Что значит подлинная потребность

Подлинные потребности

Подлинные потребности человека – это те потребности, без которых существование человека невозможно, при этом в современном обществе данные потребности как правило удовлетворены практически полностью. В пирамиде потребностей Маслоу подлинные потребности человека находятся в самом основании пирамиды и называются базовыми (физическими), но помимо базовых потребностей, есть и высшие потребности и они так же могут являться подлинными, только они более индивидуальны. Например, подлинной потребностью можно назвать желание духовно развиваться, если человек любит музыку и хочет играть на гитаре и это желание ему не навязано из вне.

Подлинные и мнимые потребности.

Подлинные потребности в отличие от мнимых не навязываются из вне. К подлинным потребностям каждый приходит самостоятельно. Мнимые потребности формируются под давлением общества и вызваны влиянием внешней среды. Поэтому мнимые потребности с годами меняются, как и общество, с подлинными потребностями человек будет существовать всю жизнь. И в основном меняется не потребность, а интересы человека через которые он реализует данную потребность.

Покупки, которые клиент совершает исходя из мнимых потребностей как правило носят импульсный характер. Скорей всего если не совершать покупку сразу, а подождать неделю или месяц, то желание отпадёт. От подлинных потребностей избавиться намного сложнее, человек к воплощению такой потребности может идти очень долго.

Еще подлинные потребности можно охарактеризовать словом «нужно», а мнимые потребности словом «хочу». К примеру, у меня трое детей и я понимаю, что мне нужна большая машина чтобы все помещались. Но я хочу спортивный автомобиль потому что он крутой.

Потребности и интересы человека.

Под влияние потребностей формируются интересы человека. Играть на гитаре это интерес, а духовное развитие музыканта — это потребность. При этом такая потребность может выражаться не только в том, что человек сам играет на гитаре, он так же ходит на концерты, проявляет интерес к различным направлениям и музыкальным веяниям.

Интересы человека весьма разнообразны, и они служат для выражения потребности. Опираясь только на интересы не всегда можно правильно выявить потребности клиента. Прежде всего стоит оценивать поведение клиента в конкретной ситуации.

Продажи по подлинным потребностям.

Часто бывает, что клиент отказывается от покупки через некоторое время. Во многом это связано с тем что товар ему не был так необходим, он просто подался желанию купить его. Но прошло время, и он осознал ошибку, произошло разочарование в товаре. Чтобы такого не было нужно продавать товар исходя из подлинных потребностей клиента и клиент вам всегда будет благодарен.

Источник

Что такое подлинные потребности?

Как известно, продажи направлены на выявление и удовлетворение потребностей клиента. Их принято разделять на подлинные и мнимые. Первый тип потребностей в большинстве случаев полностью удовлетворен в современном обществе. Если рассматривать его на примере пирамиды Маслоу, то подлинные потребности зачастую находятся на самом первом уровне. Кроме базовых потребностей к подлинным также относят некоторые потребности высших порядков, но в этом случае они являются более индивидуальными. Например, для некоторых людей подлинной потребностью является возможность духовного развития. В данной статье мы сравним подлинные и мнимые потребности, а также расскажем о роли каждого из этих двух типов в продажах.

Отличия между подлинными и мнимыми потребностями

Подлинные потребности обусловлены природой человека. Они не зависят от внешних факторов. Мнимые потребности определяются обществом и навязываются человеку из вне. В отличие от подлинных, они изменяются со временем.

К подлинным потребностям человек приходит самостоятельно, следовательно, и покупки, основанные на них, являются обдуманными и взвешенными. Продажи, которые основываются на мнимых потребностях, зачастую являются импульсивными. Если отсрочить такую покупку на какое-то время, то потребность в ней, скорее всего, отпадет. В случае с подлинными потребностями, они практически не меняются со временем.

Кроме того, если потребность подлинная, то по отношению к ней уместно говорить слово «нужно», если мнимая, то говорят «хочу». Например, у вас большая семья и вы покупаете минивен для того, чтобы удобно было возить детей в школу и путешествовать вместе. Это вам действительно нужно. Если вы покупаете спортивную машину только потому что она красивая и мощная, при этом не являясь автогонщиком, то такая потребность является мнимой.

Потребности и интересы

Под действием потребностей у человека формируется круг интересов. Например, человек любит музыку: он посещает музыкальные концерты, покупает домашнюю hi-fi акустическую систему или даже сам пытается играть на музыкальных инструментах. Все это его интересы, которые, скорее всего, вызваны потребностью в духовном развитии творческой личности.

У человека может быть огромное количество интересов, но продавец должен помнить, что все они опираются на ту или иную потребность. Задача консультанта очень часто сводится к тому, чтобы определить сферу интересов клиента и на ее основании выявить его потребности.

Подлинные потребности и продажи

Если клиент делает дорогостоящую импульсивную покупку, основанную на потребностях, которые ему навязала внешняя среда, то через некоторое время он, скорее всего, пожалеет о потраченных деньгах. После этого у него не будет желания сотрудничать с магазином и, тем более, с продавцом, который подтолкнул его к этой покупке.

В долгосрочной перспективе продавцу гораздо более выгодно работать с подлинными потребностями. После таких сделок клиент остается доволен, и можно рассчитывать на дальнейшее сотрудничество с ним.

Источник

Материальные потребности людей – необходимое и достаточное

Потребности человека и их виды

Потребность представляет нужду человека, которая представляет собой необходимый элемент для его полноценного существования. Потребности человека проявляются чаще всего в мотивах его деятельности.

Современная наука различает такие виды потребностей: 1. Биологические (материальные, органические) – потребности индивида в одежде, пище, жилье и т.д. 2. Социальные – потребности каждого человека в общественной деятельности, общении с другими людьми, общественном признании, славе и. тд. 3. Духовные (познавательные, идеальные) – это потребность в знаниях, созидании, философскому анализе, творческой реализации.

Все потребности человека взаимосвязанные между собой. Так социальные потребности – это результат синтеза духовных и материальных потребностей. У большинства людей социальные потребности часто маскируются под духовные – так человек, руководствуясь желанием общественного признания (социальная потребность) использует для этого творческую реализацию (духовная потребность).

Потребности каждого следующего уровня доступны для человека только тогда, когда он удовлетворит все предыдущие: если не удовлетворены потребности в еде, желание творческой реализации не возникнет.

Ложные и истинные потребности

Ложные, мнимые потребности

– потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.

Примеры ложных потребностей: потребности в алкоголе, наркотических веществах, табакокурении и т.п.

«Мы должны различать истинные и ложные потребности. «Ложными” являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющий тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно (и у данного, и у других индивидов) сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате – эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежат к этой категории ложных потребностей».

Что является источником ложных потребностей?

«Отчуждение – процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ними и враждебную им»

«Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «отстраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот – эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ.»

В современном обществе это отчуждение становится почти всеобъемлющим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется, распространяется на государство, на окружающих людей, на него самого.

Основные причины отчуждения:

1) тотальное распространение частной собственности; 2) роботизация и компьютеризация производства; 3) всевластие бюрократии; 4) социальное неравенство и эксплуатация; 5) абсолютизация духовных сил человека.

Подлинные и мнимые

Различают также такие виды потребностей как подлинные и мнимые. Подлинные потребности – это те потребности, к которым человек приходит самостоятельно. Если у человека возникает желание заняться музыкой – это подлинная потребность. В случае если он начинает музицировать после того, как на него повлияли из вне – родственники, друзья, общество, такая потребность переходит в разряд мнимых.

Все потребности человека должны быть разумными, так как не все потребности человека могут быть удовлетворены в краткие сроки, а также они не должны противостоять моральным и нравственным устоям общества.

Примеры мнимых потребностей.

Примеров мнимых потребностей сотни тысяч, по сути весь современный маркетинг нацелен на создание мнимых потребностей. В этом заключается смысл общества потребления. Вот несколько свежих примеров мнимых потребностей:

В целом создание мнимых потребностей у населения это один из мощнейших инструментов маркетинга. Наверное, каждый может вспомнить, сколько ненужных вещей у вас дома. Но в момент покупки они казались очень необходимыми, потому что эта вещь есть у всех.

Интересы человека

Потребности выступают основой интересов каждого человека и его способностей. Интерес представляет собой целенаправленную позицию человека, касаемо объекта его потребности. Интересы людей на самом деле направлены не на предмет его потребности, а на процесс, который делает его доступным. Интересы зависят от того, к какой социальной группе принадлежит индивид, и какой статус занимает в обществе.

Существует такая классификация интересов человека: 1. В зависимости от их носителя — общественные, групповые, индивидуальные 2. В зависимости от направленности – духовные, социальные, политические.

Каждому человеку необходимо осознавать свои интересы, и при их реализации учитывать интересы других людей. Интересы не должны носить стратегический характер их достижения. Не разобравшись в том, подлинный или мнимый интерес, человек часто достигает своей цели путем пренебрежения интересов других индивидов, что противоречит всем человеческим нормам гуманности.

Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально — биологические и матери­ально-социальные. К материально-биологическим отно­сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага­зины, прачечные и т.п.

К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

Духовные потребности — потребности в знаниях, на­строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо­вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос­тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко­торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

Еще в 1947 г. Р. Вудвортс обратил внимание на потребность, которая до того момента игнорировалась, а именно, «желание воспринимать». Он отметил, что для наших взаимоотношений со средой характерен не только свойственный нам мотив видеть и слышать, но «видеть ясно, слышать отчетливо, понимать, что человек видит или слышит в каждый момент времени».

Наиболее развитые формы познания — научное и художественное.

Научное познание направлено на раскрытие объек­тивных законов природы и общества, объяснение и пред­сказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные факты обобщения,

В научном познании можно выделить два метода — анализ и синтез. Анализ — реальное, мысленное расчле­нение объекта на составные части (стороны, признаки, свойства) с целью их всестороннего рассмотрения, изу­чения. С анализом теснейшим образом связан синтез — соединение ранее выделенных частей (признаков, сторон, отношений) объекта в единое целое, это другая сторона анализа.

Анализ и синтез — простейшие, элементарные приемы познания, лежащие в самой основе человеческого мыш­ления (аналитико-синтетическая деятельность). Вместе с тем они являются универсальными приемами логичес­кой, познавательной деятельности — они органично входят во всякое научное исследование и образуют его первую ста­дию, когда «исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков».

Существуют несколько видов анализа и разнообразие форм синтеза. Анализ как мысленное (а в эксперименте и реальное) расчленение целого на части. Данный вид анализа предполагает не только фиксацию частей, но и установление отношений между ними. При этом часто анализируемый предмет рассматривается как представи­тель некоторого класса предметов, что позволяет перено­сить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие.

«Другим видом анализа является анализ об­щих свойств предметов и отношений между ними, когда свойство и отношение расчленяются на составляющие свойства или отношения». В данном случае эта процедура позволяет свести понятия о наиболее общих свойствах и отношениях к более простым понятиям и свойствам. В науке выделяют и такой вид анализа, как разделение множества классов на подклассы, другими словами — классификация.

Синтез выступает либо в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, либо как объ­единение конкурирующих теорий. Современная наука представляет собой синтез не только внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами (к примеру, синтез обусловил формирование таких дис­циплин, как биофизика, биохимия, эконометрия и др.). Сегодня происходит процесс интеграции научного знания, приведший к появлению кибернетики, семиотики, теории систем, в которых синтезируется знание о структурных свойствах объектов разных дисциплин.

Стоит выделить еще такие приемы научного познания, как абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция.

Абстрагирование — особый прием мышления, за­ключающийся в способности отвлечения от конкретных свойств и отношении изучаемого явления при одновре­менном выделении интересующих исследователя свойств и отношений. Результатом абстрагирования являются «абстрактные предметы», которыми являются либо от­дельно взятые категории, понятия («дерево», «число», «овощи»), либо система понятий.

Абстрагирование предполагает замещение свойств, ка­честв и отношений особыми знаками, понятиями, которые и закрепляются в сознании в виде абстракций. К примеру, свойства и качества ели, сосны, березы и т.д. замещаются одним общим понятием «дерево», которое представляет собой абстракцию от конкретных свойств и качеств и в то же время схватывает то общее, что характеризует каждое из них. Тем самым создается основа для их объединения в единый класс.

Обобщение — приема мышления, в результате ко­торого устанавливаются общие признаки и свойства предметов.

Процедура обобщения осуществляется поэтапно, от единичных, особенных свойств и качеств, отражаемых в понятии, к более сложным абстракциям. Так, живот­ные, основным средством поддержания жизни которых является питание растительной пищей, объединяются в единый вид, род понятием «травоядные». Более общим по отношению к этому понятию является абстракция «животные», еще более общим — «фауна» и т.д.

Процесс познания, исследования осуществляется с помощью такого приема, когда на основе имеющихся знаний возможно делать заключения о том, что неизвес­тно, приходя к открытию общих принципов. Иногда, на­против, используя общие принципы, делают заключения о частных явлениях. Такие приемы в научной деятель­ности определяются как «индукция» и «дедукция».

Индукция — вид обобщения, связанный с предвосхи­щением результатов наблюдений и экспериментов. Основой индукции является опыт, поэтому индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины или эмпирические законы. Индукция — это способ рассуждения, когда на ос­нове фактов и их анализа выявляются общие, повторя­ющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс.

На их основе строится умозаключение, опирающе­еся на суждения о единичных фактах и явлениях. Сужде­ние — это вывод, в котором какой-то признак приписыва­ется всему классу. К примеру, изучая свойства воды, спир­тов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством упругости. Поскольку все они — жидкости, приходят к выводу о том, что все жидкости упруги.

Однако опыт бесконечен и неполон, а потому выводы индукции зачастую носят проблематичный, вероятност­ный характер, а потому говорить об истинности индук­тивных обобщений или их логической обоснованности недопустимо. Индукция представляет лишь источник предположительных суждений-гипотез, которые затем должны пройти проверку или обоснования более надеж­ными приемами и принципами.

Дедукция — на основе имеющегося общего знания делаются выводы частного свойства и характера. Часто основой, отправным пунктом дедукции является индук­тивное суждение, таким образом, дедукция дополняет индукцию, расширяя объем общего знания. Но ценность дедукции не столько в том, что она дополняет индукцию, сколько в том, что она способна идти к обобщениям, от­правляясь от гипотез, идей. В этом случае она является отправной точкой зарождения новых теорий.

Термин «дедукция» употребляется в двух значениях: как синоним слова «вывод» и как родовое обозначение общей теории построения правильных выводов. Суще­ствует целый класс наук, которые принято называть де­дуктивными, поскольку их выводы основаны на общих исходных принципах, постулатах, аксиомах. К ним от­носятся математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.

Характерной особенностью дедукции является то, что новые истины в ней выводятся из уже имеющегося знания, без обращения к опыту, интуиции или здравому смыслу. Это и позволило ученому-философу Нового вре­мени Френсису Бэкону (XVI в.) заявить о том, что дедук­ция является «второстепенным методом», в то время как подлинное знание дает только индукция, поскольку она опирается на опыт. Р. Декарт противопоставил дедукции интуицию, посредством которой, по его мнению, чело­веческий разум «непосредственно усматривает истину», в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опо­средованное» (полученное путем рассуждения) знание. Впоследствии ученые Лейбниц, Вольф выступили в за­щиту дедукции, считая дедуктивные знания «истинными во всех возможных мирах».

Разрешить спор о предпочтительности того или иного из обсуждаемых методов помогает диалектический под­ход, рассматривающий значение обоих приемов познава­тельно-мыслительной деятельности в единстве, взаимодо­полнении и взаимодействии. Такой подход ярко выражен в следующей позиции ученых конца XIX — начала XX в.: «Великие открытия, скачки научной мысли вперед созда­ются индукцией, рискованным, но истинно творческим методом… Из этого», не нужно делать вывод о том, что строгость дедуктивного рассуждения не имеет никакой ценности. На самом деле лишь она мешает воображению впадать в заблуждение, лишь она позволяет после уста­новления индукцией новых исходных пунктов вывести следствия и сопоставить выводы с фактами. Лишь одна дедукция может обеспечить проверку гипотез и служить ценным противоядием против не в меру разыгравшейся фантазии».

Художественное познание — особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Художественное познание отличается от позна­ния научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию, тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, что чаще всего и составля­ет основной интерес в художественном произведении. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллекту­ализм и рационализм.

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей дей­ствительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обес­печивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую опреде­ленность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определен­ную художественную концепцию, обладающую эстети­ческой ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

Архитектура (зодчество) — вид искусства, представ­ляющий собой систему зданий и сооружений, формирую­щих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

Живопись — вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. В живописи различают следующие жанры:

— портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в дейс­твительности;

— натюрморт — изображение окружающих человека вещей;

— пейзаж — изображение естественной или преобра­зованной человеком природы;

— бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

— анималистический жанр — изображение животных;

— исторический жанр — изображение исторических событий и деятелей.

Скульптура — вид изобразительного искусства, про­изведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Ре­льефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррель­ефы. Барельефом называют низкий рельеф, который воз­вышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, кото­рый возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Декоративно-прикладное искусство — вид изобрази­тельного искусства, непосредственно связанный с бытовы­ми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусст­ву относят произведения, выполняемые из самых различ­ных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

Литература — вид искусства, отражающий дей­ствительность в словесно-письменных образах. Пер­вые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.

Музыка — вид искусства, отражающий действи­тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим­настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна­ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет — вид искусства, содержание которого раскры­вается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со­здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти­пликации событий.

Фотоискусство — искусство создания химико-техни­ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су­щественный момент действительности.

Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю­дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст­ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не­сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Художественный образ выполняет в ис­кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще­ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характер­ны специфические способы воспроизведения окружаю­щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус­каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу­чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм обще­ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот­ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур­ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Образование — процесс усвоения систематизирован­ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи­мым условием подготовки к труду и общению. Потреб­ность в образовании по существу является конкретиза­цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

Образовательная потребность отличается многоуров­невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы­ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос­ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо­вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич­ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом уровне потребность в образовании реа­лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Воспитание — целенаправленное воздействие на чело­века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус­воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива­ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз­работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

«Воспитанность» — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви­дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват­ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре­деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен­ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци­альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес­сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви­тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб­ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве­дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду­ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис­торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

В реальной жизни материальные и духовные по­требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе­ние духовных потребностей становится возможным благо­даря удовлетворению сопутствующих им материальных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *