Что значит перекрестная рифма в стихотворении
Перекрестная рифма
Рифма – важный элемент стихотворной речи. Под этим термином, который происходит от греческого слова «rhythmos», что означает «ритм, складность, размеренность», понимают созвучие окончаний близких отрезков речи (стихов) в поэтическом тексте. По расположению этих отрезков, иначе строк, стиховеды выделяют три типа – перекрёстную, кольцевую, смежную (парную) системы рифмовки. Перекрёстная система считается наиболее употребительной и часто встречается в различных произведениях. Рассмотрим, что она собой представляет, и проиллюстрируем её примерами из стихотворений.
Система рифмовки – это способ организации созвучных стихотворных строк или стихов. Перекрёстная рифмовка подразумевает, что рифмуются первая – третья и вторая – четвёртая строки. Таким образом, сочетаются чётные с чётными, а нечётные с нечётными стихами, как бы крест-накрест. Отсюда и название этого порядка рифмовки.
Обычно, когда говорят о перекрёстной рифме, имеют в виду систему из четырёх строк. Каждую строку четверостишия схематически обозначают латинскими символами a, b, c и т. д. Созвучные строки записываются одинаковыми литерами. Если представить с их помощью четверостишие, в котором наблюдается перекрёстная рифма, то получим такую схему: abab.
Перекрёстная рифма считается одной из самых популярных систем рифмовки стихов. Множество известных стихотворений построено на её основе. Вот некоторые из них:
Некоторые произведения целиком пишутся на основе перекрёстной рифмы. Но есть и такие, где эта система рифмовки сочетается с другими типами. Вот пример соседства перекрёстной рифмы с кольцевой:
Здесь первые два четверостишия имеют перекрёстную рифмовку (схема abab cdcd), а третье – кольцевую (схема effe).
Следующий отрывок – образец сочетания перекрёстно и попарно рифмующихся стихов:
Схема этого фрагмента выглядит так: aabb cdcd.
Перекрёстно рифмующиеся стихи могут входить в состав сложных строф. В этих случаях принято говорить о сплетённой рифме, которая может быть многообразной.
Если представить это семистишие в виде схемы, то получим следующее: abbacac. Здесь видим признаки и кольцевой, и перекрёстной рифмовки.
Современные поэты часто пользуются перекрёстной рифмовкой в своих произведениях. Вот несколько отрывков из произведений молодых авторов:
Таким образом, перекрёстный способ остаётся одним из самых востребованных типов рифмовки созвучных стихов в поэтических произведениях.
Смежная, кольцевая и перекрёстная рифмы
В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.
Смежная (или парная) рифма
Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:
Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.
Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».
И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.
Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма
Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:
Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.
Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.
Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:
Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.
Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.
Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.
Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.
Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.
Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Смежная, кольцевая и перекрёстная рифмы
В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.
Смежная (или парная) рифма
Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:
Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.
Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».
И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.
Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма
Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:
Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.
Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.
Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:
Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.
Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.
Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.
Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.
Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.
Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Лекция 14. Чередование рифм
В поэзии наибольшее распространение получили ПЕРЕКРЕСТНАЯ рифмовка, когда первая строчка рифмуется с третьей и вторая с четвертой и ЗАМКНУТАЯ – первая строка рифмуется с четвертой и вторая с третьей.
Однако встречается и более сложная рифмовка строк. Они могут рифмоваться парами, тройками.
И мальчик, красный как фонарик,
Своих салазок государик
И заправила, мчится вплавь.
(О.Мандельштам «Люблю морозное дыханье»)
Красный огонь, раскрутись, раскрутись!
Красный огонь, взвейся в темную высь!
Красный огонь, раскрутись, раскрутись!
Лживую куклу, в цепи золотой,
Лживую куклу пронзаю иглой,
Лживую куклу в цепи золотой!
(В.Брюсов «Заклинание»)
Беспредельна даль поляны.
Реет, веет стяг румяный,
Дионисом осиянный.
И взывает древле-дико
Яркость солнечного лика,
Ярость пламенного крика…
(С.Городецкий «Хаос»)
Строка в стихотворении называется РИТМИЧЕСКОЙ ФРАЗОЙ. Несколько ритмических фраз, составляющих нечто музыкально-законченное, называются СТРОФОЙ. Строфа может быть двухстишием, трехстишием. Самый распространенный вариант – четырехстишие. Но встречаются и более сложные конструкции.
Где-то есть, за темной далью
Грозно зыблемой воды,
Берег вечного веселья,
Незнакомые с печалью
Гесперидовы сады.
Жизнь отдай во власть теченья,
И оно прибьет твой челн
Там, где словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн.
(В.Брюсов «Гесперидовы сады»)
Под сердцем травы тяжелеют росинки,
Ребенок идет босиком по тропинке,
Несет землянику в открытой корзинке,
А я на него из окошка смотрю,
Как будто в корзинке несет он зарю.
Когда бы ко мне побежала тропинка,
Когда бы в руке закачалась корзинка,
Не стал бы глядеть я на дом под горой,
Не стал бы завидовать доле другой,
Не стал бы совсем возвращаться домой.
(А. Тарковский)
И стала мне молодость сниться,
И ты, как живая, и ты…
И стал я мечтой уноситься
От ветра, дождя, темноты…
(Так ранняя молодость снится.
А ты-то, вернешься ли ты?)
(А. Блок «Двойник»)
Пыль садится на вещи летом, как снег зимой.
В этом – заслуга поверхности, плоскости. В ней самой
есть эта тяга вверх: к пыли и к снегу. Или
просто к небытию. И, сродни строке,
«не забывай меня» шепчет пыль руке
с тряпкой, и мокрая тряпка вбирает шепот пыли.
(И. Бродский)
В стихотворении Даниила Хармса «Я гений пламенных речей», написанном шестистишиями, применена очень интересная рифмовка. Первая строка рифмуется с шестой, вторая с пятой, а третья с четвертой.
Я гений пламенных речей.
Я господин свободных мыслей.
Я царь бесcмысленных красот.
Я Бог исчезнувших высот.
Я господин свободных мыслей.
Я светлой радости ручей.
Когда в толпу метну свой взор,
Толпа как птица замирает
И вкруг меня, как вкруг столба,
Стоит безмолвная толпа.
Толпа как птица замирает,
И я толпу мету как сор.
Напомним, что «Евгений Онегин» написан четырнадцатистишиями. Часто встречаются в творчестве Пушкина и октавы, триолеты, терцины, сонеты.
Например, в октавах Пушкин рифмовал первую строчку с третьей и пятой, вторая с четвертой и шестой, а седьмая с восьмой.
Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
(«Домик в Коломне»)
Встречаются очень сложные рифмовки. Например, Блок рифмовал первую строку с пятой, вторую с шестой и т.п.
Под ветром холодные плечи
Твои обнимать так отрадно:
Ты думаешь – нежная ласка,
Я знаю – восторг мятежа!
Брюсовское «Приветствие» написано восьмистишиями.
Поблек предзакатный румянец.
На нитях серебряно-тонких
Жемчужные звезды повисли,
Внизу – ожерелье огней,
И пляшут вечерние мысли
Размерно-радостный танец
Среди еле слышных и звонких
Напевов встающих теней.
Полмира, под таинством ночи,
Вдыхает стихийные чары
И слушает те же напевы
Во храме разверстых небес.
Дрожат, обессилевши, девы,
Целуют их юноши в очи,
И мучат безумных кошмары
Стремительным вихрем чудес.
Весьма интересно в плане чередования рифм стихотворение Бориса Пастернака «Земля», в котором сочетаются строфы из четырех, пяти, семи и восьми строк.
В московские особняки
Врывается весна нахрапом.
Выпархивает моль за шкапом
И ползает по летним шляпам,
И прячут шубы в сундуки.
По деревянным антресолям
Стоят цветочные горшки
С левкоем и желтофиолем,
И дышат комнаты привольем,
И пахнут пылью чердаки.
И улица запанибрата
С оконницей подслеповатой,
И белой ночи и закату
Не разминуться у реки.
И можно слышать в коридоре,
Что происходит на просторе,
О чем в случайном разговоре
С капелью говорит апрель.
Он знает тысячи историй
Про человеческое горе,
И по заборам стынут зори,
И тянут эту канитель.
И та же смесь огня и жути
На воле и в жилом уюте,
И всюду воздух сам не свой,
И тех же верб сквозные прутья,
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской.
Зачем же плачет даль в тумане,
И горько пахнет перегной?
На то ведь и мое призванье,
Чтоб не скучали расстоянья,
Чтобы за городскою гранью
Земле не тосковать одной.
перекрестная рифма
Смотреть что такое «перекрестная рифма» в других словарях:
перекрестная рифма — см. рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: Поэзия // та же добыча радия.… … Словарь литературоведческих терминов
ри́фма — ы, ж. Созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк. Перекрестная рифма. Глагольная рифма. □ Он сочинял сонеты, хоть порою По часу бился с рифмою одною. Лермонтов, Сашка. ◊ женская… … Малый академический словарь
ПЕРЕКРЁСТНЫЙ — ПЕРЕКРЁСТНЫЙ, перекрёстная, перекрёстное. 1. Пересекающийся, расположенный крест на крест. Перекрёстный раскос (тех.). Перекрестная рифма (через строку; лит.). 2. Совершающийся, происходящий сразу с нескольких сторон, скрещивающийся, встречный.… … Толковый словарь Ушакова
КАТРЕН — (франц. quatrain, от quatre четыре), четверостишие, строфа из четырех строк. Система рифмовки в К.: abab (перекрестная рифма), aabb (парная), abba (опоясывающая). В персидской поэзии (рубаи) и в подражаниях ей употребляется форма aaba,… … Литературный энциклопедический словарь
стих — стихи. сложить (# песню). рифма стихотворное созвучие; повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк (мужская #. женская #. дактилическая #. парная #. перекрестная #. охватная #). рифмовка. рифмовать, ся. срифмовать. каламбурная рифма.… … Идеографический словарь русского языка
МУСТЕЗАД — МУСТЕЗАД, форма классического стиха в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии. В М. длинные строки (14 и более слогов) чередуются с короткими (6 слогов). Количество строк в строфе от 2 до 10 пар длинных и коротких. В М.,… … Литературный энциклопедический словарь