Что значит первичная медико санитарная помощь
Первичная медико-санитарная помощь
Основные факты
Что такое первичная медико-санитарная помощь?
С 1978 г. понятие ПМСП неоднократно становилось объектом новых интерпретаций или определений, что привело к путанице в понимании этого термина и практике его применения. Для более координированного осуществления будущих стратегий в области развития ПМСП на глобальном, национальном и местном уровнях и для руководства их осуществлением было разработано четкое и простое определение этого понятия:
«Первичная медико-санитарная помощь – подход к охране здоровья, охватывающий все общество и направленный на равноправное достижение наивысшего возможного уровня здоровья и благополучия каждым членом общества, в рамках которого приоритетное внимание уделяется удовлетворению медико-санитарных потребностей населения на самых ранних этапах их формирования посредством осуществления единого комплекса мероприятий от укрепления здоровья и профилактики до лечения, реабилитации и паллиативной помощи, осуществляемых максимально близко к среде повседневной жизни людей». ВОЗ и ЮНИСЕФ. Концепция первичной медико-санитарной помощи в XXI веке: на пути к ВОУЗ и ЦУР.
ПМСП состоит из трех взаимосвязанных компонентов, между которыми обнаруживается синергия: всеобъемлющий комплекс услуг здравоохранения, центральным элементом которого являются первичная медицинская помощь, а также блага и функции общественного здравоохранения; многосекторальные меры политики и действия, направленные на решение проблем, связанных с факторами и детерминантами здоровья; вовлечение и расширение прав и возможностей людей и местных сообществ для обеспечения их более активного участия в жизни общества и расширения их возможностей самопомощи и повышения их самостоятельности в вопросах собственного здоровья.
В основе ПМСП лежит приверженность ценностям социальной справедливости, равноправия, солидарности и сотрудничества. Фундаментом этой концепции является признание того, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья – одно из основных прав всякого человека без каких-либо различий.
Для того, чтобы всеобщий охват услугами здравоохранения (ВОУЗ) имел действительно универсальный характер, требуется переход от систем и институтов здравоохранения, ориентированных на лечение болезней, к системам здравоохранения, созданным для людей и вместе с людьми. Развитие ПМСП требует от органов власти на всех уровнях понимания необходимости действовать с выходом за рамки сектора здравоохранения и реализовывать общегосударственный межсекторальный подход к здравоохранению, в том числе обеспечивая учет вопросов здоровья при разработке мер политики во всех областях, а также уделяя пристальное внимание вопросу справедливости и необходимости охвата всего жизненного цикла человека.
ПМСП включает в себя работу в отношении широкого круга детерминантов здоровья и требует комплексного учета взаимозависимых аспектов физического, психического и социального здоровья и благополучия. Такой подход обеспечивает комплексный учет медицинских потребностей человека на протяжении всей его жизни, а не просто лечение отдельных заболеваний по мере их возникновения. Первичная медико-санитарная помощь позволяет предоставлять людям качественную комплексную помощь от укрепления здоровья и профилактики до лечения, реабилитации и паллиативной помощи и делать это максимально близко к среде повседневной жизни людей.
Почему так важна первичная медико-санитарная помощь?
Государства-члены взяли на себя обязательство дать новый импульс развитию первичной медико-санитарной помощи в качестве краеугольного камня устойчивых систем здравоохранения в интересах достижения ВОУЗ, связанных со здоровьем Целей в области устойчивого развития (ЦУР) и санитарно-эпидемиологической безопасности. В рамках работы по достижению ВОУЗ, ЦУР и санитарно-эпидемиологической безопасности ПМСП выполняет роль движущей силы. Это обязательство было закреплено и подтверждено в Астанинской декларации, сопутствующей ей резолюции 72/2 Всемирной ассамблеи здравоохранения, Глобальном докладе о мониторинге ВОУЗ 2019 г., а также на совещании высокого уровня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по ВОУЗ. Задачи по достижению ВОУЗ, ЦУР и санитарно-эпидемиологической безопасности являются амбициозными, но практически осуществимыми. Их выполнение требует неотложного ускорения, что может быть обеспечено на базе ПМСП.
ПМСП представляет собой наиболее инклюзивный, эффективный и результативный подход к повышению уровня физического и психического здоровья людей и их социального благополучия. Все больше данных свидетельствуют о высокой эффективности вложения ресурсов в развитие ПМСП во всем мире, особенно в контексте пандемии COVID-19.
Финансирование ПМСП повсеместно приводит к повышению результативности медицинской помощи, укреплению подотчетности системы здравоохранения и улучшению показателей здоровья населения. Некоторые из этих факторов непосредственно определяются характеристиками системы здравоохранения и уровнем доступа к медицинской помощи, однако имеющиеся данные недвусмысленно свидетельствуют о том, что здоровье и благополучие населения являются результатом действия гораздо более широкого круга факторов. К ним, в частности, относятся социальная защита, продовольственные системы, образование и экологические факторы.
ПМСП также играет важнейшую роль в повышении жизнестойкости систем здравоохранения в условиях кризисных ситуаций, укреплении их способности упредительно выявлять ранние признаки эпидемий и повышении их готовности к оперативному принятию мер в случае резкого повышения спроса на услуги здравоохранения. Доказательная база еще находится в процессе формирования, однако общепризнанным является представление о ПМСП как о точке первого доступа к системе здравоохранения и основе для укрепления важнейших функций в сфере охраны общественного здоровья, необходимых в случае таких кризисов, как пандемия COVID-19.
Деятельность ВОЗ
ВОЗ оказывает странам помощь в переориентации их систем здравоохранения на развитие ПМСП как одного из ключевых условий достижения ВОУЗ, ЦУР3 и санитарно-эпидемиологической безопасности. Системы здравоохранения должны отвечать потребностям людей, соответствовать контексту и быть способными выполнять возлагаемые на них задачи. Путь к укреплению систем здравоохранения, в частности, лежит через укрепление следующих компонентов: управление и финансирование в сфере здравоохранения; кадровые ресурсы здравоохранения; гендерное равенство и права; информационные системы; качество услуг и безопасность пациентов; здоровье матерей, новорожденных, детей и подростков, а также здоровое старение; охрана сексуального и репродуктивного здоровья; лекарственное обеспечение и снабжение медицинской продукцией; готовность к чрезвычайным ситуациям, реагирование на них и ликвидация их последствий; борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями.
В области развития ПМСП во всем мире ВОЗ выделила три стратегические направления своей работы:
Что значит первичная медико санитарная помощь
Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь
1. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
2. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
3. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
4. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
5. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
6. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
7. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.
Первичная медико-санитарная помощь
Первичная медицинско-санитарная помощь, являясь центральным звеном здравоохранения, должна осуществлять главную функцию — улучшение здоровья населения. Амбулаторно-поликлиническая помощь — наиболее востребованный вид медицинской помощи, оказываемой населению врачами специалистами первичного звена здравоохранения в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения.
На уровне первичного звена здравоохранения начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% пациентов.
Согласно данным статистики из 1000 граждан 750 человек в месяц имеют проблемы со здоровьем. Только 250 человек обращаются за медицинской помощью. Только 5 человек из них нуждаются в консультации узкого специалиста, 9 в стационарной помощи, 1 в высокотехнологичной, остальные нуждаются в помощи врача первичного звена.
Основные причины смертности и инвалидизации населения потенциально предотвратимы и отчасти связаны с повышением доступности и качества медицинской помощи. Сегодня повышается роль врача первичного звена в улучшении показателей здоровья населения.
Деятельность врача амбулаторно-поликлинического учреждения направлена на выявление заболевания при проведении профилактического медицинского осмотра или обращении за медицинской помощью, на проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития осложнений заболевания, инвалидизации, преждевременной смерти.
Врач амбулаторно-поликлинического учреждения определяет показания и объем необходимых диагностических исследований для уточнения диагноза, определяет показания для госпитализации в дневной стационар и круглосуточный стационар, осуществляет отбор пациентов, нуждающихся в высокотехнологичных видах лечения, осуществляет динамическое наблюдение пациентов с выявленными заболеваниями и проводит лечение и реабилитацию согласно индивидуальному плану лечебно-оздоровительных мероприятий.
В амбулаторно-поликлиническом учреждении организуется работа «Школ здоровья» для населения с целью повышения медицинской грамотности по сохранению своего здоровья.
Ежегодно разрабатывается и утверждается Постановлением Совета администрации края краевая Программа государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи.
Краевая Программа государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи за счет соответствия гарантированных видов и объемов медицинской помощи и необходимых для их реализации финансовых средств и формируется на основе анализа состояния здоровья населения, системы оказания медицинской помощи населению и системы финансирования.
В крае проводится планомерная работа по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений первичного звена. В 2008 году поступило и установлено 206 единиц диагностического оборудования, в т.ч. 67 рентгенустановки, УЗИ-оборудование 30, ЭКГ-аппараты 16, 52 единицы эндоскопического оборудования, лабораторное оборудование 19. Ввод в эксплуатацию оборудования позволяет сокращать очереди на ожидание лабораторных и инструментальных исследований, повышать охват диагностическими обследованиями и выявлять заболевания на ранних стадиях.
В структуре посещений увеличился удельный вес посещений с профилактической целью с 35,5% в 2007г до 38,2%. Рост обусловлен увеличением медицинских осмотров по проведению дополнительной диспансеризации работающего населения в рамках реализации Национального проектав здравоохранении.
Мероприятия, проводимые в крае, направлены на смещение объемов стационарной помощи в дневные стационары и амбулаторно-поликлинические учреждения.
Стационарзамещающие технологии в 2008г. получили свое дальнейшее развитие. Число мест в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических учреждениях выросло до 1763 (в 2007г. – 1571). Удельный вес больных, пролеченных в дневных стационарах при АПУ составил 46,6%. Увеличилась средняя занятость мест. В дневных стационарах лечатся больные терапевтического, гинекололгического, неврологического профиля.
В рамках целевой программы «Развитие общей врачебной практики (семейной медицины) на территории Красноярского края на 2008-2010гг.», в 2008 году подготовлено 9 зданий для развертывания ОВП, прошло обучение 54 специалиста (18 врачей и 36 средних медицинских работника), приобретено 14 комплектов медицинского оборудования и 14 единиц санитарного автотранспорта. Всего в крае работает 71 врач общей практики.
Совершенствование первичной медико-санитарной помощи проводится поэтапно и системно с учётом возможностей каждого муниципального образования. Для организации качественной работы ОВП требуется дальнейшее совершенствование материально-технической базы и разработка нормативных документов.
Тем не менее, совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи населению муниципальных образований Красноярского края планируется в том числе и на основе развития общих врачебных практик (семейной медицины), ориентированных на гарантированное удовлетворение населения в первичной медико-санитарной помощи надлежащего качества и рациональное использование ресурсов отрасли.
Общая врачебная практика (семейная медицина) объединяет:
Возглавляет работу врач общей практики, который является и организатором здравоохранения в зоне своей деятельности (территориального участка).
Вторым этапом оказания врачебной помощи специализированной (по ряду специальностей) становится Центральная районная больница муниципального образования.
Третий этап — оказание специализированной помощи в межрайонных специализированных учреждениях.
Четвертый этап — краевые больницы, краевые специализированные медицинские учреждения.
Экономическая целесообразность развития общих врачебных практик обеспечивается рациональным использованием финансовых средств здравоохранения муниципальных образований, основанным на изменении структуры медицинской помощи, с переориентацией от “затратной” стационарной помощи к более экономичной амбулаторной медицинской помощи и профилактическому обслуживанию населения.
Развитие службы общей врачебной практики в Красноярском крае с его особенностями: протяженностью, низкой плотностью населению, особыми климатическими условиями, является особенно актуальным.
Однако дальнейшее решение проблемы развития общих врачебных практик без использования программно-целевого метода не позволяет повсеместно внедрить систему поэтапного перехода к общей врачебной (семейной) практике.
В связи с этим, в соответствии с распоряжением Совета администрации края от 24.08.2007 №948-р разработан проект краевой целевой программы «Развитие общих врачебных практик в Красноярском крае» на 2008-2010 годы.
Целью программы является повышение доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению края в сельских территориях и городских новостройках на основе организации многопрофильной медицинской помощи на базе создаваемых общих врачебных (семейных) практик.
Задачами программы являются материально-техническое и информационное обеспечение деятельности офисов общей врачебной (семейной) практики края для оказания многопрофильной квалифицированной медицинской помощи; профессиональная переподготовка медицинских кадров общих врачебных (семейных) практик края; повышение престижа профессии врача, фельдшера и медицинской сестры общей врачебной (семейной) практики на основе принципа совершенствования механизмов финансирования общих врачебных (семейных) практик, ориентированных на показатели результатов деятельности.
Виды, формы и условия оказания медицинской помощи
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной формах.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, который приведен в приложении Программы государственных гарантий.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной системы здравоохранения бесплатно.
При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
на обеспечение лекарственными препаратами;
Беременные женщины, обратившиеся в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях, имеют право на получение правовой, психологической и медико-социальной помощи, в том числе по профилактике прерывания беременности.
С 2021 года дополнительно к объемам медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Программы, осуществляется дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, включая обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду.
Застрахованные лица имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача), а также на выбор медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сроки оказания медицинской помощи:
При выявлении злокачественного новообразования лечащий врач направляет пациента в специализированную медицинскую организацию (специализированное структурное подразделение медицинской организации), имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по онкологии, для оказания специализированной медицинской помощи, в сроки, установленные настоящим разделом.
В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания специализированной медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о сроках ожидания оказания специализированной медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Порядок и условия оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения
Оглавление
I. Обеспечение прав граждан при получении медицинской помощи
Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы, бесплатно гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства при предоставлении:
Лицам без определенного места жительства, а также не имеющим вышеуказанных документов или имеющим документы, оформленные ненадлежащим образом, оказывается только экстренная, неотложная помощь и помощь при социально значимых заболеваниях (заболеваниях, передаваемых преимущественно половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ).
Медицинские организации обязаны обеспечить пациенту возможность ознакомления с его правами и обязанностями.
Гражданин имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации, и на выбор врача с учетом согласия врача.
При оказании первичной медико-санитарной помощи в выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации, с учетом согласия врача (за исключением случаев оказания экстренной и неотложной медицинской помощи).
При отсутствии заявления гражданина о выборе врача и медицинской организации оказание первичной медико-санитарной помощи осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях в соответствии с действующими нормативными документами.
При изменении места жительства гражданин имеет право по своему выбору прикрепиться к другому врачу-терапевту, врачу-терапевту участковому, врачу-педиатру, врачу-педиатру участковому, врачу общей практики (семейному врачу) или фельдшеру в медицинской организации по новому месту жительства либо сохранить прикрепление к прежнему врачу-терапевту, врачу-терапевту участковому, врачу-педиатру, врачу-педиатру участковому, врачу общей практики (семейному врачу) или фельдшеру.
В случае требования гражданина о замене лечащего врача (за исключением случаев оказания специализированной медицинской помощи) он обращается к руководителю медицинской организации (ее подразделения) с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача.
В случае требования гражданина о замене лечащего врача при оказании специализированной медицинской помощи он обращается к руководителю соответствующего подразделения медицинской организации с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача.
Выбор медицинской организации при оказании скорой медицинской помощи осуществляется гражданином с учетом соблюдения установленных сроков оказания скорой медицинской помощи.
Выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется гражданином на основании информации о медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных Территориальной программой, которую лечащий врач обязан предоставить ему при выдаче направления на оказание специализированной медицинской помощи.
Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных федеральными законами.
Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Первичная медицинская учетная документация (подлинники) хранится в регистратуре. При необходимости ее использования внутри медицинской организации работники медицинской организации обеспечивают доставку документации по месту назначения и несут ответственность за ее сохранность.
Оказание гражданину (пациенту) медицинской помощи осуществляется на основании его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, которое оформляется в письменной форме, подписывается гражданином либо одним из его родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий такого отказа оформляется по форме, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, подписывается гражданином либо одним из его родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
Медицинские вмешательства в отношении несовершеннолетних детей в возрасте до 15 лет, больных наркоманией в возрасте до 16 лет, граждан, признанных недееспособными, осуществляются с согласия их родителей или иных законных представителей, оформленного в установленном законодательством порядке. Решение о медицинском вмешательстве без согласия одного из родителей или иного законного представителя принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, – непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), одного из родителей или иного законного представителя лица, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, в случаях, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, когда его состояние не позволяет ему выразить свою волю,и в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
II. Виды медицинской помощи
Медицинская помощь оказывается в рамках трехуровневой системы организации медицинской помощи, определенной нормативно-правовым актом министерства здравоохранения Волгоградской области.
К первому уровню оказания медицинской помощи отнесены медицинские организации, оказывающие преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь, а также специализированную медицинскую помощь и скорую медицинскую помощь (в центральных районных больницах, городских, районных, участковых больницах, городских поликлиниках и станциях скорой медицинской помощи).
Ко второму уровню оказания медицинской помощи отнесены медицинские организации, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь в медицинских организациях, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры, а также в диспансерах, многопрофильных больницах.
К третьему уровню оказания медицинской помощи отнесены медицинские организации, оказывающие преимущественно специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
В рамках Территориальной программы предоставляются следующие виды медицинской помощи:
Медицинская помощь оказывается в следующих формах:
1. Первичная медико-санитарная помощь
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации пациента, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в том числе на дому, в плановой и неотложной форме амбулаторно-поликлиническими организациями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
2. Специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная
Специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым постановлением Правительства Российской Федерации.
Порядок направления граждан в медицинские организации, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, регламентируется приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации и приказами министерства здравоохранения Волгоградской области.
3. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается бесплатно гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, включая медицинскую эвакуацию в целях спасения жизни и сохранения здоровья.
4. Паллиативная медицинская помощь
Паллиативная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях хосписа, домов сестринского ухода, на койках сестринского ухода и в амбулаторных условиях и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
Паллиативная медицинская помощь оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
Паллиативная медицинская помощь предоставляется медицинскими организациями государственной системы здравоохранения бесплатно.
При оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях пациенты обеспечиваются бесплатными лекарственными препаратами, средствами ухода и расходным материалом в соответствии со стандартами медицинской помощи и перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, применяемых при оказании стационарной медицинской помощи в рамках Территориальной программы (раздел I приложения 5 к настоящей Программе).
Госпитализация в стационары паллиативной помощи (хоспис, дом сестринского ухода, койки сестринского ухода) осуществляется в плановом порядке по направлению медицинских организаций.
III. Оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях
Амбулаторная помощь — медицинская помощь, предоставляемая в медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, а также на дому при вызове медицинского работника.
Амбулаторная медицинская помощь осуществляется в следующем порядке:
1. При оказании медицинской помощи по экстренным и неотложным показаниям:
2. При оказании плановой медицинской помощи:
3. Условия оказания медицинских услуг на дому медицинскими работниками медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений:
1) медицинская помощь на дому, в том числе и по вызову, переданному врачами скорой медицинской помощи, оказывается при:
2) активные посещения медицинским работником (врачом, фельдшером, медицинской сестрой) пациента на дому осуществляются для:
3) посещения медицинским работником для констатации факта смерти на дому в часы работы поликлиники (осуществляется выход на дом врача или фельдшера — при отсутствии врача в сельской местности);
4) иные случаи оказания медицинской помощи на дому могут быть установлены действующим законодательством.
Время ожидания медицинского работника на дому регламентируется графиком работы медицинской организации.
4. Амбулаторная медицинская помощь пациенту включает в себя:
5. Бесплатное лекарственное обеспечение в условиях поликлиники и на дому осуществляется только при оказании неотложной медицинской помощи в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи и перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, применяемых при оказании амбулаторной медицинской помощи в рамках Программы (раздел II приложения 5).
При оказании плановой амбулаторной медицинской помощи лекарственное обеспечение осуществляется за счет средств гражданина, за исключением:
1) лекарственных препаратов (в том числе специализированных продуктов лечебного питания) и медицинских изделий, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации для перечня групп населения и категорий заболеваний, установленных в приложении 6;
2) лекарственных препаратов для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, для граждан, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Обеспечение лекарственными препаратами граждан в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей части осуществляется через медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь по месту их прикрепления, согласно порядку лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях, утвержденному постановлением администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 г. № 290–п;
3) лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, приобретаемых за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета;
Обеспечение лекарственными препаратами граждан в соответствии с пунктом 3 настоящей части осуществляется через медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь по месту их прикрепления, согласно порядку организации обеспечения за счет средств федерального бюджета граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде бесплатного обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, утвержденному постановлением главы администрации Волгоградской области от 10 июня 2011 г. № 610;
4) иммунобиологических лекарственных препаратов для проведения профилактических прививок в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, регионального календаря профилактических прививок, для проведения застрахованным лицам лечебной иммунизации против бешенства и столбняка; аллергодиагностики туберкулеза (проба Манту застрахованным лицам до 17 лет включительно).
6. Организация госпитализации больных:
Наличие показаний для экстренной и плановой госпитализации определяется лечащим врачом в соответствии с настоящим приложением.
7. Условия и сроки проведения диспансеризации застрахованных граждан отдельных категорий.
1) Условия проведения диспансеризации застрахованных граждан отдельных категорий.
Диспансеризация застрахованных граждан отдельных категорий (далее — диспансеризация) проводится медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включенными в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Волгоградской области, за исключением федеральных бюджетных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства.
Диспансеризация на территории Волгоградской области проводится:
Перечень выполняемых при проведении диспансеризации клинико-лабораторных и лабораторно-диагностических методов исследований и осмотров врачами-специалистами (фельдшерами/акушерками) определяется в зависимости от возраста и пола гражданина и утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
2) Сроки проведения диспансеризации застрахованных граждан отдельных категорий:
IV. Оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров
1. Медицинская помощь в условиях дневного стационара организуется в медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях для граждан, которым по состоянию здоровья необходимо медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требуется круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.
2. Дневные стационары организуются по следующим типам:
Ежедневная длительность пребывания пациентов в дневных стационарах (кроме стационаров на дому) составляет не менее трех часов для дневного стационара при поликлинике, не менее четырех часов — для дневного стационара при больничном учреждении (стационаре).
3. В условиях дневного стационара медицинская помощь оказывается в случаях:
4. Лечащий врач выбирает тип стационарозамещающей помощи в зависимости от конкретного заболевания, его тяжести, возможности посещения пациентом медицинской организации, а также обеспечения родственниками ухода за пациентом в стационаре на дому.
Лечащий врач дневного стационара делает записи о динамике состояния здоровья, проведении лечебных и диагностических мероприятий. Назначения лечебно-диагностических мероприятий записываются врачом в лист назначения пациента. В выходные и праздничные дни контроль за лечением и состоянием пациентов осуществляется дежурным врачом. Дневниковые записи во время дежурства врач делает в медицинской карте стационарного больного только в отношении пациентов, оставленных под его персональное наблюдение, список которых вносится лечащим врачом в журнал дежурного врача.
5. В дневном стационаре медицинской организации (при поликлинике или стационаре) пациенту предоставляются:
При необходимости в комплекс лечения пациентов включаются физиотерапевтические процедуры (не более двух методов электролечения одновременно), массаж, занятия лечебной физкультурой и другое лечение, в рамках оказания медицинской помощи по профилю основного заболевания.
6. В условиях стационара на дому медицинская помощь оказывается пациентам (частично или полностью утратившим способность к передвижению и самообслуживанию), которые не нуждаются в круглосуточном медицинском наблюдении по поводу заболеваний, не представляющих угрозу для жизни пациента или здоровью окружающих, но по состоянию здоровья для получения необходимой медицинской помощи не могут самостоятельно посещать медицинскую организацию.
7. В стационаре на дому пациенту предоставляются:
8. В дневных стационарах всех типов больные обеспечиваются бесплатными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в объеме, утвержденном стандартами оказания медицинской помощи при лечении основного заболевания и сопутствующего, влияющего на течение основного и (или) требующего постоянной поддерживающей терапии в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, утвержденным в разделе I приложения 5 к настоящей Программе. Лечение больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей предусматривает использование препаратов, получаемых в установленном порядке за счет средств федерального бюджета.
9. В дневных стационарах всех типов обеспечение пациентов питанием не предусматривается, исключение составляют дневные стационары:
10. Максимальные сроки ожидания плановой госпитализации в дневные стационары не могут превышать 14 дней.
В дневном стационаре медицинской организации ведется и заполняется журнал ожидания плановой госпитализации, в котором должны отражаться даты плановой госпитализации, даты фактической госпитализации, а также отказы пациентов от плановой госпитализации в назначенный срок.
V. Оказание медицинской помощи в стационарных условиях
Стационарная помощь — медицинская помощь, оказываемая гражданам в медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
1. Общими показаниями для госпитализации является необходимость:
При направлении на госпитализацию необходимо руководствоваться действующей нормативной базой, регламентирующей указанный порядок.
2. В спорных случаях решение вопроса о госпитализации принимается по решению врачебной комиссии в пользу интересов пациента.
3. В зависимости от возраста пациента его госпитализация осуществляется в следующем порядке:
Госпитализация в стационар осуществляется на профильные койки, фактически развернутые в медицинской организации, согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности и в соответствии с диагнозом основного заболевания.
4. Госпитализация осуществляется:
Экстренная стационарная медицинская помощь оказывается круглосуточно и беспрепятственно. Госпитализация в стационар по экстренным показаниям осуществляется по направлениям врачей медицинских организаций любой формы собственности (в том числе частнопрактикующих врачей), по направлениям фельдшеров-акушеров, бригад скорой медицинской помощи (врачебной, фельдшерской), а также в случае самообращения гражданина в медицинскую организацию (без направления).
Порядок организации экстренной госпитализации в медицинские организации регламентируется приказами министерства здравоохранения Волгоградской области.
5. Показания для экстренной госпитализации:
В отдельных случаях возможно расширение показаний к экстренной госпитализации. Этот вопрос решается врачом индивидуально в зависимости от состояния пациента.
6. Показания для плановой госпитализации:
7. Условия оказания медицинской помощи в стационарных медицинских организациях:
8. Критерии выписки больного из стационара круглосуточного пребывания:
9. Перевод пациентов из круглосуточных стационаров в дневные стационары осуществляется по рекомендации лечащего врача круглосуточного стационара при условии возможности организации долечивания конкретного пациента на стационарозамещающем этапе.