Что значит пересказать рассказ
Ребенок не может пересказать прочитанное: почему и что делать?
В школах принята следующая методика обучения пересказу:
1. Внимательное прочтение текста.
2. Разбор и объяснение незнакомых слов.
3. Выявление главной мысли прочитанного.
4. Ответы на вопросы по тексту.
Взаимосвязь чтения и пересказа
Нередко невозможность пересказа или его низкое качество связаны именно с чтением — вне зависимости от возраста. Чтение и понимание прочитанного — это разные процессы. Ребенок читает, но у мозга ресурсов хватает только на озвучивание слов и соединение букв, а не на осмысление прочитанного. Ребенок может прочесть один раз, а может пять раз, одну страницу или десять — ситуация не изменится. Заданный текст не становится понятнее, но у малыша формируется стойкая неприязнь к чтению.
Поэтому важно понять 2 основных момента:
1. проблема не решается повторным чтением текста,
2. множественное чтение только ухудшает настрой школьника.
Для улучшения навыка чтения и осмысления текста не делайте упор на скорости чтения, но прокачивайте когнитивные функции мозга: внимание, память, логику, быстроту реакции.
В этом помогут, например, следующие упражнения:
1. Пазлы. Такая простая игра как пазлы развивает внимание, логическое и образное мышление.
2. Игра Алфавит. Распечатайте буквы алфавита в нескольких копиях. Предложите ребенку собирать слова различный длинны: от 4 букв. Игра помогает лучше запомнить буквы и легче узнавать их во время чтения.
3. Игра в слова и различные ее варианты:
Все эти варианты игры способствуют увеличению словарного запаса. Ребенок легче читает и узнает уже знакомое слово, оставляя мозгу ресурсы для осмысления прочитанного.
4. Пересказ коротких текстов в 3-5 предложений. Берите короткие и законченные по смыслу рассказы.
Кроме улучшения навыков чтения и расширения словарного запаса существуют различные техники для того, чтобы научить ребенка пересказывать текст.
Техники пересказа текста
Все техники пересказа подходят как для дошкольников, так и для детей школьного возраста.
1. Пересказ по иллюстрациям. Для малышей отлично подойдут иллюстрации в книжках, а для детей постарше возможно нарисовать опорные картинки самостоятельно или распечатать из интернета. Попросите ребенка после прочтения текста самостоятельно разложить картинки в связи с развитием сюжета, и пересказать текст с опорой на них.
2. Пересказ от первого лица. Попросите ребенка представить себя на месте главного героя и рассказать текст от собственного имени. Это упражнение подходит для малышей и младших школьников. С детьми 3 класса и старше лучше делать пересказ от нескольких лиц, с описанием их эмоций и объяснением причин поступков.
3. Пересказ в лицах или игра в театр. Способ подходит для малышей — вести пересказ от имени кукол. Но тут понадобится помощь взрослых: малыш озвучивает одного героя, а родитель другого.
4. Пересказ по плану. Метод подходит для школьников: чем старше становится ребенок, тем короче план. Способ учит выделять главную мысль из коротких отрезков текста, а затем соединять их воедино.
Попробуйте эти методы и найдите наиболее подходящий для своего ребенка. Кроме этого, можно задействовать упражнения на пересказ.
Упражнения для легкого пересказа
1. Напишите предложение и разрежьте его по словам. Предложите ребёнку собрать его по смыслу.
2. Подготовьте короткий текст, законченный по смыслу — это важно. Предложите ребенку прочитать текст и зачеркнуть лишние слова так, чтобы смысл текста сохранился.
3. Упражнение схожее с предыдущим: прочитайте текст, пусть ребенок подчеркнет только нужные опорные слова, по которым можно воспроизвести текст.
Для тренировки чтения подбирайте правильные книжки: чем младше ребенок, тем меньше и проще должен быть текст. Ориентируйтесь на такую величину текста, при которой ребенок может прочитать историю полностью за 1 раз. Для младших школьников это могут быть стихи, небольшие сказки, рассказы или книги, состоящие из отдельных историй с одними и теми же героями.
Ребенку, умеющему читать и пересказывать прочитанное, легче дается учеба в школе по любым предметам, не только по чтению — в математике важно понимать условия задач, в русском языке — правила, а по окружающему миру без понимания и умения пересказывать вообще не обойтись.
Понимание прочитанного строится на развитых когнитивных способностях: память, внимание, логика, мышление. На развивающей платформе Разумейкин вы найдете готовые задания на развитие этих способностей, а также курсы, направленные на обучение чтению и понимание прочитанного. Мы разработали задания соответственно возрасту детей, вам останется лишь выбрать раздел и приступить к занятиям.
Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу
Сын приходит с прогулки и начинает взахлеб рассказывать… Торопится, эмоционально дирижирует руками, чуть ли не подпрыгивает от переизбытка чувств. В его повествовании местоимения и междометия идут плотными вагончиками: «А я. А он того… А мы хотели! А она взяла и так сказала!» Уловить суть представляется невозможным.
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия.
Виды пересказа
В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.
Вид пересказа
Описание
Возможные проблемы
Как это исправить
Подробный, близко к тексту
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Как учить пересказу малышей
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.
План работы над пересказом для детей постарше
Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.
Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.
При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.
На данном этапе важно выделить смысловые части.
В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.
Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.
Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.
На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.
Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.
Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.
Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.
Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.
После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.
Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Как научиться пересказывать информацию
Пересказ — это передача текста своими словами. Иногда этот процесс называют изложением. Но у этих двух видов речевой деятельности есть существенные различия. Познакомимся сегодня с пересказом как видом речи.
Что такое пересказ
Все мы умеем и любим читать. Иногда нам приходится одолевать большие по объему печатные или электронные тексты.
Не всегда мы читаем то, что нам нравится. Периодически школьникам задают прочитать произведения, которые бы они по собственному желанию никогда бы не взялись читать.
Мало того, так после прочтения требуется пересказать эти повествования.
Конечно, было бы проще, если бы наш мозг мог усваивать информацию и надолго удерживать ее в памяти. Но это из разряда фантастики.
Чаще всего, прочитав книгу, мы пару дней еще можем из нее что-то вспомнить, а потом все содержимое напрочь улетучивается.
А как быть, если пересказать надо будет на уроке через недельку-другую?
И тут на помощь приходят навыки пересказа.
Для пересказа не нужно подробно излагать всю книгу. Требуется лишь рассказать о главных моментах произведения и, возможно, дополнить свой пересказ мнением или отношением к прочитанному.
Таким образом, пересказ представляет собой краткую передачу основных мыслей из книги. Целые сборники пересказов даже опубликованы на отдельном сайте.
Виды пересказа
Пересказы могут быть нескольких видов. Классифицироваться они могут на разные группы.
По объему: краткие (сжатые), стандартные, подробные пересказы.
Подробный пересказ нельзя качественно сделать без плана. Именно план поможет не упустить всех деталей, остановиться на каждом значимом событии, описываемом в оригинальном тексте, подчеркнуть и конкретизировать образы главных и второстепенных персонажей.
По источнику информации: по прослушанному тексту, по просмотренному, по прочитанному.
Пересказ может быть по аудиоинформации, например, это могут быть новости, какие-то сенсационные сообщения. Для этого вида пересказа подходит краткое, сжатое изложение. Тут важно акцентировать внимание на фактах.
Пересказ по просмотренному фильму, сериалу может быть как кратким, так и стандартным. В очень редких случаях фильмы пересказывают подробно, но это не требуется. Достаточно обычного стандартного пересказа, чтобы рассказать обо всех интересных моментах фильма. Если пересказ заинтересует, человек захочет лично посмотреть этот фильм со всеми недостающими подробностями.
Самым трудным пересказом считается пересказ по прочитанному. Читать — это вообще сложный процесс, так как человеку приходится сосредоточиться на тексте, подключить свое воображение, чтобы «увидеть», прочувствовать то, что написано.
Детям, особенно в начальных классах, очень сложно даются пересказы текстов из учебника, так как они видят буквы, складывают из них слова и предложения, а в смысл вникать при этом еще не могут.
Обидно, что школьников даже не обучают технике пересказа. Их просто просят рассказать о том, что написано. А это не одно и то же.
Пересказ — это целое искусство, если подходит к этому процессу серьезно. Пересказ — это переживание, а лишь затем изложение.
По наличию выразительных языковых средств: сухие пересказы, пересказы с использованием средств выразительности, творческие.
Если требуется просто рассказать о том, что написано в тексте, то достаточно сухо перечислить события, дать краткую характеристику героев.
Используя же средства выразительности, мы получаем живую историю, как бы пережитую вместе с рассказчиком. Здесь подключаются эпитеты, фразеологизмы. Такое пересказ не лишен передачи эмоций и чувств, которые были вызваны полученной информацией.
Творческие пересказы дополняются своими какими-то деталями, используются вводные слова и образные выражения.
Что необходимо для формирования навыка пересказа?
Прежде всего нужна внимательность во время чтения книги. Не следует упускать из виду важные детали, события.
Может быть придется запастись бумагой и карандашом, чтобы делать пометки основных мест, начеркать план, в каком порядке происходят главные события, обратить внимание на главных персонажей.
При пересказе совершенно не нужно заучивать какие-то места из книги. Тут важно использовать обычный разговорный стиль речи, бытовые выражения, которыми можно обозначить мысли из текста.
Пересказ будет интересным, если использовать выразительность речи. Понятное дело, что рассказывать о строении лягушки из какого-то научного журнала задорным голосом не получится. Но передать эмоции во время пересказа какого-то художественного произведения вполне получится, если при чтении проникнуться в текст мыслями и чувствами.
Пересказ: как научиться?
Перед тем, как приступать к пересказу, необходимо внимательно прочитать текст. Для этого лучше брать не короткие рассказы, а те, в которых хотя бы 10 предложений.
Почему короткие тексты не подходят для обучения пересказу? Потому что в них нет истории, которую можно представить мысленно. Именно воображение помогает мозгу сконцентрироваться на информации. Это позволяет запоминать суть информации.
Короткие же тексты провоцируют заучить готовые варианты предложений или их куски. Это ухудшает качество пересказа. Да и пересказом-то в общем-то не является. Обычная зубрёжка.
Итак, первый этап: прочитать.
Второй шаг заключается в анализе, обдумывании информации. Можно сделать пометки на черновике, где перечислить порядок изложенных событий, записать имена главных героев, дать им краткую характеристику: внешность, характер, что делал по сюжету.
Некоторые педагоги предлагают делать схематические зарисовки. К некоторым текстам это уместно, к другим — вредно, так как в процессе пересказа ученик «ломает голову», что же там нарисовано. Теряется цепочка мыслей, пересказ не получается.
Поэтому предпочтение лучше отдать наброскам плана и отдельных фраз.
Третий шаг — повторно перечитать сам текст, затем свои черновые записи.
Теперь можно пересказывать.
Как научить пересказывать маленьких детей
Пересказу нужно обучать детей уже до школы. Это поможет развивать их мыслительные способности, формирует память и внимание.
Тексты могут быть маленькими. Ребенок слушает историю, а затем его просят сказать одним предложением, о чем он услышал только что.
Есть еще один вариант подготовки к пересказу. Он подходит также для младших детей.
Пересказ с наводящими вопросами.
После зачитывания истории взрослый спрашивает, ребенок отвечает.
К каждому событию в истории должен быть один вопрос. Если ребенок затрудняется ответить, не надо ему подсказывать.
Лучше зачитать соответствующий отрывок из текста еще раз.
Можно проводить обучение в виде игры.
Сначала ребенку дается установка: Сейчас я прочитаю тебе историю, а ты внимательно слушай и потом скажешь мне, где…, когда…, кто… и т.п.
Другим интересным (тоже игровым) приемом является пересказ — «сплетня».
Ребенку рассказывается история. Затем второй взрослый подзывает малыша к себе и просит «рассказать ему по секрету», что он только что узнал.
Малыши любят «посплетничать» (поябедничать) и с удовольствием рассказывают папе (например), что им прочитала мама.
Если каждый день использовать такой прием, то ребенок очень быстро научиться «по секрету» рассказывать, что он узнал.
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
Вид пересказа
Описание
Возможные проблемы
Как это исправить
Подробный,близко к тексту
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Как учить пересказу
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.
План работы над пересказом
Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.
Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.
При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.
На данном этапе важно выделить смысловые части.
В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.
Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.
Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.
На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.
Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.
Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.
Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.
Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.
После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.
Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.