Что значит подобрать методы исследования какими критериями необходимо руководствоваться
Выбор методов и методик исследования
В любом научном исследовании выделяют три составляющих: теорию, методологию и практику. Если теория дает представление о том, что изучается, т.е. об объекте и тех особенностях объекта, которые наиболее существенны при решении проблемы (т.е. о предмете), то методология определяет, каким путем идет исследователь в познании. Здесь, во-первых, важно мировоззрение, задающее определенный угол зрения, во-вторых, логика, т.е. последовательность этапов научно-познавательной деятельности и соответствующих им методов и методик.
Методы, как совокупность способов научного познания, принято делить на общие для ряда наук и специальные, или частные. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы в познании, которые применяют в исследованиях. Так, для психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы. Специальные методы обусловлены характером исследуемого объекта, т.е. определяют принципы, применяемые в данной области знания.
Выбор методологических основ исследования связан с присоединением к той или иной теоретической школе. Он определяет, в каких понятиях и терминах будут описаны объект и предмет исследования и его проблема, а также выбор конкретных методов и процедур исследования. В качестве таких методологических оснований психологического исследования могут выступать, например, деятельностный подход к пониманию психики А.Н. Леонтьева, теория деятельностного опосредования межличностных отношений А.В. Петровского, экологический подход к восприятию Г. Гибсона и т.д. В качестве методологических оснований исследования выступают и отдельные принципы психологии, такие, как принцип активности, развития, субъектности и т.д., которые акцентируют те или иные аспекты этих теорий.
В отличие от методологии методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сборки, обработки и анализа информации. В отечественной психологии (Б.Г. Ананьев) выделено четыре группы методов:
1 группа – организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный и т.д.);
2 группа – эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методики, психодиагностические методы: тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа, социометрия, анализ продуктов деятельности, контент-анализ, биографические методы и т.д.);
3 группа – методы обработки данных включают: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы. К количественным относятся такие виды анализа, как анализ средних значений параметров и степени их вариативности, корреляционный, факторный, дивергентный и конвергентный анализ и др. Качественный анализ подразумевает подробный содержательный анализ отдельных случаев.
4 группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане выделения отдельных фаз и последовательности его развития) и структурный (установление структурных связей между частями и целым). Сюда относится построение различных типологий, психологических профилей и т.п.
Методы подбираются для решения поставленных задач. При выборе методов и методик эмпирического исследования студент должен опираться на знания и умения, полученные им при изучении соответствующих психологических дисциплин. Для сбора первичных данных могут использоваться такие методы, как наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документов. Необходимо помнить, что каждый из них имеет определенные преимущества и недостатки.
В процессе эмпирического исследования собираются объективные и субъективные данные. Объективные показатели обладают целым рядом преимуществ с точки зрения доказательности, поэтому им обычно отдается приоритет. Для обеспечения ясности и достоверности научных выводов важно уже на ранних стадиях исследования точно определить переменные (независимые и зависимые), которые будут изучаться. Должны быть предусмотрены возможность управления независимой переменной и способы регистрации зависимой переменной. Необходимо спланировать, какие показатели и в каких условиях будут регистрироваться и основанием для каких выводов будут служить.
Измерение изучаемых психических явлений — неотъемлемая черта научного подхода. Независимо от типа исследовательских задач всегда следует искать возможность получить и представить количественные данные по изучаемому объекту, явлению или закономерности в определенной шкале: номинативной (шкала наименований), порядковой, интервальной (шкала интервалов) или шкале отношений.
Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использование методик других авторов предполагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Текст методики, который содержит только вопросы (или задания) к испытуемому, ключ для оценки ответов и интерпретацию, существенно ограничивает возможности ее использования в научном исследовании. К применению ранее полученных норм в собственном исследовании нужно относиться очень осторожно, поскольку чаще всего они являются статистическими и зависят от выборки испытуемых и условий проведения методики.
Самая важная задача при выборе конкретных методов исследования – обеспечить соответствие метода организации эксперимента и методов сбора эмпирического материала предмету исследования. Необходимо понимать, что в исследовании можно получить только то, что могут дать использованные методы.
Типичной ошибкой студентов является расширительная трактовка результатов исследования, не учитывающая ограниченность тех методов, которые они использовали. Например, автор в качестве метода использует метод оценки испытуемыми качеств собственной личности и каждое из них оценивает как типично мужское, типично женское или нейтральное. А в выводах автор говорит о различной сформированности половой роли у разных групп испытуемых. Это яркий пример несоответствия метода предмету исследования. Для исследования сформированности половой роли необходимо было использовать методики, позволяющие определять разные пласты этого сложного явления. Поскольку метод мог определить только восприятие испытуемыми своих качеств, то правильные выводы могли касаться только этого пласта половой роли, а именно, полового самосознания и восприятия степени своего соответствия мужским и женским качествам.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Методы исследования в научной работе
В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.
Что такое методы исследования?
Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.
По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.
Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту
Эмпирические методы исследования
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.
Теоретические методы исследования
Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку
Количественные методы исследования
Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе
Качественные методы исследования
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
Методы педагогического исследования
В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.
Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.
Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).
Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике
Методы социологического исследования
Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.
Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии
Методы психологического исследования
Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.
Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).
Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.
Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии
Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.
Методы исследования в курсовой работе + пример
Написать курсовую на отлично невозможно, если не отобразить во введении, какие методы исследования использовались в работе. Однако, как не потеряться во всём многообразии исследовательских методов и выбрать нужные?
Читайте статью — в ней мы поделимся списком научных методов, а также понятно и чётко объясним в чём их суть. В конце вы точно будете знать, чем метод индукции отличается от метода сплошной выборки в курсовой работе, и сможете выбрать нужные вам способы исследования.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми получать полезные новости из мира образования. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое методы исследования в курсовой
Методы исследования — это способы получить знания и навыки, а также расширить теоретическую базу. Именно они помогают студенту эмпирическим путём прийти к выводам или доказать тезисы, полученные в курсовой.
Однако в науке существует очень много методов. Не все из них стоит применять при написании курсовой. Выбор методологии научного исследования в курсовой работе будет напрямую зависеть от формулировки целей и задач.
Например, для работ по физике существует специфический метод физического моделирования. А в работах, связанных с биологией, может встречаться метод биоиндикации.
Виды методов исследования
В науке различают общенаучные и частнонаучные методы исследования. Если первые подходят для любой науки, то вторые — только для конкретных сфер, где можно применять лишь узкие исследовательские приёмы и принципы познания.
Также методы могут быть общими (те, которые используют во всём процессе исследования совершенно любых наук) и специальными.
Но самая основная классификация методов заключается в их разделении на две категории:
Любой метод призван помогать автору искать истину, правильно понимать и объяснять нынешнюю ситуацию и даже способствовать её изменению.
Выбор используемого метода будет напрямую зависеть от определения объекта и предмета исследования.
Классификация методов исследования
Как мы уже говорили, по основной классификации методы исследования разделяют на два больших блока: теоретические и практические методы исследования. В каждом из них есть целый ряд специфических методик. Давайте приведём те, которые встречаются наиболее часто.
Теоретические методы:
Практические методы:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Выбирать метод наугад нельзя, так как он его будет необходимо подробно раскрыть в основной части курсовой. Там же будет анализироваться выбор методики и описываться результаты, полученные в ходе выбранного метода. Вот почему его нужно подбирать тщательно и обоснованно для каждой конкретной работы.
Чтобы сделать это, давайте подробно изучим каждый метод.
Теоретические методы
Название метода | Суть метода | Где используется | Пример |
Метод абстрагирования | В его основе лежит конкретизация отдельных свойств явления или предмета, которые должна изучить курсовая. | Этот метод довольно часто встречается в гуманитарных науках: педагогике, философии, психологии. | |
Метод аналогии | Выводы об объекте и предмете исследования делаются на основе знаний о свойствах и характеристиках предмета и объекта, схожего с теми, которые изучаются в данный момент. | Метод аналогии хорошо применять тогда, когда нет возможности изучать объект непосредственно. | Метод аналогии используют, когда изучают планеты земной группы, их условия и свойства для возможного будущего освоения человеком. |
Метод индукции | Логические выводы об объекте делаются от частных предпосылок к общим заключениям. Используют при этом не строгие законы логики, некоторые факты или представления. | Индуктивный метод хорошо работает там, где нужно показать закономерности, объединяющие все предметы или явления одного порядка или категории. Он помогает делать обобщения очевидными. | Метод индукции активно используют в начальной и средней школе, чтобы объяснить изучаемые явления. |
Метод классификации | Это один из самых простых, но вместе с тем эффективных методов исследования в курсовых. Его суть в структуризации, то есть разделении объектов на схожие по определённым признакам группы. | Применяют во всех видах наук. Учащийся может разработать собственную классификацию и использовать её в исследованиях курсовой работы. | |
Метод обобщения | Метод помогает объединить несколько объектов и предметов в группу по определённым признакам, чтобы выявить их общие характеристики и особенности. | Применяют везде, где необходимо найти обобщающие характеристики, как для предметов, так и для суждений. | Метод обобщения используют для перехода от понятия «лайм» к «цитрусовым», а потом к «растениям» в общем. |
Метод сравнительного анализа | Суть метода — сопоставить характеристики и свойства нескольких предметов, попутно выявляя их сходства и различия. | Применяют везде, где необходимо сравнить несколько предметов или явлений и сделать выводы. | Его часто используют для сравнения стилей писателей или художников, а также для сравнения характеристик разных автомобилей. |
Метод синтеза | Это объединение в одно целое предварительно обнаруженных или уже известных свойств или характеристик предмета. | Этот метод идёт бок о бок с методом анализа, так как является его частью и выступает объединяющим фактором. | В экономике сначала анализируют себестоимость товара по разным показателям. А потом определяют её как сумму всех затрат (проводят синтез). |
Метод изучения и анализа литературы | Этот метод помогает сделать выводы о степени изученности разных аспектов, рассматриваемых в курсовой работе. |
По принципу, который лежит в основе метода изучения и анализа литературы, работают методы архивных источников и изучения документации.
Практические (эмпирические) методы
Название метода | Суть метода | Где используется | Пример | |
Метод эксперимента | Суть метода в том, чтобы в ходе эксперимента у автора была возможность не только продемонстрировать определённое свойство или явление, но и была возможность его повторить. | Чаще в точных науках. Его редко используют для курсовых, так как в его основе лежит принцип повторяемости и доказательности. | Эксперимент Галилея, который выявляет скорость падения свинцового шарика и пушечного ядра. | |
Метод наблюдения | В его основе лежит наблюдение за объектом и фиксирование любых значимых деталей, изменений, реакций, свойств. | С этого метода начинается любое научное познание, так что он считается ключевым в списке методов. | В ходе наблюдения за птицами через бинокль орнитолог фиксирует важные данные: места их обитания, поведение, отношения с сородичами и так далее. | |
Метод расчётов и измерений | Фиксировать и дальнейшем выражать в численных показателях любые физические параметры: рост, вес, длину, объём и другие, используя определённые единицы измерения. | Можно использовать во всех курсовых работах, где нужны расчёты или измерения. | Измерение длины определённого животного, по которому можно делать выводы о размерах всех представителей этого вида. | |
Метод моделирования | Суть метода — создать копию, уменьшенный и структурированный образ объекта/явления, своебразную имитацию. | Этот метод часто используют в разработке и создании новейших технологий, конструировании авто, сооружений и так далее. | ||
Метод беседы или интервью | В основе этих двух методов лежит личный разговор с тем, кто может предоставить важную информацию. Интервью имеет более строгую форму общения, а беседа — непринуждённую и доверительную. | Это довольно распространённые научные методы исследования при написании курсовых, так как их легко реализовать и они весьма эффективны. | В методологии исследования курсовой эти способы используют для работу с большим количеством людей, чтобы получить максимально точные результаты. | Маркетинговые исследования спроса и потребления определённого продукта. Социологическое анкетирование. |
Метод описания | Этот метод позволяет документировать самые мелкие подробности изучаемого объекта. Именно этим он отличается от метода наблюдения. | Может использоваться везде, где необходимо не только изучать, но и подробно описывать объекты или явления. | Орнитолог, изучая птиц, не только описывает их взаимодействие, но также внешний вид пернатых, их гнёзд, пищи и другие подробности. | |
Метод сплошной выборки | Суть метода — подобрать примеры, чтобы проанализировать и проиллюстрировать теоретические положения. | Чаще всего используют в лингвистике. | Выписывать из оригинального иностранного текста все глаголы действия, названия предметов быта и так далее. |
Как отбирать методы исследования для курсовой
При таком обилии методов научного исследования можно запутаться. Выбирать подходящие можно по следующим критериям:
Как оформлять методы исследования в курсовой
Методология курсовой описывается во введении. Здесь не нужно давать расшифровку каждому используемому методу и прописывать его классификацию. Достаточно просто перечислить те, которые автор использовал при написании курсовой.
Описывая методы, автор должен понимать, где и как он их применил в работе. При этом важно не переборщить и не написать лишние. Ведь проверяющий может поинтересоваться, где именно автор их использовал.
Зато если у вас были задействованы специфические методы научного исследования, не забудьте их обязательно указать.
Вот пример описания методов исследования в курсовой работе:
Дисциплина «Право»
«Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование».
Дисциплина «Психология»
«Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В.В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР».
Теперь вы знаете, какие методы в курсовой работе можно использовать для качественного написания труда. Остаётся лишь определить свой и грамотно описать его во введении. Ну а если не можете справиться самостоятельно или совсем нет времени писать курсовую, не опускайте руки. Обращаетесь в сервис студенческой помощи. Наши эксперты напишут курсовую по любой теме качественно и в срок.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.