Что значит пещерная живопись

Пещерная живопись

Что значит пещерная живопись

Что значит пещерная живопись

Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Большинство подобных объектов найдено в Европе, т.к. именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз в Малайзии.

Содержание

История исследований

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе со своей 9-летней дочерью в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей — не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

Особенности

Большинство известных образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

Примечания

См. также

Ссылки

Что значит пещерная живопись

Полезное

Смотреть что такое «Пещерная живопись» в других словарях:

Живопись — Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд … Википедия

Первобытное искусство — это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, появившегося в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет. В палеолите древнем каменном веке, оно было представлено первобытно … Википедия

Хронология позднего палеолита — включает обзор сведений об археологических культурах, важнейших памятниках и антропологических находках для периода от возникновения позднего палеолита до возникновения мезолита (примерно 50 14 тысяч лет назад)[1]. Указание «тысяч лет назад» (то… … Википедия

пещеры — подземные полости, сообщающиеся с поверхностью земли одним или нескольких отверстиями. Образуются преимущественно выщелачиванием и размывом известняков, доломитов, гипсов и других легкорастворимых пород; встречаются также пещеры ледяные. Населены … Энциклопедический словарь

Культура Индии — Тадж Махал один из символов Индии Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Мног … Википедия

АРХЕОЛОГИЯ ПАЛЕОЛИТА — Археологи познают прошлое по обнаруженным ими материальным следам, оставленным древними людьми, в том числе по их орудиям, пищевым отходам, остаткам жилищ, произведениям искусства. Особенно многочисленны среди этих находок каменные орудия,… … Энциклопедия Кольера

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

Европа в каменном веке — Содержание 1 Появление людей в Европе. Палеолит. 1.1 Появление людей в Европе 1.2 Нижний палеолит … Википедия

Каменный век в Европе — Содержание 1 Появление людей в Европе. Палеолит 1.1 Появление людей в Европе … Википедия

История картографии — Картография (от др. греч. χάρτης «хартия, лист папируса» и γράφω «пишу»), или наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества, является… … Википедия

Источник

Наскальные рисунки древних людей

Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.

Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.

Что значит пещерная живопись

Первые наскальные рисунки

Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.

Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.

О чем говорят наскальные рисунки

Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.

Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.

Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.

Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.

Техника выполнения и материалы

Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.

Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.

Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.

Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.

После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.

Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.

Знаменитые наскальные рисунки

Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.

Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.

В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.

С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.

Петроглифы — писаницы или наскальные изображения

Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — это нарисованные краской или выбитые изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.

Также петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.

Источник

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «стра­на мёртвых», религиозные верования.

1. Как была открыта пещерная живопись?

В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира в Северной Испании, своды которой были украшены множеством рисунков животных, сделанных древними людьми. Не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Впоследствии произведения первобытного искусства были найдены и во многих других пещерах, в которых жили древние люди.

2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лоша­дей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Древнейшие художники рисовали зверей, на которых они охотились. Авторам удавалось передать точный облик и характер зверей: олени показывались чуткими и настороженными, лошади — быстрыми и стремительными, мамонты — массивными, тяжелыми с высоким выпуклым затылком. Эти звери играли огромную роль в жизни первобытных людей, которые использовали их мясо в пищу, жилы — в качестве крепежного материала, кости — для изготовления наконечников и других орудий труда, шкуры — для изготовления одежды.

3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?

Древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков.

4. Как первобытные люди представля­ли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?

Подумайте и обсудите

1. О чём хотел рассказать художник, создав­ший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 22)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.

Что значит пещерная живопись

Вероятно, художник запечатлел историю одной из охот, в которой погиб член общины, но был повержен бизон, при этом охотники сумели избежать встречи с носорогом. Возможно, это часть так называемой первобытной «охотничьей магии», и рисунок символизирует и предсказывает удачную охоту, избежание опасности от более крупных животных, но показывает и неизбежность жертв во время охоты.

2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?

Возможно, так первобытные художники стремились показать власть человека над животным, т.е. прирученное животное.

3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 22.)

Что значит пещерная живопись

Подведём итоги и сделаем выводы

Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?

Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilis), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).

Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilis) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).

Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.

Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?

Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.

Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.

Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных лю­дей?

Источник

Сразу же хочу убрать понятия заставляющие видеть в авторах наскальных росписей диких, грубых, невежественных обитателей пещер, исполняющих ритуалы «охотничьей магии», подвластных «шаманским верованиям». Понятия эти используются давно и широко, но так и не позволили ответить на вопрос, чем же так восхитительна пещерная живопись. Попробуем реконструировать целостную картину, сосредоточившись на других суждениях, часто противоположных общепринятым…

Время пещерных людей ушло в далёкое-далёкое прошлое: люди 40-20 тысячелетий были представителями Человека разумного (Homo sapiens sapiens). У сапиенсов произошел качественный скачок в культурном развитии. Начали складываться зачатки архитектуры: появилось то, что можно назвать объемно-пространственной структурой жилого дома (стоянки) и планировочной структурой поселения (городища). К скульптуре прибавилась наскальная живопись. Резко ускорился технический прогресс; усовершенствовались приемы охоты. Последнее, впрочем, имело и негативный эффект — массовое вымирание крупных животных примерно 10 тыс. лет назад.

Что значит пещерная живописьРанняя стоянка первобытного человека в Англии…

В рассмотренных пещерах нет следов человеческой жизни, что связана с кострищем, губительным для живописи, покрывавшей стены и потолки. В картинные галереи заходили пещерные медведи и царапали когтями все, до чего могли дотянуться. Других следов нет.

Что значит пещерная живопись

Человеко-лев — тридцатисантиметровая статуэтка из мамонтовой кости, найденная накануне Второй мировой войны в Южной Германии, хранящееся в немецком городе Ульм. Ее изваяли 48 тысяч лет назад. На то, чтобы собрать буквально по крупицам удивительную фигурку, ученым потребовалось более 70 лет. Новейшие расчеты показывают, что палеолитический художник потратил на человека-льва не меньше 400 часов — примерно два месяца работы в светлое время.

Что значит пещерная живопись

Человек мужского рода скрывает себя под ликом льва — властного существа, самого сильного представителя живой природы. И происходит это потому, что человек еще даже не начинает постигать себя, как человека. Он подменяет себя-человека — своим функциональным назначением, согласно которому и он — царь природы.

Это явление называется Тотеми́зм — некогда распространенная и поныне существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ тотема, которому поклоняются, считают себя родственно связанными и по имени которого называются люди определенного племени. Нет такого объекта, что не мог быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные.

В галереях находили кости пещерных медведей. Однажды в пещере Шове исследователи проделали эксперимент, давший отрицательный результат. Водрузили череп медведя на высокий камень — ритуальный стол. Целостное впечатление от интерьера распалось, так как поклонение медведю, даже заклинание его, не соответствовало содержанию сцен, изображенных на потолках и стенах.

Что значит пещерная живопись Кадр из фильма Вернера Херцога «Пещера забытых снов»

В «кладовой» одной из пещер были найдены инструменты и краски, предметов культа не находили никогда и нигде. Авторы росписей работали — уходили, не заваливая входы в пещеры, и приходили вновь в течение долгого времени. Они будто хранили ДУХ ПЕЩЕРЫ: фантастический, мистический, иномирный в сравнении с теми местами, где первобытные люди той поры жили. Мы с вами были в итальянской пещере, мне остается лишь напомнить вам об ощущениях, возникших в ней, приведя виды из пещер Шове, Коске, Ласко, Альтамиры…

Что значит пещерная живопись

Пребывание в пещерах вызывает неприятное ощущение:
всё кончено— из Подземного мира не возвращаются.

Где Небо над головой? Неба нет под Землей…

Что значит пещерная живопись

В пещерах нет Восходов и Закатов…
В пещерах по-своему Время течет:
незримо, неслышно что-то изменяется,
начинается, становится, уничтожается,
в другом — не каждодневном — ритме оживает
и непостижимую Вечность живет…

Что значит пещерная живопись

В пещерах Пространство имеет свой масштаб,
не соотнесенный с человеком, потому что, это уж точно,
в жизни подземных пещер человек не принимался в расчет.
В пещерах всё и вся играет — само себя забавляет.
Или Того, кто в Подземном мире царит?

Что значит пещерная живопись

Что значит пещерная живопись

У карстовой пещеры хватает своих забот:
в тишине и темноте расти — набираться по капле
и огромными пластами, колоннами, камнями
неведомо откуда и куда ползти и ползти…

Что значит пещерная живопись

Вы умеете видеть четырехмерное Пространство?
У вас есть музыкальный слух, воспринимающий
изменения зримого как последовательность звуков?
Тогда закрывайте глаза и плотно затыкайте уши,
потому что вам не вынести внеземной какофонии…

Нет- нет, в тишине звучит цокот копыт,
то тарпаны в темную затхлость пещер идут —
свежесть цветущих полей в своих гривах несут…
Стоп, стойте, кони, чудится мне, что я поняла, зачем
доисторические охотники ваши портреты создают!

Пещерная живопись — самопрезентация людей доисторических времён.

Род людей, превратившись в Homo sapiens sapiens, просто должен был заявить о себе в том мире, где он живет. Он должен был устроить ПЕРВУЮ САМОПРЕЗЕНТАЦИЮ, как это называется сегодня, представив себя… Как представив и перед кем?! Истребив многочисленных животных, что помогают ему — голому и сирому — выживать?!

К чести доисторического человека его самопрезентация оказалась принципиально иной! Он представил себя перед самим собой и потомками из Будущего в том лучшем качестве, которого он более чем за 2 миллиона лет смог достичь. Он представил себя в портретах животных, что стали образным выражением его упований на Человека, занимающего главенствующее положение в мире. Смотрите, потомки, Homo sapiens sapiens достиг подлинного отличия от всех остальных в мире живых — он творческий, художественно одаренный человек, способный ощущать и создавать Красоту.

Самим фактом существования наскальной живописи
ее автор говорит… «Вот я — человек, создавший это.
А там на деревьях – не я. Там — обезьяны».

Что значит пещерная живопись

Портрет бизона — лучший не только в первобытной живописи,
но и в истории всех времен и народов…
Чем он лучший — постарайтесь описать. Не удастся — не стоит и стараться,
потому что это — чисто образное воплощение
ВСЕЛЕНСКОЙ СТИХИЙНОЙ СИЛЫ.

Пещерную живопись нужно не понимать — её нужно слышать.

Чтобы что-то описать, нужно иметь общепринятую систему понятий, что позволяют отделить хорошее от плохого, доброе от злого, красивое от косого… В те времена, когда писались портреты, никаких понятий не было вообще, потому что речь только начинала складываться и абстрактное мышление даже в темноте не мерещилось. Хорошо было бы договориться, что нарисованное на стене называется бизоном, или волом, или быком. Еще никто ничего толком не знал. Зачем же вперед забегать? Лучше сразу же переходить к созерцанию и к постижению… Или к своего рода МЕДИТАЦИИ…

Забыли как это делается? Утратили связь со своим естеством?

Напоминаю… Не нужно принимать какие-то особые позы, не нужно считать на себе чакры. Прибегнем лишь к одной технике — МЕДИТИРОВАНИЮ НА ПУСТОТЕ или иначе — к медитации при сосредоточении на отсутствии мыслей. Изгнали все, что знали… о живописи, ну хотя бы о наскальной. Отвлеклись «от внешне-случайных обстоятельств«, устранили «все факторы, рассеивающие внимание». «Погрузились в углубленные размышления о каком-либо предмете, духовной истине, идее». Получилось? Вслушивайтесь в ощущения внутри себя, внутренние образы, эмоции. Вслушивайтесь…

Что значит пещерная живопись

На стене появляется пятно красной охры.. «Красную охру» нужно убрать: она проскочила через преграду отсутствия знаний. Начинаем еще раз: на стене появляется пятно — теплое, почти растворяющееся в цвете стены. Если бы не темная линия, упруго поднимающаяся вверх, чтобы превратиться в гриву, если бы не морда с глазом, я не поняла бы, что это — конь, прирученный. Да, не думала я, что так трудно изгонять знание. Но, ничего: есть первое достижение. Это — чувство, что я живу в дружественном мне мире… Благодаря чему? Благодаря тому, кто его в своем художественном колдовстве приручает…

Что значит пещерная живопись

Он удваивает то, что вне пещеры, превращая в то, что здесь-сейчас им создается. Этот — второй — светлый мир его грез, или снов, или надежд и желаний. Он — тот, кто стоит перед стеной, рисуя светлый мир из переливов света и тени, из струящихся линий, из цоканья копыт, похожих, на мой взгляд, на перевернутые бокалы. И все это, в моей душе, звучит райскими песнопениями…

Да-да, Вернер Херцог — великий художник, постигший суть скальной живописи, выразил эту суть в образном определении: «ПЕЩЕРЫ ЗАБЫТЫХ СНОВ«. Мы забыли этот мир, различать его отучились, потому что изгнали наивность чувственных ощущений, положившись на силу голого разума. Мы описываем внешне видимое, не понимая того, что это — ничто: часть целого самая малая.

Что значит пещерная живопись

Этого быка я боюсь: у него злобная морда, будто бы он пришел из страшных сновидений. Зачем рисовать такой портрет? Чтобы не забывать о мире реалий? Интересно, авторы наскальной живописи различали, что реально, а что рождено их воображением, и какое положение по отношению к столь различным мирам они сами занимают? Если не различали, то многое в их работах — объекты запечатленных галлюцинаций, шизофренических раздвоений. Многое пришло из темноты пещеры, чтобы наполнить ее пустоту диким ревом, воскресив древние пещерные страхи.

Что значит пещерная живопись

Опять образ из страшных сновидений. Пещерные злобные духи побеждают человека, превращаясь в звериные морды с пронзительным взглядом? Больше видеть такого не могу. Где вы — мои любимые тарпаны?!

Что значит пещерная живопись

Вот они — тарпаны с вечно печальными глазами. Они знают, как трудно добиться гармонии в мире, победив страхи и злобу. Они знают, человек не перейдет в стан побежденных, как бы не были высоки и чисты его первоначальные намерения. Они слишком многое знают. Откуда? Из умения постигать Истины в грустных размышлениях о глубинных сущностях бытия…

Что значит пещерная живопись ПОЕДИНОК БИЗОНА С ЛЮДЬМИ ИЗ РОДА ОРЛА

В «шахте» пещеры Ласко находится одна из самых загадочных сцен в пещерной живописи: упавший человек лежит между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражён дротиком, а носорог удаляется — будто не хочет принимать участия в произошедшем. Рядом с человеком изображён удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска. На бизоне шерсть поднялась дыбом от возбуждения. Он изогнул выю, чтобы пронзить побежденного рогами и завершить победу смертью.

А. Леруа-Гуран считает, что эта сцена является отсылкой к мифу, смысл и значение которого практически уже невозможно восстановить. Почему лишь отсылка к древнему мифу? А может быть, это — план охоты людей из птичьих тотемов на бизона? Или, что страшнее, план боя двух тотемов, в котором тотем бизона сильнее тотема орла? В любом случае изображение загадочно, а загадка не имеет однозначного ответа, кроме того, что человек умер.

Что значит пещерная живопись Вселенские бои на плафоне Ротонды в испанской Альтамире.

Обычные рассказы о плафоне повторяю… Из живописи Альтамиры наибольшую известность получил плафон — роспись низкого потолка в одном из «залов». Общая площадь плафона — около 100 кв.м. Здесь художник умело сочетал красочную роспись с рельефом потолка. Из более чем 20 фигур нарисованных животных (в основном, бизонов, хотя есть и лошадь, и кабан, и олень), большинство нанесено на естественные выпуклости бугристого потолка. Получается впечатляющая картина из полуобъемных, рельефных фигур.

Что значит пещерная живопись

Если бы я здесь была или даже вела экскурсию, я предложила бы пришедшим в пещеру лечь на пол, долго-долго всматриваться в плафон на 7 метровой высоте, затем закрыть глаза и подождать, когда разверзнется небесная бездна, а в ней начнут раскручиваться вселенские вихри…

Что значит пещерная живопись

Это — то реальное, что видно на поверхностный взгляд. Подобная реальность не может не обратиться мистическим отражением хитросплетений бугристого потолка и живописного мастерства. На плафоне парят сгустки энергий, что стараются вырваться из ограничений материи — каких-то естественно-противоестественных бугров. Или толчков?!

Что значит пещерная живопись

В изображенном нет порядка, из которого возникает движение.
Хаос — самый, что ни на есть, Первотолчок.
Значит, сейчас-сейчас должное произойдет.

Что значит пещерная живопись

Сейчас бизон встанет — свою стихийную силу развернет и…
Или этот бизон ранен и сейчас он умрет?!

Что значит пещерная живопись

Что значит пещерная живопись

Я вижу: идет Вселенский бой между Добром и Злом,
но не понимаю, на какой стороне Человек стоит.
На той и другой, потому что именно он — Человек —
этот самоистребляющийся мир творит.

В завершение — об ампутации пальцев. Самая странная особенность нарисованных рук – отсутствие фаланг на всех пальцах, кроме большого. Что это значит? Действительно ли пальцы отсутствовали или просто загнуты? И зачем? Родоначальник современной науки о первобытности аббат Анри Брейль предположил, что отсутствие фаланг объясняется увечьем. По мере открытия новых изображений эта версия теряла сторонников – маловероятно, чтобы сходные особенности отпечатков рук, найденных в разных местах, объяснялись просто случайностью. Кроме того, установлено, что ни одна из известных болезней не может повредить пальцы таким образом – ведь большой палец всегда цел.

Что значит пещерная живопись

Предположение, что пальцы просто загибали, тоже вызывает сомнения – в этом случае краска, попавшая под загнутые фаланги, должна была оставлять на стене специфические следы. Возможно, фаланги были намеренно ампутированы в сакральных целях, и рисунки представляют собой послание на непонятном нам условном «языке» или связаны с каким-то ритуалом. Самый главный аргумент состоит в том, что до сих пор не найдено останков людей времён верхнего палеолита, у которых были бы ампутированы фаланги пальцев.

Что значит пещерная живопись

Пещера Ласко. Настенные изображения в «Зале быков» или «ротонде». А может быть, то — не изображения, а страшные видения, что из тьмы пещеры и человеческой темной сути пришли?

Что значит пещерная живописьПещера Ласко. Настенные изображения в «Зале быков»…

Да, а пальцы. Думаю я, опираясь на древний отечественный опыт, что фаланги ампутировали, чтобы художник никогда и нигде не повторил шедевра. Вот вам и сакральная цель, и послание…

ЧЕЛОВЕКУ ПРИСУЩА ЖЕСТОКОСТЬ,
А ПРИРОДА БЕЗРАЗЛИЧНА К НРАВСТВЕННЫМ ОЦЕНКАМ
В ПОНЯТИЯХ ДОБРА И ЗЛА.

Leave a Reply Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *