Что значит партнеры у актеров
Актеры, которые не хотели целовать своих партнеров на площадке
Ради славы и огромных гонораров актеры готовы горы свернуть: потерять десятки килограммов, как Кристиан Бэйл для «Машиниста» и позже для съемок в «Бойце» (а потом поправиться – для «Аферы по-американски»). Или, наоборот, набрать вес, как Джаред Лето, входя в роль убийцы Леннона.
Печальный опыт Магуайра и Данст
Одна из самых трогательных сцен в ленте «Человек-паук 2» – когда Питер Паркер целует Мэри Джейн, зависнув вниз головой под проливным дождем. Тоби Магуайр недавно признался, что ему очень тяжело далась эта сцена. Во-первых, кровь приливала к голове, во-вторых, капли «дождя» заливали нос – попробуйте в такой момент почувствовать что-нибудь романтичное!
Из вредности?
Худшим экранным поцелуем в своей актерской практике Дейн Кук назвал поцелуй с Кейт Хадсон в романтической картине «Девушка моего лучшего друга» – мол, от экранной возлюбленной разило луком. Есть версия, что Кейт специально съела кусочек лука перед сценой – чтобы Кук запомнил это надолго. Коварная Хадсон просто не хотела целоваться перед камерой!
Не любит «целовальные сцены» молодая звезда Дженнифер Лоуренс. Иначе, почему бы сразу два актера, снимавшиеся с ней во франшизе «Голодные игры» плохо отзывались о поцелуях Джен? Джош Хатчерсон жаловался на слишком слюнявые поцелуи партнерши. А Лиам Хемсворт утверждал, что Дженнифер намеренно ест тунца или чеснок, а потом не чистит зубы перед подобными сценами. Интересно, она делает так из вредности или все же из-за нелюбви к романтике в фильмах?
Когда партнер не вызывает восторгов
Видимо, Роберт Паттинсон был не в восторге от того, что ему предстоит целовать Риз Уизерспун – партнершу по фильму «Воды – слонам». Его можно понять – у парня был роман с Кристен Стюарт. Видимо, поэтому актер совсем не старался. Риз вспоминает, что поцелуи Паттинсона были ужасны: он держался холодно и отчужденно, а что еще отвратительнее – постоянно хлюпал носом (британца мучил насморк). Уизерспун была разочарована.
В не очень удачном триллере «Пляж» Дэнни Бойла французской актрисе Виржини Ледуайен приходилось целоваться с Леонардо ДиКаприо. И, надо сказать, актриса не очень-то хотела бросаться в объятия звезды «Титаника»: видимо, он был уверен в своей неотразимости и вел себя довольно фривольно. Тогда как сами поцелуи Лео Виржини не запомнила – это было «средненько».
Совершил подвиг!
В шоу «Как я встретил вашу маму» зрительскими любимчиками была пара Маршалл и Лили. Они казались такими очаровательными и влюбленными друг в друга! Но, как вспоминает Элисон Хэннигэн (Лили), поначалу она наотрез отказывалась целоваться со своим экранным супругом: от Джейсона Сигела несло сигаретами. И знаете, что сделал артист? Вместо того, чтобы просто чистить зубы перед поцелуями или воспользоваться жвачкой, он отказался от этой вредной привычки! Достойный поступок.
Словно брат и сестра?
Ходили слухи, что во время съемок «поттерианы» Гермиона-Эмма Уотсон и Рон-Руперт Гринт не обошлись только лишь киношным романом, а встречались и в жизни. Так это или нет – не знаем, но точно известно: целоваться на камеру эти двое не хотели. В одном из интервью Руперт сказал, что целовать Эмму было несколько противоестественно, ведь, познакомившись в 9 лет, они стали друг другу почти как брат и сестра.
«Я бы предпочла поцеловать девушку, чем целоваться с Джемсом Франко», – заявила Ванесса Энн Хадженс после съемок в драме «Отвязные каникулы». Чем девушке не угодил Джеймс – непонятно. Но дело тут не в стеснении – в фильме были довольно откровенные сцены, и Ванесса прекрасно справилась с ними. А вот с поцелуями у актрисы связаны самые неприятные воспоминания.
Крепкий мужской поцелуй
Стиву Кареллу и брутальному Дуэйну Джонсону пришлось целоваться на съемках пародийного боевика «Напряги извилины». Впечатления у обоих от той съемки остались самые негативные. Надо ли говорить, что мужчины-натуралы вообще плохо представляют себе подобное, а тут еще Дуэйн подлил масла в огонь, раскритиковав Стива. Он сказал, что соприкосновение с языком Карелла было подобно облизыванию… кошачьего туалета!
Значение слова «партнёр»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
участник в какой-либо совместной деятельности.Компаньон по бизнесу.
Член какого-либо партнёрства.
ПАРТНЁР, а, м. [фр. partenaire]. Соучастник игры. Мой постоянный п. в шахматы. Нехватает партнера для виста. || Артист, выступающий совместно с другим (в концертах, в пьесах, в цирке и т. д..; театр.). || Конькобежец, идущий в паре с другим (спорт.). || Вообще компаньон, товарищ в каком-н. деле (разг.). Не могу найти партнера для прогулки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
партнёр
1. один из равноправных участников совместной деятельности (в игре, танце, бизнесе, на сцене и т. п.) ◆ Единственная обязанность кавалеров в обществе состояла в том, чтоб забавлять дам разговорами и служить им партнёрами в танцах, сопровождать в театр, на гульбища ― словом, находиться вечно на услугах. Ф. В. Булгарин, «Лев и шакал», 1843 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Алексей Кирилович окончил пульку с выигрышем рубля осьмидесяти копеек и был очень доволен судьбою и партнёрами. Н. С. Лесков, «Кувырков», 1863 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Катя, знакомься, ― говорит мой дружок, ― это мой спарринг партнёр. Василий Аксенов, «Апельсины из Марокко», 1962 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Находясь за кадром, то есть невидимой для зрителя, она подыгрывала Олегу Басилашвили и, помогая мне вызвать у него нужное состояние, плакала, страдала, отдавала огромное количество душевных сил только для того, чтобы партнёр сыграл в полную мощь. Эльдар Рязанов, «Подведенные итоги», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова портулак (существительное):
Слово «партнер» в отношении любимого мужчины или женщины непривычно нашему уху, потому что в русском языке партнер больше ассоциируется с деловой сферой. Когда-то так было и в Великобритании, но со временем бесстрастная нация решила, что брак – это такой же деловой проект, в который каждая из сторон должна вкладывать одинаковое количество усилий, и хотя брачные договоры не вошли в моду, как это случилось в США, все же многие пары стали придерживаться некоторых добрачных договоренностей. Для молодых британцев становится все более популярно подробно обсуждать условия совместного проживания еще до того, как они поселились на одной территории. А раз есть договоренность по поводу того, как распределяются финансы, домашние обязанности и вклад каждой стороны в воспитание детей, то вполне логично, что они оба являются партнерами в этой взаимовыгодной сделке.
Женой быть статусно
Сложно представить себе, чтобы русские люди называли своих возлюбленных партнерами, кажется, само слово начисто отрицает романтику и чувства в отношениях, сводя их к каким-то деловым обязательствам. Когда-то на заре моей иммигрантской жизни моя русская подруга с раздражением отозвалась, что даже в телевизионной рекламе используется слово «партнер». Что-то типа «каждое утро вы просыпаетесь, выпиваете чашку кофе, целуете своего партнера и выходите на работу…»
– Ну почему он целует партнера? – возмутилась она. – Почему не девушку, не подругу, не жену, в конце концов?
Она очень гордилась тем, что она жена, а не партнер, и постоянно поправляла своего босса, когда он называл ее мужа ее партнером. Ей казалось, что босс постоянно забывает, что они женаты, а ведь она ему не раз об этом говорила.
Я тоже невзлюбила это «партнерство» с первого дня и объявила мужу, чтобы он никогда в жизни не называл меня партнером. В моем понимании статус женщины в отношениях с мужчиной определяется только тремя словами: подруга (девушка), невеста и жена. И несколько раз поправляла знакомых, пытающихся меня в эти партнеры записать. «Извините, я не партнер, я – законная жена», подчеркивая, как мне казалось, более высокий общественный статус. Сейчас я понимаю, что вежливые, уважительные и политкорректные англичане не пытались принизить мой статус, называя меня партнером, но для меня, как молодой жены, было необычайно важно продемонстрировать обществу, что мой муж, как порядочный мужчина, публично продемонстрировал свою любовь и уважение ко мне и женился.
На самом деле та роль, которую англичане называют «партнером», в русском языке обозначается как «сожитель» – единственно уместный термин в российском законодательстве, но совершенно неприемлемый в обществе, потому что никакому человеку, уважительно относящемуся к своим романтическим отношениям, не придет в голову называть их сожительством. В современном русском обществе сожительство называется гражданским браком, но, кажется, участникам этого гражданского брака не совсем ясно, как себя обозначать, поэтому женщины, как правило, называют своего партнера мужем, а мужчины, которые не считают эти отношения браком, продолжают называть ее своей девушкой. Описывая свое семейное положение, пары просто говорят «мы живем
вместе».
Британцы, видимо, решили избежать этой неразберихи и назвать вещи своими именами. Поэтому «girlfriend» считается девушка, с которой мужчина находится в романтических отношениях, а «partner» та, с которой мужчина проживает на одной территории и ведет совместное хозяйство. При этом у них могут оставаться раздельные бюджеты и различный круг обязанностей, но этот союз наиболее приближен к официальному браку.
В прошлые выходные мы были на свадьбе у одной очень современной пары, где в глубокой степени эмансипированная английская женщина, занимающаяся успешной карьерой, вышла замуж за своего давнего друга и «партнера», который тоже занимается своей карьерой, хоть и не такой перспективной и финансово продвинутой, как ее, поэтому их новое жилье будет рядом с местом ее работы, чтобы она могла зарабатывать деньги с минимальным дискомфортом. Я поняла, что они давно отказались от традиционных женско-мужских ролей и, как успешная, самодостаточная и уверенная в себе современная девушка, она не сочла необходимым нанести макияж или отрастить волосы для своей свадьбы, потому что всем понятно, что ее жених любит ее не за пухлые губы и длинные локоны. Но меня поразило, что в свою церемонию они включили свои размышления о значении брака, потому что им казалось, что они должны объяснить своим друзьям и родственникам, зачем они вообще заморочились этими формальностями. У меня сложилось впечатление, что 99% аудитории считает, что свадьба, как и сама регистрация брака, это напрасный, дорогостоящий и отживший ритуал, поэтому новобрачные как бы сделали попытку объяснить, зачем они все же его затеяли. Разумеется, даже речи не идет о том, что она будет менять девичью фамилию на фамилию мужа, и причина совсем не в том, что его фамилия неблагозвучна. Ее мама до сих пор носит девичью фамилию, из карьерных соображений.
Так менять ли фамилию?
Если менять – то обоим!
Каково же было мое изумление, когда мой студент, обладатель очень красивой редкой фамилии, сказал, что собирается поменять ее на какой-то новый вариант при женитьбе, потому что это было бы нечестно, что его девушка должна отказаться от своей фамилии, а он не должен. Ведь они равноправные партнеры.
«Жена» – это звучит… зависимо?
Когда я начала расспрашивать своих студентов, откуда появились эти «партнеры» и почему даже замужние женщины продолжают называть себя партнерами, а не женами, то получила довольно неожиданное объяснение, что жена, в классическом понимании этого слова, является бесправной собственностью мужа, по крайней мере, такие викторианские ассоциации возникают у английских женщин. В то время как слово «партнер» предполагает равноправные отношения. Ну как если бы мы стали заморачиваться, что быть замужем этимологически означает быть «за мужем», а мы вроде как самостоятельные независимые женщины и прятаться за мужем не хотим.
Также это слово является данью политкорректности, когда проживающие вместе гомосексуалисты, не желающие открывать коллегам и начальству подробности своей личной жизни, могут использовать слово «партнер», которое в силу своей безотносительности к полу может предполагать как женщину, так и мужчину. Также это слово стало удобно использовать при разговоре с малознакомыми людьми, чей семейный статус не известен собеседнику. Таким образом, человек не должен деликатно выяснять, женат ли его собеседник, ведь, используя нейтральное слово «партнер», он может избежать неловкой ситуации, когда человек заявляет: «Извините, мы не женаты».
Как-то моя тетя учила меня определять отношение мужчины ко мне по тому, как он представляет меня своим друзьям и знакомым. Говорит ли он при этом «моя девушка» или он называет только мое имя, никаким образом не обозначая наших отношений. В ее понимании, если мужчина представляют свою спутницу как «моя девушка» или «моя невеста», он демонстрирует окружающим, что он выделил ее из числа всех прочих знакомых женщин и присвоил ей некий эксклюзивный статус в своей системе вещей. Когда я рассказала об этом «тесте» своим английским студенткам, они тут же воскликнули: «Но у нас считается совершенно наоборот, представляя меня своей девушкой, а не по имени, мужчина как бы демонстрирует свои собственнические претензии на меня и отрицает мою индивидуальность!»
Я не стала с ними спорить – в конце концов, каждый получает то, во что он верит, но мне стало более понятно, почему консервативно настроенные британские мужчины так часто женятся на иностранках.
Что значит партнер?
Ф. Г. радуется каждому успеху каждого актера.
— Если бы вы знали, — говорит она, — как мне нужны хорошие партнеры. Как мне помогает играть взволнованная реакция, как мешает навсегда заученная интонация.
Ф. Г. говорила Молчадской:
— Для того чтобы сыграть мою роль, нужно быть талантливой, для того чтобы сыграть вашу — гениальной. Убедить публику в том, что вы видите в кукле живого человека, вашего ребенка, — это безумно сложно.
Не только публику, но и своих товарищей по спектаклю — в этом, очевидно, одна из острых сторон проблемы партнерства. Проблемы далеко не новой.
— Я как-то спросила Завадского, — сказала Ф. Г., — ну а как же было раньше? Приезжали гениальные актеры в маленькие провинциальные города, где их партнерами выступали люди, порой менее профессиональные, чем нынешняя самодеятельность. И гастролер играл блестяще, ему не мешали! Объясните мне, Юрий Александрович, как могли гении играть черт знает с кем?
— Они играли свою линию и на месте партнеров воображали тех, кого они хотели видеть, — отвечал Завадский. — Обычно гастролер знал пьесу наизусть и проигрывал во время спектакля все роли. Его реплики были ответом не на слова партнера, а на собственный внутренний текст всех действующих лиц, с которыми ему приходилось общаться. Это очень трудно и требует огромного напряжения. Неспроста большие актеры всегда считали гастроли черным хлебом.
— У меня так не получается, — говорила мне Ф. Г., — я не играю за других. Партнер мне должен помочь. Я жду от него ответной реакции. И мне мучительно трудно играть с плохими партнерами. В Театре Пушкина, например, каждый спектакль «Игрока» был для меня хождением на Голгофу. И я сама пришла как-то к Туманову (он тогда возглавлял театр) и просила снять спектакль с репертуара, хотя свою Бабуленьку в «Игроке» очень любила.
Урок 2. Главные качества хорошего актёра
Что отличает хорошего актёра от плохого? Есть такое известное выражение Т. Эдисона, ставшее крылатым: «Гений – это 1 % вдохновения и 99 % старания», и не менее известная его вариация: «Гений – это 1 % таланта и 99 % тяжелой работы».
В соответствии с системой Станиславского, обучение актёрскому мастерству также начинается с долгой и кропотливой работы над собой.
Содержание:
Работа над собой состоит, во-первых, из развития профессиональных актёрских качеств, во-вторых, из тренировки умения использовать специальные приёмы сценической игры. Первый блок будет рассмотрен в этом уроке, второй – в следующем.
Определение качеств, которыми должен обладать актёр
Качества актера – это личностные характеристики человека, в комплексе обеспечивающие возможность успешно играть различные роли.
В отличие от конкретных умений, например, способности вовремя засмеяться или показать удивление, профессиональные качества объединяют в себе целый комплекс умений и способностей, из-за чего невозможно в одном занятии подробно рассмотреть каждое качество. Поэтому в данном уроке будут описаны общие черты того, какими качествами и навыками должен обладать хороший актёр. Кроме того, артисту сцены необходимо не только иметь определённый набор личностных и профессиональных характеристик, но и постоянно, ежедневно работать над собой, совершенствуя своё мастерство. Поэтому для каждого качества приведены рекомендации и упражнения по его тренировке и развитию. Рассмотрены они будут в соответствии со структурой, предложенной Станиславским, его последователями и учениками.
Первая группа «Качества любого хорошего актёра» – это те умения, которые необходимы любому человеку для применения актёрского мастерства в жизни вне зависимости от того планирует ли он использовать их для игры в театре или съёмках в фильме, или же просто хочет выглядеть правдоподобно, объясняя своё часовое опоздание на работу. В отношении данных характеристик можно смело применять клише «необходимый минимум» – это то, что должен знать и уметь каждый.
Вторая группа «Профессиональные качества» необходима в большей степени профессионалам, тем, для кого актёрское мастерство – ремесло. Эти качества связаны с работой на сцене, взаимодействием с актёрами, зрителями и многими другими важными составляющими актёрской деятельности.
Качества любого хорошего актёра
Ниже мы перечислим наиболее важные, на наш взгляд, качества, которыми должен обладать хороший актер.
Развитое внимание
Любой человек делает свою работу лучше, если его ничего не отвлекает, а внимание сконцентрировано только на предмете текущего занятия. Не исключение и актёры, для которых жизнь на сцене невозможна без способности к наблюдательности, умения переключать и фокусировать внимание в рамках сценической среды.
В связи с этим одной из основ внутренней техники актёра является сценическое внимание – избирательная направленность восприятия во время представления. Многие наши читатели, знакомые с инструментами развития внимательности, возможно, заметят, что при определённом уровне подготовки умение концентрироваться становится произвольным. Это действительно так, но в случае с искусством актёрского перевоплощения всё обстоит значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что в быту наше внимание движимо безусловными рефлексами, другими словами – инстинктивно. Во время разговора мы никогда не задумываемся над тем, как стоять или сидеть, как управлять голосом и т.д. Но для артиста это имеет значение, ведь он в настоящей сценической среде должен уделять внимание всем аспектам игры – речи, жестам, мимике, позе, суфлёру, и при смене событий менять и направленность своего восприятия.
Достичь успеха в плане развития этого качества актёру помогут следующие рекомендации:
Также К. С. Станиславский считал, что процесс совершенствования навыка должен быть постоянным: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки». Кроме того, для обучения сценическому вниманию создан комплекс специальных упражнений:
1 | Упражнение 1. Возьмите незнакомую картину, посмотрите на неё внимательно в течение 5 секунд, а затем постарайтесь вспомнить все детали. В дальнейшем берите большие полотна со сложными рисунками. |
2 | Упражнение 2. Возьмите в каждую руку по карандашу и начинайте одновременно рисовать: правой – круг, левой – треугольник. Важно заканчивать обе фигуры в один момент. Также можно писать разные цифры или буквы. |
Детальнее о сценическом внимании, этапах изучения этого актёрского навыка читайте в тематической статье нашего блога. Больше полезных упражнений для его развития можно найти здесь.
Ораторские способности
«Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене… голос должен петь в разговоре и в стихах, звучать по-скрипичному, а не стучать словами, как горох о доску», – писал К. С. Станиславский. Умение выступать перед публикой, произносить речи, которые давно стали образцом риторики (а таких немало в драматургии) – важное качество не только для общественных деятелей или университетских лекторов. Одну и ту же речь можно произнести так, что все уснут, или наоборот будут ловить каждое слово. Многое зависит от оратора, поэтому каждому начинающему актёру важно развивать свою сценическую речь.
Сценическая речь – профессиональное средство выразительности актёра и театрального воплощения драматургического произведения.
Владение этим качеством важно ещё и с точки зрения риторики – как способность к речевой импровизации. Через мастерство говорить актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.
Одной из основ техники речи является чувство темпо-ритма, открытое и описанное К. С. Станиславским. Он заметил связь между ним и чувствами: «Ускорил темп – отвёл меньше времени для действия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить быстрее. Замедлил темп – освободил больше времени для действия и речи…». Таким образом, меняя темп и ритм, актёр меняет и гамму своих чувств, переживаемых в данный момент.
Это открытие имеет для театра огромное значение, поскольку позволяет в ходе постановки через изменение темпо-ритма актёра управлять не только его чувствами, но и развитием сценического действия в целом, влиять на его плавность или, наоборот, бурность. Детальнее читайте в книге «Работа актёра над собой».
Также следует уделять внимание и развитию своего голоса, его звучания. Для этого нужно выполнять комплекс упражнений на постановку дыхания, артикуляцию, тональность, дикцию. Вот некоторые из них:
1 | Упражнение 1. Развитие дыхания. Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) – висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1. |
2 | Упражнение 2. Дикция. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами – расчленяйте действие на звуки, которые слышите. |
Другие упражнения ищите в профильной статье.
Воображение и способность мыслить творчески
Чувство правды – это умение ощущать правдоподобность (реалистичность) совершаемого действия.
Оно связано в первую очередь с пониманием принципов человеческих поступков, логики и стимулов действий играемого героя. Во-вторых, это – способность актёра различать естественные эмоции и поведение от неестественных, причём не только чужие, но и свои собственные. Мешают развитию чувства правды «физические зажимы» – состояния, которые притупляют реализм и естественность (желание выделиться, скованность, самоконтроль). Избавляться от них, К. С. Станиславский рекомендовал в два этапа:
Как уже говорилось выше, не последнюю роль в деле обеспечения чувства правды играют воображение и фантазия – качества, которые позволяют актёру объяснять и оправдывать действия своего персонажа. Искренность роли, переживаний и эмоций достигается не только благодаря эмоциональному отклику, но и способности поверить в поступки героя, встать на его место, чтобы понять их природу. Без этого хорошей правдивой игры не бывает.
Подробнее о чувстве правды читайте в этой статье.
Эмоциональная память
Память важна для актёра не только с точки зрения способности запомнить и воспроизвести текст (хотя это, без преувеличений, очень важно). Выше уже неоднократно отмечалось, что неотъемлемым атрибутом хорошей игры является способность к передаче эмоций героя, через которые раскрывается его внутренний мир, и, как результат, пьеса обретает художественную завершенность. Поэтому начинающему актёру стоит уделять внимание не только развитию памяти с целью запоминать большие объемы текстовой информации, но и учиться запоминать и воссоздавать эмоции и чувства.
Для этого нужно тренировать свою эмоциональную память – способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Пережитые и сохранённые в памяти чувства при репрезентации (воспроизведении) выступают в виде сигналов, которые влияют на нашу мимику, жесты, речь и другие элементы поведения.
Этот вид памяти очень важен при формировании личности любого человека, а тем более актёра. Все дело в том, что природа его переживаний такова, что во время игры нельзя жить такими же чувствами и эмоциями, как в реальной жизни. Жизненные и сценические эмоции различаются своим происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате настоящего (непридуманного) раздражителя. Вспомнить любое чувство можно лишь потому, что оно знакомо нам из опыта. Это и называется эмоциональной памятью. Реальные жизненные переживания являются первичными, а вызванные эмоциональные переживания на сцене – это воспроизведение чувства вторично за счет памяти актёра.
Рекомендации по развитию эмоциональной памяти:
A | Расширяйте эмоциональный кругозор. Станиславский требовал от своих учеников быть впечатлительными, стараться получать от жизни как можно больше впечатлений и внимательно следить за собой в наиболее яркие и полные чувств моменты. |
B | Проявляйте наблюдательность. Кроме собственных эмоций, следите также и за чужими, наблюдая за разными людьми и выявляя характерные для разных эмоций детали. |
C | Тренируйте память. Умение использовать специальные приёмы запоминания, мнемотехники разобраны в отдельном тренинге на нашем сайте, посвящённом развитию памяти. |
D | Учитесь воспроизводить эмоции, используя специальные приёмы, которые позволяют быстро освежить в памяти нужные чувства. К ним относятся якоря (или манки): внешние или внутренние стимуляторы реакции актёра. К примеру, большинство из нас легко воспроизведёт в своей памяти чувство влюблённости, если вспомнит свою первую любовь. Но стимуляторами эмоций может быть не только воспоминание, но и какой-то реальный объект, звук или даже запах. Подробнее о принципах воспроизведения эмоций читайте в следующем уроке по актёрскому мастерству. |
С практическими упражнениями для развития эмоциональной памяти можно познакомиться здесь.
Сценическая свобода
Говорят, что умелого фехтовальщика всегда можно определить по тому, как он движется: его жесты плавные, но достаточно умелые, в каждом шаге видится уверенность, как и в любом движении – холодный расчёт. Такое представление, возможно, немного романтизировано, но отображает общую суть – люди разных профессий перемещаются по-разному. Не исключение и актёры: позы, жесты, даже банальная ходьба которых должны отличаться свободой.
Под свободой понимается естественное поведение актёра на сцене, когда он не играет, а живёт. Она приобретается в процессе развития такой составляющей актёрской техники как сценическое движение. И в системе Станиславского, и его последователями, в частности, В. Э. Мейерхольдом, движению отводилось место главного средства внешней техники актёра. При этом они утверждали, что каких-то особых методик обучения новичков искусству правильно двигаться нет: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».
В данном отношении актёру следует развивать такие качества как пластичность и контроль над мускульным напряжением. Пластика – красота движения, грация, выразительность артиста – внешний облик совершаемого движения. Контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения – не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно. Поскольку недостаток движения для современного человека стал явлением привычным, актёру нужно уделять должное внимание своему физическому состоянию. Вот несколько упражнений:
1 | Упражнение 1. Научитесь танцевать. В обучении театральному искусству танцы – классический предмет. Ничто не развивает пластику лучше, чем вальс или полька. |
2 | Упражнение 2. Кукла-марионетка. Представьте, что вы кукла-марионетка, которая после представления висит на крючке в гримёрной. Постарайтесь изобразить позу максимально приближённо к положению куклы. А теперь представьте, что вас «повесили» за шею, далее за руку, плечо, и даже ухо – тело фиксировано в одной точке, всё остальное – расслаблено. Выполнение этого упражнения несколько раз в день поможет развить пластику тела и освободиться от мышечных зажимов. |
3 | Упражнение 3. Стойте на одной ноге так долго, сколько сможете. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт. |
Другие упражнения описаны в отдельном материале.
Качества профессионального актера
Далее мы продолжаем разбирать актерские качества, но теперь сосредоточимся именно на тех, которыми должен обладать не просто хороший, а уже профессиональный актер.
Обаяние и харизма
Задумайтесь, как много актёров вы знаете всего и сколько из них можете назвать харизматическими. Не так и много, правда? Харизма – это свой стиль, то, что позволяет выделяться среди других, особенность и даже исключительность. Харизма – это когда роль, которую «примеряли» на себя сотни актёров, ассоциируется лишь с одним именем. Спросите любителей «бондианы» кто сыграл Джеймса Бонда лучше всех и большинство вам ответит – Шон Коннери.
Сейчас ошибочно бытует мнение, что актёр обязательно должен быть красивым. На самом деле это не так: он обязательно должен быть обаятельным. Вспомните Адриано Челентано, который своей игрой, манерой, стилем, влюбил в себя целое поколение, при этом, не обладая незаурядными внешними данными. Красота имеет значение, но далеко не так часто, как харизма и обаяние, превращающие хорошего актёра в лучшего.
Коммуникабельность
Актёрство – это непрерывный процесс общения. Это внутренний диалог с целью понять роль, профессиональная коммуникация с коллегами и отточенный навык вербального и невербального обращения к зрителю. Такова суть театрального искусства и ремесла актёра.
Развить коммуникативные навыки несложно, достаточно взять на вооружение три несложных закона общения:
Соблюдать эти законы вполне просто. Для этого достаточно лишь помнить о них и стараться всегда следить за своими проявлениями.
Умение справляться со страхом
Фобия публичного выступления является одной из самых распространенных среди жителей США. Да и большинство из нас, наверное, испытывали чувство волнения, сталкиваясь с необходимостью выступать перед численной аудиторией (а иногда и перед парой человек). Актёрам ещё сложнее, ведь их выступление нельзя разбавить неформальными приёмами, к тому же, они связаны не только с произнесением речи. Поэтому хороший артист должен уметь справляться с волнением перед зрителем и сценой. Это качество нужно развивать в себе, тренируя не только профессиональные навыки, но и уверенность, сосредоточенность, стрессоустойчивость.
Психическая уравновешенность
Трудолюбие и работоспособность
Съёмки и репетиции занимают очень много времени в жизни актёра и ему нужно быть готовым проводить значительно больше стандартного 8-часового рабочего дня на площадке, порой жертвуя отдыхом и личными интересами. Здесь не обойтись без терпеливости, выносливости и устойчивости в плане больших нагрузок.
Знание теорий, жанров и приёмов театрального искусства
Вряд ли вы бы доверили ремонтировать сантехнику человеку, который не понимает разницы между разводным и гаечным ключом. Аналогичная ситуация и с ремеслом актёра. Непосредственно на способность сыграть роль это влияет не критично, но стать профессионалом без багажа специальных знаний невозможно. И первый шаг для всех, кто хочет овладеть искусством перевоплощения – знакомство с видами и жанрами театрального искусства.
Музыкальные и хореографические навыки
Музыка развивает слух – учит слушать, улавливать темп и ритм, что необходимо для развития навыков сценической речи и не только. Не обойтись актёру и без хореографии, которая помогает развить пластику, добиться естественности, преодолеть скованность в движениях.
Вкус, эстетика, чувство гармонии
Драматург А. Н. Островский от своих актёров требовал развитого эстетического вкуса, без которого невозможно понять ни суть театра, ни природу персонажей. Без него, без чувства гармонии сам актёр не может понять красоту, максимально передать то, что требует образ и характер постановки. Эстетические способности угадываются в каждом аспекте техники – речи, движениях, эмоциональной наполненности игры.
Стремление совершенствоваться
Свои качества и навыки актёр должен развивать постоянно, прогрессировать от роли к роли, оставляя лучшее и избавляясь от ненужного. Дело здесь не только в конкурентной среде, где идёт постоянная борьба за главные роли и успех, но и в желании реализоваться, которое обязательно должно быть. Опыт обогащает эмоциональный багаж, а каждая роль – шаг выше в плане профессионального развития.
Честолюбие, стремление к успеху и славе, целеустремленность
Честолюбие – социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия направленные на достижение целей, самореализацию. По сути – это устойчивый положительный мотив, заставляющий человека двигаться к своей мечте. Без любви к занятию, без осознания его значимости для себя и других, без желания делать то, что делаешь хорошо и постоянно прогрессировать, любая работа превращается в мучение, даже такая интересная как актёр.
Другие качества
Здесь речь пойдёт не совсем о качествах, а, скорее, о направленности развития личности для того, чтобы стать хорошим актёром:
Знания психологии. Психологи врачуют душу. Очевидно, что для этого нужно что-нибудь о ней знать. Некоторые из этих знаний необходимы и тем, кто мечтает стать хорошим актёром. Понимание природы чувств, движимых человеком желаний, осознание мотивов поступков и характера людских пороков может помочь артисту «вжиться» в роль, пригодится для формирования представления об образе. Перевоплощение – процесс психологический, ведь как можно сыграть другого человека, не поняв его? Подробнее о психологии читайте в отдельном тренинге.
На этом пора подвести итог уроку. Думаем, что рассмотренной информации вполне достаточно, чтобы понять, над чем стоит работать.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Теперь переходим к вопросу управления эмоциями.