Что значит патриотизм в понимании автора слова о полку игореве

Авторский патриотизм в Слове о полку Игореве (ЕГЭ по литературе)

Патриотизм — любовь к своей стране, поиск путей ее улучшения, забота о своем народе. Можно ли назвать авторскую позицию в Слове о полку Игореве патриотичной? Для ответа на этот вопрос разберем, в чем она проявляется.

Замысел автора выражается прежде всего в выборе сюжета. Описывая поражение русской армии, а не её победу, автор побуждает читателя задуматься о причинах этого поражения и о его цене. Авторское осуждение стремления Игоря к славе раскрывается с помощью природы, предостерегающей князя («Уже беду его подстерегают птицы… волки грозу накликают», эпизод с затмением, предвещающим поражение армии). Скорбь Ярославны по павшим воинам и плененному мужу, переданная с помощью риторических вопросов, обращенных к силам природы («Зачем мчишь хиновские стрелочки // На своих лёгких крыльицах // На воинов моего милого?», «Зачем, владыко, простёрло ты горячие свои лучи // На воинов моего лады?»), становится примером горя, которое приносят опрометчивые решения князей и междоусобица.

Причины поражения Игоря автор называет в золотом слове Святослава — разобщенность князей.

Обозначив таким образом пороки родной страны, неизвестный автор Слова предлагает и пути их искоренения: обращение к князьям, следующее после золотого слова Святослава, содержит в себе призыв к объединению и отмщению «за землю Русскую». Успешный побег Игоря позволяет закончить произведение на победной ноте: народ и природа Руси торжествуют и славят Игоря.

Таким образом, авторский патриотизм в Слове о полку Игоревом проявляется в тревоге о судьбе Руси и призыве князей к объединению.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Какую роль играет патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»? (ЕГЭ по литературе)

«Слово о полку Игореве» — великое произведение, созданное на рубеже 12-13 веков, несомненно, написано автором, знающим историю своей родины, понимающим события и трудности. Он глубоко чувствует переживания Руси, ее народа и призывает князей к объединению, сплочению сил для победы над половцами. Так, патриотическая тема имеет очень важную роль в «Слове. «

Знания о великой истории Руси позволяют нам понять, насколько тяжелы были те времена для земли русской и ее людей. Этот мотив горя и переживаний сохраняется на протяжении всего произведения, выражается в авторских переживаниях и сочувствии. «А враги на Русь несутся тучей, И повсюду бедствие и горе. » — говорит он о трагичном положении родной земли. В раскрытии темы патриотизма значительную роль играют образы Руси, ее природы, ведь именно она передает ее настроение и состояние.

Самым главным явлением и предзнаменованием, несомненно, является затмение, появившееся перед походом Игорева полка. Природа как бы предупреждает человека об опасности, о грядущей беде. «Середь бела дня ночная тень

Ополченья русские покрыла.». Патриотизм проявляется не только авторскими мыслями («И прославим Игоря, который,

Напрягая разум, полный сил. «), но и поведением природы, ее состоянием. Что есть патриотизм? Конечно же, любовь к родине — самая могущественная сила. Насколько глубоко человек верит в природу, ее могущество, настолько и силы ее отвечают ему помощью и благословением. Ярким примером, безусловно, является «Плач Ярославны». Обращаясь к силам природы, уважая и любя ее всем сердцем, она делает возможно возвращение князя Игоря, а значит, дает возможность всей княжеской Руси понять, что объединение — единственный способ одержать победу.

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!

Также важным является то, что князь борется за Русь, не отступает. Ему дорога его родина, его народ, он не готов отступать и смиряться с горестной судьбой. Это и есть основа патриотизма, любви и уважения к родной земле.

Князь промолвил: «Братья и дружина!

Лучше быть убиту от мечей.

Чем от рук поганых полонёну!

Таким образом, тема патриотизма занимает в «Слове. » довольно значимую роль. Автор вложил в него понимание истинного значения любви к родине, любви к Руси. Данная тема раскрывается непосредственно в отношении народа к родной земле, храброго войска князя Игоря и образах природы, любовь к которой также является одной из основных черт патриотизма.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве»

План

I. Автор «Слова о полку Игореве».

II. Патриотический пафос «Слова…».

1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси.

2. Гражданское мужество автора.

3. Обращение к устному народному творчеству.

4. Роль ораторских приемов в произведении.

III. «Слово» – творение настоящего мастера.

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской культуры, посвященный походу новгород-северского князя Игоря против половцев. Предполагают, что автором произведения был участник похода Игоря, военный, входивший в старшую дружину. Он занимал пост воеводы или тысяцкого, близкого самому Игорю, был человеком тонкого ума, замечательным «книжником», хорошо знавшим историю своего народа, а главное – был выдающимся гражданином своей страны. «Слово…» проникнуто высоким гражданским пафосом, идея патриотизма – одна из ведущих в произведении.

Конец XII в. – время создания «Слова…» – эпоха феодальной раздробленности на Руси, когда образуется множество феодальных княжеств, вступающих во вражду между собой, оспаривающих друг у друга владения, что приводит к окончательному распаду древнерусского государства. С горечью говорит об этом автор «Слова…»: «Сказал брат брату: “Это мое, и то мое же”. И стали князья про малое “это великое” говорить, а сами на себя крамолу ковать… И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на Русскую землю». Как настоящий патриот, автор осуждает политику князей, призывает их к объединению русских земель. Эта мысль выражена в «Золотом слове» Святослава, обращенном ко всем князьям русским: «Вступите, князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»

Патриотизм «Слова…» проявляется уже в самом начале произведения, когда автор заявляет о характере повествования: «Да начнется песнь ему по былям нашего времени – не по замышлению Боянову!» Необходимо большое гражданское мужество, чтобы вместо традиционного прославления и величания князей осмелиться преподать им урок.

Поразительна осведомленность автора «Слова…» в делах похода и страстная заинтересованность в его успехе. Он начинает свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря», упоминает множество русских городов (Киев, Чернигов, Переяславль, Путивль…), имен русских князей. Патриотизм автора «Слова о полку Игореве», стремление к объединению русских земель проявляется и в постоянном обращении его к устному народному творчеству, ведь народное творчество было в основном едино, единым был, несмотря на все диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык, единым был фольклор. Поражает чуткость автора к художественному слову, позволяющая с особенной силой передать свое чувство любви к родной земле, печали о ее страданиях. «О Русская земля, уже ты за холмом!» – этот горестный рефрен, сопровождающий повествование, создает сильнейший эмоциональный накал речи. Словами Ярославны, плачущей на стене в Путивле, автор говорит нам о тревоге за русских воинов, о любви к ним. Гордостью проникнуты его слова о воинах Всеволода: «А мои куряне – дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы».

Приемы ораторской речи в произведении: риторические вопросы, восклицания, призывы – служат для выражения патриотической идеи «Слова…». Страстно, ярко, убедительно звучат и речи князей («И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться… Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону»), и собственный голос автора: «Вы же, Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича… не по жеребью ли победы власть себе вы похитили. Заградите в поле врата своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоря. »

«Слово о полку Игореве» никогда не утратит своей магической силы воздействия на читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленным высокой идеей патриотизма.

Источник

Образ Родины (Слово о полку Игореве)

«Слово о полку Игореве» – монументальное произведение, датированное XII веком. Автор изобразил исторические события тех лет, в центре которых битва войск князей Игоря и Всеволода с половцами. Много внимания автор уделяет не только сражениям, но и образу Родины. Каков же образ Родины («Слово о полку Игореве») в произведении?

Образ Родины в произведении

Главными персонажами произведения являются не только Олег и Всеволод. Русская земля – вот главный герой всего повествования. Неизвестный автор мастерски описывает небывалые просторы нашей Родины, ее поля, моря и степи. Он гордится не только богатствами, но и людьми: сильными бесстрашными воинами, мирными пахарями.

После поражения от половцев автор упрекает Игоря в неосмотрительности и импульсивности, ведь подготовься он получше и возьми в союзники других князей, исход мог бы быть совсем другим. Ведь из-за розней и междоусобиц правителей разных областей, половцы будут продолжать осквернять Родину, тогда как объединившись, они могли бы одержать победу. Автор настаивает, что единение – единственное, что может спасти русские земли.

В главных героях Игоре и Всеволоде соединяются образы храбрых и сильных мужчин, способных защитить свою страну. Они являются олицетворением мужественности. Автор одновременно восхищается ими, но и не боится упрекнуть их в необдуманности некоторых поступков. Ведь до сражения с половцами царил относительный мир, и князь, собравшийся в поход, нарушил мирное соглашение. Он не пожалел ни себя, ни павших в бою солдат, ни свою Родину, стремясь выйти победителем и удовлетворить свои амбиции.

Идея патриотизма в «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» – очень патриотичное произведение. Автор с болью в сердце повествует о междоусобицах и рознях князей. Он не раз упоминает, что только объединившись, они способны победить врага. Писатель с любовью в сердце рассказывает о бескрайних просторах нашей родины, об удивительной природе, флоре и фауне. Перед битвой природа будто плачет, солнце прячется за горизонт, а птицы громко и тревожно кричат. После поражения природа, как единый организм, оплакивает павших в бою.

Нашим землям автор противопоставляет полоцкую землю, описывая ее, как «незнаемую землю», состоящую из степей и болот.

Источник

Сочинения на литературные темы Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве»

План

I. Автор «Слова о полку Игореве». П. Патриотический пафос «Слова. ».

1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси.

2. Гражданское мужество автора.

3. Обращение к устному народному творчеству.

Л. Ф. Бойко, В. В. Салтыкова, Л. С. Сенник, 3. С. Сидоренко, И. В. Корсунова, Л. В. Калугина. «Новейшие сочинения. Все темы 2013 г. 5-9 классы»

повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы».

«Слово о полку Игореве» никогда не утратит своей магической силы воздействия на читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленным высокой идеей патриотизма.

Фольклорная традиция в «Слове о полку Игореве»

План

I. Эпоха создания «Слова о полку Игореве».

П. Связь «Слова. » с устным народным творчеством.

1. Жанровое своеобразие «Слова. ».

2. Фольклорные элементы в «Слове. »: а) постоянные эпитеты;

д) участие природы в делах людей;

е) волшебные превращения.

3. Особенности манеры повествования.
III. Народность «Слова о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» было создано в XII веке. Это время, когда оригинальная литература на Руси только зарождалась и, следовательно, имела много общего с устным народным творчеством.

Л. Ф. Бойко, В. В. Салтыкова, Л. С. Сенник, 3. С. Сидоренко, И. В. Корсунова, Л. В. Калугина. «Новейшие сочинения. Все темы 2013 г. 5-9 классы»

Связаны с фольклором и некоторые образы «Слова. ». В народных песнях и сказках чувства людей олицетворяются. Также и в «Слове. » как о живых существах говорится об обиде («Дева Обида»), жалости и горе («Желя и Карна пошли по земле Русской»).

О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие. »

В «Слове. », как и в фольклоре, большое место отводится описанию природы. Она активна, помогает Игорю, препятствует его врагам: затмение солнца предупреждает русских воинов о неудаче в походе; помогая Игорю бежать из плена, «кликнула, стукнула земля, зашумела трава», «галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали».

В этом произведении присутствуют также элементы сказки, волшебные превращения. Когда Игорь убегает из плена, он оборачивается птицей, Овлур превращается в зверя: «И побежал к излучине Донца, и полетел соколом под облаками, тогда Овлур волком побежал, стряхивая собою студеную росу».

Манера повествования в «Слове. » тоже перекликается с народным творчеством. Автор часто прерывает рассказ обращением к своим современникам или деятелям прошлого. Когда древние певцы исполняли былины, они тоже отступали от повествования и взывали к своим слушателям. Возможно, что и «Слово. » было написано для исполнения под музыку, как народные песни и былины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *