Что значит первый учитель для ребенка
Статья на тему : «УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. КТО ОН И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. КТО ОН И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ.
Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс. Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь.
Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни.
В нелёгких современных условиях существования российского образования учитель начальных классов отдает свои знания, силы, талант и свою любовь своим подопечным. И порой сложно бывает заниматься творчеством (а ведь только такой вид деятельности наиболее оптимален в работе с детьми). Учитель старается быть Другом, ведь в начальной школе он является и классным руководителем.
Важным условием в сохранении душевной близости с учениками является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Ведь класс для ребёнка должен стать семьёй, где он чувствует себя равным среди других детей защищённым, где ему уютно и тепло. Роль учителя здесь ключевая и она огромна. Это учитель, как мать, наводит порядок, мирит драчунов, слушает и переживает с детьми их приключения, справедливо наказывает и жалеет.
Любовь учителя к детям должна быть без каких – либо условий. Любить ребёнка безусловно – значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков, плюсов и минусов. Это, конечно, вовсе не означает, что учителю всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что любить ребёнка мы должны, даже если поведение его вызывает у нас неприятие. Особая сфера проявления коммуникативных способностей педагога – умение применять поощрение и наказание с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, к достижениям.
Не менее важный момент в общении с детьми: как бы учитель ни был занят, крайне необходимо выкраивать время на индивидуальное общение с ребёнком. Не должно быть в классе детей, с которыми учитель хотя бы 2-3 раза не разговаривал лично. Пусть даже это совсем не школьная тема разговора. Чтобы ребёнок мог в такие минуты сказать себе: «В эту минуту мой учитель только со мной, я для нее сейчас самый главный». Общение – одна из самых сложных сторон педагогического труда. Благодаря ему осуществляется главное действие в педагогическом труде: воздействие личности учителя на личность ученика. Воспитатель должен уметь организовать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися.
Классный руководитель зачастую испытывает трудности в своей профессиональной деятельности из-за того, что его коммуникативные способности недостаточно развиты. В основе коммуникативных способностей лежит умение педагога познавать другого человека, познавать самого себя и адекватно оценивать ситуацию общения.
Умение познавать другого человека заключается в умении педагога оценивать ребёнка не только на основе первого впечатления. Педагог должен уметь разбираться в мимике и жестах ребёнка, анализировать с помощью наблюдения поведение ребёнка и связывать наблюдаемое с внутренним миром, мотивами и намерениями.
Учитель начальной школы одновременно преподаёт и воспитывает. Ему нужно обладать недюжинными воспитательскими способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяются так:
-Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему /способность к эмпатии /.
-Способность быть примером и образцом для подражания.
-Способность вызвать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше.
-Способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребёнка.
-Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
-Способность находить нужный стиль общения с каждым ребёнком.
-Способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди детей.
Классный руководитель должен уметь «читать» не только ребёнка, но и себя в каждой ситуации общения. Взрослый должен попробовать увидеть себя со стороны и адекватно оценить себя в глазах окружающих. Умение правильно оценить ситуацию общения – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Большое значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе коммуникативные способности:
-умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
-умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
-умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
-умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;
-умение извлекать из общения максимум информации для себя.
Условия эффективного поощрения:
-Осуществлять поощрения систематически.
-Поощрение носит общий, а не индивидуальный характер.
-Поощрение не носит личной заинтересованности педагога в успехах ученика.
-Поощрение ориентирует воспитанника на сравнение своих результатов с итогами работы других ребят и на конкуренцию с ними.
-Поощрение не соответствует затраченным усилиям ученика.
-Поощрение опирается на внешние стимулы: похвала, получение награды.
-Поощрение обращает внимание учащегося на то, что его прогресс зависит от усилий прилагаемых учителем или кем-либо ещё из посторонних людей.
-Поощрение мешает продвижению ребёнка, отвлекая его, вводит новые задания ещё до того, как будет завершено предыдущее задание.
Педагог положительно влияет на поведение детей, если находит возможность поощрить ребёнка за самые маленькие положительные достижения и поступки и не ищет повода наказать за допущенные им ошибки. Результативность воспитательного взаимодействия педагога будет действенной только тогда, когда он будет соблюдать правила эффективного взаимодействия.
Правила эффективного взаимодействия.
1.Воспитывая учащихся, надо делать то, что говоришь.
2.Педагог должен чётко ставить цели перед детьми.
3.педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками.
4.С первых дней существования детского коллектива в нём нужно запустить механизм успеха. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.
5.Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.
6.Если дети делают что-то правильно или неправильно, им надо говорить об этом прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.
7.Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.
8.Педагог должен быть терпелив.
9.Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребёнка.
10.Педагог не вовлекает «Эго» ребёнка в процесс познания.
11.Педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребёнка ставить вопросы.
12.Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся.
13.Педагог даёт возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя.
14.Педагог стимулирует игровое творчество. Игра даёт простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.
15.Настоящий педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: « Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».
Первый учитель – это звучит гордо!
Первый учитель – это звучит гордо!
Все в нашей жизни бывает впервые. У каждого человека в жизни были первый выросший зуб, первое произнесенное слово, первая прочитанная книжка. Многие первые открытия человек делает вместе с мамой. Вместе с мамой я сделала первые шаги, мама учила меня правилам поведения, мама отвечала на мои бесконечные «Почему». Она привела меня за руку в первый класс, где школьный учитель повёл меня дальше по дорогам знаний. Именно о нём, о первом своём учителе я и хочу рассказать.
Помню первый урок, первый учебник, парту, за которой я познакомилась со своим первым другом, первую оценку, первую двойку. Так много всего первого связано с первым учителем!
Она взяла нас «на воспитание» ещё совсем несмышлёнышами, а отпустила от себя практически сформированными личностями с устоявшимися принципами и чёткой жизненной позицией.
Я очень люблю мою первую учительницу! Сейчас я учусь в 10 классе, меня учат разные учителя, но те премудрости, которые втолковывала нам Валентина Лукьяновна, я помню до сих пор. Она навсегда останется в моем сердце, и я бережно храню все воспоминания, связанные с ней. Сейчас она вышла на пенсию и уже редко бывает в школе, но мы навещаем Валентину Лукьяновну. Приходя, мы рассказываем ей о своих школьных новостях, делимся своими победами и достижениями. Многие из нас уже выше её ростом, но она для нас всегда тот идеал, по которому мы сверяем, правильно ли мы поступаем. Она всегда внимательно нас выслушивает, старается понять, а если требуется, то и подскажет, как лучше поступить в трудный для тебя момент.
Учительница первая моя,
Я буду помнить вас всегда.
Как буквы первые писала,
Как я с ошибками считала.
Как робко стоя у доски,
Рассказывала вам стихи.
Спасибо Вам за эти годы,
уроки, песни и стихи.
Спасибо за терпенье ваше,
За всё спасибо от души!
Я благодарна Валентине Лукьяновне за мой первый класс, за всё, чему она меня научила. Я всегда буду с гордостью произносить «Это – мой первый учитель!».
Ломаева Наташа, 15 лет, 10 класс
Моя сестра, моя подруга,
Мой ангел, мой лучистый свет.
Пусть далеко мы друг от друга,
Для дружбы расстояний нет.
Как без тебя бы я жила
Одна, считая детства годы?
С кем посекретничать могла б
И поделить свои невзгоды?
Как одиноко было б мне
Из года в год взрослеть одной.
Как благодарна я судьбе,
Что ты во всем была со мной!
Сейчас, увы, ты далеко.
Мне без подруги не легко…
Но это жизнь. Из школьных стен
Уходим мы в мир перемен.
Пройдет два года, и с утра
Сама покину дом родной.
С тебя пример беру, сестра,
И мыслями всегда с тобой.
Морозова Татьяна, 15 лет, 10 класс.
Приходи, чтобы учиться.
Всегда, когда ученики прощаются со школой, и учителя и выпускники не могут сдержать слез. Забывается всё: обиды, ссоры, недопонимания. Главными становятся наша дальнейшая жизнь и судьба. Почему учителям так важно, чтобы их ученики были счастливы?
Профессия учителя – одна из самых сложных и главных на Земле. Можно получить навыки столяра или каменщика и быть хорошим специалистом, не любя своё дело, а лишь четко выполняя его. А можно ли получить навыки любви к детям? Не так-то просто научить ребенка азам грамоты и основам наук. Но это не самое главное. Надо научить его добиваться результатов. С надеждой и терпением отнестись к каждому ребенку. Поверить в него.
Дать знания без ответного стремления получить эти знания невозможно. Это понимает каждый ученик. Но почему-то не каждый понимает, что он пришел в школу учиться. Не выполнил домашнее задание, не принес учебник, во время объяснения материала смотрел в окно и не слушал слов учителя – чему учился такой ученик? Каждый день учитель выкладывается на 100%, чтобы что-то осталось в голове ученика. При этом он такой же человек, как и другие. Со своими проблемами, заботами, самочувствием. Но ничего этого для него не существует, пока он ведет урок. Сейчас много возможностей существует, для того чтобы получить информацию: книги, телепередачи, Интернет. Но только живое общение с учителем не сравнится ни с одним из этих способов. Открой свои глаза, выслушай, переспроси. Вот и твоя дорожка к знаниям началась. Задумайтесь, что в школу мы идем всё-таки учиться. И давайте будем благодарны учителям за то, что они не теряют веры в нас.
Саламатова Анастасия, 15 лет, 10 класс.
У каждого человека, да и у животного, есть место, где он чувствует себя особенно спокойно.
Здесь можно отдохнуть, помечтать, привести мысли в порядок. Есть такое место и у меня.
Когда я была совсем маленькая, мама часто брала меня на прогулку в лес. Именно тогда среди великанов-деревьев я заприметила особенное дерево. Эта ветвистая береза показалась мне неотразимой. Тонкие изящные ветви свисали гроздями вниз и манили укрыться под их защитой.
Мне хотелось прижаться к этому дереву, обнять эту березку, забраться повыше и посмотреть вокруг с высоты этой великанши. Но я была маленькой, и мама строго запрещала мне лазить по деревьям.
Время шло, я подрастала, а дерево продолжало манить к себе. Теперь мне уже не требуется родительское разрешение для прогулок в лесу. И я спокойно взбираюсь на мою березку.
Какой обзор открывается с высоты! С одной стороны видна моя деревня, мой дом на окраине, а с другой – сосновый лес и маленькая лужайка. Мне кажется, что я начинаю понимать птиц, которые вьют гнезда на величественных соснах. Ведь сверху так удобно наблюдать за всем, что происходит вокруг тебя. Здесь, наедине с этим деревом, не бывает скучно. Я любуюсь пейзажем, который каждый день меняется. Я замечаю, как грибники отправились собирать лесной урожай. Люблю ощущать, как теплый ветер треплет мой волосы, люблю смотреть, как проплывают надо мной облака: большие и маленькие, воздушные и насыщенные дождем. А вот и первые капли нежно прикасаются к моей коже. Когда я здесь, время течет иначе. Закат с этого дерева кажется загадочным, а рассвет романтичным…
Я люблю эту березку, это небо, эту лужайку рядом. Я люблю нашу скромную природу и свою деревушку. Это всё моё, родное. И я хочу, чтобы так было всегда. Когда-нибудь, став совсем взрослой, я приду сюда, чтобы отдохнуть здесь душой и телом.
Носова Елена, 13 лет, 7 класс
Учитель… Как часто мы произносим это слово, не задумываясь, какую роль играет педагог в нашей жизни. Трудно измерить, сколько сил, труда, терпения вкладывает учитель в каждого из нас, чтобы из непоседливых малышей выросли взрослые успешные люди. Учитель старается исправлять ошибки не только в тетрадках, но и судьбах подрастающих людей. Он переживает из-за неудач своих воспитанников, радуется даже самому малому успеху каждого своего ученика.
Нашему классу повезло. Судьба свела нас с отличным учителем Светлаковой Анной Михайловной. У многих из нас родители тоже учились у нашей Анны Михайловны, и потому были счастливы, что нашим воспитанием будет заниматься такой замечательный преподаватель. Я вспоминаю нашу первую встречу с ней. Мы учились в 4 классе, и Анна Михайловна пришла проверять у нас технику чтения. Она казалась строгой и требовательной. А когда мы пришли к ней в 5 классе, то выяснилось, что человек она добрый, заботливый и отзывчивый. У нас был большой класс, но она всегда была в курсе всех наших проделок. Конечно, она отчитывала нас за двойки, переживая за нашу успеваемость. Вместе с нами репетировала каждое выступление, тщательно отбирая номера для концерта. А как она радовалась нашим победам!
Она и сейчас держит руку на пульсе жизни каждого из нас. В любое время к ней можно подойти со своими проблемами. Она выслушает, посоветует, как правильно поступить. Несмотря на то, что мы уже выросли, она до сих пор видит в нас тех неразумных малышей, какими мы пришли к ней в 5 класс.
Учить детей – нелегкое дело. К каждому воспитаннику нужно найти подход, понять человека и позвать вперед. Мы учимся в нашей школе последний год, и Анна Михайловна тоже, выпустив нас, хочет уйти из школы. Мы хотим, чтобы всегда она вспоминала о нас с улыбкой и теплотой.
А еще желаем нашей любимой учительнице здоровья, благополучия и счастья. Анна Михайловна, навсегда вы останетесь в наших сердцах. Спасибо вам!
Первый учитель
Учительница. Художник: Ростислав Слетов
Учитель называется этим именем
по участию в деле истинного Учителя.
Блаженный Иероним Стридонский
Человек с самого рождения и до конца своей земной жизни постоянно обучается, познает и развивается. И очень важно, чтобы на жизненном пути ему встретились хорошие люди, хорошие учителя.
Моим первым учителем была Александра Константиновна – прекрасный педагог и воспитатель. Это был светлый учитель, она любила чистоту, порядок, справедливость и дисциплину. Конечно же, как и у всякого преподавателя младших классов, у Александры Константиновны был ненормированный рабочий день, огромная ответственность и постоянное нервное напряжение. И когда она с нами физически и морально уставала, то своеобразным способом эту усталость снимала. Во время урока она обращалась к нам со словами: «Класс, встать. Песню запевай». Мы дружно вставали и пели. Очень любила песню «Родительский дом» и другие песни из репертуара Льва Лещенко. И если кто-то, проходя по школьному коридору, слышал, что во время уроков наш класс поет, говорили: «Сегодня Александра Константиновна не в духе». Ее считали строгой учительницей, но не я. Потому что дома у меня был не менее строгий отец.
И я все думал: а если встретятся Александра Константиновна и мой отец, кто победит в строгости? И они однажды встретились. Победило смирение и юмор. Это было на выпускном вечере – после окончания третьего класса был прощальный вечер. Пришли школьники со своими родителями и я со своим отцом. Обычно на родительские собрания ходила мама, а тут вышло исключение. Ребята читали стихи, родители дарили цветы и благодарили нашего первого учителя. Но вдруг праздничный вечер омрачился недовольным выступлением мамы моей одноклассницы. Она обратилась к учителю со словами: «Мы все благодарны вам, но моей дочери вы поставили итоговую оценку четыре, хотя она заслуживает пятерку». На что Александра Константиновна ответила: «Эта оценка никуда не идет, вся жизнь впереди, впредь будьте внимательнее, и все будет отлично». Но мама не успокаивалась и, уже повысив тон, требовала исправить оценку. В этот спор вмешались другие родители – праздничное настроение улетучивалось. Но тут неожиданно встал мой отец и громко произнес: «Я тоже недоволен оценкой моего сына». Все замолчали, и в этой тишине тихо произнесла Александра Константиновна: «И вы тоже, Владимир Георгиевич?» – «Да, я тоже. Я проверил своего сына, и у него максимальная оценка – тройка, а вы ему поставили четыре». Вздох облегчения пронесся по всему классу, и праздничный вечер благополучно завершился.
Вздох облегчения пронесся по всему классу, и праздничный вечер благополучно завершился
И еще долгие годы отец говорил, что я «еду на багаже», данном мне Александрой Константиновной, и ничего к нему не прибавляю. После окончания школы, института и аспирантуры я решил навестить своего первого учителя. Нашел друга-одноклассника, и вместе мы пришли домой к Александре Константиновне, которая была уже на пенсии. Вспоминали годы учебы, рассказывали о своих успехах, чем очень обрадовали своего учителя. В тот день у нее было очень радостное лицо, а улыбку и добрые глаза помню до сих пор.
Учась в школе, мы занимались спортивной борьбой, с удовольствием ходили на тренировки, после них подолгу беседовали. Наш тренер говорил, что не все из нас будут чемпионами, но главное – быть здоровыми, стойкими, смелыми, самоотверженными и дружными. Некоторые из ребят ленились на тренировках и на вопрос тренера:
Прошли годы, и когда я осознанно стал читать псалмы Царя Давида, обратил внимание на эти строки:
«Благословен Господь Бог мой, укрепляющий руки мои для битвы, персты (пальцы) мои – для сражения» (Пс. 143, 1).
По толкованию Евфимия Зигабена:
«Под перстами праведника можешь понимать действия его, не исключая и самых малых, которыми он поражает диавола».
Учили честно идти к своей цели и никогда не оставлять друга в беде. И таким был мой друг, занимавшийся с нами борьбой, Алексей Цепцура – настоящий герой, пожертвовавший собой ради ближних. После окончания школы наши пути разошлись, мы выбрали профессии своих отцов: он стал пожарным, а я – врачом. Вот как описывает саратовская газета подвиг Алексея:
«Начальник караула пожарной части Алексей Цепцура погиб 10 декабря 2006 года при тушении Ледового Дворца спорта. Он вывел из пылающего здания 200 ребятишек, а потом вместе с экипажем работал в самом пекле: заливал горящий подвал. Дважды он поднимался менять баллоны с воздухом, а когда спустился к эпицентру возгорания в третий раз, ему стало плохо. Через два часа он умер».
Царствие Небесное брату нашему Алексию.
В советской школе не было уроков основ религиоведения, но удивительным образом Господь посылал хороших людей
Оглядываясь назад, благодарю своих учителей за то, что все они, воспитывая, обучая, тренируя, наставляя и благословляя нас, желали нам счастья. А разве можно быть счастливым человеком без благодарности и благодарным – без счастья?
Будем от всего сердца благодарить своих учителей, которые научили нас читать и писать, познавать видимый мир, и милостивый Господь пошлет нам учителей, которые научат нас молиться, верить и любить, познавать себя и мир духовный. Благодаря нашим учителям мы благодарим Самого главного Учителя (Мф. 23, 8), Который учит нас всему доброму, светлому и святому, без чего невозможно быть счастливым человеком ни в этом мире, ни в ином.
Благодаря нашим учителям мы благодарим Самого главного Учителя
Некоторые христиане сетуют на то, что в наше сложное время оскудения духовных дарований уже нет великих учителей молитвы, покаяния и любви. Но если мы будем благодарны Богу и «верны в малом» (Лк. 16, 10) за учителей земной науки, то любящий Господь явит нам учителей Небесной науки, чтобы научиться и подготовить себя к истинному счастью и радости бесконечной в месте светлом, блаженном и отрадном, где святые вселенские учителя и их верные ученики благодарят и славят Пресвятую Троицу ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Чему учит первый учитель
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕЛЬ СЕГОДНЯ РАБОТАЮТ 370 УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ, 220 ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ, 43 ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ВСЕХ — С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ!
У каждого в жизни был первый учитель, который привел в светлый класс, помог написать первую букву и сложить два числа. Именно он, первый учитель, учит ребенка рассуждать и спорить, творить и придумывать, быть самостоятельным и ответственным.
«УРОК — ЭТО СВЯТОЕ»
В средней школе № 11 все знают, что Елену Николаевну АНДРЕЯНОВУ отвлекать во время урока нельзя. Если кто отважился постучать в дверь кабинета, услышит от нее короткое замечание: «У меня урок, все дела после звонка».
Учитель задает вопросы, и четвероклассники смело тянут руки. Решать сложные примеры и уравнения, писать диктанты, пересказывать литературные произведения дети берутся без страха. И во всем этом, несомненно, заслуга Елены Николаевны. «Урок — это святое, — говорит учитель. — У каждого занятия свой ритм. И если в самый разгар работы, когда новые идеи и мысли появляются, создаются мостики между новой темой и ранее изученным, стоит мне на что-то отвлечься, дети тоже отвлекутся. Сценарий урока, как цепочка: все элементы связаны между собой. Одному стоит выпасть, и все — урок не состоялся, ребенок остался без знаний».
СЛУЧАЙНОСТЬ ОКАЗАЛАСЬ ПРИЗВАНИЕМ
Свой выбор учительской профессии Елена Николаевна объясняет случайностью. По первому образованию она энергетик. Но пока была в отпуске по уходу за ребенком, ее пригласили поработать секретарем в родную школу № 48, ныне № 11. Вчерашнюю выпускницу здесь все помнили «как активистку, почти медалистку», и стали ставить на замещение. В результате педагогика ей пришлась по душе. Она поступила в пединститут на заочное отделение. Специализацию выбрала «Начальная школа».
«Самые маленькие в школе, но уже с пытливыми глазами. Работать в начальных классах и интересно, и сложно, — рассказывает учительница. — Дети приходят — «горох», как мы называем. Многие не умеют ни читать, ни писать, и с дисциплиной сложно. Зато потом видны плоды твоего труда. В четвертом классе они совсем взрослые, рассудительные, понимают с полуслова».
ГЛАВНОЕ — ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА
Мальчишки в классе Елены Николаевны проходят настоящую джентльменскую школу. Они за девочек поднимают стулья, открывают им двери и пропускают вперед себя. И вообще учатся отвечать за свои поступки.
«Случается всякое, — улыбается Елена Николаевна. — Вот сегодня подрались. Стали разбираться. Сначала один рассказал, как все было. Потом — другой. У каждого своя версия. Самое сложное — понять каждую сторону и не обидеть зря. Где-то пожуришь, где-то сердишься, а где-то добром решаешь. Все же любят добрые слова, даже если виноваты».
Неровные буквы и цифры, неправильные соединения, помарки, ошибки — ручкой с красными чернилами педагог проверяет тетрадки. Каждого ученика узнает по почерку. Красивый — говорит о грамотности и старательности ученика, неаккуратный может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Но Елена Николаевна не торопится ставить неудовлетворительную оценку. Это крайняя мера.
«В работе учителя главное — не столько научить читать и писать, сколько воспитать человека. Привить духовность, доброту», — считает педагог.
РЕБЕНОК — ОТКРЫТАЯ ДУША
«В первый день работы в школе мама мне сказала: «Не обижай детей. Возможно, у них дома более сложная проблема, чем задания на уроке». Теперь этими словами стараюсь напутствовать своих молодых коллег, — говорит Елена Николаевна. — Мамин совет пригодился мне на практике. Как-то раз на уроке русского языка все дети пишут, а один мальчик ничего не делает. Подхожу к нему, чтобы сделать замечание. А он расплакался: оказывается, в семье не все хорошо. Какие ему буквы на уроке, у него вон какая беда! Многим кажется, что дети ничего не понимают. Нет, их маленькое сердце все трогает».
За годы своей тридцатилетней работы в школе Елена Николаевна выпустила не одно поколение учеников. Каждого из них помнит по имени, каждый оставил в ее сердце незабываемый след. Эрудированные, творческие, умеющие постоять за себя и отстаивать свою точку зрения. Сегодня школьники — другие, и отличаются от тех, которых учила Елена Николаевна вначале своего педагогического пути.
«Сейчас обучаю уже детей моих учеников. В некоторых семьях даже несколько поколений выучила. Дети другие стали. Если раньше не было ни гаджетов, ни компьютеров, сейчас все у ребят есть, — говорит педагог. — Соответственно, уровень развития у них в разы выше. Но они все равно дети. Бывает, придешь в школу в плохом настроении, но, увидев светлые, радостные детские лица, сразу забываешь обо всем».
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Елена Николаевна помнит каждого педагога, у кого в свое время училась: Маргарита Алексеевна Правдина, Анастасия Никифоровна Кудряшова, Павел Иванович Красильников, Вера Павловна Брыкалова, Анастасия Васильевна Федоренко, Лидия Александровна Тырша, Любовь Александровна Бокаева, Надежда Александровна Малышева. Сегодня им на смену в школу № 11 пришли их ученики. Те, кто впитал от своих педагогов любовь к этой профессии.
«У меня был случай на уроке по окружающему миру. Проходили тему «Южный берег Крыма». Вызываю ученика. Сразу вижу — не учил. Но он выкрутился, запел песню «Южный берег Крыма за полоской дыма». За находчивость поставила «пять». Это же тоже урок на будущее, — смеется педагог. — В собственной школьной жизни аналогичное произошло. На уроке истории Маргарита Алексеевна Правдина, педагог от Бога, вызвала к доске. Домашнее задание было по теме «Гражданская война». Но я не подготовилась: весь вечер читала «Хождение по мукам». На уроке, опираясь на роман Алексея Толстого, и построила свой ответ. Маргарита Алексеевна выслушала и спрашивает: «Почему не учила?». Я замялась: «Книжку читала. Очень интересная». Она: «Хорошо, на этот раз — пять». Конечно, я это на всю жизнь запомнила и впредь выполняла домашние задания. Но в то же время поняла, что не только в учебнике можно найти знания».
Сегодня Елена Николаевна кроме учительских выполняет много других обязанностей. Она завуч начальных классов, ответственная за индивидуальное обучение в школе. Плюс — член государственной экзаменационной комиссии. Педагог в проведении ЕГЭ участвует с первого года внедрения этого новшества в систему школьного образования.
Семейное счастье
Елена Николаевна считает себя счастливой. С ней всегда была и остается поддержка семьи. В свое время мама Вера Ивановна с пониманием отнеслась к работе младшей дочери и всемерно ей помогала и советом, и делом. Хотя одна воспитывала четырех дочерей после смерти мужа.
«У нас никаких излишеств не было дома. Сами рукодельничали: кто-то шьет, а кто-то в это время читает, чтобы веселее было. Мама — труженица, всю жизнь на Доске Почета железнодорожников была. Нас тоже воспитала в труде», — делится Елена Николаевна.
Сложилось и личное счастье Елены Николаевны — в этом году они с супругом Анатолием Николаевичем отметили рубиновую свадьбу, 40 лет совместной жизни, у них двое сыновей. Старший пошел по стопам отца и стал военным, младший — железнодорожник, инженер в вагонном депо. Уже есть внуки.
ВСТРЕЧАЙ, УЧИ — И СНОВА РАССТАВАЙСЯ…
Самым сложным в своей работе Елена Николаевна считает расставание с учениками. В течение четырех лет вкладывать в ребенка свою душу, а потом отпустить и снова начинать сначала. В наступившем учебном году у нее снова выпускной класс. И уже сейчас понятно, что прощаться будет тяжело не только учителю, но и ее ученикам. Например, у Кати Бобровой с начальными классами связаны первые победы: она не раз занимала призовые места на конкурсах чтецов.
«Грустно будет уходить, — признается девочка. — Учиться было сложно, но интересно узнавать новое. И всегда рядом — наша Елена Николаевна. Но с другой стороны в старших классах можно узнать еще больше».
Богдан Миронов искренен в своих признаниях: «Из начальной школы, конечно, не хочется уходить: у нас такой замечательный учитель. Елена Николаевна не очень строгая. Она редко ругается».
Катя Каримова поздравляет своего первого учителя с профессиональным праздником: «В день учителя хочу пожелать Елене Николаевне хорошего настроения, чтобы она не скучала, чтобы у нее все получалось без проблем».
Учитель начальных классов — это и педагог, и наставник, и классный руководитель. Чтобы узнать детскую душу, важно с ребенком встречаться не только на уроке. Поэтому Елена Николаевна в свою работу включает и экскурсии, и беседы, и утренники, и походы. До сих пор в кабинете висят фотографии с поездок на турбазу к маламутам и на страусиную ферму.
«Самое важное в начальной школе — сплотить детей и подарить им радость прихода в школу. Если у ребят сложились хорошие взаимоотношения, они дружат, это уже половина успеха», — уверена педагог.
В меру строгая, но очень доброжелательная и душевная. Наверное, таким и должен быть учитель начальных классов. Человек, у которого основой педагогического мастерства являются Любовь и Талант.