Что значит под реализацию
Реализация имущества при банкротстве
Что такое процедура реализации при банкротстве?
Процедура признания человека банкротом предполагает несколько возможностей расплатиться с кредиторами: реструктуризация долгов гражданина, заключения мирового соглашения с кредиторами или реализация имущества.
В большинстве случаев к должникам применяется именно последнее. Поэтому важно разобраться, что это значит, какие особенности данной процедуры предусматривает закон.
Понятие реализации имущества введено Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ, который является дополнением к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» и сохраняется в текущей редакции. Статья 2 этого документа характеризует эту процедуру так: «Реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов»
Если говорить простыми словами, то это продажа имущества должника с публичных торгов и погашение долга за счет вырученных средств.
Конечно процедура весьма нежелательна для самого должника, а его главной целью является списание долгов и освобождение от исполнения обязательств перед кредиторами. Давайте разберемся как этого можно достичь? Прежде всего нужно разобраться какое имущество может подпадать под реализацию.
Какое имущество попадает под реализацию?
Все имущество должника, которое было приобретено до или после вынесение решения о реализации составляет конкурсную массу, то есть сумму всего, что будет выставлено на торги. Но статья 446 ГПК РФ предусматривает имущество на которое не может быть наложено взыскание:
единственное жильё, земельный участок на котором оно находится;
предметы быта, домашней обстановки если они не считаются предметами роскоши;
инструменты необходимые для осуществления профессиональной деятельности, мелкий и крупный рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные и постройки в которых они содержатся, семена необходимые для посевных работ;
продукты питания и денежные средства в размере не более прожиточного минимума должника и лиц находящихся на его иждивении;
топливо, необходимое для приготовления пищи и отопления жилого помещения;
имущество связанное с организацией быта должника — инвалида;
призы, государственные награды;
Для того, чтобы исключить это имущество из конкурсной массы, необходимо подать ходатайство в Арбитражный суд.
Нужно обратить внимание на то, что имущество находящееся в ипотеке подлежит реализации даже если оно единственное. Даже если жильё или другое имущество находиться в долевой собственности, оно может быть реализовано, а совладельцам выплачивается компенсация в размере стоимости их доли.
Однако, возможно составить ходатайство на то, чтобы оставить имущество подлежащее включению в конкурсную массу, но особо необходимое должнику на сумму до 10.000. В некоторых случаях суммарная стоимость может быть и выше, например если человеку необходимо дорогостоящее лечение.
Так у должника остается возможность сохранить самое важное: единственное жильё и средства в размере прожиточного минимума на себя и лиц находящихся на иждивении. Не смотря на это процедура реализации имущества остается крайне не желательной для человека оказавшегося в ситуации долговой ямы. Нужно разобраться когда применяется эта процедура и есть ли возможность ее избежать?
Когда применяется реализация имущества?
Процедура реализации является крайней мерой, которая производится, если не удается прийти к мировому соглашению или реструктуризации долга, то есть назначение более щадящего режима погашения задолженности. В рамках этой процедуры составляется график на 3 года, в течении которых человек может расплатиться с долгами.
Поэтому первым делом стороны стремятся прибегнуть именно к реструктуризации, ведь такой способ выгоден всем участникам судопроизводства.
Однако процедура реструктуризации не является обязательной и иногда реализация имущества начинается минуя этот этап.
Это происходит если:
участники судопроизводства не предъявили план реструктуризации;
у должника нет постоянного источника доходов достаточного для погашения задолженности;
суд отклонил план реструктуризации;
должник дважды допустил просрочку выплат по графику;
кредиторы выступили против плана реструктуризации;
нарушены условии мирового соглашения должником;
Сколько длится реализация имущества при банкротстве?
Закон определяет стандартный срок этой процедуры в 6 месяцев, за исключением случаев когда суд продлевает этот срок.
Это может происходить если:
Как проходит реализация имущества при банкротстве?
Продажа имущества должника проходит в несколько этапов:
Сначала кредиторы должны обратиться в суд с требованием о включении их в реестр требований кредиторов. Для этого они предоставляют документы о долге, ими могут служить: расписки, судебные приказы, договоры займа. Если суд удовлетворяет это требование и формирует реестр, делопроизводство передается финансовому управляющему, который и ведет это дело.
Составление конкурсной массы
После этого имущество банкрота, которое подлежит реализации, включается в конкурсную массу. Составляется опись имущества принадлежащего должнику. На этом этапе финансовым управляющим проводится проверка подтверждающая, что банкрот не скрыл часть имущества, которое может быть продано на торгах. Для этого он делает запросы в Росреестр, Госавтоинспекцию, инспекцию по маломерным судам, налоговую службу и даже о наличии патентов на изобретения и авторских прав, анализирует расходы и зачисления по счетам в банках. Также он проверяет все сделки совершенные за три года. Если находятся доказательства того, что дорогостоящее имущество, автомобили или недвижимость были проданы существенно ниже рыночной цены, заключены дарственные с целью передать имущество своим родственникам, такие сделки могут быть оспорены в судебном порядке, а имущество включено в конкурсную массу.
Исключение собственности из конкурсной массы
Когда конкурсная масса сформирована, можно исключить из конкурсной массы часть имущества. Все что не может продаваться за долги перечислено в статье 446 Гражданско-процессуального кодекса РФ. Не стоит также забывать о возможности дополнительно исключить из описи личное имущество подходящее для торгов на сумму не более 10.000 рублей, при исключительных обстоятельствах эта сумма может быть увеличена. Для этого необходимо обратиться с заявлением к финансовому управляющему и далее в Арбитражный суд.
Оценка имущества
Далее необходимо оценить описанное имущество. Это может сделать финансовый управляющий, но если кредиторы или должник не согласен с его оценкой, можно пригласить независимого эксперта. В таком случае его услуги оплачивает заинтересованная сторона.
Чтобы минимизировать риск потери собственности во время торгов, должнику выгодно завысить цену на свое имущество, что понизит его ликвидность на торгах. Не проданное имущество может вернуться к должнику (см. статья 148 Ф.З. № 147). Однако, это произойдет, после торгов «на понижение», то есть с большими скидками, существенно ниже рыночной цены, потом будут предложены кредиторам в качестве отступного. Хотя полностью исключить потерю таким образом не получится, собственность может вернуться к первоначальному владельцу.
Бывает и так что родственники намерены выкупить имущество на аукционе, тогда нужно бороться за то, чтобы установить цену ниже рыночной.
Организация торгов
Закон предусматривает проведение торгов только через электронные площадки для аукционов. Всю процедуру можно разделить на три этапа:
На этом этапе по представленным лотам участники предлагают свои цены. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую.
В случае если не всё имущество ушло с молотка, оно будет выставляться со скидкой в 10% от начальной стоимости.
Оставшиеся лоты на публичных торгах выставляются со скидкой до 99%
В течении получаса, после завершения аукциона формируется протокол его прохождения, где прозрачно описана процедура торгов. В течении трех рабочих дней публикуется итоговый протокол, где названы победители. С ними финансовый управляющий заключает договор купли-продажи.
По окончании трех этапов аукциона не проданное имущество предлагается кредиторам, если они отказываются от него, оно возвращается к банкроту.
Удовлетворение требований кредиторов
Вырученные от продажи имущества банкрота средства идут на погашение задолженности. Статья 213.27. Закона о банкротстве регламентирует очередность выплат кредиторам.
В первую очередь погашаются требования кредиторов по текущим платежам это те обязательства, которые возникли после принятия заявления о банкротстве —вознаграждение финансовому управляющему, судебные издержки, алименты.
Далее удовлетворяются требования об оплате труда сотрудников, если речь идет об ИП, фирмах.
Следующая очередь включает выплаты за жилищно-коммунальные услуги и другие платежи после принятия заявления о банкротстве.
После этого удовлетворяются требования из реестра требований кредиторов.
Прежде всего выплачиваются взыскания с причинением вреда жизни или здоровью, алиментами.
Далее расчеты по заработной плате сотрудников.
И наконец, производятся расчеты с налоговой инспекцией, банками, микро финансовыми организациями и коллекторами.
80% стоимости залогового имущества (например при ипотеке) получает залогодержатель. Оставшиеся 20% идут на погашение текущих платежей и долгов из реестра требований кредиторов.
Если средств вырученных от продажи имущества не хватает, чтобы погасить все долги, то они считаются погашенными. Однако, алименты, возмещение вреда, долги сотрудникам по зарплате таким образом не списываются. То же самое происходит если должник связан с кем-либо субсидиарной ответственностью — то есть существует право взыскания задолженности с другого лица.
Завершение процедуры реализации
Итогом является отчет о результатах, который подает финансовый управляющий. Рассчитывается остаток долга, который списывается в ходе финального заседания Арбитражного суда.
Почему не нужно бояться реализации имущества при банкротстве?
К сожалению, в нашей жизни мы не застрахованы от неприятностей. Даже состоятельный человек может оказаться должником. Долги нарастают, как снежный ком, а расплатиться с ними нет никакой возможности. Тогда и помогает процедура признания гражданина банкротом. Ее цель полное избавление человека от долговых обязательств. Но возможность продажи имущества с публичных торгов часто останавливает человека от процедуры банкротства, хотя иногда для человека оказавшегося в долговой яме, это лучший способ освободиться от задолженности.
Не всё имущество подлежит продаже с торгов. У вас не отберут единственное жилье, личные вещи, необходимые для существования денежные средства и то что помогает вам зарабатывать на жизнь.
Если сумма долга больше, чем стоимость вашей собственности, которая может уйти с молотка это хороший способ решить ваши финансовые проблемы. Остальной долг спишут, ведь это предусматривает статья 213.28 закона о банкротстве.
Материальные ценности, кроме самого необходимого дело наживное, а честную репутацию и здоровье не купишь.
Специалисты компании «Банкрот-сервис» всегда помогут пройти эту сложную процедуру с минимальными потерями.
Самозанятым: какой товар продавать можно, а какой нет?
Самозанятые — это физлица, которые работают на себя. Государство придумало для них мягкий налог на профессиональный доход — не более 6%. А ещё освободило от целого вороха предпринимательских забот — взносов в Пенсионный фонд, деклараций, бухгалтерии и касс.
Но вместе с плюшками государство ограничило формат бизнеса самозанятых.
⛔ Одно из ограничений — по товару. Самозанятые не могут продавать чужой товар. А товар собственного производства не должен попадать под акциз и маркировку. Иначе налоговая снимет с НПД и начислит 13% НДФЛ — и физлицу, и действующему ИП.
Разбираемся, что такое товар собственного производства и что нельзя продавать из-за акцизов и маркировки. Бонусом — как быть с этикетками и ценниками на товар, который сделал самозанятый
Товары собственного производства — можно, перекупленные — нельзя
Самозанятым нельзя перепродавать чужой товар. Исключение — продажа личных вещей, например, старой одежды или автомобиля через Авито. Правило — из п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона о налоге на профессиональный доход.
Чужой товар — это который закупили у поставщика, а потом как есть выставили на продажу в соцсети, интернет-магазине или обычном магазине офлайн.
❌ Купить в Икее 100 заварочных чайников, привезти в свой город и продать дороже в магазине самозанятому нельзя.
❌ Набор из чужих товаров — не свой товар. Купить оптом шампуни и бальзамы, сложить в коробку с бантом и продать в розницу как подарочный набор — нельзя. Это перепродажа.
❌ Продавать купленные запчасти, сырье и материалы нельзя. Перепродажу запчастей для машин Минфин запретил напрямую в Письме № 03-11-11/91220.
❌ Совмещать продажу своих и чужих товаров тоже нельзя. Разнообразить ассортимент магазина собственной бижутерии чужим хэндмэйдом и фурнитурой для рукоделия от поставщика не выйдет. Закон не разрешает платить со своих товаров НПД, а с остальных другой налог.
Товар собственного производства самозанятым продавать можно. Так пояснил Минфин в Письме № 03-11-11/95715.
Собственный товар не обязательно создается с нуля. Покупать материалы, заготовки и даже другой товар для переработки можно. Главное, чтобы в итоге получился новый товар.
✅ Можно закупать товар, улучшать его и продавать. Купить заварочный чайник в Икее, разрисовать и продать — можно.
✅ Купить материалы и создать новую вещь — можно. Например, из ткани и каркасов сделать кресла.
✅ Подключить к производству помощника — можно. Купить листы бумаги, нарисовать рисунок, сверстать макет и напечатать плакат в типографии — нормально.
По некоторым товарам уже высказывался Минфин. НПД разрешили применять, если самозанятый:
✅ делает флористические композиции и букеты из цветов — Письмо № 03-11-11/15055;
✅ собирает компьютеры из запчастей — Письмо № 03-11-11/92485;
✅ изготавливает электротовары, в том числе из материала заказчика — Письмо № 03-11-11/101162;
✅ и даже собирает и сдаёт лом черных и цветных металлов — Письмо № 03-11-11/112575.
Подакцизные и маркируемые товары — нельзя
Самозанятым нельзя продавать подакцизные и маркируемые товары. Даже сделанные своими руками дома или на подсобном хозяйстве. Производство таких товаров под особым контролем государства. Это ограничение из п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона о налоге на профессиональный доход.
❌ Подакцизные — это товары, за которые платят дополнительный налог — акциз. Потому что они могут навредить здоровью человека и экологии.
Подакцизные товары перечислены в ст. 181 НК РФ:
— этиловый спирт в чистом виде;
— спиртосодержащая продукция с долей этилового спирта более 9%;
— алкоголь с долей этилового спирта более 0,5% — домашние вино, пиво, медовуха, ликёр, сидр и водка, виноградное и фруктовое сусло, порошок для вина;
— табачная продукция — к примеру, самодельный кальянный табак;
— автомобили и мотоциклы;
— бензин, дизельное топливо и моторные масла.
❌ Маркируемые — это товары, на которые наносят специальный код и регистрируют в системе мониторинга Честный ЗНАК. Так государство отслеживает некачественный и контрафактный товар.
— духи и туалетную воду;
— постельное белье, кухонный текстиль;
— фотоаппараты и лампы-вспышки;
Список маркируемых товаров постоянно растёт. Следить за ним можно на сайте Честный ЗНАК.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Нужна ли этикетка на товар и уголок потребителя
ИП и организациям обязательно писать на товаре состав, вес, срок годности и другие сведения о товаре. А еще вешать на товар ценник. Так нужно, чтобы покупатель видел, что берёт и сколько это стоит. Это требования из ст. 10 Закона о правах потребителей.
Для самозанятых физлиц нет требования вешать на товар этикетуку и ценник. Но это можно сделать по желанию и из любви к покупателям.
А вот для ИП на НПД требование об этикетке и ценнике обязательно. И повышенная ответственность к продажам потребителям тоже. В частности ИП на НПД обязаны делать уголок потребителя — так пишет налоговая.
Однако самозанятые физлица обязаны выдать покупателю чек — ст. 14 Закона о налоге на профессиональный доход.
И вот в чеке обязательно писать свои ФИО и ИНН, наименование и цену товара. Так нужно, чтобы покупатель смог найти продавца и вернуть некачественный товар. Так могут сделать абсолютно все покупатели — по правилам из ст. 475 ГК РФ.
Статья актуальна на 28.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Реализация товаров и услуг в 1С 8.3
Для проведения реализации в товаров и услуг 1С Бухгалтерия 8 необходимо зайти в меню (слева), через пункт «Продажи» нужно выбрать журнал «Реализация (акты, накладные)».
Перед Вами откроется окно, нажимаем в нем клавишу «Реализация», в появившемся выпадающем списке выбираем «Товары (накладная)», после этого действия откроется форма для заполнения.
Необходимо заполнить обязательные поля в форме:
Документ реализации создается по выставленному ранее счету. Для его формирования нужно попасть в журнал «Счета покупателей», отобрать нужный документ и открыть его.
Документы в 1С создаются на основании (соответствующая клавиша для создания по этому принципу находится сверху), перед нами появляется выпадающий список, нажимаем Реализация (акт, накладная).
После этого действия в окне отобразятся формы документа
выбираем «Товары (накладная)».
После выбора формы документа программа сама создает и заполняет документ «Реализация на основании выбранного счета».
Далее нужно выписать счет- фактуру. Кнопка для выписывания счета-фактуры находится внизу страницы. При его формировании система автоматически присвоит значения номера документа, даты и автоматически внесет их в Накладную
этот документ можно найти в разделе «Продажи» журнал «Счета-фактуры выданные».
Документ «Реализация» успешно сформирован, далее нужно его провести в 1С.
После проведения документа в информационной системе 1С создаются проводки. Посмотреть их можно нажав в верхней панели кнопку «Показать проводки и другие движения документа».
Перед Вами откроется окно с проводками по хозяйственным операциям.
Если есть необходимость корректировки проводок, то это можно сделать вручную, поставив калочку «Ручная корректировка». Обратите внимание на то, что программа распределяет информацию по ранее заполненным данным, не заменяйте данные в проводке без крайней необходимости.
Для печати документа нажимайте в верхней панели клавишу «Печать». Перед Вами появится выпадающий список, из которого выбирайте или по-одному документу из комплекта (Счет-фактура, товарная накладная) или нажимайте печать «Комплект документов». Напротив названия документа ставьте нужное количество копий.
При нажатии кнопки «Печать» можно выбрать и товарно-транспортную накладную (Т-1)
Остались вопросы или нужна помощь в настройке 1С? Закажите консультацию наших специалистов!
Как взять товар под реализацию?
Магазин приносит максимальную прибыль владельцу в том случае, когда имеет большой ассортимент товара. Но что делать, если в магазине не все прилавки заполнены товаром? Предприниматели задаются вопросом, как взять товар под реализацию. Это отличный способ наполнить магазин товаром под реализацию и заработать приличные деньги с минимальным риском.
Единственное, в чем возникает проблема, это поиск хороших оптовых организаций, с которыми можно сотрудничать на выгодных условиях. Как взять товар под реализацию с выгодой для себя? Нужно просто знать определенные моменты при поиске оптовиков и при заключении с ними договора на поставку товара под реализацию.
Как найти оптовых поставщиков?
Руководство
Взять товар под реализацию можно только у оптовой организации. Как только подходящая компания найдена, нужно сделать её коммерческое предложение. После рассмотрения, компания информирует предпринимателя о своем решении. В случае одобрения стороны заключаю договор сотрудничества.
В договоре следует указать цель сотрудничества, ассортимент товара, его качество. Обязательно указать сроки и условия доставки продукции. Стоимость товара может быть фиксированной на срок действия договора, также учтены условия поднятия ценовой политики организации. Можно прописать условия, при которых договор может быть пересмотрен обеими сторонами.
В договоре должны быть четко установлены права и обязанности обеих сторон. Условия, при которых договор может быть расторгнут, нормы ответственности за невыполнения его отдельных пунктов. В конце указать срок действия договора и условия его продления. Договор вступает в силу сразу после подписи обеих сторон.
Крупные оптовые компании имеют самые выгодные условия для предпринимателей, но они не любят работать с новичками. Если магазин только открылся, получить одобрение взять товар под реализацию очень сложно. Для начала, нужно максимально продвинуть свою торговую точку, наполнить её товаром, тем самым показать компании свой объем продукции, а, следовательно, и объем продаж. Демонстрируя поставщикам свою состоятельность можно рассчитывать на получение выгодного и долгосрочного контракта.
Полезный совет и рекомендации эксперта
Найти нужно нескольких поставщиков, чтобы получить самое выгодное предложение. Оценить условия сотрудничества со всеми организациями и выбрать оптимальный вариант. Продукция оптовой компании должна отвечать всем требованиям качества. Многие компании предлагают выгодные условия, когда выводят на рынок новые марки продукции. Если эта группа товаров имеет качество, значит, она имеет перспективы хорошо продвинуть себя на рынке. Брендовые товары пользуются спросом, поэтому значительных скидок ожидать не приходится.
Вопрос: Можно ли рассчитывать взять товар под реализацию на условиях товарного кредита?
Ответ: Поставщики работают на условиях товарного кредита только с крупными торговыми точками. Для работы по такому принципу нужно иметь хорошие связи с поставщиками или расширять свой бизнес.
Вопрос: Какие объемы товара под реализацию можно получить у поставщика?
Ответ: Все зависит от оборотов оптовой организации. На первых порах, в любом случае, не стоит рассчитывать на большие объемы. Чем дольше будет сотрудничество, тем лучше будет уровень доверия.
Вопрос: Выгодно ли работать с несколькими поставщиками?
Ответ: Выгодно. Особенно, если они предлагают разный ассортимент товаров. Предприниматель лучше работает с несколькими поставщиками, так как уверен в поставках продукции в свои торговые точки.
Комиссионная торговля через маркетплейсы: особенности, преимущества и учет в «1С»
Все больше компаний и ИП от традиционных и интернет-магазинов переходят к дистанционным продажам товаров через маркетплейсы (Wildberries, Ozon, Lamoda, Goods.ru и др.) по договору комиссии. О том, что собой представляет этот вид торговли, зачем компаниям работать с маркетплейсами и как учитывать такие продажи в «1С:Бухгалтерии 8», эксперты фирмы «1С» рассказали порталу Buh.ru.
Фото: ImageFoto/shutterstock
Что такое маркетплейс?
Маркетплейс представляет собой интернет-ресурс для удаленного совершения сделок купли-продажи товаров и услуг. Действующее законодательство не расшифровывает данного понятия. Но в общих словах маркетплейс – это электронная торговая площадка, при помощи которой продавцы могут искать конечных покупателей, а покупатели – выбирать и приобретать понравившийся товар.
Вопреки распространенному мнению, маркетплейс – это не интернет-магазин, а посредник между магазином и конечным покупателем. Продаваемые на маркетплейсе товары ему не принадлежат. Они принадлежат конкретным магазинам, которые пользуются интернет-площадкой и сервисами маркетплейса для размещения информации о своих предлагаемых к продаже товарах, их продвижения и реализации. В отличии от тех же торговых агрегаторов, которые представляют собой онлайн-каталоги/электронные витрины товаров, маркетплейс позволяет не только выставить на витрину конкретный товар, предлагаемый к продаже, но и совершить сделку по продаже этого товара. Функционал маркетплейса поддерживает возможность дистанционной продажи и покупки любого представленного на нем товара, имеющегося в наличии у продавца.
Пример агрегатора – Price.ru. Пример маркетплейса – Ozon. Первый сервис самостоятельно не продает товары. На нем размещается информация о том или ином товаре, предлагаемом к продаже магазинами. При выборе товара сервис торгового агрегатора переводит покупателя на сайт самого магазина, где уже и совершается сделка купли-продажи. Маркетплейс же – это не просто дистанционная витрина для привлечения внимания покупателей к товарам, а полноценный торговый онлайн-сервис. Здесь можно не только разместить информацию о продукции, ее характеристиках и ценах, но и продать эту продукцию сразу покупателю.
Что такое комиссионная торговля?
Комиссионная торговля – это совершение сделок купли-продажи через посредника – так называемого комиссионера, с которым у продавца заключен договор комиссии. Легальное определение понятия «договор комиссии» приводится в ст. 990 ГК РФ. Здесь под ним понимается договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Применительно к комиссионной торговле через маркетплейс на стороне комиссионера, то есть посредника, выступает маркетплейс, а на стороне комитента (продавца) – конкретный магазин, предлагающий к продаже свои товары и услуги.
В сфере такой торговли права и обязанности по совершенным сделкам купли-продажи приобретает маркетплейс, причем даже тогда, когда магазин напрямую указан в сделке и вступает с покупателем в непосредственные отношения по исполнению этой сделки (на основании п. 1 ст. 990 ГК РФ).
Договор комиссии может быть заключен с маркетплейсом как на определенный срок, так и без указания срока его действия. Такой договор может оговаривать ассортимент товаров, являющихся предметом комиссии, а может и умалчивать о данном условии.
Существенное условие договора комиссии – величина платы, которую маркетплейс взимает с магазина за продажу и сопровождение его товаров через свой сервис. Магазин обязан уплачивать маркетплейсу как непосредственно комиссионное вознаграждение, так и дополнительное вознаграждение за то, что маркетплейс берет на себя обязательство (ручательство) за исполнение сделки покупателем (на основании ст. 991 ГК РФ). Как правило, величина комиссионной платы, взимаемой с магазина на разных маркетплейсах, может составлять от 5 до 35% от цены совершаемой сделки купли-продажи. Конкретная сумма комиссии зависит от категории продаваемых товаров. Так, самая маленькая комиссия (от 5 до 10%) взимается в отношении бытовой техники и другой популярной продукции, а самая значительная (25% и выше) – по сделкам купли-продажи разного рода ювелирных изделий, брендовой одежды и предметов роскоши.
Также маркетплейс может взимать с магазина отдельную плату за хранение товаров на своем складе и за их доставку покупателям. Такая плата зависит от объемов и сроков поставок, габаритности грузов и региона доставки.
По общему правилу маркетплейс не отвечает перед магазином за неисполнение покупателем сделки, заключенной с ним за счет магазина. Исключение составляют ситуации, когда маркетплейс не проявил необходимой осмотрительности в выборе покупателя либо письменно поручился за исполнение сделки (ст. 993 ГК РФ). При неисполнении покупателем сделки маркетплейс немедленно сообщает об этом магазину.
Плюсы торговли через маркетплейсы
Продажа товаров через тот или иной маркетплейс имеет ряд бесспорных плюсов и преимуществ не только по сравнению с традиционной офлайн-торговлей, но и с продажами товаров через интернет-магазин. К числу плюсов можно отнести следующие:
1. Охват широкой аудитории потенциальных покупателей
Обычный магазин не может похвастаться и тысячной долей популярности современных разрекламированных маркетплейсов, о которых не понаслышке знают без преувеличения все, кто пользуется интернетом или хотя бы смотрит ТВ-рекламу. Продавая через маркетплейс, магазин может быть уверен, что на его товар без проблем найдется покупатель.
2. Экономия на рекламе и продвижении товаров
Заключая договор с маркетплейсом, магазин оплачивает комиссионное вознаграждение за уже совершенные сделки купли-продажи, но при этом не тратится на рекламу своих товаров, за нее отвечает маркетплейс.
3. Удобство позиционирования и поиска нужного товара
Современные маркетплейсы предоставляют широчайший набор инструментов и сервисов как для наглядного размещения информации о товарах, так и для их поиска конечными потребителями. При помощи разного рода фильтров и дополнительных опций поиска потребитель быстро может найти нужный товар, устраивающий его как по техническим характеристикам (по стране-производителю, сопутствующим товарам, бренду и даже по цветовому оформлению), так и по цене.
4. Экономия на помещениях магазинов, складах, логистике и службе доставки
Торговля через маркетплейс может обходиться даже без наличия у продавца физического магазина и склада для хранения товаров. Товары продаются сервисами маркетплейса удаленным способом без задействования технических ресурсов продавца. То же самое касается и доставки товаров. Единственное, что требуется от продавца, – это доставить товар до склада маркетплейса, но по договоренности с последним (и за отдельную плату) товар может быть получен у самого продавца на его территории и доставлен покупателю маркетплейсом.
5. Юридическая и налоговая чистота сделок
Продажа товаров через маркетплейс по договору комиссии – абсолютно легальная и прозрачная схема продажи продукции, которая не вызовет никаких претензий ни со стороны покупателей, ни со стороны контролирующих органов, в том числе налоговой инспекции. Если маркетплейс продает конечному покупателю, то отсутствует и необходимость в перевыставлении счетов-фактур. Если товар приобретает организация/ИП, им предоставляется возможность получить сопутствующий налоговый вычет по НДС. Никаких налоговых оптимизаций и серых схем.
Как начать продавать на маркетплейсах?
К числу документов, которые маркетплейсы запрашивают у продавцов, в частности, относятся:
Проверив предоставленные документы, маркетплейс предоставит продавцу для подписи договор комиссии, в котором будут оговорены конкретные условия продажи, оплаты и доставки товаров покупателям, а также величина комиссионного вознаграждения, выплачиваемого комиссионеру (маркетплейсу).
Подписав оферту и получив доступ к личному кабинету, продавец подготавливает и оформляет файлы с описанием, характеристиками, фотографиями товаров и их ценами. Эти файлы через личный кабинет продавца размещаются на страницах маркетплейса в соответствующих категориях товаров. После прохождения модерации (маркетплейс проверяет, не являются ли предложенные товары запрещенными или ограниченными в обороте, в том числе путем дистанционной продажи) файлы с товарами публикуются на маркетплейсе в свободном доступе и начинают участвовать в поиске, выдаче и продажах.
Конкретная схема продажи товаров и, соответственно, порядок работы бухгалтерии по таким сделкам зависят от содержания комиссионного договора с маркетплейсом и могут меняться в зависимости от ряда факторов, таких, например, как порядок доставки и способ оплаты товара. Но в целом она выглядит следующим образом.
Продавец формирует в своем личном кабинете на сайте маркетплейса транспортные накладные на поставку партии товаров на склад последнего, после чего товар силами продавца, третьих лиц или самого маркетплейса доставляется и отгружается на склад. Получив товар и проверив его, маркетплейс направляет продавцу акт приемки товара. С этого момента товар готов к продаже. Далее покупатель находит на маркетплейсе необходимый ему товар и делает заказ. Затем товар силами маркетплейса или третьей стороной (транспортной компанией или почтовой службой) отправляется непосредственно к покупателю или на указанный им при совершении покупки пункт выдачи. Получив товар, покупатель производит его оплату (оплата товара может быть совершена и в момент покупки – по выбору покупателя) на счет маркетплейса, получая от последнего кассовый чек. Далее из полученной за товар и его доставку денежной суммы маркетплейс как комиссионер вычитает полагающееся ему комиссионное вознаграждение и переводит оставшиеся после вычета комиссии деньги на счет продавца. После этого сделка считается совершенной.
Разумеется, деньги за проданные товары переводятся на счет продавца не по каждой отдельно взятой сделке купли-продажи, а по итогам отчетного периода, продолжительность которого составляет обычно 7–14 дней. По итогам отчетного периода маркетплейс формирует продавцу отчет о проданных товарах, полученных доходах и размере комиссионного вознаграждения.
Как в «1С:Бухгалтерии 8» учитывать продажи через маркетплейс?
Учет операций по продаже и покупке товаров (услуг) через посредников в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 давно поддержан.
На практике комиссионная торговля осложняется требованием перевыставления комитентом счетов-фактур в адрес комиссионера (п. п. 1−2 (1) Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Но если комиссионер продает товары конечным покупателям, то порядок учета таких товаров значительно упрощается, причем как для продавца (комитента), так и для комиссионера. При реализации товаров физическим лицам комиссионеры не выставляют счета-фактуры и не ведут журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 7 ст. 168 НК РФ письма Минфина России от 06.04.2016 № 03-07-09/19563). Соответственно, у комитента отсутствует обязанность по перевыставлению счетов-фактур в адрес комиссионера.
Таким образом, учитывать продажу товаров в розницу через маркетплейс в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 совсем не сложно.
Настройки программы «1С:Бухгалтерии 8»
Чтобы начать вести учет продажи товаров через посредников, в программе необходимо включить соответствующую функциональность (раздел меню Главное − Настройки − Функциональность). На закладке «Комиссионная торговля» следует установить флаг «Продажа товаров или услуг через комиссионеров (агентов)», рис. 1.
Рис. 1. Настройки функциональности для торговли через маркетплейс. Фото: «1С»
После выполненных настроек в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 станут доступны документы и операции, с помощью которых достаточно просто учитывать продажу товаров через комиссионера (в том числе через маркетплейс).
Чтобы в документах расчетов с маркетплейсом автоматически проставлялись требуемые счета, рекомендуется выполнить настройку счетов расчетов с контрагентом (раздел Справочники − Контрагенты − гиперссылка Счета расчетов с контрагентами). Например, в качестве счета расчетов с покупателями для маркетплейса можно указать счет расчетов 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами», чтобы учитывать такие расчеты обособленно от расчетов с обычными покупателями.
Отправка товаров на склад маркетплейса
Отправка товаров на склад маркетплейса отражается документом «Реализация» с видом операции »Товары, услуги, комиссия» (раздел Продажи − Реализация (акты, накладные, УПД)), рис. 2.
Рис. 2. Передача товаров на реализацию в маркетплейс. Фото: «1С»
В шапке документа следует указать дату передачи товаров в маркетплейс, договор с маркетплейсом, а также склад, откуда отпускаются товары.
Договор с маркетплейсом должен иметь вид «С комиссионером (агентом) на продажу». Если договором установлен фиксированный процент комиссионного вознаграждения, то его можно указать прямо в карточке договора (рис. 3). В этом случае комиссионное вознаграждение будет рассчитываться автоматически.
Рис. 3. Карточка договора с маркетплейсом. Фото: «1С»
В табличной части документа на закладке «Товары» следует ввести информацию о товарах, переданных на реализацию (наименование, количество, цену, ставку НДС). Счета учета для товаров на складе (41.01) и для отгруженных товаров (45.01) устанавливаются автоматически.
Передача товара комитентом комиссионеру НДС не облагается, поскольку право собственности на товар к комиссионеру не переходит (п. 1 ст. 996 ГК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ). Счет-фактура при передаче товаров комитентом комиссионеру не составляется, поэтому в строке «Счет-фактура» отражается информация «Не требуется».
При проведении документа «Реализация» с видом операции «Товары, услуги, комиссия» формируются бухгалтерские проводки:
Дебет 45.01 Кредит 41.01
— на себестоимость товаров, переданных на реализацию.
Отчет маркетплейса по проданным товарам
Отчет по проданным товарам, полученный от маркетплейса, в программе регистрируется документом «Отчет комиссионера (агента) о продажах» (раздел Продажи).
На закладке «Главное» отражаются основные показатели. Перед тем как заполнять разделы «Реализация» и «Возвраты», пользователь должен проверить заполнение способа расчета и размера вознаграждения, указать порядок учета расходов на вознаграждение, а также зарегистрировать счет-фактуру на комиссионное вознаграждение, полученную от маркетплейса (рис. 4).
Рис. 4. Отчет комиссионера, закладка «Главное». Фото: «1С».
На закладке «Реализация» отражается информация о проданных через маркетплейс товарах (рис. 5).
В верхней таблице в качестве покупателя можно указать комиссионера (маркетплейс). Поля «Всего» и «НДС» заполняются автоматически по сведениям из нижней таблицы. Поскольку при реализации товаров физическим лицам маркетплейс счета-фактуры не составляет (соответственно, продавец товаров маркетплейсу счета-фактуры не перевыставляет), то поля «Счет-фактура», «Полученный от комиссионера» и «Выставленный комиссионеру» заполнять не нужно.
В нижней таблице «Товары» следует ввести сведения о реализованных товарах согласно отчету маркетплейса.
Рис. 5. Отчет комиссионера, закладка «Реализация». Фото: «1С»
На закладке «Возвраты» отражается информация о товарах, возвращенных покупателями.
Закладки «Денежные средства» и «Дополнительно» при торговле через маркетплейс, как правило, заполнять не требуется.
При проведении документа «Отчет комиссионера (агента) о продажах» формируются бухгалтерские проводки:
Дебет 90.02.1 Кредит 45.01
— на себестоимость реализованных товаров;
Дебет 60.01 Кредит 76.09
— на общую сумму удержанного комиссионного вознаграждения;
Дебет 76.09 Кредит 90.01.1
— на сумму выручки от реализованных товаров с НДС;
Дебет 44.01 Кредит 60.01
— на стоимость услуг маркетплейса без НДС;
Дебет 90.03 Кредит 68.02
— на сумму НДС по реализованным товарам;
Дебет 19.04 Кредит 60.01
— на сумму НДС по комиссионному вознаграждению, предъявленную маркетплейсом.
Особенности формирования книги продаж
При реализации товаров физическим лицам (неплательщикам НДС) в книге продаж регистрируются первичные учетные документы или документы, содержащие суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) (п. п. 1, 13 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Для формирования сводной суммарной справки по результатам розничных продаж товаров, в том числе через маркетплейс, необходимо сформировать документ «Сводная справка по розничным продажам» (раздел меню Продажи − Счета-фактуры выданные), рис. 5.
Рис. 6. Сводная справка по розничным продажам. Фото: «1С».
При формировании сводной справки по розничным продажам необходимо по гиперссылке «Выбор», расположенной в строке «Документы-основания», перейти в форму списка документов-оснований и выбрать соответствующий документ «Отчет комиссионера (агента) о продажах» (можно выбрать несколько документов). Гиперссылка видоизменяется и принимает значение выбранного отчета (отчетов) комиссионера.
В справке автоматически проставляется код вида операции «26», который соответствует составлению продавцом документов, содержащих суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) при реализации товаров лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС (приложение к приказу ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@).
По кнопке «Сводная справка» можно перейти в печатную форму документа «Сводная справка по розничным продажам» (рис. 6).
Рис. 7. Печать сводной справки. Фото: «1С»
Сводная суммарная справка по розничным продажам будет автоматически зарегистрирована в книге продаж за соответствующий квартал (раздел Отчеты − НДС).