Что значит под зачало в апостоле
Одно, два и три апостольских зачала на литургии
Прежде всего скажем, что Апостол, как мы уже отмечали, никогда не читается без последующего чтения Евангелия, в связи с чем почти всегда количество апостольских чтений совпадает с количеством евангельских. Единственное исключение, когда читается один Апостол и два Евангелия, практически встречается весьма редко, но в теории присутствует. Так бывает только тогда, когда Благовещение Пресвятой Богородицы случится в один из трех первых дней Страстной седмицы (в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду); последний раз так было в 2004 году, а следующий раз — в 2015 году. В этих случаях читается один Апостол праздника, тогда как полагается два Евангелия: дня и праздника.
На вечерне, утрене и часах, во всех случаях, когда положено чтение Апостола на этих службах, читается только одно апостольское зачало. В то же время на литургии не только возможно чтение нескольких зачал, но даже гораздо чаще по Уставу положено читать два зачала, тогда как чтение одного зачала бывает относительно редко. Главным образом, это связано с существованием подвижного и неподвижного круга богослужения, так что на литургии в большинство дней года употребляются чтения двух кругов: рядовые (1-е приложение Апостола) и неподвижным праздникам (месяцеслов, 3-е приложение). Также в некоторые дни года совершается сразу два праздника, каждый из которых имеет свое апостольское чтение. Далее рассмотрим, в каких конкретных случаях полагается читать одно, два или три зачала.
Одно апостольское чтение на литургии читается в следующих случаях:
1. На Господские двунадесятые праздники в любой день недели поется только один прокимен (прокимен гласа в воскресенье и прокимен дня в седмичные дни отменяются) и читается только Апостол праздника. В воскресные дни рядовое чтение или отменяется вовсе, или же переносится на следующее воскресенье (это возможно тогда, когда количество воскресных дней между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее больше 32 и когда действует правило «отступки»). В седмичные дни рядовой Апостол (как и Евангелие) переносится на предыдущий день[113] (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник)[114].
2. На Богородичные, великие и бденные праздники в седмичный день (кроме воскресенья) поется один прокимен (прокимен дня отменяется) и читается только Апостол праздника. В этом случае рядовое чтение переносится на предыдущий день (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник)[115].
3. В некоторые воскресные и седмичные дни периода пения Постной и Цветной Триоди отменяются службы Минеи, в этих случаях поется только прокимен Триоди (в Недели о мытаре и фарисее и о блудном сыне — прокимен гласа, так как для этих недель не назначено особого прокимена) и читается только рядовой (дневной) Апостол[116].
4. В дни памяти святых без знака, которым не положено в Уставе апостольское чтение, поется только прокимен дня (в попразднство — прокимен праздника) и читается только рядовой Апостол (например, 10 и 27 сентября, 5 и 9 ноября и др.).
5. В отдания Господских двунадесятых праздников поется только прокимен праздника и читается только рядовое чтение (см. 21 сентября), исключая вариант, если в этот день случится память великого святого.
Два апостольских чтения (вместе с ними и два прокимена, аллилуария, причастна) положены на литургии гораздо чаще, чем одно, а конкретно в следующих случаях:
1. В воскресные дни, если случится Богородичный праздник или святой, которому в Типиконе назначается апостольское чтение (почти все святые в месяцеслове, кроме некоторых святых без знака, имеют особое зачало на литургии), читаются воскресный Апостол и праздника (святого). Также поются два прокимена, аллилуария и причастна: сначала воскресный, затем святого.
2. В седмичные дни в случае памяти святых с полиелеем, славословием и шестеричных, а также вообще всех тех святых, которым в Типиконе назначается Апостол, читаются рядовое зачало и зачало святому, причем рядовое читается первым во все дни седмицы, кроме субботы[117]. Также поются два прокимена, аллилуария и причастна: сначала дня (в попразднство — праздника), затем святого. Лишь в субботние дни периода от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее предваряет чтение святого и лишь затем читается рядовое (см. Типикон, глава 12-я), исключая периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников. В эти субботние дни сначала поется прокимен (также аллилуарий и причастен) святого, затем дневной субботний.
3. Если в седмичный день случится недвунадесятый праздник Господский или Богородичный, соединяемый со службой святому, которому Устав назначает отдельные Апостол и Евангелие (например, 1 сентября, 1 и 26 октября, 27 ноября, 1 августа и др.), то читаются два зачала, причем прежде следует Апостол праздника, затем святого. Также поются два прокимена, аллилуария и причастна: сначала праздника, затем святого. В этом случае рядовое чтение дня седмицы переносится на предыдущий день (см. Типикон, 1 сентября).
4. В отдания Богородичных двунадесятых праздников всегда читается два Апостола. При этом если не совершается служба святому, то читаются рядовое зачало и праздника (см. 12 сентября), но поется один прокимен (вместе с ним один аллилуарий и причастен) — только праздника. Если же Устав назначает в отдание еще и службу святому (на отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы — 25 ноября, а также в случае полиелейного или бденного святого), то читаются Апостол праздника и святого. Также поются два прокимена, аллилуария и причастна: сначала праздника, затем святого.
Три Апостола, как и три Евангелия, читаются достаточно редко, причем в этом случае всегда третье чтение присоединяется к одному из двух других (чаще всего к первому) и читается «под зачало». Последнее выражение означает, что присоединяемое зачало не имеет вводной фразы и переход к нему не выделяется голосом или интонацией, то есть чтение двух зачал происходит как в случае одного зачала с «преступкой». Так что внешне чтение трех Апостолов ничем не отличается от чтения двух зачал, тем более что в любом случае поется только два прокимена, аллилуария и причастна, а третий — опускается. Укажем три основных случая, когда может иметь место чтение трех Апостолов на литургии.
1. В предпразднства двунадесятых праздников, накануне праздников великим и бденным святым, а также накануне недвунадесятых праздников Господских и Богородичных, соединяемых со службой рядовому святому, почти всегда читается три Апостола (однако поются два прокимена, аллилуария и причастна: дня и святого). Это объясняется тем, что рядовые чтения, положенные в день самого праздника, в указанных случаях переносятся на предыдущий день (если праздник случится в понедельник, то на следующий, на вторник). Если же и рядовой святой в этот день имеет отдельный Апостол, то получаем, что необходимо прочитать три чтения: рядовое чтение настоящего дня, рядовое чтение грядущего дня и чтение святого. Легко понять, что два рядовых чтения в этом случае объединяются «под зачало», то есть читаются как одно чтение, а затем отдельно читается Апостол святого (см. Типикон, 20 ноября). Кстати, в этом случае часто не возникает никаких проблем с объединением двух рядовых чтений, так как нередко они идут последовательно, друг за другом, или же находятся довольно близко.
2. Если в неделю случится Господский недвунадесятый праздник, соединяемый со службой святому (1 сентября, 26 октября, 1 августа), то читаются три Апостола: праздника, рядовое воскресное «под зачало» и святого (в то же время поются прокимен, «Аллилуиа» и причастен праздника, затем святого, а прокимен, «Аллилуиа» и причастен гласа опускаются). Очевидно, что объединяются в одно зачало именно чтения Господского праздника и воскресное, так как воскресная служба также посвящается Господу Иисусу Христу. Причем всегда этот первый составной Апостол будет чтением с преступкой, так как чтения праздника и воскресное часто могут находиться в различных посланиях.
3. В Недели пред Воздвижением и по Воздвижении, имеющие особые чтения, зачастую также читается три Апостола, так как в эти воскресные дни не отменяется служба Минеи. Таким образом, в Неделю пред Воздвижением, например, будут читаться следующие чтения: Недели пред Воздвижением (зачало 215-е к Галатам), рядовое воскресное «под зачало» и святого Минеи (см. Марковы главы 7 сентября и 8 сентября, «аще в неделю»). Что касается пения прокименов, аллилуариев и причастных, то поются прокимен, «Аллилуиа» и причастен Недели пред Воздвижением, затем святого, а прокимен, «Аллилуиа» и причастен гласа опускаются.
Семинария
Полная учебная программа БПДСМН 2009-2013
3.3. Апостол, его построение, порядок зачал, дублирующие зачала, киноварные вставки в тексте и подстрочник. Указатели содержания книг и указатели чтений. Приложения.
Книга Апостол содержит:
а) Деяния святых апостолов;
б) семь Соборных посланий
в) четырнадцать Посланий св. ап. Павла и (в некоторых изданиях)
г) Апокалипсис.
Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы и стихи и зачала, но счет последних общий.
Все зачала идут непрерывным порядком; от 1-й главы Деяний до 13-й главы Послания к евреям всего 335 зачал, и отступлением от него служит лишь наличие двух 50 и 51-го зачал: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие к Посланию св. ап.Иакова. 50 и 52-е зачала являются последними в книге Деяний, а в Послании св. Иакова 50 и 51-е зачала первыми.
Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на 51 зачало, но из них 33-е и 49-е не читаются по ряду, а употребляются за богослужением в особые дни года (33 зач. 29-го августа — в день Усекновения главы св.Иоанна Предтечи, а 49-е зачало — 21 мая в день памяти св.равноап.Константина Великого).
Итак, рядовых зачал в Деяниях без двух оказыается фактически не 51. а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св.Иакова обозначены цифрами 50 и 51.
В книге Деяний есть и такие зачала. которые читаются в дни особых святых, но они же включены и в число рядовых зачал. в Апостоле, точно также как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. кроме деления Апостола на зачала, в нем имеется особое разделение на известные отделы. Перед началом каждого такого отдела стоит особый знак ( в виде медальона) в середине которого пишется название дня седмицы: «неделя», «понедельник», «вторник» и т.д.
Разделение на указанные отделы сделано для келейного чтения и того чтения, которое по Уставу должно быть на всенощном бдении после благословения хлебов, когда положено читать Деяния. Послания и Апокалипсис. (Типикон, гл.2). Число таких отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Типиконом в 6-й главе. Бдений положено около 70-ти, а отделов — 72.
В начале и в конце Богослужебного Апостола имеются статьи,подобные евангельским, в которых дается ряд вводных сведений и проч.
Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посланием, находятся следующие «статьи»:
1)«Знамения». В этой статье находится указание предметов новозаветной книги. Черными (иногда малыми) цифрами обозначается предмет, а красными (иногда большими)некоторые детальные дополнения к предмету.
2)«Сказания». Здесь говорится о месте, поводе и цели написания Послания.
В конце Апостола помещены:
1. Указатель апостольских чтений начиная с Пасхи и кончая Великой Субботой, с прокимнами. антифонами, тропарями, кондаками, аллилуариями и причастными праздничных дней.
3. Воскресные прокимны восьми гласов.
4. Прокимны седмичных дней.
5. Указатель чтений «Общих святых» и «На всякую потребу».
6. Антифоны вседневные.
Указания для чтения Апостола
Чтец должен получить благословение от служащего священника на облачение в стихарь и для четния Апостола, после чего он выходит на указанное место для четиня положенного Апостола.
После того как хор пропоет «Трисвятое» и священник возгласит «Мир всем«,
чтец произносит: «И духови твоему«.
Диакон: «Премудрость«,
чтец произносит прокимен.
Хор поет прокимен. Затем чтец произносит стих, а хор второй раз поет прокимен.
Далее чтец произносит первую часть прокимна, а хор поет вторую часть.
По окончании пения диакон возглашает «Премудрость«, а чтец произносит надписание апостольскогочтения, например: «Деяний святых Апостол чтение», «Соборного послания Иоаннова чтение», «к Галатам послания Святаго Апостола Павла чтение».
Диакон: «Вонмем», чтец читает положенное зачало Апостола.
по окончании чтения Апостола священник тихо произносит: «Мир ти«,
чтец отвечает ему в таком же тоне «и духови Твоему«.
Диакон «Премудрость«. Чтец сразу жепросле произнечения «И духови Твоему», сразу же произносит «Аллилуия«(трижды).
Хор поет «Аллилуия»(трижды).
Чтец произносит стих «Аллилуия»,
Хор поет второй раз «Аллилуия»
Затем чтец произносит второй стих, а хор поет в третий раз «Аллилуия».
Чтец, перекрестившись, входитв алтарь южными дверями, берет благословение от служащего священника и затем разоблачается.
В некоторые дни положено два апостольских чтения и два прокимна. Порядок пения прокимнов таков:
чтец произносит первый прокимен
хор поет этот прокимен,
затем чтец произносит стих прокимна, а хор поет второй раз прокимен.
Далее чтец вместо первой половины прокимна проиносит второй прокимен. Хор также поет второй прокимен.
Некоторые прокимны имеют вставные слова, например — прокимны Богородичных праздников: «Песнь Богородицы», прокимен в недели свв. Отцев:»Песнь Отцев».
Аллилуарий всегда поется только три раза. В некоторых аллилуариях имеется один стих вмместо двух; в таком случае его нужноразделить на две части или повторить. Если положено два аллилуария, следует взять первый стих из одного, второй стих из другого.
На Литургии не читается более двух апостольских чтений, двух зачал. Если в какой либо день приходится читать по три апостольских зачала, то они читаются как два, т.е. одно зачало читается «под зачало» с другим.
Примечание: Выражение «под зачало» означает то, что два Апостола читаются так, как будто они составляют одно зачало, т.е. между чтением двух зачал небывает большой остановки.
При чтении двух апостольских зачал соблюдается следующий порядок:
1. сначала читаются зачала дневные, затем святым:
а) во все седмичные дни кроме субботы,
б) в субботы от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых
в) во все воскресные дни (кроме недель перед Воздвижением и по Воздвижении, недели после Рождества Христова).
г) в дни отданий Богородичных праздников сначала читается рядовое зачало, а потом Богородице
2. Читается апостол сначала святому, а потом рядовой по субботам с Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее.
Примечание: В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом «от полу», т.е. от половины.
Зачало
Зача́ло (греч. περικοπή — нечто отделенное со всех сторон, перико́па) – термин, обозначающий пронумерованные определенным образом фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для чтения при совершении богослужений (каждый такой фрагмент называется зачалом).
Зачала обычно соответствуют воспоминаемому или совершаемому событию, его смыслу или его богословскому осмыслению.
Существуют «рядовые зачала» – на каждый день в течение года, зачала для праздничных служб, для богослужений во время Великого поста, для «общих служб» святым, зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб) и другие.
Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла. Первое евангельское зачало – «В начале было Слово…» ( Ин.1:1-17 ); первое апостольское – «Первую книгу написал я к тебе…» ( Деян.1:1-8 ).
В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67.
В Апостоле зачала суммарно просчитаны сплошь, всего их 335.
Книга Апокалипсис разделения на зачала не имеет, т.к. за богослужением не читается. Если одно и то же зачало относится сразу к нескольким событиям, то оно может быть разделено на части. Когда написано «зачало …, от полу», это значит, что зачало следует читать не с начала, а немного ниже.
Апостольские чтения из Посланий, как правило, вводятся обращениями «Братия» (по-слав. Бра́тие ), «Возлюбленные» ( Возлю́бленнии ), «Чадо Тимофей» ( Ча́до Тимофе́е ) и др., а из книги Деяний – «В те дни» ( Во днѝ оны ). Таким же образом вводится и чтение Евангельских зачал – с помощью фраз «В то время» ( Во время оно ), «Сказал Господь своим ученикам», или «… пришедшим к Нему иудеям», или «… притчу сию». Эти вводные фразы, строго говоря, не являющиеся текстом Священного Писания в этом конкретном месте, называются киноварными вставками.
Православная Жизнь
Отвечает священник Андрей Чиженко.
Это связано с тем, что богослужение в Православной Церкви гармонично увязано в единое целое, состоящее из нескольких частей. Условно говоря, их можно назвать богослужебными кругами: суточный богослужебный круг, седмичный, годовой. Кроме того, есть еще богослужения Триоди Постной (седмицы Великого поста и несколько седмиц, предваряющих его) и Триоди Цветной (период от Пасхи до Дня Святой Троицы и Недели Всех святых).
Частью этих богослужебных кругов являются чтения Священного Писания. В данной статье мы поговорим именно о новозаветных чтениях зачал (частей, в переводе на русский с церковнославянского) Апостола и Евангелия.
Каждый день читается рядовое чтение дня – определенные апостольское и евангельское зачало, идущие друг за другом. Таким образом, за церковный год вычитывается подряд весь Апостол и все Евангелие подряд. Это неизменяемое чтение дня. Его можно сравнить с восходом и заходом солнца, сменой дня и ночи. Это нечто незыблемое. Все Священное Писание Нового Завета (за исключением Апокалипсиса) прочитывается за год. И так год за годом, столетие за столетием, тысячелетие за тысячелетием Церковь продолжает жить и напоять мир живительным словом Священного Писания.
Теперь о втором чтении. Есть еще церковный календарь, куда входят дни памяти святых. Многим из них, особенно тем, кому положены полиелейные службы и всенощные бдения, установлены чтения определенных апостольских и евангельских зачал. В таком случае они читаются после вышеупомянутых чтений дня. К примеру, в этот год день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла совпал с воскресным днем. Поэтому на Литургии читались две пары зачал Нового Завета: первое – воскресному дню (эта служба главнее, службы апостолам), потом святым апостолам Петру и Павлу.
Чтение двух пар апостольских и евангельских зачал – явление довольно распространенное в практике Церкви. Гораздо реже бывает три пары. Реже, но бывает. К примеру, 7 июля православные христиане празднуют Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ради этого большого праздника, которому полагается всенощное бдение с литией, чтение дня опускается и переносится на предыдущий день – 6 июля. Таким образом, 6 июля (в этом году был понедельник) на Литургии читалось вначале чтение дня понедельника, потом чтение дня вторника. Но также в этот день полагается полиелейная служба Владимирской иконе Божией Матери. Поэтому после двух чтений дня читалось еще чтение апостольского и евангельского зачала, посвященного Пресвятой Богородице. Таким образом, это три зачала.
Кто-то, быть может, скажет, что у вас, православных, все сложно и запутано. Но это не так. Поверьте мне, как священнику. Чем больше ты проникаешь в дивный мир литургики, православного богослужения, тем больше поражаешься необычайной его красотой и стройностью. Оно не кажется хаосом, напротив, ощущается целой Вселенной, которая состоит из Церкви Небесной и Церкви Земной и которая начинается у Престола Божия. Наше богослужение именно и есть проникновением в Небо, единение с духовным миром, коим есть Церковь, где Ангелы и люди, живые и умершие, согласно славословят Бога, Пребывающего среди нас.
Чтецу Богослужебной книги Апостол
Данная брошюра предназначена для тех христиан, которые хотят самостоятельно разобраться с порядком чтения книги Апостол за богослужением в церкви, а также для всех желающих расширить свой кругозор.
Во время службы в церкви читаются богослужебные книги «АПОСТОЛ» и «ЕВАНГЕЛИЕ». Чтение этих книг Нового Завета — великий момент богослужения. Сначала вещается слово апостолов. Нужно собрать все духовные силы, чтобы не на камень пало слово Божие, чтобы не засорила и не заглушила его сорная трава.
Порядок чтения «АПОСТОЛА» и «ЕВАНГЕЛИЯ» — следующий:
Во время пения «Трисвятаго», или стихов поемых вместо него, чтец благословляется у иерея1, и исходит с книгою «АПОСТОЛ» на средину церкви, в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.
Иерей возглашает: «Вонмем, мир всем»2.
Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех молящихся, отвечает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кланяются в пояс без крестного знамения) — ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа.
Иерей: «Премудрость, вонмем3».
Чтец: «Прокимен4, псалом Давидов5…», и сказывает прокимен и стих его. И паки повторяет самый прокимен.
Лик6 между тем трижды отпевает прокимен тот. Но кроме великих праздников, в седмичные и в воскресные дни, почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два прокимна, но три прокимна не бывают никогда, хотя бы и три зачала было.
Два же прокимна поются так: первый прокимен берётся от первого зачала апостола. Прежде читается прокимен дню, потом стих его, потом прокимен святому. Например, в воскресный день прежде читается воскресный, потом стих его, потом прокимен святому. Если святой в святцах в этот день не указан, тогда святому не читаем, чтем Богородице, аще настоятель изволит. Паче же если храм Богородицы, тогда чтем неотложно, если святаго нет. По прочтении прокимна чтецом, лик поёт его. По прочтении стиха прокимна чтецом, лик поёт первый прокимен. По прочтении второго прокимна чтецом, лик поёт второй прокимен. Стих же второго прокимна, а если будет три зачала, то и третий прокимен с его стихом, оставляются. Но из трёх оставляется прокимен от того апостола, который читается в середине, под главу первого (как читается второе зачало под главу перваго описано ниже).
По прокимнах иерей возглашает: «Премудрость».
Чтец сказывает надписание послания апостола, например: «К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение» или «Деяний святых апостол чтение» и т.п.
Посём иерей: «Вонмем7».
Чтец же чтёт послание апостола, те зачала, которые предписаны в этот день. Если два зачала, то оканчивая первый, чтец возвышает голос с небольшим наконец понижением. Первый и второй зачал начинает со слов надписания наверху или внизу страницы, например: «Братие, святии вси иже верою…» и продолжает читать текст зачала после звёздочки. Заканчивается чтение второго зачала возвышением голоса без понижения.
Перед началом чтения первого зачала, чтец и весь народ в церкви ограждает себя крестным знамением. Перед началом чтения второго зачала ограждать себя крестным знамением устав не повелевает.
Когда же будет три зачала, тогда первому не делается в голосе окончания, и второй начинается не с начального слова надписания «Братие…», но прямо с точки под главу первого, то есть читается как единое целое с первым зачалом.
По окончании чтения Апостола, иерей возглашает: «Вонмем, мир ти».
Чтец: «И духови твоему» (чтец кланяется в пояс).
Иерей: «Премудрость, вонмем».
Чтец: «Псалом Давидов, аллилуйя».
Тогда иерей от царских врат кадит на чтеца и на оба лика и всю церковь8. Лик же по стихам чтеца поёт аллилуйя пятикратно. Первый раз по возгласу чтеца «Псалом Давидов, аллилуйя», второй и третий раз по прочтению чтецом стихов аллилуйных первого апостола, четвёртый по прочтению аллилуйного стиха второго апостола, пятый по возглашении чтецом «Аллилуйя».
Но когда бывает два стиха по аллилуйя второго апостола, то и второй стих его сказывается (два стиха соединяются и произносятся без приостановки в голосе). Если бывают аллилуйя не на Литургии, а на часах (например, когда совершается служба без священника или со священником, но когда нет возможности служить Литургию), тогда вместе с последнею аллилуйя сказываются причастные стихи обоих апостолов (написаны там же, после последнего стиха и обозначены словом «Причастен»).
Если бывает один апостол на Литургии и стихов для пятикратного прочтения не хватает, то к четвёртой аллилуйя чтец повторяет тот стих, который говорил по прокимне или по первой аллилуйя, а в пятый раз возглашает едину аллилуйя.
После этого чтец подаёт книгу Апостол на клирос, и положа три поклона, прощается, поклоняясь (в землю) прежде во алтарь ко иерею, потом (в пояс) на оба лика, и наконец на всю церковь.
Порядок чтения Апостола и Евангелия
В конце книги «Апостол» имеются указатели чтений: «СКАЗАНИЕ ИЗВЕСТНО ИЖЕ ПО ВСЯ ДНИ», «НАЧАЛО СВЯТЫЯ ЧЕТВЕРОДЕСЯТНИЦЫ», «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», «ПРОКИМНИ И АПОСТОЛИ И АЛЛИЛУАРИИ НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ РАЗЛИЧНИИ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ВОСКРЕСНЫ ОСМИ ГЛАСОВ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ДНЕВНИИ».
В этом разделе имеется:
Весь текст книг АПОСТОЛ и ЕВАНГЕЛИЕ для удобнейшего чтения в церкви разделён на зачала. Зачало — это пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для пользования при совершении богослужений. Зачало — это не глава, это несколько стихов, но расположены они в определенной последовательности. Используя богослужебный круг чтения Апостола и Евангелия в течение всего года, вы прочтете весь Апостол и все Евангелия. Книга Апостол содержит:
а) Деяния святых апостолов;
б) семь Соборных посланий;
в) четырнадцать Посланий св. апостола Павла.
Итак, рядовых зачал в Деяниях без двух оказывается фактически не 51, а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св. Иакова обозначены цифрами 50 и 51.
Некоторые многоопытные уставщики по — иному объясняют факт наличия двух 50‑х и двух 51‑х зачал. Приведём такое объяснение. «Для начала следует уяснить, что строгого деления на главы/зачала в древних рукописях нет. Послание Иаковле в одних книгах начинается 50‑м зачалом, а в других 51‑м. Например в Чудовской рукописи Нового Завета писанной, по преданию, Алексием, митрополитом Московским, чудотворцем (ум. в 1378 г.) в Послании Иаковли пять 51‑х зачал и два 52‑х.!
Второй немаловажный момент выяснения от чего такая нестыковка в нумерации — это уяснить себе, какие были книги в употреблении Церковью. Первоначально были переведены с греческого Евангелие-апракос9 и Апостол-апракос10. В апракосе текст расположен так, как он читается на церковных службах, начиная от Пасхи. Например в известном Остромировом Евангелии (1057г.) ежедневные чтения даны на период от Пасхи до Пятидесятницы. А на весь оставшийся год только чтения субботние и воскресные. В Апостолах-апракосах после Деяний св. Апостолов всегда шли Послания св. апостола Павла. А Соборные Послания находились в конце книги, также и сейчас они положены в конце годовых чтений после Послания к евреям. Например, такое расположение книг в Новом Завете (Деяния, Послания апостола Павла, Соборные Послания) принято на Западе у католиков и протестантов. На Востоке же при составлении четьего Апостола — Соборные Послания стали размещать после Деяний Апостольских. Вот тут, как я полагаю, и произошла нестыковка в номерах зачал. Деяния делятся на 51 зачало, а Послание Иаковле начинается с 50-го зачала. Деление на такое число, видимо не случайно, как символика Пятидесятницы и сошествия Святаго Духа. Например, диакон Аммоний в 4 веке Деяния разделил на 40 глав. Тоже символическое число!».
В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом «от полу», т.е. от половины. Само зачало в этом случае, имеет на полях два надписания. Например, зачал 280‑й (к Тимофею послание святаго апостола Павла) имеет такое деление. Первая половина читается 2‑го октября, а вторая в неделю 31‑ю.
Текст в богослужебных книгах печатается черным шрифтом, а все указания и объяснения красным шрифтом (киноварью). При каждом зачале стоит звездочка, а внизу указано, когда это зачало читается и какими словами надо начинать чтение этого зачала. Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла.
Знакомиться с текстом, который будет читаться на службе, необходимо заранее. Следует помнить, что текст читаемый чтецом, понимающим смысл слов, могут понять и слушающие люди. Если же чтец сам не понимает смысла читаемого, то и люди слушающие не имеют шансов понять его, разве что кто-то заранее будет знаком с читаемым зачалом. Поэтому чтецу необходимо накануне службы, ознакомиться с прокимнами и их стихами, с зачалами и аллилуйными стихами на предстоящий день.
А порядок чтения Апостола и Евангелия следующий:
В ВОСКРЕСЕНЬЕ: Всегда прежде читается недельное, потом если есть, то святому, а если два святых, то и обоим, меньшего под главу недельного. А если нет святому, то к недельному прилагается второе Богородице, но во время Триоди11, исключая недели мытаря, блуднаго, второй недели Великого Поста, Богородице не прилагается, разве только когда будет ей нарочитое праздненство, тогда в Триодный период 10 Богородице не отлагается.
В СЕДМИЧНЫЕ ДНИ: Прежде дню, а потом святому, а если два святых, то обоим, меньшему под главу дневного.
В СУББОТУ: Во время Триоди порядок тот же, как и в седмичные дни, но кроме Триоди, дневной уже не предшествует святому, но последует оному, произволяющие же читают и третие зачало за упокой, но по уставу за упокой Апостол и Евангелие читаются только, когда нет святому. Таким же образом заупокойные зачала Апостола и Евангелия читают не только в субботу, но и равно во все седмичные дни.
Иногда бывает недостаток зачал Апостола и Евангелий до недели мытаря и фарисея. В этом случае необходимо отступить вспять и снова начать читать уже прочитанные зачала, по количеству недостающих седмиц, сколько их не хватает до недели мытаря и фарисея. Такое действие называется отступкой.
ПЕНИЕ АНТИФОНОВ12. В великие праздники бывает пение особых праздничных антифонов13 в виде стихов из псалмов, содержащих пророчества или предуказания на данный праздник. В книге Апостол есть указание на пение таких антифонов в следующие праздники:
При этом к первому антифону бывает припев:
«Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко 2‑ому — «Спаси ны, Сыне Божии, рождеися от Девы…» или: «Преобразивыися на горе…» и т. д. «Поющих ти: Аллилуиа, (трижды)». Третьим антифоном являются стихи из псалмов, чередующиеся с пением тропаря праздника.
Приведём конкретный пример действий чтеца при пении особых праздничных антифонов на праздник Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Текст антифонов этого праздника приведён в книге Апостол в разделе «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», месяца января в шестой день.
Во время чтения ектении, чтец берёт книгу Апостол и становится перед иконой Спасителя (справа от Царских Врат). Благословляться перед этим не нужно. По окончании чтения ектении, чтец поворачивается лицом к ведущему клиросу, (назовём его — первый лик) кланяется в пояс и читает текст: «Во исходе Израилеве от Египта дому Ияковля из людий варвар. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя. Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает второй стих: «Бысть Иудея святыни Его, Израиль область Его. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется второму лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя, второй лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает третий стих также как предыдущие стихи. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает четвёртый стих тем же порядком. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя. Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Второй лик тем временем отпевает этот стих.
Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает стихи второго антифона, тем же порядком, что и первый антифон. Дойдя до слов «Слава, и ныне», произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и останавливается. Лик поёт «Слава…, и ныне…» и торжественный гимн «Единородный Сын Слово Божие…».
Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает стихи третьего антифона, тем же порядком.
Чтец: «Исповедайтеся Господеви, яко благ яко в век милость Его. Во Иордане крещающуся Тебе Господи».
Лик же отпевает тропарь полностью: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утвержение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
По прочтении всех стихов третьего антифона до слов «Вход», все клирошане (первый и второй лик) выходят на центр храма и там поют последний стих. Чтец стоит лицом к иконе Спасителя, а по возвращении клирошан на свои места кладёт книгу Апостол.
При возглашении стихов антифона, следует обращать внимание на встречающиеся иногда вместо стихов надписи: «Той же и другая страна», или «Другая страна той же стих», или «Стих 1, дважды». В этом случае чтец повторяет ранее прочитанный стих.
Вышеуказанный порядок чтения антифонов применяется в том случае, если чтец не облачён в священные одежды. При чтении антифонов лицами в священном облачении, например свещеносцами, облачёнными в стихарь, чтец не стоит на одном месте перед иконой Спасителя, а переходит через красную дорожку (на которую могут наступать только священные лица) от одного клироса к другому. Во всем остальном порядок действий сохраняется тем же.
Примечания:
1 Обычно после того как «Святый Боже…» будет пропето в третий раз.
2 Так Господь после Своего славного Воскресения приветствовал Своих учеников. С этим Божественным приветствием Он послал их на всемирную проповедь Евангелия. Этим возгласом предлагается людям внять следующему: мир всем — означает соединение, ибо Христос разорил вражду между Богом и человеком, чтобы мир Божий превосходящий всякий ум, соблюдал сердца наши и разумения о Христе Иисусе.
Если служба совершается без священника, этот возглас не произносят и ничем не заменяют.
3 Возглас «Премудрость, вонмем» — обращает внимание людей на значение прокимна от псалма Давидова.
Если служба совершается без священника, этот возглас не произносят и ничем не заменяют.
4 Прокимен это краткий стих из псалмов, который предшествует чтению Священного Писания (пророческого, апостольского и евангельского) или пению других стихов, и выражает или силу и содержание следующего за ним чтения, или значение настоящего дня. Стих избранный в прокимен из псалмов Давида, один никогда не бывает, но за ним всегда следуют другие стихи, которые объясняют и подтверждают содержание и силу заключающуюся в нём. Его поют перед всяким стихом, сколько бы их не было, и сам он ещё раз после повторяется.
5 Слова «Прокимен, псалом Давидов …» не произносятся если первым читается зачал Богородице или святым отцам. Тогда чтец сразу возглашает: «Песнь Богородице…» или «Песнь отцем…».
7 Возгласы «Премудрость» и «Вонмем», к началу чтения, употребляются только в смысле внимательного слушания читаемого.
Если служба совершается без священника, этот возглас не произносят и ничем не заменяют.
8 Это каждение установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святаго Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной.
9 Апракос значит недельный. Этим названием определяли Евангелие и Апостол, расположенные по порядку дневных церковных чтений при богослужении, начиная с недели Пасхи.
10 Апракос значит недельный. Этим названием определяли Евангелие и Апостол, расположенные по порядку дневных церковных чтений при богослужении, начиная с недели Пасхи.
11 ТРИОДЬ ПОСТНАЯ, ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ — службы предпасхального и послепасхального периода. Постная Триодь содержит молитвословия на дни Великого Поста и на недели, приготовительные к нему, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Цветная Триодь заключает в себе песнопения от Недели Пасхи до Недели Всех святых (девятая неделя по Пасхе или первая по Пятьдесятнице).
12 Антифон — означает попеременное пение церковных песнопений, которое исполняется на обоих клиросах, обоими ликами.
13 Антифон — означает попеременное пение церковных песнопений, которое исполняется на обоих клиросах, обоими ликами.