Что значит пасти овец
Выпас овец
А вы уверены, что умеете пасти овец правильно?
С наступлением теплой погоды овец уже можно выпустить из тесных загонов, где они за зиму уже изрядно заскучали. Однако не стоит думать, что выпас овец – очень уж простое дело! Чтобы получить максимальные привесы, сохранить молодняк и добиться хорошей продуктивности к тому, чтобы организовать пастбищное содержание отары необходимо подготовиться.
Формирование отар и отбивка ягнят от маток
Когда устанавливается сухая и теплая погода, ягнят с матками необходимо выпускать на пастбище, близкое к овчарне. Сперва выпускают более взрослых и окрепших ягнят, а затем слабых и маленьких. Маток с ягнятами нельзя быстро гонять, длительные перегоны также быстро истощают маток, что ведет к снижению их молочной продуктивности и недоразвитию молока. Пасти маток с ягнятами необходимо на самых лучших пастбищах. С 3-недельного возраста при наступлении тёплых ночей маток оставляют с ягнятами на ночь в базу. Чтобы укрыть ягнят от дождя устраивают навес. Также необходимо позаботиться о том, чтобы у маток и ягнят всегда был доступ к чистой воде.
В обычных пользовательских стадах отбивку ягнят от маток нужно проводить в возрасте 2,5-3 месяцев. Ориентироваться при этом нужно не только на возраст молодняка, но также на упитанность маток и самих ягнят и состояние пастбищ. Отбивку ягнят от племенных маток тонкорунных, английских мясных, романовских и другие породы овец следует производить не раньше 3-4-месячного возраста.
При формировании отар из отбитого молодняка, необходимо провести его разделение. Баранов следует отделить от ярок, а также сгруппировать ягнят по упитанности и уровню развития. Отары должны быть однородны по составу молодняка и его упитанности.
Помните важное правило: чтобы молодняк лучше развивался, отара не должна быть крупной:
• для ягнят тонкорунных пород нужно комплектовать отары не более 400-600 голов;
• для полугрубошерстных – 500-700 голов;
• для грубошёрстных – 750-1000 голов;
Виды пастбищ
Всегда необходимо учитывать тот факт, что питательность зеленого корма в разные сезоны на пастбищах неодинакова. Требования разных групп животных к выпасам также отличаются.
Пастбища бывают целинные, залежные, горные, лесные и заболоченные. Пасут овец также и по жнивью, но только до подъёма зяби.
Целинные пастбища используют в основном весной, когда трава еще не выгорела, или осенью, когда от выпавших осадков она вновь позеленела. А вот залежные пастбища пригодны для использования и летом, поскольку выгорают не так сильно. Горные и предгорные выпасы также могут быть использованы летом, до выпадения осенних дождей.
Что же касается лесных пастбищ, для овец они менее всего пригодны. Болотистые можно использовать только после осушения, однако на таких землях обязательно строго следить за развитием паразитов и проводить предупредительные ветеринарно-зозтехнические мероприятия по борьбе с глистными заболеваниями.
При распределении выпасов нужно внимательно следить за состоянием их растительности. В засушливых районах лучше всего, в первую очередь, использовать типчаковые и мятликаво-полынные пастбища. Весной растительность этих пастбищ охотно поедается овцами.
Затем можно стравливать ковыльные пастбища, однако делать это нужно до созревания семян ковыля. Если овечья шерсть засорится семенами ковыля, очистить ее полностью будет невозможно даже в производственных условиях. Кроме того, семена иногда прокалывают кожу животных и, попадая в организм овцы, вызывают заболевания, а часто и гибель (особенно это касается тонкорунных овец). После ковыльных выпасов используйте бурьянистые, затем пырейные и другие пастбища. В последнюю очередь солончаковые выпасы.
Чем кормить овец
Разумеется, самые лучшие пастбища нужно отвести для молодняка этого года. Также наряду с пастбищным кормлением ягнят следует подкармливать концентрированными кормами. Племенные бараны должны получать хорошие пастбища неподалеку от овчарни и дополнительную добавку в виде концентратов. Подсосным маткам необходимо для поддержания хорошей молочности предоставить, по возможности, наиболее сочные залежевые пастбища с богатым травостоем.
А вот ягнята-годовики и валухи, не предназначенные для нагула, могут пастись на отдаленных и более бедных выпасах.
Пасу овец
Теперь перейдем от теории к практике. Итак, все готово, пастбища определены, отары разделены, осталось самое важное – вывести овечек на поле.
Помните, что перед выгоном на пастбище, необходимо определить качество травостоя и в обязательном порядке обследовать в ветеринарно-санитарном отношении. Многие пастбищные земли могут оказаться неблагополучными в отношении болезней (чесотки, бруцеллёза, сибирской язвы, оспы и т. п.).
Перед началом пастбищного сезона овец также необходимо привести в порядок. У животных следует обрезать копыта, остричь шерсть вокруг глаз, на внутренней поверхности задних ног, в области заднего прохода и вымени.
Вот некоторые правила организации выпаса для овец:
• В начале пастьбы нельзя сразу переходить от зимнего стойлового содержания к летнему. Первое время овец необходимо подкармливать сеном утром и после возвращения с пастбища;
• Нежелательно пасти животных по сырой траве. Это понижает питательную ценность выпаса и плохо отражается на здоровье овец, в первую очередь, ягнят;
• Самые сильные и малоценные группы овец следует выгонять на выпас первыми. Сначала валухи, затем матки, бараны и в последнюю очередь ягнята рождения прошлого года;
• Особое внимание следует уделить водопою овец. Разгоряченную отару нельзя поить сразу. Корыта необходимо сделать как можно длиннее, а животных подгонять к ним небольшими группами.
При загонной системе пастьбы значительно повышается качество травы на выпасах, а к концу последнего загона трава на первом опять успеет отрасти, и овец снова можно будет перевести туда.
Применение загонной системы приносит большую пользу хозяйству и значительно увеличивает его доходность. При подобном стравливании пастбищ не только повышается их производительность, но и стадо предохраняется от заражения глистными заболеваниями.
О стрижке овец можно больше узнать здесь
пасти овец
Смотреть что такое «пасти овец» в других словарях:
пасти — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я пасу, ты пасёшь, он/она/оно пасёт, мы пасём, вы пасёте, они пасут, паси, пасите, пас, пасла, пасло, пасли, пасущий, пасомый, пасший, пася Если человек пасёт домашних животных (коров, коз, овец и т. д … Толковый словарь Дмитриева
ПАСТИ — ПАСТИ, пасывать что, припасать, готовить, держа в запасе, про нужду, напору, впору. Паси денежки на срок. Паси вино к празднику. Не паси дела, паси хлеба (т. е. дела в запас не покидай). Дети отца бьют, на себя запас пасут. Пасеное словцо за… … Толковый словарь Даля
пасти — пасу, пасёшь; нсв. кого. 1. Присматривать за скотом и птицей во время выгона на подножный корм. П. гусей, коров, овец. // Пускать, выпускать (скотину или птицу) на подножный корм. Негде п. скотину. 2. Жарг. Вести наблюдение, следить за кем л. Я… … Энциклопедический словарь
пасти — пасу/, пасёшь; нсв. см. тж. пастьба кого 1) а) Присматривать за скотом и птицей во время выгона на подножный корм. Пасти/ гусей, коров, овец. б) отт. Пускать, выпускать (скотину или птицу) на подножный корм. Негде пасти/ скотину … Словарь многих выражений
Иезекииль (пророк) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
ИЕЗЕКИИЛЯ ПРОРОКА КНИГА — входит в состав ВЗ (относится к т. н. великим пророкам). Автором традиционно признается прор. Иезекииль. Текст Еврейская традиция По утверждению мн. комментаторов, евр. текст И. п. к. один из самых плохо сохранившихся. Как считал Р. Сменд, И. п.… … Православная энциклопедия
Зах.11:7 — И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один благоволением, другой узами, и ими буду пасти овец … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Иез.34:10 — Так говорит Господь Бог: вот, Я на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. Иез.3:18 Иез.33:8 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Книга пророка Захарии 11:7 — И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один благоволением, другой узами, и ими буду пасти овец … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Книга пророка Иезекииля 34:10 — Так говорит Господь Бог: вот, Я на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. Иез.3:18 Иез.33:8 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Правила пастбищного овцеводства: как пасти овец?
Правильных подход к выпасу этих животных является залогом их быстрого роста и хорошего привеса, поэтому отнестись к этому процессу нужно серьезно.
При переходе со стойлового содержания на пастбищное в первый раз овец выпускают на выпас после обеда и не более, чем полчаса. До обеда животных необходимо обязательно накормить сеном, а перед самим выпасом – напоить. На пастбище нужно постараться не тревожить животных частыми перегонами с одного места на другое. Чтобы меньше вытаптывалось пастбище, пасти овец лучше всего развернутым строем, для чего один пастух овец (или пастушка) идет спереди отары, а второй (вторая) – позади.
При начале пастбищного периода следует учитывать тот факт, что в сочных весенних кормах высокое содержание калия.
Если его концентрация в организме животного превысит допустимую норму – нарушится калиево-натриевый баланс, а это может привести к судорогам у овец. Чтобы поддерживать этот баланс на нужном уровне, животным следует давать рассыпную поваренную соль, в которой много натрия. Порции отмеряют из расчета от 8-ми до 10-ти грамм на одну овцу в сутки.
Начинать пасти овец следует как можно раньше, примерно с 5-ти – 6-ти утра, так как в это время не так жарко и меньше вредных насекомых. Продолжается выпас до 11-ти – 12-ти часов дня, после чего нужно сделать перерыв с 12-ти до 15-ти. В это время отару для отдыха следует загнать в тень или поближе к речке, а потом можно продолжать пастьбу вплоть до 20-21 часа вечера.
Поскольку недостаток воды овцами переносится хуже, чем недостаток пищи, в жаркий летний период их необходимо поить не реже двух-трех раз в день, а в более прохладное осеннее время – не реже одного-двух раз.
Где лучше всего проводить выпас овец?
Выбирая места для выпаса, следует учитывать направление ветра и положение солнца, чтобы овцы против него не шли.
На выпасе также следует избегать кормовых угодий, богатых тырсой (ковылем).
Если молодой ковыль овцы еще могут есть, то на стадии бутонизации он становится жестче и образует быстро созревающие метелки с семенами. Это может негативно отразиться на животных, так как семена тырсы имеют, с одной стороны, длинный и острый конец и столбик, а с другой стороны, имеют спиралевидную форму, вследствие чего легко прицепляются к овечьей шерсти и способны проколоть кожный покров животного. С течением времени из-за этого начинается выпадение в месте прокола шерсти и возможно возникновение гнойных воспалений.
Пастух овец должен следить, чтобы на выпасе ягнята не питались вокруг сусличьих нор, так как земля вокруг них зачастую содержит глистов или болезнетворные микробы, что может вызвать падеж молодняка.
Пастбища можно условно разделить на три вида: мягкие, заливные луга и плавни:
Наилучшими для выпаса овец пастбищами принято считать угодья с высоким содержанием тимофеевки и белого клевера.
Многие заводчики овец думают, что на люцерновых выпасах овец содержать нельзя. Следует сказать, что при соблюдении определенных правил, вполне себе можно. К таким правилам относится, например, следующие: на люцерне нельзя выпасать овец ни во время дождя, ни сразу после него; также нельзя пускать на люцерну голодных овец (их следует предварительно накормить на естественных выпасах).
Если вы захотите использовать для выпаса люцерновые угодья, то стоит соблюдать такой режим: перед выпасом на таких угодьях в течение часа пустите овец на естественные пастбища, потом на 10-15 минут запустите на люцерну, после чего вновь уведите отару на час на естественные выпасы. Затем, когда люцерна в желудке животных покроется обычной травой, можно запустить овец на люцерну еще на полчаса. В течение одного дня таким чередованием можно постепенно увеличить время пастьбы овец на люцерновых угодьях.
comiter_478
comiter_478
Книга 1. Первенство в Христовой Церкви
Часть 2. Учение Иисуса Христа о первенстве в Церкви
4. «Паси овец моих. паси агнцев моих»
В этих словах отчетливо обозначена высшая власть св. Петра. Ранее Иисус Христос только обещал передать ее Петру, теперь же, когда Он уже должен уйти с земли к Своему Отцу небесному, передает ему эту власть, чтобы стадо Христово не осталось без пастыря, чтобы Церковь не осталась без главы и руководителя.
Иисус Сам называл Себя «Добрым Пастырем» (Ин. 10, 2, 14), а тех, которые с верой приходили к Нему, Он называл «Своим стадом» (Лук. 12, 32). И вот Свое стадо Иисус Христос передает теперь Петру. Троекратно вопрошает Петра: «любишь ли меня, любишь ли меня больше, чем они», чтобы показать и подчеркнуть, что ему и даст больше, нежели другим. Троекратно Иисус спрашивал Петра, чтоб он имел возможность исправить трехкратное отречение и превзойти его. Петр опечалился, когда Иисус припомнил ему трехкратное его падение, но не преминул трехкратно заверить своего Учителя, что, хотя и велико было его падение, но теперь его любовь и преданность Иисусу является еще большей.
Святые Отцы говорят, что овцы — это совершенные, агнцы же — несовершенные; овцы — это епископы и священники в Церкви Христовой, агнцы же — это верные. Все они, как Апостолы, так и будущие епископы, священники и верные, — отданы под опеку нового пастыря – Петра. И Апостолов Христос называл Своим «стадом» (Лк. 12, 32). Два раза Иисус поручает Петру «паси овец моих» (ты будешь наивысшим пастырем Апостолов моей иерархии), и только один раз говорит ему: «паси агнцев моих» (верных моих), как бы указывая на то, что верных будут рядить Апостолы, епископы и священники. Петр должен быть самый высокий и над пастырями и над агнцами.
Добрый Пастырь — Иисус поставил Петра вместо Себя пастырем всего Своего стада. Добрый Пастырь уже положил Свою жизнь за Своих овечек. Теперь отдает их всех без исключения, — и овец, и агнцев, — заботе Петра, и тотчас же добавляет, что судьба Петра-Пастыря будет такая же, как судьба Иисуса-Пастыря. И Петра когда-то свяжут и поведут на крестную смерть; он вознесет руки свои на распятие и отдаст свою жизнь за Христа и за Его избранное стадо, за Церковь.
Овцы и агнцы, доставшиеся Петру, это не его, а Христовы. «Паси овец моих. паси агнцев моих», — говорит Христос. Петр не будет абсолютным и независимым господином и владельцем этой отары, а только заведующим в имении Христа, подобно тому, как будет он заведующим и ключей царства Божьего, как будет также и учителем веры не от себя, но от Бога, от откровения Отца (Мф. 16, 17), от просвещения Св. Духом, что даст ему возможность «понимать Писание» (Лк. 24, 45), и от Сына Божия, молящегося небесному Отцу всесильной молитвой, «чтобы не умалилась вера» Петрова и чтобы он, ведомый силой Божьей, мог «утверждать братьев своих» (Лк. 22, 32). Итак, как не сам от себя, не по собственной воле, а по Божьему установлению и по Божьей воле Петр стал камнем-основанием Церкви и ключником-заведующим Божьего царства, так и теперь не по своей, но по Божьей воле и Божьему установлению он становится единым высшим пастырем, преемником Доброго Пастыря-Христа, который должен пасти овец и агнцев Христовой отары во все времена, до скончания века.
В этих словах «паси овец моих, паси агнцев моих» — есть все, что относится к власти доброго пастыря: вести овец на хороший выпас, уберегать от злого, привлекать к стаду тех, которые заблудились, наказывать упорствующих, отлучать зараженных, защищать от хищных волков. Применительно к разумным овцам и агнцам Христовой отары, то есть к людям, это означает, что Христос передал Петру наивысшую пастырскую власть, которая заключает в себе власть учительскую, законодательную и судейско-карательную. Всю власть и все ее проявления исполнял до сих пор сам Высочайший Пастырь – Христос, но Он уже должен отойти к Своему небесному Отцу и потому на Свое место ставит Петра, как Своего заместителя, верховного пастыря, князя, высшую власть в Своей Церкви. Это мы и называем первенством власти св. Петра.
И мы снова видим, что св. Петр по божественной воле самого воплотившегося Бога стал чем-то большим в царстве Христовом, в Церкви Божьей, чем только «равным между равными себе Апостолами».
[1] Пс. 74, 1; Иер. 10, 21; 13, 17; 23, 1; Иезек. 34, 4, 6, 8;. Мих. 7, 14; Зах. 10, 3.
[2] Мф. 9, 36; 10, 6; Ин. 10, 1.
[6] Loisy, Les evangiles synoptiques, 1907, p.939
Перевод с украинского
О. Себастьян Сабол. «Католичество и Православие», Нью-Йорк, 1955, с.43-47
ОВЦА, ПАСТУХ, ПАСТЫРЬ (SHEEP, SHEPHERD)
Овца упоминается в Библии чаще других животных – примерно четыреста раз, если учитывать упоминания о стадах. Пастух или пастырь упоминается около сотни раз. Такая насыщенность объясняется двумя причинами – значением овец в кочевой и сельскохозяйственной жизни евреев и особыми чертами образов овцы и пастуха, делающих их подходящими источниками метафор духовной реальности.
Овцы занимали центральное место в хозяйственной жизни Израиля с самых давних времен ( Быт. 4:2 ). Пастухами были Авраам, Исаак, Моисей, Давид и Амос ( Быт. 12:16; 26:14 ; Исх. 3:1 ; 2Цар. 7:8 ; Ам. 1:1 ). В роли пастухов выступали не только мужчины – среди пастушек можно отметить Рахиль ( Быт. 29:9 ) и дочерей Иофора ( Исх. 2:16 ). Овцы давали продукты питания (молоко и мясо) и шерсть и были важнейшей частью жизни в засушливом восточном Средиземноморье, поскольку могли довольствоваться минимальным количеством воды и травы, а в жаркое время года их можно было переводить на новые места с подножным кормом. Овцы играли также видную роль в ветхозаветной системе жертвоприношений.
Условия овцеводства в древней Палестине служили основанием для метафорических образов. Эти условия значительно отличались от современных. Овцы не содержались в загоне и не предоставлялись самим себе. Они полностью зависели от пастуха, который защищал их, приводил на пастбище, поил, давал им приют и заботился о них. Овцы не только нуждаются в присмотре, но и удивительно бестолковы – они могут бессмысленно блуждать, не находя пути к овчарне, даже если она находится в пределах видимости.
Иногда с овцами смешивались другие животные, например, козы. Такая ситуация ярко показана по крайней мере в двух библейских местах – опытах Иакова со стадами Лавана ( Быт. 30 – 31 ) и в речи Иисуса на Елеонской горе, где Он описывает конечный суд как время, когда Бог отделит овец от козлов ( Мф. 25:32–33 ).
Итак, пастухи были кормильцами, путеводителями, защитниками и постоянными спутниками овец. Они олицетворяли также власть и руководство для находящихся под их опекой животных. Взаимосвязь между пастухом и овцами настолько тесная, что ближневосточные пастухи и сейчас могут разделить отары, смешавшиеся у водопоя или ночью, просто позвав своих овец, которые знают голос своего пастуха и идут за ним. Пастухи неотделимы от своих стад, и их работа требует внимания, проходит в одиночестве и иногда связана с опасностью ( Быт. 31:38–40 ; 1Цар. 17:34– 35 ). Пастухам помогали сыновья или дочери ( Быт. 37:12 ; 1Цар. 16:11 ) или наемные работники ( Ин. 10:12–13 ), что, опять же, наделяло их властью и возлагало на них ответственность.
Наряду с условиями хозяйственной жизни древней Палестины, библейские образы овец и пастухов связаны с большим пластом литературы, известной как пасторальная. В этом литературном жанре пастух идеализируется как добродетельная фигура и духовный лидер. В пасторальной литературе пастух часто выступает в роли возлюбленного (как в Песни песней) и поэта (как в случае с Давидом – «сладким певцом Израилевым» [ 2Цар. 23:1 ]). В пасторальной литературе простое изображение пастушеского мира вызывает ассоциации с нравственной невинностью и образцовым управлением. Черты этого жанра проявляются уже в фигуре Авеля, «пастыря овец», который был также образцом благочестия ( Быт. 4:2–4 ), и в образе пастухов, которые первыми узнали о рождестве ( Лк. 2:8 ).
Основываясь на этих простых фактах, связанных с овцами и пастушеством, библейские авторы и Иисус строят продуманную символическую и метафорическую систему образов. В ней можно выделить четыре основных направления.
Лидеры как пастыри. На основании образа пастуха как руководителя и кормильца гражданские и религиозные лидеры в библейских рассказах часто изображаются пастырями, а народ овцами. В определенном смысле этому образцу соответствовали патриархи, поскольку они были пастухами по своему ремеслу и прародителями народа Израиля. Первым ясным примером служит Моисей, который был пастухом, прежде чем стать вождем Израиля ( Исх. 2:15 – 3:1 ), и образ которого использовал один из псалмопевцев, написавший, что Бог вел Свой народ «как стадо. рукою Моисея и Аарона» ( Пс. 76:21 ). Преемник Моисея Иисус Навин тоже получил предназначение вести народ, «чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря» ( Чис. 27:17 ). Давид по своей сути был пастырем-правителем, которого Бог «взял. от дворов овчих, и. привел его пасти народ Свой, Иакова» и который пас израильтян «в чистоте сердца своего, и руками мудрыми водил их» ( Пс. 77:70–72 ). Хотя пастырями часто называли и иноземных царей, причем даже в Библии ( Ис. 44:28 ), библейские авторы проявляют сдержанность в использовании этого образа применительно к своим царям. Среди израильских царей пастырем однозначно считается только Давид ( 2Цар. 5:2 ), хотя в 3Цар. 22:17 этому образу, возможно, придается более общий характер. Примером пророка-пастыря служит Амос, которого Бог взял «от овец» и призвал пророчествовать Израилю ( Ам. 7:15 ; ср. Ам. 1:1 ). Судей тоже называли пастырями ( 2Цар. 7:7 ).
Религиозной сатирой в пасторальном духе пользуются и другие ветхозаветные пророки. Иеремия обличает вождей, которые пренебрегают своими обязанностями, вследствие чего люди сбиваются с пути ( Иер. 10:21; 50:6 ). Эти лжепастыри сами будут уничтожены ( Иер. 25:34–36 ; ср. Зах. 10:2–3; 11:15–17 ) и заменены пастырями по Божьему выбору ( Иер. 3:15; 23:1–3 ). Кульминацией этой пасторальной сатиры служат образ наемника в речи Иисуса о добром пастыре ( Ин. 10:1–18 ) и негативная оценка Петра пастырей-пресвитеров, исполняющих свои обязанности корыстолюбиво и деспотично ( 1Пет. 5:2–3 ).
В позитивном смысле метафора пастыря используется в Новом Завете для изображения того, как пастыри и пресвитеры должны выполнять свои обязанности. При восстановлении Петра Иисус, определяя его апостольские и пастырские задачи, наставляет его пасти овец ( Ин. 21:15–17 ). Пресвитеры в церкви призываются внимать себе и всему доверенному им стаду и предупреждаются о тех, кто стремится разграбить его ( Деян. 20:28–29 ). Пресвитеры увещеваются также исполнять свои пастырские задачи охотно, из искреннего желания служить, а не из корысти, и подавать пример стаду, а не господствовать над ним ( 1Пет. 5:2–4 ).
Избранный народ как Божьи овцы. Стадом обычно называется просто группа овец ( Пс. 106:41 ; Иез. 36:37–38 ). Но по большей части стадо прямо или косвенно соотносится в Ветхом Завете с народом Израиля, особенно в псалмах ( Пс. 27:9; 67:8; 73:1; 78:13; 120:4 ), но не только ( 3Цар. 22:17 ; Иер. 13:17; 50:6 ). Связь этих овец с Богом часто подразумевается или констатируется, как, например, в образах стада или овец, руки, пажити, паствы или наследия Бога ( Пс. 94:7; 99:3 ; Мих. 7:14 ). Основной смысл здесь заключается в том, что Израиль принадлежит Богу и может с уверенностью рассчитывать на Его водительство, заботу и защиту.
В Новом Завете образ стада продолжает связываться с Израилем, который Иисус характеризует как погибших ( Мф. 15:24 ), а также изнуренных и рассеянных ( Мф. 9:36 ) овец. Однако в большинстве случаев этот образ соотносится с группой избранных Иисусом учеников ( Лк. 10:3 ; Ин. 10:1–16 ). Иисус называет их Своим «малым стадом». Входящие в это стадо наставляются не бояться ни коварных нападок изнутри, ни открытых атак извне ( Мф. 7:15; 10:16 ), ни неизбежного испытания великой скорби ( Мк. 14:27 ), ибо Бог дает им Царство ( Лк. 12:32 ). Образ стада овец используется также применительно к церкви ( Деян. 20:28– 29 ; 1Пет. 5:2 ).
Метафора людей как овец привлекает внимание к специфическим чертам овцы, которые могут быть как отрицательными, так и положительными. Как это часто случается с овцами, люди тоже блуждают, совращаясь каждый на свою дорогу ( Ис. 53:6 ; 1Пет. 2:25 ). Пассивность овец и их использование в жертвоприношениях служат подходящей метафорой гонений и мученичества ( Пс. 43:23 ; ср. Рим. 8:36 ). В стаде обычно бывают овцы, старающиеся подавить других, отталкивающие слабых от воды и пищи, затаптывающие пажити и загрязняющие воду. Все это находит отражение в нарисованной Иезекиилем картине жизни религиозной общины, в которой дела идут скверно ( Иез. 34:17–23 ).
Божья пастырская забота о конкретном человеке. В нескольких местах Бог изображается Пастырем отдельного человека, а не только людей в целом. Это привносит в образ дополнительную интонацию близости. Мы видим, например, как Бог держит жезл над овцами, входящими в загон, удостоверяясь, что каждая из них находит безопасный приют ( Иез. 20:37 ). Примечательны также места, в которых Бог показан носящим Агнцев и водящим дойных ( Ис. 40:11 ) или ищущим потерявшихся, угнанных, пораненных и слабых ( Иез. 34:16 ) – здесь показано особое внимание, которое Бог уделяет нуждающимся. Пс. 22 можно воспринимать как личное свидетельство Давида о Божьей заботе в его жизни, написанное в пастырских тонах. Обращение к Богу очень личное – «Пастырь мой» ( Пс. 22:1 ), а необычайно всеобъемлющий перечень Его дел составлен с особым вниманием к мельчайшим подробностям жизни пастыря.
Иисус тоже заявляет о пастырской заботе о каждом в стаде. Это находит яркое выражение в притче о заблудшей овце ( Мф. 18:12–14 ), в которой пастырь оставляет стадо и идет искать одну заблудшую овцу. Глубина заботы пастыря об одной-единственной овце прекрасно выражается в описании его радости, когда он находит овцу, несет ее домой на плечах и собирает друзей и соседей, чтобы рассказать им, что произошло. В притче о добром пастыре это дополняется изображением Иисуса, зовущего овец по имени, и каждая из них знает Его голос. Он знает каждую овцу в стаде, как Отец знает Его, и не только оберегает их жизнь, но и дает им жизнь вечную ( Ин. 10:3–5, 10, 14–15, 27–28 ).
Мессия как Пастырь и Агнец. Помимо общей картины Бога как Пастыря Своего народа, в Библии разрабатывается мотив, рисующий образ Мессии, ветхозаветные пророчества о Котором исполняются во Христе в Новом Завете. Как и Давид, к которому Он восходит ( 2Цар. 5:2 ; 1Пар. 11:2 ; Пс. 77:7–12 ), Мессия изображается в образе Пастыря. Иезекииль пророчествует: «А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их» ( Иез. 37:24 ).
В Новом Завете Мессия прямо отождествляется с Иисусом ( Мф. 2:6 ), Который Сам метафорически говорит о Себе как о Том, Кто ищет заблудших овец и приводит их домой ( Лк. 15:4–7 ), и представляется пастырем покинутых и рассеянных овец, о которых Он заботится и которых собирает ( Мф. 6:34; 9:36; 15:24 ; Лк. 19:10 ). В Его развернутом описании «доброго пастыря» в четвертом Евангелии показана самая полная картина смысла пастырской заботы о Божьем народе ( Ин. 10:3–30 ). Это больше, чем притча, но и не просто аллегория: это «залежи образов» с богатым метафорическим содержанием. Впервые упоминается о «других овцах» помимо Израиля, то есть о язычниках. Пастырь – уже не просто действующее лицо в рассказе, а фигура, на которой построено все повествование. Впервые также появляется образ смерти пастыря за своих овец.
Заключение. Пасторальный жанр – одна из важнейших разновидностей литературных произведений. Видное место он занимает и в Библии, но в ней меньше внимания уделяется пышным пейзажам как образу удовольствия и ухода от тягостной реальности (хотя образ злачных пажитей и тихих вод в Пс. 22:2 и идиллические пейзажи в Песни песней относятся к этой теме) и больше – работе пастыря с овцами. В библейских образах, основывающихся на взаимосвязи между пастырем и овцами, подчеркиваются забота и сострадание небесного Пастыря и зависимость людей от Бога в удовлетворении их нужд.
См. также: АГНЕЦ, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, КОЗЕЛ, ПАСТБИЩЕ, СТАДО.
R. Banks, God the Worker: Journeys into the Mind, Heart and Imagination of God (Valley Forge, PA: Judson, 1994);
J.Beutler and R.T.Fortna, eds., The Shepherd Discourse of John 10 and Its Context (New York: Cambridge University Press, 1991).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»