Что значит подчеркнуть основу предложения 3 класс
Грамматическая основа предложения
Понятие «грамматическая основа» неразрывно связано с предложением — одной из основных синтаксических единиц русского языка. Выясним, что такое грамматическая основа предложения, как её выделить в высказывании. Но прежде следует вспомнить, что называется предложением в синтаксисе русского языка.
Предложение как единица речи
При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, пожеланиями и приказаниями. Итак, целью предложения может быть сообщение, вопрос или побуждение. В предложении содержится сообщение о событии, которое воспринимается как реальное, происходящее в каком-то времени или как нереальное.
Предложение может состоять как из нескольких слов, объединенных между собой грамматически и интонационно, так и из одного слова.
Каждое предложение имеет свое ядро, вокруг которого группируются остальные его члены. Это грамматическое ядро состоит из главных членов — подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении или только подлежащего или сказуемого в односоставном, например:
Уже расходились хороводы ; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыбачий (А.С.Пушкин).
Что такое грамматическая основа предложения
Чтобы выделить грамматическую основу предложения, выясним, о ком или о чём идет речь в высказывании. Для этого зададим вопросы: кто? или что?
Небо меркло — грамматическая основа простого предложения.
Мы что делали? плыли — сказуемое.
Мы плыли — грамматическая основа.
Видео «Как найти грамматическую основу предложения»
Примеры выражения подлежащего разными частями речи
Метель (существительное) надвинулась сразу (Н.Островский).
Я (местоимение) ехал вечером один на беговых дрожках (И.С. Тургенев)
Кто (местоимение) не работает, тот не ест.
Трое (числительное) незаметно проскользнули во двор.
Умный (прилагательное) говорит за себя своими делами.
Наконец наступило долгожданное послезавтра (наречие).
Прибывшие (причастие) шумно рассаживались за столами.
Громкое ура (междометие) прокатилась по площади.
Охранять (инфинитив) природу — значит охранять Родину.
Узы дружбы (словосочетание) связывали их с детства.
Несколько детей (числительное + существительное) окружили её с выражением восторга на лицах.
Сложность выделения такого сказуемого состоит в том, что оно может быть выражено двумя словами, составляющими сложные формы глагола будущего времени изъявительного наклонения или формы повелительного наклонения, например:
Мой друг не будет рассказывать об этом.
Мы не будем говорить о прошлом.
Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива.
Вспомогательный глагол не обладает самостоятельным лексическим значением, а выражает начало, продолжение или конец действия (фазисный глагол) или обозначает возможность, желание, волеизъявление, долженствование, оценку и пр. (модальный глагол).
В качестве связки может выступать также краткие прилагательные:
Особую сложность представляют собой СГС, в составе которых имеются устойчивые словосочетания с модальным значением:
Примеры составного глагольного сказуемого
Лектор продолжал приводить интересные факты из жизни насекомых.
Кто велел тебе рвать цветы в моём саду?
Ты должен рассказать мне об этом случае.
Отец с матерью решили ехать в деревню на следующий день.
Лесничий не мог отказать гостям и повел их на озеро, где жили лебеди.
Собравшиеся хотели услышать старинную песню.
Я не имел права рисковать и поэтому шел по болоту осторожно.
Девушка имела намерение подойти ближе и рассмотреть этот экзотический цветок более тщательно.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и др.), выражающей лексическое значение.
В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсутствовать. В таком случае говорят о нулевой связке.
Аллея из можжевельника будет как тропинка в лесу.
Порядок выделения грамматических основ
Представленная ниже схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения.
Видеоурок «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения»
Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи
Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) — это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.
В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!
Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?
Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.
В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?
Примеры:
Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):
Иные способы выражения подлежащего
Примеры
Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного
Трое вышли из леса.
Имя прилагательное в роли существительного
Сытый голодному не товарищ.
Причастие в роли существительного
Отдыхающие весело проводили время.
Дорогу осилит идущий.
Завтра обязательно наступит.
Далече грянуло ура.
Мы с друзьями выехали раньше.
Немало школьников участвовало в конкурсе.
Неопределенная форма глагола
Сочинять — моя стихия.
Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)
Какие бывают сказуемые?
Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?
Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.
Примеры:
Сказуемые в русском языке бывают трех типов:
Смотрите также:
Сложные случаи в определении сказуемых
Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).
В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.
Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.
Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.
Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.
Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.
Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.
Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).
Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).
Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.
Определение основы в односоставных предложениях
В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.
Пример: Зимнее утро.
В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.
Пример: Люблю грозу в начале мая.
Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.
Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.
Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Грамматическая основа предложения с примерами
Грамматическая основа — синтаксическая единица русского языка. Это главная часть предложения, состоящая из таких членов, как подлежащее и сказуемое. Иными словами — это смысловой центр фразы, в который вкладывается основной смысл. Чаще всего он является самостоятельной частью. То есть если убрать из контекста другие члены (дополнение, обстоятельство), то смысл фразы останется тем же.
Как определить грамматическую основу
Для определения смыслового центра фразы первым делом потребуется найти подлежащее. Это член предложения, который отвечает на вопрос «Кто, Что?» Следовательно, он должен находиться в именительном падеже. Обычно в этой роли выступает существительное или местоимение. Подлежащее всегда подчеркивается одной чертой. Пример:
Бывает так, что в тексте подлежащее выражается иными частями речи. Какими они бывают:
Теперь необходимо отыскать и подчеркнуть сказуемое. Это часть речи, отвечающая на вопрос «Что делает?». Она непрерывно связана с первым членом грамматической основы. Однако сказуемое также может отвечать на другие вопросы — «Каков?», «Что такое?». Все зависит от формы, в которой стоит подлежащее. Пример:
Сказуемое в тексте выделяется двумя линиями.
По характеру и структуре грамматические основы могут быть односоставными (нет одного из членов) и двусоставными (имеются оба члена предложения).
Из чего состоит грамматическая основа
Главная часть предложения состоит из подлежащего и сказуемого. Первое обычно представлено в виде существительного и местоимения, второе — в виде глагола. Однако в русском языке встречаются и иные варианты. Рассмотрены они будут ниже.
Чем может быть выражено подлежащее
В качестве этого члена могут выступать следующие части речи в простом предложении:
Подлежащее не всегда выражено в виде одного слова. Им могут быть словосочетания.
Также эта часть текста может быть числительным в сочетании с именем существительным — Пятеро ребят играли во дворе.
Чем может быть выражено сказуемое
Чаще всего этим членом является глагол в личной форме. Пример: Он уехал в магазин. Однако оно также может быть представлено в виде других частей речи:
Сказуемое может выступать в роли существительного при условии, что оно стоит в именительном падеже, а между ним и подлежащим имеется тире. Например: Лондон — столица Великобритании.
Как выделяется грамматическая основа
Грамматическая основа выделяется одной и двумя чертами. Подлежащее — одной, сказуемое — двумя. Первым делом находится часть речи, которая отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?». От нее уже задаётся вопрос к сказуемому — «Что сделал?» (Вопрос может меняться в зависимости от того, чем выражено подлежащее). Пример:
Предложения с двумя грамматическими основами
Предложения с двумя грамматическими центрами называются сложными. Это значит, что в обеих их частях имеется подлежащее и сказуемое. При этом соединяются части фразы союзом, но также могут и не иметь его. Образцы сложных предложений:
При большем количестве в тексте грамматических основ все их члены подчёркиваются по вышеуказанным правилам.
Грамматическая основа — это главный предикативный член предложения. В ней заложен основной его смысл. Если убрать остальные члены предложения из контекста и оставить только подлежащее и сказуемое, то смысл фразы не поменяется. Определение грамматической основы начинается с подлежащего, которое может выступать в роли существительного, местоимения, словосочетания. От него задаётся вопрос к сказуемому, в роли которого выступает глагол, инфинитив, краткое прилагательное. Главная часть предложения подчеркивается одной и двумя линиями в зависимости от вопроса, на который отвечают ее члены.
Грамматическая основа предложения – схема, пример, виды (3 класс, русский язык)
Чтобы не ошибаться в постановке знаков препинания, необходимо понимать структуру предложения, то есть уметь быстро находить грамматическую основу. Именно об этом наша статья.
Что такое грамматическая основа
Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое; это смысловой центр фразы. Именно в нем заключен основной смысл, который необходимо передать. В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.
Это и грамматический центр, ведь именно сказуемое связывает предложение со временем и реальностью.
Из чего состоит грамматическая основа
В двусоставном предложении грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении, а сказуемое – то, что нам сообщается о подлежащем.
В 3 классе на уроках русского языка, изучая эту тему, проходят наиболее простой и распространенный вид грамматической основы, когда подлежащее выражено существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом в личной форме.
Чем может быть выражено подлежащее
Подлежащее может выражаться существительным или местоимением, инфинитивом, сочетанием существительного с количественным числительным (два брата), синтаксически неделимым сочетанием (детский сад) и т.д.
Чем может быть выражено сказуемое
Различают три вида сказуемых:
Запятая между подлежащим и сказуемым стоять не может; разве что там два выделительных знака, но тогда их обязательно два!
Основа односоставного предложения
В односоставном предложении грамматическая основа состоит только из сказуемого или (редко) только из подлежащего.
Иногда можно встретить мнение, что это не подлежащее и не сказуемое, а особый член предложения.
Выделяют несколько видов односоставных предложений в зависимости от того, чем выражен главный член.
Распространенное и нераспространенное предложения
В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. В нераспространенном есть только грамматическая основа.
Что мы узнали?
Грамматическая основа – это ядро предложения, его грамматической структуры и смысла. Вид предложения зависит от количества главных членов в основе: если основа из двух членов, предложение двусоставное, из одного – односоставное. В распространенном предложении есть еще второстепенные члены, в нераспространенном – только одна грамматическая основа. Главные члены могут быть выражены многими частями речи или сочетаниями. В зависимости от этого определяют вид сказуемого. Между подлежащим и сказуемым может стоять тире, но не запятая.
Конспект урока по русскому языку на тему «Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. » ( 3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.
П редмет: русский язык
Тип урока: задание открытия свежих познаний.
УМК «Русский язык. 2 класс»
Цели: уточнение представлений о значительных симптомах гласных и согласных звуков; становление умения следить за произношением текстов и проводить их звуковой тест классифицировать имеющиеся у ребят познания о звуках и буквах; дрессировать предопределять звуки, отыскивать и отличать их; развивать устную и письменную речь студентов, креативные возможности, формируя на уроке одобрительную атмосферу, развивать орфографическую зоркость; обогащать лексикографический припас ребят свежими текстами и выражениями;
зафиксировать умение предопределять звуки и буковки.
развивать мобильность и творческую самостоятельность студентов, соединяя игровую и обучающую формы деятельности; становление интереса, зрительной памяти, энергичности студентов на уроке; продолжить работу по формированию речевой работы студента.
прививать опрятность в ведении тетради; воспитывать ощущение сплоченности коллектива; внимание к предмету российского языка ; культуры общения, ощущения взаимовыручки; воспитывать прилежание, активность; воспитывать организованность, усидчивость, обязанность.
проблемно-ориентированного обучения; информационно-коммуникативные; разработка сотрудничества.
исследовательский, частично-поисковый, способ проблемного изучения, дедуктивный, приятный, словесный, одобрение.
Демонстрация Power Point “Части речи”. Компьютер, проектор. Музыкальное аккомпанемент к физкультминутке. Карточки для персональной работы, листы с словами для работы студентов. Башковитый лексика Цветные карандаши.
Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.
Цели: актуализировать знания о главных и второстепенных чле¬нах предложения, распространённых и нераспространённых пред¬ложениях; развивать умение разбирать предложения по членам.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся обмениваются карточками, выполняют задания.)
III. Актуализация знаний
— Запишите слова в три столбика: 1) с безударными гласными в корне; 2) с парными согласными в корне; 3) с непроизно¬симыми согласными в корне.
Честный, робкий, весёлый, ловкий, совестливый, ленивый, добро¬душный, праздный, кроткий, резкий, правдивый, прыткий, жалостли¬вый, молчаливый, доблестный, бескорыстный.
— Что общего у этих слов? (Они относятся к одной части речи — это имена прилагательные.)
— К какой тематической группе относятся эти имена прилагательные? (Они характеризуют человека.)
— Составьте предложения с любыми из этих прилагательных.
(Одно предложение записывается с комментированием)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложение, которое мы записали. Как оно характеризуется по цели высказывания и эмоциональной окраске?
— О ком говорится в предложении?
— Как называется этот член предложения? (Подлежащее.)
— Что говорится о подлежащем?
— Как называется этот член предложения? (Сказуемое)
— Дополните фразу. Подлежащее и сказуемое — это. (главные члены предложения)
— Почему они называются главными? (В них заключена главная мысль, они составляют грамматическую основу предложения.)
— Как называются другие слова? (Второстепенные члены пред¬ложения.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться находить в предложении, вспомнить, как они обозначается.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 23 (с. 18). (Чтение текста, письмо по памяти, выполнение заданий)
— Найдите условный знак «Высказываем своё мнение» прочитайте вопрос.
2) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
— Чем отличаются предложения? (В первом предложении, только главные члены, во втором — главные и второстепенные
— К какому предложению можно нарисовать картину
— Какие слова вам помогли это сделать?
— Так какую роль играют в предложении второстепенные члены
— Сравните свои выводы с текстом в рубрике «Вспомните!».
Упр. 24 (с. 19). (Списывание текста с комментированием. Один ученик выполняет на доске разбор последнего предложения, затем самостоятельно разбирают одно предложение на выбор, проверка, взаимооценка.)
— Какие предложения называются распространёнными какие — нераспространёнными?
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 25 (с. 19). (Коллективное выполнение. Выборочная проверка.)
— Прочитайте о распространённых и нераспространённых предложениях в рубрике «Вспомните!».
Упр. 26 (с. 20). (Работа в парах. Проверка. Одна пара отчитывается о своей работе.)
Работа по карточкам
— Напишите над распространёнными предложениями букву р, а над нераспространёнными — букву н.
Рощи вспыхнули вдали.
По незримому канату
Тёмный бор не шумит.
И дергач не кричит.
(Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
— Что такое главные члены предложения? второстепенные члены предложения?
— Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
— Как различить распространённые и нераспространённые предложения?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.