Что значит по мощам и елей
1 февраля 1918 года, патриарх Тихон предал анафеме большевиков — «извергов рода человеческого»
1 февраля (19 января) 1918 года была объявлена анафема всем большевикам и коммунистам.
В этот день патриарх всея Руси Тихон в послании к верным чадам православной церкви анафемствовал «извергов рода человеческого».
Интронизация состоялась 21 ноября 1917 года (4 декабря по н. ст.) в кремлёвском Успенском соборе, в праздник Введения.
К этому времени в России уже состоялся октябрьские переворот и к власти пришли иудо-большевики.
Поток вестей о расправах над духовенством, в особенности убийство митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), побудил учредить на Поместном Соборе в начале 1918 года особое поминовение исповедников и мучеников, «скончавших жизнь свою за православную веру».
1 февраля 1918 года Патриарх Тихон издал своё знаменитое Воззвание, которое, в частности, гласило:
Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и вьявь при дневном свете, с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостию, без всякого суда и с попранием всякого права и законности.
Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной.
Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной.
Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение.
Далее речь шла о зверствах и гонениях, которым изверги рода человеческого и безбожники подвергают церковь и т. д.
Хотя и большевики ни разу не упоминались в тексте, нетрудно было догадаться, о ком именно идет речь в послании.
К этому моменту большевики уже взяли под контроль все газеты, поэтому в прессе анафема не публиковалась. Однако о ней быстро стало известно, поскольку послание напечатали церковной в типографии,.
Послание патриарха Тихона было весьма смелым, ведь фактически он первым выступил большевиков, которые на тот момент были заняты другими lделами и пока еще не трогали.
На момент анафемы антицерковная политика большевиков свелась лишь к нескольким решениям, в середине ноября 1917 года закон Божий из обязательного учебного предмета был переведен в разряд факультативных. Тогда же было полностью прекращено финансирование духовных семинарий, академий и прочих религиозных образовательных учреждений.
В декабре 1917 года началась постепенная передача церковно-приходских школ в ведение народного комиссариата просвещения. В середине декабря церковь была лишена полномочий в семейной сфере: регистрация браков, запись новорожденных передавались под контроль государства. Также были уволены все священнослужители, служившие в воинских частях.
Наконец, в январе 1918-го большевики попытались захватить типографий и реквизировать имущество Александро-Невской лавры. Последняя попытка была отбита при активном участии верующих. В общем, политика иудо-большевиков была явно враждебна на церкви, но вместе с тем открытых гонений массовых зверств еще не было.
Все было еще впереди и уничтожения храмов и массовый расстрелы священнослужителей. Даже декрет об отделении церкви от государства вышел уже после анафемы Тихона. Так что для этого послания Тихону требовалась определенная смелость и жесткость.
Тот факт что большевики в анафеме ни разу не упоминаются по имени, не должен вводить в заблуждение, вполне очевидно, о ком идет речь в послании патриарха, и кто является извергами и гонителями.
ЧК в расклеенных объявлениях обещала «стереть с лица земли» всех, кто будет выступать «с речами и действиями против Советской власти».
25 марта 1925 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, уставший от непомерного груза Патриарх тихо скончался на б0-м году жизни. Перед смертью он сказал, вздохнув: «Скоро наступит ночь, темная и длинная». Ночь наступила и продолжается до сих пор, спустя почти 100 лет.
Но, за ночью, даже очень, длинной обязательно неизбежно наступит рассвет!
«По мощам и елей!»
Первый, деревянный мавзолей Ленина, сооружение в форме куба с тремя ступенями наверху, начал спешно возводиться сразу после смерти вождя в январе 1924 года. При взрывах мерзлого грунта была повреждена система канализации, и зловонная жижа стала заливать все вокруг. Узнав об этом, Патриарх Тихон сказал: «По мощам и елей».
25 января в «Рабочей Москве» были опубликованы три письма «представителей народа» под заголовком «Тело Ленина надо сохранить!»
Летом 1924 года, несмотря на протесты Крупской и ближайших родственников Ленина, в прессе было опубликовано сообщение о решении «не предавать тело Владимира Ильича земле, а временно поместить его в Мавзолее и продлить доступ желающим».
Владимир Ильич лично занимался похоронами Ольги, когда она скончалась в возрасте 19 лет, 8 (20) мая 1891 года, точно в день 4-й годовщины казни старшего брата.
Похоронили её в Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. Сестра, как и позднее мать Ленина, была отпета в одной из кладбищенских церквей и похоронена по христианскому обычаю.
На могиле сестры Ольги В.И. Ленин установил четырёхконечный чугунный крест, на могиле матери (умершей в 1916 году) – ажурный шестиконечный.
После возвращения в Россию из эмиграции 3 (16) апреля 1917 года, В.И. Ленин на следующий же день посещает могилу матери и сестры Ольги на Волковском кладбище. В Симбирск, на могилу отца, где он не был около 20 лет, вождь пролетариата не поехал. После революции Владимир Ильич заменил чугунные кресты на могилах матери и сестры на мраморные. Пока, наконец, в 1930-х годах советская верхушка не установила на их могилах чёрные мраморные саркофаги.
В 1952 году они были заменены на мемориал (скульптор М.Г. Манизер, архитектор В.Д. Кирхоглани), сохранившийся до сих пор.
Тем не менее письмо якобы было, хранила его сестра М.И.Ульянова, когда умерла в 59 лет письма (и не только) в архиве не нашлось!
Еще после покушения на Ленина в 1918 году возник дуализм его образа: смертного человека и бессмертного вождя. Скорбь по скончавшемуся Ильичу должна была смениться воодушевленной борьбой, во главе которой по-прежнему стоит бессмертный Ленин.
Газеты писали: «Ленин умер. Но Ленин жив в миллионах сердец. И даже самой физической смертью своей отдает Ленин свой последний приказ: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Траурные шествия, воющие сирены и пятиминутные остановки работы – все эти действия во время похорон Ленина стали важными звеньями создания его культа. Проститься с Лениным приехали миллионы трудящихся со всей России. В 35-градусный мороз люди грелись у костров, ожидая своей очереди, а затем в полной тишине, изредка нарушаемой несдержанными рыданиями, проходили мимо гроба. Их объединяло одно: скорбь и горячая вера в обещанное светлое будущее.
Итак, после смерти Ленина вначале было принято решение о временном бальзамировании его тела.
Для временного бальзамирования («замораживания») был взят стандартный раствор, состоящий из формалина (30 частей), хлористого цинка (10 частей), спирта (20 частей), глицерина (20 частей) и воды (100 частей). Был произведен обычный разрез грудной клетки вдоль хрящей ребер и временно удалена грудина. Через отверстие в восходящей аорте с помощью большого шприца типа «Жанэ» введена консервирующая жидкость.
«При наполнении, – вспоминал 29 января 1924 года присутствовавший во время аутопсии Н. А. Семашко, – обратили внимание на то, что височные артерии не контурируются и что на нижней части ушной раковины образовались темные пятна. После наполнения жидкостью пятна эти стали рассасываться, и, когда кончики ушей растерли пальцами, они порозовели и все лицо получило совершенно свежий облик».
23 января 1924 года в 9 часов утра тело Ленина, одетое в необычный для него полувоенный френч защитного цвета, уложили в гроб. В 9:30 гроб на руках вынесли из Большого дома в Горках и понесли по морозу (-35 °C) на станцию Герасимово, что в 4 километрах от Горок. В 11 часов 40 минут тело Ленина поместили в вагон специального траурного поезда, и, сопровождаемый толпами народа по всей трассе до Москвы, поезд прибыл на Павелецкий вокзал, откуда его также понесли на руках по улицам Москвы до Колонного зала Дома союзов. Весь путь от Горок до Колонного зала занял 6 часов.
Огромные толпы людей устремились к центру Москвы.
Сплошной поток людей в 2 колонны с 7 часов вечера 23 января до 27 января проходил мимо гроба Ленина. В очереди к Колонному залу было не меньше 50 тысяч человек. Только через почетный караул прошло около 10 тысяч человек, был возложен 821 венок. С Лениным прощались рабочие, крестьяне, соратники по партии, иностранные делегации (всего около 500 тысяч человек).
В Харькове в то время без конца менялись власти: то город оккупировали германские войска, то устанавливалась советская власть, то его захватывали деникинцы. Документ экспертизы о жестоком расстреле белых офицеров был подписан в числе других и Воробьевым. В сущности, это обстоятельство в 1920 году послужило одной из причин эмиграции Воробьева вместе с сестрой и ее мужем – Рашеевым в Болгарию, где он вскоре (20 марта 1920 года) занял кафедру анатомии Софийского университета.
Однако уже через год его потянуло на родину в Харьков.
В июне 1921 года он уезжает на конгресс анатомов в Германию и там через советское консульство в Берлине оформляет документы для возвращения домой. Надо думать, что, возвращаясь на родину в 1921 году, Воробьев был полон тревог и опасений, о чем он и поведал своему случайному попутчику – Б. И. Збарскому, ехавшему с ним на одном пароходе до Риги. Так они познакомились.
Б. И. Збарский высшее образование получил в Женеве, закончив университет в 1911 году, там же он провел свое первое научное исследование в лаборатории крупного русского ученого-химика А. Н. Баха – известного народовольца и революционера.
Возвратившись в Россию в 1912 году, Збарский сдал экзамен в Петербургском университете, получив диплом инженера-химика. В 1912–1915 годах работал в акционерном обществе «Гарпиус» на канифольно-скипидарном заводе в г. Судоге вместе с Л. Я. Карповым – известным инженером-химиком, членом большевистской партии. Вскоре, в 1915 году, Збарский принимает выгодное предложение вдовы миллионера Саввы Морозова (З. Т. Рейбот-Резвой) и занимает
должности управляющего крупным имением и директора двух химических и одного железоделательного заводов в Пермской губернии. В 1916 году получает патент на метод очистки хлороформа, столь нужного России в связи с начавшейся мировой войной. В 1916 году Збарский вместе с Карповым строят хлороформный завод в районе с. Бондюга недалеко от г. Елабуги.
Знакомство с Л. Я. Карповым сыграло добрую роль в дальнейшей судьбе Збарского. После революции в 1918 году Збарский переехал в Москву и был принят на работу в отдел химии ВСНХ, который к этому времени возглавлял Л. Я. Карпов.
В 1918 году в Россию вернулся и академик А. Н. Бах, он был назначен директором Центральной химической лаборатории, преобразованной в дальнейшем в Институт химии.
Лабораторию и институт пришлось организовывать на пустом месте, не было ни помещения, ни оборудования, ни денег. Заместителем директора лаборатории, а впоследствии института вскоре стал Б. И. Збарский – человек неукротимой энергии, с хорошим опытом управленческой работы. Для А. Н. Баха он оказался подлинной находкой. Стараниями Збарского было закуплено необходимое импортное оборудование, построено в 1922 году новое здание на Воронцовом поле для Института химии, создан новый Институт биохимии (1921 год), а также позже (в 1928 году) и первоклассный полузаводской опытный участок.
Все это характеризует Збарского как человека с незаурядным организаторским талантом и огромной «пробивной» силой, если учесть, что в 20-е годы в России был голод и правительство, естественно, не располагало свободными средствами. К моменту встречи этих столь разных по образованию и жизненному опыту людей Збарскому было 39 лет, а Воробьеву – 48 лет. Збарский был полон
энергии и честолюбивых планов, Воробьев же, обладавший солидным опытом анатома (еще в 1908 году он написал книгу «К вопросу об устройстве анатомических учебных музеев»), вовсе не стремился иметь дело с органами ЧК и Советской власти, будучи настроенным далеко не просоветски. Его вполне устраивала скромная должность заведующего кафедрой анатомии в родном Харьковском медицинском университете.
И все-таки нельзя представить себе лучшего сочетания столь разных людей для предстоящего дела: с одной стороны, великолепный мастер бальзамирования, с другой – блестящий организатор, отлично ориентирующийся в советской и партийной иерархии 20-х годов.
.Ещё через неделю в спиртовую ванну стали добавлять глицерин. Через две недели спирт убрали и заменили водой и глицерином
. Позднее в раствор добавили уксуснокислый калий. На завершающем этапе в ванну был добавлен двухпроцентный раствор солянокислого хинина, чтобы предотвратить попадание на тело микроорганизмов. Процедуры длились на протяжении трёх месяцев, пока наконец большевики не попросили показать Ленина общественности. К этому моменту показать его уже было можно.
В гости к Крупской отправилась делегация, чтобы попросить у неё одежду Ильича, ведь нельзя было показывать его голым, как-то неприлично. Крупская обрушилась на гостей с упрёками, что они занимаются невесть чем, пытаются сделать из её мужа какое-то чучело, вместо того чтобы по-человечески его похоронить. Тем не менее, несмотря на практически истерическое состояние, её удалось уговорить отдать одежду и даже зайти посмотреть на тело. Сделано это было в присутствиии Бонч-Бруевича, который описал все на заседании ЦК в негативных тонах. Но Сталин не любил Крупскую и сохранилось его предложение «на вздор старухи внимания не обращать,- а продолжать!»
В июне тело Ленина показали делегатам Коминтерна и родственникам. Крупская молча плакала, а брат Ленина сказал, что получилось очень хорошо и Ленин лежит как живой. К этому времени было завершено строительство второго мавзолея, также деревянного, но уже сконструированного с учётом необходимости сохранения тела и соблюдением норм влажности и температуры.
Основные работы по бальзамированию были завершены, тело Ленина на несколько часов в день стали доставать из ванны, чтобы приучить к воздуху.На Пятом Конгрессе Коминтерна было высказано пожелание о сохранении тела вождя коммунистического движения хотя бы в течении срока до 30 годовщины Октябрьской революции (1947 год).
26 июля должен был состояться торжественный приём работы учёных, на который планировали прибыть самые видные большевики и члены комиссии по сохранению тела и произнести торжественную речь о достижениях советской науки, наконец объявив советским гражданам, что Ленин теперь будет с ними всегда.
В ночь перед церемонией у Воробьёва началась истерика, его одолели параноидальные мысли, он то и дело находил какие-то недочёты и бранил Збарского последними словами за то, что он втянул его в гибельную авантюру.
Однако приём работы прошёл успешно, членам комиссии очень понравилась работа учёных, им выдали денежные премии и похвалили
.Через неделю, 1 августа 1924 года, Мавзолей был открыт для посещения граждан. Воробьёв уехал в Харьков, где продолжил деятельность в сфере анатомии, Збарский остался в роли хранителя тела. В 1934 году Воробьев и Борис Ильич Збарский были награждены орденами Ленина «за исключительные заслуги в деле сохранения тела В. И. Ленина». Комиссия во главе с проф. А. И. Абрикосовым после осмотра тела Ленина после 10 лет, прошедших со времени его бальзамирования, оценила «научный и гражданский подвиг» награждённых ученых, отметив, «что их работа представляет научное достижение мирового значения».
В этом же году В. П. Воробьев избран членом Всеукраинской академии наук по кафедре анатомии человека.
В 1937 году Воробьёв часто чувствовал недомогание, и у него было выявлено заболевание почки. Он сам настоял на операции, во время которой ему была удалена почка, как потом выяснилось, оказавшаяся единственной.
Кроме того, периодически (раз в год) тело купают в специальных растворах, а также проводят «косметический ремонт», заменяя неорганическими материалами некоторые участки тела, всё же подвергшиеся изменениям. Под костюмом вождя скрыт ещё один резиновый «костюм», удерживающий бальзамирующую жидкость. Если бы не проводились регулярные перебальзамирования и тело с 1924 года не трогали, к настоящему моменту оно бы ссохлось и больше напоминало египетские мумии, хотя и находилось бы в лучшем состоянии, чем эти древние артефакты.
—
Геннадий Орешкин
Подробности Категория: Эко интересно Опубликовано 21.04.2017 18:02 Просмотров: 4543
В чем смысл пословицы:» По мощам и елей.»?
Здесь говорится о значительности человека, о то, что каждому воздается согласно его значимости в этой жизни, ведь есть же старинный древний обычай, когда на могиле умершего воскуряют елей, а елей-то именно нужно воскурять, согласуясь со значительностью человека. Вот отсюда и такая многозначительная лаконичная древняя пословица.
Речь о ярком и достойном в жизни. Это может быть яркий особенный, талантливый, способный или достойный человек, это может быть предмет, вещь, которые на фоне других отличаются своей красотой, своеобразностью, шедевр в сравнении с другими. Когда видно кто есть кто и что есть что. Не идут в сравнении одно с другими. Когда уровень разный, чей то намного выше, лучше. Поэтому сравнивают с алмазом, ведь этот камень стоит особняком по своей красоте и ценности среди камней. И от того, что он может оказаться в грязи, сущности своей не теряет.
Изменчива погода и в течение суток. Холодное, даже морозное утро сменяется по-летнему теплым днем, а вечером может пойти холодный дождь или даже снег!
Имхо, это значит, что не так то просто заработать славу хорошего достойного человека. Надо много и много сделать всего хорошего, полезного доброго, чтобы о тебе хорошо говорили и думали и имя с уважением произносили, а вот чтобы заработать дурную славу достаточно однажды поступиться и придется снова и снова делать хорошие дела чтобы простили и забыли.
Представьте, что когда вы только познакомились с человеком, то вы не знаете на сколько он умен и умен ли воообще. А чтобы его лучше узнать, необходимо с ним поговорить и послушать как он умеет излагать свои мысли. Бывает, что человек проявляет свою натуру, а точнее ум не сразу, но тем ни менее все равно будет понятно и он себя проявит. Вот поэтому в пословице и говорится, что осла выдают его длинные свисающие уши, а медведя его когти, то есть его сила и мощь, а о человеке мы можем узнать по его разговорам, то есть по речи.
Мавзолей Ленина: По мощам и елей
Почему отношение коммунистов к телу Ленина ближе к почитанию тела фараона, а не к православному почитанию мощей святых. Как сегодня египтяне относятся к своему величайшему и очень жестокому правителю Рамсесу II и как нам «египетского зла избежать»
Первый Мавзолей Ленина. Просуществовал до весны 1924 года
Значит ли это, что он сравнил тело Ленина с мощами святых? Да, как аналогию, а не как отождествление, без кощунства. По легенде, свт. Тихон, Патриарх Всероссийский, когда прорвало канализацию и затопило мавзолей, сказал: «По мощам и елей». Здесь тоже есть сравнение с мощами?
Путин видит некое сходство традиций и мог бы с тем же успехом привести пример сохранения тела Хамбо-Ламы Этигелова российскими буддистами. В контексте речи это все равно.
Не исключено, что и Зюганову было бы политически выгоднее сравнивать Ленина не со святым богатырем, а с Хамбо-Ламой. Известно, что лидера КПРФ сегодня активно ругают соратники за то, что он, как говорили при Ленине, «заигрывает с церковниками» и с русской державной идеологией.
В октябре было написано открытое письмо о необходимости его смещения, а 8 декабря в Москве состоялось собрание коммунистов накануне предстоящего в феврале XV съезда КПРФ. На собрании вновь предлагали отстранить Зюганова за «богоискательство». Едва ли коммунисты рады сравнению Ленина с мощами святых, потому что одним из обвинений было поклонение Зюганова Поясу Пресвятой Богородицы накануне выборов 2011 г.
Путин потому и начал фразу с того, что «коллеги будут ругаться». Зюганова ругают и аксакалы вроде Егора Лигачева, и партийная молодежь.
И все же попробуем сравнить отношение Православной Церкви к мощам угодников Божиих и коммунистов к телу их вождя.
Почитание мощей Церковью
О почитании мощей святых написано много. Приведем фрагменты из статьи известного русского богослова, профессора Московской духовной академии Ивана Васильевича Попова (1867-1938). Он прославлен как мученик, пострадавший во время гонений на Церковь со стороны Советской власти.
В 1919 году профессор Попов обратился в Совнарком, возглавляемый Лениным, с протестом против планов изъятия из Троице-Сергиевой лавры мощей прп. Сергия Радонежского. В декабре 1924 г. он был впервые арестован и с тех пор многие годы провел в лагерях. Расстрелян. Что же он пишет?
«Мощи святых угодников являются знаком особой благодати, почивающей на праведнике, чьи останки мы почитаем. «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14), — говорится в Священном Писании о праведниках».
«Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком».
«Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое. С земною Церковью в общении любви находится и Церковь Небесная, и такое общение Церкви земной и Небесной выражается в молитве, венец которой составляет возношение Святейшей Евхаристии: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…» Один из учителей древней Церкви (Ориген) говорит: «В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно — состоящее из людей, другое — из небожителей…»
«Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика».
«Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. «Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих», — читаем мы в молитве Преподобному Сергию. И это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления»
«Пусть даже людям и удастся устроить земной рай сытости и материального благополучия, но никакими усилиями не спасут они себя от болезней, старости и смерти, а следовательно, останутся на земле страдания, горечь уходящих сил, боль потери дорогих и близких, ужас смерти — такие бедствия человеческой жизни, пред которыми бледнеют все прочие… Где же искать избавления от них, как не у благодати Божией? И эта благодать преподается человечеству чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам…»
«Почитание останков святых в верованиях Церкви не случайность, но связано с коренными истинами православной веры и что основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей».
Нетленность мощей
Нетленность мощей является дополнительным признаком того, что святой в своей земной жизни угодил Богу, но не является необходимым условием канонизации. Бывали случаи, что у святых, которые были праведны, но в чем-то согрешили, истлевала часть мощей. Как будто бы Бог их таким образом смирял. Но есть случаи, что величайшие святые, лежат в костях. Например, прп. Серафим Саровский. Есть и примеры того, что мощи святых обретали нетленными, а потом они истлевали – уже почитаемые. Церковь относилась к нетлению мощей, как к Божиему дару. Есть, слава Богу. Нет, все равно святой почитается.
Пруденций пишет о почитании мощей мучеников в ранней Церкви: «Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников и обмытые чистым вином кости их и все наперерыв стараются добыть их себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия».
В СССР был создан специальный институт поддержания внешнего вида тела Ленина.
Скульптурный портрет Ленина создавался еще при его жизни, до того, как был утвержден канон изображения вождя мирового пролетариата с веселым прищуром добрых глаз. Экспонат выставки «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть»
Возможность видеть тело
Где находится гробница св. пророка Моисея, неизвестно. В новозаветном Послании апостола Иуды говорится: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд., 9). Смысл этого спора толкуется таким образом: дьявол хотел, чтобы тело Моисея почиталось евреями, и они пришли бы к новому идолопоклонству, а Архангел ему запретил.
Почитая мощи святых, Церковь стремилась их обрести, но не возводила необходимость обретения в абсолют. Многие мощи не обретены. Они почивают под спудом или в закрытых гробницах. Так однажды при нападении на Псково-Печерский монастырь ливонский рыцарь, насмехаясь над святыми мощами, хотел мечом открыть крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило исшедшее из гроба пламя. Следы огня до сих пор видны на гробе преподобной Вассы.
Мощи свт. Саввы были сожжены турками в 1594 г., но он остается самым почитаемым святым Сербии.
Для коммунистов важно, чтобы Ленина видело как можно большее число людей, и чтобы он выглядел так, каким он был при жизни. Советская пропаганда в этом видела причину строительства постоянного здания Мавзолея и сохранения тела Ленина.
Неделимость
Теперь представим себе гипотетическую ситуацию. Пора расцвета культа Ленина в СССР. Столетний юбилей вождя, 1970 год. Секретарь ленинградского обкома партии Василий Толстиков пишет письмо в ЦК с просьбой отделить руку Ленина, которой он указывал путь мировому пролетариату, для того, чтобы выставить ее в Смольном. Скорее всего, Толстиков быстро перешел бы на ответственную работу посла. Он, правда, и так в том же году стал послом, но все-таки послом в Китае, а не в каком-нибудь Никарагуа.
Возможность перемещения
Мощи святых много раз перемещались. Иногда их похищали, как было с мощами святителя Николая Мирликийского. В церковной традиции это похищение купцами из города Бари не оправдывается, но считается промыслительным: мощи были перенесены в Италию до разгрома Византии во время Крестового похода 1204 года и до турецкого завоевания в Малой Азии. Может быть, поэтому мощи великого святого не были разделены или уничтожены.
Порой мощи переносились, чтобы их сохранить или для того, чтобы придать больший вес новому монастырю или храму.
Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста в Константинополь в 438 г. Миниатюра Менология Василия II, 985 г., Ватикан
Мощи святителя Иоанна Златоуста переносились в 430 году из Абхазии, куда он был сослан в Константинополь. В 1204 году часть его мощей была похищена крестоносцами, оказалась в Риме и была возвращена Константинопольскому патриархату в 2004 году. Златоуст пишет о мощах антиохийского мученика Вавилы: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну».
Более того, порой перенесение тел святых вступает в противоречие с их прижизненной волей. Если Церковь сочтет это полезным. Так святитель Филарет, митрополит Московский, завещал похоронить себя в Троице-Сергиевой лавре, и десять лет после его канонизации мощи иерарха находились в лаврском Успенском соборе. Однако 9 июня 2004 года, они были перенесены в восстановленный Храм Христа Спасителя. Благословил их перенесение патриарх Алексий II, который прекрасно разбирался в творениях святителя Филарета и относился к его памяти с огромным благоговением. И все же он перенесение мощей благословил. Как он сам сказал в Слове при перенесении мощей, потому что святитель сорок шесть лет был московским архипастырем, строил Храм, но не дожил до его освящения, а у «жителей первопрестольного града»; должна быть возможность поклониться своему небесному покровителю.
Коммунисты подчеркивают недопустимость выноса тела Ленина из Мавзолея на Красной площади.
Поклонение
Коммунисты не поклоняются телу Ленина непосредственно. Например, они не прикладываются к хрусталю саркофага. Коммунисты действуют по-другому: поклоняются Ленину, проходя издали, и возлагают к мавзолею цветы.
«Великий Ленин» и Рамсес Великий
Все перечисленное – сложная техника бальзамирования, важность сохранения тела именно в виде мумии, а не скелета, отсутствие непосредственного почитания тела, но принесение ему жертв (цветов), неприкосновенность гробницы и наконец, сама пирамидальная форма гробницы дает основания сравнивать отношение к телу Ленина отнюдь не с православным почитанием мощей, а отчасти с египетским культом царей-фараонов, отчасти с другими культами Древнего Востока или традицией доколумбовой Америки.
Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Колоссы фараона у входа.
Более того, оказывается, что Церковь в почитании мощей гораздо более приближена к реальной жизненной необходимости (перемещение, разделение мощей), чем коммунисты в отношении Ленина, если допустить, что они почитают Ленина в соответствии с христианской традицией почитания мощей. Коммунистическая традиция уникальна: она не похожа ни на одну из традиций основных религиозных общин России. Даже языческая славянская традиция предполагает сожжение тела вождя в корабле.
Конечно, можно сказать, что Ленин великий политический деятель, мыслитель и основатель Советского государства. Оставим за скобками, политик он со знаком «плюс» или «минус». Тогда, возможно, отношение к нему должно быть таким же, как к телу политического деятеля прошлого. Обратимся к опыту Египта, раз коммунистическая традиция ближе египетской.
Фараон Рамсес II прозван Великим. Он так же, как и Ленин, не только выдающийся политик, но и ученый. И очень жестокий правитель. Когда его мумию привозили в 1975 году на реставрацию в парижский Институт человека, в аэропорту ей воздавали те же почести, что и действующему главе государства. Тем не менее, мумия Рамсеса II находится в Египетском музее, а не в гробнице.
Может быть, тело Ленина убрать с Красной площади и тоже выставить в музее? При его жизни именно так поступали с мощами святых. Только не будет ли гуманнее похоронить?