Что значит перечень вступительных испытаний
Информация об изменениях:
С изменениями и дополнениями от:
13 октября 2015 г., 22 июля 2016 г., 27 октября 2017 г.
Специальности, направления подготовки
по выбору образовательной организации высшего образования
Раздел 1. Вступительные испытания, проводимые по всем специальностям и направлениям подготовки
Раздел 2. Вступительные испытания, проводимые по указанным специальностям и направлениям подготовки
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Прикладная математика и информатика
Механика и математическое моделирование
Фундаментальные математика и механика
Математика и компьютерные науки
Фундаментальная информатика и информационные технологии
Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
Прикладные математика и физика
Химия, физика и механика материалов
Строительство уникальных зданий и сооружений
Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей
Информатика и вычислительная техника
Информационные системы и технологии
Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения
Информационная безопасность телекоммуникационных систем
Информационная безопасность автоматизированных систем
Информационно-аналитические системы безопасности
Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере
Противодействие техническим разведкам
Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Конструирование и технология электронных средств
Электроника и наноэлектроника
Радиоэлектронные системы и комплексы
Специальные радиотехнические системы
Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга
Инфокоммуникационные технологии системы специальной связи
Фотоника и оптоинформатика
Лазерная техника и лазерные технологии
Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения
Теплоэнергетика и теплотехника
Электроэнергетика и электротехника
Тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов
Специальные электромеханические системы
Ядерная энергетика и теплофизика
Ядерные физика и технологии
Ядерные реакторы и материалы
Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг
Электроника и автоматика физических установок
Технологические машины и оборудование
Автоматизация технологических процессов и производств
Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
Мехатроника и робототехника
Проектирование технологических машин и комплексов
Высокотехнологические плазменные и энергетические установки
Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения
Специальные системы жизнеобеспечения
Боеприпасы и взрыватели
Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие
Проектирование, производство и испытание корабельного вооружения и информационно-управляющих систем
Технологии веществ и материалов в вооружении и военной технике
Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий
Химическая технология материалов современной энергетики
Землеустройство и кадастры
Геодезия и дистанционное зондирование
Технология геологической разведки
Физические процессы горного или нефтегазового производства
Нефтегазовые техника и технологии
Материаловедение и технологии материалов
Технология транспортных процессов
Наземные транспортно-технологические комплексы
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Наземные транспортно-технологические средства
Транспортные средства специального назначения
Подвижной состав железных дорог
Эксплуатация железных дорог
Системы обеспечения движения поездов
Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей
Ракетные комплексы и космонавтика
Системы управления движением и навигация
Баллистика и гидроаэродинамика
Двигатели летательных аппаратов
Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
Проектирование авиационных и ракетных двигателей
Испытание летательных аппаратов
Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники
Интегрированные системы летательных аппаратов
Системы управления летательными аппаратами
Самолето- и вертолетостроение
Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов
Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей
Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов
Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов
Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры
Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники
Проектирование, изготовление и ремонт энергетических установок и систем автоматизации кораблей и судов
Строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок
Применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок
Эксплуатация судовых энергетических установок
Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Стандартизация и метрология
Системный анализ и управление
Управление в технических системах
Специальные организационно-технические системы
Метрологическое обеспечение вооружения и военной техники
Нанотехнологии и микросистемная техника
Технология изделий легкой промышленности
Технологии и проектирование текстильных изделий
Технология полиграфического и упаковочного производства
Технология художественной обработки материалов
Конструирование изделий легкой промышленности
Радиационная, химическая и биологическая защита
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Биоинженерия и биоинформатика
Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
Продукты питания из растительного сырья
Продукты питания животного происхождения
Технология продукции и организация общественного питания
Природообустройство и водопользование
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Биотехнические системы и технологии
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Государственное и муниципальное управление
Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура
Управление персоналом (Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации )
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия
Дизайн архитектурной среды
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Иностранный язык
Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Фундаментальная и прикладная химия
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Агрохимия и агропочвоведение
Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Водные биоресурсы и аквакультура
Обществознание Иностранный язык
Психология служебной деятельности
Специальное (дефектологическое) образование
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Служебно-прикладная физическая подготовка
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Картография и геоинформатика
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Экология и природопользование
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Метеорология специального назначения
Математика История Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Иностранный язык
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Правовое обеспечение национальной безопасности
Судебная и прокурорская деятельность
Реклама и связи с общественностью
Педагогика и психология девиантного поведения
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Публичная политика и социальные науки
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Документоведение и архивоведение
Организация работы с молодежью
Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Искусство костюма и текстиля
Востоковедение и африканистика
Антропология и этнология
Искусства и гуманитарные науки
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ
Звукорежиссура аудиовизуальных искусств
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Теория и история искусств
Народная художественная культура
Режиссура театрализованных представлений и праздников
Технология художественного оформления спектакля
Музыкальное искусство эстрады
Искусство народного пения
Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
Искусство концертного исполнительства
Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором
Дирижирование военным духовым оркестром
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Живопись и изящные искусства
Режиссура кино и телевидения
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Перевод и переводоведение
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Фундаментальная и прикладная лингвистика
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Профессиональное обучение (по отраслям)
* За исключением дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, дополнительных вступительных испытаний профильной направленности.
проводит все вступительные испытания, указанные в графе 1 настоящего Перечня;
проводит одно или два вступительных испытания, самостоятельно выбираемых организацией из числа указанных в графе 2 настоящего Перечня.
2. При приеме на обучение по специальностям и направлениям подготовки, по которым проводится одно или несколько дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, организация может проводить одно вступительное испытание, выбираемое ею из числа указанных в графах 1 и 2 раздела 2 настоящего Перечня.
3. Вступительное испытание «Иностранный язык» проводится по одному из следующих языков: английский, французский, немецкий, испанский языки.
Словарь абитуриента
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.