Что значит подготовительная группа по физкультуре в вузе
Скажите, что дает подготовительная группа по физ-ре?
К подготовительной группе (2-я группа здоровья) относятся дети:
* с незначительными отклонениями в состоянии здоровья;
* с нарушениями в физическом развитии и низкой физической подготовленностью;
* входящие в группу риска по возникновению патологии;
* с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет – например, близорукость средней степени при остроте зрения 0,5 и выше (с коррекцией) и степени рефракции от 0,4 до 0,6 Д, при хорошей реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.
Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:
# занятия по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений;
# итоговые тесты физической подготовленности и участие в спортивно-массовых мероприятиях только после дополнительного медицинского осмотра. Подготовительная группа занимается физической культурой вместе с основной, но может быть освобождена от сдачи контрольных нормативов по физической подготовленности.
К основной медицинской группе (1-я группа здоровья) относятся дети:
* без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность;
* с незначительными (чаще функциональными) отклонениями здоровья, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности – например, миопия (близорукость) слабой степени: при остроте зрения менее 0,9 (с коррекцией) и степени аномалии рефракции 3,0 Д, при хорошей реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.
Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:
# занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, утвержденной Министерством образования;
# подготовка и сдача тестов физической подготовленности (контрольных нормативов) ;
# занятия спортом с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, спартакиадах, спортивных праздниках и фестивалях.
Подготовительная группа по физкультуре – что она означает
Что представляет собой подготовительная группа по физкультуре
Занятия физкультурой предусматривают благотворное воздействие на организм. Программы составляются для развития ловкости, силы, гибкости суставов, укрепления мышц. Упражнения подбираются в соответствии с возрастными особенностями.
Но не всем детям можно заниматься по школьной программе. Это зависит от состояния физического здоровья учеников. Поэтому предусмотрены группы с щадящей физической нагрузкой.
Группы для нездоровых детей в школе
Существуют три вида групп, предусмотренных для детей с проблемами здоровья. Это:
Все три группы имеют свой объём нагрузок, нормативы, комплексы движений, игр. Они отличаются контингентом детей, вернее, их состоянием здоровья.
Основная
Здесь занимаются школьники без отклонений в самочувствии. Они ходят на занятия по общему расписанию. Обычно их урок начинается с разминки, разогревающих упражнений. Затем переходят к более сложным элементам, бегу, прыжкам, сдачи нормативов. Тренировка всегда заканчивается какой-нибудь спортивной игрой.
Специальная
В группу входят школьники, которые имеют категорические медицинские противопоказания. На основании справки от лечащего врача собирается специальная комиссия (КЭК). После изучения результатов лабораторных проб и анализов, ребёнку рекомендуется посещение специальной группы. Они подразделяются на:
Подготовительная
Для того, чтобы попасть в эту группу, берут только справку у врача. Здесь занимаются дети, перенёсшие тяжёлые болезни, операции. У них могут быть болевые ощущения, слабость, плохое самочувствие.
Занятия предусматривают специальные комплексы движений, исключающие интенсивные нагрузки. От нормативов ребёнок освобождается.
В справку вносятся следующие обоснования:
Рекомендуемые движения для подготовительной группы
Ученики участвуют в занятиях основной группы, но на более мягких условиях. Они выполняют только определённые движения, не имеют интенсивных физических нагрузок. Им рекомендуются следующие упражнения:
Нормативы могут сдаваться только с разрешения медицинского специалиста. Детям рекомендуется подготовить доклады о знаменитых спортсменах, истории спортивных игр. Возможно чтение рефератов о знаменитых олимпийских чемпионах, их достижениях. Теория, дополняющая ограниченную практику, способна позитивно повлиять на оценку.
Нормативы
Для детей, посещающих подготовительную группу, предусмотрены более щадящие нормативы. Это:
Ученики, посещающие занятия в подготовительной группе, могут выздороветь после курса реабилитации, и перевестись в основную.
Подготовительная группа в дошкольном учреждении
Малыши не должны перенапрягаться. Во время прогулок, зарядки, подготовки к утренникам, игр, детям с проблемным самочувствием рекомендованы ограничения. Это может быть выражено в меньшей доле участия в подвижных, активных мероприятиях.
В детских садах малыши всё время находятся под наблюдением воспитателей. Они должны быть одеты, обуты по сезону, не заниматься на сквозняках, соблюдать правильный режим питания. Правильный уход, дозированные нагрузки будут способствовать их скорейшему выздоровлению, облегчению болезненных ощущений.
Подготовительная группа в институте
Для того чтобы попасть в подготовительную группу, следует предоставить документ от врача. В нём должны отображаться: диагноз, сроки, рекомендации по физической подготовке, ограничения. Если студент занимался в подготовительной группе в школе, он обязан оповестить об этом администрацию института.
Так же, как и в школе, здесь существуют специальные правила для занятий с такими студентами. Обычно действуют щадящие нагрузки, более простой комплекс упражнений. Студенты могут подготовить рефераты про спортивные команды, чемпионов, любимые виды спорта. Это положительно повлияет на выпускной балл.
Характеристики групп здоровья по физкультуре в школе и вузе
Медицинские показания
Чтобы присвоить спецгруппу, пациента осматривает консилиум врачей, состоящий из лора, окулиста, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение принимает педиатр либо семейный врач. При оценке здоровья не учитываются острые и инфекционные заболевания, которыми ранее болел ребенок, если они не носят хронический характер. В основе разделения на группы здоровья по физкультуре лежат следующие принципы:
Медгруппы для физической культуры
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ категория присваивается ребятам в возрасте 3—17 лет.
Перед оформлением в дошкольное учебное учреждение ребенок проходит профилактический осмотр у основных специалистов. Если он здоров, тогда выдаётся соответствующая справка, в противном случае малышу назначается определенная группа.
Дети с одинаковым диагнозом могут получить разные рекомендации. Необходимо отличать группы здоровья (ГЗ) от ГЗФ. ГЗ бывает первой, второй, третьей, четвертой либо пятой. Существуют 3 медицинские группы здоровья для занятий физической культурой:
Здоровье детей
Характеристики групп здоровья для детей описаны в приказе № 1346 Министерства здравоохранения. К основным критериям оценки состояния организма относят наличие или отсутствие хронического заболевания, работоспособность систем, степень сопротивляемости организма к внешней среде, уровень физического развития.
После осмотра и сбора анамнеза ребенок до пяти лет, школьник либо пациент подросткового возраста определяется в одну из 5 групп.
В первую входят здоровые лица. Их физическое развитие находится в пределах возрастной нормы. Это значит, что они могут выполнять на физкультуре нормативы, разработанные Министерством образования. Во вторую группу входят дети:
В третью группу входят лица с хроническими болезнями в стадии ремиссии, дисфункциями органов и систем. Четвертая категория включает в себя пациентов с хроническими патологическими процессами, частыми обострениями, физическими недостатками. Пятая группа присваивается при тяжелом хроническом течении болезни, когда ребёнку требуется постоянная терапия, а также при значительных физических ограничениях.
Занятия в школе
Группа для занятий физической культурой выбирается до поступления в учебное заведение. Результат обследования указывается в медицинской карте. Состояние школьника оценивается педиатром. Когда диагностику проходит подросток, группа присваивается терапевтом. При зачислении ребенка в специальную группу указывается диагноз и определяется степень нарушений в функционировании организма. В тяжелых случаях требуется заключение медицинской комиссии.
Категория подтверждается ежегодно. В школе нормативы подготовительной группы по физкультуре отличаются от обычной по объему нагрузки и интенсивности занятий. Состав специальной группы формируется приказом директора. Занятия проводятся 2—3 раза в неделю по полчаса.
Дети первой и частично второй группы здоровья не страдают от заболеваний. Их физическое и психологическое развитие в норме. В эту категорию входят лица с незначительным избыточным весом либо аллергией. Они могут принимать участие в соревнованиях и спортивных мероприятиях. Что означает подготовительная группа по физкультуре, родителям объясняет педиатр. Она включает в себя:
Для оформления специальной группы собирается комиссия. Справка выдается на конкретный срок. В ней указывается категория «В» либо «А». В первом случае дети посещают теоретические занятия. От физкультуры они освобождаются. Отдельно с врачом разрабатывается ЛФК. Некоторые упражнения нужно выполнять дома.
В группу «А» входят дети с существенными ограничениями по физическим нагрузкам. Они не занимаются с одноклассниками. Если в школе работает врач по ЛФК, тогда в его задачи входит проведение отдельных уроков по физкультуре для детей специальной категории.
Оценка учеников
Оценивание школьников, которые входят в первую или вторую группу здоровья, осуществляется на основе сдаваемых нормативов. Оценка выставляется по общему принципу. Если ребенок входит в специальную либо подготовительную группу, тогда необходимо учитывать его посещаемость занятий, качество выполнения упражнений ЛФК, знания по теории.
Ребята из спецгруппы подготавливают реферат, доклад либо презентацию на спортивную тематику. Им показано освобождение от физических упражнений.
Министерствами здравоохранения и образования разрабатываются разные программы диспансеризации. Их цель заключается в проведении бесплатных профилактических медосмотров с целью предупреждения массовых заболеваний среди населения. Рекомендуется ежегодно сдавать анализы, проходить обследования даже без наличия отрицательной клинической картины. Своевременная диагностика патологий у женщин и мужчин репродуктивного возраста позволяет предупредить развитие наследственных и других заболеваний у детей.
Аналогичная классификация ГЗ предусмотрена в вузах, где одним из предметов является физическая культура. Если у подростка выявлены значительные отклонения в развитии, тогда о поступлении в спортивное учебное заведение ему можно забыть.
Как формируются группы для занятий ФК в ВУЗе
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.
Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.
Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже.
Студенты в таких группах обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как правило, были освобождены от уроков физкультуры в школе. Студенты плохо организованы, не могут выполнить многие физические упражнения, игры, не умеют, как правило, плавать и пр. А если в школах, где они учились, не было занятий в специальной медицинской группе, то их физическое и функциональное состояние совсем незавидное. У них часто возникают простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение.
Перед руководителями специальных медицинских групп студентов стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.
Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.
Абсолютные противопоказания: недостаточность кровообращения II-III степени; острый инфаркт миокарда; активная фаза ревматизма, миокардит; стенокардия покоя; эмболия легочной артерии; инфаркт трансмуральный; аневризма аорты; острое инфекционное заболевание; тромбофлебит и сердечная недостаточность; тахикардия покоя, экстрасистолия и другие нарушения ритма; стеноз аорты и почечной артерии; миопия (близорукость) более 7 диоптрий.
Уроки физкультуры в специальных медицинских группах проводятся при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевых путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОР-органов; кожные болезни.
Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия ЛФК, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п.
При проведении занятий со студентами, имеющими изменения (заболевания) опорно-двигательного аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функций ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнении упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем для позвоночника режиме, лежа и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и на релаксацию.
Занятия в специальных медицинских группах проводятся по программе физического воспитания для высших учебных заведений. В ней имеется раздел «Учебный материал для специального отделения», в котором указаны задачи физического воспитания студентов специальных медицинских групп, средства физического воспитания и примерные зачетные требования.
Программа специальных медицинских групп ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость. В зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (лыжные прогулки, бег в сочетании с ходьбой, плавание, катание на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработку правильной осанки. Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя.
Неотъемлемой частью физического воспитания является врачебный контроль, который проводится в соответствии с «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» (утверждено приказом Минздрава СССР № 986 от 1977 г.). Прежде всего это ежегодные углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, травматолог-хирург, окулист, невропатолог, гинеколог, отоларинголог и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования всех студентов), флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭКГ), клинический анализ крови, мочи и тестирование. Кроме того, ежегодно (поквартально или по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов.
Особенно важно сочетание физических нагрузок с закаливанием для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, так как такие занятия повышают общую тренированность организма, способствуют нормализации обменных процессов, функционального состояния, а также ведут к усилению закаливания и предупреждают простудные заболевания.
Оптимальные физические нагрузки (тренировки) способствуют нормализации функционального состояния, сна, обменных процессов и пр.
Способность к восприятию физических нагрузок у студентов специальных медицинских групп различна.
Преподавателю физкультуры следует помнить, что у больных способности к приспособлению (адаптации) и выполнению физических нагрузок снижены. И если физические нагрузки не будут адекватны возможностям человека, то могут возникнуть серьезные осложнения, физкультура вместо пользы принесет вред. Не следует включать в занятия сложные движения на координацию, упражнения с натуживанием, подъемом тяжестей и другие, которые студенту трудно освоить и выполнить из-за сниженной физической работоспособности и состояния здоровья.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Подготовительная группа по физкультуре: что нельзя делать?
Если врачом назначена подготовительная группа по физкультуре в школе, бояться нечего. Это не значит, что ребенок болен или ущербен. Такую группу назначают, если врачи подозревают: здоровье конкретного чада слабее стандартного.
Нормативы подготовительной группы по физкультуре несколько ниже, нежели для прочих. Например, если вся группа должна пробежать длинную дистанцию за ограниченный временной промежуток, то для детей, к которым применяются ограничительные нормативы, важно просто справиться с дистанцией, а иногда ее продолжительность и сокращают.
Подготовительная группа по физкультуре в саду также предполагает особенное отношение к малышам: воспитатели должны сделать так, чтобы ребенок не перенапрягался. Недопустимо такое образование, которое пошло бы во вред, стало причиной ущерба здоровью.
О чем идет речь
Чаще всего ограничение по физкультуре – подготовительная группа. Но это не единственный вариант. Освобождений есть несколько типов, отличающихся друг от друга особенностями. Впрочем, чтобы понять суть ограничений, сперва нужно рассмотреть предмет. Применительно к чему вводится подготовительная группа по физкультуре?
Воспитание, культура в таком аспекте представляют собой элемент школьной программы, в обязательном порядке включаемый в стратегию воспитания детей вне зависимости от направленности, специализации учебного заведения. Выпустившись из школы и поступив в университет, молодой человек, имевший ограничения в прошлом, снова получит подготовительную группу по физкультуре, ведь в вузах тоже есть такой пункт образовательной программы. Характерен он и для учреждений средней ступени, профессиональных – словом, применяется везде и всюду.
А надо ли?
Статистика показывает, что в последнее время все больше становится учащихся с подготовительной группой по физкультуре. Сами дети зачастую совсем не рады этому предмету образовательной программы, да и у родителей он вызывает сомнения. Это стало причиной рассмотрения инициативы по отмене дисциплины. Исследовав вопрос с разных сторон, законотворцы пришли к выводу, что в настоящий момент физическое воспитание необходимо, отменять его было бы неразумным.
Как говорят специалисты, не стоит ждать исключения предмета в будущем. Если назначена подготовительная группа по физкультуре в ДОУ, школе, университете, придется следовать правилам: освоение программы необходимо, если нет противопоказаний к этому. Стоит отметить, что причисление к группе, в которой применяются сниженные нормативы, обусловлено не противопоказаниями к спортивной активности, а лишь возможной опасностью при повышенных нагрузках. В то же время определённые регулярные тренировки необходимы для полноценного развития детского организма.
Можно или нельзя?
Как оказаться по физкультуре в подготовительной группе по ФГОС или получить справку о невозможности занятий спортом в рамках образовательного процесса? Такое доступно только по итогам прохождения специализированного осмотра в государственной больнице. Доктора, исследовав здоровье ребенка, определяют допустимый для него уровень физических нагрузок. При показателях ниже нормы принимают решение о причислении к специальной или подготовительной группе. Физкультура в детском саду, школе, университете воспитателями и преподавателями организуется таким образом, чтобы никто из группы, вне зависимости от особенностей организма, не чувствовал себя ущемленным.
Заключение о состоянии здоровья оформляет врач или медработник, трудоустроенный в образовательном учреждении. Врач выписывает справку, предназначенную для предоставления по месту учебы, указывая обоснования для причисления к специальной либо подготовительной группе. Физкультура в детском саду, школе, профессиональных и высших учебных заведениях будет преподаваться этому ребенку в соответствии с медицинскими показаниями.
Что встречается чаще?
Довольно большому проценту детей докторами рекомендованы занятия по физкультуре в подготовительной группе, а вот причисление к специальной встречается значительно реже. Подобная медицинская справка – не повод вообще исключить для ребенка физическое воспитание из образовательной программы, а лишь основание для применения к нему сниженных нормативов, в то время как сами занятия остаются такими же, как и для всех остальных. Исключение – конкретные особенности организма, относительно которых в медицинской справке доктор четко прописывает: это делать нельзя. Тогда занятия по физкультуре в подготовительной группе подчиняются врачебным указаниям.
Кроме специальной и подготовительной введены законодательством также основная и ЛФК-группы. Первая включает в себя всех учеников, не имеющих ограничений относительно спортивной активности, а вторая выдается детям, которым физическое воспитание запрещено. Таким больным приходится регулярно посещать поликлинику, где под контролем врачей заниматься какими-либо видами физических нагрузок. В образовательном учреждении ученику, студенту, располагающему соответствующей справкой, сразу ставят зачет по дисциплине.
А есть ли разница?
При планировании физкультуры подготовительной группы преподаватель учитывает, что отличий для таких учеников в сравнении с причисленными к основной категории очень мало. Есть поблажки относительно тестов, нормативов: сдавать их не придется. А вот все прочие занятия, то есть тренировочные, участники такой группы проходят наравне с абсолютно здоровыми детьми.
Как показывает практика, деление на четыре группы учитывается далеко не во всех образовательных учреждениях. С ЛФК это довольно легко объяснимо: детей, принадлежащих к такой категории, очень мало, а основания для причисления серьезны. Далеко не в каждой школе, учреждении среднего или высшего уровня есть лица, причисленные к ЛФК. А вот относительно подготовительной и специальной зачастую никаких различий не делают, делят учеников только на две категории: основная группа и та, к которой необходимо применять специальные требования. И получается, что преподаватель, учитывая, что нельзя подготовительной группе по физкультуре, применяет к этой категории не только ограничения, свойственные ей, но и указанные для специальной, то есть более серьезные.
А как оценивать?
Что нельзя делать подготовительной группе по физкультуре? В первую очередь – сдавать нормативы на общепринятом уровне. Это справедливо рождает сомнения: как же тогда оценивать деятельность учеников? Ведь группы группами, а зачет или незачет, итоговую оценку за четверть, полугодие или год ставить все равно придется.
В настоящий момент особенности этого вопроса рассмотрены в изданном Минобразования письме, выпущенном в 2003 г. Здесь указано на наличие основной, подготовительной, специальной категории, упомянуты отличия в образовательных программах, разнообразие структуры занятий и ограничения по объему. Законотворцы уделили особенное внимание уровню освоения программы и методам оценки этого факта.
И что сказано?
В соответствии с указанным письмом к подготовительной группе принято причислять физически недостаточно хорошо развитых детей, а также имеющих слабую подготовку, отклонения здоровья, но несущественные. Программа занятий для такой категории обучаемых соответствует основной. Ограничения накладываются лишь на интенсивность, объем нагрузок. В некоторых случаях такие ограничения вводятся на небольшой временной промежуток.
Для оценки успеваемости необходимо применять общие основания, то есть распространяющиеся на основную группу. Задача преподавателя – следить, чтобы ученики не совершали противопоказанных медиками движений. При формировании оценочных показателей за отчетный временной промежуток принимается решение на основании текущих отметок. Наиболее важными считаются оценки, полученные по итогам освоения некоторой темы. За год оценку ставят, анализируя показатели полугодий, четвертей.
Если врач сказал – так нужно
Когда доктор выписывает ребенку справку, подтверждающую его причисление к подготовительной группе по физкультуре, что нельзя делать, он указывает в документе, а на словах объясняет более подробно и доходчиво. Удивительно, но не только дети, но и их родители, а также преподаватели далеко не всегда уделяют этому достаточное внимание. Следует осознавать: если врачи отметили противопоказания, ограничения, время, допустимое для занятий, необходимо следовать этим правилам, чтобы не столкнуться с ухудшением состояния ребёнка. Не следует путать группы: какая прописана в справке, такая и есть. Указана подготовительная – это не повод паниковать и вовсе запрещать ребенку появляться на физкультуре, потому что отсутствие тематического воспитания негативно сказывается на здоровье, будущих возможностях и даже самосознании.
Подбор оптимальной группы для программы физического воспитания осуществляется до начала обучения в учреждении. Каждый современный ребенок имеет личную карту в поликлинике, к которой приписан. В документе указывается, к какой именно группе он причислен.
Как это выясняют?
Отнесение к конкретной группе возможно только при осмотре ребенка квалифицированным врачом-педиатром. Доктор оценивает анамнез, текущие показатели здоровья, изучает общее состояние, на основании чего формулирует выводы об отнесении к определённой группе. При принятии решения в пользу специальной необходимо сразу описать обоснование, указать диагноз, спровоцировавший такой вывод, а также описать нарушения работы организма, охарактеризовав их по общепринятой шкале степеней. Некоторые специальные случаи требуют сбора медицинской комиссии, принимающей окончательное решение.
Из года в год задача ребенка и родителей – проходить подтверждающие мероприятия для продления полученного статуса либо корректировки его в пользу более актуального нынешнему состоянию. Меняют группу, если регулярные обследования показывают ухудшения, улучшения здоровья.
Бумаги и правила
При причислении к специальной группе ребёнок и его родители должны знать, что положено такой категории. Кстати говоря, сам процесс отладки системы физического воспитания применительно к специальной группе требует издания внутреннего школьного приказа за подписью директора. Им регламентируется, кто включен в специальную группу. Дополнительно возможно формирование бригады специалистов, выезжающей для определения состава группы учеников, занимающихся по обособленной программе. Для рассматриваемой категории необходима организация 2-3 получасовых занятий еженедельно. Задача преподавателя – предупреждать любые запрещенные для конкретного ученика нагрузки.
Кого куда: основная группа
Чтобы понимать, по каким основаниям могут причислять к разным группам, а также определить, насколько корректным было отнесение к конкретной, стоит рассмотреть внимательнее, каковы условия включения во все категории. Например, основная включает в себя детей, характеризуемых:
К последним принято относить:
Что можно?
На основании причисления к основной категории ребёнку придется сдавать положенные программой нормативы, участвовать в программе физического воспитания, проходя ее в полном объеме. Дополнительно можно заниматься в спортивных секциях, принимать участие в соревновательных мероприятиях, включая олимпиады, турниры, походы. Дети, принадлежащие к основной группе, могут проходить программу дополнительного образования в специализированных учреждениях: ДЮКФП, ДЮСШ.
Некоторые особенности здоровья накладывают ограничения на конкретные виды активности, не являясь при этом противопоказанием для включения в основную группу для школьной программы физического воспитания. Например, водный сорт запрещен для страдающих перфорацией барабанной перепонки, а гребля, велосипедные упражнения, боксирование – при круглой спине. Близорукость, астигматизм считаются противопоказаниями для боксирования, лыжного спорта в горах, мотоциклетного, а также для тяжелоатлетических занятий и прыжков в воду. Как правило, ребёнок и его родители знают о патологии развития, проблеме со здоровьем, а доктор формулирует рекомендации относительно физической активности, запрещённой в конкретном случае.
Вроде можно, а вроде и нет
Подготовительная включает в себя детей, отнесенных ко второй группе по состоянию здоровья. Статистические показатели свидетельствуют, что в настоящий момент каждый десятый ученик принадлежит к такой категории, а нередко частота еще выше. Если ребенок физически слаб, здоровье характеризуется морфофункциональными отклонениями, есть риск развития конкретных патологий, необходимо проходить программу физического воспитания по упрощенной форме. К подготовительной причисляют детей, у которых выявили хронические заболевания в период ремиссии. Длительность – до пяти лет (обычно).
Причисление к подготовительной группе допускает занятия в соответствии с обычной программой физического воспитания, но придется исключить некоторые упражнения, разновидности тренировок. Некоторым детям специалисты могут разрешить сдавать нормативы, принимать участие в мероприятиях. В отсутствии такого разрешения подобная физическая активность запрещена.
Нельзя!
При причислении к подготовительной группе ребенку нельзя участвовать в соревнованиях в отсутствии специальных указаний врача. Категорический запрет накладывается на продолжительные забеги, многочисленные повторения упражнений, нагрузки высокой интенсивности.
Преподавателю вменено в обязанность подобрать комплекс упражнений для учеников, причисленных к подготовительной группе. Важно учитывать специфику каждого конкретного случая, базироваться на информации из медицинской карты, где указаны возможные противопоказания. Врач, выдавая справку для зачисления в подготовительную группу, указывает в документе, в какие сроки можно перевести ребенка в основную.
А что можно?
Нужно понимать, что в отсутствии физического воспитания развитие ребенка также может пойти неправильно. На основании этого разработаны рекомендации относительно постоянной активности применительно к причисленным к подготовительной группе. Открытые занятия по физкультуре и обычные уроки связаны с необходимостью обеспечивать следующие элементы занятий: