Что значит пиросмани по грузински
Пиросмани
Нико (настоящее имя Пиросманашвили Николай Асланович) (1862, село Мирзаани, Кахетия – 1918, Тбилиси), грузинский художник-самоучка, представитель наивного искусства. С детства увлекался рисованием. Рано осиротев, воспитывался в богатой армянской семье, на которую прежде работал его отец. Пытался зарабатывать на жизнь кондуктором на железной дороге, затем торговцем. Устроил мастерскую по изготовлению вывесок совместно со своим другом, художником-любителем Г. Зазиашвили, однако потерпел неудачу. Преследовавшие его невзгоды, репутация вспыльчивого и непредсказуемого чудака, бедность и одиночество отдалили Пиросмани от реальной жизни. Он замкнулся в своём внутреннем мире, целиком посвятив себя живописи. Не имея постоянного дома, жил в торговых лавках и питейных заведениях, для которых писал вывески, настенные панно, расписывал оконные стёкла. Приехавшие в Тифлис в 1912 г. русские художники-авангардисты К. и И. Зданевичи и М. Ле-Дантю были восхищены вывеской Пиросмани с изображением крейсера «Варяг». Художник писал без предварительных набросков на чёрной кожаной клеёнке.
Н. Пиросмани. «Жираф». Государственный музей искусств Грузии. Тбилиси
Будучи сыном своей среды, Пиросмани воссоздавал, казалось бы, самые заурядные и простые сюжеты: крестьян, деревенские пирушки, детей, животных и т. д. Образы и мотивы картин часто повторялись и варьировались художником. Стиль живописи Пиросмани почти не менялся на протяжении всей творческой жизни, поэтому его работы не датированы. В его грубовато-наивной на первый взгляд живописи представал здоровый, крепкий, незыблемый мир, подобный вечному изобилию на торговых вывесках. Подчёркнуто объёмные, весомые фигуры и предметы переданы всего несколькими красками и скупыми мазками на чёрном фоне, однако возникает ощущение волшебного мира – тихого, мудрого и немного печального. Задумчивы и грустны даже лица пирующих, пронзительны взоры кротких зверей, самые обыденные занятия людей подобны священнодействию.
Н. Пиросмани. «Кутёж Гвимрадзе». Государственный музей искусств Грузии. Тбилиси
В живописи Пиросмани воплотилась мечта о добром бытии и простом счастье. Умершего в забвении и нищете художника скоро признали ярким и смелым новатором, его искусство оказало заметное влияние на развитие грузинской и русской живописи 20 в., в особенности на мастеров «Бубнового валета». В 1982 г. в селе Мирзаани был создан Музей Пиросмани.
Н. Пиросмани. «Маргарита». Государственный музей искусств Грузии. Тбилиси
Полезное
Смотреть что такое «Пиросмани» в других словарях:
пиросмани — сущ., кол во синонимов: 1 • вино (216) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Пиросмани — Пиросмани: Пиросманишвили, Николай Асланович, или Нико Пиросмани грузинский художник примитивист. «Пиросмани» художественный фильм 1969 года о Нико Пиросмани. Пиросмани сорт красного грузинского вина … Википедия
Пиросмани (фильм — Пиросмани (фильм, 1969) Пиросмани Pirosmani Жанр Биографический … Википедия
Пиросмани (фильм) — Пиросмани Pirosmani Жанр Биографический Режиссёр Георгий Шенгелая Автор сценария Георгий Шенгелая … Википедия
ПИРОСМАНИ (1969) — «ПИРОСМАНИ», СССР, ГРУЗИЯ ФИЛЬМ, 1969, цв., 86 мин. Биографический фильм. О грузинском художнике XIX века, самоучке примитивисте Нико Пиросманашвили (1862 1918). В ролях: Автандил Варази, Давид Абашидзе (см. АБАШИДЗЕ Давид Иванович), Зураб… … Энциклопедия кино
ПИРОСМАНИ (1997) — «ПИРОСМАНИ», Грузия Франция, SODAPERAGA (Франция)/СХИВИ (Грузия), 1997, цв., 49 мин. Документальный фильм. Исследование судьбы и творчества грузинского художника Нико Пиросманишвили. Режиссер: Георгий Шенгелия (см. ШЕНГЕЛИЯ Георгий Леванович).… … Энциклопедия кино
Пиросмани (фильм, 1969) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пиросмани. Пиросмани ფიროსმანი … Википедия
Пиросмани (вино) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пиросмани. Пиросмани (ფიროსმანი) полусухое красное грузинское вино, выпускается с 1981 года. Готовится из сортов винограда саперави, возделываемого в Алазанской долине на известном… … Википедия
ПИРОСМАНАШВИ́ЛИ (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) — (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) (ок. 18621918), живописец самоучка. Работал в Тбилиси, писал в наивно примитивистской манере вывески для духанов, картины из жизни горожан, пейзажи, натюрморты. Обладая непосредств. поэтич. видением мира … Биографический словарь
Нико Пиросмани — ნიკო ფიროსმანი Имя … Википедия
Значение слова Пиросмани
Еще больше, чем Ле-Дантю, восторгался картинами Пиросмани И. Зданевич, который стал собирать его живопись, разыскал самого художника, заказал у него две картины, в том числе свой портрет, и настаивал на том, чтобы творчество Пиросмани было показано на выставке “Мишень”.
Только-только образовавшееся общество грузинских художников, наметившее в конце этого декабря провести свое первое учредительное собрание, поручило им разыскать в подвалах и винных погребах города Нико Пиросмани и, во-первых, вручить ему от имени общества небольшую (скорее чисто символическую) сумму денег на еду и на краски, а во-вторых, что было еще важнее, обеспечить его обязательное присутствие на предстоящем собрании.
Внутри было безлюдно и полутемно – видать, только что открылись; тусклыми желтыми полукружьями светились бра на каменных стенах, завешанных коврами, бурдюками, постерами с вывесок Пиросмани ; на глубоком метровом подоконнике узкогорлой шеренгой вытянулись кувшины с грузинским вином… Не очень большая комната – шесть столов, покрытых сельскими дерюжками.
Тут и пришел Примаков, которого, как Рюрика, позвали на княжение неразумные думцы: “Приди, дескать, Максимыч, и володей нами.” Он поупирался, но пришел, деловитый и мешковатый, друг Олбрайт и Хуссейна, Горбачева и Ельцина, коммунистов и “Яблока”, Пиросмани и Шагала, шашлыка и дибазола.
У Ларионова и Гончаровой, которые развивали новый стиль — неопримитивизм, восхищение Зданевича картинами Пиросмани вызвало положительный отклик, и молодой человек стал даже личным корреспондентом Ларионова в Петербурге, о чем свидетельствуют материалы, сохраняемые в Государственном Русском музее Петербурга.
В экспозиции представлены картины, подаренные Евгению Александровичу известными художниками – Пикассо, Шагалом, Целковым, Пиросмани и многими другими.
Италия — чудная страна. Никогда особенно не была войной разорена, страна с великой культурой. А на каждую женщину приходится всего 1.12 сотых ребенка. Есть замечательная картина Пиросмани «Бэдная с дэтями и милонэр бездэтный», как там написано. Он тогда это уже все предвидел. Если женщины будут также мало рожать — а надо в два-три раза больше — через 50-100 лет «золотой миллиард» вымрет. Есть такой жупел на Западе: «золотой миллиард» — богатые страны, которые живут за счет эксплуатации развивающихся. Такая эра неоколониализма. Но по самому главному критерию — населению — «золотой миллиард» не состоятелен. Вместо него на Земле скоро будут жить другие.
Сергей Петрович Капица
Транслитерация: Pirosmani
Задом наперед читается как: инамсориП
Пиросмани состоит из 9 букв
Пиросмани перевод с грузинского языка
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРЕВОД С ГРУЗИНСКОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЯ ЛАДО АСАТИАНИ
Для меня Тбилиси – это Пиросмани
Нико Пиросмани – это каждый сван,
Каждая грузинка с ясными глазами
Ежевики спелой – страсти океан.
В бедности, в забвенье
Мастер тех мгновений,
Что остановил он кистью на века,
Жил, забытый всеми,
Но настало время
И кричит о нём теперь моя строка.
Воды Мтквари мутной, волны Мтквари чистой –
Это на полотнах. Ну, а что в сердцах?
Нико Пиросмани – вечный и лучистый,
Знал не понаслышке, что такое страх.
Нищий и голодный, он кутил с друзьями,
Мысленно рисуя ортачальских дев.
Я живу на улице Нико Пиросмани.
Сердцем ощущаю я его напев,
ПЕРЕВЕЛА ДИНА НЕМИРОВСКАЯ
Подстрочный перевод с грузинского
ПИРОСМАНИ
Каждый грузин и каждый сван,
Грузинская девушка с ежевичными глазами,
Мой Тбилиси да Пиросмани,
Не знаю, что мне так любится в тебе.
Когда умер, все по нему с ума сошли.
При жизни кому он был нужен?
Я на улице Пиросмани живу
И каждое утро встречаю Нико.
Бессонный и помешанный
Стаканом водки натощак,
Потом, вздрогнув как лунатик,
Рисует ортачальских красавиц.
Грузинское небо, грузинский виноградник,
Мтквари мутная да Мтквари прозрачная,
Мой Тбилиси да Пиросмани,
Не знаю, что мне так любится в тебе.
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Что мы знаем о Пиросмани?
Картины художника Нико Пиросмани (Николая Пиросманашвили; 1862 — 1918) давно уже стали одним из символов Грузии.
Он родился в 1862 году в Восточной Грузии, в селе Мирзаани, в Кахетии.
Кахетия – это не только место рождения. Для грузинов кахетинец – это еще и характер.
Кахетия – это сельский край. Здесь, в долине реки Алазани под жарким солнцем растет все, что может расти. А главное, виноград. Едешь по дороге – словно по полкам винного магазина путешествуешь: Цинандали, Гурджаани, Мукузани, Ахашени… Греми, наконец.
Кахетия для Грузии – это и милая провинция, где у половины столичных жителей проживают близкие родственники. Это и надежный тыл. Именно сюда во время войны 2008 года эвакуировали из Тбилиси детей. Кахетия – это и край, в котором зародилась Грузия, откуда распространялось по стране христианство. Кахетинцы по всеобщему мнению – простодушные и честные трудяги-крестьяне. Отец солдата из одноименного фильма, трогательно сыгранный Серго Закариадзе, – он из Кахетии, из Гурджаани. Так же, как и герой фильма «Мимино». Телави, где он живет, тоже в Кахетии.
Пиросмани – кахетинец. Трудно сказать, насколько это определило судьбу художника.
Когда ему было восемь лет, он остался сиротой. Почти одновременно умерли его отец, мать и старший брат. Мальчика взяла на воспитание зажиточная семья тифлисских армян Калантаровых. В 1870 году Нико Пиросмани переехал к Калантаровым в Тифлис, и жил в их семье еще пятнадцать лет.
Живя в Тифлисе, Нико научился читать по-грузински и по-русски. Некоторое время, еще мальчиком, он работал в типографии. В Тифлисе же он впервые увидел «настоящих» художников. Художники расписывали вывески духанов и лавок. Нико понял, что и он может быть художником. Вместе с другом юноша открывает мастерскую. Самые красивые, самые привлекательные вывески – у нас! Но заказов не поступило, и мастерскую пришлось закрыть.
В 28 лет Пиросмани устраивается на государственную службу, на железную дорогу, тормозным кондуктором. Но к работе, которая вполне могла бы прокормить, он относится без пиетета. Выговоры и штрафы за нарушения следуют одно за другим. В конце концов, со службы Нико уходит в январе 1894 года. И снова пытается заняться торговлей. С приятелем открывает молочную лавку. Главным вкладом Пиросмани в этот почетный бизнес было рисование вывески. В лавке же сидеть не хотелось. Нико часто просил отпуск и уезжал в родную деревню. Для многих тифлисцев, как уже было сказано, такие поездки были делом обычным. В деревне жило множество родственников. В деревне были все свои, в деревне было хорошо.
В 1900 году Пиросмани становится, наконец, художником. Бродячим художником, работающим фактически за еду. Но какое счастье, когда тебя кормит любимое дело! На жестяных вывесках Нико Пиросмани изображал то, что видел вокруг: фрукты и вино, шашлыки, веселых, пирующих людей.
Нужда – двигатель искусства. Пиросмани начинает писать свои картины на очень дешевом материале, всегда имевшимся под рукой, на клеенках, которыми в духанах покрывали столы. Клеенки были двух цветов, белые и черные. В дело шли как те, так и другие. Где нужно, художник оставлял куски не закрашенными. Получались цветные картинки на белом фоне или же – совсем авангардно – цветные картинки на черном фоне. Но главное, картины Пиросмани теперь отличались от картин других художников даже основой, на которую наносились краски.
Его картины были похожи на детские рисунки. На них – простые сюжеты. Для пущей ясности Пиросмани иногда подписывал картины по-грузински и не совсем грамотно по-русски. На картинах были изображены звери, которые охотятся и звери, на которых охотятся. Люди, которые работают и люди, которые пируют. Ведь посидеть с друзьями и родственниками, выпить вина, спеть длинную песню – какое еще удовольствие нужно человеку в жизни?
Царь небесный пошлет мне прощения за прегрешенья,
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
Мода на картины Пиросмани пошла в 1960-е годы от тех московских интеллигентов, которые восторженно повторяли эти слова вслед за невысоким поэтом со странным именем и со странной фамилией, который странным образом решил не читать свои стихи, а петь их под гитару.
Для московской (и не только московской) интеллигенции Пиросмани был интересен также и тем, что жил почти в то же самое время, когда во Франции стал известен другой примитивист, таможенник Анри Руссо. Картины Нико Пиросмани были похожи на картины французского художника своей кажущейся беспомощностью, превратившейся в стиль. И не похожи на картины Руссо они тоже были, потому что у Руссо все же хватало денег на приобретение красок. Картины же Пиросмани были гораздо аскетичнее. И на фоне этого аскетизма и по-детски неверных контуров еще сильнее вспыхивали чувства и образы.
Первыми же людьми с художественным образованием, которые заметили великий примитивизм Пиросмани, были братья-футуристы Зданевичи, Кирилл и Илья. В одном из трактиров они увидели картины Пиросмани и попросили хозяина познакомить их с тем художником, кто эту прелесть нарисовал. Братья Зданевичи познакомились с художником, приобрели у него много картин. В начале 1913 года Илья Зданевич опубликовал первую статью о творчестве художника-самородка Пиросманишвили.
В 1913 году на выставке в Москве картины Пиросмани были выставлены впервые. У художника появились первые почитатели.
Одна из знаменитых картин Пиросмани этого периода – «Маргарита». Она написана в 1909 году и на ней изображена циркачка-француженка, в которую Нико Пиросмани был безответно влюблен. Эту историю по-своему пересказали и К.Паустовский, и А.Вознесенский. А спела про «Миллион алых роз» Алла Пугачева.
Но слава в далеких северных столицах не слишком радовала Пиросмани. И даже то, что он стал самым популярным у духанщиков художников Тифлиса, не принесло ему больших доходов. Более того, в 1918 году, когда Грузия приобрела независимость, большинство тифлисских злачных мест закрылось (война!) и количество заказов от их содержателей драматически уменьшилось. В это время Пиросмани практически голодал и холодал. От простуды и от голода художник и умер. Его обнаружили 5 мая 1918 года в подвале одного из домов. Был он уже в беспамятстве и через полтора дня скончался.
Если вдруг Вас занесет судьба в небольшой, но миленький кахетинский городок Сигнахи, который высится на горе и смотрит на Алазанскую долину, возблагодарите судьбу за это, и постарайтесь посетить местный музей с очень достойной художественной экспозицией. Естественно, что здесь представлено много картин знаменитого кахетинца, Нико Пиросмани. Придите, посмотрите и насладитесь!
Пиросмани
Пиросмани — настоящее имя Николай Пиросманашвили, по грузински. Он был художником самоучкой, который рисовал в стиле примитивизма. Жил Пиросмани в конце XIX и в начале ХХ века. Пиросмани разделил участь многих известных художников, к которым истинная слава пришла лишь после смерти. Прожил он свою жизнь в бедности, никому не известный живя в подвале под лестницей. Зачастую рисовал за то чтобы его прокормили, а порой и за бесплатно. Всего работ Пиросмани насчитывается около 2000 (росписи, вывески, картины). Слава приходит к художнику лишь после его смерти. На сегодняшний день его картины стоят миллионы, а некоторые из них весят в национальном музее. Существует красивая история о безответной любви Пиросмани с печальным концом о которой в Грузии знает каждый. В России эту историю могут знать из песни «Миллион алых роз», которая как раз описывает историю любви грузинского художника.
Жизнь Пиросмани
Родился Пиросмни в селе Мирзаани в семье садовника. Фамилия Пиросманашвили, которая в будущем станет основой его прозвища, была довольно распространенной. У Пиросмани был старший брат, который умирает будучи еще ребенком. Маленькому Пиросмани было 8 лет когда не стало его отца. После чего юного мальчика отправили в столицу. В будущем художник возвращался в свою деревню крайне редко. Со времен Пиросмани в селе Мирзаани осталось очень мало сооружений. После переезда в Тбилиси последующие 20 лет о Пиросмани неизвестно почти ничего. Из рассказа Константина Паустовского мы узнаем что за это время мальчик прислуживал богатой семье Калантаровых. В семье его любили и заботились как о родном. Обучили грузинскому и русскому языку, всяческий поддерживали его увлечения и в целом оберегали сироту из деревни.
Из архивов по трудоустройству известно что в 1980 году Пиросмани устраивается на железную дорогу кондуктором. Спустя год на железную дорогу приходит работать в ремонтных мастерских некий Пешков. Именно в эти годы Пешков написал свой рассказ «Макар Чудра» и в последствии стал известным писателем под псевдонимом «Максим Горький». Пиросмани же за это время накопил денег и построил себе дом в Мирзаани, который сохранился до наших дней.
В итоге Пиросмани оказался плохим работником, который часто получал штрафы и выговора за нарушение правил, опоздания, а также часто болел. После 4 летней службы на железной дороге он подает в отставку. Оказавшись безработным Пиросмани одолжил денег у знакомых и открыл лавку, где он торговал молоком. Судя по источникам лавка его была в центре старого Тбилиси, на площади Мейдан. За это время началась проявляться его асоциальность. Продавец молока стал очень нелюдим, а его поступки стали столь странными что порой его избегали. Однажды его пригласили на ужин. На что он ответил: «Зачем вам меня приглашать к себе, если не задумали, что-то коварное?». Такой ответ поверг всех в шок, а Пиросмани окончательно стал отдаляться от людей. Он также возненавидел торговлю и закрыл свою лавку. После чего пустился бродячий образ жизни.
Лучшие годы
С 1895 по 1905 год Пиросмани занимался и жил за счет того что больше всего любил. После закрытия молочной лавки в нем началась усиливаться сущность художника, что и приносило ему денег в то время. В Тбилиси большой популярностью пользовались духаны (закусочные или рестораны того времени), а владельцы духанов часто выступали в роли меценатов. Узнав о таланте Пиросмани его начали приглашать и зазывать к себе. За скромную плату, а порой и за рюмку водки Пиросмани разрисовывал стены и вывески духанов, где он практически и жил. Но какие бы хорошие условия не предлагали ему духанщики, Пиросмани не задерживался нигде, меняя один духан на другой. Параллельно продавал свои картины, которые он рисовал довольно быстро. Рисовались картины хорошими красками которые были из России или Европы. Рисовал Пиросмани на стенах, жестяных листьях, досках, а любимым материалом были черные клеенки. Интересный факт заключается в том что выбор таких материалов как место для рисования и привело к тому что работы Пиросмани сохранились и дошли до нас в лучшем виде чем работы на холстах.
Любовь всей жизни
В 1905 году в Тбилиси приезжает гастролировать французская актриса Маргарита де Севр. Увидев ее Пиросмани влюбился. Чтобы произвести на нее впечатление, он продал все, что у него было. На эти деньги скупает цветы со всего города. На следующий день двор перед гостиницей, где проживала Маргарита был весь в цветах. Однако по самой популярной версии Маргарита так и не оценила такой поступок со стороны художника и уехала с другим кавалером. Зато данный поступок оценила история и сделала художника настоящей легендой. В 1983 году Алла Борисовна Пугачева впервые исполнила песню «Миллион алых роз», в которой описывается история любви художника.
Смерть
Обстоятельства смерти художника довольно туманны и не ясны. Существует две разных версии в связи с кончиной Пиросмани. По первой версии, художника нашли умершего от голода в подвале дома. Впоследствии после расспросов свидетелей была выдвинута вторая версия. Со слов одного из знакомых Пиросмани, последний уединился в своем подвале возле вокзала, что бы творить. Заглянув к нему в гости приятель увидел, что Пиросмани валяется на полу и стонет. Как выяснилось лежал он уже несколько дней и не мог сам встать. Приятель вызвал скорую и художника увезли в местную поликлинику. После этого Пиросмани пропал, и о нем уже никто не слышал. Не осталось никаких личных вещей, только картины. Установлено, что умер в 1918 году, но где похоронен неизвестно.
Картины Пиросмани
Пиросмани за годы своей жизни нарисовал множество картин. Расскажем о самых популярных и известных произведениях художника.
Актриса Маргарита
Самой популярной картиной Пиросмани является «Актриса Маргарита», на которой он изобразил любимую. Говорится что он нарисовал ее после того как она покинула Тифлис, отвергнув ее. Хоть направление Пиросмани и был «примитивизм», но все равно он изобразил свою любимую уж слишком по-простому. Именно поэтому в народе бытует мнение что нарисовав ее таким образом он отомстил ей. На картина изображена сама Маргарита, она в белом платье по скольку художник сравнивал ее с ангелом. Вокруг нее кружат птицы в символ того что она умела обращать на себя внимание. В руках она держит цветы в знак признания публики, а два срубленных дерева позади символ неудавшейся любви.
Автопортрет
Современники художника утверждают то Пиросмани обладал красивыми и благородными чертами лица. Большие черные глаза, густые брови, выраженный нос создавали образ настоящей грузинской красоты. Тело высокое и строенное, говорят что когда он шагал по городу очень часто на него засматривались.
Ортачальская красавица
Ортачала — это самый старый район в Тбилиси, там находятся легендарные серные бани. На картине же изображена грудастая, да и в целом пышная блондинка как образ падшей женщина.
Дворник
На картине изображен Рашид Адамом, который по профессии был дворником. Пиросмани нарисовал его в знак благодарности за то что тот приютил и заботился о нем в сложные для художника времена.
Бездетный миллионер и бедная с детьми
Одной из самых популярных картин является сюжет со смыслом, где встретились богачи которые не имеют детей и бедная многодетная семья.
Продавец дров
Самобытный колорит художника позволял рисовать картины с малым числом оттенок, однако образы картин получались очень глубокими.
Черный лев
Одним из любимых символов в Грузии является лев, их издавна изображали на внешних стенах храма как декор, на монетах, часто упоминается в сказках, баснях и стихах. В целом лев является символом отваги и мужества. Не обошел стороной образ льва и Пиросмани, нарисовав его даже немножко грустным.
Жираф
Жираф считается одним из самых глубоких картин в эмоциональном смысле. В глазах жирафа отображается необычная настороженность, будто бы затаившись замерз в ожидании.
Рыбак в красной рубашке
Пиросмани любил рисовать, что видел в реальности, конечно же зачастую это были люди одетые в разную одежду под профессии.