Что значит озаглавить текст 2 класс
Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Озаглавливание текстов»
Цель. Формирование орфографической грамотности.
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Прозвенел для всех звонок.
Начинается урок.
II. Минутка чистописания.
Тетрадь по чистописанию. Урок №23.
III. Словарная работа.
Отгадайте загадки, запишите слова, обозначьте орфограммы.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи. (Собака)
Не живая, а идёт.
Неподвижна, а ведет. (Дорога)
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка
Можешь и нарисовать
Что такое я? (Тетрадь)
IV. Повторение знаний о тексте.
1. Беседа-игра “Закончи предложения”.
– По заглавию можно узнать …
2. Практические упражнения.
а) Узнайте (предположите) по заглавию о чем текст. Составьте 4-5 предложений (на доске карточки).
Удивительная книга.
При прослушивании определяется главная мысль каждого составленного текста.
б) Работа с текстом на карточке. Прочитайте текст. Подберите заглавие к тексту.
Берегитесь, зайцы и тетерева!
1. Прочитайте. Подберите заглавие.
2. Выпишите слова с изученными орфограммами, обозначьте их.
Определяется самый точный заголовок и записывается в тетрадь. (Хитрая рысь)
В каком предложении выражена главная мысль текста? Запишите предложение. Подчеркните изученные орфограммы.
в) Работа по учебнику. Упражнение № 40. Выполняется по заданию.
V. Самостоятельная работа на ПК.
Прочитайте внимательно задания. Выполните задание. Сохраните, затем проверьте.
Запишите в тетрадь: Работа на ПК.
Если выполнили задание быстро, то выполните задание 2 на карточке.
I группа
1. Найти границы предложения.
2. Поставить нужный знак в конце предложения.
3. Озаглавить текст (выбрать один из трех вариантов)
Наступила осень в зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберезовики и нарядные подосиновики
а) Лето. б) Скоро осень. в) Осень.
Проверь. “Поверни ключ”
II группа
1. Найти границы предложения.
2. Поставить нужный знак в конце предложения.
3. Озаглавить текст (выбрать один из трех вариантов)
Наступила осень в зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберезовики и нарядные подосиновики.
Поверь “Поверни ключ”
III группа
1. Найти границы предложения.
2. Поставить нужный знак в конце предложения.
3. Вставить пропущенное слово.
4. Дописать одно предложение.
5. Озаглавить текст (выбрать один из четырех вариантов).
Наступила осень в зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберезовики и нарядные подосиновики
а) Скоро осень. б) Листопад. в) Осень. г) Осенние заботы.
Проверь. “Поверни ключ”
(Проверь. “Поверни ключ”. Ниже этих слов учащиеся выделяют черным часть странички, где размещён образец выполнения работы.)
Наступила осень. В зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди. Ярко краснеют гроздья рябины. А сколько грибов появилось в лесу! Очень хороши стройные подберёзовики и нарядные подосиновики.
Важен ли для читателя заголовок текста? Почему?
Текст. Заголовок текста
Чтобы понять, что такое текст, рассмотрим две группы предложений и определим, в каком наборе предложения связаны по смыслу:
1. На день рождения мне подарили щенка. Оля мечтает стать учительницей. Наступила золотая осень.
2. Маша живет в селе Луговом. Она учится во втором классе. Летом девочка часто ходит на ферму. Там работает ее мама.
В первой группе предложения не связаны по смыслу, а во второй все предложения связаны по смыслу: в первом предложении говорится о Маше, которая живет в селе, во втором – что Маша учится во втором классе, из третьего предложения мы узнали, куда Маша ходит летом, а из четвертого – где работает мама Маши. Можно сделать вывод, что вторая группа предложений – это пример текста.
Текст – это два или несколько предложения, связанных по смыслу.
Теперь узнаем, могут ли предложения в тексте располагаться беспорядочно, и проверим это. Прочитайте предложения. Подумайте, можно ли их назвать текстом. Если нет, то восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст:
1. И все цыплята залезли к ней под крыло.
2. Во дворе ходила курочка с цыплятами.
3. Вдруг пошел сильный дождь.
4. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила.
Во дворе ходила курочка с цыплятами. Вдруг пошел сильный дождь. Курочка скорей на землю села, все перышки растопырила. И все цыплята залезли к ней под крыло.
Если в тексте предложения связаны по смыслу и стоят в определенном порядке, то такой текст называется связанным. Если нарушается этот порядок, то и нарушается связь между предложениями, текст распадается. Узнаем, как же связываются предложения в тексте.
На лесной поляне мы заметили медведя. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ягодами малины. Могучий великан наелся и отправился дальше.
Обратим внимание, что первое и второе предложения связаны с помощью слов «лесной житель». Второе и третье – с помощью местоимения «он». Четвертое с третьим – с помощью слов «могучий великан» (так автор назвал медведя).
Предложения в тексте могут быть связаны с помощью синонимов или местоимений, чтобы избежать повторов.
В любом тексте можно определить его тему и основную мысль.
Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.
Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор в своем тексте. Более подробно об этом вы узнаете на следующих уроках.
Рассмотрим, что такое заголовок текста и как озаглавить текст.
Озаглавить текст – значит дать ему название. Заголовок может отражать тему или основную мысль текста.
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста.
Была у Бори собака Шарик. Идет мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет. Шарик – настоящий друг.
Тема: мальчик и собака
Основная мысль: собака – настоящий друг.
Озаглавить текст можно так: «Боря и Шарик» (этот заголовок отражает тему текста), «Настоящий друг» (этот заголовок отражает главную мысль текста).
В каждом тексте можно выделить опорные слова. Узнаем, что это такое.
Прочитайте текст. Определите, без каких слов не было бы текста.
Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам стояли крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат.
Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормит – это опорные слова.
Опорные слова связывают предложения в тексте в единое целое.
Составим текст, используя только опорные слова:
весна, дети, лодочка, бумага, сделали, ручей, пустили, поплыла, бежали, смеялись.
Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Ребята пустили ее в ручей. Лодочка быстро поплыла. Они бежали за ней и смеялись.
Чтобы передать основную мысль текста, его разбивают на смысловые части – абзацы. Каждый абзац – это новая мысль автора. Абзац пишется с красной строки.
Прочитаем текст и определим его части, выразим основную мысль каждого абзаца.
На льдине
Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.
Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.
Рассмотрим первый абзац. В этой части рассказывается о том, как рыбаки отправились на рыбалку:
Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.
Основная мысль второго абзаца – начался шторм, и рыбаки оказались на льдине в открытом море:
Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Основная мысль третьего абзаца – помощь пришла:
Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.
Озаглавим каждый абзац:
Таким образом, у нас получился план текста.
Памятка по работе с текстом
1. Прочитайте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите главную мысль текста.
4. Озаглавьте текст.
5. Разбейте текст на части.
6. Озаглавьте каждую часть.
7. Составьте план текста.
8. Определите опорные слова.
9. Перескажите текст.
10. Запишите текст по памяти.
С помощью этой памятки вы сможете подготовиться к пересказу текста или изложению.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Урок русского языка «Текст. Заголовок текста» 2 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по русскому языку «Текст. Озаглавливание текста».
Формировать УУД: интерес к письму; оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» (Личностные результаты); умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его ( Регулятивные УУД);
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать группе. ( Коммуникативные УУД);
умение вычитывать все виды текстовой информации ( Познавательные УУД).
Заглавие, главная мысль, тема текста, текст.
Конспект урока по русскому языку «Учимся озаглавливать текст»
Анастасия Шмакова
Конспект урока по русскому языку «Учимся озаглавливать текст»
Тема: Учимся озаглавливать текст.
Цель: Научить детей озаглавливать текст.
— Учить выделять главную мысль в тексте;
— развивать словарный запас у детей, наблюдательность, умение отвечать на поставленные вопросы.
— воспитывать уважительное отношение к русскому слову.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оборудование: УМК «Начальная школа 21 века»; Русский язык 2 класс, 1 часть. Иванов С. В., Евдокимова А. О, ИКТ.,
1.ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2.добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
3.перерабатывать полученную информацию: сравнивать и анализировать информацию.
4. делать выводы на основе обобщения умозаключений.
5. преобразовывать информацию из одной формы в другую
1. составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;
2. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
3. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
1.доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2.доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
сохранять мотивацию к учёбе;
положительное отношение к школе.
Ход урока
Этап урока Ход урока Время Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.Организация класса. –Здравствуйте, ребята!
–Меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня урок русского языка
– Нас не будет ждать звонок
Начинать пора урок
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь 1 Самоорганизуются Л
II. Минутка чистописания
-А сейчас проведем минутку чистописания.
Я тетрадь свою открою,
Я, друзья,от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
— Запишите число, классная работа.
— Пропишите: Гг, Сс, Чч
-Обратите внимание на слайд перед вами слова, в которых пропущены буквы.
-Какая буква пропущена в первом слове? Во втором, в третьем?
-Что мы сейчас записали?
-А что можно составить из слов?
-Давайте с одним из слов составим предложение.
-Чем отличается предложение от слов?
-Я вам предлагаю схему, только она не закончена. Постарайтесь догадаться, что пропущено. Что мы получаем из предложений?
III. Актуализация знаний Прогнозирование темы и цели урока. Слово – предложение – …. слайд
– Как вы думаете, что такое текст? Где его можно встретить?
-Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?
-Что же такое текст? Чем текст отличается от предложений?
– Закончите следующие предложения.
• В каждом тексте о чём-то или о ком-то говорится. Это … (тема текста).
• Тема может быть отражена …. (в заголовке текста).
Озаглавить текст-это значит в одной фразе (слове) донести главную мысль автора или ключевой смысл самого текста.
10 Прогнозируют тему урока
Отвечают на вопросы учителя Л
IV. Открытие новых знаний.
1) Прочитайте предложения.
-Можно ли назвать эти предложения текстом?
— Выбери только те предложения из которых можно составить текст.
Над лесом встаёт солнышко. На столе стоит чайник. Под его лучами синей лентой блестит река. Едет машина. На её берегах уже сидят рыбаки. Кот пьёт молоко. Они наловили много рыбы. На улице холодно и сыро. Хороша будет уха!
-А эти предложения можно назвать текстом?
-Почему теперь можно назвать это текстом?
-Мы с вами вспомнили, что такое текст. Наша задача научиться его озаглавливать.
— Озаглавить текст-это значит в одной фразе (слове) донести главную мысль автора или ключевой смысл самого текста.
-Какую картину вы представили?
-Так значит какая основная мысль этого текста?
-На странице 23 обратите внимание на упражнение номер 1.
-Подберите 2-3 заголовка к тексту и запиши их в тетрадь.
-Что нам нужно сделать, что мы мы смогли его озаглавить?
-Какие заголовки у вас получилось?
2) Из слов каждой строчки составьте предложение. Озаглавьте его.
за, Вася, ухаживать, летом, помогал, дедушке, цветами;
пора, идти, наступила, в, школу;
срезал, огромный, утром, дед, осенних, букет, цветов;
принёс, класс, в, этот, Вася, букет, поставил, цветы, стол,
как, цветы, красивы, эти, осенние.
-Давайте вместе составим первое предложение.
(Вася летом помогал дедушке ухаживать за цветами)
-Остальные составьте самостоятельно
-Озаглавьте полученный текст и запишите название в тетрадь.
3) Прочитайте стихотворение и определите его главную мысль. Выберите к этому текстузаголовок и выпишите: «Ежонок», «Дружная семья», «Колючий ребёнок».
У ежей подрос ежонок –
Но боятся мама с папой
Малыша погладить лапой.
Раз, два, три, четыре, пять,
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей 2 Делают физминутку.
VI. Закрепление раннее изученного. На стр 24 обратите внимание на упражнение 2.
-Прочитайте заголовки. Подумайте, о чем может говориться в тексте с такими заголовками.
-Какие тексты о зиме можно назвать любым из заголовков?
-Какой заголовок подходит только к одной зимней истории?
-Объясните ответы. Работают по учебнику
Дети выполняют упражнения.
– Что такое текст?
– Что такое главная мысль текста?
-Выставление оценок. 5 Подводят итоги
Оценивают свою деятельность на уроке
Записывают домашнее задание.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.
Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.
Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.
Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 5. Что такое текст
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием«текст», научитесь отличать текст от набора предложений.
Вы уже знаете, что наша речь состоит из слов. Слова мы можем объединять в предложения.
Предложение — это не просто набор слов. Это группа слов, связанных между собой по смыслу. Например: яркое, солнце, из-за, выглянуло, облаков. Будет ли это предложением? Конечно, нет. Предложение должно выражать законченную мысль. Составим из этих слов предложение. Из-за облаков выглянуло яркое солнце. Теперь перед нами предложение.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Из предложений мы можем составить текст. Но предложения в тексте должны быть выстроены в определённом порядке. Если этот порядок нарушить, получится бессмысленный набор слов или предложений.
Перед вами несколько предложений.
Как видите, это тоже не текст. Нарушен порядок предложений. Давайте восстановим его.
Теперь перед нами текст. Предложения в нем стоят в определённом порядке. Они связаны между собой по смыслу. В тексте говорится об осени, о том, какое это чудесное время года. Мы можем придумать заголовок. Например, «Чудная осень».
Рассмотрим ещё один пример.
Вечером мы возвращались домой началась гроза гремел гром сверкала молния ветер яростно качал деревья.
Этот текст трудно читать. Нет деления на предложения.
Выделим предложения, поставив недостающие знаки препинания.
Вечером мы возвращались домой. Началась гроза. Гремел гром. Сверкала молния. Ветер яростно качал деревья.
Текст восстановлен. В тексте идёт речь о грозе. Поэтому его можно озаглавить «Гроза».
Сегодня на уроке вы узнали, что текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Является ли данная запись текстом?
Солнце часто прячется за тучи. Космонавты готовились к полёту. Коля читал интересную книгу. Мама пошла в магазин.
Подсказка: текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений; предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Задание: Последовательность предложений.
Укажите последовательность предложений.
__На ней растут цветы.
__Большие цветы золотыми головками качают.
__Есть у нас во дворе клумба.
__Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек.
__А маленькие цветы лепестками машут.
Подсказка:предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу.
2 На ней растут цветы.
3 Большие цветы золотыми головками качают.
1 Есть у нас во дворе клумба.
5 Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек.