Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)
Список обязательных орфограмм первого класса
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Идём – орфограмм нет.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
. – В конце предложения ставится точка.
. – В конце предложения ставится точка.
В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стр о – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
. – В конце предложения ставится точка.
П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
. – В конце предложения ставится точка.
Пти чк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
На сегодняшний день в великом и могучем русском языке немало различных правил. Некоторая часть из них может показаться непонятными и даже неправильными. Но все они обязательно подчиняются орфограммам. Что это такое — орфограмма? Само слово произошло от двух греческих:
На чём основывается выбор орфограммы?
На особых принципах. Вот они: — Фонетический. Главным требованием здесь является написание в соответствии с произношением. Например, бесхозный, сызнова, сразу. — Морфологический. Согласно ему все морфемы в слове пишутся одинаково. Пример, гора – горный, вода — водный. — Традиционный. Если же написание определить трудно и нельзя объяснить его современными правилами, то в таких словах используются старые правила, то есть они пишутся по традиции. Например — Мираж, Каблук, Собака. — Дифференцирующий. Не стоит снимать со счетов и тот факт, что в русском языке есть очень много слов, заимствованных из других языков мира. В то же время в языке уже было слово с таким же написанием и произношением. И вот тут как раз работает дифференцирующий принцип. Например, компания — кампания, бал-балл.
Как выделить и обозначить орфограмму?!
Орфограмма может располагаться в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании. Чтобы выделить орфограмму найденную в слове — просто обозначьте ту часть слова, в которой орфограмма находится. Рядом так же графически поясните написание. Для пример рассмотрим орфограмму «Чередующиеся безударные гласные в корне слова» на слове «Приложение». Орфограмма в данном случае — это написание буквы «О» в корне — «лож». Обозначать её будем так — выделяем корень, одной чертой подчеркнём букву О, а двумя — букву Ж. В данном случае написание этой чередующейся безударной гласной полностью зависит от последующей согласной. Второй пример — слово «распарился». Здесь нас интересует написание приставки. Чтобы обозначить орфограмму в слове надо подчеркнуть букву С и последующую согласную букву П. В данном случае написание зависит от того, звонкий или глухой согласный расположен после приставки. Подчеркнём одной чертой букву «С», а двумя — букву «П». В одном слове могут быть сразу несколько орфограмм. Если Вы будете правильно их обозначать, то будете и грамотно писать слова.
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
Орфограммы. № 16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.
Орфограммы.
№ 16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.
ПРАВИЛО.
С большой буквы пишется следующие слова.
· Имена, отчества, фамилии: Сергеев, Андрей Викторович.
· Прозвища, псевдонимы: Антоша Чехонте, Шустрый.
· Клички животных: Мурка, Шарик.
· Названия божеств и мифологических существ: бог Ярило, Перун.
· Официальные и неофициальные названия государств: Российская Федерация. Англия, Приднепровье, Запорожье.
· Названия высших государственных, правительственных и международных организаций и должностей: Президент России, Государственная Дума РФ, Совет Безопасности.
· Географические и астрономические названия (кроме родовых понятий): озеро Байкал, пустыня Сахара, планета Марс.
· В названиях, начинающихся на Северо- (и Северно-), Юго- (иЮжно-), Восточно-, Западно-, Центрально-, с прописной буквы пишутся (через дефис) оба компонента первого сложного слова: Северо-Байкальское нагорье, Восточно-Китайское море, Западно-Сибирская низменность, Центрально-Чернозёмный регион, Юго-Западный территориальный округ.
· Служебные слова (артикли, предлоги, частицы), находящиеся в начале географических названий, пишутся с прописной буквы, напр.: улица Под Вязом, Лос-Анджелес, Лас-Вегас. Так же пишутся начальные части Сан-, Сен-, Сент-, Санкт-, Сайта-, : Сан-Диего, Санта-Барбара. НО служебные слова, находящиеся в середине географических названий, пишутся со строчной буквы: Ростов-на-Дону, Рио-де-Жанейро, Абруццо-э-Молизе.
С большой буквы в первом слове пишутся:
· названия государственных, партийных, общественных, профсоюзных учреждений, министерств, учебных заведений, договоров, соглашений: Московский государственный университет, Хельсинское соглашение, Камский автомобильный завод;
· названия краёв, областей, районов: Хабаровский край, Амурская область, округ Колумбия.
· В названиях исторических эпох, событий, знаменательных дат, религиозных праздников: Рождество, Великая Отечественная война (запомните, здесь два слова пишутся с большой буквы), День медицинского работника.
· В названиях памятников архитектуры, храмов, крепостей: Киево-Печерская лавра.
· В названиях орденов, наград, состоящие из нескольких слов (кроме родовых): орден Мужества, звание Героя России, орден Славы, медаль «За спасение утопающих», орден «Мать-героиня» (если название в кавычках, то с большой буквы пишется только первое слово).
· прилагательные, образованные от собственных личных имен:
помощью суффиксов-ов,-ев,-ов,-ев,-ин-,-в смысле принадлежности чего-то этому лицу: Светланины книги, Далев словарь, Шекспировы трагедии, Рафаэлева мадонна.
· прилагательные, образованные от собственных личных имен с
помощью суффиксов -овская,-евськ,-инськ,-инск-в значении «имени, памяти кого-то»: Пушкинские чтения; Петровские реформы, Строгановское училище, Нобелевская премия, Толстовские чтения, Шолоховская конференция.
· все буквы в аббревиатурах: РФ, ЗАГС, ТЭЦ;
· начальная часть Тер- в армянских фамилиях: Тер-Габриэлян, Тер-Петросян;
· названия персонажей в сказках, пьесах, баснях и некоторых других произведениях художественной литературы, фольклора: Красная Шапочка, Змей Горыныч, Серый Волк, Синяя Борода, Дед Мороз, Снегурочка.
· вторая часть сложных прилагательных типа дяди-Сашин, дяди-Стёпин, тёти-Ирин, бабы-Клавин.
Трудные случаи.
Пишутся со строчной буквы.
· Нарицательные, образованные от имён собственных, пишутся со строчной буквы, если герой отрицательный, и с большой, если он положительный.
Сравните:
обломовы, плюшкины, чичиковы.
Сколько таких Морозовых было в годы войны!
· Названия единиц измерения, данные по именам ученых : ампер, вольт, паскаль, рентген и т. п.
· Названия должностей, званий, ученых степеней и т.д.: декан, народный артист России.
· Исторические события, понятия, названия которых стали нарицательными: гражданская война, античность, советская власть.
· Родовые названия, относящиеся к религии и мифологии: ангел, архангел, херувим, домовой, леший, нимфа, русалка.
· Индивидуальные названия, употреблённые в качестве обобщенных названий животных: жучка, барбос (о собаках), савраска, сивка (о лошадях), бурёнка (о корове).
Названия праздников.
Рождество, Новый год
День Конституции, День учителя, НО день рождения.
Первое мая – 1-ое Мая.
Восьмое марта – Восьмое марта.
Произносите правильно:
Употребление кавычек.
Заключаются в кавычки.
· Наименованиях чего-либо (произведения, фирмы, организации, кинотеатры, фестивали, клубы, печатные издания и т.д.): роман «Евгений Онегин», теплоход «Александр Суворов», фабрика «Заря», гостиница «Астория», клуб «Спартак», фестиваль «Молодые голоса», газета «Аргументы и факты».
· Названия партий и движений: «Яблоко» «Единая Россия».
· Названия отечественных информагенств: «Интерфакс», «Россия сегодня».
· Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия: орден «Мать-героиня», медаль «Ветеран труда», премия «Оскар».
· Названия производственных марок технических изделий: автомобиль «Волга», стиральная машина «Индезит», газовая плита «Ардо».
· Названия техники: самолеты «Руслан», баллистическая ракета «Тополь».
· Названия названия интернет-ресурсов и веб-сервисов: «Яндекс», «Рамблер», справочно-информационных систем и компьютерных программ: системы «КонсультантПлюс».
· Названия продовольственных товаров: вафли «Сливочные», пирожное «Картошка», сыр «Моцарелла», кофе «Черная карта». Названия продуктов в бытовом употреблении пишутся со строчной буквы без кавычек: любительская колбаса, бородинский хлеб, салат оливье, пирожное картошка. Без кавычек со строчной буквы пишутся и названия сортов вин, минеральных вод и др. напитков: мерло, шардоне, рислинг, портвейн, боржоми.
· Названия видов и сортов сельскохозяйственных культур, овощей, цветов и т. п.: клубника «виктория», виноград «шардоне», тюльпан «черный принц». Обратите внимание: они пишутся со строчной буквы.
· Станции метрополитена: «Горки», «Дубравная».
· Условные названия жилых кварталов, массивов и отдельных домов, сопровождаемые словами жилой массив, ТСЖ (товарищество собственников жилья), СЖД (социальный жилой дом) и пр.: жилой массив «Светлый», жилой комплекс «Черёмушки», ТСЖ «Азинский», фермерское хозяйство «Залесный», подстанция «Южная».
· условные наименования автодорог, трасс,нефтепроводов, газопроводов и т. п.: автодорога «Дон», «Урал», «Крым», «Уссури», газопровод «Голубой поток», нефтепровод «Дружба».
Не заключаются в кавычки.
· Географические названия: город Москва, улица Декабристов. Парк Победы.
· Названия зарубежных инфромагенств: агентство Франс Пресс, агентство Юнайтед Пресс Интернэшнл.
· Названия продуктов в бытовом употреблении: любительская колбаса, бородинский хлеб, салат оливье, пирожное картошка.
· Названиясортов вин, минеральных вод и др. напитков: мерло, портвейн, боржоми.
· Названия железнодорожных станций: станция Узловая, Дачная.
· Названия направлений, маршрутов, поездов: трасса Москва – Казань, поезд Москва-Санкт-Петербург, нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан.
ПРИМЕРЫ.
Пример № 1.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
В школе проводились (Л,л)омоносовские чтения.
В школе проводились Ломоносовские чтения.
Пример № 2.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
Она жила на улице (Б,б)ирюзовой.
Она жила на улице Бирюзовой.
Названия улиц пишется с
большой буквы без кавычек.
Пример № 3.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
В журнале (Н,н)аука и жизнь можно найти много интересной информации по астрономии.
В журнале «Наука и жизнь» можно найти много интересной информации по астрономии.
Название журнала пишется с большой буквы и заключается в кавычки.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Орфограммы 1. Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)
Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).
Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.
Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР
1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» — это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.
2.Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» — об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.
Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.
ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц
4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»
Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ, семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)
Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я
5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» —чаще всего просто забывают проверять.
6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» —всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.
8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» —одна из часто забываемых орфограмм.
9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» —одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.
ПРИ- — близость к чему-либо : ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги); — приближение, прибавление, присоединение к чему-либо : ПРИбежал к финишу (приблизился к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани); — неполное действие : ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);
ПРЕ- — близкое к слову очень или слишком : ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много); — близкое к приставке ПЕРЕ- : ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).
10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»
Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.
Я работаю в школе уже 30 лет. Не помню ни одного года, чтобы на методическом объединении учителей, на совещаниях разного уровня не стоял вопрос об орфографической грамотности учащихся. Эта проблема была и остается главной и до конца не решаемой. Учитель должен видеть, когда и на каком материале он работает над каждой орфограммой, видеть систему в данном вопросе. Особенно это важно для начинающего учителя. Я составила сетку орфограмм за курс начальной школы по годам обучения.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
Разделительные ъ и ь знаки.
Безударная гласная в корне слова.
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
Разделительные ъ и ь знаки.
Безударная гласная в корне слова.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
Разделительные ъ и ь знаки
Безударная гласная в корне слова.
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
Разделительные ъ и ь знаки.
Список обязательных орфограмм первого класса
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Идём – орфограмм нет.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
. – В конце предложения ставится точка.
В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
. – В конце предложения ставится точка.
П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
. – В конце предложения ставится точка.
Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.