Что значит пафосный человек
Что такое пафос и что значит пафосный
А вот в литературе и искусстве пафосом называют эмоциональный смысл произведения, его основной посыл. Например: «Пафос шекспировой драмы «Ромео и Джульетта» составляет идея любви» (В.Г. Белинский).
Синонимы к словам «пафос» и «пафосный»
Примеры из литературы
У иного, например, всю страсть, весь пафос его натуры составляет холодная злость, и он только тогда и бывает умен, талантлив и даже здоров, когда кусается.
В.Г. Белинский. «Ответ «Москвитянину»» (1847)
Опять настает эпоха обрядов, пиров, наконец свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни.
И.А. Гончаров. «Обломов» (1859)
Марья Константиновна была добрая, восторженная и деликатная особа, говорившая протяжно и с пафосом.
А.П. Чехов. «Дуэль» (1891)
Пафос социального равенства всегда подавлял у нас пафос свободы личности.
Н.А. Бердяев. «Демократия и личность» (1915)
И, прислонившись спиной к витрине, Мотылек принялся с пафосом декламировать какую-то элегическую балладу.
А.Т. Аверченко. «Шутка мецената» (1923)
В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов.
И.В. Сталин. Доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) (1933)
Собралось тысячи полторы народу. Звучала патетическая музыка. Ораторы произносили речи.
Сергей Довлатов. «Чемодан» (1986)
― И тут мне приснилась мать! ― патетически воскликнул он. ― Если бы вы знали, какой у нее был ужасный характер ― но это к делу не относится.
Людмила Улицкая. «Медея и ее дети» (1996)
Место Колосенцеву не нравилось, уж больно пафосное, и цены чудовищные, так что даже чашку чаю он там себе позволить не сможет.
Александра Маринина. «Последний рассвет» (2013)
Сейчас человека окружает много чрезмерности, неуместности и пафоса. Поэтому вполне закономерно возникают вопросы: «А пафосный человек – это кто? И как его отличить от непафосного?» Именно этому посвящена наша статья.
Пафос в спорте. Златан Ибрагимович и Лео Месси
Публичные профессии располагают к некоторой переоценке своей работы. В силу этого на их примере проще всего показать, что есть пафос как таковой. Вообще, пафос – это возвышенность и торжественность. Как известно, определенная подача себя или материала бывает уместной или нет. Так вот, пафосный человек – это тот, кто говорит торжественно о себе или о своей деятельности тогда, когда это неуместно. К примеру, возьмем футбол: противостояние З. Ибрагимовича и Лионеля Месси. Оба богаты, знамениты и хорошие спортсмены. Правда, Месси в разы талантливее Златана, но первый – это выражение антипафоса, а второй – пафоса, почему?
Богатство и власть действуют на людей непредсказуемо и совершенно по-разному
Что такое вообще деньги в современном мире? Это ведь не только источник различных благ, это еще и показатель важности и нужности человека, востребованности его профессии. Конечно, у нас сейчас во многом «время гладиаторов» (речь прежде всего о футболистах). Да, они много зарабатывают, с этим трудно спорить, тем более что есть факты. Но подумайте, как они живут: их покупают и продают, как «живой товар». Один футбольный агент шутит: «Я торгую людьми». И это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Человек как товар
Рыночная психология превращает каждого человека в «живой товар». Конечно, можно сказать, что мы продаем на рынке труда свои умения, но это правда только наполовину, а может быть, и на треть. Если бы нас, людей, как специалистов оценивали машины по тому результату труда, который мы можем предоставить, то утверждение об умениях было бы справедливо.
Пафос в киноиндустрии
Если футболистом быть стало выгодно совсем недавно (по крайней мере, в России), то актеры уже давненько в почете. Правда, профессия эта долгое время считалась несерьезной. Но все изменили деньги. Вместе с ними в киноиндустрию хлынул и пафос. Мы не останавливались специально на этом, но кажется, что и так ясно значение слова «пафосный человек». Такой представитель рода человеческого считает, что Бог и люди следят пристально исключительно за ним. Поэтому каждый взгляд, каждый жест и вообще любое действие он делает с некоторой торжественностью, как правило, неуместной.
Сергей Безруков, и Марлон Брандо, и Энтони Хопкинс
Подзаголовок уже говорит кое-что осведомленным читателям, а именно: кто к какому лагерю относится. Сергей Безруков – это воплощенный пафос. Он неплохой актер, но явно не Аль Пачино или Роберт де Ниро. Другими словами, есть и покруче звезды на мировом кинонебосклоне. Но Сергей Витальевич ведет себя так, как будто он сам Марлон Брандо русского масштаба. Конечно, кино и игра актеров – это не точная наука, и тут сложно обосновать свое мнение, опираясь на факты (кинокритики смогли бы). За С. Безрукова говорит и то, что он жутко востребован и еще в 2008 успел получить «Народного артиста», и вообще, у него все получается.
Но все-таки, если позволить себе провести некоторую параллель, С. Безрукова страна узнала по эпичной роли Саши Белого. Это, конечно, некий герой 90-х, даже, можно сказать, их архетип. Как персонаж Саша довольно несимпатичный, зато реалистичный.
Дон Вито Карлеоне другой. У него (в исполнении Марлона Брандо) есть некоторый шик, и сквозь этот образ просвечивается определенный аристократизм духа, несмотря на бандитскую оболочку.
Но не будем всех собак вешать на Сергея Витальевича. Воду на мельницу его самооценки льют и режиссеры, которые видят его в роли Есенина, Пушкина, Иешуа. Возможно, здесь сказываются какие-то факторы не кинематографического свойства, например, социальный престиж. Или таким образом режиссеры привлекают зрителя. Общей же массе С. Безруков нравится, даже несмотря на его высокомерие. Это к вопросу о том, как понять – пафосный человек или нет.
Правда, справедливости ради надо сказать, что если посмотреть его интервью с В.В. Познером, то вы увидите человека совершенно обычного, без особенных интеллектуальных изысков, короче говоря, не В.В. Набоков. Русский классик был весьма высокомерен, но также и хорошо образован.
Об Э. Хопкинсе нет смысла говорить много. Но стоит привести лишь два факта:
Надеемся, у читателя не осталось вопросов относительно того, что значит пафосный человек. Он всегда на виду, полностью наружу, если так можно сказать.
Пафос: что это такое простыми словами с примерами
Когда мы слышим слово «пафос», в голове возникает образ певца, упоённого любовью к собственному голосу, или великосветской инстаграм-красавицы с надменным взглядом.
Что объединяет две непохожие друг на друга картинки?
Определение
Слово «пафос» происходит от греческого «πάθος» («воодушевление, страсть, страдание»).
Пафос – это внутренний импульс высказывания или действия, идея или настроение, катализирующие жизненно важные процессы. В ежедневном обиходе у слова «пафос» есть два оттенка значения: нейтральный и негативный. Обычно пафосом называют состояние эмоционального подъёма. Но бывает и лишний пафос, когда люди размахивают руками и закатывают глаза. Такая мнимая выразительность воспринимается как манерность, притворство.
Каких людей называют пафосными
Людей, склонных к демонстративному поведению, смешанному с высокомерием и агрессией, называют пафосными.
Определить их можно с помощью:
Однако бытовое поведение имеет мало общего с пафосом как явлением искусства.
Из истории термина
Первым о пафосе как научном термине заговорил Аристотель в «Риторике». Античный учёный предлагал использовать пафос в качестве сценического приёма. Во время исполнения трагедии актёр, сохраняя внутреннее хладнокровие, голосом, жестами и мимикой должен был изобразить высшую степень напряжения.
Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в неё необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.
Например, для того, чтобы понять пафос поэмы «Илиада», необходимо перенестись воображением в крито-микенскую эпоху, понять законы, обычаи, обряды древней Трои, изучить историю античности, познакомиться с её мифологией и культурой.
Что такое пафос в литературе
В литературе пафосом называют эмоциональный посыл, который автор вкладывает в произведение. В лирике настроение рассказчика выражается прямо, в драме – с помощью ремарок, в эпических произведениях – через авторский текст, философские или лирические отступления. Об отношении автора к изображаемым явлениям рассказывают художественные детали (время, пространство, речь и облик героев, их имена).
При анализе текста важно не смешивать понятия «цель» и «пафос».
Запомните:
К примеру, цель поэмы «Мёртвые души» – «показать, хоть бы и с одного боку, всю Русь» (так формулировал свои задачи сам Гоголь). А вот пафос произведения можно назвать и сатирическим, и профетическим (то есть пророческим).
Писатель во всех подробностях изображает русских помещиков, тщательно детализирует человеческие пороки, не утаивая даже самой малой малости, как будто приносит покаяние за весь народ. Вместе с тем он надеется, что «мёртвая» Россия уступит место Руси «живой», видит русское пространство духовной родиной грядущего человечества. Можно сказать, что разрыв между настоящим и будущим составляет конфликт произведения, и мы не почувствовали бы его остроту, если бы пафос поэмы не был выражен достаточно ясно.
Как пафос отражается в языке
Обнаружить пафос повествования помогают средства языка:
Виды пафоса
Теперь прочувствуем пафосность момента на конкретных примерах. Назовём некоторые виды пафоса:
Сентиментальный. Автор занимается воспитанием чувств читателя, желая вызвать сострадание, слёзы и не жалея при этом душещипательных сцен. (Кармазин «Бедная Лиза»).
Романтический. Герой горд своей принадлежностью к миру идей и сознательно разрывает связи с пошлой действительностью. Он подчёркнуто и благородно одинок. (Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», Лермонтов «Герой нашего времени»).
Драматический. Сюжет построен на «острых углах», все напряжены до предела. Один из героев приносит себя в жертву, но катастрофа всё равно неизбежна. (Достоевский, семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»).
Трагический. Конфликт, лежащий в основе сюжета, неразрешим. Выбирая между долгом и чувством, родиной или чужбиной, любовью и ненавистью, герой погибает нравственно или физически (Шекспир «Ромео и Джульетта», Островский «Бесприданница», Толстой «Анна Каренина»).
Героический. Цель героя – спасти мир. В него как бы «встроена» программа защиты слабых и угнетённых, стремление «примирить всех со всеми». При этом спасение может быть как физическим, так и духовным. (Геракл, Илья Муромец, Робин Гуд, Алёша Карамазов).
Сатирический. Очистительный смех сквозь горькие злые слёзы должен принести облегчение обществу. Как не знающий жалости доктор, автор вскрывает тайные язвы жизни. (Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»).
Гуманистический. Несмотря на испытания и трудности, герой верит в торжество добра. Он высоко несёт свет своего сердца, даже когда понимает, что одинок в служении истине. (Тургенев «Накануне», Горький «Данко»).
Как правило, в художественном произведении присутствует сразу несколько видов пафоса.
Как избежать излишнего пафоса во время выступлений
Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:
Надеемся, теперь вам понятно, что пафос – это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придаёт речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.
Что такое пафос и что значит быть пафосным?
Сегодня мы с вами разберемся с термином Пафос! Что это такое пафос и зачем быть пафосным? Все дело в том что это очень продуктивная техника убеждения окружающих в чем либо. Именно по этому люди изучают и используют данное понятие. С течением времени некоторые слова приобретают несколько значений, в зависимости от того, как они были произнесены.
Слишком эмоциональная и экспрессивная речь вызывает реакцию со стороны слушающих. В этом нет ничего плохого, чем раньше говорящий добьется этого эффекта тем будет лучше. Как показывает история лучшие лидеры использовали своё ораторское искусство для того, чтобы повести за собой большое количество человек. Однако куда они все шли? Пафос приемлем, если используется для совершений благих дел, однако если за речью стоял призыв к совершению плохих поступков, то таких манипуляций необходимо опасаться.
Слово пафос имеет греческие корни и дословно переводится как страдание, страсть.
Более обширная дефиниция этого слова — выражение эмоций и чувств с необычным драматизмом и, возможно, перевозбуждением, для того, чтобы вызвать моментальную реакцию у окружающих. В толковом словаре Ожегова пафос описывается как — энтузиазм, возвышенный, воодушевленный подъем.
В качестве живого примера пафоса можно выделить стандартный момент из американского кино, где священник в церкви выкрикивает различные фраза, а толпа прихожан отвечает на его фразы громкой и бодрой «аллилуя». Вся энергия, которой заряжаются люди в этой сцене, в конечном итоге помогает даже людям на инвалидных креслах подняться с ног и подпевать всем остальным.
Первые упоминания о пафосе у древнегреческих ученых были в работах Аристотеля. В своем труде он упомянул пафос, как ораторский прием, который позволяет выступающему вызвать определенные чувства у слушателей, тем самым поместив их на одну волну рассказа вместе с собой. При этом, несмотря на все старания оратора выплеснуть свои эмоции он остается предельно спокойным внутри.
Немецкий философ Гегель впервые применил этот термин не для трагической ситуации, а наоборот, в торжественном ключе. После этого, пафос обрел различные виды, которые начали использовать не только в ораторстве, но и в литературных произведениях, фильмах, музыке и других сферах, где важно взаимодействие с аудиторией.
Описание пафосного человека:
Если немного отойти от литературы, кино и других сфер жизни и сравнить значение «пафоса» в реальной жизни, то можно заметить, что под этим словом чаще всего подразумевается негативное описание человека. Пафосный человек обладает следующими чертами характера:
По описанию становится понятно, что в обычной жизни лучше не иметь дела с подобными людьми. Зачем вам общаться и взаимодействовать с тем, кто не считает вас за человека? Именно такие ощущения вызывает общение с пафосными людьми.
Как определять пафосных людей и что делать с ними?
Если подобные персонажи все-таки встретились вам на пути, очевидным решением будет максимальное ограничивание общения с ним. Пафосные люди не готовы что-либо менять в своем характере, поэтому если человек вам не понравился, то поменять его уже не получится. В то же время и доказать свою правоту ему не получится, вы только потеряете силы и время.
Пафос в литературе:
Пафос повсеместно используется в литературе авторами для того, чтобы придать определенный оттенок в свое произведение. Вызывая у вас эмоции, автор добивается поставленных целей.
Благодаря таким приемам, поэты, писатели и драматурги создают у читателя настроение, которое держится на протяжении всего произведения.
Прочитанная книга должна вызывать у вас эмоции так, чтобы после прочтения вы еще несколько часов, а может дней обсуждали происходящее с самим собой или окружающими.
Влияние пафоса на жизнь:
Чтобы довольно точно определить значение пафоса в жизни достаточно вспомнить, как часто вы принимаете решения находясь под давлением эмоций. В моменты радости вы можете быть предельно благородными и обещать множество услуг, ровно так же, как и разрывать контакты, находясь в плохом настроении.
Люди-манипуляторы прекрасно знают то, как поведут себя люди в определенных условиях и часто используют пафос для усиления эффекта. Будьте осторожны в принятии спонтанных решений и тщательно обдумывайте важные события, происходящие в вашей жизни.
Видео по теме:
Значение и истоки слова «пафос»
Значение слова «пафос» уходит корнями к греческим понятиям «эмоция», «чувство». Появился этот термин в риторике и связан с характеристикой излишне эмоционального и возбужденного стиля речи оратора.
Поскольку в греческом ораторском искусстве ценилось не только умение говорить красиво, но и способность быть убедительным и воодушевлять своей речью других людей, пафос в речи выступающего ценился очень высоко.
Основоположником понятия «пафос» был древнегреческий ученый и философ Аристотель. Он разработал всю систему греческой риторики и ввел множество новых понятий, дошедших до нашего времени и закрепившихся в науке.
После него значение этого слова менялось, постепенно отдаляясь от первоначального. Оно стало означать страдание, т.е. проявленные сверх нормы эмоции. Со временем семантика слова изменилась еще более значительно.
В современном обществе пафос воспринимается как качество, проявленное сверх меры, с напором, с выпячиванием себя, своих идей и их значимости. «Пафос» в современном русском языке является синонимом слов «лицемерный», «фальшивый».
Если вы слышите, как про кого-то люди говорят «пафосный человек», это может означать, что:
Что означает такое поведение, не сложно догадаться. И впечатление оно создает скорее отталкивающее.
Есть еще одно значение слова «пафос». В литературе при описании художественного произведения словами: «Пафос его романа сводится к тому, что…» — мы характеризуем основную идею, ту самую мысль, которая представляет наибольший интерес для автора, на которой он ставит акценты.
Хорошо ли быть пафосным
В современном понимании пафосный человек – тот, кто увлечен своим превосходством и навязывает его другим. Создание ложного представления о себе посредством пафосных, высоких слов и обещаний, связанных с ожиданиями слушателей, – излюбленный прием многих политиков. Они манипулируют аудиторией и поднимают свои рейтинги за счет высокопарных и лицемерных призывов.
Пафос мы можем наблюдать и в речах некоторых подчиненных в адрес начальства. Восторги и восхваления, уверения в преданности делают таких ораторов посмешищем, и пафосная речь обретает прямо противоположное значение.
Пафосный человек не будет задумываться о том, что слово «пафос» изначально имело значение оттенка, дополнения и использовался этот прием греческими и римскими ораторами как эмоциональный аргумент. При этом выступающий не обязательно должен был «кричать и топать ногами».
Истинное знание того, что такое пафос, помогало древним грекам превратить выступление оратора в искусство, возвышая не только самого оратора, но и созидающую роль слова в жизни человека и общества. Другое дело, если кто-то самоутверждается и демонстрирует свое превосходство за счет других.
А еще Пафос – это город, расположенный на острове Кипр. Древнегреческие мифы утверждают, что это место – родина богини Афродиты. Оно также связано с историей христианства, а во времена Римской империи в нем жил великий оратор Марк Тулий Цицерон. Автор: Руслана Капланова