич.

Давыд – Давыд Ростиславич.

Рюрик, Давыд – сыновья Ростислава Мстиславича, внуки Мстислава Владимировича, првнуки Владимира Мономаха.

Сын Святославича – Игорь Святославич.

Давыд – Давыд Ростиславич Смоленский (1140-1197) – брат Рюрика Святославича, внук Мстислава Владимировича. Много воевал самостоятельно и принимал участие в походах своего брата. Перед смертью добровольно постригся в чернецы. Летописец дает ему такую по-своему приукрашенную характеристику: «Се же благоверный князь Давид возростом (ростом) бе середний, образом леп (красив); всею добродетелью украшен, благонравен, христолюбив; любовь, имея ко всим… бе крепок на рати, всегда бо тосняшеться (устремлялся) на великие дела; злата и сребра не збирашеть, но давашеть дружине, бе бо любя дружину, а злыя кажня (казня), якоже подобаеть царемь творити» (Ипатьевская летопись под 1198 годом – годом смерти Давыда).

Автор обращается к Ярославу Владимировичу Галицкому с призывом выступить за Русскую землю.

Ярослав Галицкий – Осмомысл (великий разум).

Карпаты – венгерские горы.

Королю дорогу заступая – загородив венгерскому королю путь.

Бремена ты мечешь выше туч – меча тяжести через облака (Ярослав обычно посылал войска в далёкие походы, не сопровождая их сам).

С отчего стола – престол, доставшийся по наследству от отца.

И в Салтанов – сидя на своем наследственном престоле и не выступая сам в поход, посылает войска против салтана Саладина – 3-ий крестовый поход (поход состоялся в 1189-1192 гг.).

Ярослав Владимирович Галицкий (1130-1187), тесть Игоря Святославича, отец Ярославны. Княжил с 1153-1187 год. Он был князем богатого Галичского княжества и вел постоянную борьбу с местными очень сильными галичским боярством. Его княжение казалось могущественным для всех окружавших его стран, однако он не раз принужден был смиряться перед собственным боярством. Под конец жизни он взял себе в жёны простую горожанку Настасью, которую в последствии бояре сожгли на костре. Его любимого сына от этой Настасьи бояре выгнали после смерти Ярослава из Галича. Этот князь «один худою своею головою, хотя удержал всю Галичскую землю». Он принимал у себя византийского императора Андроника Комнина, который по возвращении в построенном им дворце велел написать сцены из его прошлой жизни и, между прочим, различные эпизоды охоты на зубров («туров») во времена пребывания у Ярослава. Летописец так его характеризует: «бе же князь мудр и речен языком, и богобоин, и честен в землях и славен полкы» (Ипатьевская летопись под 1187 годом). Прозвище Ярослава «Осмомысл» имеет несколько толкований: 1) от восьми его мыслей или забот; 2) от знания восьми языков; 3) оттого, что он вообще был умен за восьмерых и т. д.

Автор обращается к Роману Мстиславичу Волынскому и к Мстиславу (Пересопницкому или Городенскому) с призывом выступить за Русскую землю.

Роман – Мстиславович Волынский.

Хиновы – восточные народы.

Деремела, Ятвяги – литовские племена.

Обращение к волынским князьям остается незаконченным. Под влиянием воспоминаний о победах Романа вновь возникает тема поражения Игоря. Павших воинов не воскресить.

Сула – левый приток Днепра, южнее Киева; пограничная с половецкой степью река. По Суле шла линия укреплённых городов, среди них и Рим, захваченный половцами после поражения русских на Каяле.

Рось – правый приток Днепра, южнее Киева; пограничная с Половецкой степью река.

Возобновляя своё обращение к волынским князьям, автор перечисляет Ингваря и Всеволода Ярославичей и Мстиславичей: Романа, Святослава, Всеволода. Он призывает их выступить за Русскую землю.

Ингварь и Всеволод – сыновьяы Ярослава Изяславича Луцкого, князья волынские.

Шестокрыльцев княжеского рода – автор называет их соколами. У сокола оперение крыла делится на три части (большие маховые, малые маховые перья и крылышко). Всего у сокола как бы шесть крыльев. Отсюда название сокола «шестокрылец».

Ляшской стали – польская сталь (Мстиславичи эти были по матери полуполяками – внуками польского короля Болеслава Кривоустого. Однако дело здесь не только в полупольском происхождении мстиславичей. Автор «Слова…» намекает здесь также на ту военную поддержку, которую не раз получали волынские князья из Польши).

Обращаясь к полоцким князьям, автор, прежде всего, указывает на общую беззащитность от «поганых» южных (по Суле) и западных (по Двине – у Полоцка западных ()лоцким князьям, автор, прежде всего, указывает на общую беззащитностьязья из Польшиолод и Святославеволода на волж) границ Руси. Он вспоминает безнадежную попытку Изяслава Васильковича Полоцкого одному защитить свои границы от врагов Руси и его одинокую кончину на поле битвы.

Двина – пограничная река на северо-западе.

Поганые – грозные полочане.

Трубы Городенские поют – в знак сдачи города. Изяслав Василькович, упомянутый в «Слове…»был, по-видимому, князем Городенским (от Городно или Гродно неясно).

Описав слабость полоцких князей в защите своих собственных границ, автор обращается с призывом ко всем князьям полоцким – потомкам Ярослава Мудрого прекратить взаимную вражду, признать, что обе стороны потерпели в этом междоусобии поражение и погубили славу, перешедшую к ним от дедов.

Ярослав и правнуки Всеслава! Прекратите стяги. – призыв прекратить вековые раздоры между князьями – потомками Всеслава Полоцкого (иногда они назывались также в летописи потомками полоцкого князя Рогволода, также противопоставляясь «Ярославлим внукам»). Между ветвями этих княжеских родов шла вековая вражда, которая, как говорит автор ниже, способствовала набегам «поганых» «на землю Русскую».

Безнадежность усобиц автор показывает на примере неприкаянной судьбы родоначальников полоцких всеславичей – Всеслава Брячиславича Полоцкого.

О своей любимой загадав – под любимой здесь разумеется Киев. Решив воспользоваться в 1068 году восстанием киевлян, чтобы взойти на киевский стол, Всеслав действительно играл своей судьбой – «кинул жребий».

Синяя мгла – ночная мгла.

Немга – небольшая река, на которой стоял Минск (сейчас этой реки нет).

Дудуток – местность под Новгородом.

Хорс – славянский языческий бог, по-видимому, бог солнца. Следовательно, слова «Мог он Хорсу бег пересягнуть» означают, что Всеслав «рыскал» до восхода солнца.

В лирическом отступлении автор вспоминает первых русских князей, их многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет их современным ему несогласиям между братьями Рюриком и Давыдом в сборах на половцев.

Прежние годины вспоминая – еще до Всеслава Полоцкого.

И князей давно минувших лет – очевидно, Олега, Игоря, Святослава, Владимира.

Старый Владимир – Владимир I Святославич, совершивший много походов на внешних врагов Русской земли.

К Киеву б его не пригвоздила – так часто он ходил в походы на недругов Русской земли.

Возвращаясь к повествованию об Игоре, автор передает плач Игоря – Ярославны

Забрало – переход городецких стен.

Ярославна – жена Игоря, Ефросинья Ярославна, дочь Ярослава Владимировича «Осмомысла», Галицкого, вторая жена (с 1184 г.) Игоря Святославича.

И рукав, с бобровою опушкой наклоняясь, в Каяле омочу – Рукава верхней одежды знати в Древней Руси делались длинными. Их обычно поднимали кверху, перехватывая обручами у запястий. В ряде церемониальных положений их спускали книзу (стояли «спустя рукава»). Такой длинны рукав легко можно было омочить в воде, чтобы утирать им раны, как платком. В древнерусском оригинале слову «белый» соответствует слово «бебрян». Слово «бебрян» имело два значения: «бобровый, опушенный бобровым мехом», и «белый, сшитый из белой шелковой ткани».

Святослава в дальние просторы до полков Кобяковых носил – Ярославна вспоминает победоносный поход русских князей на половцев 1184 года под предводительством Святослава Всеволодовича Киевского. В результате этого похода объединенные ханом Кобяком силы половцев были разбиты, а сам хан Кобяк захвачен в плен.

Как бы в ответ на мольбу Ярославны, «богъ путь кажетъ» Игорю на Русскую землю

Овлур – половец, бежавший на Русь вместе с Игорем. В летописи он назван Лавр или Лавор. Игорь первоначально долго не доверял Лавру. Русский историк XVIII века на основании неизвестных нам источников сообщает, что Лавр был «муж твердый, но оскорблен от некоторых половцев, мать же его была русская из области Игоревой». Вернувшись из плена, Игорь «учинил вельможею и, крестя его, выдал за него дочь тысяцкого Рагуила, и многим имением наградил, которого дети ныне суть вельможами в Северской земли».

Описание бегства Игоря.

Носит характер народной сказки. В сказках часто герой, спасаясь бегством от колдуна, превращается в различных животных.

Разговор Игоря с рекой Донцом.

Страж ему был гоголь над водою – чуткий к приближению человека гоголь предупреждал Игоря об опасности.

Чайка князя в небе стерегла – чайки, поднимаясь с воды, предупреждали Игоря о приближении погони.

Гоголь – порода нырковых уток. Чайки, гоголи очень пугливы и издали замечают приближение человека. Игорь, скрываясь днем в зарослях у рек, мог по поведению гоголей и чаек судить, не приближается ли погоня.

Погоня за Игорем. Разговор Гзака и Кончака о том, как удержать Игоря в плену.

Соколенок попадет впросак – мы его опутаем девицей – в народной поэзии (в поэзии свадебной) опутать сокола значит женить молодца. Сын Игоря, Владимир, действительно женился на дочери Кончака, вернулся на Русь в 1187 году с женой и ребенком и здесь уже обвенчен по церковному обряду.

Все то говорили Гзак с Кончаком, а вот что сказали Боян с Ходыной о Русской земле, когда в ней нет князя.

Ходын – песнотворец Святослава Ярославича.

Исполнилось все не так, как говорили Гзак и Кончак.

Игорь вернулся на Русь.

Вьются песни с дальнего Дуная – Возвращающихся из походов князей жители обычно встречали, выходя им навстречу, пением «славы».

К Пирогощей Богородице Святой – церковь богородицы Пирогощей: была заложена в Киеве в 1132 году и завершена в 1136 году. Так названа по иконе «Пирогощей», привезенной в Киев из Константинополя.

Борис Вячеславич – внук Ярослава Мудрого, союзник Олега Святославича. Битва, в которой Борис Вячеславич был убит, произошла при следующих обстоятельствах. В 1077 году Олег Святославич (Гориславич), родоначальник князей ольговичей, лишился своей отчины – Чернигова: в Чернигове сел отец Владимира Мономаха – Всеволод Ярославич. Олег бежал в Тмуторокань, собрал там войско, в том числе и половцев, вернулся на Русь и изгнал Всеволода. В отсутствие с сыном своим Ярополком соединенными силами обступили Чернигов. Олег Святославич и Борис Вячеславич направились к Чернигову. Изяслав и Всеволод выступили против них. Олег не надеялся победить четырех князей, но Борис «похвалился вельми» один победить своих противников. Битва произошла близ Чернигова, «у села на Нежатиной Ниве», 1078 году. В битве первым пал Борис Вячеславич, на противной стороне – Изяслав. Олег с остатками дружины вновь бежал в Тмуторокань, а отец Владимира Мономаха, Всеволод Ярославич, сел на киевском столе.

Изяслав Ярославич – отец Святополка Изяславича, был убит в 1078 году близ Чернигова в той же битве на Нежатиной Ниве, где был убит и Борис Вячеславич, сражаясь против Олега Святославича и Бориса Вячеславича. Его сын Святополк в битве не участвовал. Софийская первая летопись, как и «Слово о полку Игореве», указывает место погребения Изяслава в киевском храме Софии.

Юрий Долгорукий – отец Всеволода Юрьевича. Несколько раз захватывал киевский престол военной силой и умер в Киеве 1157 году.

Ярослав – князь черниговский Ярослав Всеволодович (ум. в 1198 г.), брат Киевского князя Святослава Всеволодовича; осторожный и нерешительный, он весьма неохотно принимал участие в походах на половцев. Были, могуты, татраны, шельбиры, топчаки, ревуги, ольберы – знатные роды ковуев, тюрков по происхождению, давно осевшие в Черниговской земле и подчиненные черниговскому князю.

Всеслав Брячиславич (ум. в 1101г.) – князь полоцкий, родоначальник полоцкой династии князей. Враждовал с сыновьями Ярослава Мудрого. В 1067 г. Он взял Новгород и сжег его. Против него двинулись походом Ярославичи – Изяслав, Святослав и Всеволод. На реке Немиге 3 марта 1067 г. Разыгралась битва, в результате которой Всеслав был разбит и бежал. Ярославичи стали звать его, обещая прощение и мир, но слова своего не сдержали: он был схвачен у Смоленска, как только переправился через Днепр. Изяслав привел его в Киев и заточил с двумя сыновьями. В 1068 г. Восставшие против Изяслава киевляне освободили Всеслава и провозгласили князем (…коснулся копьем золотого стола Киевского). В 1069 г. Изяслав с помощью союзника своего, польского короля Болеслава, вернулся в Киев; предвидя поражение, Всеслав ночью тайно от киевлян бежал в Белгород, а оттуда в Полоцк. Бегло напоминая читателю известные ему события из жизни Всеслава, автор «Слова» руководствовался стремлением не столько воссоздать политическую биографию Всеслава, сколько его образ, как он тему рисовал, уже опоэтизированный преданием.

Абстрагирование – одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде.

Анализ – это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов.

Жанр (франц. genre– род, вид) – классификация произведений внутри родов и видов.

Житие – памятник древнерусской литературы. Посвящено главным образом жизни и деяниям какого – либо религиозного подвижника, святого. Может совмещать особенности жития святого и воинской повести.

Жития сложились на основе деяний апостолов (Библия) и сказаний о христианских мучениках в Римской империи. На Руси жития известны с II в.; расцвет житийного жанра относится к XVI в. В XVIII – XIX вв. к житиям неоднократно обращались русские и западноевропейские писатели (Флобер, А. Франс, Достоевский, Лесков, Л. Толстой).

Идея произведения – основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все его образы.

Композиция (лат. composition – сложение, состав) – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию, т. е. нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного.

Метафора (греч. metaphora – перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком – либо отношении двух предметов или явлений: шляпка гриба, ручка двери.

Мониторинг – это постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений.

Наблюдение – в принципе наиболее информативный метод исследования.

Обобщение – одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений.

Обследование – это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач.

Олицетворение – разновидность метафоры, при которой явление природы неодушевлённые предметы наделяются свойствами живых существ: «Уж небо осенью дышало…»

Пейзаж (франц. рaysage, от рауs – страна, местность) – картина природы в художественном произведении.

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

Ритм (от греч. rhythmos – такт, соразмерность) – повторение однородных явлений через равные промежутки.

Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различий объектов.

Сюжет (франц. Sujet – предмет, содержание) – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.

Тема (греч. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении; то, о чём говорится в произведении.

Эпитет (от греч. epitheton – приложение) – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему: «Месяц величаво поднялся на небо…»

1. Адриановой – Перетц о полку Игореве. – М. – Л.: Изд-во Ан СССР, 1950.

2. Адриановой – Перетц о полку Игореве. Сборник исследований и статей – М. – Л.: Изд-во Ан СССР, 1950.

3. Адриановой – «Слово о полку Игореве» и памятник Русской литературы Х1 – Х111 веков. – Л.: «Наука», 1968.

4. Аламдарова по литературе для средней школы: Учебн. Пособие для 10 – 11 кл.. – Астрахань: Изд-во Астраханского педагог. Ин-та, 1994. – 699 с.

5. К «Сну Святослава» в «Слове о полку Игореве». – в кн.: Слово о полку Игореве. Сборник исследований и статей. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

6. Ещё о тюркизмах «Слова о полку Игореве». – в кн.: Слово о полку Игореве. Памятники литературы и искусства 11 – 17 веков. – М.: «Наука», 1978.

8. Брызгалин тайны ключ. – Волгоград: Изд-во Института качеств, 1994. – 92 с.

10. Вишняков и поэмы вып. 2 Т. – М.: Изд-во «Русь», 2005 г. – 352 с.

11. Гетманец реки Каялы. Слово о полку Игореве. – Харьков: Изд-во при Харьковском государственном университете, 1989. – 164 с.

13. Дмитриев первого издания «Слова о полку Игореве» материалы и исследования. – Л.: Библиотека поэта, 1960.

14. Еремин по древнерусской литературе. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. – 206 с.

17. Ковалевская русского литературного языка: Учеб. для студентов пед. ун-тов и ин-тов по спец. «Рус. яз и лит.» – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1992. – 303 с.

18. Козырев состав «Слова о полку Игореве» и лексика современных русских народных говоров. – в кн.: Труды Отдела древнерусской литературы. т.ХХХ1 – Л.: «Наука», 1976.

19. Колесов в «Слове о полку Игореве». – в кн.: Труды Отдела древнерусской литературы. т.ХХХ1 – Л.: «Наука», 1976.

20. Гений без имени. – М.: Современник, 1986. – 288.

21. Кусков древнерусской литературы. Изд. 3, испр. и доп. Учебник для филол. фак. ун–тов. – М.: «Высш. школа», 1977. – 247 с.

22. Лихачев исторический и географический. – в. кн.: Слово о полку Игореве. – М.– Л.: Изд-во Ан СССР, 1950.

23. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – Л.: Художественная литература, 1978. – 200 с.

24. Лихачев о полку Игореве. Ист. – лит. очерк. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

25. Лихачев статья, объяснительный перевод, примечания. – в кн.: Слово о полку Игореве. – М.: Просвещение, 1979.

26. Лихачев о полку Игореве и культура его времени: монография. – 2-е изд., допл. – Л.: Художественная литература,1985. – 352 с.

31. Менгес элементы в «Слове о полку Игореве». – Л.: «Наука», 1979.

32. Моисеева – Ярославский хронограф и «Слово о полку Игореве». – Л.: Наука, 1984. – 149 с.

33. Новиков образования. – М.: «Эгвес», 2002. – 320 с.

34. «Слово о полку Игореве» и его автор. – М.: Советский писатель, 1938. – 86 с.

35. Орлов о полку Игореве. – М.– Л.: Изд-во АН СССР, 1938.

36. Орлов о полку Игореве. – 2-е изд., допл. – М.– Л.: Изд-во АН СССР, 1946.

37. Мир Игоревой песни. Этюды. – М.: «Провсещение», 1977.

38. литература Древней Руси. – М.: Изд-во «Наука», 1971. – 302 с.

39. Рез преподавания литературы. – Свердловск: Изд-во «Уральский рабочий»,1977. – 382 с.

40. «Русская земля» в «Слове о полку Игореве». – в кн.: Труды Отдела древнерусской литературы. т. ХХХ1 – Л.: «Наука», 1976.

41. Робинсон символика в «Слове о полку Игореве». – в кн.: Слово о полку Игореве. Памятники литературы и искусства Х1 – ХVII веков. – М.: «Наука», 1978.

42. Слово о полку Игореве. – М.: Художественная литература, 1985. – 224 с.

43. Рыбаков летописцы и автор «Слова о полку Игореве». – М.: «Наука», 1972.

44. Рыбаков – справочник «Слова о полку Игореве». Вып. 1. – М. – Л.: «Наука», 1965.

45. Рыбаков – справочник «Слова о полку Игореве». Вып. 5. – М. – Л.: «Наука», 1978.

46. «Слово о полку Игореве» и его современники. – М.: «Наука», 1971.

47. «Слово о полку Игореве» и его время. – М.: Наука,1985. – 415 с.

48. Слово о полку Игореве. – М.: Просвещение, 1981.

49. Степанов Святослава и «синее вино» в «Слове о полку Игореве». – в кн.: Слово о полку Игореве. Памятники литературы и искусства Х1 – ХVII веков. – М.: «Наука», 1978.

50. Слово о полку Игореве. – М.: Художественная литература, 1968. – 63 с.

51. Творогов литература. – М.: «Наука», 1980.

53. Слово Игоревой рати. – М.: Пограничник, 1987. – 96 с.

54. Читаю «Слово о полку…» книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 79 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *