Что значит подворье монастыря
Подворье: от постоялого двора до дома архиерея
Сегодня под словом «подворье» подразумевают усадьбу, жилое строение и дополнительные постройки во дворе дома, принадлежащие одному хозяину или семье. Но его изначальное значение было другим. Подворьями называли постоялые дворы, где во время посещения крупных русских городов останавливались монахи, купцы и послы. Ими владели православные монастыри, архиереи или поместные церкви.
На территории Москвы в старину основным районом расположения подворий были улицы Мясницкая, Маросейка и Ильинка. В 19-м столетии владельцы перестроили их и назвали доходными домами и гостиницами.
Монастырское подворье
Монастырским подворьем в Русской православной церкви считают христианскую общину при обители и за ее стенами. Так сказано в уставе РПЦ. Жизнью монастырского подворья руководит архиерей. В случае расположения подворья на землях другой епархии, во время богослужения в монастырском храме упоминаются два архиерея: первый, в подчинении которого находится обитель, и второй – глава местной епархии.
Городские монастырские подворья собирают пожертвования и получают доход для жизни обители, а также принимают паломников. Сельские подворья ведут соответствующую хозяйственную деятельность.
Подворье состоит из храма и жилых помещений. Оно может быть расположено далеко от родной обители, но чаще местом для его создания выбирают Москву или близлежащий большой город. Например, Ростов-на-Дону известен своей Варницкой обителью. Этим подворьем управляет Троице-Сергиева лавра, расположенная на территории Сергиева Посада. Также оно подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси.
Столичные подворья относятся к следующим обителям:
Одна обитель может управлять несколькими подворьями:
Архиерейское подворье
Архиерейское подворье – это жилое здание, часто расположенное возле церкви, в котором временно живет архиерей. Такое подворье также может предназначаться для обслуживания архиерея, которому оно подчиняется.
Особым статусом пользовалось Крутицкое подворье, где постоянно проживали сарские митрополиты, в подчинении которых находились Подонская и Сарская епархии. Они духовно окармливали свою паству, которую захватила Золотая Орда. Сейчас здесь находится патриаршее подворье. Такой же статус имеют несколько столичных храмов.
В 2003 г. в Екатеринбурге завершилось строительство патриаршего подворья возле Храма на Крови. Оно состоит из следующих объектов:
Подворье поместной церкви
Зарубежные подворья поместных церквей представляют собой небольшие территории с церковью, священниками и другими церковнослужителями. Их создают для осуществления представительских функций. Сегодня в российской столице есть несколько подворий, которые содержат поместные церкви:
Торговое подворье
У историков есть предположение, что вначале слово «подворье» служило для обозначения хозяйства, которое не входило в крестьянский двор.
В Средние века торговыми подворьями называли городские огороженные и укрепленные территории (районы, улицы, кварталы) – места проживания приезжих купцов, хранения и продажи их товаров. Такое подворье состояло из лавок, складов, гостиниц и церкви, где иногда хранили самые ценные товары. Купцы с помощью священника проводили расчеты, скрепляли договоры и занимались другой деятельностью.
На Руси подворьем мог называться купеческий гостиный дом со складом, расположенный в Москве или большом городе и принадлежащий неместным купцам. Посещая, например, Москву приезжий купец останавливался на таком подворье и молился в домовой церкви.
ПОДВОРЬЕ
подворье ср. 1) а) Чей-л. дом с относящимися к нему постройками; усадьба. б) местн. Двор при чьем-л. хозяйстве, при усадьбе. 2) а) устар. Дом с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, проживающему в другом городе, или арендуемый им для временных наездов, хранения товаров и т.п. б) Принадлежащий архиерею или монастырю дом в городе (обычно с церковью или часовней) для приезжих духовных или монашествующих лиц. 3) устар. Постоялый двор; частная гостиница.
подворье
с.
1. уст. coaching inn
2. ист. church in town (belonging to a monastery settled in some other place)
Подворье — жилая местность (подворновладение) в городе, преимущественно в столице, составляющая обыкновенно собственность монастыря, находящегося вне города или даже за границей (П. афонских м-рей). При П. часто устраиваются церкви с штатом священно- и церковнослужителей из монашествующих того же монастыря. П. имеют целью сбор в пользу монастыря пожертвований и доходов.
ПОДВОРЬЕ ср. заезжий, постоялый двор, въезжая изба, с мостом для лошадей и возов; гостиница; в Москве много постоялых дворов сохранили старое названье подворья. | Дом со всем простором и ухожами купца, заводчика, для наезду, для стоянки своих обозов, для складки товаров в городе у ярмарок, пристаней, на местах валового сбыта. Строгановское, Пашковское подворье. | Обширный дом с ухожами митрополита, архиерея. | Вост. нанимаемая крестьянами, миром, изба, для заезда своих, либо для содержанья земских лошадей, выставки, либо вообще, для отвода полиции и проезжим. | Новг. помещенье или жилье, отдаваемое внаймы. У соседей есть подворье. Во всяком подворье свое поверье. Хоть баба Хавронья сбила с подворья-да воля ж Господня, а не быть без подворья! Подворный, стар. подворенный, ко дворам относящийся, принадлежащий. Подворная земля, усадебная, жилая, под двором и домом. Подворная опись, каждому двору, дому, одним обывателям, или также имуществу их. Подворная нищета. Служат соборно, а едят подворно. Подворное ср. подворная подать. А подворного а углового (с числа углов избы) и полозового и подушного и поголовного не дают (монастырские люди) ничего, стар. Пастух собирает подворное свое, или пасевое. Подворник м. ниж. шатун, бродящий по дворам; бездомок, захребетник, бобыль, или батрак, казак, работник. | вологодск. сиб. жилец, постоялец; подворник иногда живет и без платы, а за прожитье чистит двор и сторожит дом. И сам он не живет в доме, и подворников не пускает. | Служитель и житель подворья. Подворщина собират. то же. Подворок м. новорос. подгородная усадьба, мыза, дача, дворок, заимка. | Пск. твер. усад вост. место под двором и домом. Подворничать ниж. шататься по чужим дворам, для кражи, или ища себе пристанища в людях. Подворит ли нам счастье? ко двору ли будет, послужит ли. Не подварится ему тут, не подворит, не будет удачи, не обживется.
заезжий дом с надворными хозяйственными постройками в городах дореволюционной России, принадлежащий иногороднему лицу или монастырю и предназначенный для временного пребывания людей и хранения товаров
(Болгарский язык; Български) — хан
(Немецкий язык; Deutsch) — Herberge
(Венгерский язык; Magyar) — vendégfogadó építmenycsoport régi orosz kolostoroknál
(Монгольский язык) — подворье
(Польский язык; Polska) — zajazd; karczma; gospoda
(Румынский язык; Român) — podvorie; han
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — podvorje
(Испанский язык; Español) — hospedería; podvorie
(Английский язык; English) — podvorye (a Russian storehouse with an inn)
(Французский язык; Français) — podvorié (immeuble en villes russes servant à séjour provisoire et au stockage des marchandises)
Монастырь, монашество
Что такое монастырь
«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).
В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».
Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.
Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.
Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.
Деление монастырей по типу подчинения
По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.
Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)
Ставропигиальные
Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).
Епархиальные
Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.
Приписные
Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.
Управление монастырем
Игумен
Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).
Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.
Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.
Духовный собор
Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.
Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.
Поступление в монастырь
К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.
Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.
Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.
Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.
Формы монашеского жительства
С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.
Отшельничество
Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.
Скитское житие
Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.
Общежитие
Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.
Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь
Трудничество
Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.
Послушничество
По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.
Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.
Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.
Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)
Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.
Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило
Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.
С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.
Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.
В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.
Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.
Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).
Фильмы о монастырях:
Мир православия. Монашество — путь к Богу
Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
Монастырское подворье и жизнь на селе
До революции 1917 года многие обители нашего Отечества славились своими ярмарками, на которых можно было приобрести монастырскую продукцию. Тогда монахи считались лучшими производителями сельхозтоваров. Вспомним хотя бы историю Валаама и Соловков. Какие фермы были устроены в этих северных монастырях! Казалось, что братии по молитвам все было под силу. В суровом климате им удавалось выращивать даже арбузы и ананасы.
Началом возрождения былых традиций, будем надеяться, станет фестиваль «Подворье», который пройдет 12 сентября 2015 года на подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумарокове Московской области Рузского района. Участники праздника смогут покататься на лошадях и в собачьих упряжках, принять участие в конкурсе солений, узнать секреты стеклодувов и, конечно же, потрапезничать.
О том, какие цели ставили перед собой организаторы фестиваля, рассказывает иеромонах Сергий (Филиппов), и.о. настоятеля подворья, насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы.
– Как возникла идея проведения подобного фестиваля?
– Дело в том, что храм нашего подворья располагался на территории древнего села Ащерино, которое, к сожалению, не сохранилось. До трагических событий начала ХХ века это село было широко известно благодаря традиционной ежегодной ярмарке. Идея ее возрождения в формате фестиваля возникла, практически, сразу после моего назначения настоятелем подворья.
Многие люди совсем ничего не знают о том, для чего вообще существует монастырское подворье и чем занимаются его насельники. Мы постараемся как можно более полно рассказать об этом участникам фестиваля. Вторая, не менее важная задача, – возродить культурные и ремесленные традиции, которые существовали в нашей местности, поддержать тех, кто трудится на земле и зарабатывает на жизнь собственным трудом. Поэтому и сам фестиваль проводится осенью, когда основные сельхозработы уже подходят к завершению. Пусть наш фестиваль станет своего рода ярмаркой достижений, только это не состязание, а, скорее, возможность пообщаться, узнать что-то новое, что-то взять на заметку. Ведь всем любопытно узнать, а как у соседа.
– Расскажите немного, что такое подворье монастыря сегодня?
– У каждого подворья – своя задача. Не всегда подворья монастырей создаются в сельской местности, иногда их открывают в городе с целью сбора средств на возрождение и поддержание обители. Часто сельские подворья преследуют цель обеспечить монастырь сельхозпродукцией. Для нашего монастыря подворье в Сумарокове значимо еще и потому, что на его территории есть место, где братия обители найдут последнее земное пристанище. Ну а пока насельники живы, они могут приехать на подворье и отдохнуть немного от городской суеты.
– Что, по Вашему мнению, сегодня представляет собой село, деревня? Можно ли выжить на земле?
– Выжить, конечно, можно, а тем более спасать свою душу. Однако труд крестьянина очень тяжелый, и не все хотят работать на земле. Я недавно вернулся из поездки в Архангельскую и Вологодскую области. Посетил не самые глухие места, до сел, где мы побывали, можно спокойно доехать. Но у меня сложилось просто удручающее впечатление – северное село вымирает: работы нет, молодежь уезжает, пенсионеры, местные и те, кто приехал из городов, не спасут положение! Христианское просвещение после времен атеизма, практически, отсутствует. В одном селе местный житель, принимая от меня в подарок Новый Завет и просветительскую литературу, спросил: «А зачем оно мне?» А на мое пожелание «Бог в помощь» ответил: «А чем Он поможет? Надо самим трудиться!» И это неудивительно, если священника местные жители видят здесь раз в год на престольный праздник.
– И все же какова главная проблема жизни на селе? Ведь все мы прекрасно понимаем, что городу без села не обойтись…
– Село вымирает, нет работы, а следовательно, и необходимости жить на селе. В производстве сельхозпродукции сейчас занято все меньше людей, поэтому народ в поисках лучшей жизни устремляется в города. Но только получается, что это бег по замкнутому кругу, потому что счастья человек от городской суеты не обретает и ждет возможности уехать в отпуск в деревню и там, в тишине, отдохнуть. Конечно же, село нуждается в поддержке! Необходимо прививать людям любовь к тому месту, где они родились. Отчасти мне хотелось бы, чтобы наш фестиваль «Подворье» помог в этом. Но без госпрограмм по развитию регионов село не сохранить!
– Чем Вы сами любите заниматься? Какое Ваше любимое занятие на подворье?
– Расскажите подробнее о программе фестиваля.
– В рамках фестиваля будет множество интересных мероприятий: это собственно ярмарка, где можно будет приобрести монастырские и фермерские продукты, мастер-классы ремесленников и мастеров, выступления артистов и творческих коллективов, конкурсы, игры, народные гуляния, общие трапеза и чаепитие…
Символично, что 12 сентября – день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Со своей программой выступят казаки станицы Рузская. По благочестивой традиции откроется фестиваль молебном.
Время проведения: 12 сентября, 12.00–16.00.
Адрес: Московская обл., Рузский р-н, с. Сумароково.
Доехать до подворья можно от станции метро «Тушинская» рейсовым автобусом, который следует до Рузы, далее автобусом № 24 до с. Сумароково. Или с Белорусского вокзала электричкой до станции Тучково, далее автобусами до Рузы, от Рузы автобусом № 24.