Что значит парадоксальный человек

Психологическая характеристика парадоксального типа личности

Суть данного феномена заключается в том, что когда один и тот же человек, одновременно придерживается взаимоисключающих социальных ориентаций, одновременно исповедует противоположные и противоречащие друг другу установки, то есть значительное число людей могут совмещать взаимоисключающие взгляды и утверждения. Имеет ли это явление локальный характер, или оно порождено более глубокими причинами, чем это может показаться на первый взгляд?

На наш взгляд, существует определенная интегральная стержневая характеристика личности или особый набор характеристик, проявляющаяся на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях, позволяющая устранять противоречия личности.

Цель наших исследований состоит в том, чтобы выявить тот набор личностных характеристик, позволяющий урегулировать, «примерить» конфликтующие взгляды человека, внутреннюю противоречивость личности, и, возможно выделить доминирующую из них.

В этом направлении было немало сделано ярославской психологической школой. Под руководством Ериной С.И. были проведены исследования, которые четко показали наличие ряда стержневых характеристик личности, позволяющих урегулировать конфликтные ситуации, избавиться от внутренних противоречий.

Парадоксальную личность характеризует, прежде всего, творческое мышление, способность определять возможности эффективного решения, просматривать альтернативы разрешения проблемной ситуации и прогнозировать их благоприятный исход. Для нее характерна широта мысли, способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей, глубина мышления, выражающаяся в умении проникать в сущность сложных вопросов. Самостоятельность мышления, характеризующаяся умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли, то есть ее свобода от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, умении быстро менять действия при изменении обстановки и разрешать проблемные ситуации с оптимальным выходом из нее.

Источник

ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Сегодня многие идеологические построения не столько теоретичны, сколько мифологичны. Мифы о сакральности государственной власти, вождизме, избранности России и им подобные широко распространены. В книге очерчен ряд сфер проявления парадоксальности. Это прежде всего стереотипы, упрощающие действительность. Именно стереотипы мышления порождают такие парадоксы как: эффект ореола, наделение мудростью и значимостью любых властных персонажей, эффект «неприкаянности и отторжения», принижения самих себя, эффекты группового эгоизма, маниловщины, возникновения перевертышей и т.д. Сама эта типологизация впечатляюща; она помогает рельефнее видеть наличное состояние сознания.

Глубоко парадоксальна историческая память. Очерняются персонажи советской истории и идеализируются деятели царского времени и Белого движения. Идет гиперболизация отдельных моментов истории. Многое происходит по известной формуле «я сжег то, чему поклонялся, поклонился тому, что сжигал». Однако налицо элегические воспоминания о советской жизни, отвержение бесцеремонных попыток все охаять и зачеркнуть. Волна этнонационализма, взметнувшаяся на всем пространстве былого СССР, породила парадоксы национального «Я». Поиск этнокультурной идентичности выявил свою парадоксальность. Ж. Тощенко называет такие парадоксы этнического взаимодействия, как «аккультурация, этноцид, раздвоенность сознания и поведения», «сохранить свое, и не оторваться от ценностей другого». Возникли и пышно расцвели этнокультурные мифы: кто древнее, кто чем владел и т.п.

Насквозь парадоксально правовое сознание. Все на словах вроде бы за Конституцию, за диктатуру закона. Однако чудовищно разрослись такие силы, как «воровской бизнес», «кровавый криминал», «коррумпированное чиновничество». О законности толкуют все, кому не лень, но она попирается на каждом шагу. Да и действующие законы, начиная от Конституции до тысяч подзаконных актов, ставятся под сомнение многими экспертами, исследователями и политиками. Их легитимность сомнительна. Как отмечает автор, российское общество стремительно движется к «колумбийской модели» государства с ее классической криминально-государственной структурой.

Разительны парадоксы религиозного сознания. После многих лет доминирующего атеизма началась гальванизация религии. Но так называемый религиозный Ренессанс породил многие коллизии. Напор клерикализации, заигрывание властей с религией наталкивается на то обстоятельство, что реальный, а не вербальный уровень религиозности, изменяется мало. Сами духовные пастыри признают, что в их приходах «захожан» гораздо больше, чем прихожан. Православие воспринимается многими скорее как культурно-историческое явление, чем как собственно религиозное. Размыты грани между верующими всерьез и теми, кто считает себя верующими. Кризисные явления в самих мировых религиях (христианство, ислам, буддизм и т.д.) преломляются в нашей наличной действительности. Резко возрос интерес к нетрадиционным, конфронтационным религиозным течениям и сектам. Налицо подчас формальная декларация религиозности, проявляющаяся в фигурах «подсвечников», т.е. тех политиков и бизнесменов, которые в храмах свечи держат как стаканы. Возникла индивидуализация верований, религия собственного разрешения, приспособления тех или иных догматов к своему личному мироощущению.

В книге панорамно представлены основные формы парадоксов: элитарность, клановость, кастовость. Именно такого рода характеристики сейчас широко используются для обозначения тех, кто правит нами. Автор полагает, что лица, причастные к власти или капиталу, вряд ли могут быть охарактеризованы именно как «элита». Конечно, политические и экономические лидеры склонны истолковывать себя не как клан или касту, а как элиту. Им представляется, что они есть вроде как бы «пенки», «сливки» и прочая сметана. Это и делает ситуацию парадоксальной. В книге показана противоречивая и явно парадоксальная судьба центризма в современной России. Видимо, прав автор, утверждая, что центризма у нас не было и нет, а если его и поминают, то это чисто виртуальное видение. Парадоксальность ситуации состоит в том, что к центризму в России пытаются примкнуть практически все политические силы. Но ни одна из них по сути и содержанию не является центристской.

Источник

Что значит парадоксальный человекltraditionalist

VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК

ВЕРТОГРАД, СИРЕЧЬ: ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

Парадоксальное поведение человека.

Человек, в отличие от животного, поступает непредсказуемым, парадоксальным образом. Не всегда и не ежедневно, но, по крайней мере, иногда. У человека, в принципе, тоже имеются все животные инстинкты, однако он может поступить вопреки этим инстинктам. Голодный волк вряд ли пожалеет зайчика, а человек может пожалеть.

Есть, конечно, и негативный аспект парадоксального поведения. Человек, в отличие от животных, может лгать, «кривить душой», «извиваться как уж на сковородке». Мы за то и любим собак, что они никогда не врут нам. А люди «брешут как собаки». Лживые поступки человека называются предательством. Муж говорит жене «я тебя люблю», а сам ходит «налево». У животных такого не бывает.

Получается так, что есть парадоксальное поведение со знаком «плюс», и есть парадоксальное поведение со знаком «минус». Крайняя степень парадоксального поведения со знаком «плюс» называется святостью, или героизмом. Крайняя степень парадоксального поведения со знаком «минус» называется грехом, или предательством.

Что значит парадоксальный человек

Значит, человек может не только подниматься «выше» животных, но и опускаться «ниже» животных.

Что значит парадоксальный человек

Очевидно, эта способность отрицательного «роста» появилась у человека одновременно со способностью положительного «роста». Поэтому человек как бы «осциллирует» всю жизнь между двумя противоположными «полюсами». Только у одних людей эта «осцилляция» едва приметна, а у других «зашкаливает». Наверно, именно потому Иисус Христос и выбрал Иуду в ученики. Да, он «опустился» очень низко, но ведь мог и подняться очень высоко! То, что он наложил на себя руки, удавился, как раз и свидетельствует о его искреннем раскаянии.

Источник

Значение слова «парадоксальный»

Что значит парадоксальный человек

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мнение. Высказать что-н. в парадоксальной форме.

|| перен. Невероятный, небывалый. Парадоксальное явление. П. случай.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

парадокса́льный

1. являющийся парадоксом, содержащий в себе парадокс ◆ Парадоксально, но при всей внешней монументальности Касьянов ― политик гибкий и маневренный. Алексей Макаркин, «Премьер без срока годности», 2003 г. // «Совершенно секретно» (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит парадоксальный человекПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова томагавк (существительное):

Источник

Парадоксальность Парадоксальный

Дорога к истине вымощена парадоксами.

Сегодняшние парадоксы — это завтрашние предрассудки

Парадокс — это просто истина, ставшая на голову для привлечения внимания.

Парадоксальность как качество личности – склонность мыслить, рассуждать и действовать вопреки здравому смыслу, неожиданно, непривычно, резко расходясь с общепринятыми мнениями, положениями, понятиями, традициями.

— Папа, что такое парадокс? — Ну, это просто, сынок: например, часы могут идти, когда лежат, и стоять, когда висят.

Парадокс: — Тех людей, которые нам не нравятся, мы посылаем в баню, а тех кто нравится — зовем в сауну.

Парадокс: в школе учителя требуют знаний от учеников по всем предметам, а сами знают только один.

Заходит мужик в кабак и просит 5 рюмок водки. Выпивает. Просит 4 принести. Опять выпивает. Теперь 3 заказывает. И снова выпивает. Потом (после заказа двух рюмок) задумчиво обхватывает голову и думает: » Вот, парадокс! Чем меньше пью, тем больше пьянею».

Человек с проявленной парадоксальностью вполне нормален в умственном, психическом и физическом смысле. Просто его ум и разум имеют некоторые отличные от остальных характеристики: повышенная пытливость, гибкость, маневренность, остроумие, склонность подвергать всё сомнению. Лев Толстой в романе «Воскресение» пишет: «Мысль, представлявшаяся ему сначала как странность, как парадокс, даже как шутка, все чаще и чаще находя себе подтверждение в жизни, вдруг предстала ему как самая простая, несомненная истина».

Согласно этимологическому словарю Крылова парадокс «заимствование из французского, где paradoxe восходит к греческому paradoxos, состоящему из двух основ para – «против», doxos – «слава». Буквальное значение «против того, что принято, устоялось»».

В Литературной энциклопедии парадокс (греч. paradoxos — «противоречащий обычному мнению») — выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, а, наоборот, ей противоречит, давая неожиданное и необычное ее истолкование (напр. «Быть естественным — поза», «Я поверю, чему угодно, лишь бы оно было совсем невероятным» — О. Уайльд). Для паражокса. характерны краткость и законченность, приближающие его к афоризму, подчеркнутая заостренность формулировки, приближающая его к игре слов, каламбуру и т. п., и, наконец, необычность содержания, противоречащая общепринятой трактовке данной проблемы, которая затрагивается парадоксом. Отсюда понятие парадоксальности приближается к понятию оригинальности, смелости суждений».

Энциклопедист Денни Дидро писал: «Что есть парадокс, как не истина, идущая вразрез с предубеждениями толпы и непонятная основной массе людей, которым обыденность застит глаза? То, что для нас сегодня парадокс, для потомства будет очевидностью».

Кто ищет истину, держись
у парадокса на краю;
вот женщины: дают нам жизнь,
а после жить нам не дают.

Парадоксальность – это когда рассуждения человека не вкладываются ни в какие рамки логики, не вписываются ни в какие логические построения, верования и догмы. Парадоксальный человек тот, кому немного открылась Абсолютная Истина, захватила его в свои объятия, и он, осознав ограниченные возможности человеческого мозга, начинает мыслить шире, подымаясь над устоявшимися мнениями.

То есть человек увидел то, что пока не объяснимо. Это как с парадоксом днём рождений. Он звучит так: В любой группе, более 22 человек, с вероятностью, превышающей 50% у двух или более человек, дни рождения совпадают. Это только начало. В группе, где 55 человек — вероятность этого 99%. В группе, где людей набирается больше 68 — вероятность 99,9%. Естественно сформированная группа. Не то, что мы всех взяли по алфавиту и посчитали, нет, естественно сформировавшаяся группа. Например, на работе — естественно сформировавшаяся группа. Вагон метро — естественно сформировавшаяся группа. Никто не может ничего объяснить. Но мы знаем, люди сходятся по своей карме.

Человеку с проявленной парадоксальностью истина устраивает небольшой стриптиз. Обычно ученые изучают объективные законы и игнорируют парадоксы. Гармония достигается, когда они изучаются вместе. Нужно дать нашему сознанию возможность продумать такую мысль: на свете есть нечто такое, что зависит не только от законов, а и от того, кто их устанавливал. Кто-то же создавал объективные законы? Например, закон спроса и предложения, закон стоимости, закон прибавочной стоимости, закон возвышения потребностей.

Человек, у которого парадоксальность стала проявленным качеством личности, в груде бессистемных фактов улавливает признаки Абсолютной Истины, то есть встречается с парадоксами – интересными, странными, непривычными явлениями. Выловив в обычных реалиях жемчужину парадоксов, человек уже не может спокойно жить в этом мире. Он уже прикоснулся к нелогичному, к тому, что не подвластно человеческому мозгу. Теперь он чужой среди своих, партизан науки. Теперь у парадоксального человека появляется гигантская возможность сделать качественный скачок в личностном развитии.

Знаменитый учёный Нильс Бор в контексте этой мысли сказал: «Как здорово, что мы столкнулись с парадоксом. Теперь появилась надежда на развитие». Ему вторит Генрих Зузо: «Пока человек не научится понимать две противоположности, то есть единство двух взаимоисключающих вещей, говорить с ним о подобных вещах воистину нелегко. Ведь пока он не поймет этого, он не сделает и шагу по тропе жизни».

Для меня образцом парадоксальности всегда был Оскар Уайльд. Вот несколько его парадоксальных афоризмов:

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

Женщина не думает ни о чем или думает о чем-нибудь другом.

Женщина никогда не должна быть слишком точной в определении своего возраста. Это отзывает педантством.

Женщине всегда можно довериться, потому что она не помнит ничего важного.

Женщины находятся в гораздо более выгодном положении, чем мужчины: для них существует больше запретов.

Жизнь — всего лишь дурная четверть часа, состоящая из чудесных секунд.

Жизнь — слишком важная вещь, чтобы говорить о ней серьезно.

Знаете ли вы, как велико женское любопытство? Оно почти не уступает мужскому.

Ложь — это правда других людей.

Любить всех — значит не любить никого.

Любовь к себе — это начало романа, который длится всю жизнь.

Мои дурные качества просто чудовищны. Когда я ночью вспоминаю о них, я сейчас же опять засыпаю.

Мужчина всегда хочет быть первой любовью женщины. Женщины более чутки в таких вопросах. Им хотелось бы стать последней любовью мужчины.

Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И те и другие разочаровываются.

Мысль, которую нельзя назвать опасной, вообще не заслуживает названия мысли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *