Что значит периодизация истории
Что такое периодизация истории
Периодизация истории – что это такое?
Одним из самых важных вопросов истории является периодизация. Сложно понять, какие рамки исторического прошлого соответствуют действительности, а какие нет. Одной из самых архаичных систем периодизации является классическая система. В ней выделяется несколько периодов, которые учёные назвали: доисторический, античный, средневековый период, раннее новое время, новое время и новейшее.
Доисторический период
Доисторический период относится ко времени, когда жили племена людей, и не было ни письменности, ни речи, а только звукоподражательные междометия. Люди этого времени больше напоминали животных. Первобытнообщинная система взаимодействия между такими существами была главной формой разделения труда.
Существование каждого периода можно доказать только в том случае, когда имеются артефакты и предметы, найденные во время археологических раскопок. Этот период можно анализировать через призму близких наук. К ним можно отнести этнологию, биологию и ряд других наук, которые призваны рассматривать человека и всю историю как единое целое. В 19 веке люди стали высоко ценить роль истории для всего мира и человека, что привело к тому, что стали всячески называть периоды.
Доисторический получил своё имя именно в это время. Поскольку данное название периода может быть отнесено к любому из периодов, в которых люди не умели писать и читать (не было алфавита и письменности в целом). Но учёные, систематизирующие данные, решили привести всё к общему знаменателю и сделать так, чтобы «имя» у каждого периода было одно. Это важно, так как упрощает процесс изучения периодизации истории. Особенно это хорошо видно, если изучается данная тема в школах и других учебных заведениях.
Античный период
Историки выделяют второй этап, который связан с происхождением письменности, во многом определившей всю дальнейшую историю людей и культуры.
Период может быть выделен в связи с появлением Греции и Рима. Данное время начинается с минойской и микенской цивилизаций. С этих цивилизаций образуются начальные очаги правления, которые станут потом государствами со своими экономическими особенностями. Именно в этот отрезок времени появляется письменность, и развивается мышление.
Греция и Рим в данный период становятся центральными странами, в которых формируется взгляд уже совершенно нового человека. Появляются первые писатели, драматурги, театры и происходит окультуривание человека, приобщение его к прекрасному. Появляются и широко распространяются ремёсла. Данное время можно назвать как самое лучшее время для формирования философских взглядов человека.
Средневековый период
Ренессанс или, как его называют, Средневековье, начинается с момента падения Римской империи. В данное время всё претерпевает спад, включая социальную и политическую систему. Вместе с тем, усиливается возможность грабежа и насилия на территории Рима, что привело к полному уничтожению государственности.
После падения Рима образуются ключевые территории. К ним относится Моравия и Киевская Русь, Португалия и Испания, Византия. Данное время с 11 века по 14 век претерпевает ухудшение состояния франкского государства. Апогеем периода является образование Великого княжества Литовского.
Раннее новое время
Не менее интересным отрезком времени считается раннее новое время – этот период охватывает временные рамки с 15 – 17 века. В данное время рушится феодальный строй, уступая место новому явлению действительности, которое получило название «капитализм». Особо следует отметить многие географические открытия, которые были открыты в этот период, В это время начал своё шествие технический прогресс, что привело к изменению в сознании человека и появлению новой концепции его мышления.
Новое время
Заключительным этапом Нового времени считается Первая Мировая война, которая ознаменовала завершение этого периода. В этот период многие страны получают новую форму правления (парламентскую демократию). Развивается кибернетика, информатика, ряд других наук, которые ускоряют технологический прогресс, развитие мышления каждой ячейки общества.
Самым последним этапом, заканчивающим Новое время, является Новейшее время. В 1939 году начинается Вторая Мировая война, которая начала данный период. Поскольку теперь техника определяет исход войны, то развитие тяжёлой, лёгкой промышленности и ВПК крайне необходимо. Новейшее время охарактеризовано представителями марксизма, как периодизация производства.
Историки, которые были выходцами из марксистской системы, созданной на территории СССР стали называть историю новейшего времени. В истории существует так называемый «плоскостной» тип изучения и составления периодизации. Он основывается на изучении одной страны.
Тема 11 Периодизация истории
По словам знаменитого английского мыслителя XX в. Альберта Тойнби, «история существует там и только там, где есть время». Действительно, в ходе времени происходит смена состояний человеческих обществ, а через эту смену в свою очередь проявляется содержание истории. Чтобы разобраться в этом бесконечном потоке времени и событий, их надо как-то упорядочить.
Проблема критериев периодизации. Одним из способов осмыслить историю является ее периодизация. Периодизация — это условное деление истории на отдельные хронологические периоды, которые отличаются друг от друга какими-то особенностями. Для того, чтобы выявить эти особенности, ученые разрабатывают систему критериев, на основе которых они и выделяют периоды. Такими общими критериями чаще всего выбирают культуру, религию и формы ее организации, экономику, производительные силы или иногда даже как часть производительных сил — природные условия.
Среди ученых до сих пор нет согласия в вопросе о том, какие из критериев поставить на первое место. Более того, недостаточно выделить и расставить критерии, нужно еще договориться о том, что понимать, например, под словом «культура», поскольку этот термин имеет очень много определений.
Периодизации в первую очередь подлежит общая, или гражданская, история, причем в ее разных масштабах, начиная от глобальной, всемирной и заканчивая локальной, местной. Внутри периоды делятся на подпериоды, которым дается определенное название. На периоды могут быть поделены и отдельные области общественной жизни, например, развитие экономики, науки, развитие техники, искусства. История искусств — это отдельная история, подлежащая своей периодизации, не связанной напрямую, например, с экономической историей. Выработать общенаучную периодизацию всемирной истории — задача, пожалуй, невыполнимая. В разные эпохи, в разных исторических условиях философы исходили из характерных для своего времени представлений о мире, о времени, о ходе истории, о судьбах человечества.
Образы времени и эпох прошлого. В Древней Греции была обоснована циклическая концепция развития или иначе — теория круговорота. Один из учеников Платона объяснял это так: движение времени соединяет конец с началом и это происходит бесконечное число раз. К такому выводу древнегреческие историки пришли, наблюдая круговое движение небесных тел. Определяемая движением небесных тел сменяемость времен года и соответственно сельскохозяйственных циклов вполне согласовалась с этой теорией в представлениях обывателей того времени.
С возникновением и распространением христианства появилось представление о линейности времени от сотворения Господом Богом мира до страшного суда и конца света. Концепцию линейного времени в конце I – начале V в. обосновал Блаженный Августин — один из отцов церкви, заложивший основы христианского вероучения. Средневековые ученые выделили особую частицу времени, которую назвали сакральным временем, то есть священным. Это время земной жизни и деятельности Христа и его учеников. Оно, с одной стороны, принадлежит к божественному, но поскольку жизнь Христа протекала на Земле, то она причастна к земному времени. Богослужения или литургии, в которых символически постоянно воспроизводилась жизнь Христа, тоже становились частью сакрального времени. Такие представления господствовали в Средние века во всем христианском мире, в том числе и на Руси. А распоряжалась этим сакральным временем исключительно Церковь.
В эпоху Возрождения с подъемом наук и опытного знания появились новые представления о времени. Натурфилософы — философы, изучавшие явления природы, — выдвинули концепцию объективного и абсолютного времени. Главное свойство такого времени знаменитый астроном Джордано Бруно определил как бесконечную длительность. Абсолютность времени в понимании натурфилософов означала, что оно не зависит от движения, а существует само по себе. Эту теорию впоследствии развил английский ученый Исаак Ньютон.
Такое представление о времени легло в основу восприятия времени современным человеком. Окончательно оно оформилось в XIX в., получив выражение в идее непрерывности общественного развития. На этих меняющихся воззрениях на время и его природу строилась и периодизация исторического процесса.
В Средние века очень распространенной была периодизация по возрастам мира. Согласно этой концепции возраст мира соответствовал человеческому возрасту: детству, юности, зрелости, старости. Мир, как и человек, дряхлеет и движется к своему концу. В этой теории начало и конец человеческой истории согласуется с библейской концепцией начала и конца мира. Так смотрели на мир монахи, составлявшие в монастырях хроники, которые они, как правило, начинали от Адама, независимо от того писали ли они историю франков или венгров. С этой периодизацией мировой истории прекрасно согласовалась другая периодизация по империям или монархам, династиям. В период заката Западно-римской империи философы, пытаясь осмыслить мировую историю, дали ее первую универсальную периодизацию, выделив четыре периода в истории Империи: ассиро-вавилонскую державу, мидо-персидскую, греко-македонскую и римскую, причем как последнюю, завершающую. В Средние века христианские философы придумали теорию трансляции империи. Согласно ей Римская империя не погибла, она уже как христианская империя должна была переходить от народа к народу, от государства к государству.
Некоторые монархи, например, Карл Великий пытались воплотить эту идею в жизнь, создав свои монархии, которые они возводили к римской. Теория «Москва — Третий Рим» также восходит к этой идее трансляции империи и к этой периодизации мировой истории.
Но более практично периодизация истории привязывалась к правлению какого-либо царства или династии, а в центр внимания попадал какой-либо монарх. Состояние общества при таком подходе не учитывалось, и в этом как раз и состоит важное отличие понимания истории учеными сегодня и тогдашними людьми.
Возрождение открыло новую страницу в периодизации истории и приблизило ее к нашему времени. Ученые-гуманисты, открывшие для себя и для мира греко-римскую античность, придумали термин Средние века, точнее Средний век. Этот Средний век отделял время гуманистов от Античности, а критерием для такого отделения сделали чистую латынь, на которой говорил Цезарь, писал Цицерон. Средний век с этой точки зрения был временем кухонной латыни, т. е. временем варварства и упадка культуры.
В XVII в. всемирная история была поделена на Античность, Средние века и Новое время. Эта периодизация прижилась в науке, и она принята до сих пор, хотя конечно с некоторыми изменениями, поскольку и время тоже не остановилось.
Современные представления об исторических периодах. В современной исторической науке периодизация всемирной истории выглядит так: Античность, Средние века, Новое и Новейшее время. Нередко после Средних веков особым периодом выделяют Возрождение. Но признание такой периодизации не означает, что все споры о ней закончены. Среди ученых нет согласия о границах этих периодов. Границу между Античностью и Средневековьем условно определяют падением Западной Римской империи в 476 г., а вот по поводу разграничения Средних веков и Нового времени мнения ученых сильно расходятся. Новое время начинают иногда в XIII в., когда поднимаются города и торговля, иногда во время Великих географических открытий, то есть с конца XV в., а иногда первыми буржуазными революциями, то есть с середины XVII в. В последнее десятилетие в науке ввели понятие «раннее Новое время» для обозначения переходного исторического периода между Средневековьем и Новым временем, и хронологические рамки этого периода определяют XVI– концом XVIII в.
Причины этих разногласий между учеными кроются в разном понимании ими содержания исторического процесса и, соответственно, выделением разных критериев развития исторического процесса. В современной науке под Античностью чаще всего понимается время, когда господствовал рабовладельческий строй, Средние века отождествляются с господством феодальных отношений, а Новое время — с господством капиталистических отношений. Но как понимать феодализм? Как политический строй, как особый экономический строй или как систему особых межличностных связей? Тут общего понимания у историков нет.
В XIX в. в общественных науках были разработаны и получили широкое распространение два подхода к истории, что отразилось на ее периодизации. Это формационный подход и цивилизационный подход. Первый был разработан выдающимся экономистом Карлом Марксом. Под формацией он понимал деление исторического процесса на крупные периоды на основе господствовавших внутри них отношений собственности и отношений производства. Кому принадлежало главное богатство, — допустим, земля при феодализме? Кто непосредственно трудился на этой земле? И как распределялись результаты труда между собственниками земли и работником на этой земле? Основное внимание при таком подходе сосредоточено на экономике. Маркс различал пять формаций или способов производства: первобытнообщинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из них пережила период становления, расцвета и упадка. Исчерпав свои возможности, она уступала дорогу следующей.
Цивилизационный подход основан на территориальном разграничении человеческих обществ, которые сохраняют свое особое лицо на протяжении всего периода существования. Цивилизации обычно понимаются как замкнутые общества, которые характеризуются общими чертами, такими как природные условия, быт, нравы, религия, культура, историческая судьба. Цивилизации, хотя и представляют собой некоторую замкнутую целостность, чаще всего связаны между собою во времени и в пространстве.
В XX в. особенно в последнее его десятилетие понятие цивилизация и основанная на этом понятии периодизация получили особенно большое значение в исследованиях философов, историков, социологов и в т. ч. в нашей стране.
Формационный подход к истории строится на признании непрерывного поступательного хода развития истории. Однако в настоящем виде она не дает ответа на вопрос: какая же формация следует за коммунистической? И тогда проблема непрерывности развития ставится под вопрос.
Цивилизационный подход дает простор для различных циклических теорий развития, одни из которых признают, а другие отрицают поступательность исторического развития. В современной науке помимо деления истории на античную, средневековую и т. д. есть и другие подходы. Так, широко распространено выделение традиционных и модернизированных обществ. Под первыми понимается период исторического развития, когда господствовала аграрная экономика, основанная на ручном труде мелких работников. Это время включает в себя и античную древность и Средневековье. Социальная структура в этих обществах неподвижна, она представляется сословными группами. Такие общественные группы, которые на юридической основе пользуются определенными правами или выполняют определенные обязанности и занимают четко определенное место в обществе и переход из одного сословия в другой крайне затруднен.
Эпоха модерна и постмодерна. Проблема периодизации затрагивает и современность: ее делят на эпохи модерна и постмодерна или индустриального и постиндустриального обществ. Хронологические рамки между ними приходятся на десятилетия, которые последовали за окончанием Второй мировой войны. Эпоха модерна в общих чертах соответствует традиционным хронологическим рамкам Новой истории, то есть конец XVIII– начало XX в. и соответствует, названию модернизированное общество. С хозяйственной точки зрения она отмечена двумя промышленными революциями и превращением аграрного общества в индустриальное. В этот период была создана крупная промышленность, массовое потребление. С социальной точки зрения для эпохи модерна характерно новое деление общества преимущественно на основе экономических интересов. Социальная структура такого общества подвижна, довольно легко можно перейти из одного социального слоя в другой, причем исходя из собственных талантов и опираясь на собственные способности в отличие от, допустим, феодальной эпохи.
И, наконец, эпоха постмодерна. Она характеризуется в первую очередь результатами научно-технической революции, т. н. третьей революции. В результате этой революции резко возрастает роль потребительского сектора экономики. И индустрия, основанная на производстве машин и станков, отходит на задний план. Сейчас есть машины, при помощи которых одной кнопкой можно управлять целым производством с пульта, который удален от самого этого производства. Поэтому производство больших станков и машин отходит на задний план не по только сути, а даже в менталитете людей. Первое место занимает потребительский сектор. И интересно то, что массовое производство и потребление в этом обществе перерастают рамки национальной экономики и происходит та самая глобализация, вызывающая широкий общественный протест.
Развиваются высокие технологии, окончательно складывается общество потребителей. С социальной точки зрения это общество отличается широчайшими возможностями коммуникаций. Культурная жизнь постмодерна определяют средства массовой информации и поп-культура. Человечество получило необычайно широкий доступ к информации. В общественном движении особое место сейчас занимает защита природы и антивоенные выступления — это, пожалуй, наиболее яркие явления в общественной жизни.
Периодизация истории
Вы будете перенаправлены на Автор24
Периодизация истории: сущность понятия
Для того чтобы объяснить, что означает это понятие мы рассмотрим теоретические и практические основания для разделения истории человеческой цивилизации на различные этапы.
Итак, сам термин «периодизация истории» имеет два значения.
Подходы к периодизации истории
Попытки периодизации истории делались ещё во времена античности. Так, древнегреческий автор Гесиод в созданной им в к. VIII – нач. VII в. до н. э. поэме «Труды и дни» века в развитии человечества. Такими веками были: золотой, серебряный, век героев и железный. Считается, что именно Гесиод создал понятие «золотого века» как некой утраченной вершины развития человечества. После золотого века наступают более суровые для людей времена.
Похожая схема позже применялась римскими писателями Овидием в его «Метаморфозах» и Лукрецием в его трактате «О природе вещей». Так, Лукреций выделял четыре этапа человеческой истории, а именно золотой, серебряный, бронзовый и железный.
Готовые работы на аналогичную тему
Отметим, что Юлиан Африканский рассчитал библейскую и политическую хронологию мира. Согласно его выводам мир был создан в 5531 году до рождества Христа и продолжал существовать в течении шести тысячелетий.
В XII веке в трудах Р. ван Дёйтца и И. Флорского появляются периодизации состоящие из трех мировых эпох соответствующим трем ипостасям «божественной троицы»: до рождения Христа, время Христа и третий период, названный временем «святого духа», связанного с появлением монашества. Так, итальянский монах-мистик Иоахим Флорский полагал, что с третьим периодом связано установление царствия Божиего на земле в 1260 году. Этот вывод он сделал, основываясь на стихах из откровения Иоанна Богослова, в которых говорилось о «тысяче двухсот шестидесяти днях». Идеи Иоахима Флорского были осуждены католической церковью и признаны ересью.
Согласно другой периодизации, называемой светской, возникшей в средневековье, прошлое и настоящее человеческой истории было связано с четырьмя монархиями, Римская империя при этом была последней из них. Основой этого представления, разработанного в IV веке нашей эры Евсевием Кесарийским и Иеронимом Стридонским, стала библейская «Книга пророка Даниила». Последовательная смена монархий отражала божественный замысел.
Согласно их идее Римская империя была последним государством, после чего наступил конец истории. Однако, в XI—XII вв. немецкие историки обосновали теорию «переноса монархии». получившую широкое распространение на средневековом Западе. По этой концепции, после гибели Римской империи Бог передал власть римских императоров вначале Карлу Великому (и государству франков), а затем и Германской империи.
В эпоху Возрождения появилась знакомая нам трехчленная схема деления:
Гуманистами было предложено такое видение истории, согласно которому важнейшей вехой, отделявшей древнюю историю от новой, являлось утверждение христианства и падение Западной Римской империи в 476 году.
Разделение исторического прошлого на большие эпохи способствовало развитию исторического сознания в европейском обществе, в котором проходил процесс секуляризации, уменьшения влияния христианской церкви на сознание людей и политику правителей Европы. В результате прошлое, настоящее и будущее стало различаться как разные по своему значению периоды, но при этом связанные в единый исторический процесс.
С XVIII века в работах историков эпохи Просвещения подразделение всемирной истории на древность, средние века и новое время стало господствующим. Позднее этот способ был закреплен с поправками уже в работах профессиональных историков XIX—XX вв.
При этом стоит сказать, что данная схема деления всемирной истории довольно условна. Границы каждой из эпох нечетки и о них постоянно ведутся споры и дискуссии. Кроме того, в основу данной периодизации положена европейская история, и её события не могут быть ориентиром для описания прошлого таких стран как Китай или Индия.
Начиная с середины XIX века стали набирать популярность экономические теории, в соответствии с которыми стали разрабатывать периодизацию всемирной истории.
Труды К. Маркса и Ф. Энгельса послужили основой для утверждения в марксистской литературе в ХХ веке схемы пяти общественно-экономических формаций, следовавших друг за другом.
Такими формациями были:
Коммунистическая формация объявлялась вершиной развития человеческой цивилизации, при которой будет полностью отсутствовать эксплуатация человека человеком.
После Второй мировой войны в сферах исторической науки, где разрабатывались вопросы социальной и экономической теории были предложены теории индустриализации и модернизации. Данные теории были распространены на весь исторический процесс в целом, что привело к появлению новых типов периодизации человеческой истории.
Всемирная история стала рассматриваться как смена разных типов общества — доиндустриального (аграрного, традиционного), индустриального (модернизированного), постиндустриального (информационного). Отметим здесь работы О. Шпенглера, Ф. Броделя и других специалистов. Также в работах современных исследователей достаточно большое внимание уделяется постиндустриальному этапу истории.
Периодизация истории. Проблемы, периоды, источники.
Периодизация всемирной истории
Периодизация является весьма эффективным способом упорядочения материала и его анализа, благодаря которому можно гораздо лучше понять основные механизмы исторических процессов, происходящих как во всем мире, так и в отдельном социуме. Периодизация общей истории невозможна без установления хронологических рамок общественного развития. Для этого используют факторы, оказавшие большое влияние на все ведущие страны мира. С помощью периодизации можно найти ответы на многие вопросы, она придает стройность и обоснованность теории, структурирует и, самое главное, дает ей измерительную шкалу. Проще говоря, это систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества).
Читайте также:
Периодизация всемирной истории
Периодизация древнейшей истории
Периодизация Новейшей истории
Периодизация Нового времени
Подходы к периодизации истории
Существуют разные подходы, но не все они считаются состоятельными и перспективными в наше время. Основными из них являются формационный и цивилизационный, которые мы кратко и рассмотрим.
Формационный
Формационный подход представляет собою схему исторического развития человечества, возникшую в рамках марксисткой философии и парадигмы исторического материализма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своих работах пришли к выводу о наличии в истории человечества пяти социально-экономических формаций, каждая из которых была более высокого уровня развития по сравнению с предыдущей. Формационный подход рассматривает последовательные этапы в развитии человечества – формации. Фактически это объяснение линейного развития истории человечества этап за этапом, или, в данном случае, формация за формацией. Смену формаций, по мнению сторонников такого подхода, определяет смена социально-экономических отношений, зависящих от конкретного способа производства. Выделяют последовательно сменяющие друг друга формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, которая должна была наступить после «всеобщего наступления коммунизма». Однако, после распада СССР и падения коммунистических режимов формационный подход претерпел ряд изменений, теперь формации в нём считают несколько иначе – коммунистическая формация исключена, капиталистическую формацию называют Новым временем, а после него идёт Новейшее время.
Цивилизационный
Цивилизационный подход дает возможность взглянуть на историю через его базовое понятие — цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный). «Цивилизация» — многозначный термин, его можно понимать по-разному:
• как уровень развития всего человечества, который противопоставляется варварству (в этом значении цивилизация — синоним культурного развития);
• как самостоятельное общество (или крупное государство), которое характеризуется совокупностью политических, государственных, религиозных, экономических, культурных и социальных традиций, морали, ценностей и мировоззрения (такие цивилизации называют локальными).
Какие новые возможности открыла транспортная революция 19 века
50 интересных фактов о Венере
Цивилизационный подход предусматривает изучение локальных цивилизаций во всей совокупности их важных черт. Разные ученые насчитывают различное количество локальных цивилизаций, традиционно их принято выделять несколько десятков. Локальные цивилизации занимали и занимают большие культурные регионы с несколькими государствами. Важную роль в формировании цивилизаций сыграли религии (такие как христианство, ислам и др.).
Цивилизационный подход делает упор на изучение специфики локальных цивилизаций, подчеркивая многообразие форм исторического процесса. Это своеобразная многоцветная картина, где все элементы дополняют друг друга. Вместе с тем изучение цивилизаций также не дает нам исчерпывающего ответа на вопрос о закономерностях развития всего человеческого общества. Поэтому многие историки считают цивилизационный и формационный подходы не взаимоисключающими, а скорее дополняющими друг друга.
Основные периоды истории
Доисторический
Начался он в эпоху палеолита, около 2 млн лет назад, когда древние люди стояли ещё на гораздо более низкой ступени развития. Несмотря на определённые достижения палеолита, развитие в доисторический период шло очень медленно. Этот период начал сменяться другим, античным, или рабовладельческим, примерно 5 тысяч лет назад, когда по планете уже вовсю шагала неолитическая революция, а на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зарождались первые цивилизации Древнего мира. Доисторический период характеризуется основными занятиями людей – охотой и собирательством. Однако, в переходный период (то есть перед зарождением Античности) охота и собирательство начали постепенно сменяться земледелием и скотоводством, а структура общества начала усложняться. Были изобретены первые языки общения, религия и различные ремёсла.
Античный
Античность продлилась с начала III тысячелетия до н. э. и закончилась во второй половине V века нашей эры. Это была эпоха первых могучих государств, таких, как Древний Египет, Древний Рим и Древняя Греция. В античности обычно выделяют следующие периоды:
Характеристика античного периода: активное развитие искусств, поэзии, науки. Появились театры, была изобретена демократия. Также появились первые представления о правах человека.
Средневековый
Продлились Средние века около тысячи лет, с V по XV век. Средневековье началось после падения Римской империи, которое погрузило Европу в тёмный и мрачный период истории, когда очаги цивилизации практически угасли. А закончилось оно в эпоху Великих географических открытий, которые раздвинули для человечества границы известного мира и позволили взглянуть на него по-новому. Средневековый феодализм делится на три основных периода:
Основные характерные черты Средневековья – феодальный строй, значительное влияние Церкви на общество и вообще на всё на свете, абсолютная монархия, инквизиция, подавляющая все ростки инакомыслия.