Что значит подробный пересказ
Что такое «Подробный пересказ» в литературе?
Что такое «Подробный пересказ» в литературе?
Как написать подробный пересказ произведения?
Какой план подробного пересказа?
Он должен включать в себя как можно больше мелких и даже незначительных деталей событий, в нем должна быть максимально точно отражена речь героев, ее стилистические особенности. Например если герой часто повторяет «Эх-ма!», то и человек выполняющий пересказ должен вставлять это междометия в речь героя.
Для подробного пересказа не подходят короткие тексты, ведь тогда получается не пересказ, а простое выучивание наизусть.
Подробный пересказ обычно выполняется по заранее составленному плану, с включением в него нужных цитат.
Подробный пересказ наверное самый сложный вид пересказа. Сложнее его только выучивание наизусть обширных отрывков произведения.
Для выполнения подробного пересказа ученик должен составить подробный план произведения, учесть особенности речи персонажей, место действия, последовательность действия характер главных героев, и передать все это максимально точно.
Подробный пересказ выполняется почти по тексту, но все-таки своими словами.
У М.Булгакова есть прекрасное произведение «Записки юного врача».
Лучший рассказ из произведения «Полотенце с петухом».
Очень рекомендую всем почитать. Пересказывать Булгакова бесполезно.
Замечательная вещь Александра Куприна!
Для написания фельетона нужно выбрать злободневную тему (бюрократия, алкоголизм, безработица, например), ну и облачить свои мысли в сатирический текст. Для фельетона необходим комический эффект, которого можно достичь каламбуром, гиперболизацией, интересным сравнением (Два не очень трезвых мужика отплсывали канкан у забора заброшенного дома. Весело, задиристо поднимали они ноги, аки балерины Большого театра, показывающие свое мастерство худруку). Можете использовать прием сквозной иронии и косвенной похвалы, когда идет одобрение порока (Хороша, вкусна водочка утром, это вам не какой-нибудь заграничный кофе да жидкие чаи хлебать). Автор может выбрать себе как роль рассказчика, так и участника событий или стороннего наблюдателя.
Для написания фельетона нужно видеть смешное в несмешном и даже трагическом.
Как научиться пересказывать информацию
Пересказ — это передача текста своими словами. Иногда этот процесс называют изложением. Но у этих двух видов речевой деятельности есть существенные различия. Познакомимся сегодня с пересказом как видом речи.
Что такое пересказ
Все мы умеем и любим читать. Иногда нам приходится одолевать большие по объему печатные или электронные тексты.
Не всегда мы читаем то, что нам нравится. Периодически школьникам задают прочитать произведения, которые бы они по собственному желанию никогда бы не взялись читать.
Мало того, так после прочтения требуется пересказать эти повествования.
Конечно, было бы проще, если бы наш мозг мог усваивать информацию и надолго удерживать ее в памяти. Но это из разряда фантастики.
Чаще всего, прочитав книгу, мы пару дней еще можем из нее что-то вспомнить, а потом все содержимое напрочь улетучивается.
А как быть, если пересказать надо будет на уроке через недельку-другую?
И тут на помощь приходят навыки пересказа.
Для пересказа не нужно подробно излагать всю книгу. Требуется лишь рассказать о главных моментах произведения и, возможно, дополнить свой пересказ мнением или отношением к прочитанному.
Таким образом, пересказ представляет собой краткую передачу основных мыслей из книги. Целые сборники пересказов даже опубликованы на отдельном сайте.
Виды пересказа
Пересказы могут быть нескольких видов. Классифицироваться они могут на разные группы.
По объему: краткие (сжатые), стандартные, подробные пересказы.
Подробный пересказ нельзя качественно сделать без плана. Именно план поможет не упустить всех деталей, остановиться на каждом значимом событии, описываемом в оригинальном тексте, подчеркнуть и конкретизировать образы главных и второстепенных персонажей.
По источнику информации: по прослушанному тексту, по просмотренному, по прочитанному.
Пересказ может быть по аудиоинформации, например, это могут быть новости, какие-то сенсационные сообщения. Для этого вида пересказа подходит краткое, сжатое изложение. Тут важно акцентировать внимание на фактах.
Пересказ по просмотренному фильму, сериалу может быть как кратким, так и стандартным. В очень редких случаях фильмы пересказывают подробно, но это не требуется. Достаточно обычного стандартного пересказа, чтобы рассказать обо всех интересных моментах фильма. Если пересказ заинтересует, человек захочет лично посмотреть этот фильм со всеми недостающими подробностями.
Самым трудным пересказом считается пересказ по прочитанному. Читать — это вообще сложный процесс, так как человеку приходится сосредоточиться на тексте, подключить свое воображение, чтобы «увидеть», прочувствовать то, что написано.
Детям, особенно в начальных классах, очень сложно даются пересказы текстов из учебника, так как они видят буквы, складывают из них слова и предложения, а в смысл вникать при этом еще не могут.
Обидно, что школьников даже не обучают технике пересказа. Их просто просят рассказать о том, что написано. А это не одно и то же.
Пересказ — это целое искусство, если подходит к этому процессу серьезно. Пересказ — это переживание, а лишь затем изложение.
По наличию выразительных языковых средств: сухие пересказы, пересказы с использованием средств выразительности, творческие.
Если требуется просто рассказать о том, что написано в тексте, то достаточно сухо перечислить события, дать краткую характеристику героев.
Используя же средства выразительности, мы получаем живую историю, как бы пережитую вместе с рассказчиком. Здесь подключаются эпитеты, фразеологизмы. Такое пересказ не лишен передачи эмоций и чувств, которые были вызваны полученной информацией.
Творческие пересказы дополняются своими какими-то деталями, используются вводные слова и образные выражения.
Что необходимо для формирования навыка пересказа?
Прежде всего нужна внимательность во время чтения книги. Не следует упускать из виду важные детали, события.
Может быть придется запастись бумагой и карандашом, чтобы делать пометки основных мест, начеркать план, в каком порядке происходят главные события, обратить внимание на главных персонажей.
При пересказе совершенно не нужно заучивать какие-то места из книги. Тут важно использовать обычный разговорный стиль речи, бытовые выражения, которыми можно обозначить мысли из текста.
Пересказ будет интересным, если использовать выразительность речи. Понятное дело, что рассказывать о строении лягушки из какого-то научного журнала задорным голосом не получится. Но передать эмоции во время пересказа какого-то художественного произведения вполне получится, если при чтении проникнуться в текст мыслями и чувствами.
Пересказ: как научиться?
Перед тем, как приступать к пересказу, необходимо внимательно прочитать текст. Для этого лучше брать не короткие рассказы, а те, в которых хотя бы 10 предложений.
Почему короткие тексты не подходят для обучения пересказу? Потому что в них нет истории, которую можно представить мысленно. Именно воображение помогает мозгу сконцентрироваться на информации. Это позволяет запоминать суть информации.
Короткие же тексты провоцируют заучить готовые варианты предложений или их куски. Это ухудшает качество пересказа. Да и пересказом-то в общем-то не является. Обычная зубрёжка.
Итак, первый этап: прочитать.
Второй шаг заключается в анализе, обдумывании информации. Можно сделать пометки на черновике, где перечислить порядок изложенных событий, записать имена главных героев, дать им краткую характеристику: внешность, характер, что делал по сюжету.
Некоторые педагоги предлагают делать схематические зарисовки. К некоторым текстам это уместно, к другим — вредно, так как в процессе пересказа ученик «ломает голову», что же там нарисовано. Теряется цепочка мыслей, пересказ не получается.
Поэтому предпочтение лучше отдать наброскам плана и отдельных фраз.
Третий шаг — повторно перечитать сам текст, затем свои черновые записи.
Теперь можно пересказывать.
Как научить пересказывать маленьких детей
Пересказу нужно обучать детей уже до школы. Это поможет развивать их мыслительные способности, формирует память и внимание.
Тексты могут быть маленькими. Ребенок слушает историю, а затем его просят сказать одним предложением, о чем он услышал только что.
Есть еще один вариант подготовки к пересказу. Он подходит также для младших детей.
Пересказ с наводящими вопросами.
После зачитывания истории взрослый спрашивает, ребенок отвечает.
К каждому событию в истории должен быть один вопрос. Если ребенок затрудняется ответить, не надо ему подсказывать.
Лучше зачитать соответствующий отрывок из текста еще раз.
Можно проводить обучение в виде игры.
Сначала ребенку дается установка: Сейчас я прочитаю тебе историю, а ты внимательно слушай и потом скажешь мне, где…, когда…, кто… и т.п.
Другим интересным (тоже игровым) приемом является пересказ — «сплетня».
Ребенку рассказывается история. Затем второй взрослый подзывает малыша к себе и просит «рассказать ему по секрету», что он только что узнал.
Малыши любят «посплетничать» (поябедничать) и с удовольствием рассказывают папе (например), что им прочитала мама.
Если каждый день использовать такой прием, то ребенок очень быстро научиться «по секрету» рассказывать, что он узнал.
Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ. (методические рекомендации).
Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.
Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).
Подробный пересказ.
Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.
Частичный (выборочный) пересказ.
Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.
Памятка
Творческий пересказ.
Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:
Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.
Краткий пересказ
Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:
Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:
Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.
Методические рекомендации «Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ.
Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.
Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).
Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.
Частичный (выборочный) пересказ.
Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.
Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).
Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.
Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).
Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.
Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).
Составляю рассказ (вслух или мысленно).
Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.
Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:
с изменением последовательности событий;
с дополнением содержания текста (это может быть включение описания места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста – предшествовавших сюжету или продолжающих его).
Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.
Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:
Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным, а что – второстепенным.
Составлю рассказ, опираясь на главное.
Пользуясь текстом, продумаю свой рассказ еще раз.
Прочитаю текст, определяя его тему (о чем говорится?).
Составлю рассказ, опираясь на эту мысль и 2–4 поясняющих ее предложения.
Пользуясь текстом, повторю краткий пересказ.
Проверю краткость и последовательность пересказа.
Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:
По первому пункту плана и первой части текста выделю важные мысли (два-три предложения).
То же сделаю по другим частям.
Пользуясь планом, кратко перескажу текст.
Проверю, достаточно ли кратким и последовательным получился пересказ.
Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
Вид пересказа
Описание
Возможные проблемы
Как это исправить
Подробный,близко к тексту
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Как учить пересказу
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.
План работы над пересказом
Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.
Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.
При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.
На данном этапе важно выделить смысловые части.
В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.
Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.
Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.
На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.
Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.
Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.
Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.
Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.
После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.
Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.