Что значит переплет обложка титульный лист выходные данные
Детский мир
Дорогой друг! Ты наверняка очень любишь читать и конечно всегда радуешься, открывая новую книгу, только что принесенную из библиотеки или книжного магазина. И ты при этом может быть задумывался из чего же состоит книга? Раскрыв переплет, любуешься узором форзаца, разглядываешь, портрет автора на фронтисписе, пробегаешь взглядом колонтитулы, прежде чем приступить к внимательному чтению.… Но я вижу по твоему удивленному взгляду, что эти слова тебе незнакомы. Тогда скорее пойдем за мной, я расскажу и покажу тебе, из каких частей состоит книга! А если хочешь узнать, какой путь она проходит, прежде чем попасть к тебе в руки перейди на эту страничку.
Как «устроена» и из чего состоит книга?
Переплет
То, с чего начинается знакомство с книгой, — прочная, обычно твердая покрышка (из картона, бумаги и пр.), в которую вставляются листы книги. Более простая оболочка из бумаги или тонкого картона называется обложкой. На лицевой стороне печатается название издания, фамилия автора, размещается рисунок.
Корешок
Край книжного блока, скрепляющий все элементы книги (тетради книжного блока, каптал, ляссе и пр.)
Книжный блок
Состоит из тетрадей, скрепленный между собой в корешке и обрезанных с трех сторон.
Форзац
Двойной лист бумаги, который соединяет книжный блок и переплетенную крышку. Может быть чистым, а может содержать рисунок, передающий атмосферу произведения, — обычно предмет, пейзаж или орнамент (узор).
Авантитул
Нечетная страница, предшествующая титульному листу. Обычно это первая или одна из первых страниц в книге.
Фронтиспис
Страница с изображением (например, портретом автора), находится между форзацем и титульным листом.
Колонтитул
Полоса наверху страницы, на которой повторяется название главы, раздела, всей книги или фамилии автора.
Шмуцтитул
Если книга состоит из нескольких разделов, то перед каждым из них может быть расположен отдельный лист с названием этой части. Это и есть шмуцтитул.
Колонцифра
Порядковый номер страницы.
Титульный лист
Начальный лист книги, на котором размещены основные выходные данные: название, автор, издательство и т.д., обычно более подробно, чем на обложке.
Нахзац
То же, что форзац, только в конце книги. Скрепляет книжный блок с задней сторонкой переплетенной крышки. Обычно не отличается от форзаца.
Каптал
Тесьма с утолщенным цветным краем, которую приклеивают к верхним и нижним краям корешка книжного блока.
Ляссе
Ленточка-закладка, прикрепленная к верхней части корешка.
Концевой титульный лист
Последняя страница издания с выпускными данными.
Иллюстрация
Изображение, соответствующее содержанию литературного произведения. Иллюстрации могут быть художественно-образными и научно-познавательными.
Мы перечислили все части из которых состоит книга, а теперь давай разберемся с иллюстрациями, делающими книгу гораздо интереснее и красочнее.
Виды книжных иллюстраций
Фронтиспис
Иллюстрация ко всему литературному произведению, расположенная напротив титула, на левой стороне книги. Раскрывает идею книги. На фронтисписе может быть изображен портрет главного героя или самого автора.
Заставка
Небольшой рисунок в начале раздела книги, обычно наверху страницы. Заставка может содержать название этого раздела.
Полуполосная
Иллюстрация располагается на половине страницы.
Полосная
Иллюстрация занимает всю страницу.
Буквица
Крупная, отличная от других первая буква главы, раздела, книги.
Компью А рт
Краткие рекомендации для начинающих
Элементы внешнего оформления издания
Обложка, переплет, суперобложка и форзац — четыре главных элемента внешнего оформления книги, которые составляют среди других элементов оформления особую группу. Особенность этой группы состоит в том, что они объединяют в себе две функции: первая — утилитарная (служебная) — состоит в том, чтобы предохранять книгу от повреждений, удлиняя срок ее эксплуатации; а вторая — являться элементами художественного оформления.
Обложка (переплет)
Обложка или переплет книги — прочное покрытие, содержащее ряд выходных сведений, которое выполняет две функции: защитную и информационнорекламную. Вопервых, обложка предохраняет тонкие страницы книги от повреждений. Вовторых, обложка (переплет) должна проинформировать читателя о том, что за книгу он держит руках.
В коммерческом отношении обложка (переплет) — наиболее значимый элемент книги, так как является «лицом» издания. Следовательно, чем привлекательнее и гармоничнее выполнено оформление обложки, тем выше шансы повлиять на выбор покупателя.
Характер художественного оформления обложки или переплета определяется в первую очередь содержанием произведения, жанром и типом издания (монопроизведение, сборник, серийное издание и т.д.), назначением для той или иной группы читателей. По характеру оформления могут быть шрифтовыми, орнаментальными, эмблематическими, сюжетнотематическими и т.д.
На концепцию изобразительного решения влияют внутренний дизайн книги (в частности, система оформления рубрик) и иллюстрации. Внутреннее оформление должно найти свое отражение в общей композиционной схеме обложки или переплета: в цвете, рисунке шрифта, в построении строк и т.д. Иллюстрационный материал оказывает большое влияние на выбор темы для изображения на обложке или переплете.
Конечно, всегда желательно, чтобы способ печати, виды дополнительной отделки, а также материалы: картон, бумага, краски, ткани — можно было выбрать в соответствии с художественным замыслом, однако на практике так бывает далеко не всегда. Ограничения в выборе оборудования и материалов возникают изза тиража, а также соображений экономичности издания и возможности материальной базы предприятия.
Для оформления обложек/переплетов используются, помимо многоцветной печати, дополнительные виды отделки:
• печать металлизированными красками (для создания эффекта «золотых» и «серебряных» надписей);
• тиснение (конгревное и блинтовое) с применением фольги, красочной фольги, переплетных красок;
• печать трафаретными красками (для создания эффекта более объемного изображения);
• аппликация (способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных тканей или бумаг);
• инкрустация (оформление переплетной крышки книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра, врезанных в переплетную крышку. Используется для подарочных изданий и выполняется вручную);
• оплетка кантов (способ оформления кантов книжного блока);
• термоподъем (отделка отпечатанных изображений специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием теплового излучения);
• припрессовка пленки (ламинирование).
Суперобложка
Суперобложка — дополнительная отдельная обложка издания, выполненная, как правило, из глянцевой или матовой бумаги. Суперобложки предохраняют переплет от загрязнения и повреждений, а также служат для расширения и обогащения возможностей внешнего оформления. И конечно же — выполняют рекламную функцию. Обычно за декоративно насыщенной суперобложкой следует лаконично оформленный переплет (рис. 5). Возможны и другие варианты:
• суперобложка и переплет изобразительно насыщены, но разнотемны и потому различаются по композиции, характеру решения и т.д.;
• суперобложка и переплет однотемны, но разнятся по композиции, технике исполнения и т.д.;
• суперобложка в точности повторяет композицию и рисунок переплета, но в другой цветовой аранжировке, что вместе с другим материалом и печатью создает своеобразное и отличное от переплета впечатление.
Для обеспечения сохранности оформления и повышения его привлекательности некоторые ценные издания (подарочные, сувенирные и пр.), независимо от того, есть на них суперобложка или нет, снабжают футляром (рис. 6).
Рис. 5. Переплет («дюшес», тиснение блинтовое и фольгой) и суперобложка
Рис. 6. Переплет книги и ее футляр
Форзац
Форзац — элемент внешнего оформления изданий, предназначенный для скрепления книжного блока с переплетной крышкой. Форзац является большим «плацдармом» для творчества при оформлении издания, он дает дизайнеру возможность выразить характерные особенности произведения, настроить читателя на нужное его восприятие.
Помимо художественной информации на форзаце может содержаться справочная информация, например таблица химических элементов, географическая карта, исторические сведения и т.д. Такие форзацы, как правило, применяются для учебной и справочной литературы.
Форзацы могут быть одноцветными и цветными, а также беспредметными или тематическими (рис. 7 и 8).
Рис. 7. Форзац в стиле акватипии
(мраморная бумага)
Рис. 8. Форзац книги из серии «Мир приключений»
Одноцветные форзацы изготавливают из белой или цветной бумаги с гладкой или фактурной поверхностью. Нельзя сказать, что простой белый форзац не имеет смыслового и эстетического значения — помещенный между ярким переплетом и нарядным титулом, он воспринимается как своеобразная пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает гармоничность издания.
Форзацы тематическиизобразительного характера делятся на орнаментальные, эмблематические, сюжетноиллюстративные, иллюстративносимволические и др. Орнаментальные форзацы применимы практически во всех видах изданий. Реже применяются форзацы эмблематические. Они встречаются в изданиях научной, политической, художественной литературы. Форзацы с иллюстрацией в виде жанровой сцены применяются в основном для художественной и научнопопулярной литературы.
Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные, требуют форзаца скорее простого, хотя и на плотной, высокого качества бумаге, в то время как массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом, нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.
На выбор того или иного вида форзаца также влияет тираж книги. Влияние это не прямое, а косвенное — оно проявляется в зависимости от материальных и полиграфических возможностей, которыми располагает издательство (типография).
В художественном отношении оформление форзаца сложно взаимодействует с системой иллюстрирования, в частности с особенностями композиции и дизайна титульного листа, переплета (суперобложки). Как правило, в первую очередь решается вопрос об иллюстрациях и оформлении книги, затем об оформлении титула, суперобложки, переплета и только после этого устанавливают, каким будет форзац.
Элементы внутреннего оформления издания
Отдельные страницы книги (титульный лист, оглавление, рубрики — шмуцтитулы, начальные и концевые полосы), а также выходные данные, вспомогательные разделы, основной текст книги входят в элементы внутреннего оформления книги. Так же как элементы внешнего дизайна, они оформляются в соответствии с видом литературы, к которому относится произведение, его литературным и издательским жанром, назначением книги и возрастными особенностями читателя.
Титульный лист
Титульный лист — это страница в начале книги, на которой размещены выходные сведения издания, а именно:
• имя авторов или автора (при количестве авторов более трех эта информация выносится на оборотную сторону титульного листа);
• название книги или произведения (эта информация считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена);
• имя художникаиллюстратора или фотографа (применяется для художественных изданий, иногда переносится на оборотную сторону титульного листа);
• название издательства и город, в котором оно расположено;
• название серии, в которой выходит издание (если она существует).
Ошибкой будет считать, что титульный лист состоит из одной страницы. В большинстве изданий он занимает несколько страниц.
Одинарный титульный лист занимает две страницы, или один бумажный лист (с оборотом). Оборот титула отводится под выходные сведения, поэтому дизайнеру необходимо расположить всю информацию на одной странице книги.
Двойной титульный лист занимает четыре страницы (два листа с оборотом) — рис. 9. Выходные сведения попрежнему занимают одну страницу, на других страницах можно просторно и красиво расположить остальную информацию. В двойном титульном листе выделяют отдельные страницы в зависимости от информации, которая на них вынесена.
Рис. 9. Двойной титул. Автор: Булат Гильванов
Рис. 10. Концевая страница книги
Первая страница двойного титульного листа, примыкающая к форзацу, называется авантитулом. Он открывает книгу, и считается, что его не следует перегружать информацией. Обычно на авантитуле указывается серия, к которой принадлежит издание (при наличии таковой), название произведения либо логотип издательства. Иногда на нем размещают девиз серии или данной книги, или даже иллюстрацию, создающую у читателя соответствующие настроение. Авантитул предваряет, но не дублирует титул и не равнозначен ему, поэтому его текст должен набираться меньшим кеглем, нежели текст титульного листа.
Под выходные сведения издания отводятся обложка, титульный лист, оборот титульного листа и концевая страница книги.
Лицевая страница титульного листа однотомной книги обязательно должна включать следующие элементы:
• данные об авторе (авторах) — имя автора или имена не более трех соавторов (инициалы и фамилия, имя и фамилия);
• тематическое подзаглавие — этот элемент очень важен для читателя, поскольку уточняет тематическое содержание книги с образным названием;
• литературный жанр — указывается в моноиздании, когда обозначен автором или издательством, и в сборнике — по воле составителя или издателя;
• вид и подвид издания (справочник, словарь, учебник и пр.);
• читательский адрес — указывается, если издательство считает это целесообразным («для работников печати», «для дошкольного возраста»);
• сведения о том, с какого языка сделан перевод, и имя переводчика — в переводном издании;
• сведения об утверждении издания в качестве учебного, официального или нормативного;
• сведения о переиздании в переиздаваемых книгах;
• место выпуска книги;
• имя издателя (название издательства);
На оборотной стороне титульного листа указываются:
• имена авторов (если количество авторов более трех);
• имена составителей, ответственных и научных редакторов (для хрестоматий, собраний сочинений);
• имена фотографов и/или иллюстраторов;
• специальные библиотечные индексы для каталогизации;
• международный стандартный номер книги (ISBN);
• макет аннотированной каталожной карточки (часто выносится на одну из последних страниц книги);
• информация об авторских правах.
Это самые важные для читателя элементы выходных сведений, поэтому они присутствуют в начале книги.
На концевой странице книги (рис. 10) размещают предвыпускные и выпускные данные. В состав предвыпускных данных входят следующие элементы:
• в российском издании не на русском языке — выходные сведения с титульного листа в переводе на русский язык;
• вид издания по социальнофункциональному (целевому) назначению;
• в моноиздании — псевдоним или полная форма имени автора;
• должность (роль), инициалы и фамилии участников создания книги.
Выпускные данные — это часть выходных сведений, в которой дается производственнотехническая характеристика издания (формат, гарнитура основного текста, вид и номер бумаги, основной способ печати, тираж, объем издания в усл. п. л. и уч.изд. л.), даты его прохождения в производстве, названия и адреса издательства и типографии, номер заказа издательства.
Выходные сведения также размещаются на обложке, переплете и суперобложке. Так, обязательны на обложке выходные сведения, когда титульный лист в издании отсутствует. В таких случаях на лице передней сторонки обложки приводят те выходные сведения, которые обычно размещают на титульном листе, а на ее обороте — выходные сведения, которые обычно размещают на обороте титульного листа.
При нехватке места на концевой странице и обороте титульного листа для предвыпускных и выпускных данных разрешается заверстывать их на лицо или оборот задней сторонки обложки.
В серийных книгах, особенно при популярности серии, есть смысл вынести на переднюю сторонку заглавие серии или ее марку. То же самое относится к месту выпуска и названию издательства в случаях, когда эти данные значимы для продажи книги, то есть если они сами по себе способны привлечь внимание покупателя. В рекламных целях на переднюю сторонку обложки выносят основные заголовки, если они могут вызвать у читателя интерес к книге, либо наиболее яркие цитаты из текста.
На корешке обложки, переплета при толщине блока свыше 9 мм необходимо указывать: имя автора (авторов), заглавие издания, обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий), первые и последние слова (для многотомных справочных изданий). На практике ставят только цифру номера, что вполне достаточно читателю для поиска тома на полке по корешку.
Для переплета действительны те же положения, что и для обложки. Разница лишь в том, что для размещения выходных сведений на переплете можно использовать только внешние поверхности сторонок.
На суперобложке печатают все те же сведения, что и на обложке, лишь внутренние части оставляют чистыми, так как они закрыты от глаз читателя. Однако внешнюю сторону клапанов суперобложки широко используют для рекламноинформационных текстов, в том числе для аннотации, цитат и т.п.
Оглавление (содержание)
Оглавление (содержание) — указатель заголовков книги, содержит информацию о произведениях, включенных в книгу (если их несколько) и/или о разделах произведения (частях, главах).
Оглавление выполняет следующие функции:
• справочнопоисковая — позволяет найти нужный фрагмент текста;
• информационнопояснительная — дает читателю общее представление о тематическом содержании книги, о структуре одного или ряда произведений (то есть об освещаемых в каждом произведении темах и связях между ними);
• рекламная — привлечь читателя, усилить интерес к просматриваемой книге, вызвать желание прочесть ее.
Оформление оглавления может быть достаточно произвольным (рис. 11). Обязательными элементами являются лишь номера страниц, соответствующих тому или иному разделу или произведению. Основным критерием является полезность оглавления для читателя.
Рис. 11. Пример оформления содержания
Оглавление может быть расположено как в начале, так и в конце книги.
Требования к оглавлению (содержанию):
• в информационных и справочных изданиях надо стремиться к максимальной полноте оглавления. Необходимо стараться включать в оглавление заголовки как крупных разделов, так и меньших по объему разделов (параграфы, пункты и т.п.), чтобы читатель мог легко найти материал на интересующую его узкую тему;
• порядок заголовков, отвечающий виду, содержанию, структуре книги и характеру ее использования. Обычно заголовки в оглавлении размещают в порядке, повторяющем их последовательность в книге, что позволяет читателю увидеть структуру издания;
• полнота состава заголовков — многие заголовки сопровождаются тематическими подзаголовками, без которых не всегда можно понять, каково содержание подраздела, к которому заголовок относится. Также встречаются заголовки общего характера (глава первая или I, II и т.д.), одинаковые заголовки или заголовки, неполно характеризующие тему. В таких случаях желательно, чтобы в оглавлении заголовки указывались с тематическими подзаголовками, а иногда с первыми строками глав в виде цитат.
Вспомогательные разделы
К вспомогательным разделам относятся предисловие, послесловие, комментарии, примечания и библиографический аппарат (указатели и библиографические ссылки).
Вспомогательные разделы чаще всего оформляются в общем стиле книги, однако с учетом их служебной функции, как правило, более скромно и лаконично. Для вспомогательных разделов также существуют требования и рекомендации по их оформлению и расположению в книге.
Основной текст
Страницы книги, на которых располагается ее основной текст, оформляются дизайнером произвольно, в соответствии с разработанным стилем издания, который зависит от цели издательства, вида произведения, его читательской направленности и т.д. При разработке дизайна издания решаются такие задачи, как выбор кегля и гарнитуры шрифта, принцип оформления разворотов, применение иллюстраций, орнаментов и пр.
Итак, дизайн книги — это особое искусство, которое нужно познать опытным путем. Важно не забывать об общих правилах дизайна, которые используются при оформлении любого издания.
Оформление книги должно визуально привлекать потенциального читателя. Книга должна быть не только носителем информации, но и предметом искусства, потому что она является родоначальницей полиграфической продукции.
Качественное проектирование и художественное оформление книжного издания является главным залогом коммерческого успеха разрабатываемой продукции. Выбор формата, полосы набора, а следовательно, гарнитуры и кегля шрифта, элементов дизайна и иллюстрирования в целом напрямую влияет на себестоимость издания, а значит, и на его конечную цену, что особенно важно в современных условиях высокой конкуренции.
Варианты книжных переплетов и обложек
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В своем реферате я решила рассказать о различных вариантах книжных переплетов и обложек, т.к. считаю эту тему достаточно актуальной в данный момент. Сегодня, мы все чаще проводим время в интернете, читаем в основном только информацию в электронном виде: пропадаем в соцсетях, мессенджерах, просматриваем новостные блоки, статьи, читаем в электронном виде рассказы и книги. И все реже берем в руки «настоящие» «живые» издания. Которые совершенно незаслуженно оставляются в стороне от современной жизни. Я считаю, что только настоящая книга организует мыслительную деятельность человека, помогает ему духовно расти и развиваться.
Благодаря внешнему виду книги, ее художественному оформлению можно заинтересоваться ее содержанием, основной мыслью, задумкой автора. Поэтому в борьбе за потенциального читателя, покупателя издательства уделяют особое внимание не только интересному содержанию книги, но и ее внешнему оформлению. Основными элементами которого являются обложка или переплет.
Целью моего реферата является изучение различных видов книжных обложек и переплетов.
Соответственно задачами будут:
Предмет исследования – виды книжных обложек и переплетов.
Объект исследования – строение, структура печатного издания книги, из каких частей она состоит.
В данной работе я пользовалась теоретическими методами исследования (проведение сбора и анализа информации по аналогичным изделиям из различных источников).
В моем реферате, состоящем из одной основной части, рассмотрено строение книги, даны определения основным ее важнейшим внешним элементам – обложке и перелету. Изучены различные варианты внешнего оформления печатного издания.
СТРУКТУРА КНИГИ
Первое в книге, на чем останавливается наш взгляд, это внешний вид – ее основные элементы – обложка, переплет. Они имеют двоякое значение.
Во-первых, они скрепляют листы книги, защищают их от повреждения и грязи и тем самым делают ее достаточно прочной. Во-вторых, они дают читателю первоначальную общую информацию о книге. В этом отношении у внешних элементов книги много общего с титульным листом, но между ними есть и существенная разница. От нашего первого впечатления часто зависит, захотим ли мы подробнее познакомиться с книгой. Таким образом, внешние элементы книги выполняют не только информационную, но и рекламно-пропагандистскую функцию. Поэтому их оформление должно не только соответствовать виду и целевому назначению издания, но и привлекать внимание читателя, вызывать у него интерес к книге, желание прочитать или купить ее.
Для того, чтобы лучше разобраться в различных видах обложек и переплетов, рассмотрим сначала саму структуру книги, из каких частей она состоит. Первая тетрадь книжного блока. Эта часть книги всегда начинается с титульных элементов.
1 — книжный блок; 2 — суперобложка; 3 — переплетная крышка; 4 — ляссе; 5 — рубчик; 6 — каптал; 7 — корешок; 8 — кант; 9 — экслибрис; 10 — клапан суперобложки; 11 — форзац; 12 — фронтиспис; 13 — титульный лист
Рис. 1. Структура книги
Контртитул. Вторая страница. Она может остаться незаполненной, либо представлять название книги на языке оригинала.
В массовых изданиях авантитул и контртитул могут отсутствовать, в то время как в элитных, подарочных изданиях эти части присутствуют почти всегда.
Титульный лист. Содержит основные данные о книге: фамилию автора, название, жанр произведения, фамилию переводчика, название издательства, год издания.
На обороте титульного листа размещают менее значимые сведения о книге: краткую аннотацию, знаки охраны авторского права, библиографические индексы.
Фронтиспис. Он может быть прикреплён к авантитулу или титульному листу может быть приклеен, на котором часто помещают портрет автора.
Спусковая полоса. Каждая новая часть начинается со спусковой полосы, которая может быть украшена заставкой, буквицей.
Иллюстрации. В книге иллюстрации могут печататься на той же бумаге, что и текст, но часто их печатают на бумаге другого вида и располагают в книге в виде вклеек и вкладок. Страницы для удобства поиска обычно пронумерованы.
Содержание или оглавление. В конце книги помещают содержание или оглавление, исключением могут быть справочные и учебные издания, где содержание или оглавление помещают в начале книги, после титульных элементов.
Выходные данные книги. На последней странице располагаются выходные данные книги: фамилия автора, название книги, фамилии и должности лиц, принимавших участие в создании книги, адрес издательства и типографии, где книга была напечатана.
Обрез книжного блока. Он может быть закрашен, кроплён либо украшен золочением, цветной печатью, тиснением.
Каптал. Сверху и снизу корешок блока украшается капталом.
Форзац. Книжный блок и переплётная крышка соединяются между собой форзацами, выполненными из плотной бумаги.
Обложка – это наружная часть издания, внутри которой содержится основная часть издания и представляющая собой внешнее бумажное покрытие
с защитными и информационными функциями.
Переплет. Это все элементы скрепления книжного блока, крышки с блоком и переплетная крышка.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ОБЛОЖКИ» И «ПЕРЕПЛЕТА», ИХ ОТЛИЧИЕ
Рассмотрим более подробно что же из себя представляют «обложка» и «переплет», как они устроены, из каких материалов состоят, чем они отличаются.
Обложка, в традиционном понимании этого слова, — это бумажное покрытие книжного блока (то есть комплекта скрепленных между собой листов книги). Обложка также определяется как «бумажное покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является также элементом внешнего оформления издания».
Строение такой обложки несложно — она представляет собой лист плотной бумаги, или тонкого картона, который охватывает книжный блок спереди, сзади и со стороны корешка. Те части обложки, которые прикрывают блок спереди и сзади, называются ее сторонками, а та часть ее, которая соответствует корешку блока и скреплена с ним, — корешком обложки.
Обычным материалом для обложки долгое время являлась бумага, более плотная (в полтора-два раза), чем листы книжного блока, но все же недостаточно прочная. Развитие химии позволило создать новые, более прочные материалы для обложки, в которых бумага представляет собой лишь основу. Важнейший из них — бумага, покрытая с одной или с двух сторон прозрачным полимером. Этот материал не только гораздо прочнее обычной бумаги, но и заметно отличается от нее по внешнему виду и оформительским качествам. Прочность чисто бумажной обложки может быть увеличена также припрессовкой к ней прозрачной синтетической пленки или лакировкой. Разработаны и более прочные клеи для скрепления обложки с книжным блоком. Прочность издания в обложке зависит и от способа ее скрепления с книжным блоком, причем сама конструкция обложки может несколько усложняться.
Выпуск издания в обложке производственно гораздо проще и может быть осуществлен гораздо быстрее, чем в переплете. Кроме того, обложка дешевле переплета. Поэтому выпуск изданий в обложке расширяется. В бумажной обложке выпускаются, главным образом, издания, рассчитанные на краткий или средний срок пользования, на пользование от случая к случаю, а также многие издания небольшого объема (при выпуске в переплете их цена значительно увеличилась бы). В обложке из более прочных материалов выпускаются и издания большего объема, предназначенные для длительного пользования.
Переплёт – твердое, прочное покрытие книги, содержащее ряд ее выходных сведений и предназначенное для соединения листов книги вместе и защиты книжного блока. Также переплет является элементом художественного оформления и таким образом, средством характеристики книги. Переплет состоит из переплетной крышки и приклеенных к ней дополнительных функциональных элементов, таких как, форзацы, марлевые клапаны и каптал (хлопчатобумажная или шелковая тесьма с утолщенной кромкой, прикрепляемая к корешку книжного блока с целью наиболее прочного скрепления листов книги, а также ее украшения).
Различия. Переплет прочнее обложки, но прочность различных его типов опять-таки зависит от материала и особенностей конструкции. Основное его отличие от обложки заключается в том, что переплет состоит из переплетной крышки, сделанной из плотного картона, который крепится к книжному блоку при помощи форзацев. Переплет, или переплетная крышка, имеет более сложную конструкцию, чем обложка. Обычно крышка состоит из нескольких деталей: двух сторонок, корешка, наружного материала для оклейки сторонок (или всей крышки) и отстава — полоски плотной бумаги или тонкого картона, которая наклеивается на корешок крышки с оборотной стороны (отстав увеличивает прочность и упругость корешка); переплетная крышка может быть и цельной, то есть состоять из одной детали, но такие крышки имеют лишь очень ограниченное применение.
Обложка же состоит из плотного листа бумаги или мягкого картона, которую к книжному блоку «сажают» на клей. В итоге получается, что издание в переплете сделать сложнее и дороже, чем в обложке, потому что в первом случае, помимо более дорогих материалов, входит еще и ручной труд переплетчика, так как пока еще нет такой машины, которая смогла бы приделать переплет к книжному блоку вручную.
Рис. 2. Книга в переплете (а), книга в обложке (б)
ТИПЫ ПЕРЕПЛЕТОВ И ОБЛОЖЕК
В нашей стране обложки и переплеты стандартизированы. По ГОСТу «Обложки и крышки переплетные» обложки разделены на четыре типа (1 — 4) в зависимости от способа их скрепления с книжным блоком; переплетные крышки разделены на пять типов (5 — 9) в зависимости от их конструкции.
В издательской и типографской документации необходима полная, включающая все особенности характеристика обложки или переплетной крышки для каждого конкретного издания. Чтобы избежать длинных словесных описаний, в ГОСТе каждому элементу характеристики присвоено условное цифровое обозначение.
Принято различать 4 типа обложек и 5 типов переплетов:
Обложка типа 1. Обложка для крытья внакидку. Скрепляется с блоком способом крытья внакидку. При таком крытье — его следует применять только для изданий объемом не более 64 страниц, в которых все сфальцованные листы сложены в одну тетрадь («лист в лист»), — обложка представляет собой согнутый пополам лист, который накидывается на эту тетрадь и скрепляется с ней проволочными скобами (возможно и скрепление нитками). Обложка типа 1 чаще всего изготовляется из бумаги; если издание рассчитано на более длительный срок пользования, то подходящим материалом является бумага, покрытая прозрачным полимерным слоем с одной или с двух сторон.
Рис.3. Обложка для крытья внакидку
Обложка типа 2. Обложка для обыкновенного крытья.
Скрепляется с книжным блоком способом обыкновенного крытья, т. е. приклеивается к нему только по корешку.
Материал для обложки этого типа такой же, как для типа 1, за исключением бумаги с полимерным покрытием с двух сторон (покрытие на оборотной стороне обложки мешало бы ее склеиванию с корешком блока).
Рис. 4. Обложка для обыкновенного крытья
Обложка типа 3. Обложка для крытья вроспуск. Обложку приклеивают не только к корешку книжного блока, но частично (на ширину в несколько миллиметров) и к корешковому полю на первой и последней страницах книжного блока, то есть способом крытья вроспуск. Такое крытье прочнее обыкновенного, но несколько более трудоемко. Для лучшего открывания обложку по линиям приклейки обычно предварительно бигуют (прогибают), образуя на ней рубчик. Крытье вроспуск делает издание более прочным, чем при обыкновенном крытье.
Рис. 5. Обложка для крытья вроспуск
Обложка типа 4. Обложка составная с окантованным корешком.
Состоит из двух сторонок, которые соединены материалом для окантовки корешка книжного блока. Способ крытья — вроспуск.
В качестве материала для сторонок рекомендуется плотная бумага или переплетный картон. Для корешка (окантовки) служит переплетный материал ткань. Обложка типа 4 гораздо прочнее, чем обложки остальных типов, однако изготовление ее значительно сложнее. Применяется она преимущественно для изданий большого объема.
Рис. 6. Обложка составная с окантованным корешком
Переплетная крышка типа 5 — составная. сначала сторонки обтягиваются одним типом материала, а потом с отставом соединяются с другим, из ткани. Трудоемкость создания такой крышки делает ее использование не очень популярным, ее можно увидеть, например, на художественных изданиях, производимых с использованием ручного труда.
Переплетная крышка типа 5 с оклейкой сторонок тканью или ее заменителями применяется в основном для изданий, рассчитанных на особенно долговременное и частое пользование.
Рис. 7. Переплетная крышка составная
Переплетная крышка типа 6 — цельная, из одной детали. Изготовляется из плотного картона. Профессионалы называют этот вид переплета интегральным или голландским. В последние годы он часто используется при выпуске учебных изданий. Картон, применяемый для крышек, тоньше того, что обычно идет на переплетные работы. Это снижает себестоимость изделия и уменьшает его вес, что немаловажно для учащихся, которые носят учебники с собой.
Рис. 8. Переплетная крышка из одной детали
Переплетная крышка типа 7 — цельнокрытая, то есть картонные сторонки и бумажный отстав оклеены одним материалом: бумагой или переплетным тканевым материалом. На сегодняшний день является наиболее часто встречающимся видом переплета. Это картонные сторонки и отстав, которые соединены каким-либо материалом – мелованной бумагой, бумвинилом, коленкором, ледерином, кожей, флоком или тканью. Такой вид переплета отличается простотой и дешевизной.
Рис. 9. Переплетная крышка цельнокрытая
Переплетная крышка типа 8 имеет накладные картонные сторонки и накладной корешок из переплетного материала. Каждая сторонка и корешок обтягиваются материалом по отдельности. На сторонках происходит его загибание с четырех сторон, на корешке – с двух, вверху и внизу.
Рис. 10. Переплетная крышка с накладными сторонками и накладным корешком
Переплетная крышка типа 9 отличается от типа 8 тем, что не имеет отстава и корешок приклеивается непосредственно к корешку книжного блока (иначе говоря — окантовывает его). Крышки типа 9 из-за характера корешка и отсутствия отстава менее прочны, чем крышки типа 8. Применяются они очень редко.
Рис. 11. Переплетная крышка с накладными сторонками и окантованным корешком
Также существуют альтернативные, подарочные дизайнерские переплеты.
Французский переплет
Рис. 12. Французский переплет
Вид переплета, который носит название «французский», характеризуется наличием широкого тканевого или кожаного корешка, а также закругленных углов. В процессе его создания используется только ручной труд, блок сшивается на шнурках, это тонкая и требующая определенного навыка работа. Соответственно, стоит такой вид книжного переплета дороже других. В настоящее время его применяют только для эксклюзивных и подарочных изданий.
Навивка на болты
Рис. 13. Навивка на болты
Соединение страниц изделия при помощи болтов. Он отличается повышенной прочностью и долгим сроком службы. Болты выпускаются в широком цветовом ассортименте, можно подобрать подходящий вариант для любого дизайна обложки. По длине самый короткий болт – 5 мм, а потому блок, который подвергается скреплению, не может быть меньше 4 мм. Если упустить из виду этот момент, готовое изделие будет выглядеть непрезентабельно.
Переплет METALBIND
Рис. 13. Переплет METALBIND
Новый вид переплета, который не требует ни перфорации страниц, ни использования клея. Стопка страниц с обложкой зажимается с помощью металлического «канала», что позволяет моментально создать надежное и красивое крепление. При этом вытащить лист из-под зажима не удастся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив строение книги в целом и ее внешние элементы в отдельности, стало ясно, что обложка и переплет имеют двойственное назначение: 1) облегчить пользование книгой, сделать ее удобной для работы над ней, достаточно прочной и 2) с помощью художественных и полиграфических средств полнее раскрыть содержание книги и тем самым помочь читателю лучше понять и усвоить его.
В реферате даны определения понятиям:
Выявлены принципиальные различия между ними. Переплет прочнее обложки. Он имеет более сложную конструкцию, имеет форзацы. Изготовление книги в обложке дешевле, чем в переплете.
Таким образом можно сделать выводы о том, что поставленная задача изучения различных типов обложек и переплетов выполнена полностью.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.