Что значит почтой наложенным платежом
Что такое наложенный платеж
Товарно-денежные отношения, проходящие дистанционно, нуждаются в гарантиях для каждой из сторон. В этих целях используются инструменты, исключающие вероятность мошенничества. Для чего используется наложенный платеж, и что это такое, разъяснит банковский портал Бробанк.ру.
Что означает термин «наложенный платеж»
Наложенный платеж — сумма, которая уплачивается адресатом почтового отправления в пользу адресанта (отправителя посылки).
Подобная форма взаимодействия между адресантом и адресатом отправления имеет длительную историю. До сих пор ее используют крупнейшие интернет-магазины мира. Процесс состоит из следующих этапов:
До использования банковских карт при оплате товаров в интернет-магазине, наложенный платеж был единственной формой расчета между продавцом и покупателем. И в настоящее время подобная практика используется достаточно широко. Услуга впервые была введена Почтой России. Сейчас она оказывается большинством компаний-перевозчиков, так как предполагает достаточно удобное взаимодействие между продавцом и покупателем.
Как доставляется товар с наложенным платежом
Оплата банковской картой может быть недоступной для покупателя. Не у всех людей есть в распоряжении дебетовые или кредитные карты. Также далеко не все торговые точки используют этот вариант оплаты товаров. Поэтому в отдельных случаях единственным доступным способом покупки товара остается наложенный платеж. Нередко в одном магазине предусматривается несколько вариантов оплаты, но у клиента может и не быть никакого выбора, кроме одного способа совершения покупки.
Доставка товара отличается по срокам. Этот параметр зависит от правил обслуживания компанией-перевозчиком, а также от региона, в котором покупатель находится фактически.Товар доставляется по месту назначения, и хранится в пункте выдачи определенное количество дней.
У Почты России максимальный срок хранения почтового отправления составляет 15 дней. В течение этого срока покупатель должен явиться а отделение, оплатить наложенный платеж, и получить посылку. Если он этого не сделает, товар высылается обратно в интернет-магазин.
От чего зависит сумма наложенного платежа
Сумма наложенного платежа, как правило, равна стоимости приобретенного товара. Такие посылки называются отправлениями с объявленной стоимостью. Стоимость отправления указывается продавцом (отправителем). Крупные интернет-магазины берут на себя плату за услуги операторов почтовой связи. Это максимально удобно и самим покупателям. На самом деле эти расходы часто включаются в стоимость товара, и остаются для клиентов незамеченными.
В отдельных случаях к сумме наложенного платежа добавляется плата за хранение посылки — если клиент в течение определенного времени не является за получением отправления, следующие несколько дней хранения посылки будут платными. Если в течение и последующих дней получатель не совершает никаких действий, посылка отправляется обратно в интернет-магазин.
Плюсы и недостатки наложенного платежа
Подобная форма взаимодействия между получателем и отправителем является крайне популярной, но не всегда удобной и выгодной. Некоторые интернет-магазины сотрудничают с покупателями только таким образом, не оставляя последним никакого выбора.
Плюсы для получателя
Посылка с наложенным платежом для получателя предусматривает одно серьезное преимущество: он получает гарантию того, что интернет-магазин его не обманет, и что после оплаты посылка не потеряется по пути. Часто случается, что оплатив товар банковской картой, клиент сталкивается с тем, что продавец существенно нарушает сроки, либо отказывается исполнять свои обязательства по высылке товара. Нередко у покупателя не получается что-то исправить, и он остается откровенно обманутым.
Оплата посылки на почте получателем сводит на нет этот и остальные риски. Покупатель оплачивает стоимость отправления только после того, как получит уведомление от интернет-магазина о том, что посылку можно забирать. Обман в данном случае практически исключается.
Также большим плюсом выступает возможность отказа от покупки: к примеру, клиент нашел этот же товар по более низкой цене, либо надобность в покупке отпала. В этом случае достаточно письменно подтвердить отказ, или не совершать никаких действий для его получения.
Минусы для получателя
Оплата наложенным платежом, помимо плюсов, предусматривает и некоторые недостатки для получателя. Главный из них — невозможность вскрытия посылки до ее оплаты. Это достаточно серьезное неудобство встречается при получении посылки через Почту России.
Отправка посылки наложенным платежом через Почту России для получателя неудобна тем, что он сначала должен решить: получать или не получать посылку. Вскрывать отправление до его оплаты запрещено. Исключение — наличие описи вложения. Поэтому могут наблюдаться:
Также с наложенными платежами не работают некоторые так называемые постаматы — специальные устройства, в которых помещаются посылки для самовывоза. Такие устройства, как правило, устанавливаются в крупных торговых точках, чтобы клиент смог выбрать ближайший пункт самовывоза.
На сенсорной панели достаточно ввести персональный код, после чего открывается одна из ячеек, в которой находится оплаченное заранее почтовое отправление. В крупных городах России такие устройства уже получили широкое распространение.
Плюсы для интернет-магазина (отправителя)
Отправка товара наложенным платежом для интернет-магазина предполагает один существенный плюс: к магазину повышается доверие среди потенциальных покупателей. Клиент, посетивший сайт магазина, видит, что товар оплачивается только после получения, значит, что вероятность обмана минимальна.
По этой причине крупнейшие продавцы товаров в интернете одним из способов покупки делают наложенный платеж. Еще более актуальной данная форма покупки является для небольших точек, которые только начинают завоевывать доверие клиентов.
Минусы для интернет-магазина (отправителя)
Отправка посылки наложенным платежом для интернет-магазина может предполагать и существенные недостатки. В первую очередь, речь идет о возможном отказе покупателя получать почтовое отправление: нет получения — нет покупки. В результате этого продавец не только не получает ожидаемую прибыль, а еще и несет убытки в виде оплаты услуг почтового оператора.
Вторым недостатком является дороговизна услуг некоторых операторов почтовой связи. Не всякую стоимость отправления можно учесть в цене товара, и в этих случаях продавцам приходится переплачивать за услуги, при отсутствии гарантии, что клиент в итоге согласится получать товар в почтовом отделении.
Что такое наложенный платеж Почты России и как правильно отправлять и получать посылки
Что значит наложенный платеж простыми словами и как это работает? Как правильно отправлять и получать посылки наложенным платежом? Какие комиссии берет Почта России и как рассчитать стоимость наложенного платежа? Зачем нужна опись вложения, как отслеживать и получать посылки без паспорта? На все эти вопросы подготовил ответы владелец интернет-магазина, который доставлял заказы Почтой России, а также другими курьерскими службами. Он знает разницу между ними, а также различные тонкости и нюансы. Даст советы и как простой обыватель, который регулярно получает посылки наложенным платежом, не раз сталкивался с некомпетентностью почтовых работников, изучил правила и нашел эффективные решения.
Наложенный платеж — это денежная сумма, которую оплачивает получатель при получении посылки или письма в почтовом отделении и которая затем пересылается отправителю. Такая система расчетов применяется чаще всего между покупателем и продавцом, которые находятся в разных городах или странах. Она исключает внесение предоплаты и снижает риски мошенничества, но не избавляет от них полностью.
Я сам регулярно пользуюсь услугами Почты России. Несколько раз нарывался на мошенников. А несколько лет назад имел свой собственный интернет-магазин и часто отправлял посылки наложенным платежом своим клиентам. Поэтому очень хорошо знаю, как работает этот способ доставки и оплаты.
В этой статье-инструкции рассмотрим, в каких случаях используют наложенный платеж, его плюсы и минусы как для продавца, так и для покупателя. Изучим подводные камни, как правильно оформлять наложенный платеж, его стоимость, особенности оформления, а также случаи мошенничества и прочие моменты, связанные с этой популярной почтовой услугой.
История наложенного платежа
Сам термин не просто так кажется пришедшим из советского прошлого. Именно в СССР такой способ оплаты покупок получилактивное развитие. Однако впервые пересылать отправления за счет получателя в России начали еще в конце XIX века.
Первая посылка пришла в почтовое отделение и была оплачена при получении 1 января 1888 года. В этом смысле Российская империя тогда шагала в ногу с Европой. В 1896 году Всемирный почтовый союз опубликовал информацию, согласно которой на территории европейских стран проведено около 50 миллионов операций с использованием наложенного платежа, а в России этот показатель составил около 700 тысяч таких операций.
Для чего нужен наложенный платеж и где применяется
Покупатели выбирают наложенный платеж в тех случаях, когда совершают покупки в интернет-магазине или у частного лица и ожидают пересылки товара из другого города или страны. Тот факт, что предоплата за товар совершается неизвестному человеку или фирме, конечно, у большинства покупателей вызывает опасения. Почта России в данном случае выступает посредником между продавцом и покупателем. При использовании варианта оплаты наложенным платежом сделка купли-продажи становится более безопасной, не нужно делать предоплату незнакомому человеку, вы отдаете деньги только при получении товара на почте.
Тем не менее, это не гарантирует вам чистоту сделки, так как даже в этом случае продавец может положить вам вместо заказанного товара какой-нибудь кирпич вместо мужских ботинок, или вы можете получить детские, как произошло недавно с одним из моих знакомых. Так вот, именно для того, чтобы понимать, как действовать в таких ситуациях, и следует знать права и обязанности – как свои, так и сотрудников почты, и правильно выстраивать с ними переговорный процесс. А мы вам в этом поможем.
Схема покупки товара наложенным платежом выглядит следующим образом:
2 Далее продавец выясняет адрес доставки и ФИО получателя, после чего формирует посылку с заказом и передает ее в почтовое отделение своего города.
3 На следующем этапе в дело вступает Почта России. Она организует процесс доставки посылки или письма в ваш город и оповещает вас, когда посылка готова к выдаче. Почтальон должен принести извещение по форме 22 в почтовый ящик получателя.
4 С этим извещением и документом, удостоверяющим личность, покупатель приходит в почтовое отделение, или отправляет своего представителя по доверенности, которую можно оформить как у нотариуса, так и в самом почтовом отделении. Оплачивает стоимость товара и услуги доставки Почты России. Получает долгожданную бандероль или посылку.
5 Сотрудник почты, приняв от получателя денежную сумму, оформляет почтовый перевод, и деньги отправляются продавцу. Далее продавцу снова нужно будет явиться с паспортом в почтовое отделение, чтобы забрать эти деньги. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей есть возможность перевода денежных средств от получателей сразу на расчетный счет организации. Это исключает повторные визиты в почтовое отделение, что экономит время.
Как видите, схема проста и понятна. Ниже мы рассмотрим тонкости и нюансы. Даже если вы уже не раз получали посылки наложенным платежом, вас ждет много интересной и полезной информации.
Статья будет разбита на два блока:
Блок №1: Как правильно оформить заказ с использованием наложенного платежа и избежать проблем при получении посылки
Этап #1: Оформление заказа
Одним из преимуществ наложенного платежа называют его безопасность. Мол, раз вы ничего не платите до момента получения товара, то ничем и не рискуете. Однако это не совсем так.
Согласно Порядку приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (пункт 24.2), оценить целостность, комплектацию и качество товара вы можете только после полной уплаты наложенного платежа. При этом вы теряете право отправить товар обратно или отказаться от его получения. Все дальнейшие вопросы – если, например, обнаружен некомплект или несоответствие содержимого посылки вашим ожиданиям, – вам предстоит решать уже с отправителем.
Вскрытие посылки показало, что содержимое соответствует описи, однако не соответствует условиям договора между продавцом и покупателем. Планшет оказался в мягкой упаковке (коробка отсутствовала), без зарядного устройства и, самое главное, без документов. Такое часто бывает с крадеными предметами. Покупатель, пользуясь тем, что еще не уплатил наложенный платеж, предложил оператору запечатать посылку обратно, что и было сделано.
По правилам, храниться на почте бандероль или посылка может в течение 30 дней. Александр не стал торопиться, и использовал несколько дней для переговоров с продавцом. Тот мотивировал отсутствие коробки, зарядного устройства и документов тем, что цена и так низкая. Покупатель счел этот довод неубедительным и решил отказаться от получения посылки. В результате оператор почтового отделения составил акт по форме 51 о вскрытии посылки, указав в нем: «Адресат от получения отказался». Посылка была вновь упакована и возвращена отправителю, на которого легли расходы по обратной пересылке.
Отказ продавца составить такую опись при отправке должен настораживать: при продаже кота в мешке возможность мошеннических действий резко увеличивается. Но тут есть варианты. Например, в нашем интернет-магазине мы всю доставку организовали через специальную курьерскую службу, не указываю название, так как мы сотрудничали с разными службами доставки и у всех есть такая опция.
Суть в том, что, маленьким интернет-магазинам невыгодно содержать своих курьеров и сотрудников для отправки товаров, поэтому они обращаются к услугам специализированных служб, которые занимаются логистикой для интернет-магазинов.
Раз в день или раз в неделю (интервал можно задать самостоятельно) от курьерской службы приезжает в офис магазина курьер, который забирает заказы и отвозит их на склад службы. Там заказы распределяются по направлениям:
- курьерская доставка, почтовая доставка, транспортные компании.
Затем эти заказы передаются на доставку. Так вот, эти курьерские службы не работают с описью вложения. Это дополнительные бумажки, с которыми возникает много хлопот. Они только упаковывают заказы в почтовые коробки, указывают данные отправителя и получателя и передают все это на почту.
Другими словами, если продавец отказывается предоставить опись вложения, то не всегда это мошенник. Некоторым просто некогда заниматься этой бюрократией.
Этап #2: Как отследить посылку на сайте Почты России
Как бы ни ругали Почту России, а некоторые шаги к модернизации ее сотрудники все же делают. Я был безмерно счастлив, когда почтовики реализовали сервис, с помощью которого можно отслеживать движение посылок.
Это очень удобно и снижает риск неполучения посылки. Многие по старинке ждут, когда почтальон принесет уведомление. Но иногда они этого не делают. Либо делают с запозданием, посылка может пролежать неделю-другую, прежде чем почтальон принесет уведомление, по которому можно получить посылку.
А еще бывает, что уведомления воруют или выкидывают хулиганы, особенно если у вас неблагополучный дом.
Бывает у вас такое, как на фото выше? Даже если у вас идеальный подъезд с консьержем, отслеживание посылки не будет лишним. Отслеживать можно несколькими способами, сперва рассмотрим самый популярный – с помощью сайта Почты России.
Предусмотрено два варианта:
- Без регистрации; С регистрацией на сайте.
Чтобы отследить без регистрации, достаточно зайти на сайт Почты России и вбить в специальное окно трек-номер:
Где взять трек-номер? Его должен предоставить отправитель. Сразу после передачи посылки и оплаты услуг почты кассир выдает чек, где указан трек-номер, его еще называют РПО (регистрируемое почтовое отправление), выглядит это так:
Забиваем номер РПО в форму (в примере выше только цифры) и сервис выдает нам следующую информацию:
Если заказываем товары на Алиэкспресс и если доставка по территории РФ будет осуществляться Почтой России, то продавцы указывают номер отслеживания. Там могут быть не только цифры, но и буквы, как в этом примере:
Буквами в таком номере обозначаются код типа отправления (посылка, мелкий пакет) и коды страны отправления/получения. Например, CN – посылка из Китая, US – из США, GB – из Великобритании.
Информация об отслеживании в личном кабинете Алиэкспресс появляется спустя какое-то время после оформления заказа. Обычно после того, как продавец передал ваш заказ в службу доставки.
В разделе «Мои заказы» жмем «Проверить отслеживание» напротив заказа, появится всплывающее окно, где указан номер отслеживания (рисунок выше). Копируем его и идем на сайт Почты России. Вставляем в окошко трек-номера, и система выдает следующий результат:
Как видно из скриншота, почтовое отправление RU286301615HK прибыло в почтовое отделение, указан адрес этого отделения и перечислены условия получения.
Итак, выше мы рассмотрели варианты использования сайта Почты России без регистрации, но частично затронули использование сервисов, где без регистрации не обойтись, например, штрих-код без авторизации использовать не получится. Давайте подробнее рассмотрим процесс регистрации.
Регистрация в сервисе Почты России позволит вам:
- Получать уведомления по своим трек‑номерам; Заказывать доставку посылок на дом; Заполнять бланки автоматически; Ускоренно получать посылки без паспорта и извещений.
Выбираем вариант регистрации:
- На сайте Почты России; Установить приложение на смартфон.
Я рекомендую регистрироваться на сайте почты, так как там более полная анкета, туда можно забить ваш адрес. В дальнейшем все адресованные вам посылки будут автоматически добавляться в сервис:
Заполняете все данные, затем на телефон придет смс с кодом, необходимым для подтверждения номера, а также на email придет служебное уведомление, где нужно будет перейти по ссылке для подтверждения регистрация электронной почты. В разделе «пароль» придумываете пароль, с помощью которого будете затем входить на сайт или в приложение на смартфоне.
После регистрации и авторизации в сервисе в правом верхнем углу появятся ваши ФИО, нажав на которые, вы получите доступ к разделам:
- Мои отправления; Настройки; Выйти.
Рядом с ФИО со временем будут появляться цифры с синим фоном. На скриншоте указана цифра 18, это значит, что у меня 18 новых уведомлений. Каждый раз, когда ваша посылка меняет свой статус, например, «Принято в отделении связи», «Прибыло в сортировочный центр», «Прибыло в место вручения» и т.п. — будут появляться такие циферки.
Все отправления делятся на три категории:
По умолчанию все международные посылки оформляются как регистрируемые и на них в обязательном порядке предоставляется номер отслеживания. По нему можно отслеживать посылку на территории страны как отправителя, так и получателя.
Но если отправитель оформил посылку как незарегистрированную, отследить ее будет невозможно. По прибытии в России ей присвоят номер, но получатель все равно сможет узнать его, только когда получит извещение о прибытии посылки в отделение почты.
Этап #3: Извещения и хранение посылок
После того, как посылка доставлена в ваше почтовое отделение, почтальон должен принести извещение по форме 22 в ваш почтовый ящик. Вот как выглядит извещение:
Лицевая сторона Извещения ф.22
Получив такое извещение, необходимо заполнить ваши данные на его обратной стороне. Забегая вперед скажу, что можно избежать всей этой бумажной волокиты и получать посылки без заполнения извещения и даже вообще без него. Для этого вам потребуется современный смартфон и установленное на него приложение Почты России (подробнее этот вопрос рассмотрен в следующем разделе Получение).
Оборотная сторона Извещения ф.22
Здесь нужно указать наименование документа, удостоверяющего вашу личность, его серию, номер, дату выдачи и кем он выдан. В качестве документа, удостоверяющего личность, могут быть использованы:
В графе «зарегистрирован» необходимо указать адрес вашей регистрации, как в паспорте, в случае, если вы получаете посылку или денежный перевод «до востребования», на абонентский ящик, по месту работы (учебы), а также при несовпадении места регистрации с указанным адресом. Все это можно заполнить и заранее – дома (кроме даты и подписи!). Затем указываете дату получения посылки и ставите роспись с расшифровкой.
Ваша подпись на извещении говорит о том, что вы получили посылку с верной массой, без следов вскрытия и со всеми необходимыми печатями и пломбами. Наличие такой подписи снимает претензии к сотрудникам почты, которые могут у вас появиться позднее.
Обычно сотрудники почты требуют, чтобы вы сразу указали все данные и поставили подписи. Такие действия неправомерны. Показывайте на оборотную сторону, где написано «Почтовое отправление, указанное на лицевой стороне извещения, с верной массой, исправными оболочкой, печатями, пломбами, перевязью, получил» и объясняйте, что прежде, чем ставить подпись, вы должны убедиться в том, о чем там написано. В числе прочего сотрудник обязан при вас взвесить посылку, чтобы вы могли удостовериться, что ее вес соответствует заявленному.
Если же есть претензии, то вскрываете посылку в присутствии сотрудника и при необходимости составляете Акт расхождения. Об этом, а также о порядке действий при несоответствии веса или поврежденной упаковке, подробнее будет дальше.
У сотрудников почты периодически происходят сбои в работе, и извещения не всегда доставляются в ваш почтовый ящик. И даже если почтальон принесет извещение о том, что посылка пришла и ждет, когда вы ее заберете, это не исключает риски неполучения посылки, так как извещение могут вытащить нерадивые соседи или какие-нибудь подростки-хулиганы. К чему я это рассказываю? Дело в том, что посылка хранится на почте не более 30 дней, после чего отправляется обратно продавцу. Далее мы дадим вам рекомендации, как подстраховаться на такие случаи. Кроме того, после доставки вторичного извещения отделение почты может потребовать оплату хранения посылки.
Если извещения вы не получили, а по срокам посылка уже должна была прийти (или вы увидели по трек-номеру отслеживания на сайте, что она поступила), можно просто прийти в отделение связи с паспортом и получить извещение на месте.
Также помните о 30 днях хранения посылки, когда оформляете заказ в интернет-магазине. В моей практике было много случаев, когда клиенты оформляли заказ, а потом уезжали в отпуск. командировку, на лечение и т.д. Срок хранения заказа заканчивался и посылку отправляли обратно. В этом случае владельцы интернет-магазинов несут убытки, так как им приходится оплачивать двойную доставку (до получателя и обратно в случае невыкупа). Все эти расходы потом ложатся на других покупателей, так как предпринимателям приходится поднимать цену на товары, закладывая подобные непредвиденные расходы. А нерадивых клиентов заносят в «черные» списки и больше не отгружают им по наложенному платежу. Помните про эффект бумеранга: все плохое, сделанное вами, рано или поздно возвращается.
Этап #4: Получение посылки
А теперь поделюсь с вами несколькими советами, которые облегчат процесс получения посылок.
2 Не так давно Почта России внедрила услугу «Ускоренное получение отправлений», которая позволяет получать посылки в отделении без паспорта и извещений. Я уже подключил услугу и успел оценить все ее преимущества. Подключается услуга либо на сайте Почты России, либо в почтовом отделении (в последнее время сотрудники спрашивают у всех посетителей: «Вы у нас зарегистрированы?». Говорите, что нет, и они вас подключат. Последующий процесс получения посылок выглядит так:
3 Если у вас современный смартфон с достаточным количеством памяти, то установите мобильное приложение от Почты России. Там можно отслеживать все ваши посылки и есть такая удобная штука, которая называется штрих-код. Я использую ее так: когда посылка приходит в отделение связи, в тот же день мне приходит на электронную почту уведомление об этом. Я, не дожидаясь уведомления от почтальона (обычно они приносят эти бумажки с задержкой в несколько дней, а иногда вовсе не приносят), иду получать посылку. Для этого мне достаточно назвать оператору код РПО, который она забьет в свой компьютер. Но я не называю код, а просто показываю оператору штрих-код на смартфоне, сотрудник почты подносит специальное считывающее устройство, и информация о моей посылке сразу же отображается у нее на экране. Это очень быстро и удобно.
Штрих-код с номером РПО на экране смартфона в Приложении Почты России. Экономит время и нервы.
Использование штрих-кода не только экономит время, но и снижает риск человеческой ошибки.
Этап #5: Возможные проблемы при получении посылки. Как действовать, если вес посылки не соответствует заявленному или повреждена упаковка
При получении посылку нужно внимательно осмотреть. Упаковка должна быть целой, без разрезов, разрывов, в том числе заклеенных скотчем, который отличается от оригинального скотча отправителя. Упаковку могли вскрывать и на таможне, но в этом случае к посылке должен прилагаться соответствующий акт (см. ниже).
Обнаружить, что вес посылки не соответствует заявленному, вы можете при отслеживании отправления (на сайте указывается эта информация) или уже при получении (именно на такой случай нужно обязательно просить сотрудника взвесить посылку при вас – и делать это еще до того, как поставите подпись в извещении).
Небольшая разница в весе может объясняться погрешностью приборов, иногда – усушкой товара (если речь идет о пищевых продуктах) и т.п. Но если разница существенная, речь может идти о воровстве на почте или о мошенничестве со стороны продавца. Реже случаются ошибки в указании веса отправителем.
Если изменение веса было обнаружено сотрудниками почты в процессе пересылки, то к посылке должен прилагаться Акт формы №51 (составляется почтовыми работниками). Выглядит она так:
В акте должно быть указано, кто и где обнаружил расхождение в весе, вес заявленный и реальный, в каком состоянии находится упаковка. Должны обязательно быть подписи работников почты, составивших документ. Этот акт работник почты должен отдать вам до вручения посылки.
Похожий акт на почте обязаны составить, если повреждена упаковка или что-то потерялось:
Если никакого документа нет, а поврежденную упаковку или расхождение в весе вы обнаружили при получении самостоятельно, то вы можете потребовать вскрытия посылки. Кроме того, работник почты обязан тогда составить такой акт при вас. Сделать это нужно до того, как вы поставите подпись в извещении! После этого никаких претензий от вас уже не примут.
Порядок вскрытия определяется утвержденными Почтовыми правилами (глава 40, стр. 244).
По результатам вскрытия посылки сотрудник почты составляет акт по форме 51-в. На его оборотной стороне указывается состав фактических вложений. Один экземпляр акта достается получателю.
Если в посылке нет того, что вы заказывали, или вложения неполные, вы вправе принять решение, получать ее или нет. Если вы ее не примете, на почте ее заново упакуют и отошлют обратно отправителю вместе с еще одним экземпляром акта.
При вскрытии посылки есть смысл снимать этот процесс на видео на телефоне. Такая запись поможет вам аргументировать свою позицию в споре с продавцом, если он возникнет на торговой площадке или в платежной системе.
Блок №2: Как правильно отправить посылку наложенным платежом
Если вы хотите отправить посылку с использованием наложенного платежа, то прежде всего нужно выяснить, во сколько обойдется пересылка, так как в зависимости от удаленности получателя стоимость будет разной. А вам нужно будет включить ее в сумму, которую получатель внесет сотруднику почты при получении.
Когда я руководил интернет-магазином, то было много случаев, когда неправильно рассчитанный наложенный платеж приводил к убыткам. Если недосчитать, то придется потери возмещать из своего кармана. А если пересчитать, то мы можем потерять постоянного клиента, который решит, что его обманывают, либо он вовсе откажется от посылки, и тогда нам нужно будет компенсировать двойную доставку (туда и обратно), что также приводит к дополнительным расходам.
Итак, после получения заказа выясняем адрес доставки у получателя. Затем нам нужно измерить вес и габариты посылки. После сбора этих данных дальнейший алгоритм действий будет следующим:
Шаг #1: Заходим на сайте «Почты России» в раздел «Посылки» (https://www.pochta.ru/PARCELS)
Шаг #2: Выбираем город отправления и город назначения.
Шаг #3: Выбираем вес отправления. Его можно выбрать из предложенного списка либо вписать точный вес отправляемой бандероли.
Шаг #4: Пришло время выбрать способ доставки.
Здесь есть три варианта:
- Обычный Ускоренный Курьерский
Давайте рассмотрим каждый из них подробнее:
- Обычная доставка посылок и бандеролей осуществляется наземным и авиатранспортом. Во главу угла поставлена оптимизация сортировки и стоимости доставки, поэтому сроки установлены более длительные, нежели у двух других способов. Ускоренное отправление касается только бандеролей. Внутри России таким отправлениям присваивается 1-й класс. Они первыми обрабатываются в сортировочных центрах, первыми отправляются для транспортировки – преимущественно авиапочтой, за ними более жесткий надзор, лучше контролируется сохранность. Срок доставки – на 30% меньше, чем у обычной. Курьерский (EMS-отправления) – доставка осуществляется курьером от двери отправителя до двери адресата. Действует только в населенных пунктах, где есть курьерская служба EMS. В других городах отправление доставляется в отделение Почты России и выдается обычным порядком. Более удобный способ доставки по сравнению с обычной. По срокам сравним с ускоренной доставкой.
Шаг #5: В «Дополнительных услугах» ставим галочку в пункте «Наложенный платеж». Автоматически становится активным окно «Ценная»: отправить наложенным платежом можно только посылку или бандероль с объявленной ценностью (это сумма, в которую отправитель оценивает стоимость посылки; в случае повреждения, потери или несвоевременной доставки она будет выплачена тому, кто оплачивал услуги почты).
За отправления с объявленной ценностью приходится доплачивать:
- за посылки – 3,39% от оценочной суммы + НДС; за письма или бандероли – 3 копейки за каждый рубль объявленной ценности + НДС.
*Ограничения по объявленной ценности можно посмотреть здесь.
Шаг #6: Проставляем суммы в обоих окнах. Обратите внимание, что сумма наложенного платежа не может быть ниже суммы объявленной ценности. Например, если вы оцениваете свою посылку в 3.000 руб., то нельзя ставить сумму наложенного платежа ниже. А вот наоборот можно, к примеру, наложенный платеж 3.000 руб., а объявленная ценность 1.500 руб. Как правильно этим пользоваться? Выше я указал, что за ценность посылки взимается дополнительная комиссия 3,39% от оценочной суммы + НДС. Это стоимость страховки груза. Подобный платеж есть в любой транспортной компании. Так как отправляемые мною товары имели разную закупочную стоимость, то я всегда выставлял объявленную ценность с привязкой именно к закупочной цене. Ведь если товар потеряется, то, чтобы не допустить убытков, мне достаточно компенсировать те затраты, что я понес на закупку товара, его доставку и хранение. Например, я продавал водосберегающие насадки. В закупке (сюда входит и стоимость доставки) они стоили около 30 руб. А продавал я их по 300 руб. Когда человек заказывал 3 насадки, то в наложенный платеж я ставил (900 руб. + стоимость доставки), а в объявленную ценность всего 90 руб. Таким образом, комиссия почты 3,39% + НДС начислялась не на (900 руб. + доставка), а на (90 руб. + доставка), что существенно снижало стоимость доставки для покупателя.
Шаг #7: Стоимость отправления посылки наложенным платежом рассчитывается автоматически. Если нажать на значок вопроса, то можно посмотреть, из чего складывается стоимость доставки:
Шаг #8: Выбираем адрес отделения «Почты России», наиболее удобный для отправки посылки или бандероли. Приходим.
Шаг #9: Берем у оператора и заполняем бланк извещения об отправке посылки или бандероли. Прописываем ФИО отправителя и получателя (инициалы не допускаются, только полное написание), указываем его и свой адреса, стоимость отправляемого товара и в отдельной графе адрес электронной почты и мобильный телефон получателя.
Шаг #10: Берем у оператора и заполняем бланк на наложенный платеж, в котором указываем сумму, по следующему образцу:
Необходимо заполнить два экземпляра. Один мы кладем в посылку, а второй остается у нас. Вы получите заверенное почтовым работником подтверждение содержимого посылки.
Шаг #12: Упаковываем товар в коробку (ее можно приобрести на почте либо найти самостоятельно, но строго в соответствии со стандартами, указанными здесь, передаем вместе с бланками оператору.
Шаг #13: Получаем трек-номер отправления (комбинацию из 14 цифр, присваиваемую каждой посылке или бандероли). Его можно сообщить покупателю, чтобы тот мог отслеживать движение посылки на сайте «Почты России» (более подробную инструкцию по отслеживанию посылки смотрите выше).
В ведомстве утверждают, что отправления наложенным платежом специальным образом маркируются и транспортируются отдельно от прочей корреспонденции и посылок.
Также в стоимость может входить СМС-уведомление о прибытии посылки и СМС-извещение продавца о ее получении покупателем – эту услугу можно заказать при отправке, поставив галочку в соответствующей графе бланка извещения об отправке, обойдется она в 10 руб. за каждую эсэмэску. Если услуга заказывается для отправителя, он получит сообщение о получении посылки адресатом. Если для получателя – ему сообщат о прибытии посылки в отделение.
Оплатить и получить товар покупатель может либо лично по паспорту, либо через своего представителя по доверенности, которая оформляется нотариально или заранее в почтовом отделении и подписывается его начальником.
Как продавцу получить деньги за наложенный платеж?
При отправке заказа в бланке извещения указываются паспортные данные и адрес отправителя. Когда в почтовое отделение продавца придут деньги из почтового отделения покупателя, отправителю товара придет извещение. С ним и паспортом он приходит на почту.
В извещении все графы, касающиеся получателя денег (ФИО, адрес, серия и номер паспорта, дата получения, подпись, сумма перевода прописью) должны быть заполнены правильно.
Всё верно? Тогда деньги продавцу выдадут так же, как получателю обычного денежного перевода – наличными через кассу.
Плюсы и минусы наложенного платежа для покупателя
Отправления наложенным платежом для покупателя имеют как преимущества, так и недостатки.
Плюсы и минусы наложенного платежа для продавца
На первый взгляд кажется, что для продавца при такомспособе оплаты сплошные плюсы, но это не совсем так. В выигрыше, прежде всего, Почта России, которая берет довольно крупную комиссию и несет ответственность только за пересылку товара согласно описи и его сохранность на сумму объявленной ценности. У продавца ситуация другая.
Плюсы для продавца | Минусы для продавца |
Расширение сферы сбыта для бизнеса. Продавец, работающий с наложенным платежом, имеет больше клиентов, чем продавец, который работает только по предоплате. По своему предпринимательскому опыту замечу, что есть покупатели, которые принципиально выбирают услуги Почты России, при том, что им предлагались более выгодные способы доставки транспортными компаниями и курьерскими службами. | Высокие риски. Покупатель может просто не прийти за товаром, в результате все транспортные расходы ложатся на продавца. Сюда входит как отправка товара к получателю, так и его пересылка обратно продавцу в случае невыкупа. В моем интернет-магазине опытным путем были выявлены регионы, где процент невыкупленных посылок доходил до 90%. То есть, выкупалась только каждая десятая посылка, а остальные девять возвращались обратно. К таким регионам относились Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия, Приморский и Хабаровский края. В эти регионы мы потом просто перестали отправлять наложку и работали только по предоплате. |
Нет необходимости открывать ИП и расчетный счет, при желании все платежи можно совершать наличными. Но это же является минусом, смотрите правую колонку. Тем не менее, рекомендую использовать такой вариант на старте вашего бизнеса, когда вы только запускаете интернет-магазин и еще не знаете, будет ли он выгоден и стоит ли оформлять ИП. | По каждому отправлению приходится посещать почтовое отделение 2 раза: чтобы отправить товар и получить деньги. Это придется делать самому. Либо нанимать для этих целей человека или пользоваться услугами курьерских служб, что влечет дополнительные расходы. |
Простое оформление отправки товара. | Товар и платеж за него долгое время находятся в пути и выпадают из оборота. |
Курьерские службы или «Почта России»: где выгоднее?
Наряду с крупнейшей государственной почтовой компанией существует несколько сравнительно небольших курьерских служб, которые также оказывают услуги отправлений наложенным платежом. Это, например, Grastin, Boxberry, Hermes, Shop Logistics, CDEK, SPSR Express, ECP-Logistic, DPD и другие.
К плюсам таких компаний относится более быстрая доставка, более лояльный к клиентам сервис по сравнению с государственной почтовой службой, иногда более низкие тарифы.
Минусы тоже имеются. Это менее широкий охват (для доставки в некоторые населенные пункты такие компании пользуются услугами той же Почты России или других курьерских служб). Также небольшие компании периодически практикуют задержку перевода средств, полученных через наложенный платеж, у них чаще возникают авралы в периоды пиковых нагрузок (скажем, перед Новым годом).
Несмотря на все недостатки, деятельность коммерческих курьерских служб активизировала конкуренцию на рынке почтовых отправлений наложенным платежом и стимулировала Почту России развивать свой курьерский сервис (EMS) с сокращенными сроками доставки и бонусами в виде бесплатной упаковки на самых ходовых размерах посылок.
Для наглядности давайте сравним стоимость доставки одной и той же посылки массой 3 кг из Москвы в Санкт-Петербург:
Компания | Стоимость доставки, включая комиссию за наложенный платеж (руб.) | Срок доставки |
Почта России | 365 | 1-2 дня |
Grastin | 150 | 1 день |
Boxberry | 200 | 2 дня |
Hermes | 251 | 1-2 дня |
Shop Logistics | 210 | 1-2 дня |
EMS (Почта России) | 511 | 1 день |
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Указанные в таблице тарифы действуют для интернет-магазинов. Это значит, что при заказе товара в интернет-магазине выгоднее выбрать одну из таких служб доставки. Если вы захотите отправить посылку родственнику, то не все курьерские службы примут вашу посылку, так как многие из них с физическими лицами не работают. Поэтому при самостоятельной отправке оптимальным вариантом отправки все таки будет Почта России.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли на почте рассчитаться картой за посылку наложенным платежом?
В почтовых отделениях банковской картой можно оплатить товары и услуги, кроме почтовых переводов денежных средств и платежей в пользу третьих лиц (коммунальные, муниципальные и др.). Это значит, что наложенный платёж оплатить картой невозможно.
Чем посылка отличается от бандероли?
Бандероль предназначена для пересылки печатной продукции, документов, фотографий, небольших плоских предметов. Максимальный вес бандероли – 2 килограмма (если отправляются только книги или пересылка идет в другое государство – 5 килограммов). Самая большая бандероль не может превышать 60 сантиметров в длину, а сумма длины, ширины и высоты не должна быть больше 90 сантиметров.
Посылками же обычно пересылают вещи, и вес такого отправления начинается от 2 килограммов. Сумма трех измерений может достигать 670 сантиметров. Из обычных отделений Почты России отправляют посылки массой до 20 кг, из специализированных можно пересылать и более тяжелые. В курьерских фирмах устанавливаются свои нормы, но в целом пропорции между бандеролью и посылкой сохраняются.
Что будет, если отказаться от получения посылки?
В законодательстве предусмотрены два случая возврата товара продавцу. Как уже говорилось выше, вы вправе отказаться от получения товара до оплаты. Самый простой способ – выбросить извещение в мусорное ведро и забыть о нем, даже если вы подтвердили получение бумаги прямо перед глазами почтальона.
В этом случае теоретически продавец может подать на вас в суд, поскольку вы нарушили заключенное при заказе товара соглашение (п.20 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ №612 от 27 сентября 2007 г.). В реальности такого не происходит, потому что судиться из-за нескольких сотен рублей – стоимости услуг почты, которые приходится оплачивать продавцу при возврате невостребованной посылки – никто не будет.
Второй способ более цивилизованный. Вы приходите на почту и пишете письменный отказ от покупки, мотивируя его пунктом 44 Правил оказания услуг почтовой связи от 31.07.2014 года. Причины указывать не нужно. На этом этапе можно отказаться даже от вещи, входящей в список товаров, не подлежащих возврату, ведь вы ее еще не оплатили, а значит, сделка пока не совершена.
Следующий способ еще более современен: вы оплачиваете посылку, вскрываете ее, и, если есть сомнения в качестве или целостности полученного товара, оформляете возврат. В этом случае в силу вступают нормы закона РФ «О защите прав потребителей». В течение 14 дней вы вправе вернуть продавцу исправный товар, не подходящий вам по цвету, форме или иным внешним факторам, а также неисправные изделия. При этом товар не должен входить в список не подлежащих возврату. Существенный минус такого способа — это обязанность оплатить почтовые расходы по пересылке товара обратно продавцу.