Что значит поэма в литературе
поэма
Смотреть что такое «поэма» в других словарях:
Поэма — (греч. poiein «творить», «творение»; в немецкой теоретической литературе термину «П.» соответствует термин «Epos» в его соотнесенности с «Epik», совпадающем с русским «эпос») литературный жанр. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА. Обычно П. называют большое… … Литературная энциклопедия
Поэма — ПОЭМА слово греческое и таит в себе древнее значение «творение, создание» и не потому только, что она повествует о делах, «творениях» людских, но и потому, что сама она есть «действо песенное», «обработка песен», их объединение. Отсюда и… … Словарь литературных терминов
ПОЭМА — (греч., этимол. смотр. предыд. слово). Эпическое произведете, содержание которого составляет событие, характеризирующее быт народа или часть его, какой нибудь общественный слой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка
ПОЭМА — [по], поэмы, жен. (греч. poiema творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие нибудь крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма… … Толковый словарь Ушакова
поэма — ы, ж. poème m. <гр. poiema творение. Комедия. Желательно было бы, чтобы автор к дарованию своему присоединил осмотрительность в сочинении планов для будущих своих поэм, и тогда, может быть, драматическия творения его послужили бы обогащением… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
поэма — См … Словарь синонимов
Поэма — (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос (эпопею) ”Илиаду”, “Одиссею”, “Песнь о Роланде”, что указывает на эпическую… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Поэма — ПОЭМА, один из центральных жанров поэзии Л., важный для понимания рус. романтизма в целом. За период 1828 41 Л. создал ок. 30 П. Сам же он опубл. три П.: «Песню про. купца Калашникова» и «Тамбовскую казначейшу» в 1838, «Мцыри» в 1840. «Хаджи… … Лермонтовская энциклопедия
ПОЭМА — ПОЭМА, ы, жен. 1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера. П. Пушкина «Цыганы». 2. перен. О чём н. возвышенном, прекрасном. П. любви. П. весны. | прил. поэмный, ая, ое … Толковый словарь Ожегова
Поэма
теория по литературе 📖 формы произведений
Поэма (др.-греч. ποίημα «изделие; произведение») – это повествовательное стихотворное произведение большого объёма, в котором затрагиваются исторические, социальные и нравственные проблемы. Также говорят, что поэма – это своеобразная «энциклопедия» прошлого.
История возникновения (зарождения) жанра
Возникновение поэмы связано с лиро-эпическими песнями, существовавшими ещё в первобытном строе. Каждый народ через песни передавал потомкам исторические события и мифы. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос, который сочетает в себе историчность содержания, героичность, легендарность и патетичность.
К ранним образцам эпических поэм относятся:
В Средние века появляются памятник древнегерманского героического эпоса «Песнь о Хильдебранде» (VI-IX вв.), англосаксонская эпическая поэма «Беовульф» (VII-VIII вв.) и героическая поэма на старофранцузском языке «Песнь о Роланде» (IX-X вв.).
X-XI века – расцвет песен в Скандинавии. Доказательством этому служит поэтический сборник XIII в. древнеисландских песен «Старшая Эдда», в котором описываются судьбы богов и героев скандинавской мифологии. Сюда же примыкают сербские эпические песни и финские руны.
В русской культуре поэма зарождается из былинных песен. Прародителем всех поэм считают историческую древнерусскую песнь – «Слово о полку Игореве» (XII в.).
Важной вехой в развитии поэмы считается период проторенессанса – переход от Средних веков к Возрождению. В это время выходит поэма Данте Алигьери «Божественная комедия» (XIV в.), в которой затрагиваются политические, философские, моральные, богословские темы.
«Божественная комедия», Данте Алигьери, обложка
В эпоху Возрождения жанр поэмы тяготеет к античной культуре и древнегреческому канону. Постепенно рамки жанра расширяются привнесением в поэму комического. В сатирической пародийной поэме Вольтера «Орлеанская девственница» вместо возвышенного пафоса присутствуют фарс и юмор.
Позднее Возрождение представлено итальянскими именами М. Боярдо, Л. Ариосто и Т. Тассо. В Португалии к поэме обращается Л. де Камоэнс, а в Англии – Э. Спенсер.
В XVII веке появляется эпическая поэма Д. Мильтона «Потерянный рай», в которой автор затрагивает библейские темы и высказывает собственные теологические взгляды.
В период предромантизма и романтизма (поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта) на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика. Романтические поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова и др.). Так, например, в поэме Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» мысли и чувства главного героя уверенно берут верх над внешними событиями.
Во второй половине XIX в. появляются отдельные выдающиеся произведения: «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло, «Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов.
В XX веке поэмы сочетают в себе интимные переживания и великие исторические потрясения («Облако в штанах» В. В. Маяковский, «Двенадцать» А. А. Блок и т.д.), возрождают героическое начало («Василий Тёркин» А. Т. Твардовский, «Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернак).
Примером бессюжетной лирической поэмы служат произведения М. И. Цветаевой «Поэма Конца», А. А. Ахматовой «Поэма без героя», А. А. Вознесенского «Оза» и др.
Основоположники поэмы
«Илиада» и «Одиссея», Гомер
Родоначальниками поэмы считают древнегреческого поэта Гомера и римского поэта Вергилия. Эпические поэмы Гомера «Илиада» (IX-VIII вв. до н.э.) и «Одиссея» (прибл. VIII веке до н.э.) долгое время оставались единственными произведениями, написанными в соответствии со всеми канонами жанра:
Однако образцом принято считать поэму Вергилия «Энеида» (I век до н.э.), в которой рассказывается об Энее, легендарном троянском герое. По мнению учёных, римский поэт усовершенствовал и упорядочил поэтику Гомера.
Вергилий читает «Энеиду» Августу и Октавии (Ж. Ж. Тайяссона, 1787 г.)
Характерные особенности поэмы
Поэма как жанр литературы обладает следующими характерными особенностями:
Особенности построения сюжета и композиции в поэме
Вергилий читает «Энеиду» Августу и Октавии (Ж. Ж. Тайяссона, 1787 г.)
В поэмах соблюдается эпопейная композиция, в которую включается многогеройность, наличие нескольких сюжетных линий или вставных эпизодов, а также некая недосказанность.
Поэма претерпевает глубокие внутренние изменения: утратила многие признаки «классической поэмы» и вместе с тем значительно обогатилась за счет возможностей и средств прозаических жанров, драмы. Все больше обнаруживается в ней склонность к философским раздумьям о современности, тяга к монументальности и лаконичности формы.
Отличительными особенностями романтической поэмы стали сосредоточенность повествования вокруг наиболее драматичных моментов. Внутренняя жизнь центральных персонажей раскрывается через монологи и диалоги.
Произведения этого жанра имеют чёткую взаимосвязанную структуру. Композиция поэм обычно складывается из посвящения, эпиграфа, глав, эпилога.
Художественные приемы в поэме
Чтобы речь в поэме была яркой и выразительной, писатели используют специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные средства языка, пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.
Не обходится написание поэм без ярких метафор и сложных эпитетов. Также поэты часто прибегают к «гомеровским» сравнениям и поэтическим формулам. Не менее важным приёмом считается олицетворение, с помощью которого создаётся образ живой природы как помощника.
Деление внутри жанра: виды поэм
Эпическая поэма – длинная повествовательная поэма, повествующая о героических событиях, которые оказали влияние на ход национальной и общей истории. Главный герой таких произведений – это человек с высокими моральными качествами. Примеры: «Песнь о Нибелунгах», написанная неизвестным автором, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Россиада» М. М. Херасков и др.
Описательная поэма – произведение, в котором описывается природный ландшафт. С помощью такого изображения удавалось запечатлеть многообразные чувства и переживания, способность человека откликаться на мельчайшие изменения в природе. Описательная поэма напрямую связана с таким направлением как сентиментализм. Примеры: «Времена года» Дж. Томсон, «Сады» Ж. Делиль и т.д.
Дидактическая поэма – произведение, которое заключает в себе описания и наставления («Труды и дни» Гесиод, «Наука любви» Овидий и др.).
Романтическая поэма – стихотворное произведение крупной формы, описывающее состояние души, поэтическое восприятие внутреннего мира человека («Войнаровский» К. Ф. Рылеев, «Мцыри» М. Ю. Лермонтов и др.).
Баллада – это разновидность романтической поэмы в стихотворной форме, написанное на историческую, легендарную тему. К примеру, «Громвал» Г. П. Каменев, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкин, «Светлана» В. А. Жуковский и т.д.
Философская поэма – произведение, в котором присутствует поэтическое и философское видение истории, общества, личности, природы («Опыт о человеке» А. Поуп, «Королева Маб» П. Б. Шелли и др.).
Историческая поэма – лиро-эпические фольклорные произведения об исторических событиях, процессах и выдающихся лицах. Историческая конкретность содержания является важным основанием для выделения исторических поэм в отдельную группу, которая по структурным признакам является совокупностью различных жанров, связанных с историей.
Аудитория жанра
Жанр поэмы остаётся популярным и по сегодняшний день. Такие произведения нравятся людям, которые интересуются историей различных эпох.
Схожесть с другими жанрами
Поэма имеет схожие черты с одним из лиро-эпических жанров – балладой. Общее: стихотворная форма, наличие повествовательного сюжета на легендарную тематику. Также поэма приближается к рыцарскому роману.
Романтическая поэма роднится с драмой сосредоточиванием на особенных жизненных ситуациях. Критик Белинский говорил, что «в поэмах Байрона, Пушкина, Мицкевича жизнь человеческая представляется сколько возможно в истине, но только в самые свои торжественные проявления, в самые лирические свои минуты».
В годы Великой Отечественной войны поэма сближается с героической песней, которая строится на нравственной проблематике и раскрывает судьбу героя, сильной личности.
Яркие представители
Россия: М. М. Херсаков, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Ахматова, А. А. Блок, С. А. Есенин, Н. А. Некрасов и др.
Зарубежье: Гомер, Гесиод, Публий Овидий Назон, Вергилий, Ш. Руставели, Д. Алигьери, Т. Тассо, Дж. Мильтон, Дж. Байрон, С. Т. Колридж, Гёте и т.д.
Востребованность поэмы в разные периоды
Поэма в качестве литературного жанра появляется при феодально-рабовладельческом обществе и остаётся востребованной достаточно долго.
После выхода гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» поэма деградирует. Это связано с тем, что условия образования древнегреческих поэм не могли быть повторены.
Позже поэма расцветает благодаря римскому поэту Вергилию, который является автором известной дидактической поэмы «Георгики» и поэмы «Энеида» (I в. до н.э.).
Поэты разных стран активно обращаются к созданию поэм в первой половине XIX века, т.е. в эпоху романтизма (Г. Гейне, Дж. Байрон, А. Мицкевич, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и др.). Произведения этого периода отличаются социально-философским и символико-философским содержанием.
Во второй половине XIX века поэма утрачивает роль ведущего жанра. Гибкость и ёмкость формы поэмы делают её вновь одним из востребованных жанров в XX веке. Из лиро-эпической поэма превращается в лирическую. Душевные переживания смешиваются с историческими событиями у В. В. Маяковского, А. А. Блока, А. Белого, А. А. Ахматовой.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу по литературе входят следующие поэмы: «Илиада» (отрывки) Гомера, «Фуст» Гёте, «Анна Снегина», «Чёрный человек» С. А. Есенина, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины» Н. А. Некрасова, «Медный всадник», «Полтава», «Цыгане», «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, «Мцыри», «Демон», «Песня о купце́ Кала́шникове» М. Ю. Лермонтова, «Реквием» А. Ахматовой, «Облако в штанах», «Во весь голос», «Люблю» В. В. Маяковского, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя.
Поэма — что это?
Поэма как жанр, на сегодняшний день, имеет весьма размытые рамки. Дело в том, что возникла она очень давно, еще в древнегреческой традиции, и с тех пор непрестанно видоизменялась под воздействием разных литературных эпох, под пером писателей с различным видением. Так и получилось, что от классического образца поэмы, каким она была в мифическом эпосе Древней Греции и Рима, у Гомера и Вергилия, она прошла путь до прозаической «поэмы» Гоголя. Но, для начала разберемся, что такое поэма в классическом жанровом определении.
Что такое поэма? Определение
Исторически, поэма — это жанр лироэпики (изначально все же более эпический). Это произведение большого объема, пронизанное героическим или возвышенным пафосом, выполненное в стихотворной форме. Несмотря на стихотворную форму, изначально поэма была не лирической, то есть повествовала не о личном, не о чувствах и переживаниях, а о событиях большого масштаба, вроде космогонических зарисовок (о сотворении мира и установлении существующего миропорядка), о войнах и других крупных событиях в жизни стран и их властителей, о приключениях героев. Она вышла из эпоса и как литературное явление ближе именно к нему.
Что такое поэма в литературе? История развития
Классикой жанра принято считать поэму Вергилия «Энеида». Несмотря на то, что «Одиссея» и «Илиада» Гомера являются более ранними произведениями и соответствуют всем канонам жанра (героический пафос, стихотворная форма, крупное событие как основа сюжета), именно «Энеида» при всех тех же характеристиках всегда считалась более совершенной в художественном плане.
После образцового Вергилия можно начать рассматривать историю видоизменения поэмы, расширения рамок этого жанра.
Немалое влияние на поэму оказала, как это ни странно, рыцарская тематика. Странным это может показаться потому, что в 12 веке, когда данная тема в литературе процветала, истории о рыцарях традиционно преподносились в виде романов. Роман считался жанром более низким, развлекательным. Однако, если взять «Витязя в тигровой шкуре» Руставели, то это типичнейшая поэма. Типична она во всем, кроме того, что в ней исторический план, который был так важен для поэмы в силу ее эпического происхождения, теряет свое первостепенное значение, основой становится личность главного героя, его исключительные свойства. Так был сделан первый шаг к тому, чтобы поэма стала более лирическим жанром, более широким.
Важной вехой для поэмы можно считать и заключительный этап средневековья. Когда человеческая культура была на грани перехода в новую эпоху, эпоху возрождения, в свет вышла поэма Данте «Божественная комедия». Влияние этого произведения в том, что оно расширило спектр тем. Кроме поэмы героической и дидактической, то есть поучающей, образовательной, появилась поэма религиозная, поэма о поиске духовного пути.
Эпоха возрождения со своей страстью к античной культуре мало внесла в расширение жанра, эта эпоха скорее служила возрождению древнегреческого канона. Однако Милтон с «Потерянным раем» был куда ближе к Данте, чем к Вергилию.
Больше всего рамки жанра расширило привнесение в поэму комического, низовой культуры. В античной традиции смешение высокого и низкого было недопустимым. Примером фарса и юмора вместо возвышенного пафоса в поэме можно рассмотреть на примере «Орлеанской девственницы» Вольтера.
Ну а о том, как вольно трактовали жанр поэмы в России — это отдельный разговор. Некрасов писал этим высоким жанром на «низкие» темы, то есть о крестьянстве, а еще и использовал элементы фольклора. Ахматова составила поэму «Реквием» из нескольких абсолютно лирических произведений, а Гоголь и вовсе назвал поэмой классический по форме роман «Мертвые души».
Именно благодаря такому сложному историческому пути и огромному количеству метаморфоз, о том что стоит считать поэмой, а что нет, говорить теперь сложно. Однако литературоведы признают жанровым определением поэмы именно то определение, что могли бы дать своим произведениям древние греки и римляне.
Из чего состоит поэма?
Ответ прост и вытекает из жанрового определения:
В заключение можно сказать, что, если соблюдать все правила и каноны, то ограничений в творческом самовыражении не избежать. Но приниматься за эксперименты с формой стоит только если освоена классика жанра. Ведь даже авангардисты, пишущие картины, хаотично выливая краски на холст, могут считаться настоящими художниками, только если с легкостью напишут ренессансную Мадонну.
Что значит поэма в литературе
Поэма, как литературный жанр
Что такое поэма
Поэма – это литературный жанр, зарождение которого связано с существовавшими ещё в первобытном строе лиро-эпическими песнями. Авторы подобных текстов традиционно придерживались эпопейной композиции, предусматривающей наличие нескольких сюжетных линий.
У поэм чётко взаимосвязанная структура. Их композиция обычно предусматривает наличие:
Особенности жанра
Поэма – это произведение среднего или большого объёма. В ней достаточно часто фигурирует борьба личности с негативными внешними факторами.
Выделяют перечисленные ниже особенности литературного жанра:
История возникновения
В русской культуре наблюдается зарождение поэмы из былинных песен. Прародителем литературы подобного жанра считается «Слово о полку Игореве».
Важная веха в истории поэмы – период проторенессанса. В это время произошёл переход от Средних веков к Возрождению. В данный период была написана «Божественная комедия» Данте Алигьери. В этом стихотворном тексте оказались затронуты как богословские, так и философские, политические темы.
Во времена Возрождения литературный жанр тяготеет к древнегреческим канонам. Впоследствии наблюдается привнесение комического в поэму. К примеру, пародийное сатирическое произведение «Орлеанская девственница» содержит вовсе не возвышенный пафос, а юмор и фарс.
В XVII веке был написан «Потерянный рай» Д. Мильтона. Автор этого художественного текста осмелился высказать собственные теологические взгляды, осветить важные библейские темы.
В эпоху предромантизма и романтизма на первом плане в литературе оказывается нравственно-философская проблематика. Романтические произведения тех лет нередко носят социально-философский характер. В данный период были написаны:
Значение слова «поэма»
2. перен. Что-л. прекрасное или необыкновенное, сильно воздействующее на чувства и воображение. За кормой разгоралась янтарная заря. Из-за гор поднималось солнце, создавая чудесную зрительную поэму. Новиков-Прибой, Женщина в море.
3. Название музыкального произведения свободной формы, обычно программного характера. «Поэма экстаза» Скрябина.□ Новая симфоническая поэма Глазунова «Стенька Разин» очень хорошая вещь и превосходно инструментованная. А. Бородин, Письмо Е. С. Бородиной, 30 ноября 1885.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.
На протяжении всей истории литературы жанр поэмы претерпевал различные изменения и поэтому лишён устойчивости. Так, «Илиада» Гомера — эпическое произведение, «Поэма без героя» А. А. Ахматовой — исключительно лирическое. Минимального объёма также не существует (например, поэма А. С. Пушкина «Братья разбойники» объёмом в 5 страниц).
Иногда поэмой могут называться прозаические произведения (например, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Москва — Петушки» В. В. Ерофеева, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко).
ПОЭ’МА [по], ы, ж. [греч. poiēma — творение]. 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая п. (изображающая какие-н. крупные события в жизни человечества, народа или большой
социальной группы). Лирическая п. (чередующая повествование лирическими отступлениями). Читал, забывшись между тем, отрывки северных поэм. Пушкин.
|| Название нек-рых крупных по размерам или идейному содержанию литературных произведений в стихах или прозе (лит.). П. Гоголя «Мертвые души». Петербургская п. Достоевского «Двойник». Роман «Война и мир» — героическая п. о двенадцатом годе. 2. перен. О чем-н. необыкновенном, поражающем своею красотой, величием, достоинствами (разг. шутл. устар.). Вид на Кавказский хребет при восходе солнца — это целая п.! 3. Название нек-рых музыкальных произведений (муз.). «Поэма экстаза» Скрябина. Симфонические поэмы Листа.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поэ́ма
1. повествовательное художественное произведение в стихах ◆ Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вздёрнуться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?