Что значит первая скрипка
Первая скрипка
Автор: Дмитрий Сироткин
Фразеологизм «первая скрипка» романтически представляет роль лидера в коллективе.
На практике же нередко встречаются «первая труба» или «первый барабан».
Давайте рассмотрим значение и происхождение, синонимы-антонимы, а также предложения с фразеологизмом из произведений писателей.
Значение фразеологизма
Первая скрипка – лидер; человек, которому принадлежит ведущая роль в чем-нибудь
Фразеологизмы-синонимы: играть первую роль, всему голова, альфа-самец, пуп земли (частично)
Фразеологизмы-антонимы: последняя спица в колеснице
В иностранных языках имеются аналогичные по своему значению выражения. Среди них:
Происхождение фразеологизма
В целом, этот фразеологизм имеет очевидный источник происхождения. Поэтому это один из немногих случаев, когда альтернативные версии происхождения отсутствуют (по крайней мере, я их не нашел). Тем не менее, и тут можно встретить разную степень детализации истории его происхождения.
В целом все сходятся на том, что фразеологизм произошел от названия от солирующей в оркестре скрипки, первой не только среди скрипок, но и среди других инструментов оркестра. Как и в случае с большинством других профессиональных фразеологизмов, значение выражения было перенесено на более широкую область, уже не имеющую прямого отношения к изначальной профессиональной области (например, как в случае с фразеологизмами бить баклуши или в час по чайной ложке).
Предложения с фразеологизмом из произведений писателей
Профиль тоньше камеи,
Глаза как спелые сливы,
Шея белее лилеи
И стан как у леди Годивы.
Деву с душою бездонной,
Как первая скрипка оркестра,
Недаром прозвали мадонной
Медички шестого семестра. (С. Черный, «Городская сказка»)
Варавка и Лютов сидели за столом, Лютов спиною к двери; входя в комнату, Клим услыхал его слова:
– Первая скрипка в газете не передовик, а – фельетонист…(М. Горький, «Жизнь Клима Самгина») — кстати, цитаты Горького
Бурун в дровяном отряде всегда играл первую скрипку, этой чести у него никто не оспаривал. (А.С. Макаренко, «Педагогическая поэма») — кстати, цитаты Макаренко
Первая скрипка, ваше превосходительство, наелась винограду и легла на солнышке. (Е.Л. Шварц, «Голый король»)
Как видим, даже для такого понятного фразеологизма как «первая скрипка» можно обнаружить интересные детали в истории его происхождения.
Далее вы можете ознакомиться с подборкой фразеологизмов о скрипке, а также с другими фразеологизмами:
Комментарии также всячески приветствуются!
Средь шумного бала: первая скрипка – об особенностях работы в оркестре
Многим известно устойчивое выражение «первая скрипка», характеризующее человека, которому отведена ведущая роль в чем-либо. Как понятно из названия, в общеязыковое пространство данный фразеологизм попал из профессиональной сферы музыкантов, причем тех, что играют в оркестре. Почему именно скрипка? Пожалуй, по той причине, что струнные смычковые инструменты – это фундамент современного симфонического оркестра. Но признаемся на берегу: здесь мы будем говорить не об особенностях устойчивого выражения, а о реальной первой скрипке оркестра.
Для нашей постоянной рубрики «Врать не буду», в которой мы знакомим читателей с особенностями интересных профессий, о жизни первой скрипки нам рассказала Валентина Береснева, которая проработала в оркестре Екатеринбургского театра оперы и балета более сорока лет.
Когда-то еще юная девочка Валя часто приходила на спектакли с участием своих родителей – правда, выступали они не на сцене, а под ней, сидя за ударными инструментами в приятной полутьме оркестровой ямы. Увидев свой первый спектакль в шесть лет – им был небезызвестный балет «Щелкунчик» – она поняла, что вопросов с будущим самоопределением у нее не возникнет. Музыкальная школа, затем – профессиональное образование в Консерватории Мусоргского – и вот, будучи уже третьекурсницей, Валентина получила место своей мечты и стала первой.
− Почему именно скрипка?
– Когда я поступала в музыкальную школу, у меня определили хороший музыкальный слух. Я всегда была миниатюрной девочкой с маленькими ручками, поэтому меня сразу определили в струнно-смычковое. Людей покрупнее, конечно, брали на виолончели и альты, поэтому практически все зависело от комплекции. Это тоже имеет значение в игре на скрипке – помимо, конечно, владения нотной грамотой, феноменальной памяти и способностей от природы.
− Что включается в обязанности первой скрипки и почему она «первая»?
– В оркестре, помимо первых скрипок, есть еще вторые – они исполняют аккомпанемент, в то время как на первых лежит основная партия, более сложная и виртуозная. В каждой группе скрипок, да и вообще всех инструментов, есть свой лидер, который задает тон, основную мелодию. Иногда мы проводим репетиции своей группы в отдельных кабинетах – в театре таковые имеются – а уже потом «показываем» свою работу дирижеру.
− Какую роль исполняет дирижер в оркестре? Зачем он выходит в оркестровую яму на время спектаклей – неужели кто-то смотрит и на него, и в ноты?
– Дирижер – главный человек не только в оркестре, но и среди исполнителей – на нем держится буквально все. Он руководитель и учитель, подсказывает каждому музыканту, как играть, а певцу – как петь. Во время спектаклей он тоже присутствует, и на него стоит весь ориентир – когда вступать, в каком темпе играть и так далее. Конечно, за время репетиций мы выучиваем свои партии и можем свободно переключать внимание с нотной партии на палочку. Это кажется простому зрителю нереальным, но нас этому учат еще с музыкальной школы, поэтому навык отрабатывается быстро.
Первая скрипка Екатеринбургского театра оперы и балета с 40-летним стажем Валентина Береснева. Фото из личного архива
− У певцов есть коучи и концертмейстеры, а у музыкантов?
– У музыкантов тоже есть свои концертмейстеры и учителя – это как раз лидеры группы. От взмаха их смычка зависит, когда вступит их группа, они наиболее близки дирижеру и, как я уже говорила, проводят репетиции и занятия со своими «подопечными». Еще в оркестре есть директор и инспектор − они составляют расписание, следят за рабочим процессом, высчитывают зарплаты… Это отдельная большая тема.
− О профессиональном выгорании и болячках – много ли случается таких случаев?
– Подбородок не устает, руки тоже, хотя профессия нервная. Я за собой ни психической, ни физической усталости с годами не замечала, но то, что с годами затрачивается все больше энергии – это правда.
− Приходилось ли работать с известными людьми или оркестр так и гастролировал в своем составе?
– Раньше на сцене уральского Оперного даже Галина Вишневская проводила ярмарку молодых певцов. Когда я еще училась в школе, у нас выступала Евгения Мирошниченко, балерины Елена Рябинкина, Габриэла Комлева и Надежда Павлова, Владислав Пьявко (муж Ирины Архиповой). С годами это все перестало происходить, поэтому таких уж прямо знаменитостей я не застала.
Гастролировали мы по всей России, да и сейчас эта тенденция осталась. Раньше посещали в среднем по три города за сезон – если в городе не было своего оперного театра, выступали в домах музыки, филармониях или драматических театрах.
− Обязательно ли музыканту знать несколько языков?
– Если музыкант не планирует строить свою карьеру за пределами страны, то совсем нет, хотя, конечно, желательно. Если с нами работают зарубежные дирижеры (Фабио Мастранжело – до 2010, с 2015 – Оливер фон Дохнаньи. – Прим.), то они уже хоть немного знают язык, а если нет – к ним приставляется переводчик или тот же коуч. Певцам же, в свою очередь, предпочтительно знать языки, на которых они поют.
− Правда ли, что в театре часто возникает вражда между исполнителями?
– Имена я называть не буду! Шучу. Вообще, конечно, возникали недомолвки, но до серьезного никогда не доходило. Как дела обстоят у вокалистов – я не знаю. Да и вообще, правильно говорят: «Что пройдет – то будет мило». Сейчас, если встречаешь человека, с которым были недомолвки, то все равно рад его видеть.
− Вопрос напоследок: расскажите самую запоминающуюся историю, произошедшую с вами за время работы.
– Таких моментов было, конечно, много, но всех и не вспомнишь. Впрочем, одна история запомнилась надолго. В 90-х на постановке «Пиковой дамы» режиссер решил часть оркестра переместить на сцену. Нас, музыкантов, нарядили в сценические костюмы – я сделала себе маску из подручных материалов, чтобы скрыть очки – и поместили небольшой группкой на сцену. Я помню, тогда мне была дана главная партия, поэтому по взмаху моего смычка, как волшебной палочки, вступал весь оркестр. Уже только потом я поняла, что этот момент ассоциируется у меня со стихотворением Пушкина «Средь шумного бала, случайно…» – ведь и там говорилось о женщине, чьи черты покрывала тайна.
Первая скрипка
Смотреть что такое «Первая скрипка» в других словарях:
Первая скрипка — Тип мультфильма рисованный Режиссёр Дмитрий Бабиченко Автор сценария Д. Ринкуле Роли озвучивали Нина Гуляева, Евгений Весник, Серафим Аникеев, Вера … Википедия
первая скрипка — сущ., кол во синонимов: 2 • ведущий (57) • главный (75) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Первая скрипка — 1. Разг. О самом важном, самом главном человеке в каком л. деле. ЗС 1996, 525. 2. Жарг. муз. Ирон. Голос с частой амплитудой при вибрации. БСРЖ, 544 … Большой словарь русских поговорок
первая скрипка — 1) Скрипач, исполняющий ведущую партию в оркестре. 2) Человек, которому принадлежит в чём л. главная, ведущая роль … Словарь многих выражений
Первая скрипка (мультфильм) — Первая скрипка Тип мультфильма рисованный Жанр Музыка Режиссёр Дмитрий Бабиченко Автор сценария … Википедия
СКРИПКА — (скрыпка обл.), скрипки, жен. Самый высокий по тембру и диапазону четырехструнный музыкальный инструмент. Настроить скрипку. Играть на скрипке. Первая, вторая крипка (см. первый в 10 знач.). ❖ Играть первую скрипку см. играть. Первая скрипка… … Толковый словарь Ушакова
СКРИПКА — Первая скрипка. 1. Разг. О самом важном, самом главном человеке в каком л. деле. ЗС 1996, 525. 2. Жарг. муз. Ирон. Голос с частой амплитудой при вибрации. БСРЖ, 544. Играть на кожаной скрипке в два смычка без канифоли. Народн. Пороть, наказывать… … Большой словарь русских поговорок
Скрипка — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипка (фамилия). Скрипка Классификация … Википедия
скрипка — Играть первую скрипку 1) играть в оркестре на первой скрипке; 2) перен. быть руководящим, самым влиятельным лицом в чем н. (разг.). В их семье именно он играл первую скрипку. Первая скрипка (разг.) перен. человек, к рому принадлежит … Фразеологический словарь русского языка
скрипка — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? скрипки, чему? скрипке, (вижу) что? скрипку, чем? скрипкой, о чём? о скрипке; мн. что? скрипки, (нет) чего? скрипок, чему? скрипкам, (вижу) что? скрипки, чем? скрипками, о чём? о скрипках 1.… … Толковый словарь Дмитриева
Словари
Играть первую скрипку
быть главным в каком-л. деле, занимать ведущее, главенствующее положение в чем-л.
Экспрес. Быть главным в каком-либо деле, руководить каким-либо делом.
Френсис милостиво позволял английскому поверенному воображать, что Англия играет первую скрипку в делах интервенции (Н. Никитин. Северная Аврора).
Выступать в качестве лидера.
Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), организация, государство и т. п. (Z) проявляет себя в каком-л. деле (Р) как инициатор, занимает в нём ведущее положение. реч. стандарт. ✦ Х <Z> играет первую скрипку в Р.
Именная часть неизм.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Сколько в эти напряжённые дни <. > происходило событий, в которых он, генерал Чумаков, играл первую скрипку, направляя наступательные и оборонительные бои по нужному руслу. И. Стаднюк, Война.Нижегородский баскетбольный клуб «НБА-Сити НН» начал выступления в чемпионате России среди команд высшей лиги домашними матчами с казанским «Униксом-2» <. >. Стартовый состав «НБА» выглядел следующим образом: камерунец Ламу, Смоленков, Зорин, Зайцев, Бабурин. Именно последний играл первую скрипку на площадке, успевая и в защите, и в нападении. Нижегородские новости, 2003.
Нередко роль специалиста [возглавляющего группу и принимающего решение] поручают программисту. Что вызывает протест многих экспертов <. >, полагающих, что первую скрипку здесь должны играть библиотекари <. >. Бизнес разведка, 2003.
⊝ Это было жестоко с моей стороны. Вика не виновата, что у нас до сих пор не было детей, это же я всегда говорил, что нужно подождать, что у нас нет условий. Условий действительно не было, жить с малышом с сумасшедшей матерью небезопасно. Потом, когда мы переехали, нам казалось, что ещё год-два можно передохнуть от постоянной гонки за заработками и вечного безденежья. Пожить для себя. И первую скрипку в этих разговорах играл, конечно, я. А. Маринина, Я умер вчера.
⊡ Однако наибольший ущерб, по единодушному мнению экспертов, нанесут Пакистану санкции, принимаемые не на двусторонней основе, а в сфере кредитования через международные финансовые институты, где первую скрипку играют Соединённые Штаты. Известия, 1998.
Френсис милостиво позволяла английскому поверенному воображать, что Англия играет первую скрипку в делах интервенции. Н. Никитин, Северная Аврора.
Выражение появилось в Европе в XVII-XVIII вв. вместе с созданием первых струнных квартетов. В русский язык вошло, вероятно, как калька с нем. die erste Geige spielen.
Компонент фразеол. играть соотносится с деятельностным кодом культуры, компонент первый соотносится с количественным кодом и выражает всю совокупность представлений о первом как о главном, наиболее значимом в жизнедеятельности человека. (Байбурин А.К. Первое в традиционных представлениях восточных и южных славян // Балканские чтения 1. М., 1990. С. 97-99.) Компонент фразеол. скрипка соотносится с артефактивно-вещным кодом культуры.
фразеол. образован метафорой, уподобляющей чью-л. лидирующую роль в оркестре чьей-л. лидирующей роли в той или иной сфере коллективной деятельности.
Образ фразеол. ассоциируется с представлениями о правильно организованной деятельности, предполагающей наличие руководителя, инициатора, задающего тон всей работе.
Образ фразеол. в целом выступает в роли стереотипного представления о лидере какого-л. дела.
Разг. Быть главным в каком-л. деле. ФСРЯ, 429; БМС 1998, 529; ЗС 1996, 31; ФМ 2002, 443.
главенствовать, царствовать, господствовать, царить, владычествовать, властвовать, первенствовать
«Первая скрипка»: значение фразеологизма, синонимы и толкование
Содержание статьи
Из всего многообразия музыкальных инструментов скрипке отводится особое место. Благодаря выразительности проникновенного звучания ее называют королевой оркестра. Своей формой инструмент повторяет линии женского тела, по тембру удивительно похож на звучание человеческого голоса. Да и происхождение примы оркестра стало поводом для рождения немалого количества преданий. Нередко легенды связывают инструмент с потусторонними силами, наделяя музыкантов, играющих на ней, особым даром.
Большой оркестр
Фразеологизм своим появлением в русском, английском и других языках обязан музыкантам, играющим в оркестре. Смысл выражения – играть ведущую роль в чем-либо, верховодить. Скрипке в оркестре всегда отводилась особая роль. Состав симфонического оркестра отличался сложность. В него включено несколько инструментальных групп:
К струнно-смычковым относят виолончели, контрабасы и скрипки с альтами. Духовые деревянные – это кларнеты, гобои, флейты и фаготы. К медным дубовым принадлежат трубы, тромбоны, валторны и тубы. Тарелки, колокольчики, литавры, ксилофон, челеста, виброфон, трещотки, кастаньеты, бич, маракасы, барабаны и тамтам – это ударные. Клавикорд, фортепиано, орган и клавесин относят к клавишной группе, а добавочная – это арфа.
Струнные смычковые являются фундаментом современного оркестра, его основой. В этой группе безусловным лидером признана скрипка. Обычно ей получают исполнение главой мелодии произведения. Такая честь выпала инструменту за поющий нежный тембр и удивительное звучание, идеально сочетающееся с голосом вокалиста. Да и сам инструмент на протяжении веков – постоянный участник концертов.
Даже среди неодушевленных предметов есть уважение к старшим. В оркестрах выделяют первую и вторую скрипичные группы. Главный исполнитель есть в каждой и них. Его называют концертмейстером. Концертмейстера первой группы именуют главным музыкантом оркестра или его первой скрипкой. Он задает всему выступлению нужный темп, основную линию. На него должны равняться или подстраиваться под него все остальные инструменты.
Прямой смысл
В этом специфика классического оркестра. Игра на первой скрипке – занятие почетное и весьма ответственное. Эта партия получается настоящему профессионалу. Невозможно точно назвать период, когда в речь вошло крылатое выражение. Однако его возраст исчисляется несколькими столетиями. Играть первую скрипку – занятие ответственное. Поэтому поручают его только признанным мастерам.
Истолковать смысл распространенного высказывания очень легко. Первой скрипкой именуют человека, выполняющего к любой команде либо деятельности ведущую роль. Так, в футбольном клубе «Барселона» первой скрипкой стал Меси. Ранее эту роль отводили Хави. Выражение «первая скрипка» употребляется в нескольких ситуациях:
Нередко фразеологический оборот употребляется в разговорной речи образованных людей. Но встречается выражение и в литературных произведениях. Если в качестве понятного примера брать сферу образования, то есть школу, то роль первой скрипки нередко играют заслуженные учителя, удостоенные множества наград и сохранившие интерес к работе.
В иных случаях это место отведено молодым и деятельным кадрам, наполненным энергией. При этом нельзя игнорировать того что на ведущие роли претендовать имеют право лишь те, кто уже достиг определенного профессионального уровня, квалификации. Если же пока что рубеж не преодолен, то звание примы оркестра – пустая формальность, претенциозность.
Синоним лидерства
Иногда требуется выразить смысл распространенных выражений в краткой форме. Одним словом, первую скрипку называют лидером. При употреблении музыкальной метафоры имеют в виду человека, отличающегося не только выдающимися способностями, но и способного вести за собою всех остальных людей. Обычно такое лидерство проявляется рано.
Есть заводные и подвижные дети. В свои игры они вовлекают всех окружающих малышей. Но это не единственный вариант вожака. Иногда лидера в себе человек воспитывает, ставя перед собой подобную цель. Многие актеры, исполнившие главные роли в культовых боевиках, признавались, что в детстве были неспортивными и слабыми. Поэтому они решили заниматься боевыми искусствами. Так рассказывал о себе известный артист Жан-Клод Ван Дамм. Такая трансформация доступна каждому. Это классический вариант прямого компенсирования.
Человек не отличается талантами на уроках физвоспитания. Поэтому свой недостаток он исправляет в спортивной секции. Правда, большее распространение получила компенсация косвенная. Если человек в силовом либо мускульном спорте несилен, зато великолепен в умственном труде, то и развивает он свои сильные стороны. При этом личность успеха добивается в иной сфере деятельности, чем спортивная. В любом их вариантов применяется определенный вид психологической защиты. При этом неизменным остается главный смысл: желание играть роль примы.
Добиться уважения желает каждый. Одним это нужно просто так, для других такое положение вещей является жизненной необходимостью. Для достижения цели такие люди прилагают немало усилий, которые в итоге вознаграждаются. В технологических цивилизациях решающая роль отводится человеку науки. Потому и говорят, что первую скрипку должны играть ученые.
Вперед мир двигают научные открытия. При этом возникает вопрос, есть ли ограничения в таком развитии. Так, при все большем увлечении техническими новинками, все дальше отодвигается культурная реальность. Вряд ли человечество при таком положении дел становится лучше в нравственном плане. На этом фоне лишь некоторым странам удалось решить проблемы преступности, брошенных детей.
Яркие примеры таких достижений – Голландия и Исландия. В последней нет детских домов, а первая закрывает тюрьмы. Именно с этой целью и есть смысл мобилизовать ученых, работающих в определенной отрасли, то есть философии этноориентации. Они способны четко обозначить очевидные проблемы моральной сферы. Однако практически всегда их не слышат в дальнейшем. Это уже вопрос для самостоятельных размышлений.
Совсем не хуже
Есть антонимичный известному выражению фразеологизм «играть вторую скрипку». На языке профессиональных музыкантов такое высказывание означает исполнение сопровождающей или второй партии. В общепринятом смысле оборот означает не быть главным, оставаться в каком либо деле ведомым, подчиненным.
Однако распространенное высказывание можно трактовать иначе. В переносном плане второй скрипкой именуют явление, когда человек на главные роли не претендует, не желая выделяться.
В музыкальном плане свою партию он ведет так, что на его фоне становятся более заметными все нюансы исполнения темы первым скрипачом. Стоит при этом второй скрипке замолкнуть, как первая уже не слышна. Поэтому нередко на роль второй скрипки претендуют так называемые «серые кардиналы».
Научившемуся играть на скрипке человеку подвластно очень многое. Синхронное исполнение мелодии в группе требует от музыкантов огромных усилий. Только при условии исполнения в одинаковом ритме, темпе, без фальшивых нот обеспечивает эффект единого инструмента со множеством оттенков и струн в который превращается вся струнная группа. Это – результат неимоверных усилий, многих репетиций.