Что значит ожп в фанфиках

Что такое фанфики и почему дети читают и пишут их

POV: ребёнок пишет фанфики. Что делать и как разобраться

Что значит ожп в фанфиках

Что значит ожп в фанфиках

Что значит ожп в фанфиках

Что такое фанфик

Слово фанфик произошло от кальки с английского fan fiction — «фанатская проза». По сути это выдуманная история про героев уже известного произведения: аниме, фильма, книги, сериала, игры. В основе некоторых фанфиков лежат оригинальные, нигде ранее не упоминавшиеся персонажи. Такие истории получили название «ориджинал»

Существуют также рассказы о реально существовавших или существующих людях. В сети можно встретить выдуманные истории про Леди Гагу, древнегреческих философов и даже Александра Пушкина.

Какие виды фанфиков существуют

Фанфики также делят по объёму: мини, миди, макси, драббл — короткий отрывок, описание сцены.

Любовные линии в фанфиках: как что называется

Многие фанатские истории фокусируются на любви между персонажами. Это называется пейринг — обозначение героев, которые участвуют в романтических отношениях, например Гарри и Гермиона. У некоторых классических пейрингов в рамках фандома появляются названия. Пару Драко Малфоя и Гарри Поттера традиционно называют Драрри.

Существуют истории, в которых романтика практически отсутствует, любовная линия не привлекает к себе слишком много внимания. Такие фанфики называются джен (general audience).

Что значит ожп в фанфиках

Ещё есть разделение на гет-фанфики — они фокусируются на любви персонажей разного пола, и слеш- и фемслеш-фанфики — они описывают однополые отношения.

Возрастные ограничения фанфиков

Фанфики и оригинал

Некоторые авторы фанфиков придерживаются канона — принципов оригинального произведения. Они дублируют характеры персонажей в своей истории, помещают героев в максимально вероятные для их вселенной события. Такие истории называются не-AU (не alternative universe, альтернативная вселенная).

Другие авторы вносят значительные изменения во внешность и поведение оригинальных персонажей. Они получили название AU (alternative universe) и OOC (out of character).

Где можно почитать фанфики

В России есть несколько крупных платформ для фанатских историй. Например, «Книга Фанфиков» (Ficbook) и Wattpad. Некоторые авторы создают для выдуманных историй собственные паблики или аккаунты в соцсетях.

Что делать, если ребёнок увлекается чем-то непонятным для родителя

Что значит ожп в фанфиках

Родителям свойственно беспокоиться за безопасность своих детей, это естественный природный механизм. Для начала узнайте больше о хобби ребёнка и оцените, насколько оно может объективно угрожать его жизни и здоровью.

Принятие увлечений ребёнка — это один из аспектов принятия его в целом.

Всё, к чему человек испытывает влечение, закрывает его определённую внутреннюю потребность. Писательство, например, можно считать одним из видов художественной психотерапии. Человек выплёскивает на бумагу множество своих чувств и переживаний. Так у него появляется больше шансов в них разобраться.

Подросткам особенно важна свобода самовыражения и личное пространство, поэтому лучшая тактика — дать пространство и возможность ребёнку выражать себя творческим способом.

Если у вас возникает мысль, что это хобби не принесёт пользы в будущем, и есть желание оградить ребёнка от этого, стоит задуматься: а всем ли вашим знакомым кажутся бесспорно привлекательными ваши собственные хобби? Будь то бильярд или разгадывание кроссвордов.

Что делать, если ребёнок пишет или читает фанфики и как с ним поговорить об этом

Искренность и уважение к увлечению ребёнка — лучший фон для подобного разговора. Можно начать беседу с вопросов вроде «В какой вселенной происходит действие? Кто главные герои, какие между ними отношения, чем они отличаются от канона?» И конечно же — «Почему тебе нравится писать об этом, какую идею ты хочешь донести?»

Спросите прямо, нужна ли помощь с публикациями. Например, материальная помощь для размещения материала в крупных пабликах, поиск информации, вычитка текста, обдумывание логичности сюжета. Делитесь с ребёнком своими эмоциями, если его работы вам искренне нравятся или вы видите прогресс в его писательских способностях.

Изображение на обложке: Lucas Sales / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Логово лисицы Лилиадны

Мэри Сью и Марти Стью против ОЖП и ОМП. Часть 1

Писала сперва для Фикбука, но пока суть да дело, решила: ну его нафиг – всё равно вечно недоступен. Да и там хватает такого счастья, так что выложу к себе, немножко разноображу записульки.

Вступление

Тему Мэри Сью/Марти Стью (МС) не задевал лишь ленивый. В итоге всё дошло до того, что началась подмена оригинальных женских (ОЖП) и мужских (ОМП) персонажей – многие люди перестали их различать, ведь все они набирают те или иные признаки МС.

Сам Фикбук предлагает нам такие определения:

ОМП – оригинальный мужской персонаж, появляющийся в мире канона (чаще всего как один из главных героев).

ОЖП – оригинальный женский персонаж, появляющийся в мире канона (чаще всего как один из главных героев).

ОМП и ОЖП далее обобщённо будем для краткости называть просто ОП.

Мэри Сью (Марти Стью) – оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть. Мэри Сью обычно легко вычислить, поскольку они все как одна сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Иногда идеальный образ Мэри Сью вкладывается также в образ какого-либо персонажа канона.

Википедия объясняет это так:

Мэри Сью (англ. Mary Sue) или Марти Стью (англ. Marty Stu, для героев мужского пола) – персонаж, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением. Считается, что автор произведения ассоциирует себя со своей «Мэри Сью» и воплощает в ней свои комплексы из реальной жизни. Создание таких персонажей считается плохим тоном. Появляются они чаще всего в фанфиках и в настольных ролевых играх.

Итак, давайте будем разбираться, обязательно ли оригинальные персонажи являются Мэри/Марти?

Во-первых, где используются данные предупреждения?

Так как в ориджиналах все персонажи являются оригинальными (придуманы авторами), то смысла использовать предупреждения ОЖП и ОМП нет (хоть некоторые это делают). Но наличие данного предупреждения в фанфе уже готовит читателей к тому, что появится новый персонаж, отсутствующий в оригинале.

Предупреждение Мэри Сью/Марти Стью может использоваться как в ориджиналах, так и фанфах. Более того, бывают случаи, что канонный персонаж сам становится обладателем этого статуса.

Во-вторых, какая роль отводится персонажам, попадающим под эти предупреждения?

Все мы знаем, что МС занимает значимую роль в произведении. Если Мэри или Марти не занимают главнейшую роль, то главную, ютясь на пьедестале почёта с другим персонажем (как правило, с которым состоит в романтических и/или сексуальных отношениях). Весь мир крутится вокруг МС и её/его партнёра. ОП может занимать абсолютно любую роль, от фонового персонажа, наступившего главному герою на ногу в толкучке, до значимой позиции, вплоть до главной, но, в отличии от МС, мир не крутится только вокруг ОП.

В-третьих, какой уровень проработки персонажей?

Мэри и Марти затмевают всех и вся вокруг, в итоге окружающий их мир становится картонно-шаблонным. Даже сами МС начинают смотреться нелепо абстрактным добром или злом. ОП – один персонаж из всех, он, как и его окружающие, имеет привычки, достоинства и недостатки, свои и семейные проблемы. Оригинальные персонажи не оторваны от мира и не стоят от него обособленно, даже если они особенные и выделяются на общем фоне.

Подведём маленький итог: приравнивать ОП к МС нельзя, хотя зачастую в фэндомах по неопытности автора или его позиции «смеха ради» вместо ОП мы видим ничем не скрываемую МС. Но не будем останавливаться на достигнутом и будем анализировать дальше, ведь в интернете существует так много признаков, которыми очень любят тыкать в авторов охотники на Сью:

Не будем вдаваться в подробности, кто первым начал выделять признаки МС, тем более история об этом умалчивает. Возможно лишь, что они появились вместе с самим понятием Мэри Сью. Если верить Википедии, то его родоначальником стала Паула Смит – автор фанфиков по «Звёздному пути», написавшая пародию на некоторых собратьев по перу. Её Мэри Сью (имя героини), являющаяся самой-самой, и дала имя всем.

Не обойдём стороной и попаданцев, среди которых очень часто находят Мэри и Марти.

А теперь перейдём к самим признакам, собранным с просторов интернета на игровых и писательских форумах, страничках и сообществах.

Используемая литература и источники:

1. Имя и фамилия персонажа

В большинстве случаев первым критерием в длинных списках читателей и матёрых авторов находятся имя и фамилия персонажей. Да оно и не удивительно, ведь зачастую знакомство мы начинаем именно с его имени. По нему мы можем уже о многом судить, например, о национальности и характере.

Выберем самые часто встречающие признаки МС:

1.1. Имя персонажа звучит/совпадает с именем, ником или прозвищем автора или имя персонажа – имя желаемое автором в собственных документах.
1.2. Имя состоит из двух имён (Анна-Лиза, Анастасия-Диана…), более чем из десяти букв, из трёх и более слов, в фамилии присутствует частица фон, де, и т.п. Или имя труднопроизносимое либо невыговариваемое.
1.3. Фамилия чрезвычайно редкая/непроизносимая/невероятно известная.

Игра слов и созвучий может коснуться не только имён, но и фамилий. С ними, оказывается, тоже не всё так просто, как на первый взгляд. Повторимся ещё раз в надежде, что это накрепко въестся в память и авторам, и читателям, что при выборе стоит учитывать:

1) страну, где происходят события;
2) эпоху, в которую происходят события;
3) статус персонажа в обществе.

Тут история немного отличается от имён, поэтому эти три пункта могут сыграть большую роль – фамилии появились не везде и не сразу. Всё даже ещё сложнее: они появлялись в разное время у разных слоёв общества. Изучение ономастикой происхождения фамилии позволяет сделать вывод о том, что первые фамилии на Руси появились лишь в XIV–XV веках, а в XVI веке был принят специальный закон, который предписывал иметь фамилию боярам и князьям, а также именитым купцам и дворянам. Заглянув в ту же Википедию, видим такое: “До конца XVIII — середины XIX века большинство населения центральной России фамилий не имело”. У крестьян фамилии появились лишь после отмены крепостного права.

Образование фамилий – тема интересная, но громоздкая. Поэтому рассмотрим лишь способы образования русских фамилий:

1) от отчества (Иванов, Артьемьев, Фёдоров);
2) от профессий (Кузнецов, Гончаров, Мельников);
3) от местности (Белозерский, Пермяков, Муромцев, Горский);
4) от названий приходов (Космодемьянский, Рождественский);
5) от тотемных животных (Козлов, Орлов, Волков);
6) от прозвищ (Долгорукий, Хмыров, Кривошеев)

Нередко крестьян просто записывали под фамилией их бывших господ.

Сайт Однофамильцы в статье «У них не так заведено! Особенности происхождения фамилий в разных странах!» рассказывает всем желающим, что у древних римлян ещё в VI веке до н.э. было принято называть человека только по его личному имени. Но уже к III веку до н.э. у римлян получает распространение обычай именования человека «с отчеством». Например, запись Marcus Marcifilius аналогична древнерусской записи Марк Марков сын. Появляется в римской традиции и обычай употребления так называемого cognomen (дополнительное имя). Первоначально когномен возник как обычное прозвище (Като – «хитрый», Лонгус– «длинный», Сулла – «рыжий» и др.), но именно он стал передаваться по наследству и развился в подобие современных фамилий. При записи полного именования римлянина могли указываться и другие его «паспортные» данные: чей внук, чей правнук, к какому роду принадлежит и т.д. Но столь «громоздкие» способы именования применялись лишь для представителей знатных родов. Упоминая граждан «попроще», не говоря уже о рабах, по-прежнему могли ограничиваться лишь одним личным именем. С возникновением христианской религии полные именования стали дополняться именами святых. А к V веку н.э. большинство людей в Риме стали именоваться лишь одним именем – христианским. Поэтому вновь потребовалось дополнительное именование, которым стало опять-таки привычное славянам отчество: оно могло образовываться из имени отца в родительном падеже (Паулюс Петри, т.е. Павел Петров) или при участии предлога de (Паулюс де Петро).

Возможно, что и Ф.И.О. мы получили тоже как наследство от Древнеримской империи.

Вернёмся к именным частицам (предлогам), которые очень любят многие люди, желающие выставить себя или своего героя в лучшем свете. Так вот, прежде, чем их использовать, стоит разобраться, что к чему и почему. Сайт ngebooks.com на страничке «Фон-Бароны» описывает забавные казусы с неправильным применением этих частиц:

“Дело доходило до совершенных курьёзов. Смелый негр, взбунтовавший рабов на сахарных плантациях одной из французских колоний, объявив себя их королём, пожелал иметь двор, состоящий из дворян. Однако у его новых подданных не было никаких поместий: ни замков, ни земель, — ничего, кроме данных им вчерашними хозяевами обычных католических имён. Это не смутило решительного монарха, и он повелел всем им принять фамилии, тут же созданные из этих личных имён, только снабжённых вожделенной приставкой «де». Так появились многочисленные «де Жаны», «де Поли» и «де Мишели» (То есть по-русски: «Господин из Ивана», «Господин из Павла или Михаила»), причём, как свидетельствуют специалисты, потомки некоторых из них и по сей день носят эти «дворянские» фамилии”.

Давайте разбираться, почему же так произошло, чтобы у нас тоже не появились случайно «Господа из Миши». Дело в том, что для французского языка частица «де» является признаком дворянства, хотя для грамматиков она ни что иное, как предлог, имеющий множество разных значений, и среди них такие: «из», «от». Однако изначально это был не столько признак дворянства, а сколько способ выразить, что такому-то крупному вассалу принадлежат замки, угодья и населённые земли. Так же не следует забывать, что данная частица является в разных формах: в виде «де ла», если название поместья женского рода; «дю», когда род – мужской, но подразумевается определённый артикль («дю Руа», пожалуй, будет правильнее перевести как «Королевский»); «д» – в случаях, где «имя владения» начинается с гласного звука, и т. п.

Аналогично происходит в Италии с частицами «делла», «дель», «ди» и пр. Там они чаще указывают на происхождение человека из той или иной местности, иногда на его ремесло: Лука делла Роббиа – сын красильщика; Андреа дель Сарто – сын портного; Кола ди Риенци – Николай из Риенци. Не далеко ушли и немцы со своей частицей «фон», которую стали воспринимать просто как принадлежность к высокому дворянскому роду и зачастую их присоединяли к исконному, родовому, совсем не дворянскому имени и никакое поместье тут было ни при чём.

Это не единственные частицы, но они упоминаются чаще. Однако, помимо частиц, сложности могут вызвать и двойные фамилии. Например, испаноязычные: María-Jose Carreño Quiñones может быть дочерью Antonio Carreño Rodríguez и María Quiñones Marqués, обращаться к ней следует Señorita Carreño, а не Señorita Quiñones. Бразильцы имеют схожие обычаи, и даже могут иметь три или четыре фамилии, опираясь на имена других предков, например José Eduardo Santos Tavares MeloSilva. Как правило, две испанские фамилии будут иметь такой порядок: отцовская + материнская, при выходе замуж вторая фамилия девушки с фамилии матери меняется на фамилию мужа. Именно первая фамилия передаётся по наследству: первой фамилией у ребёнка будет первая фамилия отца, а второй – первая фамилия дедушки со стороны матери. Португальские фамилии в Бразилии будут иметь такой порядок: материнская + отцовская. Тем не менее, этот порядок может измениться.

Далее следует учитывать порядок фамилии, имени и отчества. В разных странах он различается. Например, в США характерно использование сперва имени, затем фамилии. У нас в стране по документам, удостоверяющим личность, идёт порядок Ф.И.О., в других случаях обычно используется И.О.Ф. В Китае сперва идёт фамилия, затем имя поколения (общее для братьев и сестёр, но в наши дни есть уже не у всех) и только после личное имя. В Континентальном Китае те, кто имеют имя поколения, ожидают, что его будут использовать вместе с их собственным именем (например, Мао Цзе Дун ожидает, что обращаться к нему будут «Цзе Дун»). Другие культуры, такие, как Япония, Корея и Венгрия, также размещают имена таким образом: фамилия, а затем имя (имена).

При обращении к людям стоит опять же помнить эпоху, особенно касается тех, кто использует местные обращения. Стоит знать, к кому как дозволено обращаться. Например, какая разница между мисс, миссис, миз( Ms.), мадам и мэм. Если используем русские варианты (сударыня, госпожа) тут чуток проще. Однако тут имеется спорный вопрос о том, как писать в случае той же Японии. Многие используют англоязычные обращения, хотя разумнее будет использовать либо родные (т.е. японские суффиксы), либо переводить целиком на русский (опять же возвращаемся к сударям, господинам и товарищам в зависимости от эпохи и контекста). На мой взгляд, очень несерьёзно, когда события происходят в той же Японии, Корее, Китае или где-то в лесах Амазонки, а используются английские обращения. Ведь за Германией, Францией, Испанией мы сохраняем местные обращения, давайте будем и к другим странам так же? Если боитесь, что не поймут, всегда есть возможность сделать сноску (примечание).

В завершение ко всему этому: а что, собственно, такого в том, что даёшь любимому персонажу любимое имя? Главное, чтобы оно гармонично вписалось, даже если растягивается в три–пять строчек.

Персонаж ругается, когда неправильно произносят его имя? Признайтесь, мало кому нравится, когда коверкают его имя или фамилию. Пытается приучить всех называть себя определённым образом? Пусть пытается – среди нас много людей, которым не нравится то или иное обращение к себе. Это не Мэри, а проблески характера героя.

Почему нельзя дать известную фамилию? Во-первых, известная фамилия в наше время (и/или в нашем мире) может быть бесполезной в то время (и/или в другом/нашем мире). Во-вторых, персонаж может использовать её для своих целей или же могут использовать именитого персонажа. Да и ещё вопрос: счастлив ли сам персонаж, что унаследовал такое громкое семейное имя?

Обобщим и сделаем вывод. Имя и фамилия персонажа могут быть какими угодно: от настоящего имени автора до желаемого, от одного слова до длиннющего набора в несколько строк. Если они не соответствуют окружающему миру, то этому должна быть причина. Не имя делает персонажа МС, а автор может сделать таковым персонажа.

Источник

ФанФик

Материалы

ОЖП и ОМП: что, зачем и как?

Всем здравствуйте! На связи Софьюшка с очередной статьёй на достаточно актуальную и часто вызывающую вопросы тему.

Думаю, у каждого фикрайтера хотя бы раз наступал в жизни момент, когда каноничных персонажей для формирования сюжета не хватало. Возможно, дело было в том, что для передачи новой идеи требовались герои, аналогичных которым в произведении-первоисточнике не нашлось, а возможно, в том, что хотелось приставить к любимому персонажу пару за отсутствием или же полным неприятием каноничного варианта. Не столь важна мотивация, сколь факт: требовался новый персонаж в количестве одна (или более) штука. Вот так создашь – и в ужасе крутишь головой по сторонам: не слишком ли персонаж получился сильным, не выделяется ли, и вообще, много где говорят, будто бы ОЖП с ОМП – дурной тон, да и пишут их только ЙА с больной фантазией…

Что сказать про такие выкрики? Не так чтоб они были совсем беспочвенны, но это, господа и дамы, стереотип. Такой же, как то, что все женщины любят ходить по магазинам, а сисадмин бородат, неопрятен, рассекает в свитере с оленями и с котом на плече.

Пойдём по прямой дороге, начиная, как водится, с начала. Какого рода персонажи попадают под ОЖП и ОМП?

Как уже упоминалось чуть ранее, сложился стереотип, что «ОЖП» или «ОМП» в шапке всенепременно символизирует пейринг каноничного персонажа и неведомой авторской кракозябры. Одними произведение уже на этой стадии записывается в неликвид, другие же бросаются читать в надежде на красивую романтику и сочные постельные сцены.

И очень часто, как водится, обламываются.

Почему? Потому что ОМП и ОЖП могут являться:

1) Фоновыми НПС (для незнающих – это обозначение «неигровых персонажей» в компьютерных играх, в переносе на литературу, в моём исполнении, – любые персонажи, не являющиеся фокальными), играющими большую роль в сюжете. Главными героями всё ещё остаются канонические, однако преуменьшить значимость НПС тоже сложно.

2) Злодеями, так как каноническим героям нужно с кем-то бороться, а читать о невесть каком хитроподвывернутом возрождении старого врага не всегда интересно.

3) Главные герои, которые, тем не менее, полностью исключают присутствие каноничных и могут с ними даже не пересечься.

Конечно, ни тот, ни другой, ни даже третий случай не отменяют вероятность любовной линии. Фоновый НПС может по каким-то причинам привлечь внимание авторского «любимки»; злодей или злодейка может привлечь своей тёмной харизмой, предысторией, да хоть бы и желанием главного героя перетащить «зло» на светлую сторону (а «зло» может жаждать проделать обратную операцию); авторский герой может пересечься с героями первоисточника, полюбить кого-то из них, но дальше их пути разойдутся – чтобы потом снова сойтись или навсегда, чтоб во имя драмы.

Итак, в общем и целом, что же такое ОЖП или ОМП? Ответ, в общем-то, кроется в самой аббревиатуре. «ОП» – оригинальный персонаж. Я бы сказала – любой персонаж, не предусмотренный каноном и играющий какую-либо роль в сюжете. К чему последнее уточнение? К тому, что в противном случае пришлось бы вписывать это предупреждение к любому фанфику, где автор пытается описать вокруг героя живой мир, а не пустое пространство. Так или иначе, мелькнёт какая-нибудь фоновая официантка, прохожий, бандит на большой дороге, безымянный, но, тем не менее, авторский. Теперь собираем в кучу.

ОП – персонаж, порождённый исключительно воображением фикрайтера, никоим образом не фигурировавший в каноне, играющий заметную роль в сюжете фанфика. Персонаж, работающий исключительно на атмосферу и не имеющий сюжетной роли, в пометке «ОП» не нуждается.

Зачем же такого рода герои вводятся в сюжет? Об этом подробнее в следующем пункте.

Так как на примерах всегда рассматривать легче, попробуем на примерах. Итак, давай представим абстрактную историю, скажем, продолжение приключений какой-нибудь команды персонажей после окончания основного сюжета. Живут они в фэнтезийном мире, похожем на каноничное Средневековье, только со вполне реальной магией. Героям предстоит сразиться с неким злом, но их мало, а легионы зла несметны, и творят страшные дела не только рядом с героями, где те могут помешать, но и по всему миру. Где и зачем в этой истории могут появиться ОП?

Где-то на просторах интернета встречалась мне шуточка, что «фэнтези – это когда все всё время куда-то идут». Действительно, есть такой архетипический момент, т.к. путь в самом обыденном смысле часто используется как метафорическое отображение жизненного пути, а все приключения, в таком ключе, становятся проверкой на прочность, «ударами судьбы», и дело героев – выстоять. Загвоздка в том, что каноничные герои свои «испытания на прочность» уже прошли – значит, нужно формировать новые, исходя из того, с чем герои ещё не сталкивались. И вот тут, в качестве сюжетного двигателя, может возникнуть первый подтип – важные НПС.

Что отличает их от персонажей, созданных «для атмосферы», ведь и последние могут быть очень неплохо прописаны, иметь имя, связную биографию, трагическую историю? То, что их из сюжета без дополнительных хирургических манипуляций извлечь нельзя. Например, если мы просто упоминаем о некоем абстрактном Васе, который, спасая от голодной смерти семью, украл и поджарил соседского порося – это работает на атмосферу, кое-что говорит о сложившейся обстановке (особенно если упомянуть, что Вася был до того мужиком уважаемым и честным), но Васю ОП не делает. Если же Вася с голоду крадёт порося у героев, которые собирались его принести в жертву обитающему в горах дракону, чтобы тот пропустил их через своё логово на ту сторону гор, где как раз обретается Тёмный Властелин, дело уже другое.

Во-первых, это является двигателем сюжета: раз порося уже зажарили и съели, а в деревне голод и другой пищи нет, героям придётся думать, что делать с драконом. Пойдут ли они через горы тайком, на свой страх и риск, будут драться с драконом, направятся далеко к югу, чтобы обойти горный хребет? Не суть важно, главное, это послужит началом новой сюжетной арки. Во-вторых, это может показать новые грани характера канонических героев. Представим, что победить дракона можно, но только ценой огромных человеческих жертв, гораздо больше, чем погибло бы от голода. Да и от голода люди всё равно будут умирать, одного порося мало, чтобы накормить деревню. Что герой сделает с Васей? Похлопает по плечу, понимающе улыбнётся, поцелует взасос и потребует немедленной свадьбы, повесит на ближайшем суку, скормит односельчанам, возьмёт в качестве проводника через горы, чтобы в случае чего скормить дракону? Если канонический герой прежде с дилеммами такого рода не сталкивался, это может раскрыть его характер с новой, не показанной в каноне стороны.

И тут встаёт вопрос: неужели на место Васи нельзя поставить какого-либо персонажа, уже мелькавшего в каноне, но в третьестепенной роли? Можно, отчего же нельзя. Но тут свои нюансы. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

А) Совпадала ли мотивация ОП и предполагаемого канонического заместителя, или имеются отличительные нюансы?

Б) Можете ли вы (а ещё лучше – какой-нибудь независимый эксперт в лице очень честного знакомого), глядя на Васю, представить выбранного героя канона? Накладывается ли образ канонический на то, что вы хотите продемонстрировать?

В) Должен ли третьестепенный герой сейчас находиться в этой точке времени и пространства, или же вам приходится его передвигать для сюжетных нужд?

Если в каком-то из вопросов вас начинают мучить сомнения – скажем, герой по канону честный, в чём-то наивный, но не глупый, а Вася – благородный дурак, или, скажем, герой должен находиться на другом конце света, то вступает в силу ещё один нюанс. Итак, в-третьих, введение ОП предохраняет от изнасилования канонического характера и образа героя.

Но вот герои разобрались с Васей, может, даже взяли его с собой, и так или иначе миновали горы. Впереди – обитель легионов зла, и возвышается грозный замок Чёрного Властелина… Тук-тук, кто в теремочке живёт? Вот тут и может появиться второй типаж – злодея.

Тут два поворота сюжета. Первый – каноничный злодей был уже повержен в первоисточнике, новое великое зло – ОП. Второй – каноничный злодей жив (или взять период до его кончины), а ОП – несанкционированный приспешник. Как и Вася, укравший порося, он двигает сюжет, борьба с ним часто служит побочной, а то и главной, сюжетной линией. Не буду повторяться касательно роли в сюжете и раскрытия характера главных героев, сосредоточусь на том, что отличает конкретно этот тип. Зачем же вводятся оригинальные, новые злодеи?

Во-первых, разнообразие. Скажем, предыдущее великое зло было каким-нибудь демоном со дна местной Преисподней. Снова возродить его, конечно, раз плюнуть, вот только битвы с безликим злом в каноне наскучили. Что, если столкнуть героев со злом жизненным, земным? Например, с бароном, который обирает мирное население, из-за чего, собственно, и возник повальный голод. Или с королевой, собирающей вокруг себя секту, умело пользуясь глупостью прежних приспешников демона. Главным аргументом в этом случае будет то, что изменится почти всё – от настроя произведения до морали, ведь сложно сохранить чёрно-белый взгляд на происходящее, когда нет однозначно правых и виноватых.

Во-вторых, формирование конфликта. Протагонист-антагонист. Герой-антигерой. Так или иначе, злодей в этом случае будет на одной воображаемой линии координат с героем, просто на противоположном конце. Противодействие, персонифицированный характер этого взаимодействия придают динамику происходящему – что, согласитесь, затруднительно создать, когда каноничный злодей пал смертью храбрых, а новый на его месте не появился.

Но вот герои сражаются с Чёрным Властелином. А где-то там, очень далеко, за морем-океаном, лежит страна Бурбурляндия. Вас так и манит чарующая даль, тем более сейчас там вовсю идёт борьба за престол, и почва для конфликтов благодатнейшая. Для конфликтов, которые, увы, не имеют к главным героям канона никакого отношения. Да и в первоисточнике Бурбурляндии уделено ровно четыре восхитительных абзаца да пара страниц дополнительных материалов. Вот на такой почве обычно вырастает неприхотливый цветочек под названием ОП, существующий в мире канона, но с каноничными героями имеющий крайне мало связи. Да и окружают его, как правило, те же ОП (за редкими исключениями вроде какой-нибудь упомянутой в каноне вдовствующей королевы Изабеллы Бурбурляндской и ещё парочки важных лиц), и сюжет развивается практически как в оригинальном произведении, но с учётом рамок чужой вселенной.

Здесь вопрос «зачем?», в общем-то, повисает в воздухе. Во-первых, новый герой – это чистый лист, его можно провести через многие испытания, которые покажутся тяжёлыми ему, но не героям первоисточника. Предположим, наш ОП никогда не выезжал за город, а тут нужно проследить за таинственным гонцом, который поедет через Тёмные Леса. Испытание ли это для героев, которые в первой части древнее зло прикончили? Тьфу, а не испытание. А вот для ОП – испытание, ещё какое!

Во-вторых, здесь мы сами, как в ориджинале, определяем «уровень допуска» персонажа, его место в мире, восприятие окружением, да и, в каком-то роде, само окружение. Простор для фантазии безграничен, поскольку сделать ОП мы можем кем угодно – от девочки-прислуги на королевской кухне до пятидесятилетнего казначея или министра. А можем вообще взять бродягу из городских трущоб. Произведения, происходящие в той же вселенной, но без пересечения с главными героями (или с пересечением, но кратковременным), происходящие в неведомых землях, обрисованных в первоисточнике лишь схематично, дают нам отпустить фантазию на волю.

Но тут возникает опасность. Та опасность, которая называется «Да это же ориджинал, чего вы его как фанфик пометили! И вообще, главные герои какие-то неправильные, зачем что-то выдумывать, пишите оридж».

Итак, мы постепенно подобрались к решающей части. А именно – как сделать ОП интересным для читателей? Пока что не в романтическом ключе, об этом – чуть позднее.

Итак, вот у нас есть персонаж, для которого нужно место в сюжете. Или сюжетная роль, для которой персонаж нужен. В зависимости от подхода, соответственно, меняются местами причина и следствие. В первом случае мы будем прорабатывать ситуацию, исходя из характера героя, его мотивации и места в мире. Во втором, соответственно, мы будем смотреть на ситуацию и прикидывать – какой герой мог бы в ней оказаться именно в требуемой для сюжета роли, что могло его заставить, кто он вообще? Тут всё не сильно отличается от создания оригинального персонажа в авторском мире, так что в подробном разборе подходов, на мой взгляд, нет необходимости. Сосредоточимся на том, что важно непосредственно при создании ОП.

ОП должен укладываться в рамки вселенной. Наверное, многие сразу подумали о часто встречающейся в статьях на тему Мэри Сью фразы, что персонаж должен быть слабее самого сильного, глупее самого умного, и вообще в чём-либо превосходить любого из главных героев не должен. Так вот. Распечатайте эту фразу, сожгите и спляшите вокруг костра ритуальный танец. А лучше – допишите её до вот такого состояния:

ОП не должен быть сильнее самого сильного, умнее самого умного, быстрее самого быстрого из канонических персонажей одновременно. Любое же «быстрее, выше, сильнее» должно оправдываться сюжетной необходимостью или местом персонажа в мире.

В общем-то, всё вышесказанное о рамках вселенной можно резюмировать одной фразой. Герой может и должен выбиваться за рамки, если того требует его сюжетная роль и на этом завязан его внутренний конфликт. Вася, укравший порося, запросто может быть очень шустрым – вы попробуйте умотать так, чтоб не заметили, волоча в мешке визжащее нечто, которое слышно на всю округу! Другой вопрос, что, выбиваясь из одной рамки, он не должен «ломать» все существующие.

Предлагаю лёгкое упражнение, чтоб руки размять. В принципе, оно и для ориджей применимо, но с нюансами. Берёте карандаш, ручку, фломастер, да хоть кусок угля или окровавленную зубочистку, главное, чтобы рисовать можно было. На ближайшей поверхности, за рисование на которой вы не огребёте, рисуете квадрат. Квадрат должен быть достаточно большим, чтобы там уместилось два-три предложения мелким почерком или хотя бы циферки, чтобы в сноске написать, что они значат. Нарисовали? Отлично! Теперь пишете в квадрате (или за его пределами, но указав цифры-сноски), как живёт в упомянутом обществе среднестатистический его представитель. Здесь и кроется тот самый нюанс: если в ориджинале мы можем формировать рамки так, как нам вздумается (если они не были обозначены ранее), то в случае с фанфиком используются материалы канона.

Скажем, берём всё того же Алекса. Класс, к которому он принадлежит – Бурбурляндское дворянство. Скажем, в этой среде считается позором для семьи, если юноша плохо образован или не умеет вести себя в обществе, будь он даже троюродным племянником бабушки хозяйской горничной по линии соседского садовника. Мальчики обычно сперва учатся в школах-интернатах (преимущественно военно-административной направленности), затем, к шестнадцати годам, возвращаются в отчий дом с приличным багажом знаний, после чего либо продолжают обучение, дабы стать учёными-докторами-ещё кем, либо, как альтернативный вариант, отправляются на военную службу. Ещё приняты в этой среде браки по договорённости: зачастую дети ещё в колыбели качаются, а уже с кем-нибудь помолвлены. До десяти лет не стать пунктом такого брачного договора – позор и нонсенс.

А теперь оцениваем, насколько наш ОП – тот же Алекс – вписывается в упомянутую схему. Например, мы обнаруживаем, что в свои пятнадцать он находится на домашнем обучении. Говорим себе «раз» и рисуем палочку, перечёркивающую одну из сторон квадрата. Рядом с ней ставим цифру, в расшифровке к которой помечаем причину заминки и то, как она объясняется. Либо Алекс очень болезненный, и родители предпочитают не позориться демонстрацией отсутствующих способностей сына, либо, как ещё вариант, им на него настолько наплевать, что они предпочли учить его на «отцепись», а болезненность – просто предлог. Соответственно, появляется новая грань нашего ОП – та самая болезненность. Она должна будет играть, проявляться в сюжете и в других моментах; если же Алекс вдруг окажется крепким здоровячком, то тут вам и недоумение окружения, и вопросы к его семье… Объяснение исключительному моменту в судьбе ОП должно быть так же, как и сам персонаж, укоренено в сюжет настолько, насколько возможно, особенно если речь идёт об альтернативном главном герое. Он должен быть интересен, да, но при этом он должен ощущаться частью мира.

Итак, у нас получилось «Да, Алекс учится дома, НО всё дело в том, что родителям не хотелось тратить деньги на его образование, и вообще он нелюбимый ребёнок», мы можем облегчённо вздохнуть. Ничего страшного в нашей чёрточке нет. Идём дальше, и вдруг выясняем, что Алекс сморкается в скатерть, хамит направо и налево, а также, несмотря на очень знатное происхождение, ни с кем не помолвлен. Предположим, мы сможем всё это объяснить: персонажем не занимались, рос он вместе с детьми прислуги, вести себя в обществе его не научили, потому что думали, что из-за болезненности он вообще ребёнком помрёт, а помолвка на самом деле была, просто отец девочки, которая должна была стать женой Алекса, увидел, какого Маугли ему готовят в зятья, пришёл в ужас и потребовал помолвку разорвать. Окей. Объяснение есть. Если проблемы персонажа проистекают из одной и той же причины (Алекса не воспитывали, так как не думали, что за него придётся краснеть, и собирались похоронить его лет в девять), то чёрточка рисуется на той же стороне квадрата, что и первая. Это не что-то невероятное, а логичное развитие характера. Сюда же в итоге отправится то, что он боится голода и нищеты.

Но вдруг мы выясняем, что есть ещё один нюанс. Например, если углубляться в выдуманную вселенную и выдуманные рамки, то мы можем обнаружить, что Алекс – неожиданно – занимается магией, а тех, кто проявляет магические способности с раннего возраста, очень уважают. Но Алексу ничего хорошего это не приносит – его пинают все подряд. Придумываем объяснение («нелюбимый ребёнок» здесь уже не пройдёт, так как не воспользоваться подобным удачным способом повысить свой престиж и заодно не сплавить ОП в местный Хогвартс – довольно странно для его родителей). Перечёркиваем другую сторону квадрата. Далее, если причины для необычности судьбы Алекса будут отличаться от двух уже записанных (вы же помните, что объяснения должны играть на сюжет, вызывать реакцию общественности, а не просто упоминаться вскользь, на то самое отцепись?), делаем следующее: перечёркиваем оставшиеся стороны квадрата.

Мы достигли ситуации, когда перечёркнуты все четыре стороны? Поздравляю, это предел. Дальше стоит подумать, как уложить персонажа в рамки канона, потому что в противном случае у большинства, даже при наличии объяснений, возникнет шальная мыслишка, что герой, а то и всё произведение (в случае, если каноничные герои в повествовании не фигурируют или же фигурируют в качестве НПС десятой важности), к взятому фэндому никакого отношения не имеют.

А как, собственно, укрепить уверенность читателей в том, что это всё же фанфик, а не оридж? Как ни странно, встреча с героями первоисточника – это только один из способов. Может сыграть на руку, например, упоминание неких каноничных событий. Даже если война главных героев с Чёрным Властелином происходит далеко за морем, в Бурбурляндии нет-нет, да кто-нибудь и озаботится, как бы до них не докатилось. А может, Бурбурляндия воевала со страной, откуда родом каноничные герои, и теперь местные министры всеми силами давят на королеву, чтобы та нарушила заключённое годы назад перемирие и вновь объявила войну, пока враги ослаблены? Если в каноне происходили громкие события, которые невозможно не заметить, ОП будет иметь какое-либо мнение об этих событиях и героях, знать о них.

Не последнее место занимает использование оригинального материала в создании атмосферы: вместо того, чтобы выдумывать свой город, где будет происходить действие, лучше взять в зубы все материалы по миру, какие только удастся найти – и поискать город, лучше всего отвечающий потребностям вашего сюжета там, на карте. Иными словами, если там написано, что в Бурбурляндии столица – портовый Бурсбург, известный своими перчёными колбасками из свинины и хмельным напитком с добавлением водорослей, то флаг вам в руки! Пишите о том, как ваш ОП, к примеру, ужинает теми самыми бурсбургскими колбасками, гуляет в порту, морщит нос от запахов с моря и с тех кварталов, где сплошь торгуют рыбой и свининой… Старайтесь обрисовать атмосферу выбранного места действия максимально канонично, если же происходят какие-то резкие перемены, не забывайте упомянуть, что это удивляет героя (представьте, всю жизнь колбасками ужинал, а тут – раз! – и во всём городе лавки мясников закрывают, а торгуют вместо этого репой и творогом). Если убыло в одном месте, то должно прибавиться в другом; если главный герой – ОП, то каноничным должен быть мир вокруг. Думаю, схема ясна.

Пара слов отдельно касательно романтики и пейрингов с героями первоисточника.

Помните упражнение с квадратом? Тут сейчас будет похожее. Итак, есть квадрат, у квадрата четыре стороны. Только теперь мы пишем не внутри квадрата, а вдоль тех самых сторон. А пишем ответы на следующие вопросы (один ответ – одна сторона):

А) У героя, с которым планируется свести ОП, имеется каноничная пара? Или же он, скажем, дал обет безбрачия, и вообще убеждённый холостяк?

Б) Каноничное отношение героя к общественной группе, к которой принадлежит ОП, скорее отрицательное? Или, если классовое неравенство отсутствует, героя мог бы раздражать характер ОП?

В) У героя и ОП больше пятнадцати лет возрастной разницы?

Г) Исходя из каноничной ориентации, герой не мог заинтересоваться предоставленным ОП?

Если на хоть один из вопросов прозвучал ответ «Да», то перечёркивайте сторону квадрата. Когда будут перечёркнуты все четыре стороны – высока вероятность, что вам придётся очень, очень, очень попотеть с объяснениями. Или переписать героя. Я имею в виду – своего или свою ОП, а не каноничного героя. Есть прекрасное выражение «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Так вот, в чужой канон тоже со своим уставом лучше не соваться. Если вам идейно важно описать перемены в характере каноничного героя – пусть они будут постепенными, плавными, потому что измениться вот так, с бухты-барахты, невозможно. Да, даже во имя большой и чистой, как розовый слон, любви.

Каноничная пара героя. Не обязательно, как часто делается, превращать девушку понравившегося персонажа в шлюху-истеричку, которой от него нужны только деньги или положение в обществе, а то и вовсе убивать на первых же кадрах повествования. Не нужно пытаться «обелить» ОЖП, из песни слов не выкинешь: пытаться заграбастать себе парня, не считаясь с существованием девушки, которая его любит и которую любит он – не есть хорошо. Не стоит и выкидывать её из первоисточника в принципе, ставя ОЖП на её место: монастырь, уставы, все дела. В конце концов, между каноничными персонажами могла произойти ссора – почему бы хоть раз, например, не по вине героя, или же в сложившемся каноне взят период, когда они ещё не были парой, соответственно, ОЖП и каноничная девушка героя в равных условиях… На самый худой конец, каноничная пара героя может и в самом деле погибнуть. Правда, этот вариант довольно затёрт, да и частенько герой слишком уж быстро забывает свою любовь. С обетом безбрачия, особенно если он дан в прямом смысле и для героя много значит, сложнее. Его в угол не задвинешь и в реке не утопишь. Убеждённый же холостяк вполне может влюбиться в девушку, которая, к примеру, готова вместе с ним странствовать и рубить драконов, а вот очаровательное создание, мечтающее о муже, детях и пикниках по воскресеньям, его может и отпугнуть. Так мы перетекаем ко второму пункту.

Классовое неравенство – вечная тема. При умелом использовании может сыграть, да ещё как! Немец-фашист, влюбившийся в еврейку, благородная разбойница типажа Робин Гуда в юбке, влюбившаяся в кого-то из ненавистных богатеев… Однако тут свои подводные камни: не стоит забывать о том, что предрассудкам не свойственно исчезать в одно мгновение, потому что у вон того богача очень красивые глаза, а у еврейки ноги длинные. С характерами та же ерунда: любящие друг друга люди не обязательно должны быть клонами, конечно, но в них должна быть готовность чем-то пожертвовать, пойти на компромисс. Лучше всего – с обеих сторон, потому что когда во имя отношений меняется только один, а другой знай себе живёт, как раньше, это уже совсем другая история. Грустная. Типа «Русалочки» Андерсена. То есть, подчёркиваю ещё раз – любовь постепенно (!) меняет обоих. Была у Емеца хорошая фраза на тему, что люди – как губки, смоченные разноцветными красками. Соприкасаешься с другим человеком – и на твоей внутренней «губке» остаётся след. То есть, здесь можно слегка видоизменять характер как ОП, так и каноничного героя, с маленьким нюансом – тот должен оставаться узнаваемым, а не сворачивать в нечто диаметрально противоположное. В первую очередь и ОП, и каноничный герой – личности, а не картонки для сценок дешёвой романтики.

Разница в возрасте. Она не может не играть на сюжет, потому что, увы, так или иначе будет проблемой. Из популярных нынче фэндомов особенно заметно в каком-нибудь «Хоббите» (имеются в виду фильмы Джексона): взрослые мужчины, хорошо так за сорок, если не за восемьдесят, ибо гномы же, имеют плохое свойство западать на шестнадцатилетних. Дело-то ведь даже не только в законах, возрасте сексуального согласия и прочем. Дело в том, что, когда кончится романтика, героям придётся устраивать быт. И – о ужас! – разговаривать. Не о своей неземной любви, а о том, что интересует каждого из них. И тут может выйти серьёзная нестыковка интересов, взглядов (сомневаюсь, что подростковый максимализм, к примеру, вызовет у взрослого мужчины что-то кроме снисходительной улыбки). Сначала это может умилять, не спорю, но постепенно романтическая пелена сползёт. И получится, что неземной страсти уже нет, а максимализм раздражает. Так вот люди и расходятся. Печально. Впрочем, если бы вдруг кто-то написал сюжет с именно таким развитием событий – флаг ему в руки.

В общем и целом, создание ОП – кропотливый труд; иногда он даже сложнее, чем создание персонажей для своих собственных произведений. Если мир создан вами самостоятельно, то и рамки этого мира воспринимаются как само собой разумеющееся, да и гнутся они лучше, чем неподатливый материал чужого канона. При написании фанфика с ОП всегда есть риск, что кому-то он не придётся по душе даже при идеальной обработке. Но стоит ли бояться писать?

Нет, однозначно нет. Пишите, учитесь, ошибайтесь – с первого раза без ошибок не пишет никто. Другое дело, что ошибки нужно замечать, стараться находить их, а не делать вид, что их нет. Это как с огородом: сами собой сорняки не уберутся, даже если активно убеждать себя, что их нет. Нужно надевать перчатки, брать ведро или таз – и бодренько чесать по грядкам, выдёргивая всё, чего там расти не должно. Непросто, да, но того стоит, однозначно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *